Перейти к публикации
Форум - Замок

ЖЕНСКИЕ МИССИИ В ДОМАХ АРХЕТИПОВ


Ester

Рекомендованные сообщения

ЖЕНСКИЕ МИССИИ В ДОМАХ АРХЕТИПОВ

 

Ирина Алексеевна Чеглова, кандидат медицинских наук, доцент, вице-президент Профессиональной психотерапевтической лиги РФ, г. Москва

 

Процесс консультирования включает получение ответов на три стандартных вопроса: «Что есть сейчас?», «Чего хочется?» и «Что делать, чтобы получалось так, как хочется?». В качестве метаязыка при работе над каждым из этих вопросов, мы используем язык архетипов и связанных с ними ролевых моделей. Он увязывает особенности функционирования человеческой личности (поведенческие, рефлексивные, эмоциональные, когнитивные) с конституциональными особенностями и базовыми ценностями.

Для практической работы в формате групповых тренингов и персонального консультирования разработана методика театр архетипов, в рамках которой выделены пять основных архетипов: Принц/Принцесса, Воин/Воительница, Маг/Ведьма, Король/Королева, Шут (Трикстер)/Шутиха (Трикстерша).

В каждом из них есть как мужская, так и женская ипостась и заложены свои миссии, цели и ценности, оттенки и смыслы успешности.

В структуре целостной личности они гармонично дополняют друг друга, образуя гибкое функциональное единство. Если параметры профессиональной эффективности и социальных достижений чаще обусловлены хорошим «доступом» к мужским ипостасям архетипов, то качество жизни, уровень удовлетворенности собой и окружением, эмоциональное благополучие – к женским. Возможно, поэтому формирование нового качества жизни, фактически редактирование жизненного сценария – преимущественно женский запрос. При работе с клиентами-мужчинами проработка женских ипостасей также весьма эффективна, хотя касается она чаще всего не качества жизни в целом, а решения конкретных проблем (см. примеры в конце статьи).

Каждому архетипу в психологическом пространстве клиентов соответствуют одна или несколько функциональных ролевых моделей. Как правило, эти модели либо обозначаются с помощью социальных функций, профессий, либо персонифицируются в образах исторических личностей, художественных или мифологических персонажей, значимых для клиента. Например, для одной из клиенток архетип Короля/Королевы олицетворяет следующие ролевые модели: Марк Аврелий, Петр Великий, Марья-Искусница, собственная мама. Для другой – богини Гера и Фригг, Леонардо да Винчи, Гельмут Коль, Юрий Лужков, Элина Быстрицкая.

Иными словами, в нашей модели архетип – это континуум, включающий общечеловеческое содержимое коллективного бессознательного, соотносимого с определенной стратегией социального поведения. А функциональная ролевая модель в пределах данного архетипа – фрагмент личного содержания, актуальный для конкретного человека и относимый к определенной группе ситуаций.

Рассмотрим характеристики проявления и ролевые модели женских ипостасей архетипов – Принцессы, Воительницы, Королевы, Ведьмы (Волшебницы, Феи) и Шутихи.

 

Принцесса

 

Основная характеристика архетипа Принц/Принцесса – направленность на осознание своей сущности и своих потребностей, выбор объекта взаимодействия, оформление и осуществление влечения. Стремление к объединению своей энергии с энергией интересующего объекта и, тем самым, вхождение в новую систему. Способность к душевной и духовной близости, глубинному эмоциональному резонансу с человеком, процессом, миром в целом. Женская ипостась (Принцесса) создает и поддерживает эмоциональную целостность, чистоту и независимость души – необходимые основы адекватного выбора объекта взаимодействия.

