Jump to content
Форум - Замок

Духовность


Recommended Posts

Друзья,

Что значит в вашем понимании слово духовность.

Какой значение вы вкладываете, когда говорите о духовности

и меняется ли смысл этого слова для вас, если смотреть на это с разных позиций:

психологии, эзотерики, верований (религий), социологии.

 

PS Если есть уже такая тема на форуме, дайте ссылочку пожалуйста, я искала, не нашла.

Link to post
Share on other sites
  • Replies 112
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Я бы не разделял эзотерику и верования/религии...

 

Эзотерика - это та часть старых вер, которые стали

на каком-то историческом этапе - скрытыми...

 

Были Веды(или Веданта) - полностью открытая вера....

 

На определенном этапе - из веданты родились индуизм...

а позднее буддизм...даосизм и т.п....

И вот уже в них - возникли недоступные непосвященным

разделы - Йога и т.п. системы...

 

В иудаизме - тоже есть эзотерическая часть - Каббала...

 

Есть скрытые разделы и в христианстве и в исламе...

Но к ним не допущены не только простые прихожане...

но и рядовые попики...т.к. это - прерогатива высших

иерархов...

Link to post
Share on other sites

Я бы не разделял эзотерику и верования/религии...

Эзотерика - это та часть старых вер, которые стали

на каком-то историческом этапе - скрытыми...

Да, конечно, вы правы,

но согласитесь, большая часть верующих (религиозных) людей

особо не углубляется в суть недоступных и скрытых разделов.

А мнения хотелось бы услышать и тех кто глубоко заплыл и тех кто на поверхности.

Вот только по этой причине я поставила знак препинания.

В иудаизме - тоже есть эзотерическая часть - Каббала...

сейчас это очень модное занятие,

не то что в былые времена...

Link to post
Share on other sites

Да, конечно, вы правы,

но согласитесь, большая часть верующих (религиозных) людей

особо не углубляется в суть недоступных и скрытых разделов.

А мнения хотелось бы услышать и тех кто глубоко заплыл и тех кто на поверхности.

Вот только по этой причине я поставила знак препинания.

Ну...на то они и скрытые знания...

 

С появлением эзотерики - появилась и охрана этих знаний...

 

Классический пример этого - массонство...

сейчас это очень модное занятие,

не то что в былые времена...

Ну...это - благодаря профанаторам типа Лайтмана...
Link to post
Share on other sites

Ну...это - благодаря профанаторам типа Лайтмана...

Ну что вы его так )))

Его учитель вроде признанный был каббалист,

наверняка он передал ему достаточно знаний.

Конечно он донельзя упростил всё и поставил неплохой бизнес на этом,

но разве это наносит вред кому-то, дело ведь добровольное.

Link to post
Share on other sites

Лайтман не первый,кто сделал из Каббалы бизнес. До него это сделал Берг.

Другoй вопрос-а бизнес ли ? Возможно,люди действительно готовы сегодня принять это учение ?

Link to post
Share on other sites

Ну...на то они и скрытые знания...

 

С появлением эзотерики - появилась и охрана этих знаний...

 

Классический пример этого - массонство...

 

Ну...это - благодаря профанаторам типа Лайтмана...

А мне он как популяризатор нравится. И я иногда его лекции слушаю.

Link to post
Share on other sites

Возможно,люди действительно готовы сегодня принять это учение ?

думаю, что большое количество людей готовы адекватно принять информацию,

если её преподносить в доступной форме,

но первоисточник переварить дано единицам

И я иногда его лекции слушаю.

и я этим "грешу" :36_1_12:
Link to post
Share on other sites

Слышала от интересующихся людей,что Берг более интересен.

У него, как мне показалось, акцент на якобы практическую сторону Каббалы,

это людей и привлекает, ведь мы всегда хотим одной пилюлей решить все свои проблемы,

хотя если честно, то практической там и не пахнет.

Link to post
Share on other sites

ДУХОВНОСТЬ - какое сладкое слово.

Сразу возникает в голове другое слово СВОБОДА. Еще возникает слово ПОБЕДИТЕЛЬ.

Духовность, Дух, что-то напоминающее воздух наполненный движениями света. Это где-то высоко и одновременно у тебя в груди.

Когда возникло стремление к духовности, то ощущалось это так. Внутри есть что-то негативное , тяжелое от чего хочется избавиться и есть какая-то пустота которую хочется заполнить чем-то светлым и теплым, чувство, что чего-то в тебе не хватает. Будто ты когда-то ушла из родного дома и блуждала долго в темноте , холоде, чужой стране. И вот когда ты находишь эту духовность и понимаешь что же нужно в себя впустить, чем духовную жажду уталить, то в душе будто вздох облегчения возникает : ты снова дома, рядом родные душой люди, на душе тепло и светло. Ты свободна! Свободна от оков, сковывающих твою личность и у тебя есть опора в обретенной духовности. Ты победила, преодолев препятствия внутри себя.

