Перейти к публикации
Форум - Замок

История типографского дела...


Рекомендованные сообщения

Типографское дело у евреев.

 

Книгопечатание внесло массу значительных и глубоких изменений в историю культуры вообще. Применение этого изобретения евреями в 15 и 16 вв. составляет важный момент и в истории евр. культуры. Оно имело огромное влияние на развитие синагогального культа, на религиозную жизнь, как и вообще на духовную жизнь евреев. Изучение истории евр. Т. Д. началось еще в первой половине 18 в. Знаменитый христианский гебраист и библиограф Иоганн-Христофор Вольф в III и IV тт. своей «Bibliotheca Hebraea» (1783) дает перечень евр. типографов, в типографиях которых напечатаны сочинения, упоминаемые в первом и втором томах его сочинения. Первые научные исследования по истории евр. Т. Д. принадлежат Дж. Берн. де Росси (см.). История евр. Т. Д. рассматривается де Росси исключительно с точки зрения библиографической. Работы его сохранили, однако, научное значение и по сию пору. Леопольду Цунцу принадлежит несколько работ по истории евр. Т. Д. Историко-культурная точка зрения на Т. выдвинута в статье Д. Касселя и М. Штейншнейдера в энциклопедии Эрша и Грубера. В основу статьи легли перечень евр. типографий, составленный Д. Касселем по «Bibliotheca Hebraea» Вольфа, и перечень евр. типографий, составленный М. Штейншнейдером по материалам Оксфордской библиотеки. Работа эта, являющаяся первым систематическим очерком истории евр. Т. Д., ныне устарела. М. Штейншнейдер в своих многочисленных трудах неоднократно касался отдельных вопросов истории евр. Т. Д. В особенности важен его знаменитый каталог Бодлеянской библиотеки. В 1883 г. появилась ценная работа Моисея Шваба («Les incunables orientaux»), в 1896 г. работы, посвященные истории евр. Т. Д. — А. Берлинера и Д. Хвольсона, в 1901 — датского ученого Д. Симонсена. Из других работ, касающихся истории евр. Т. Д., отметим работу итальянского ученого Sacchi (1877), разные каталоги евр. библиотек и евр. отделов в государственных библиотеках, в особенности каталоги Руста, Ван Страалена, Цеднера, С. Винера.

 

Опубликованное фото

Еврейская Библия, напечатанная в Рива-ди-Тренто в 1561 г.

История евр. Т. Д. начинается лишь немного позже изобретения книгопечатания. До нас дошли десять сочинений, напечатанных до 1480 г., которые, по мнению многих, были выпущены евр. типографией в Риме ранее 1475 г. Недавно были найдены следы еврейской типографии в Германии еще до эпохи Гутенберга (Нестле). Но первое известное нам евр. произведение, напечатанное подвижными буквами, с обозначением времени появления в свет, относится к 1475 г. В первые два десятилетия было открыто не менее 16 евр. типографий, которыми было выпущено не менее ста объемистых фолиантов (нередко в размере от 300 до 480 листов). Число евр. типографий быстро умножалось в разных странах Западной Европы и на Востоке. Во многих местах евр. типографии предшествовали возникновению нееврейских (Португалия и др.) Указанное y Цунца число 14 таких мест ныне должно быть увеличено. Число местностей, где существовали евр. типографии, достигает ок. 400. Число евр. книг, напечатанных в этих типографиях, не может быть точно установлено. Бесконечные гонения на евр. книги были причиной того, что многие в свое время весьма распространенные сочинения до нас не дошли. В первые 25 лет было напечатано не менее 100 сочинений, в следующие за тем 40 лет (1500—1540) не менее 430 сочинений (Шваб). В течение 1510—1732, по вычислениям Джэкобса, было напечатано 710 изданий Св. Писания, 70 изданий Таргума, 590 изданий Талмуда и отдельных трактатов последнего, 1000 произведений ритуального характера, 385 произведений на жаргоне, 350 анонимных сочинений и 3500 смешанных произведений, т. е. всего 6605 сочинений. Число произведений, выпущенных евр. типографиями за последние 180 лет, не поддается даже приблизительному учету. За 1860—1888 гг. М. Штейншнейдер считает минимальное число ежегодно выпускаемых евр. типографиями книг — сто. За время от 1833 по 1854 г. были в одной России, по официальным данным, выпущены 1191 книга. В последние годы число евр. произведений, печатаемых евр. типографиями, доходит приблизительно до 1500, из них около 700 выпускается ежегодно в России. Одно из наиболее обширных собраний еврейских печатных книг до 18 в. — Бодлеянская библиотека — 15000 соч., a наиболее обширное собрание евр. печатных книг для нового времени — коллекция в Азиатском музее — содержит ок. 30—40 тысяч еврейских книг. Число книг, напечатанных в евр. типографиях, может быть определено, таким образом, цифрой минимум в 40000.

 

Опубликованное фото

Комментарий р. Леви бен-Герсон к Библии, напечатанн. в Мантуе до 1480 г.

