Перейти к публикации
Форум - Замок

Исламская и арабская архитектура


Рекомендованные сообщения

Исламская и арабская архитектура

 

К VII веку н. э. относится возникновение культуры арабов. Начавшаяся с Аравийского полуострова экспансия арабских племен, объединенных идеями ислама, вызванная перенаселением, недостатком пастбищ для скота и социальным кризисом, охватила с течением времени огромный район, включавший страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Пиренейский полуостров. Арабы завоевали Сирию, Ирак, Иран, Египет и другие области. Распространение ислама означало в истории Ближнего Востока и юго-западной Европы большой политический перелом.

 

Созданное арабами государство - халифат,- простиравшееся на огромные районы — от границ Индии до Пиренеев, прошло два период своего существования:

- халифат династии Омейядов (VII - первая половина VIII в.) с центром в городе Дамаске и

- халифат династии Абассидов (вторая половина VIII —IX вв.) с главным городом Багдадом.

 

У ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции. Религиозная идеология ислама поставила перед архитектурой новые задачи. Появляются мечети, а также медресе и мавзолеи.

 

Основополагающее значение для формировании архитектуры арабов имело очень развитое по формам и конструкциям зодчество Ирана эпохи династии Сасанидов (226-651 гг.). У них арабы переняли схему культовых построек — мечетей и мавзолеев - центричного сооружения, завершенного куполом повышенных эллиптических очертаний. Купол своим основанием опирался на четыре стоны основного квадратного объема и на небольшие арочки – тромпы, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применяющихся типов - арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная. В Индии распространена была стрельчатая килевидная, более пологая арка. Для мавританской Испании характерна подковообразная арка, использовалась и много лопастная зубчатая.

 

Основным сторительным материалом арабов являлся обожженный кирпич, отчасти камень - известняк, песчаник; поливную керамику — фаянс и майолику; дерево, гипс, тростник. Мрамор использовался, в частности, для небольших колонок, поддерживавших своды, которые применялись в архитектуре западных и африканских районов арабо-мусульманского мира. Арки повышенных очертаний выкладывались обычно из кирпича. Нередко на них опирались распространенные в мусульманской культуре, наряду с куполами, не подшитые снизу деревянные балочные перекрытии, которые обрабатывались орнаментом.

 

Пространственной организацией мечеть значительно отличается от христианского храма. В основе своей она имеет две части и состоит из обширного двора с колодцем для ритуальных омовений и из собственно молельни. Двор окружен колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к нему примыкает молельня в виде обширного многонефного пространства, разделенного рядами колонн, с нишей в стене (михраб), где хранится коран. Для чтения корана здесь оборудована деревянная или каменная кафедра. В целом это просторное многонефное помещение, которое снаружи выглядит как простое прямоугольное строение. Наружный облик дополняется минаретами, с которых верующие призываются к молитве. Это стройные призматические (например, в Испании и Марокко) или цилиндрические (в Персии и Турции) башни с галереями, видимо, берущие начало от исходных форм и функций звонницы. Но наряду с культовыми возводились и другие здания - дворцы, торговые дома, инженерные сооружения, жилые дома.

 

Основные приемы в области архитектуры арабов — наличии дворового принципа организации плана зданий с галереями по периметру двора, плоские покрытия и кровли, в центричных помещениях - специфических повышенных очертаний с легкой стрельчатостью купола.

 

Зодчество мусульманских стран отличалось активным применением мелкомасштабного орнамента, преимущественно неизобразительного, равномерно заполнявшего ту или иную отведенную для него поверхность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мавзолей Тадж-Махал в Агре

 

Опубликованное фото

 

Ислам с XII в. распространился на северную и центральную часть полуострова Индостан. Шедевром архитектуры является купольный индийский мавзолей Тадж-Махал в Агре (XVII в.), не имеющий себе равных по размерам и великолепию во всей Азии. Это знаменитое сооружение, возникшее в конце XVII в., — пример многостолетней традиции исламского творчества.