Для меня эти три слова стоят рядом : духовность, свобода, победитель.

Чтобы обрести духовность нужно отказаться от чего-то. Отказ от чего-то это обретение свободы. Ты свободен ОТ. Свободен ДЛЯ движения в верх. Преодолеваешь себя и встаешь на более высокую ступень развития. Как воздушный шарик взмываешь вверх. Ты проходишь через себя , ты побеждаешь себя.

Извините, если не понятно или обобщенно пишу. Это мои личные переживания, поэтому все в чувствах и образах.

Мои поиски себя и духовности увенчались успехом, чему я несказанно рада. Еще есть чувство благодарности к помогавшим мне в этом людям. Мне кажется без них у меня бы ничего не получилось. Но я еще в пути.

Link to post
Share on other sites

если её преподносить в доступной форме,

Хочешь я тебе прочитаю в доступной форме лекцию по японскому фехтованию?

То что ты не станешь вторым Мусаси - 100%...а если не дай боги возьмешь

в руки меч - точно станешь инвалидом...

 

Вот и с Лайтманом - примерно тоже самое...

Link to post
Share on other sites

Вот и с Лайтманом - примерно тоже самое...

Тот "меч", который вкладывает в руки своих слушателей Лайтман

не способен никого сделать инвалидом, ибо уровень знаний,

который он распространяет не достаточен, чтобы это учение стало оружием.

 

Конечно это мое субъективное мнение.

Я не являюсь его последователем,

просто как-то засунула свой любопытный нос на его сайт.

Link to post
Share on other sites

Eteri, может ты сможешь найти ответы о духовности в этой статье и сможешь найти книги о духовности заинтересовавших авторов.

 

 

Исследование сущности духовности в психологии.

В отечественной психологии проблема духовности и нравственности получила освещение в работах классиков психологии – Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе. В современной психологии она является предметом рассмотрения в исследованиях К. А. Абульханова-Славской, Б. С. Братусь, А. В. Брушлинского, Ф. Е. Василюка, М. И. Воловиковой, В. В. Знакова, В. А., В. П. Зинченко, Елисеева, В. Д. Шадрикова, П. Е. Симонова, Ю. П. Ершова, Е. Варламовой, Л. Анциферовой, В. Петровского, В. Панферова, В. Слободчикова, Е. Исаева, С. К. Бондыревой, С. Д. Колесова, И. М. Ильичевой, В. Н Колесникова и мн. др.

В работах Б. С. Братуся представлена ценностно-смысловая концепция личности, согласно которой сущность человека определяется через его отношение к другому человеку как к самоценности, к существу, олицетворяющему собой бесконечные потенции человеческого рода. Духовность, согласно Братусю, относится к родовым определениям человеческого способа жизни, выступает во всем своем богатстве и многообразии в качестве субъективного бытия, особого рода реальности.

Психологическим основанием духовности являются «специфические функции смысловых образований как основные конституирующие единицы сознания личности». Духовное начало человека связано с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры (44, 121). В психологическом плане духовность характеризуется понятиями разума и мышления, миром человеческих идей и созерцаний, такими эмоционально-волевыми свойствами и состояниями, как доброта, любовь, раскаяние, смирение. С общественной точки зрения она представляет собой идеальный комплекс норм, которые выступают по отношению к субъекту и обществу не как данность, а как заданность и непреложный императив (44, 124).

Определяя роль духовности в развитии личности, Братусь указывает, что она придает смысл жизни человека; в ней он черпает ответы на волнующие его экзистенциальные проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Она открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает человеку, что является для него главным и наиболее ценным, дает ему то, ради чего стоит жить (44, 125). Духовность субъекта или «индивидуальный дух» представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры: переживание нравственных норм общежития как внутреннего «категорического императива», усвоение высших ценностей родового бытия человека как своих собственных.

Н. В. Марьясова рассматривает духовность как систему отношений человека к миру и себя в мире, т. е. как определенную программу поведения, являющуюся составной частью целостной самоактуализирующейся личности, проявляющуюся в виде определенного мироотношения и определяющую приоритет высших духовных ценностей над витальными (132. 3). Говоря о духовности, она выделяет, прежде всего, нравственный строй личности, ее способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следовать идеалам истины, красоты, добра. Соответственно нравственность оценивается как одно из измерений духовности человека (132. 4).