Принцесса целомудренна, она себя хранит. Ее девичество – в сокрытости мира души. Этот мир – ее собственное пространство, залог глубинной независимости и верности собственной системе ценностей. Именно там рождаются мечты, именно там живет умение отличить настоящее золото от сусальной обманки, доверяя лишь тому, кто этого достоин. Вовремя принять посвящение и свято хранить заповедную чистоту в этой глубине. Это залог способности к построению истинно интимных отношений, как в дружбе, так и в любви. Принцесса может быть милосердной, жертвенной, любящей, спасающей силой своей любви там, где сила зла, казалось бы, уже победила («Дикие лебеди», Г.-Х. Андерсен). Эта часть души хранит память о нашем детстве, если оно было счастливым, или преобразует его образ во вдохновляющий, если оно было далеко не безоблачным.

Эротизм Принцессы – подразумеваемый, потенциальный, «после свадьбы». Он ассоциируется с увлечением, восхищением и романтической любовью. Принцессе служат, пара к ней – Принц-Рыцарь. Но служат не ее гордыне, а преклоняются перед ее миссией, ее священным даром истинного творчества.

Принцесса реализовавшаяся, ставшая Королевой – логичное продолжение гармоничного жизненного сценария. Реализация в общественной жизни, в семье и детях, в хозяйстве, в творческих проектах, в работе – везде, где происходит Встреча и открывается новое созидающее пространство, мечты становятся реальностью, а совместная деятельность приносит устойчивые позитивные результаты.

Неспособность сделать достойный выбор и осуществить Встречу характеризует оборотную сторону образа Принцессы, так называемые теневые ее проявления: Блудницу, Старую Деву и «Мадам». Блудница – избалованная, гиперэмоциональная, взбалмошная девица, потакающая низменным страстям и влечениям – своим и чужим – и не способная ни с кем создать теплые, доверительные, истинно интимные отношения. Часто это связано с «нецелевым» манипулятивным использованием сексуальной энергии, ради упоения властью, социального одобрения или минутного тепла со стороны мужчины.

Старая Дева вне зависимости от возраста (и пола) – существо, вечно ноющее и недовольное жизнью. Она желчная и скуповатая, пресная и зажатая. Её доброта отсвечивает истеричностью, она сентиментальна и жестока. Другой вариант не случившегося – содержательница притона, Мадам, научившаяся извлекать выгоду из своего и чужого непотребства.

Ролевые модели Принцессы – андерсеновская Русалочка, толстовская Наташа Ростова до брака с Пьером Безуховым (после него – классическая Королева), нежные и яркие героини, воплощенные на экране Одри Хепберн в фильмах «Моя прекрасная леди», «Как украсть миллион» и «Римские каникулы».

 

Воительница

 

Основные характеристики Воина/Воительницы – технологичность и эффективность. Функция – достижение конкретной цели, а способы ее реализации – экспансия, агрессия, конкуренция, завоевание – и обработка поля. Недаром битву так часто с жатвой сравнивали, поскольку и на поле ратном, и на поле хлебном человек реализует определенную программу, достигает четко поставленной цели. Вспомним скульптуру Вучетича «Перекуем мечи на орала»… Это расхожая метафора, начиная со «Слова о полку Игореве». Ресурсы Воина, здоровье и телесная сила, интеллект и моральные качества, являются не более чем орудием, инструментом в процессе достижения цели.

Функция мужской ипостаси Воина – защита своих ценностей, внешняя экспансия и победа в конкурентной борьбе. Функция женской ипостаси – сохранение, наведение и поддержание внутреннего порядка, наработка физического и морального здоровья, последовательность и рациональность в действиях.

При этом Воительница – потенциально убивающая женщина, и если остальные женские ипостаси дают жизнь, она может её отнять. Если не буквально, то фигурально, пресекая бесполезные занятия, бесперспективные проекты, изнуряющие отношения. Просто выбрасывая старый хлам и расставаясь с привлекательными, но, увы, не имеющими реальной основы идеалами и иллюзиями, или прореживая и пропалывая грядки (извечное женское дело). Словом, формируя нужный для достижения цели поток жизненной силы на своем поле.

