Перейти к публикации
Форум - Замок

Салон


Leo

Рекомендованные сообщения

  • Ответы 145
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

я возвращаюсь к стихам Ольги Седаковой..

 

9

 

Несчастен,

кто беседует с гостем и думает о завтрашнем деле;

несчастен,

кто делает дело и думает, что он его делает,

а не воздух и луч им водят,

как кисточкой, бабочкой, пчелой;

кто берет аккорд и думает,

каким будет второй, –

несчастен боязливый и скупой.

 

И еще несчастней,

кто не прощает:

он, безумный, не знает,

как аист ручной из кустов выступает,

как шар золотой

сам собой взлетает

в милое небо над милой землей.

 

10

 

Велик рисовальщик, не знающий долга,

кроме долга играющей кисти:

и кисть его проникает в сердце гор,

проникает в счастье листьев,

одним ударом, одною кротостью,

восхищеньем, смущеньем одним

он проникает в само бессмертье –

и бессмертье играет с ним.

 

Но тот, кого покидает дух, от кого

отводят луч,

кто десятый раз на мутном месте

ищет чистый ключ,

кто выпал из руки чудес, но не скажет:

пусты чудеса! –

перед ним с почтением

склоняются небеса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Извини, Лео, обещаю, больше голова у тебя болеть не будет. Ее источник самоустраняется) Будь счастлива и успешна! Не поминай лихом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Седакова - великолепная поэтесса, надо читать именно такую поэзию, и я от всей души одобряю твой выбор. Фислософски и в то же время - позитивно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Одиннадцать практических правил чая по-английски

 

Лучший способ заварки чая долгие годы является предметом бурных мировых дебатов. Анализируя свой собственный опыт приготовления безупречного чая, английский писатель Джорж Оруэлл (1903-1950гг.) выделил одиннадцать непреложных правил, каждое из которых он считал золотым:

 

1. «Прежде всего чай должен быть индийским или цейлонским. Китайский чай обладает достоинствами, которые по нынешним временам нельзя пренебрегать, - он дешевле и его можно пить без молока, но он не достаточно бодрит. От китайского чая не почувствуешь себя умнее, отважнее либо просто оптимистичнее. Каждый, кому случается прибегать к этим утешительным словам – «чашка отменного чая», - безусловно, имеет ввиду чай индийский.

 

2. Чай следует заваривать понемножку, то есть в заварном чайничке. Чай, заваренный в большой емкости, обычно безвкусен, а чай, заваренный в котлах, всегда отдает известью и ружейной смазкой. Заварной чайничек должен быть фарфоровый или фаянсовый. В серебряных чайничках, так же в чайниках британского металла чай заваривается хуже; совсем плохо заваривается чай в эмалированных, хотя в оловянных (большая редкость нынче), как ни странно, настаивается весьма недурно.

 

3. Чайник следует предварительно подогреть, но не ополаскивая, как это делается обычно, горячей водой, а подержав на каминной полке.

 

4. Чай должен быть крепким. На полный до краев чайник емкостью в одну кварту имед примерно шесть чайных ложек с «верхом». Одна чашка крепкого чая лучше двадцати чашек слабого. Все настоящие ценители не просто любят крепкий чай, но и с каждым годом любят заваривать его все крепче и крепче.

 

5. Чай нужно класть прямо в заварной чайник. Никаких пакетиков и шелковых мешочков, никаких иных других оков для чая. В некоторых странах на чайник подвешивается ситечко, чтобы улавливать считающиеся вредными чаинки. На самом же деле чайный лист можно поглощать в любом количестве без всякого ущерба для здоровья; если же чай свободно не плавает в чайнике, он никогда толком не заварится.

 

6. Надо наливать заварку в кипяток, а не наоборот. Но именно в кипяток – вода в момент слияния с заваркой должна по-настоящему кипеть, то есть чайник с кипятком нельзя снимать с огня. При этом некоторые утверждают, что для чая годится лишь свежевскипяченная вода.