Согласно В. Н. Колесникову духовность — это основная глубинная Сила человеческой индивидуальности. Ее активность устремляет душевный мир к предельному состоянию эволюции — к Совершенству. Пробуждение ее объединяет индивидуальность не по крови, а по духовному родству со всем живым окружением. Пробуждение Духовности выражается в усилении чувства наполненности душевного мира, а подавление — в опустошении душевного мира (по научному «экзистенциальный вакуум»). При опустошении душевного мира возникает стремление «наполнить» его чем-то «объективным», что порождает нарушение приоритета «субъективного» над «объективным» и, как следствие, нарушение трех основных законов душевного мира со всеми вытекающими отсюда неврозами. Духовность — это стержень всех Сил индивидуальности, обеспечивающий ее целостность. В случае подавления Духовности возникает ноогенный невроз или, другими словами, невроз потери смысла жизни. Психология Духовности в соответствии с тремя принципами причинности должна рассматривать в качестве главной Силы «бессознательного» именно Духовность. Поэтому психоанализ проективного материала должен быть, прежде всего, ориентирован на раскрытие смысла духовной символики, в которой скрыты глубина, будущее и возвышенность душевного мира. Отсюда психологическое резюме: постижение приоритета «субъективного» над «объективным» позволяет взглянуть на Вселенную из центра, лежащего внутри нас (108. 142, 161).

А. А. Андрущакевич, исследуя первопричины духовно-нравственного здоровья, пишет: «Духовность выражает, прежде всего, нравственные, справедливые начала общественной жизни, свободу мысли, моральные нормы поведения в обществе, примат добра над злом» (6. 5). Она выступает как компонент мировоззрения человека, фрагмент его знания. Под духовностью человека понимается его способность различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни.

Выбор же истинных ценностей и способы включения их в процессы регуляции поведения и деятельности человека приводятся в действие человеческой волей. Отсюда делается вывод, что каждому человеку на его пути обретения духовности необходим собственный опыт испытания не только позитивных, но и ложных ценностей, чтобы затем на основе их сравнения опознавать и выбирать только истинные нравственные ценности и руководствоваться ими в своей жизнедеятельности (6. 19).

Духовно-нравственная сущность человека проявляет себя в «чувственно-информационно-волевой» сфере личности (6. 23). Как отмечает Андрущакевич, духовность – источник активности человека, условие роста и усложнения его психического мира, внутренняя детерминанта действий и поступков человека, способа его жизни, в целом. Она определяет направленность личности, способствует ее спасению от безнравственного, гибельного пути, сохранению физического и психического здоровья, выживанию человека в социальной среде, а в макромасштабе – поступательному развитию общества и всего человечества (6. 21).

Л. И. Ларионова выделяет в структуре духовности две составляющих: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя связана с категорией «Я» (Я-концепцией, направленностью личности, ее личностными ориентациями и личностными смыслами). Внешняя связана с категорией «другой» и проявляется во взаимоотношениях со значимыми другими. Выделение составляющих духовности условно, так как они взаимосвязаны и проявляются как во внешнем, так и во внутреннем плане личности. Духовность является системообразующим фактором одаренности, она связана с высшим уровнем развития личности и определяет направление, в котором происходит творческий процесс.

Духовность связывают с информативностью С. К. Бондырева и Д. В. Колесов, подчеркивая что духовность — это мера владения индивида информационными ресурсами своего внутреннего мира, а также и содержательность (богатство и разнообразие элементов этого мира). Духовность — это содержательность, это не-пустота (бессодержательность). И неслучайно, индивид тем бо­лее духовен, чем содержательнее он «как личность»(37. 19).

В трудах С. К. Бондыревой и Д. В. Колесова проводится четка грань между понятиями «духовность», одухотворенность, «душевность». В определенной степени – это продолжение христианской традиции когда довольно часто духовность противополагается душевности, считалось, что в отличие от душевного, духовное очищено от замаскированных импульсов своеволия, себялюбия, чувственности и агрессивности. По Бондыревой и Колесову «одухотворенность» - это живой дух и объекте, а «духовность» - это след посещения духом дан­ного объекта и временного, а не постоянного, пребывания и нем. Если «дух» - это информация, то объект, получивший ее, вполне может пребывать в последующем в новом качестве - в качестве духовного (39. 11). Духовность и душевность это понятия, объединяющие две разные совокупности психических черт индивида в пределах единой его психики: две стороны, два начала, две тенденции, две составляющие психической жизни. Позитивная душевность воплощена в доброте, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, эмпатии, а духовность связана с широким кругозором, целостной картиной мира и развитым мировоззрением, творческой инновативностью, доминированием «высших» потребностей с подавлением или без подавления «низших» (39. 33, 63).