История евр. Т. Д. Классической родиной еврейского книгопечатания является Италия. Родиной Т. Д. вообще является Германия. Именно в 1440 г. печатание подвижными буквами было изобретено Иоанном Гутенбергом. Этим объясняется тот факт, что евр. типографии основываются почти всюду немецкими евреями. В это время вообще была сильна еврейск. эмиграция из Германии в Италию. Основатель знаменитой типографской фирмы Сончино (см.), p. Самуил, был родом из Фюрта. Немецкого происхождения были также мантуанские и неаполитанские типографы. Где была основана первая еврейская типография, достоверно не известно. Первая общая типография была основана в Риме в 1465 г. Было высказано предположение, что и первая евр. типография в Италии была основана в Риме между 1466 и 1474 гг. Фактически известно лишь то, что в 1475 г. две объемистые еврейские книги закончились печатанием почти одновременно в обеих противоположных окраинах Италии: в Реджио ди Калабри (5 февраля) и Пиове ди Сакко (3 июля). Напечатанный в Реджио комментарий Раши к Пятикнижию содержит 58 печатных листов, почему Хвольсон относит начало его печатания к началу 1474 г. Напечатанный же в Пиове ди Сакко кодекс р. Якова б.-Ашера содержит 460 листов, и печатание его отняло по крайней мере два года. Таким образом, родиной еврейского Т. Д. следует, по всей вероятности, считать Пиове ди Сакко (первым евр. типографом в Италии, известным нам, является Мешуллам Рафа б.-Моисей Яков Куси). После этого следы евр. типографии в Пиове ди Сакко теряются. В 1474 г. основана была Авраамом б.-Гартоном б.-Исаак евр. типография в Реджио ди Калабри. Нам известен лишь один экземпляр его издания Раши к Пятикнижию. Вскоре евр. типография в Реджио исчезает, несмотря на то, что Реджио был большим культурным центром, в особенности с 1492 г. до 1511 г. Около 1475 г. была открыта типография в Мантуе. В связи с церковной политикой Франческо Гонзаго, преследующего цель обращения евреев в христианство, существование евр. типографии в Мантуе стало невозможным. Лишь в 1513 г. опять основывается евр. типография в Мантуе Самуилом Латифом. В 1477 г. в Пезаро и в Ферраре, в 1482 году в Болонье, в 1483 г. в Сончино, в 1484 г. — в Казале-Маджиоре, в 1486 г. — в Неаполе. В 16 в.: в Фано, Генуе, Венеции, Пизе, Ортоне, Римини, Трани, Турине, Саббионетте, Кремоне, Риве, Падуе, Киери, Ливорно, Флоренции. В 1482 г. возникает первая евр. типография в Испании, a именно в Гвадалахаре; в 1485 г. в Ишаре, в 1487 г. — в Заморе. Первая евр. типография в Португалии была основана в 1487 году в Фаро; в 1491 году в Брешии, в 1492 году в Леирии, в 1496 г. — в Барко, в Алкале — в 1514 г. Первая евр. типография в Турции была основана в 1503 году в Константинополе; в 1515 г. — в Салониках, в Адрианополе, в Сафеде, в Дамаске, в Багдаде, в Смирне (в 1838 г.), в Бейруте, в 1844 г. — в Иерусалиме. Первые евр. типографии в Германии появились в 1512 г. в Тюбингене и Франкфурте-на-Майне, в 16 стол.: в Аугсбурге, Гагенау, Кельне, Майнце, Эмсе, Вормсе, Бонне, Лейпциге, Исни, Ихенгаузене, Геддернгейме, во Франкфурте-на-Одере, Тингене, Фрейбурге, Гамбурге, Страсбурге, Таннгаузене, Эрлангене, Нюрнберге, a в 17 ст.: в Магдебурге, Кенигсберге, Вейсмаре, Любеке, Зульцбахе, Дигернфурте, Фюрте, Дессау. В 18 в. возникли в Германии евр. типографии в следующих пунктах: Готе, Кетене, Гиссене, Киле, Вандсбеке и Галле, Гомбурге, Оффенбахе, Иеснице, Бреславле, Мекленбурге — в 1724 г., Цюллишау, Геттингене, Карлсруэ, Редельгейме, Меце, Клеве. В 19 веке были основаны в Германии евр. типографии в следующих местностях: Касселе, Вюрцбурге, Лиссе, Бамберге, Дармштадте, Брауншвейге, Ганновере и Глогау, Гальберштадте, Данциге, Маннгейме, Лыке, Мюнхене, Мемеле. В Голландии и Бельгии первая евр. типография была основана в Лейдене, в 1528 г.; затем в Антверпене, Франекере, Амстердаме, Гронингене, Гааге, Брюсселе. В Дании первая еврейская типография возникла в Копенгагене — в 1631 г., в Глюкштадте. В Англии первая евр. типография была основана, в 1655 г., в Оксфорде; 30 лет спустя была учреждена евр. типография в Кембридже, в 1711 г. — в Лондоне, в 1857 г. — в Эдинбурге. Во Франции первая евр. типография возникла в Париже, в 1508 г.; затем в Лионе, Кале, Авиньоне, Люневилле, Эксе. Первая евр. типография в Швейцарии возникла в 1516 г. в Базеле. 38 лет спустя возникла евр. типография в Цюрихе, в 1554 г. — в Женеве, в 1543—1544 гг. — в Констанце, в 1555 г. — в Берне. Первая евр. типография в Швеции возникла в Упсале в 3655 г. В Богемии и Моравии первая евр. типография возникла в 1563 г., в Праге, в 1602 г. была основана евр. типография в Проснице, в 1767 г. — в Никольсбурге, в 1799 г. — в Брюнне. Первая евр. типография в Америке возникла в Филадельфии в первой половине 19-го в. Первые евр. типографии в Польше были основаны в Люблине (1550) и в Кракове в 1593 г. В России наиболее ранними евр. типографиями являются следующие: Чуфут-Кале (1734), Олексиниц (1760), Турко (1763), Корец (1776), Новый Двор, или Нейгоф (1782), Полонное (1783), Гродно (1788), Вильна (1789), Порицк (1789), Межиров и Минкович (1790), Славута (1792), Дубно, Венгров и Острог (1794), Лащов (1795), Варшава, Подбрежец (1796), Шклов, Купель (1796), Бердичев (1793), Судилков (1798), Могилев-на-Днестре (1793). В первой четверти 19 в. были основаны следующие типографии: в Дубровне (1802), в Слопковице, Житомире и Юрьеве (1804), в Кременце, Белостоке и Лядах (1805), в Белозурке (1806), в Заславе и Минске (1807), в Богуславе и Калюсе (1809), в Збриже (1812), Радзивилове (1814), Копыси (1818), в С.-Петербурге (1816), в Белой Церкви (1817), Москве (1828), Юзефове (1826); в 1825 году была основана официальная типография русских караимов в Евпатории. Толчок к возникновению многих типографий дало хасидское движение, вызвавшее сильную потребность в каббалистических и хасидских произведениях. В нехасидских типографиях не принимали к печатанию произведений такого рода, и для удовлетворения потребностей хасидов были основаны типографии в Могилеве-на-Днестре, Славуте, Кореце, Копысе и др. Из этих типографий особенно прославилась славутская, основанная р. Моисеем Шапиро. Техника в славутской типографии достигла большого развития. В особенности замечательно издание Талмуда этой типографии, которое весьма высоко ценится и поныне. Кроме того, в этой типографии было напечатано большое число мистических сочинений. Светских и научных книг славутская типография не печатала принципиально. Это обстоятельство создало владельцам славутской типографии имя «закоренелых фанатиков» среди маскилим и администрации. В 1835 году возникла борьба между славутской и виленской (см. Ромм) типографиями. Обе типографии обратились за разрешением спора в суд из компетентнейших раввинов; р. Авраам Абеле Посволера и р. Доб-Беруша Ашкенази. Решение это не успокоило сторон. В борьбу было вовлечено около 200 раввинов Польши, Германии и Австрии во главе. с р. Акибой Эгером, р. Моисеем Софером, Яковом Орнштейном и др. С обеих сторон применялись резкие приемы. Владельцы славутской типографии обратили этим на себя внимание местных властей, начавших зорко следить за типографией. Смерть одного печатника-христианина, уволенного за небрежность и пьянство, труп которого был найден на чердаке типографии, окончательно погубила бр. Шапиро.