 

7. Заварив чай, его следует помешать. А еще лучше как следует встряхнуть чайничек, дав потом чаинкам осесть.

 

8. Пить чай надо из высокой чашки цилиндрической формы, а не из плоской и мелкой. В цилиндрическую больше входит, а в плоской не успеешь распробовать, как чай уже остыл.

 

9. С молока следует снимать сливки, прежде чем подливать его в чай. Чересчур жирное молоко придает чаю тошнотворный вкус.

 

10. Сначала следует наливать в чашку не молоко, а…? Это один из самых спорных вопросов; воистину в каждой британской семье можно можно столкнуться со столкнуться со сторонниками обеих платформ. Приверженцы теории «молока сначала» могут выдвинуть вполне весомую аргументацию своей позиции, но я стою на своем, и моя позиция неоспорима: ведь, наливая сначала чай и по мере наливания помешивая, можно предельно точно регулировать требуемое количество молока. В противном же случае его легко перелить.

 

11. Чай, если только вы не пьете его по-русски, нельзя пить с сахаром. Да, сознаю: здесь я в меньшинстве. Но все же как может именовать себя чаевником человек, способный убить вкус чая сахаром? С таким же успехом можно сдобрить чай перцем или солью. Чаю положено быть горьким, точно так же как и пиву. Подсластив его, вы пьете не чай, вы пьете сахар, который с таким же успехом могли бы растворить просто в горячей воде. Некоторые скажут, что вовсе не любят чай как таковой и пьют его лишь для того, чтобы взбодриться и согреться, и кладут сахар, чтобы отбить привкус чая. Этим заблудшим я скажу одно: попробуйте пить чай без сахара хотя бы в течение двух недель, и вам больше никогда не захочется портить вкус чая, подслащивая его.»

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Японский чайный ритуал

 

Чаепитие в Японии – ритуал, доставляющий глубокое наслаждение и хозяевам и гостям. Почти в каждом доме есть специальная комната «тясица» для совершения чайного обряда («тядо» – путь чая или «тяно-ю» – чайное действо). Разговоры между участниками церемонии не приняты: каждый погружен в размышления о постижении законов природы и окружающего мира.

 

Основы японской «философии чая»:

 

- поклонение прекрасному;

 

- мечта о добре в несовершенном мире, полном зла;

 

- подчинение законам милосердия в отношениях между людьми;

 

- чай – это приятное без излишества, уникально ценное без дороговизны, это естественность и гармония, гостеприимство и миролюбие;

 

- чай – это гигиена, потому что побуждает к чистоте;

 

- чай – это бережливость, потому что учит находить комфорт в простом и скромном;

 

- чай – это «моральная геометрия», определяющая оптимальную форму сочетания личных интересов с интересами других.

Опубликованное фото

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так размышляет о японской чайной церемонии В.В. Овчинников, известный журналист-международник, в своей книге «Сакура и дуб»:

 

«Для заезжего иностранца чайная церемония не больше, чем затянувшееся чаепитие с непонятным ритуалом.

 

Представьте себе, что парикмахер и еще три или четыре человека, ожидающих очереди побриться, уселись на полу совершенно пустой и полутемной комнаты. Действия парикмахера похожи на обычные: он насыпает в чашку порошок, заливает его кипятком и взбивает кисточкой пену. Делает он это так, словно верховный жрец, выполняющий религиозный обряд. А все другие молча следят за этим священнодействием. Если мысленно заменить мыльный порошок растертым в пудру зеленым чаем, который взбивают бамбуковой метелочкой, очень похожей на кисточку для бритья, получается полная картина этого японского «чуда».

 

Иностранный обыватель в своем самодовольстве видит лишь еще один пример тысячи и одной странности, которые составляют непостижимость и ребячливость Востока. Прежде чем смеяться над этим обрядом, стоит подумать, как в сущности мала чаша человеческих радостей и сколь мудры те, кто умеет ее заполнить.