В педагогических исследованиях В. А. Беляевой, Т. И. Власовой, Л. М. Федоровой духовность рассматривается как высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия, стремление к духовному идеалу. Каждой личности присуща специфическая иерархия ценностей, которые выступают связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности. Таким образом, исходя из определения «воспитания как процесса становления системы ценностей у ребенка» нужно определить духовные ценности того общества, в котором происходит данный процесс и «организовывать ситуации психологического переживания объективированных ценностей» для того, чтобы общечеловеческие ценности стали системой ценностей ребенка (58. 42-43).

Согласно А. Я. Канапацкому духовность определяется как сущностная черта человека, предопределяющая его бытие и утверждающая человека в его «онтологической истинности» (99, 40). Обобщая представленные в психологической литературе определения духовности, автор характеризует ее как сложно организационную, целостную, саморазвивающуюся и открытую систему, представленную социально-психологическими образованиями, социальной активностью, способностями и потребностями, душевными и интеллектуальными состояниями, ориентацией на решение смысловых проблем, стремлением к высшему идеалу и сфере трансцедентального.

Духовность – это устойчивое, по сути, подвижно-динамическое, по характеру, и нелинейное, по системной организации иерархических взаимовлияний и связей всех элементов духовной реальности, идеально-смысловое образование, способное производить в человеке личностные эффекты и преображения. Теоретическая модель онтологической системно-структурной организации духовности человека представляется А. Я. Канапацким в виде сопряжения субстанции духовности с ее проявлениями, где дух как субстанция, являющаяся основанием, ядром духовности и ее внутренней энергией, экзистенцирует на метафизической вертикали, имплицируя иерархические уровни духовного развития его носителя – человека (99, 27).

Интеллектуальная сущность духовности ее противопоставлении телесной сущности мы находим толковом словаре белорусского литературного языка: «духовность - это духовная, интеллектуальная сущность человека, противоположная его физической, телесной сущности» (191).

Иначе рассматривают это понятие В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов. Не давая четкого определения духовности, авторы пишут, что «формированию человеческих отношений к миру… предшествует взращивание человеческого отношения к человеку, в чем, видимо, и заключается подлинная духовность»» (85. 292).

На основе анализа различных подходов О. П. Старшинова делает вывод, согласно которому духовность – высшая подструктура человека; подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности; обосновывается основополагающая роль духовности как регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми; в качестве важнейших психологических характеристик духовности выделяются ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения (186, 27).

Нередко духовность связывается с изучением ситуативных и личностных факторов, способствующих возникновению у человека духовных состояний. Духовное состояние — это психологический феномен, характеризующийся тем, что человек временно «не замечает» внешнего мира, не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, т. е. познавательных, этических или эстетических аспектов человеческого бытия. Условно говоря, духовные состояния противостоят материальной природе человека и мира: к вершинам духовного бытия субъект поднимается в редкие моменты интеллектуальных озарений и разрешения нравственно трудных этических конфликтов. В такие моменты в его личностном знании, индивидуальном опыте саморазвития появляется нечто большее, чем «приземленный» образ, модель внешних событий: возникает их внутренний смысл — психологическая основа формирования духовной сущности того, что стало предметом интеллектуальной и нравственной рефлексии субъекта (86, 110).

Как показал В. А. Пономаренко, возникновению духовных состояний способствуют особые условия профессиональной деятельности, связанные с угрозой для жизни. Вот, например, как летчик-испытатель В. Е. Овчаров отвечает на вопрос о том, верит ли он в то, что Дух поддерживал крылья его самолета: «Думаю, что да. Но не некий абстрактный «Дух святой», а духовность в смысле высокой ответственности перед людьми и обществом, приподнятость духа выше нормативного в обществе благородства» Из самонаблюдений летчиков следует, что, несмотря на широкий спектр интерпретаций понятия духа, они связывали его с психологической защитой от состояния ожидания гибели, подспудного страха, угрозы психического истощения. Духовный слой рефлексивного сознания «в виде радости преодоления возвышенных чувств от удачно выполненного полета, приобщения к Пространству как фактору преддверия Духа, видимо, и создает ту духовную доминанту, которая удерживает «в подвалах» подсознания видовые защитные реакции и инстинкты самосохранения, предчувствий, навязчивых состояний, суеверий, фиксированных фобий и пр. Поэтому, если дух «приземлить», то его можно представить как психическое состояние, формирующее резерв выносливости в опасной профессии» (162, 270, 272).