 

Опубликованное фото

Амстердамская Библия (1679).

Их оклеветали перед местными властями якобы в убийстве этого печатника. Они были признаны виновными. Р. Моисей Шапиро умер в тюрьме в Москве; сыновья его р. Самуил Авраам и р. Пинехас Шапиро были освобождены лишь долгое время спустя. В результате этой борьбы (высоч. утвер. положением Комитета министров от 27 октября 1836 г.) «для облегчения надзора за еврейскими типографиями» были закрыты все еврейские типографии, за исключением виленской и киевской (см. Левинзон, Ромм). Эта мера была предложена правительству Исааком Бером Левинзоном еще в 1833 году, в целях борьбы с фанатизмом. В общем наказе губернаторам, высочайше утвержденном 3 июня 1837 г., предписывается в губерниях, где дозволено постоянное жительство евреев, обращать особенное внимание на то, чтоб между ними не существовали тайные типографии или литографии. 27 ноября 1845 г. было издано положение ο евр. типографиях. Согласно §§ 1—2 этого положения были оставлены лишь две евр. типографии, одна в Вильне, a другая в Житомире. Еврейские типографии, в отличие от общих типографий, состоят «по части цензуры и внутреннего порядка» под особенным ведением Министерства нар. просвещения. По части же общей полицейской, наравне с прочими типографиями — в ведении местной полиции. Ближайшее наблюдение за евр. типографиями со стороны Министерства нар. просвещ. было, согласно § 3 этого положения, возложено на директоров раввинских училищ. 21-го декабря того же года именным указом, объявленным управляющему министерством юстиции, надзор за евр. типографиями был возложен, впредь до открытия раввинских училищ, на местных директоров училищ или особых чиновников от Мин. нар. просвещения. Число евр. книг, представленных цензуре и разрешенных последней, выражается в следующих цифрах:

1833 55 1841 42 1849 72

1834 52 1842 32 1850 71

1835 47 1843 32 1851 71

1836 98 1844 62 1852 75

1837 40 1845 43 1853 60

1838 47 1846 34 1854 98

1839 56 1847 52 1855 89

1840 29 1848 100

Всего за 1833—1855 гг. были разрешены цензурой и напечатаны 1191 еврейская книга в России. Однако в действительности число еврейских книг, изданных за это время, превышает количество, указанное официальными данными. В 1862 г. высоч. утв. положением Комитета об устройстве евреев было разрешено открывать беспрепятственно евр. типографии в черте оседлости и С.-Петербурге. Впрочем, еще до упразднения монополии евр. книгопечатания отдельные евр. книги были напечатаны в Одессе (1845), в Риге (1852) и др. Позже возникли типографии в Петрокове (1877), в Люблине, Либаве (1879), Кишиневе (1883), Вилейках (1895), С.-Петербурге, Лодзи и т. д. В начале 20 века, с развитием жаргонной периодической печати, было введено новое усовершенствование, значительно удешевившее стоимость набора. До этого времени буквы набирали отдельно и пунктуацию отдельно. В 1902 г. для газеты «Fraind» стали отливать в варшавских и заграничных словолитнях гласные буквы с пунктуацией.

 

Техника евр. Т. Д. Типографское искусство и техника достигли в старинных евр. типографиях высокой степени развития. Д. А. Хвольсон дает следующую оценку произведениям, напечатанным евр. типографиями в течение 1475—1500 гг. «С широкими полями, превосходной бумагой, замечательно правильным, красивым шрифтом, они производят впечатление настоящих éditions de luxe». Даже в настоящее время, по словам Д. Хвольсона, невозможно печатать красивее и аккуратнее изданного в 1475 г. четырехтомного кодекса р. Якова б.-Ашера «Турим». С этим мнением согласны и другие исследователи типографского искусства. Упадок техники Т. Д. наблюдается лишь начиная с 1-й половины 18 в. и особливо со 2-й половины 19 в., особенно в варшавских, люблинских и петроковских типографиях. Поворот в этом отношении знаменует начало 20 века. В Берлине, Кракове и, наконец, Одессе (типография Мория, основанная X. Н. Бяликом) евр. типографии стоят на современном уровне техники Т. Д. Некоторые книги, печатающиеся в берлинской типографии Ицковского, представляют собою настоящие édition de luxe как по внешности, так и по отсутствию опечаток. Это заставляет и другие типографии отчасти считаться со вкусом читателя.

 

Опубликованное фото

Мидраш Тегиллим, напечатанный в Константинополе в 1512 г.