Амазонка, поляница – один из древнейших архетипов, известных в культуре. Он, подчас, долго ждет своего часа и «выскакивает» в жизни женщины внезапно, неожиданно для сторонних наблюдателей. И тогда проявляется, казалось бы, несвойственная этому человеку сила характера, происходят решительные изменения жизненного уклада, созидаются новые формы поведения, соответствующие обновленному содержанию души.

Сексуальность Воительницы – вызывающая, интригующая, провоцирующая. Так, некоторые женщины любят фотографироваться с боевым оружием. Оружие наполняет их страстным трепетом, оно воспринимается как безумно сексуальное. Мало того, изображение женщины с оружием – это средство привлечения внимания мужчин, которое вызывает эротический интерес, как, например, картины Бориса Вальеджо, где изображены подчеркнуто женственные формы и причудливое смертоносное оружие. Они взаимно усиливают впечатление, что придает художнику особую популярность.

Оружие Воительницы подчеркивает ее потенциальную опасность и агрессивную необузданность, а что может увлекать мужчину сильнее, чем стихия, несущая риск и наслаждение? Покорить, смирить гордую Воительницу, испытать на себе ее яркую любовь! И недаром любовные игры часто сравнивают с поединком. Это об отношениях с нею, с Воительницей… Она не дает фамильярничать с собой, требуя уважения, и особенно на ложе страсти.

Побуждения Воительницы редко связаны с материнством, пожалуй, только в случае воспитания Великого Воина. Но из альтернативы заботы о ребенке или защиты территории она всегда без колебаний выберет второе.

Воительница упорна и настойчива, практична и отважна. Она достойный противник, но и союзник тоже верный. Однако в паре с ней надолго может задержаться только Ординарец. Он готовит еду, чистит орудие, выхаживает после боя, помогает залечивать раны, словом, берет на себя все бытовые хлопоты. Если в паре равноправный Союзник, тогда жизнь превращается в ставку Главнокомандующего с перманентным военным советом: на кого напасть, какую избрать тактику наступления, как делить трофеи. Такой союз благоприятен в период роста и завоевания жизненного пространства, но тяжек и губителен в пору мирного труда, потому что если не будет достойных задач, партнеры начнут воевать друг с другом.

Женщина-Воительница функциональна. Она понимает, что месть бессмысленна, поэтому защищает жизнь. Именно она обеспечивает спокойную уверенность профессионала и личную весомость зрелого человека (энергетически наполняя последовательную «породистость» Принцессы и основательность Королевы). Именно она выполняет каждодневную рутинную, планомерную работу, преодолевая сопротивление косной, грубой, иногда враждебной реальности. И умеет получать за свой труд достойную плату.

Тень Воительницы – Жертва, которая превращает слабость и виктимность в мощное «психотронное» оружие, возлагая на других ответственность за себя и свою жизнь. Она провоцирует возникновение вины и насаживает человека на это чувство, как на крючок, проявляя, таким образом, свою власть. Чаще бессознательно, однако, от этого не менее жестоко.

Важно отметить негативные проявления мужской ипостаси архетипа Воина в женских судьбах, например, ролевой модели Мстителя. Женщина становится мужененавистницей и мстит за поруганную честь Принцессы, при этом не важно, произошло это в реальности или в фантазии. Такая женщина не в состоянии ни уважать мужчину, ни просто принимать его таким, как есть. Каждого, кто подойдет ближе, чем на пушечный выстрел, она стремится «раскатать бульдозером». Унизив и растоптав достоинство человека, она бросается на поиски следующего, только «чтобы сильнее меня был». Еще в одной ролевой модели – Охотника-коллекционера – важно количество любовных «трофеев», а также их социальный вес и богатство.