Согласно В. А. Пономаренко духовность субъекта — результат его приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, а дух — прежде всего категория культурологическая, мировоззренческая (162, 212,272). С этой позиции дух представляет собой объективное явление, обязательно предполагающее, потенциально содержащее в себе активность субъекта. Активность направлена на опредмечивание идей, формирование значений. В социологии весомый вклад в подобное понимание духа внес М. Вебер (55). Он применял понятие «дух капитализма» для определения такого строя мышления людей, для которого характерно систематическое рациональное стремление к получению законной и этически безупречной прибыли в рамках своей профессии (55, 85).

Духовность также рассматривается как принцип саморазвития и самореализации человека, обращения к высшим ценностным инстанциям конструирования личности. На важную роль духовности процессе самореализации обращает внимание А. А. Фоменко: «духовность», - пишет Фоменко – «интегральное качество личности, способствующее самореализации в культурном пространстве на основе высших духовных ценностей»(195).

Развитие и самореализация духовного Я субъекта начинается тогда, когда он осознает необходимость определения для себя того, как он конкретно должен понимать общечеловеческие духовные ценности — истину, добро, красоту. Появление у человека хотя бы приблизительного осознанного представления о последних свидетельствует не только о признании субъективной значимости духовных ценностей (соответственно интеллектуальных, этических и эстетических), но и о психологической готовности к их усвоению и формированию (86, 111). Важнейший момент формирования и развития духовных ценностей в нравственно-рефлексивном сознании познающего и понимающего мир субъекта — появление у него чувства «внутренней, личностной свободы» (16, 7), «свободы как духовного состояния, самоощущения человека» (119, 48-49). Развитие духовности как самореализации личности невозможно без чувства свободы. «Духовность — это способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе, способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себе-тождественность человека, его свободы от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями» (117; 23).

Таким образом, анализ феномена духовности в отечественной психологии показал, что во-первых, существует множество качественно разнообразных подходов в трактовки духовности, которые не объединены в рамках единой теории. Во-вторых. Осложняет анализ духовности определенное игнорирование данного феномена в советской науке, так нередко понятие «духовность» обходят стороной. В БСЭ, во множестве философских и психологических словарях, присутствуют такие понятия как «дух», «душа», а понятие «духовность» отсутствует. Но в современной психологии постепено возрождается аксиологический подход в исследовании проблемы духовности, который был характерен для русской философии. При анализе духовности акцентируется внимание на ценностном, нравственном аспекте самоактуализирующейся личности.

Фрейдизм, неофрейдизм раскрывают духовность с позиции роли бессознательного (персонифицированного или коллективного), которая проявляется в Я и Ceepx-Я, синтезируется в процессе эволюции от чувства страха к совести и не имеет строго закреплённого за ней места в структуре личности. Этот подход к проблеме духовности свойственен 3. Фрейду, К. Г. Юнгу, А. Адлеру, Э. Фромму, К. Хорни и др. Действительно как отмечено многими психологами «человеческая духовность не просто неосознанна, а неизбежно бессознательна. Действительно, дух оказывается нерефлектирующим сам себя, так как его ослепляет любое самонаблюдение, пытающееся схватить его в его зарождении, в его источнике» (198, 99).

Однако в рамках в рамках психоанализа, как впрочем, и бихевиоризма проблема духовности носит факультативный характер, психологи оперируют такими понятиями как самоактуализация, душа, духовное, бессознательное, дух, креативность, творчество и др.

Одним из фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической психологии, является то, что человек это единое, уникальное, организованное целое. (А. Маслоу) В человеке преобладает творческое начало, которое ведет к различным формам самовыражения. Большинство людей нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Для самоактуализации существует множество препятствий, в частности сильное негативное влияние потребности в безопасности. Процесс роста, подчеркивает Маслоу, требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек..) то требует мужества и волевых усилий. Таким образом, потребность в самоактуализации и ее реализация требует открытости идеям и росту. Мотивация роста предполагает не столько возмещение дефицитарных потребностей и уменьшения напряжения дефицитарных состояний, сколько расширение кругозора. Маслоу выдвинул на­водящую на размышления гипотезу, что потребности роста являются врожденными. Однако при всей спорности этого положения, факт их наличия имеет огромное значение для развития высших психических систем человека, наличие метапотребностей сопровождают качественно иной образ жизни, наполненной творчеством, открытой для переживаний, наполненный счастливыми и волнующими моментами человеческого бытия, величайшей зрелости, индивидуальности и наполненности. Маслоу выдвигает концепцию вершинного переживания, свойственную людям, обладающими метапотребностями. По Маслоу, вершинные переживания - моменты, во время которых человек испытывает благоговение, восторг, часто являются причиной важных перемен в жизни самоактуализировавшегося человека. Вершинные переживания - это часть жизни человека, причем чрезвычайно важная. Маслоу настаивал на абсолютной свободе человека, проявляющейся в ответственности за выбор образа жизни, за реализацию своего потенциала и достижения самоактуализации. С точки зрения Маслоу, чем выше человек поднялся в иерархии потребностей, тем он свободнее. Данная точка зрения совпадает со взглядами в отечественной психологии, связывающим развитие духовности с наличием потребностей духовного, интеллектуального и эстетического порядка. Чрезвычайно ценной является идея Маслоу о том, что познать человеческую личность традиционными методами нельзя. Чтобы приблизиться к более глубокому пониманию природы человека, надо либо выйти за пределы науки, либо сформировать новую структуру психологии, чтобы объединить субъективные, интуитивные концепции, подходящие к природе предмета. Маслоу полагал, что изучение личности должно быть основано на использовании идеографических методов (93, 155-156).