 

Чайная церемония для японцев – это религия, это обожествление искусства жить. Но чайный обряд – это так же еще и ключ к познанию национальной психологии, не менее важной, чем бусидо – моральный кодекс самурая, о котором на западе много писали.

 

Если страсти, бушующие в человеческой душе, порождают определенные жесты, то, считает мастер чайной церемонии, есть и такие жесты, которые способны воздействовать на душу, успокаивать ее. Строго определенными движениями, их красотой и размеренностью чайная церемония создает покой души, приводит ее в то состояние, при котором она особенно чутко отзывается на вездесущую красоту природы.

 

В чайной церемонии участвуют не более пяти человек. Даже если все происходит днем, в комнате должен стоять полумрак. На каждом предмете лежит печать времени. Есть только два исключения – белоснежный платок и ковш, сделанный из свежего куска бамбука, которые бывают подчеркнуто свежими и новыми.

 

Разговоры для чайной церемонии не приняты в только после последнего глотка можно и даже поощряется спросить откуда посуда, как давно ее сделали, кто мастер и отозваться хорошо о чашках, о кисточке, о качестве чая.

 

Комната для чайной церемонии оформляется с изысканной простотой, воплощающей в себе классическое представление японцев о прекрасном. Эта классическая простота должна отвечать буддийскому философскому понятию «пустоты», венцом которой может быть, к примеру, бледный маленький цветок горной лилии и какие-нибудь листья, нарисованные тушью на свитке бумаги, висящей над цветком. Ровный гул кипящей в чайнике воды напоминает шум дождя по соломенной крыше над маленькой хижине в горах.

 

И тогда ощущаешь, что и это молчание, и шум кипения, и малость бедной комнаты, и скромность лилии – все это некий спектакль, вернее действо, в котором ты участвуешь и которое можно определить только одним словом – отъединенность. Все бывшие тут обязались не обижать друг друга, доверять один другому и теперь каждый мог отдохнуть от самого себя.»

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Китайская чайная церемония

 

Опубликованное фото

Китайская чайная церемония, в отличии от японской, направления больше на чай, чем на церемонию: то, какой у чая вкус, какой запах и как вкус одного чая сочетается с предыдущим или в повторяющихся кругах чаепития – это именно то, чем «озабочены» участники китайской чайной церемонии.

 

В Китае при встрече люди вместо «Здравствуйте!» говорят «Вы уже пили чай сегодня?».

 

В китайской чайной церемонии используются зеленые чаи, которые мало ферментированы и красные чаи, которые средне или сильно ферментированы. Большинство чаев, используемых в китайской чайной церемонии, растут горах Тайваня на высоте более одного километра. Настоящие китайские чаи стоят достаточно дорого (от 50 до 100 долл. за фунт, но существуют и боле дорогие сорта, до 500 долл. за фунт).

 

Каждый шаг китайской чайной церемонии имеет свой смысл, объяснение и историю.

 

Китайская чайная церемония начинается с того, что каждый участник знакомится с чайным листом: рассматривает его, вдыхает аромат. Далее демонстрируются чайники, изготовленные из красной песчанистой глины вручную, без использования гончарного круга. Это делается для того, чтобы каждый из участников мог насладиться красотой этой посуды, ее цветом и формой.

 

Используя острые палочки чай помещают в чайник и заливают его кипящей водой. Все это производится над большой миской, чтобы вода, переливаясь через край чайника, попадала в нее. Важно, чтобы в чайнике не образовывались пузырьки воздуха, которые, смешиваясь с чаем дают не эстетично выглядящую пену. Затем чайник ставят на стол и накрывают. Нельзя, чтобы чай настаивался слишком долго. Подавая чай, нужно знать, когда сливать его.