Примером Воительницы является Василиса Никулишна, жена боярина Ставра Годиновича, обрезавшая косы и притворившаяся мужчиной-воином ради попавшего в плен мужа. Другие примеры – Екатерина Воронцова-Дашкова, Софья Ковалевская, Маргарет Тэтчер, Паша Ангелина. И целое поколение русских женщин, переживших войну и поднявших страну на своих плечах…

 

Королева

 

Основная характеристика архетипа Король/Королева – управление достигнутым, тем, что уже есть. Реализованность в зрелой любви, хозяйстве и власти. По сути, позитивное проявление этого архетипа в жизненном сценарии – результат взросления, развития и внутреннего синтеза. Женская ипостась Королевы – хозяйка, супруга и мать, воплощающая образ Матери Отечества. Она внутреннее смысловое наполнение жизни и деятельности Короля, его тыл.

Королевой становится Принцесса, сумевшая интегрировать спокойствие Воительницы и мудрость Ведьмы, указав Шутихе ее место. Это очень специфическая женская власть – обустраивать и благословлять, заботиться и прощать, проявлять благородное милосердие и одухотворять созидаемое пространство.

Она не затеняет собою Короля, а подчеркивает его величие. Не меряется с ним властью, а усиливает его значимость и правду.

Она делает правильный выбор – своего партнера, своего дела, своей судьбы.

Королева – символ материнства, который воплощен не только в детях-наследниках, но и в «народе». В тех людях, в чьей судьбе она принимает участие. Она воспитывает достойного Правителя, прививая ему благородство целей и высоту помыслов. Она чувствует, кого стоит вводить в свой род, насколько ценности и опыт другого рода могут быть совместимы с теми, что олицетворяет собой она.

Умея утолять боль и сопереживать, утирать слезы и миловать, спасать своей властью людей из безнадежных ситуаций, Королева, однако, не безрассудна в доброте. Она смотрит в сердце человека, чувствует его душу. Она может позволить себе быть мудрой и неспешной в своем милосердии.

Ее сексуальность – это реализованный опыт созидания новой жизни в любви телесной, душевной и духовной. Это способ познания и освоения мира вместе со своим Королем. И для нее не существует картезианской дихотомии тела и духа, ибо «Дух не против плоти, ибо дух – то, что возникает между двух» (А. Вознесенский).

Ролевые модели этого архетипа – Мария Федоровна (супруга Александра IIIи мать Николая II), Индира Ганди, Мария-Терезия Габсбург с ее девизом «справедливостью и добротой» и шестнадцатью детьми, рожденными от любимого супруга.

Теневая сторона Королевы – Злая Мачеха с ее самодурством, безответственностью, упоением влиянием и властью. Баба на престоле, не знающая удержу и границ, невежественная вздорность которой доводит до краха, пустоты, разрушения всей жизни не только ее, но и тех, кто ей близок («Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина, «Последние» Горького). Таковы хрестоматийные мачехи с их холодной доминирующей жестокостью. Их удел – эмоциональная инфляция и смерть души в живом и подчас очень красивом теле…

 

Ведьма

 

Типические характеристики Мага/Ведьмы (Магини, Волшебницы, Феи, Чародейки, Ведуньи) – эмоциональная отстраненность, системная интуиция, дистантное взаимодействие с миром. Магу свойственны познание высших законов мироздания и волевое воздействие на мир. Ведьма же сосредоточена на познании таинств природы и созидании новых смыслов и образов из того, что уже есть в мире. Она есть глубинное понимание и умелое комбинирование существующего.

Маг – это творящее преобразование. Маг соприкасается с Вечностью, живет в ней. Это выход за пределы естества и магия как власть. Ведьма соприкасается со стихиями и силами природы. В этом Доме у женщины живет не одиночество, а уединение, происходящее «от многого знания», поскольку множество событий ее жизни происходит втайне, многие образы и события мира она интегрирует внутри себя. Она вырабатывает единый образ, правильный на данном отрезке жизни, и для себя, и для других. А в этом деле спешка и сутолока недопустимы.