 

Мавзолей был построен монгольским султаном Шах-Джаханом в память о своей любимой жене Арюманд Бану, которую называли Мумтаз-Махал, что значит "Избранница дворца". От ее имени и произошло название мавзолея. Со дня свадьбы в 1612 г. до самой смерти во время родов Мумтаз-Махал в 1631 г. супруги не расставались. Вскоре безутешный султан начал строительство мавзолея, которое продолжалось 22 года. Ежедневно более 20 тысяч работников выходило на строительную площадку, на все сооружение было потрачено более 40 млн. рупий.

 

Весь комплекс в плане представляет собой прямоугольник, вытянувшееся с севера на юг, размером 580*305 м. В центре расположен квадратный сад с стороной 305 м. Мавзолей с большим луковичным, характерным для Индии куполом, расположен на высокой террасе на северной стороне комплекса, выходящей к реке. С восточной и западной стороны к нему примыкают две симметричные павильона с минаретами по углам: мечеть и гостиница для паломников. Комплекс огорожен стеной из красного песчаника, с четырьмя входными воротами и четырьмя минаретами по углам. Фасад выполнен из сверкающего белого мрамора, а внутренние поверхности стен облицованы цветным мрамором, на порталах и в нишах размещены богатые арабески. Фасады декорированы пологими стрельчатыми арками, оформлены порталами-айванами. Мотив стрельчатых арок и орнаментация использованы также внутри мавзолея.

 

Архитектура Тадж-Махала торжественна и величественна, сам мавзолей стал памятником вечной любви, перед которой отступает сама смерть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это то место - где очень хочу побывать...

 

А дальше - буду знакомить вас с теми местами - которые потрясли...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Один из моих любимейших городов - Самарканд...

 

Площадь Регистан:

Опубликованное фото

 

Площадь Регистан, в переводе означает "Песчаное место". Регистан - административный и торгово-ремесленный центр восточного города. Регистан в Самарканде - один из выдающихся образцов градостроительного искусства Средней Азии, сложившийся в XVII веке и состоящий из трех медресе - Улугбека (1417-1420 гг.), Шер-Дор (1619-1636 гг.) и Тилля-Кари (1647-1660 гг.). На нем можно "перелистать страницы" многотысячной истории Самарканда. Здесь отразилась и вся история средневекового города. С северо-восточной стороны расположено торговое сооружение Чорсу, построенное в XVIII веке. Говорят, что все дороги ведут в Рим. Бесспорно, все дороги Самарканда ведут к Регистану. К площади сходились шесть радиальных улиц, на пересечении которых в начале XV века был построен тим "Тильпак-Фурушан". С северной стороны площади Улугбеком возводится караван-сарай, названный Мирзои. Все прилегающие к нему улочки были забиты мелкими мастерскими и лавочками.

 

Спустя четыре года после строительства караван-сарая на месте, где сейчас стоит Шер-Дор, Улугбек строит ханаку. В связи с этим пришлось разобрать торговый пассаж. Каждого, кто вступает на эту площадь, охватывает особое настроение: кажется, через столетия долетают сюда зазывные крики ремесленников, гул восточного базара, голоса глашатаев, зачитывающих указы правителей...

 

Во времена Амира Тимура Регистан - главная торговая площадь города. Во времена правления Мирзо Улугбека она приобретает парадно-официальный характер. Однако значение центра общественной жизни, торговли и ремесленной деятельности города Регистан сохраняет и по сей день.

Выдающимися достижением творческой мысли XV века являются архитектурные ансамбли. В это время важнейшая градостроительная задача - архитектурное оформление площади Регистан.

 

"О, чудо! Громада его, подобная горе, твердо стоит, поддерживая небо. Величественный фасад по высоте - двойник небес, от тяжести хребет земли приходит в содроганье", - слова из старинного таджикского стиха, которые подчеркивают масштабность медресе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архитектура Тадж-Махала торжественна и величественна, сам мавзолей стал памятником вечной любви, перед которой отступает сама смерть.

Для меня посещение Тадж-Махала тоже входит в обязательную программу.

Недавно слышала в новостях, что река, на которой он построен, пересыхает, в результате чего деформируется фундамент. На данный момент нет проекта по поддержанию и восстановлению фундамента, и судьба этого величественного сооружения под вопросом...((

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...