Перейти к публикации
Форум - Замок

Терапия РАЗРЕШЕНИЕМ.


Ester

Рекомендованные сообщения

Терапия разрешением: Берн и Христос

 

Об авторе: Шустов Д.И., доктор медицинских наук, профессор,

заведующий кафедрой психиатрии Рязанского Государственного Медицинского Университета им. академика И.П. Павлова.

 

Разрешение – одно из наиболее эффективных психотерапевтических вмешательств, способствующих структурному изменению личности. Терапевт «разрешает» пациенту сделать нечто, что противоречит ранее полученным инструкциям и жизненному опыту человека, то есть приглашает использовать либо совершенно новые паттерны поведения, мыслей и чувств, либо использовать невостребованную информацию, кажущуюся непривычной, а потому и опасной. Другими словами, любое изменение, на которые рассчитывают и терапевт, и пациент, подразумевает некую активность пациента, некий экстремальный эпизод непослушания старым родительским интроектам.

Концепция «дачи разрешения» занимает центральное место и является «решающим воздействием» в классической терапии трансактного анализа Берна.

Разрешение необходимо пациенту, чтобы не выполнять соответствующие негативные родительские предписания, например “умри”, “не будь собой”, “не принадлежи”, и остановить действие жизненного сценария – постоянного, длительного во временном отношении, патологически структурированного воспроизводства нерешенных или травматичных эпизодов детства в настоящей жизни клиента.

Терапевт разрешает пациенту ослушаться инструкций его родителей, а это возможно только в том случае, если пациент считает, что терапевт лучше, сильнее и эффективнее, чем его биологические родители (Кроссман, 1966).

В своей последней книге «Что Вы говорите, после того, как сказали «Привет» (1966) Эрик Берн пишет: «Поскольку пути выражения в поведении пациента определяются голосами в его голове, их можно изменить, вставив в его голову другой голос, голос терапевта. Если это делается под гипнозом, эффект может быть недостаточным, так как это – искусственная ситуация. Но если это делается в бодрствующем состоянии, оно может сработать лучше, потому что первоначальные голоса были записаны в голове пациента также при бодрствовании. Исключения бывают, когда родитель – доводит ребенка до паники, которая, по существу, представляет собой травматическое сумеречное состояние сознания».

В связи с этим интересна статья Конвей и Кларксон (1987) «Каждодневные гипнотические воздействия», в которой авторы утверждают, что негативные родительские послания только потому становятся патологически доминантными, что принимаются ребенком, находящимся в трансе.

Берн говорит о диалогах внутри головы пациента, как о тупиках, и только разрешение делает их ненужными, поскольку разрешение – это лицензия на действие.

Решающий фактор в терапии, согласно Берну (1966), состоит в том, чтобы первым делом связаться с рациональным Эго пациента (по Берну с Взрослым эго-состоянием) и заключить с ним контракт. Союз врача и Взрослого будет использован против Родителя пациента (места сосредоточения в психике интроецированных родительских посланий). При этом дается разрешение проблемной части личности пациента (эго-состоянию Ребенка) делать что-то запретное или не повиноваться провокациям Родителя.

 

Основные принципы терапии: «Это – сила, разрешение и защита. Врач должен дать Ребенку разрешение не повиноваться Родительскому запрету и провокациям. Чтобы сделать это он должен чувствовать себя сильным и быть могущественным: не всемогущим, но достаточно сильным, чтобы иметь дело с Родителем пациента. Затем он должен чувствовать себя достаточно могущественным, чтобы обеспечить защиту от Родительского гнева. А пациент должен верить в его силу» (Берн, 1966).

 

Берн приводит алгоритм разрешения: (1) Подцепить Взрослого или подождать, пока он активируется; (2) Заключить союз с Взрослым; (3) Изложить свой план и убедиться, что Взрослый с ним согласен; (4) Если это так, дать Ребенку разрешение не повиноваться Родителю. Это должно быть сделано ясно, простым императивом, без всяких «если», «но» или «и»; (5) предложить Ребенку пациента защиту от последствий; (6) Подтвердить это, сказав Взрослому, что все в порядке.

 

Итак, разрешение означает лицензию отказаться от поведения, мешающего Взрослому, или освобождение от «плохого» поведения. Сила означает силу противодействия, направленную против всех видов сопротивления. Защита означает, что во время этой фазы пациент может позвонить врачу и испытать его силу снова, когда ему это будет нужно. Надежность его защиты проявляется в тембре его голоса не меньше, чем в тех словах, которые он произносит.