Отличительная черта еврейских книг — это разнообразие шрифтов на одной и той же странице, особенно в изданиях классических сочинений. Это явление находит объяснение в особом характере этих книг: в печатных изданиях текст древнего памятника печатается по середине страницы крупным и ясным квадратным шрифтом, комментарий печатается на правой стороне раввинским шрифтом (так наз. Раши-шрифт), суперкомментарии печатаются на левой стороне тем же раввинским, но боле мелким шрифтом. И уже издание кодекса р. Якова б.-Ашер в Пиове ди Сакко в 1475 г. напечатано в трех шрифтах. Индексы печатались совершенно мелким шрифтом. Имеются издания Библии с 32 комментариями, где почти на каждой странице имеется 33 различных шрифта. Чем комментарий менее важен, тем более мелким шрифтом он печатается. Произведения первых типографий отличались и разнообразием квадратных шрифтов. Кроме упомянутых (квадратный — מרונעות אותיות‎, и раввинский — אותיות רש׳י‎), уже в первых произведениях евр. книгопечатания имеется шрифт, так наз. «Weierrteutschschrift». Последний называется также Цеена у-Реена-шрифт, אותיות צאינה וראינה‎, так как все издания «Цеена у-Реена» печатаются этим шрифтом. Этим шрифтом были напечатаны комментарий Раши и Таргум к Пятикнижию в Болонье в 1482 г. Впоследствии этим шрифтом печатались все жаргонные книги. В 18 в. возник курсивный шрифт כתנ חדיוטות‎, который в особенности употребляется для деловых бумаг. Впервые курсивный шрифт был введен в амстердамских евр. типографиях в 1715 г. для печатания письмовников. Шрифт и его величина служат весьма часто вспомогательным средством для установления места печатания книги. Испанско-португ. евр. типографии печатали исключительно квадратным шрифтом. Евр. буквы в раннем периоде книгопечатания отражают на себе несовершенство первых резчиков. Почти невозможно отличить ח‎ и ה‎, ר‎ и ד‎, נ‎ и כ‎. Для заполнения пустых мест в конце строк они прибегали к literae dilatabiles (и не только букв אהלתם‎) или повторяли первые слова следующей строки. Несмотря на разнообразие шрифтов и трудность отличия букв и несмотря также на то, что многие из наборщиков и метранпажей были христиане, некоторые ранние произведения евр. книгопечатания отличаются отсутствием опечаток. При наборе с целью делать разные виньетки оставляли абзацы, но они часто оставались затем не выполненными (примеры указаны y де Росси, Annalen, XV). Обозначение листов, колонцифры отсутствуют в первое время; после введения последних пагинация обозначалась евр. буквами, реже арабскими цифрами и еще реже двойная пагинация евр. и арабскими цифрами. Последней пагинацией обозначено венецианское издание Тура Иоре Деа с комментарием «Bet Josef» p. Иосифа Kapo (1551). Пагинацией обозначались печатные полулисты в фолиантах и 1/4 листа в изданиях in-quarto, но не страницы и колонны. Поэтому ныне страницы Талмуда вавилонского цитируются a, b (например, Б. К., 12а, 12b), a Талмуд иерусалимский, напечатанный в двух колоннах, — а, b, с и d (напр. Баба Кама, 12а, 12b, 12с и 12d). Двойная страница носит название דף‎ (множ. ч. דפים‎), a ординарная страница — עמוד‎ (צד‎). В венецианских изданиях велось обозначение листов и страниц внизу текста. На пагинацию вообще не обращалось должное внимание. Пагинация следующего тома сочинения начиналась не той цифрой, на которой заканчивалась пагинация предыдущего тома. Вокализация и акцентуация встречаются уже в первый период книгопечатания во всех изданиях Библии, молитвенников, селихот. Трудно, однако, отличать патах от камеца в изданиях 15 и 16 вв. Знаков препинания не имелось во всех евр. изданиях до самого последнего времени. Набожные хасиды избегают читать сочинения со знаками препинания и поныне. Нет общепринятой системы знаков препинания в евр. книгах и в последнее время. Книга, изданная в России, сопоставляемая с книгой, изданной в Америке, представляет резкий контраст в отношении системы знаков препинания. Первая почти во всем выдержана в правилах русской грамматики, a вторая — в духе английского языка. — Бумага печатных книг до 18 в. высокого качества. Роскошные издания печатались на цветной бумаге. В библиотеке р. Давида Оппенгейма хранятся 57 экземпляров на синей бумаге, 7 на зеленой, 12 на желтой, пасхальная гагада на красной и так далее. В этой же библиотеке хранится 51 сочинение, напечатанное на пергаменте. Многие экземпляры болонского ритуала «Tefillah» (Болонья, 1537) напечатаны на пергаменте. Краска обычно черного цвета, в изданиях старинных польских и немецких типографий — густо-черного цвета. В библиотеке Оппенгейма находится молитвенник, напечатанный красной краской. Одно фрейбургское издание 1584 г. напечатано обычной черной краской, a глоссы напечатаны красной. По-видимому, одно издание Талмуда было напечатано красной краской. — Форматы старопечатных евр. книг обычно in-folio и in-quarto, которые остались господствующими и поныне. Соотношение разных форматов показывает таблица, составленная на основании библиотеки Оппенгейма: folio — 1005, quarto — 1240, оctavo — 901, duodecimo — 330; т. е. folio ок. 30%, quarto — ок. 32%, octavo — ок. 25%, duodecimo — ок. 11%. Число экземпляров печатавшихся евр. книг было в первое время весьма ограничено (ок. 300). О стоимости тогдашнего набора и печатания сохранились весьма скупые сведения: «Zoreh le-Nefesch» (Венеция, 1619, 36) обошлось в 25 дукатов; печатание «Jezer Tob» (ib., 1597—1600; 36 страниц) стоило 1000 флоринов. Причины успеха, выпавшего на долю евр. книгопечатания, коренятся в социально-культурных условиях евр. жизни. Каждая община имела свой ритуал и свои обычаи как в богослужении, так и в частной религиозной жизни. Даже виднейшие раввины, попав в другую общину и не зная местного ритуала, находились в неловком положении. Деятельность выдающихся представителей тогдашнего еврейства была направлена к объединению этих многочисленных местных ритуалов. В значительной степени это объединение произошло под влияшем книгопечатания. Общие печатные ритуалы вытеснили прежние рукописные ритуалы маленьких общин. Разнообразие местных ритуалов вызвало большой спрос не только среди еврейской массы, но и среди ученых талмудистов на молитвенники и ритуальные сочинения. Этого рода сочинения занимают первое место в ряду книг, вышедших из-под станков евр. типографий. Умственная жизнь еврейства в эту эпоху носила неодинаковый характер.