Как показано в работах А. Уотса и А. Маслоу, существует определенная связь между неудовлетворенностью духовных потребностей и ростом психических заболеваний в целом.

Проблема духовности наиболее полно рассматривается В. Франклом, по мнению которого ценностно-смысловая сфера человека неотделима от духовности. По определению В. Франкла, ценности есть универсалии смысла, это очень сложная структура, составляющие которой — личностный смысл, смысловая установка, смысловая диспозиция, личностная ценность, смыслообразующий мотив, смысловой конструкт (198. 200).

Согласно Франклу, поиск смысла жизни есть внешняя сторона поиска условий для пробуждения Духовности («подсознательного Бога»). Духовность есть основа индивидуальности человека, его истинное «Я». Кроме Духовности, согласно Франклу, есть Совесть. Совесть — это орган, помогающий человеку в поисках условий и пробуждения Духовности. Но когда мы подавляем Духовность, то есть «когда мы подавляем в себе ангела, он превращается в дьявола». От этого человек теряет смысл жизни и возникает у него «ноогенный невроз». Основной метод исцеления «ноогенных неврозов» — сократический диалог (от имени Сократ). Франкл подчеркивает, что Духовность — это не есть продукт культуры, навязанный извне. Духовность — это истинное естество человека, дремлющее в глубинах «бессознательного»: «Слой подсознательной духовности содержит источники и корни всего сознаваемого. Другими словами: мы знаем и признаем не только бессознательное в виде влечений, но и духовное бессознательное, и в нем мы видим несущую основу всей сознательной духовности» (114. 96).

Идея духовности как особого чувства к другому, как соединение воли, любви, эмпатии содержится в работах Р. Мэя. Раскрывая сущность духовности, он показал тесную связь между духовностью и волей, подчеркивая, что если речь идет о воле человека, то она несомненно духовна. Духовность, по его мнению, есть умение человека самостоятельно и ответственно осуществлять перемены, которые адекватны, своевременны и соответствуют ситуации. При этом воле принадлежит главное место в «смещении развития в сторону перемен». Духовность образует союз воли и любви, которые, в свою очередь, являются путями организации формирования, ориентации по отношению к миру и самому себе. В волевом акте человек совершает нечто большее, чем броса­ется в глаза: он создает самого себя и то, что позволяет ему понять и принять Вселенную. Соединение любви и воли ж; происходит самопроизвольно, это является частью сознательного развития человека. Воля и любовь создают новый уровень сосуществования с людьми, делают возможным самостоятельность, свободу и следующую за ней ответственность. Умение соединить любовь и волю указывает на зрелость человека, его интеграцию и целостность. Соединение любви и воли проявляется в заботе о другом. Мэй считает, что термины «силы воли» и «свобода воли» являются сомнительными, ибо отражают желание человеке контролировать и управлять «железной рукой». По его мнению, воля отражает степень интенсивности жизни человека, соединение любви и заботы о другом в человеческих поступках. «Разлад воли», по его мнению, есть отказ человека от изменения самого себя, принятия на себя роли потребителя все большего количества благ, утратой гармонии между своей силой и слабостью. В свою очередь «разлад ноли» способствовал и утрате духовности (93, 162-163).

Согласно Ж. Годфруа духовность обозначает потребность постижения смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той степени, в какой он задумывается над этим вопросом и стремится получить на него ответ. Духовная деятельность, как правило, бескорыстна и вознаграждается чувством удовлетворения от выполненного долга. Подавление альтруистических порывов и подчинение своей деятельности чисто прагматическим интересам, в итоге, наказывается угрызением совести и чувством вины (67. 112).