 

Меньше, чем через минуту чай сливается в узкие чашки, но наполняются они не чашка за чашкой, а перемещая чайник по кругу, чтобы все чашки наполнились одновременно. Чай во всех чашках должен иметь одинаковый вкус. Узкие чашки с чаем передаются участникам церемонии, для того, чтобы они сначала ощутили его запах, затем чай сливается в чашки для питья и вдыхается аромат, оставшийся в пустой чашке. Вы удивитесь, как много аромата остается в чашке, из которой уже слит чай. Вкус чая очень сильно отличается от его запаха. Когда выпит чай первого круга, чайник вновь заливается кипятком. Каждый чайник чая используется от 3 до 6 кругов, в зависимости от самого чая и вкусов подающего. Цель состоит в том, чтобы вкус чая в каждом следующем круге был бы таким же, как в первом. В этом проявляется мастерство подающего.

 

После нескольких кругов чая ощущается некоторый подъем, возможно из-за того, что глубокое дыхание при наслаждении ароматом чая дает дополнительные порции кислорода мозгу. Возможно также концентрация внимания на чае и ни на чем другом дает медитативный эффект и позволяет вашему сознанию расслабиться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опубликованное фото

 

Французское чаепитие

 

К концу 1630-х годов чай был уже признан и высоко ценим некоторыми небольшими социальными группами Парижа. Кардинал Мазарини, использующий чай как средство борьбы со своей подагрой, уже представил новый напиток королевскому двору. Подобно многим другим странам, чай сначала оценили за его медицинские свойства.

 

Во второй половине XVII века увидело свет несколько научных изданий. В них часто спорные достоинства чая сравнивались с другими новыми напитками, такими как кофе или шоколад. В то время во Франции медицинские знания и знания о чае были далеки от того уровне, который был достигнут в Китае. В 1692 году некий Франсуа Маселот пропагандировал "курить чай, как табак, предварительно увлажнив чайные листы капелькой бренди; пепел же, оставшийся в трубке, отлично отбеливает зубы".

 

В моде была экзотика. Так, когда в 1700 году Амфитрит, первый французский корабль, вернувшийся из Китая и привезший с собой дорогостоящий товар, разгрузился, французские модницы, наряду с шелками, ширмами, лакированными изделиями, фарфором и камфарой, смогли приобрести и чай.

 

Напиток, приготовляемый из китайского растения, стал еще более популярным во время правления Луи XIV. Тогда к чаю начали относиться как к приятному праздничному напитку и даже полезному для здоровья. Но среди парижских салонов продолжало существовать деление на тех, кто принял и полюбил новый напиток и тех, кто выступал против него. Таким образом, чай послужил и отличным предмет для дискуссии.

 

Маркиз де Савинэ, ярый сторонник чая, оставил нам описания нескольких серьезных чаепитий: "Встретил принцессу де Тарэн ... которая каждый день выпивает 12 чашек чая ... который, как она утверждает, вылечивает все ее болезни. Она уверяла меня, что Монсеньер ля Ландграф выпивает 40 чашек каждое утро. "Но, мадам, возможно все же 30 или около этого". "Нет, 40. Он умирал, и чай буквально возвратил его к жизни.

 

Мы все были свидетелями этого". Николас Адигер, автор Хорошо организованного домашнего хозяйства, добавляет, что чай "обычно пьют по утрам для того, чтобы окончательно проснуться и вызвать аппетит". Однако, остроумная принцесса Палатина это мнение не разделяла. "Чай также не нужен священникам-протестантам, как он не нужен католическим священникам, которые не могут жениться",- провозглашала она, - "поскольку чай делает употребляющего его целомудренным".

 

Во Франции на протяжении длительного времени чай оставался более редким и более дорогим напитком, чем кофе. Более того, чай ассоциировался с дорогими фарфоровыми сервизами и серебром, в отличие от кофе, который сразу начали продавать на улицах и в новомодных заведениях, получивших название кафе.