В Германии основу умственной жизни составляло изучение талмудической, или, точнее, ритуальной литературы. Изолированная в своем гетто от всякого движения научной мысли, умственная жизнь немецкого еврейства стояла на мертвой точке. Иную картину представляла евр. культура в Италии. Эта эпоха совпала со вторым периодом так наз. раннего Возрождения, ознаменовавшимся в духовной жизни итальянского еврейства сильным умственным и литературным движением. Возник большой спрос и на сочинения по религиозной философии, поэзии и естественным наукам. Цены на книги возросли неимоверно. Торговля рукописными книгами на латинском языке находилась в руках монастырей и университетов; сочинений на евр. языке (даже классических) порою никак нельзя было достать. В произведениях современников мы встречаем постоянные жалобы на недостаток в рукописных книгах. Известно, сколько усилий приходилось прилагать евр. типографам Италии, чтобы приобрести рукописи для печатания. Жалобы на отсутствие необходимых вообще книг мы слышим и в Германии (Pesakim u Ketabim p. Израиля Исеерлейна, § 138; Güdemann, Gesch., III, глава III). Типичнейшим видом евр. литературы этого времени являются «Kobezim», «Lekutim» — на этом обстоятельстве остановился уже Грец, не зная, чем это объяснить. Ученики раввинских школ и вообще талмудисты ввиду невозможности приобретать нужные рукописные книги делали обычно извлечения из разных кодексов, книг и т. д., снабдив их собственными глоссами и т. д. Последующие талмудисты делали, в свою очередь, извлечения уже из этих сборников и т. д. Изобретение книгопечатания было поэтому встречено евреями с энтузиазмом. Первые по времени типографы слагали в честь Т. Д. гимны и оды, считая Т. Д. священным служением Богу (ענודת הקדש‎) или «священной работой» (מלאכת הקדש‎). Первые типографы посвятили себя Т. Д. исключительно с целью распространения Торы и были чужды профессиональной конкуренции. В конце упомянутого выше издания кодекса р. Якова б.-Ашер типограф говорит:

אני חכמה לכל חכמה עטרת‎

אני נםתר (ה) לכל םוד מםגרת‎

נלי קולּמום ורשומי ניכרת‎

נאין םופּר חונרתי נמחנרת‎

ננת אחת דיו עלי עונרת‎

נלי שרטוט כתינה מיושרת‎

תמיה על דנורה הגנרת‎

נשנט םופרים היא משוררת‎

לו אותי ראתה נמחתרת‎

עלי ראשה הושמתי לכותרת‎

למםפר ני׳ חמשת אלפים רלה למזכרת‎

Я наука — венец всем наукам,

Сама сокрытая, всякие тайны заключаю,

Без пера — и начертание мое заметно,

Без писца в книгу я воплощаюсь;

Разом на меня наводятся чернила,

Без линейки — и письмо мое выравнено;

Надо удивляться героине Деборе,

Перо писцов в своей поэме воспевавшей;

Найди она меня под землей,

Диадемой возложила бы меня на голову свою.

В год 5235 (1495) евр. летосчисления память.

Любопытен обширный эпиграф знаменитого типографа Г. Сончино: «Я Гершом, сын Моисея, — печатник народа, владелец замечательной типографии; имя мое вспомнится во все века; я присмотрелся к волнениям изгнания и видел я волны страданий. И усмотрел я, что Тору забыли; нет читающих Св. Писание, ибо нет средств для приобретения книг… посвятивший себя Торе находится постоянно в нужде…; к тому же ему тяжело во время постоянных гонений нести многие книги из города в город, из царства в царство. Посему я, Гершом б.-Моисей Сончино, энергично взялся за Божье дело и напечатал 24 книги Св. Писания в миниатюрном размере, дабы они были y каждого человека днем и ночью… чтобы он читал их лежа и стоя, чтобы он без них не ночевал, чтобы он изучал их постоянно». В течение короткого времени Т. Д. стало y евреев настолько нужным, что многие пытались найти доказательства существования Т. Д. y евреев во времена Библии. Известный археолог Авраам Порта-Леоне из Мантуи (ר׳ אברהם שער אריה‎; в 1607 г.) самым серьезным тоном уверяет, что Т. Д. несомненно существовало во время Иова. Это явствует, по его мнению, несомненно, из книги Иова, 19, 23 и сл. Горячо дебатировался вопрос ο том, имеют ли печатные книги Св. Писания, свитков тефиллин и мезузот ту же святость, что и написанные специально для этого пером и чернилами. Он был разрешен религиозными авторитетами 16 и 17 вв. в положительном смысле (респонсы р. Самуила ди Медина, 11, § 184; р. Вениамина Слоника, Менахема-Азарии ди Фано, § 38 и 93 и др.). Давид б.-Самуил га-Леви (Таз) замечает (в комментарии «Ture Zahab» к Шулхан-Аруху, Иоре Деа, № 271, § 8), что мнение некоторых ο том, что печатные книги не имеют святости, неверно. Печатные книги религиозного содержания так же святы, как и писаные. Христианским гебраистам также принадлежит участие в развитии еврейск. книгопечатания в ранний период. Вместе со стремлением постичь духовную жизнь античного мира в христианских кругах ощущалась потребность в изучении иудаизма и еврейской литературы. Для иллюстрации последнего явления приводим эпиграф корректора Иуды Ашкенази к Мишне, напечатанной в венецианской типографии христианина Марко Антонио Джустиниани. «Мой дорогой господин, будучи весьма восторженным поклонником священного языка, горячо любит избранный народ — носителя Торы, и особенно дружески относясь к евреям, ревностно занимающимся книгами Св. Писания, он приказал мне не считаться с обилием расходов и количеством денег, отданных в мое распоряжение… Мой господин назначил меня своим управляющим в типографии не с целью наживаться и умножить свою казну, но чтобы заниматься во славу Неизреченного Имени и возвышения Его, как и на благо усердно работающих над Его Торой. Он сжалился над теми, которые вследствие необычайной дороговизны книг воздерживаются от приобретения последних…». Что это не простое восхваление, доказывает тот факт, что этот же типограф после прекращения деятельности типографии Бомберга понизил при отсутствии конкуренции цену на евр. книги на одну треть.

