Перейти к публикации
Форум - Замок

Порядок рождения ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем в его психике


Ester

Рекомендованные сообщения

По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение.

Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он - единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было "как полагается". Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.

 

Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка, как положение "монарха, лишенного трона", и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение прежней центральной позиции в семейной системе с самого начала обречено на неудачу - прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец "приучает себя к изоляции" и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Упор на высокие достижения делает старшего ребенка более чувствительным и серьезным. Он добросовестен, но не принимает критики.

 

Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

 

Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Единственный ребенок во многом наследует черты своего родителя того же пола. Как правило, он комфортно себя чувствует наедине с самим собой, но спокойно принимает помощь, когда она ему нужна. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, он обычно отличается и в школе, и в других областях своей деятельности и бывает крайне расстроен, если не преуспевает во всем, чем занимается. Поскольку единственный ребенок не привык к повседневному общению с другими детьми, бывает, что он с трудом привыкает к близким отношениям. Он не воспринимает пики и спады в повседневной жизни и поэтому с трудом понимает и принимает нормальные изменения настроения. Он не может свыкнуться с тем, что человек, который сердится на него сейчас, скоро будет смеяться и шутить.

 

Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. "Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шагов вперед, он поспешит его опередить. Он все время мчится на всех парах" (Adler, 1931, р. 148).

 

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье. Он впитывает в себя черты обоих групп, часто затрудняется в самоопределении. Однако средние дети часто умеют хорошо вести дела с различными людьми, поскольку вынуждены были научиться жить в мире со своими братьями и сестрами. Так что они оказываются достаточно гибкими и дипломатичными и умеют приспосабливаться к различным обстоятельствам.

 

Последний ребенок (самый младший). Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока "лишения трона" другим сиблингом и, будучи "малышом" или "баловнем" семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

 

Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о "борющемся младшем ребенке", как о возможном будущем революционере. Опять же, с точки зрения культурных и исторических стереотипов, младший ребенок - это часто романтический герой, авантюрист, нарушитель традиций, которому приходится пробиваться самому. Он меньшего достигает. Он лишен самодисциплины, и ему бывает трудно принимать решения. Поскольку он привык быть в семье самым маленьким, он знает, что быть агрессивным бесполезно, и вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого - либо демонстративно обижается, либо пытается очаровать.

 

Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание "типичного" старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка. Не у каждого ребенка стиль жизни полностью совпадает с общими описаниями, данными Адлером. Он утверждал лишь то, что позиция каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем (например, необходимость уступать центральное положение в семье после того, как был объектом всеобщего внимания, конкурировать с теми, у кого больше опыта и знаний и тому подобное). Интерес Адлера к взаимоотношениям в контексте порядка рождения являлся, таким образом, ничем иным, чем попыткой исследовать типы проблем, с которыми сталкиваются дети, а также решения, которые они могут принимать, чтобы совладать с этими проблемами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Где-то встречал статистику, что в психологи чаще всего идут старшие братья и сёстры :)

А ты , что старший в семье?

 

В моей семье было трое детей , я вторая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А ты , что старший в семье?

 

У моей семье было трое детей , я вторая.

Я в статистике :))) У меня есть младший брат. Но у нас т.с. не опасная разница - он младше меня на 12 лет. Поэтому, когда он родился, то у меня уже была своя жизнь. Друзья, секции, кружки, походы. Но...тем не менее...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я в статистике :))) У меня есть младший брат. Но у нас т.с. не опасная разница - он младше меня на 12 лет. Поэтому, когда он родился, то у меня уже была своя жизнь. Друзья, секции, кружки, походы. Но...тем не менее...

И я в статистике. Мой младший брат на 5 лет меня младше... но не встречала такую статистику.

А по поводу темы - опять не закон. Есть много факторов, влияющих на наличие определенных проблем и то, каким ребенок рожден в семье по счету, только один из них и не всегда определяющий. Кстати, разница в возрасте братьев и сестер - тоже огромное влияние имеет. Думаю, что написанное в большей степени верно для братьев-сестер с небольшой разницей в возрасте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И я в статистике. Мой младший брат на 5 лет меня младше... но не встречала такую статистику.

А по поводу темы - опять не закон. Есть много факторов, влияющих на наличие определенных проблем и то, каким ребенок рожден в семье по счету, только один из них и не всегда определяющий. Кстати, разница в возрасте братьев и сестер - тоже огромное влияние имеет. Думаю, что написанное в большей степени верно для братьев-сестер с небольшой разницей в возрасте.

Конечно.

Моя сестра старше меня на 2 года, а брат младше на 4. Мы ссорились. Но , когда выросли стали с сестрой подружками. Очень друг друга по-жизни поддерживаем и понимаем.) А , вот, с братом отношения так и не сложились.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Конечно.

Моя сестра старше меня на 2 года, а брат младше на 4. Мы ссорились. Но , когда выросли стали с сестрой подружками. Очень друг друга по-жизни поддерживаем и понимаем.) А , вот, с братом отношения так и не сложились.