Клод Штайнер (1972), друг и последователь Берна, считает, что в процессе лечения сценария «каждый сценарный запрет требует отдельного разрешения» или «Как правило, человеку бывает нужна защита только в течение трех месяцев с момента перехода через родительский запрет».

Штайнер (1972) также положительно относится и развивает концепцию антитезиса или терапевтического запрета, даваемого терапевтом. «При эффективном антитезисе люди с суицидальными наклонностями или привыкшие бить своих детей, получив приказ «Не убивай себя» или «Не бей своих детей», при попытке совершить указанное действие слышат в своей голове голос терапевта, произносящего слова приказа. Как правило, потом они выражают благодарность терапевту за запрет, так как без него они не смогли бы удержаться от совершения разрушительного акта».

Терапевтический потенциал разрешения был, конечно, известен задолго до Берна, ведь исцеления, производимые Иисусом Христом, были по сути разрешениями измениться. Но что делало их столь эффективными?

Александр Мень в своей книге о Христе «Сын человеческий» (1991) пишет, что неменьшее (чем Учение) впечатление производила Его сила, побеждающая стихии и недуги.

Чудо совершается Иисусом Христом часто в форме разрешения. Так, Петр взывает к Иисусу: «Господи, если это ты – разреши мне идти к тебе». «Иди».- Просто говорит Иисус. И Петр идет по воде.

Мень пишет о готовности страждущего принять разрешение, что с терапевтической точки зрения является особой формой контрактной договоренности и предусматривает ответственность самого человека за излечение. Так, «…Для Учителя одно из главных условий выздоровления была вера больного, он должен был активно содействовать процессу исцеления. Маловерие препятствует победе над болезнью» (Мень, 1991).

Чтобы изменение (здесь чудо) состоялось, необходимо и известное психотерапевтическое условие - отсутствие двойных отношений, например родственных, между целителем и желающим вылечиться. Это положение подтверждает «практика» Иисуса в Назарете. «Нашлись и такие, что … предложили Ему совершить какое-нибудь чудо. Они даже привели больных. Но исцеления не произошло. Сила Иисусова натолкнулась на глухую стену неверия». «Нет пророка в своем отечестве»,- сказал Он, покидая Назарет.

Иисус использовал и опосредование, чтобы усилить изменение. «Иногда при исцелениях Иисус прибегал к внешним действиям: накладывал руки на больное место или мазал его смоченной землей, а потом посылал человека смыть ее».

«Демоны паразитируют на грехах», - утверждал Иисус: «Что легче сказать больному –«прощаются тебе грехи» или «встань, возьми свою постель и ходи»? Для Иисуса это было одно и то же. То есть, разрешение должно быть «увязано» со всеми предшествующими проблемами человеческой личности. Нужно знать историю («грехи») пациента. Технически, все разрешающие трансакции Христа были просты, понятны и определенны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Контаминирующее Послание

 

Контамина́ция (лат. contaminatio — смешение).

Катексис (греч. κάθεξις — удержание, задержание) — термин динамической психологии, являющийся эквивалентом немецкого слова Besetzung (букв. вложение, вклад; занятие [помещения], захват, оккупация). В психоанализе использовался З. Фрейдом для описания направленности и сцепленности энергии (либидо) бессознательного (Ид) с объектом (образом объекта). В широком смысле таким объектом может считаться всё, что небезразлично человеку (предметы, люди, идеи, знаки), что ему интересно и имеет для него личностный смысл.

Когнитивный—познавательные процессы человеческого сознания. Обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

 

Как правило, контаминацию считают когнитивной по своей природе и, таким образом, связанной с пониманием себя или окружающего мира. Поскольку Детское и Родительское эго-состояния определяют как воспоминания («воспоминания в их естественной форме», Berne 1961), мы знаем, что единица контаминация является своего рода воспоминанием, и, когда выявляется контаминация, мы можем или мы не можем знать природу этого воспоминания и историю, почему оно возникло. Более того, нельзя сказать, что контаминация имеет обширный масштаб, поскольку обширная иллюзия подразумевает целую систему убеждений, таких как система взглядов, рэкет, другая часть сценарной системы или просто вся система сценария. Хотя может оказаться трудно установить в точности, как клиент поддерживает и формулирует контаминацию для себя, и какие сознательные и бессознательные структуры могут быть задействованы в этом, нам гораздо проще дать общее описание ее содержания. Поэтому, я предполагаю, что контаминации структурируются вокруг центрального сообщения/ убеждения, которое я называю здесь Послание, например, «Меня всегда обходят», «Когда ты становишься близким с людьми, они контролируют тебя», «Мужчина, который не обеспечивает свою семью, - плохой мужчина» и т.д. Затем, Послание определяется как формулировка когнитивного содержания контаминации, что достаточно сильно похоже на предписания, являющиеся способом формулирования затормаживающего послания, посылаемого из реального родителя реальному ребенку, хотя и не идентичного с той формой, которую послание имело ранее. Я полагаю, что любую контаминацию можно сформулировать и понять в виде такого короткого слогана.