 

В конце книг имеются обычно данные ο личном составе евр. типографии. Кроме владельца ее, заведующего (נצנ על הדפום‎), печатника и метранпажа, к личному составу принадлежали наборщики и корректор. Последнему должно быть отведено место после владельца типографии. Роль его была весьма значительна, почему в корректора определяли лишь ученых по тогдашним понятиям. Его функции состояли в выборе наиболее достойных для печатания рукописных экземпляров и в критике текста. В своих прозаических приписках и стихотворениях корректора неизменно жалуются на «недостаток и неудовлетворительность рукописей». Они исправляли трудные места, заменяя их более понятными выражениями, a подчас добавляя в тексте свои примечания и т. д. В большинстве случаев они, однако, скорее искажали текст, чем исправляли. Типографы занимали видное положение в евр. обществе. Нередко в качестве владельцев евр. типографий подвизались и представители высшего класса общества (знаменитая итальянская семья — маркизы Брагандино-Джустиниани и др. и царственные особы — Станислав-Август Понятовский и др.). Большой интерес представляют типографские знаки владельцев евр. типографии.

 

Опубликованное фото

Sefer Nizzachon p. Липмана Мюльгаузена (Альтдорф, 1644).

 

Еврейская терминология печатного дела установилась уже в первом периоде в Италии и Турции. Для обозначения типографии было введено слово דפו‎ — τύπος; (ср. мишнаитское טופם‎ — формуляр акта, схема). С этим термином мы встречаемся в эпилоге р. Авраама б.-Хаиим уже в 1477 г. (ср. De-Rossi, l. c., pp. 15, 20—31, 36, 39, 68). Глагол דפם‎ — печатать, имя существительное для обозначения типографии דפום‎, как и ифал и гифил от глагола דפם‎ — были введены лишь в 16 в. В 15 же веке для выражения печатать употребляли преимущественно глагол כתב‎ (букв. — писать), в соответствии с тогдашней терминологией печатного дела вообще (scribere буквально писать — для обозначения выражения печатать). Были в употреблении также термины חקק‎ для выражения «печатать», כתינה‎, חקיקח‎ — для выражения «печатания», מחוקק‎ — типографа, реже התחקות‎, להתות‎ и др. Предприниматель или владелец типографии назывался נעל הדפום‎. Управляющий типографией, или, точнее, типографский фактор, назывался נצינ על הדפום‎, печатный мастер — מחוקק‎, מדפים‎, метранпаж (букв. mettre en page — расположить в страницы) — מםדר‎ или מצרף‎ (приводящий в порядок набор или соединяющий отдельные части набора в лист); наконец, קושר‎ (букв. «связывающий набор»). Термин для метранпажа встречается уже в константинопольском издании «Leschon Limmudim», 1542. Штейншнейдер неправильно считает эти слова терминами для обозначения наборщика; термином для наборщика было — הפועל העוםק נמלאכת‎, הקדש‎, a позже — הנחור הזעצער‎, ныне מםדר אותיות‎.

 

Ср.: De Rossi, Annales Hebraico-Typographici (Парма, 1795); id., Annales Hebraico-Typographici ab 1510 ad 1546; id., De Typographia Hebraeo-Ferrarienci (Парма, 1780); id., Ebraeo Tipografici di Sabbioneta; id., Ebraeo Tipografici di Cremona; E. Sacchi, I Tipografi Ebrei di Soncino (Кремона, 1877); Zunz, в Zeitschrift für jüdische Wissenschaft Géiger’a, V, pp. 34—43; id., Drucke und Drucker von Mantua, 1476—1662 (Zur Geschichte, I, pp. 249—261); id., Druckverein in Prag (ib., 261—268); id., Annalen der hebräischen Typographie von Prag vom Jahre 1513 bis zum Jahre 1657 (ib., 268—303); Steinschneider, в Hebräische Bibliographie, XVII; id., Cat. Bodl., passim; id., в Zeitschrift f. Ges. d. Juden in Deutschland, I; id., в Энциклопедии Эрша и Грубера, II, 28; Д. Хвольсон, «Старопечатные еврейские книги», в сборнике в пользу начальных училищ, 1896 (евр. пер. Μ. Γ. Айзенштадта הדפום נישראל ראשית מעשה‎, Варшава, 1897); A. Berliner, Ueber den Einfluss des ersten hebräischen Buchdrucks etc., 1895; A. Freiman, Ueber hebräische Inkunabeln (в Centralblatt f. Bibliothekwesen, 1902, XIX); id., Die Annalen d. Jüd. Druckerei in Wilmersdorf; D. Simonsen, Hebraisk Bogtryk, Копенгаген, 1901; J. E., XII, s. v. Typography; Häbler, Typographie Iberique, 38; Ebrard, Die Ausstellung hebräischer Buchdrucke (Нью-Йорк, 1904); Karmoly, Hebräische Typography von Riva di Trente, 1558—1562 (Франкфурт-на-Майне, 1868); Weinberg, Hebräische Druckereien in Sulzbach 1669—1851, Берлин, 1904; Ozar Israel, IV, s. v, דפום‎; C. Castelani, Documenti circa la persecuzione d. libri ébraei (Venecia Bibliofilla, VII; 10); Biberfeld, в HB., 1—11; Freudenthal, Aus der Heimat Moses Mendelssohn; Bandtkie, Historya Drukarni; Ch. D. Friedberg:, הדפום הענרי נקראקא‎ (Краков, 1900); id., לתּולדות הדפום הענרי נלונלין‎, ib., 1901; M. Brann, Gesch. d. hebr. Buchdrucke in Breslau (Jahrbuch, 1892); S. Fünn, Kirjah Neemanah; Maggid-Steinschneider, Ir Wilna; Nissenbaum, Le-Korot ha-Jehudim be-Lublin; Lui Lewin, Gesch. d. Jud. in Lissa. 1904; M. Balaban, Dzieje Żydów w Krakowie i na Kazimierzu, I, 1912 (том 1, 1912); A. Гаркави, в сборнике в пользу нач. учил. 1896; Ю. Гессен, «Евреи в России»; П. Марек, «Из истории печ. дела». См. Инкунабулы, Цензура.