Духовность часто исследуется во взаимосвязи с ценностями, смыслами, Элкинс определяет духовность как «… способ существования и опытного переживания того, что приходит посредством сознавания духовного измерения и характеризуется определенными и различи­мыми ценностями в отношении себя, других, природы, жизни и всего, что человек полагает высшей реальностью» (224. 10). Духовность относится к тому, как человек «осмысливает жизнь в соответствии с предельным, его ответ на то, что он предчувствует как глубочайшие истины вселенной (220. 149). Духовность определяется как то, что предполагает высшие и личные истины (274. 364)

Однако наибольший интерес проблеме духовности уделено психологами исследования которых тесно переплетены с религиозным или околорелигиозным подходом. Именно в трудах этих исследователей анализируется не некие высшие устремления, духовные способности, а именно аутентично духовность – spirituality. С подобным положением мы сталкиваемся не только при анализе понятия «духовность» в рамках психологической науки, но и исследовании науки в рамках философии.

Здесь мы можем столкнуться с определениями духовности как это процесса, с помощью которого индивиды приходят к пониманию важности ориентации своей жизни на что-то нематериальное, что находится вне или больше их самих <…>, который предполагает признание высшей силы или Духа и, по меньшей мере, некоторую зависимость от нее или от Него (239. 59).

Нередко божественное религиозное связывается напрямую с духовностью, когда по своей сущности духовность включает в себя все убеждения и действия, с помощью которых люди пыта­ются соотнести свою жизнь с Богом, или божественным бытием, или некоторой другой концепцией трансцендентной реальности» (212. 179). Духовное означает веру в некую силу, более высокую, нежели то, что существует в телесном мире, утверждение ее ценности или служение ей… <…> понятие религиозное относится ко всякой организованной религии» (275. 449). Духовность и религия коренятся в измерениях реальности, выходящих за грань строго эмпирически воспринимаемого, материального мира <…> Термин религия подходит для обозначения многих кодифицированных, институционализированных и ритуализированных про­явлений общественных связей людей с Высшим <…> духовность — это глубокое чувство принадлежности, целостности, соединенности и открытости бесконечному (231. 4-5).

Близок религиозному контексту анализ духовности в трансперсональной психологии. У гуманистической и трансперсональной психологии есть общие основания — обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком, но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида. А. Маслоу считал, что гуманистическая психология она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной. Трансперсональные психологи понимают духовность в качестве интегрального для человеческой природы элемента, не относящегося к вопросам веры или посещения церкви, относящиеся к психорелигиозным проблемам. Психорелигиозные проблемы касаются возможных психологических конфликтов, связанных с практикуемой человеком системой верований и убеждений. В числе таких проблем — опыты обращения в другую религию, потеря веры, проблемы, связанные со вступлением или покиданием различных религиозных организаций и культов (93).

Психодуховные проблемы относятся к иной категории, чем психорелигиозные. Данные проблемы связаны с отношением человека к экзистенциальным вопросам, или вопросам, выходящим за пределы повседневной действительности. Многие психологические сложности данного порядка неоднозначно рассматриваются классической академической психологией. В числе подобных проблем находятся психиатрические осложнения, связанные с околосмертными переживаниями, мистическим опытом, раскрытием Кундалини, шаманской болезнью, парапсихологическими состояниями, опытом прошлых жизней, реинкарнаций и др. Предполагается, к примеру, что некоторые проблемы, связанные с медитированием, вызваны особенностями адаптации человека Западной цивилизации к восточным практикам и трудностями понимания социокультурного контекста, в которых они зародились (271, 236).

Станислав Гроф и Кристина Гроф вводят термин «духовные обострения» для описания постепенного раскрытия и возникновения психодуховных категорий в жизни человека. В тех случаях, когда духовное раскрытие интенсифицируется за пределы контроля индивида, могут возникнуть состояния, называемые «духовными обострениями» (228).

Духовные обострения могут вызывать значительные нарушения в психологической, социальной и трудовой деятельности, и многие психодуховные проблемы можно охарактеризовать в качестве духовных кризисов.

В связи с природой психорелигиозных и психодуховных проблем трансперсональное сообщество в начале 1990-х предложило ввести новую диагностическую категорию «религиозная или духовная проблема». Данную категорию затем включили в четвёртое издание «Диагностического и статистического справочника по психическим расстройствам» (DSM-IV) под заголовком «Другие состояния, могущие попасть под внимание клинициста» (222, 235). Исследования конструктной валидности новой категории были проведены Милстейном (243).

В современной зарубежной психологии наибольшее внимание проблеме духовности уделяется в гуманистической психологии (стремление к самоактуализации, поиску смысла своего существования).

Однако наибольший интерес проблеме духовности уделено психологами исследования которых тесно переплетены с религиозным или околорелигиозным подходом. Именно в трудах этих исследователей анализируется не некие высшие устремления, духовные способности, а именно аутентично духовность – spirituality. Именно к этому направлению исследования духовности близка трансперсональная психология, где духовность связывается с удовлетворением метапотребностей, сверхличностными ценностями.