 

Почему контаминирующие эго-состояния конкурируют с Взрослым осознанием?

 

Послание всегда является утверждением о природе реальности и, поэтому, конкурирует с осознанием Взрослого, которому оно противоречит. Я могу интернализировать Послание: «Лучше выгореть, чем угаснуть», - которое подразумевает, что существует только две альтернативы и более никаких, и что первая – всегда лучше, чем вторая. Очевидно, что это конкурирует с реальной действительностью в том, как ее будет воспринимать неконтаминированный Взрослый, у которого существует множество других выборов. Другая характеристика Послания – это то, что это сверхобобщение (в соответствии со смыслом, вкладываемым школой катексиса). Это происходит из его общей характеристики универсального действия (в отношении меня, других и/или окружающей реальности).Примеры такого обобщения:«Жизнь есть страдание» (всегда, для всех, только и исключительно страдание), «Меня всегда оставляют», «Быть женщиной – это ад», «Если я приближусь, я никогда снова не буду свободным» и т.д.

Когда Родитель контаминирует Взрослого, используется интернализованное Родительское послание, которое является общим утверждением о природе себя, других или природе реальности. Когда Ребенок контаминирует Взрослого, это либо основано на неверном заключении, которое функционирует в сценарии, либо на травматическом событии, которое обобщается (страшный большой брат, прячущийся под кроватью, означает, что пространство под любой кроватью – особенно опасное место).

 

Как может Родительское или Детское эго-состояние пересилить Взрослого?

 

Для того, чтобы успешно соревноваться со Взрослым эго-состоянием, контаминирующее эго-состояние должно иметь в сумме больший объем связанного и несвязанного катексиса по сравнению с общим катексисом (связанным, несвязанным и свободным) Взрослого эго-состояния в определенной ситуации или контексте. (Например «женщины» с точки зрения мужчины в контаминационной структуре вокруг послания «Женщины: и с ними жить нельзя, и без них жить нельзя»). Утверждение, что свободный катексис может использоваться для того, чтобы намеренно катектировать, можно также оспорить. Отсюда следует вывод, что: Для того чтобы контаминация существовала, чистая сумма ее катексиса должна быть больше катексиса Взрослого в данный момент.

 

Деконтаминация

 

Деконтаминация достигается конфронтацией элементов переопределения, как указано выше, или при помощи Распаковки Послания. «Распаковка» здесь означает начало когнитивного процесса, в котором Послание-слоган конфронтируется и смешивается с неконтаминированными областями Взрослого. Пока послание находится в форме, которую можно описать коротким слоганом, оно может успешно конкурировать со Взрослым осознанием. Если неконтаминированный Взрослый успешно привносится в этот процесс, «Распаковка» происходит, когда контаминация опустошается и не может больше удерживаться.

Два способа распаковки Послания:

1. Определение Послания, например: Что для Вас означает быть «оставленным» или «быть близким» или быть «плохим мужчиной» (В каком смысле он плохой?…Только из-за того, что не обеспечивает…?). Это может подействовать, поскольку раскрывает мифическое качество послания, также облегчая конфронтацию присущего ему обесценивания. Обсуждение определения также приглашает в процесс Взрослого клиентов, таким образом, включая неконтаминированные мысли и восприятия Взрослого.

2. Внедрение исключения: Поскольку Послание является обобщенным утверждением о том, как существуют вещи, следующим шагом является поиск исключений из этого правила. Например: «Джонни не работает, но нам обоим он нравится. Вы считаете его плохим мужчиной, потому что он не обеспечивает семью?» (Джонни может быть исключением из правила), «Вы думаете, что ответственность – это груз. Вы знаете кого-либо, кому нравится и кого радует ответственность?» или «Кажется, Вы думаете, что взрослую жизнь не стоит жить, но я взрослый и я получаю большое удовольствие, равно как и Кейт, и Лизетт и Рольф». Когда в процесс приносятся достаточное количество неконтаминированных областей, они аннулируют контаминацию, поскольку Взрослый становится более катектированным, чем контаминирующее эго-состояние.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...