И. Берлин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лен.

 

Вот тебе пример статьи, которую сразу захватят поисковики...

особенно - если ты не просто скопипастишь - а опираясь на

нее - напишешь новую...например дополнишь современным

израильским опытом...

 

И таких статей в сети - вагон и маленькая тележка...

 

Я что забавное встречу - буду скидывать сюда...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ТИПОГРАФСКИЙ ПРОРЫВ ОТТМАРА МЕРГЕНТАЛЕРА

 

Опубликованное фото

Одним из замечательнейших событий в истории типографского дела стало появление в конце XIX в. линотипа — наборной машины. Действи­тельно, изготовление литер и набор в течение четырех столетий оста­вался ручным и мало изменился по своей сути со времен Гутенберга. Специалисты предрекали: создать наборную машину невозможно.

 

Английский инженер Черч после пятнадцатилетних трудов в 1822 г. сконструировал первую, еще не со­вершенную наборную машину. Это изобретение произвело на совре­менников большое впечатление, и газеты поместили обстоятельное описание механического наборщи­ка. Однако из всех ручных опера­ций, которые приходилось выпол­нять наборщику, здесь была механи­зирована только одна — поиск и подача литеры. Практического при­менения машина Черча не получила, но её конструкция послужила от­правной точкой для всех последую­щих изобретателей.

Опубликованное фото

 

Позднее было создано ещё не­сколько наборных машин, но все они имели весьма существенный не­достаток — в них не была продумана разборка набора и распределение литер по отделениям кассы, а ведь именно эта работа отбирала у набор­щика очень много времени Пово­ротным пунктом в разрешении этой проблемы стало изобретение дат­ского наборщика Христиана Зеренса, которому удалось сконструиро­вать первую наборно-разборную ма­шину, названную «Тахеотип». В 1849 г. изобретатель получил на неё патент, но продвинуть в произ­водство не смог, хотя и демонстри­ровал на Всемирной выставке «ЭКСПО-1851» в Лондоне. Вторая машина предстала перед француз­ской публикой на «ЭКСПО-1855» где она — с её производительностью в 50000 букв разбора и набора в день — вызвала восхищение. Зеренс за машину получил золотую медаль выставки и предложил использовать «Тахеотип» парижской типографии, но наборщики, угрожая забастов­кой, сорвали соглашение. В 1861 г., 43 лет от роду, Христиан Зеренс умер.

 

С 60-х гг. XIX в. к идее наборной машины был проявлен интерес и в России. Первая и наиболее значи­тельная попытка в этом деле принад­лежит студенту Казанского универ­ситета Петру Княгинскому. Осуще­ствлять свою идею студент решил в Петербурге. Здесь ему удалось полу­чить материальную помощь у одного из знакомых, и в 1869 г. П.П. Княгинский взял привилегию на «Автома­тический наборщик». Для материа­лизации идеи изобретатель отпра­вился в Париж, где на телеграфной фабрике изготовил модель машины, названной «Наборщик-автомат». О её испытании россиянам сообщи­ла газета «Голос», год спустя машина демонстрировалась в Петербурге на Всероссийской мануфактурной вы­ставке. Позже Княгинский привёз машину в Москву. Его изобретени­ем интересовались из любопытства, однако никто не поддержал дальней­шую проработку конструкции.

 

 

 

Матрицевыбивальную машину разработал и в 1878 г. запатентовал преподаватель виленского училища Иосиф Ливчак. В конце 1882 г. о сво­ём изобретении он сделал сообще­ние в Русском техническом общест­ве, а в 1895 г. экспонировал свой «Стереограф» в Петербурге на вы­ставке печатного дела.

 

Перед всеми создателями набор­ных и словолитных машин стояло труднейшее препятствие, мешавшее полной механизации процесса набо­ра — добиться одинаковой длины всех строк. Только в 1872 г. изобре­татель Меррит Гелли разработал и взял американский патент на маши­ну с автоматическим выравнивани­ем строк. Решение, найденное им, оказалось гениальным по своей про­стоте. В место пробела, отделяющего слова, из магазина машины подавал­ся плоский клин, более толстый кни­зу и тонкий кверху, который стано­вился в ряд с матрицами. Когда набор строки заканчивался, достаточно было надавить на лите­ры. При этом клинья передвигались, так что расстояния между словами увеличивались и строки получали одинаковую длину.

 

Одновременно с наборными ма­шинами совершенствовалась техни­ка отливки литер. Ещё в 1838 г. аме­риканец Давид Брэс изобрел литеролитную машину, которая позднее вошла во всеобщее употребление. В машине находился небольшой пла­вильный тигель с расплавленным металлом для литер. Все операции машина выполняла автоматически.

 

Долгое время словолитные и на­борные машины развивались не­зависимо друг от друга. Подлин­ный переворот в наборном деле связан с именем Оттмара Мерген- талера, объединившего две эти ма­шины в одну.

 

Оттмар родился в 1854 г. в Герма­нии. Отец его был учителем и гото­вил своего сына к преподаватель­ской работе. Однако отрок не испы­тывал такого желания. Оттмар починил общественные часы в сво­ей деревне, после чего решил, что будет механиком. В 1866 г. племян­ника в ученье взял дядя — часовщик. Шесть лет спустя часовых дел мас­тер Оттмар Мергенталер уехал в Америку и стал работать на фабрике Галя, около Вашингтона, на которой производились электрические часы, звонки и инструменты для сигналь­ной службы на железных дорогах.