Про психологию ребёнка - сэндвича тоже много написано всякого :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И я в статистике)) Старшая из трех. Младшие - близнецы. Разница чуть меньше трех лет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Про психологию ребёнка - сэндвича тоже много написано всякого :)

Ну, ты меня обозвал!!!!))))))

Я не читала подробностей. У кого почитать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И я в статистике)) Старшая из трех. Младшие - близнецы. Разница чуть меньше трех лет.

Ну, и как? Дружите?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну, и как? Дружите?

Нет, близких отношений нет. Встречаемся на семейных праздниках

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нет, близких отношений нет. Встречаемся на семейных праздниках

А знаешь, как в жизни поддерживает, когда знаешь, что у тебя тыл есть. Кто-то в трудную минуту поддержет, поможет, поймет, приютит, если что.

Ты себя не чувствуешь такой незащищенной, когда совсем одна в жизни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А знаешь, как в жизни поддерживает, когда знаешь, что у тебя тыл есть. Кто-то в трудную минуту поддержет, поможет, поймет, приютит, если что.

Ты себя не чувствуешь такой незащищенной, когда совсем одна в жизни.

Да я как-то никогда к ним не обращалась...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да я как-то никогда к ним не обращалась...

Жалко тебя. Но с близнецами , наверное, сложнее близкие отношения налаживать. Они есть друг у друга и у них меньше потребности в других. Они наверное , как одно целое, третьего не хотят пускать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да я как-то никогда к ним не обращалась...

Но сама помощь наверняка предлагала?)

Потому что у всех старших детей в семье обычно есть потребность покровительствовать.

Отсюда, наверное, и желание заниматься психологией. Быть мамой для всех)

 

У меня близкая подруга- психоаналитик. Тоже старшая в семье. Есть младший брат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Жалко тебя. Но с близнецами , наверное, сложнее близкие отношения налаживать. Они есть друг у друга и у них меньше потребности в других. Они наверное , как одно целое, третьего не хотят пускать?

Почему? пускают... смотря как стучатся... одна замужем.

 

Но сама помощь наверняка предлагала?)

Оказывала, если просят... Но у нас в семье как-то не очень принято просить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А по поводу темы - опять не закон. Есть много факторов, влияющих на наличие определенных проблем и то, каким ребенок рожден в семье по счету, только один из них и не всегда определяющий.

Такая иерархия по Адлеру лишь один из факторов влияния.

Мне кажется что конкретный психотип ребенка имеет большее значение с точки зрения его реагирования на место в семье.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я - второй и самый младший ребенок в семье. Никакого честолюбия и соперничества во мне это обстоятельство не пробудило)))))))))) Брат старше на 5 лет.Что да, развивалась быстрее: он учил уроки в нашей общей на тот момент спальне, так что когда я пришла в школу, то уже знала гораздо больше, чем мои сверстники, даже кое-что по-английски))))))))) Но с моим единственным сыном было точно так же: в первом классе ему делать было просто нечего. Он потом пошел сразу в третий.

Так что закономерности тут не наблюдаю.

Но я считаю своей близкой семьей всех 9 моих двоюродных братьев (вместе с родным), двоюродную и троюродную сестру. Трое из них младше меня, остальные старше. Очень их люблю и знаю, что каждый из нас готов все сделать для другого. Исключение составляют, как не странно, брат и сестра близнецы. Я с каждым из них в замечательных отношениях, а вот друг с другом они не ладят, к сожалению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Такая иерархия по Адлеру лишь один из факторов влияния.

Мне кажется что конкретный психотип ребенка имеет большее значение с точки зрения его реагирования на место в семье.

Это , конечно, важно.

Просто, мало затрагивают отношения с братьями и сестрами, почему то. В основном с родителями или с мужьями женами. Неужели братско-сестренские отношения мало значимы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Неужели братско-сестренские отношения мало значимы?

Я много размышлял об этом на примере своих отношений с сестрой, а также нашей иерархии в семье.

И пришел к выводу, что то каков человек важнее порядкового номера.

Но разумеется не отрицаю значимости порядка рождения...

Но хочется сравнивать по степени влияния...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это , конечно, важно.

Просто, мало затрагивают отношения с братьями и сестрами, почему то. В основном с родителями или с мужьями женами. Неужели братско-сестренские отношения мало значимы?

Значимы, но менее, чем другие факторы. Они берутся во внимание, конечно, но, как правило, не являются определяющими. И опять же во многом зависят от множества других факторов. В каждой семье - по-своему.

Согласна с Искателем

Такая иерархия по Адлеру лишь один из факторов влияния.

Мне кажется что конкретный психотип ребенка имеет большее значение с точки зрения его реагирования на место в семье.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

по поводу старшего согласна с Адлером я старшая из четверых сейчас взрослые ия до сих пор троих опекаю хотя у тех свои семьи и при этом у меня своих трое детей и в воспитании по возможности стараюсь уделять внимание всем троим но так получается что мл все равно достается больше :15_3_39:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...