 

К 1715 году в Париже насчитывалось более 300 кафе. Чай же оставался прерогативой богатых семей, знаком отличия и возможностью для лучших серебряных дел мастеров и гончаров показать свое искусство. Возможно, что это и помешало чаю стать во Франции популярным. И только в 19 веке провинциальная буржуазия и дворянство осмелились попробовать его.

 

В Утраченных иллюзиях Бальзак, большой любитель чая, описал женщину из Анголима, которая "громко объявила всей провинции о вечеринке с мороженым, тортом и чаем, - нововведении в городе, где чай все еще продавался в аптеках, как средство для улучшения пищеварения." В это же самое время британцы, начиная с Букингемского дворца и кончая трущобами Ливерпуля, пили чай шесть раз в день.

 

Однако, к концу 19 века, благодаря "чайным салонам" и "чайным танцвечерам" этот напиток стал достаточно распространенным среди изысканных кругов. Морские курорты, с их казино, верандами, заставленными цветами, гранд отелями, такими как Гран Палас в Биаритце, предоставили отличную возможность неторопливо выпить чашечку чая, наслаждаясь приятной беседой. Недалеко от Парижа, в Буа де Булонь можно было под тенью деревьев заказать столик, к которому посетители могли подъехать прямо в экипаже.

 

Тем не менее, Франция может гордиться тем, что она изобрела Модные чайные комнаты, столь редко встречаемые в Англии, в которой в настоящее время вы можете отведать превосходного чая только в каком-нибудь гранд отеле.

 

Такие салоны расцвели в Париже в начале 20-го века и продолжают процветать до сих пор. К примеру, созданная в 1903 году Антуаном Рампелмейером, кондитером из Вены, в наше время известная под именем Ангелина, - эта чайная комната все еще популярна и сегодня.

 

Соблюдая традиционную элитарность, эти салоны являются полной противоположностью шумным, наполненным рабочими бистро. В чайных комнатах знатоки могут насладиться превосходным чаем в атмосфере мира, покоя и даже интимности среди неизменных по стилю интерьеров.

 

В отличие от кафе (символа веселости французов, где предпочитают собираться артисты и интеллектуалы) чайные комнаты долго считали подходящим "местом для пожилых людей, теплым и без сквозняков", местом, принадлежащим миру Роллана Джаккарда. И это правда: по духу их старомодный шарм более соответствует меланхолии и задумчивости, чем социальным собраниям и дебатам.

 

Однако сегодня их имидж быстро меняется, ибо Франция является одной из нескольких стран, в которых потребление чая продолжает расти. Фактически, оно удвоилось за последние тридцать лет.

 

Каждый район Парижа, также как и центральная зона любого провинциального города, могут похвастаться сегодня привлекательными чайными комнатами, которые сильно отличаются от своих предшественниц, и потому привлекают все больше и больше молодежи.

 

Французы всегда проявляли интерес к экзотике. Таким образом, лучшие чайные комнаты дают им возможность открывать для себя бесконечное разнообразие сортов чая. И французские продавцы сегодня предлагают новым гурманам широчайший выбор разнообразных смесей, составленных из лучших сортов, а также ароматизированные чаи.

 

Сегодняшний покупатель посещают определенные магазины, торгующие чаем, чтобы приобрести некоторые из трехсот сортов, имеющихся в продаже. Чай продается на вес, так чтобы его можно было понюхать, прежде чем купить (за исключением, конечно, тех случаев, когда покупатель желает приобрести чай в пакетиках, - тогда о качестве даже самого превосходного чая трудно судить по его запаху).

 

В таких магазинах все смеси производятся из наилучших сортов, а для ароматизации чая используются только натуральные добавки.