Link to post
Share on other sites

Тот "меч", который вкладывает в руки своих слушателей Лайтман

не способен никого сделать инвалидом, ибо уровень знаний,

который он распространяет не достаточен, чтобы это учение стало оружием.

 

Конечно это мое субъективное мнение.

Я не являюсь его последователем,

просто как-то засунула свой любопытный нос на его сайт.

Я никому не навязываю своего мнения...

 

Но одно то, что его не признают ни светские ни религиозные

еврейские философы...и то, ГДЕ он защитил свою диссертацию...

да и многое другое - вызывает большое сомнение ...

Link to post
Share on other sites

Интересно..Лайтман (светлый человек) - это он так сам себя обозначил? ))

Говорит, что это его настоящая фамилия.

А на самом деле, кто его знает...

Link to post
Share on other sites

Я никому не навязываю своего мнения...

Для меня ваше мнение ценно,

а иначе я не задавала бы вам своих вопросов.

Если я выражаю другое мнение это совсем не значит, что я вас не услышала.

Link to post
Share on other sites

я несколько раз прослушала лекции, было интересно и познавательно, и практически вполне, а то бы а не стала слушать, зачем зря на человека наговаривать, что от него вред. Думаю , что от него много пользы , обычным, нерелигиозным

Link to post
Share on other sites

Галюнь.

 

Каждый из нас - имеет право на свое мнение...

 

Есть очень немного АБСОЛЮТНЫХ истин ...

Одна из них - таблица умножения...

 

Там, где дело касается философии...веры...

искусства...и т.п. - сколько людей - столько и мнений...

Link to post
Share on other sites

Для меня ваше мнение ценно,

а иначе я не задавала бы вам своих вопросов.

Если я выражаю другое мнение это совсем не значит, что я вас не услышала.

:11_6_203:
Link to post
Share on other sites

Друзья,

Что значит в вашем понимании слово духовность.

Какой значение вы вкладываете, когда говорите о духовности

и меняется ли смысл этого слова для вас, если смотреть на это с разных позиций:

психологии, эзотерики, верований (религий), социологии.

 

PS Если есть уже такая тема на форуме, дайте ссылочку пожалуйста, я искала, не нашла.

Мне представляется, что можно говорить об эволюционном уровне человека.

И тут есть достаточно объективные критерии - степень развития чакр и способность оперировать тонкими энергиями.

Можно сказать, что духовность это выбор такого направления развития, когда происходит дальнейший рост и, как следствие, осваивание все более тонких энергий.

Потому что выбор инволюционного пути приводит снижению уровня - именно так черные маги в последующих воплощениях теряют свою силу из-за накопления кармических проблем.

Link to post
Share on other sites

И тут есть достаточно объективные критерии - степень развития чакр и способность оперировать тонкими энергиями.

Для особо "одаренных", если вас не затруднит,

объясните пожалуйста, что значит "оперировать тонкими энергиями"

Link to post
Share on other sites

Для особо "одаренных", если вас не затруднит,

объясните пожалуйста, что значит "оперировать тонкими энергиями"

Не затруднит...)), даже с удовольствием...)

Если не углубляться, то значит уметь работать на тонком плане.

Это, наверно, еще менее понятно?...)

Ну, обладать способностью к энергоинформационному воздействию.

Человек состоит и двух составляющих - локальной (физическое тело) и нелокальной (тонкие тела)

На низших уровнях развития развита преимущественно локальная составляющая - мир представляется исключительно как материальный объект.

Далее появляется та самая способность "оперировать тонкими энергиями".

И это не только всевозможные экстрасенсорные воздействия, главное здесь ощущение единства мира, воспринимаемое не умозрительно, а как очень глубокое безошибочное ощущение.

Чем более развит человек, тем слабее его Эго, тем сильнее ощущение единства мира и себя, как неотъемлемой части его. Тем очевиднее ощущение связи всего и вся, когда карма воспринимается не как наказание, а как понятный закон мироустройства.

Вот это ощущение тонких связей, как между людьми, так и между эгрегорами и иными объектами тонкого мира, и есть "оперирование тонкими энергиями"

Link to post
Share on other sites

Чем более развит человек, тем слабее его Эго, тем сильнее ощущение единства мира и себя, как неотъемлемой части его. Тем очевиднее ощущение связи всего и вся, когда карма воспринимается не как наказание, а как понятный закон мироустройства.

Вот это ощущение тонких связей, как между людьми, так и между эгрегорами и иными объектами тонкого мира, и есть "оперирование тонкими энергиями"

Значит получается, что духовность - это роскошь

(в хорошем смысле этого слова),

а следовательно весьма редкая "вещь".

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

×
×
  • Create New...