Волшебница – помогающий персонаж в сказках, обладающий мистической силой, которая питает и дополняет земную власть Королевы. Она возникает ниоткуда и исчезает в никуда.

Злая волшебница, колдунья, может осуществлять управление судьбой, превращая одних героев, чаще мужчин, в чудовищ и животных, или налагая на других героев, чаще женщин, обязанность претерпевать страдания и лишения во имя спасения (вечный сюжет «Красавица и Чудовище»). Это своего рода отрицательные инициации.

Фея – воздушное существо, обслуживающее желания Принцессы. Она не имеет своих чувств и не знает, что ей делать со своей волшебной силой вне контакта с желаниями «заказчика».

Ведьма, Знахарка, Ведунья – один из самых древних и мощных архетипов. Это женский образ, наиболее приближенный к архетипическому проявлению Мага. Его суть – понимание таинственных сил природы, подчинение себе этих стихий и управление ими во благо окружающим. Это врачевание, исцеление, инициации. Женские образы – это Метелица, Баба Яга, лесные ведьмы, дарящие юным девушкам магические знаки. Ведьма ведает, чего хочет, и ведает, что творит. Она обычно автономна и независима, хотя может быть рядом с мужчиной. В этом случае они оба достигают незаурядного результата.

Жрица – служительница Высшего. Такова Феврония Муромская, исцелившая князя Петра и правившая вместе с ним. Ее нельзя назвать ни ведьмой, ни ворожеей, ни волшебницей. Положившись всецело на волю Господа и всем сердцем возлюбив Божественную премудрость, она стремилась к ее исполнению, обретя проницательность и высшее понимание смысла жизни. Религиозное чувство у женщин часто носит обрядовый, утилитарно-бытовой характер, поэтому подобные ролевые модели очень редки.

Тень Ведьмы – Мещанка. Это суеверная сплетница и балаболка, глухая эмоционально и интеллектуально, обесценивающая истинное знание, отрицающая его существование. И Фанатичка, слепо принимающая религиозные догматы и рьяно преследующая тех, кто, по ее мнению, ведет себя неправильно и не соблюдает установившиеся каноны.

 

Шутиха/Трикстерша

 

Сущностная характеристика архетипа Шута/Шутихи – регулирование напряжения в системе при вынужденном поведении, когда человек имеет дело с обстоятельствами непреодолимой силы. Когда нужно сохранить способность действовать, превозмогая боль, отчаяние, гнев, или разрядить взрывоопасную ситуацию, нужное настроение и поведение – свое собственное и других людей –вызывается путем провокаций через юмор, сарказм и цинизм. Мышление Шута – синтез, смешение всего, что есть под рукой, совмещение несовместимого.

Фрида Кало. Женщина-художник с венгерско-еврейско-мексиканско-индейскими корнями, папина дочка, выкормленная нянькой, а не родной матерью. В семь лет – полиомиелит, целый год неподвижности, и сухая нога на всю жизнь. И это не мешало ей в школе верховодить мальчишками и быть атаманшей школьной банды. В 15 лет – очередная трагедия. Автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем, и ее тело было проткнуто железным прутом. 11 переломов искореженной ноги, повреждения позвоночника, ребер, костей и органов таза. 32 операции, и от постоянных болей она спасалась спиртным, наркотиками, буйными празнествами, любовью и искусством. Фрида Кало претворила свое изувеченное женское естество в цель и смысл своей живописи, которую так и не удалось втиснуть в рамки какого-либо из культурных течений. Она говорила: «наиболее смешная вещь в мире – это трагедия»…

Еще один женский вариант Шута – перевертыш, женщина-мужчина. Пример тому – Бабка-Синюшка из бажовского сказа. В этом образе качества мужчины-женщины сплавлены и переплетены, все в полутонах и увертках. Миссия этого архетипа – проявление потаенных истинных свойств человеческой души, мистическое конечное воздаяние.