 

Чайное искусство французов стало, таким образом, синонимом строгой стандартизации и качества и привело к тому, что чай сегодня является экспортным продуктом наряду с шампанским и модной одеждой. Это может показаться странным, но сегодня в Лондоне мы можем увидеть во французском чайном магазине члена королевской семьи, или в Токио можем быть свидетелями того, как люди здесь устремляются в универсамы, чтобы купить "французский чай".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Русское чаепитие

 

Опубликованное фото

В Россию чай попал в 1638 г. Его привез в подарок Государю от монгольского хана русский посол Стариков. Поначалу чай царю и боярам не понравился, но было замечено, что он «отвращает ото сна» во время долгих церковных служб. И в 1679 г. был заключен с Китаем договор о поставках чая в Россию. По Кяхтенскому тракту потянулись караваны с чаем от Великой Китайской стены к стенам Московского Кремля.

А в начале 18 века чай прочно вошел в русский быт и стал национальным русским напитком. Трудно представить себе в России дом, в котором не пьют чай.

Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос. Гиляровский оставил прекрасное описание старых московских трактиров. Где-нибудь в «Коломне» или «Лондоне» за чаем грелись извозчики, а крупные коммерсанты заключали сделки на десятки и сотни тысяч рублей. Любимые чайные были у артистов, писателей, художников. Встречи за чайным столом у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках вошли в историю русской культуры. Вот уже три столетия на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество.

Опубликованное фото

Русское чаепитие – это духовная процедура, в России – свой ритуал заваривания чая.

Кипяток для чая готовится в самоваре. Самовар неотъемлемый атрибут русского чаепития и русского быта. Часто самовар является шедевром русского декаративно-прикладного искусства.

Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот нехитрый прибор начинал петь, и песня его, подобно стрекоту сверчка за печкой, придавала особый уют и интимность чайному столу.

Обязательный атрибут – специальная грелка, которой накрывают керамический заварочный чайник. Таким грелкам придают форму петухов, сказочных птиц, кукол-матрешек.

И конечно же традиционное русское чаепитие устраивается с помощью традиционного русского чайного сервиза — украшения стола и интерьера жилища.

Опубликованное фото

Самовар ставится непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола. Разливает чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверяется старшей из дочерей, что соответствует неписаному правилу – чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

Пьют чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая 1-2см от края чашки, что считается хорошим тоном. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком.

Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись «всклянь», абсолютно полными.

Но на самом деле в русском чаепитии все эти мелочи - cамовар, фарфор, чашки, чайники, блины, баранки, пирожки — все это совершенно не важно. Суть и соль русской чайной традиции в той радости, которую дает сама возможность собраться за чайным столом.

Разговоры между знакомыми и не очень людьми, мгновенья откровенности, минуты молчаливой задумчивости — все это гораздо важнее. Короче говоря, если вас интересует именно общение, чай по-русски — это ваш чай.

Была бы компания хорошая, да чаю побольше…

Пейте чай, мой друг старинный,

Забывая бег минут.

Желтой свечкой стеаринной

Я украшу ваш уют.

 

Не грустите о поленьях,

О камине и огне...

Плед шотландский на коленях,

Занавеска на окне.

 

Самовар, как бас из хора,

Напевает в вашу честь.

Даже чашка из фарфора

У меня, представьте, есть.

 

Я для вас, мой друг, смешаю

В самый редкостный букет

Пять различных видов чая

По рецептам прежних лет.

 

Кипятком крутым, бурлящим

Эту смесь залью для вас,

Чтоб былое с настоящим

Не сливалось хоть сейчас.

 

Настояться дам немножко,

Осторожно процежу

И серебряную ложку

Рядом с чашкой положу.

 

Я клянусь вам, друг мой давний,

Не случайны с древних лет

Эти чашки, эти ставни,

Полумрак и старый плед,

 

И счастливый час покоя,

И заварки колдовство,

И завидное такое

Мирной ночи торжество...

Булат Окуджава

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну, что ж... о кофе тогда в следующий раз )) а пока очень хочется забраться вот в такую библиотеку...

Опубликованное фото

и почитать то, что не оставляет равнодушным...

Опубликованное фото

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


×
×
  • Создать...