В провокациях этого Шута нет личной выгоды: основной смысл именно в воздаянии каждому по его сути. Шут мгновенно переворачивает ситуацию от слабости/уязвимости к угрожающей силе/несоизмеримой награде, в зависимости от того, поддается человек на провокацию или сохраняет порядочность и благородство.

Духовный подвиг юродства Христа ради также может быть отнесен к этому архетипу. Святая блаженная Ксения Петербургская – тому пример. Она служила Богу наиболее трудным путем: овдовев, надела одежды мужа и ушла «в люди», терпеть лишения, холод и голод. Ее юродство было выбором зрелого человека, двадцать шесть лет – возраст вполне серьезный, особенно по тем временам.

Смягчение боли от разочарований и потерь – еще одна функция Шутихи. Таковы, например, образы из песен Аллы Пугачевой – мадам Брошкина, покинутая ветреным супругом, и буфетчица, жестоко обманувшаяся в надежде обрести «настоящего полковника».

Особняком стоит вопрос «теневого поведения», поскольку оно понимается нами как следствие контаминации, «засорения» других архетипических Домов Черным Шутом (энергией страха перед болью, ответственностью или неопределенностью) (см. стр.24). Черный шут образует своего рода дымовую завесу в психическом пространстве, затрудняя функционирование других частей души. Перегружает Ведьму, дезориентирует Воительницу, затеняет и угнетает Принцессу. Провоцирует безумство Королевы, формируя роль «вдовы до замужества». Это оформляется в решении сойтись с кем попало или просто жить и мыкаться («счастье не для меня»). Здесь корни зависимости, созависимости или патологической независимости.

В этом случае Принцесса мучительно тщится заслужить то, что и так принадлежит ей по праву рождения. Воительница вместо поддержки и защиты буквально терроризирует ее. Королева в ужасе прячет лицо, а одинокая Ведьма из последних сил волочит на себе все это личностное богатство. Шутиха ерничает, заходясь подчас «смехом висельника». И человек все время спешит, не может остановиться и сфокусировать внимание, чтобы рассеять дымовую завесу Черного Шута… Как правило, чем больше удельный вес Шута в формировании жизненного сценария, тем труднее судьба женщины, как бы талантлива она ни была (Фаина Раневская, Зоя Федорова). В то же время осознание Шутовской позиции, каким бы ни был исходный запрос у клиентки, сильно смягчает ее отношения с судьбой.

 

Примеры из практики

 

Приведем несколько фрагментов практической работы с женскими архетипами в психологическом консультировании. При необходимости для визуализации и оптимизации ролевых моделей использовались техники направленного воображения.

Пример 1.Клиентка А., 31 год – супруга основного собственника и одновременно совладелец предприятия. В качестве источника ресурсов для разрешения конфликтной ситуации в семье клиентка выбрала архетип Королевы (функция управления достигнутым, поддержания и устойчивого развития процессов). Эталонной для себя ролевой моделью при этом сочла Анну Болейн – жену английского короля Генриха VIII и мать Елизаветы I, казненную по обвинению в супружеской неверности. Женщину, уверенно достигшую желаемой позиции, но потерявшую ее вместе с жизнью.

В ходе обсуждения клиентка осознала, что считала этот персонаж эталонной ролевой моделью, поскольку «срезонировала на ее судьбу эмоционально». Ведь ей, как и Анне Болейн, присущи две стратегии: использование яркой привлекательности, как орудия для социальных завоеваний, и жертвенность, понимаемая как необходимость дорого («жизнью/качеством жизни») платить за достижения. «Но ведь это совсем не Королева, это Воительница и Черный Шут…», - сказала А. «А ведь я так с ним (с мужем – И.Ч.) себя и веду до сих пор… сначала завоевывала, а теперь вот страдаю и все равно воюю».

В ответ на просьбу вспомнить другую ролевую модель, более соответствующую проявлениям архетипа Королевы, клиентка назвала Ливию Друзиллу – супругу Октавиана Августа. Ее основные Королевские качества, по мнению клиентки – мудрость («не выставлялась», многое прощала мужу ради упрочения этого союза и укрепления своего политического влияния) и ум (который Октавиан высоко ценил, обсуждая с ней многие вопросы государственного управления, часто перед обсуждением письменно излагая суть проблемы). Прожила почти до 90 лет. «Да, пожалуй, она мне больше подходит в качестве ролевой модели», - отметила А.

Пример 2.Клиентка Б., 35 лет, управленец среднего звена. Запрос формулирует следующим образом: «Не получается найти своего мужчину», «всё слабаки и ничтожества попадаются», «выйти замуж уже не мечтаю». На вопрос, какой архетип может ей помочь в этой ситуации, отвечает: «Конечно, Принцесса». Среди наиболее «принцессных» персонажей в качестве актуальной ролевой модели отмечает Лару Кроуфорд – героиню фильма «Лара Кроуфорд – расхитительница гробниц». При просмотре фрагментов фильма клиентка обратила внимание на то, что Лара не приемлет женскую одежду и, завоевав сокровища мирового значения, в завершение каждой серии – обязательно убивает мужчину, будь то бывший союзник, любовник или конкурент. Клиентка пришла к выводу, что это не женская ролевая модель – «это Воин и Принц в женском теле». И добавила с трепетом в голосе: «Боже, и у меня ведь во всех архетипических Домах – одни мужики!».

Ей предложено «осмотреться и поискать в своем архетипическом пространстве женские ролевые модели». В Доме Воина нашелся портрет Королевы, памяти которой, оказывается, и служил этот Воин. Там же – шкатулка с ее завещанием «Принцессе, которая родится через два поколения». На портрете Королева очень похожа на одну из прабабушек клиентки, которая была очень счастлива в браке. Другие семейные сценарии с обеих сторон исковерканы катаклизмами двадцатого века. Клиентка поняла, что завещание – для нее. Она нашла в нем слова о женской притягательности и достоинстве, о радости встречи с любимым. Далее клиентка выявила для себя другую ролевую модель Принцессы – героиню Одри Хепберн из фильма «Как украсть миллион». «Она с мужчиной не сражалась, она с ним играла, позволяя ему проявить себя… и это было… весело!», - сказала Б.

Пример 3. Клиент В., 46 лет, владелец и руководитель небольшой фирмы. Проблема – крайняя нерешительность в ряде управленческих задач. «Не вижу вариантов, действовать вслепую боюсь, поэтому торможу». Было решено проработать с архетипом Мага, отвечающим за ментальную реализацию, интуицию, посвящения. У клиента возник образ несчастной больной старушки, задыхающейся в затхлом, замусоренном, пыльном помещении, сплошь заросшем паутиной.

Клиент узнал Бабу-Ягу, призванную помочь Ивану-царевичу выйти на дорогу к столице. Но она не могла этого сделать, поскольку была больна. Причина болезни – ее забыли, ее мудрость никому не нужна. И ей было больно видеть, как люди совершают фатальные ошибки, потому что им просто не приходит в голову обратиться к ней. Последовала просьба клиенту зафиксировать внимание на этом персонаже и отслеживать, что происходит. Под лучом внимания старушка стала постепенно преображаться. К ней вернулись силы, она прибрала свое жилище и нашла завалившийся под лавку волшебный клубок, который и был вручен Ивану-царевичу. В ответ он выразил уважение к древней мудрости Бабы-Яги и нашел дорогу к столице, где и стал царем.

Женские ипостаси архетипов несут свои, особые миссии, обеспечивая качество нашей жизни. Их осознание и проработка позволяют повысить уровень психологического комфорта и выстроить гармоничный, осознанный путь реализации дарований в соответствии с определенной иерархией жизненных целей. Они раскрывают важные грани жизни, делая нас более цельными, зрелыми и мудрыми.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...