 

В 1871 г. Оттмар узнал об идее изо­бретателя Клефана по использова­нию пишущей машинки для изгото­вления оригинала, который можно затем размножить литографским способом. Позже Оттмар назвал Клефана «отцом линотипа», ибо Клефан дал ему повод обстоятельно заняться вопросом автоматического набора. Кстати, к этому времени предшественники запатентовали несколько сотен различных набор­ных машин и устройств, но в типо­графиях продолжал господствовать ручной набор.

 

Пишущую машинку Мергенталер сконструировал в 1877 г., но она не дала удовлетворительных результа­тов. Неудача не испугала механика. Прежде чем подойти к блестящему концу и дать полиграфической про­мышленности линотип, Мергента­лер в своих изобретательских рабо­тах прошел много стадий, не давших должного эффекта. Однажды в ваго­не железной дороги его осенила мысль: набрать штемпель из матриц, а полученную затем матричную строку отлить в самой машине. Мысль эта давала ключ к разреше­нию проблемы, над решением кото­рой бились сотни изобретателей.

 

В 1884 г. Мергенталер закончил работу над первой моделью набор­ной машины, в которой в значитель­ной степени был использован прин­цип действия уже существовавших в те годы матрицевыбивальных ма­шин (в картон одна за другой «вдав­ливались» соответствующие лите­ры, и полученная матрица использо­валась для отливки печатной формы). А через два года фирма Оттмара Мергенталера представила специалистам первый «Линотип» (от лат. linea — линия и греч. typos — отпечаток), установленный в типо­графии «Нью-йоркской трибуны». На всех присутствующих машина произвела потрясающее впечатле­ние своими вполне разумными дей­ствиями. В линотипе одновременно одна строка автоматически разбира­лась, вторая находилась в отливке, а третья набиралась. С этого собы­тия началось продвижение линоти­па в типографии всех стран мира.

 

Определённого формата строка отливалась на «Линотипе» из гарта (типографский сплав из свинца, олова и сурьмы). Отливная форма для неё составлялась из матриц (ла­тунные фигурные пластинки с уг­лубленным прямым изображением соответствующих букв и знаков) и шпационных клиньев. При помощи последних матрично-клиновая строка (собственно, это и была от­ливная форма) доводилась до нуж­ного формата. После отливки стро­ки матрицы и клинья также автома­тически распре­делялись по своим хранили­щам: клинья поступали в шпационную коробку матри­цы — в гнезда магазина. Од­новременно с этим процессом линотипист-наборщик, не де­лая никаких пе­рерывов в работе, набирал следую щу ю строку и т.д. Таким образом, матрицы в «Ли­нотипе» совер­шали круговое перемещение, что в значительной степени способствовало повышению произ­водительности машины.

 

Опубликованное фото

 

Мергенталер подал заявку на за­щиту патентом выключательной ма­шины с двойным клином. Однако Патентное ведомство США в выдаче патента отказало, так как на подоб­ное устройство патент был выдан Дж. Шуккерсу, а последний переус­тупил его компании «Роджерс-типо­граф». Между тем, вопрос о двойном клине был коренным вопросом про­ведения в жизнь идеи наборной ма­шины Мергенталера. За внедрение изобретения взялся предпринима­тель Ф. Додж, организовавший в 1886 г. фирму «Мергенталер лай- нотайп компани». Компании ничего не оставалось другого, как переку­пить патент Шуккерса, за что было уплачено ею 416000 долларов.

 

Вторая машина той же системы, построенная Оттмаром, имела уже автоматический выключательный аппарат. Однако возникшие между изобретателем и компанией фи­нансовые недоразумения привели к разрыву отношений. Мергента­лер при поддержке друзей собрал средства и устроил небольшое предприятие, где продолжал осуществлять свой проект. Несмотря на сложность и значительную стои­мость, линотипы получили широ­кое распространение по всему ми­ру. Уже в 1892 г. их было выпущено более 700 штук.

 

Оттмар Мергенталер в 1891 г. за­патентовал свою машину в России. Однако в российской печати первое сообщение об изобретении Мерген­талера появилось лишь в мае 1895 г.: петербургская газета «Новое вре­мя» опубликовала восторженную заметку своего парижского коррес­пондента, познакомившегося с ра­ботой «Линотипа» в одной из типо­графий французской столицы. А в начале следующего столетия в Первой Государственной типогра­фии (создана по указу императора Николая И в сентябре 1827 г., ныне «Печатный двор») был установлен «Линотип» — первый в России. Производство отечественных лино­типов начали только в 1932 г. на Ленинградском заводе полиграфи­ческих машин.

 

Сам Мергенталер подвел итоги своей изобретательской работы в таких словах: «История моего изо­бретения отмечается длительной эволюцией. Вначале дело шло о вы­бивании матрицы отдельными лите­рами и выключке их в строку. По­том вдавливались в бумажную мас­су целые слова, выключались строки и снимался стереотип. Поз­же матрица выбивалась целой стро­кой, и после выключки с нее делался стереотип, как особая операция. Те­перь же происходит в одной маши­не и при помощи одного рабочего набор строки из матриц, выключка строки и ее отливка. Это достиже­ние следует признать громадным результатом».

 

Сердце любой типографии — пе­чатные машины. Мергенталер соз­дал наиболее совершенную набор­ную машину — «Линотип». Машина более ста лет надежно работала на полиграфических предприятиях всего мира, намного пережив своих вполне достойных конкурентов: «Типограф» Дж. Роджерса, «Моно- лейн» В. Скаддера, «Монотип» Т. Лэнстона. Гениальный механик Оттмар Мергенталер, которому судьбою было отпущено всего 45 лет, подарил миру великое завое­вание технической культуры.

 

Автор статьи: Алексей Ренкель.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Или вот еще на что клюнет ГУГЛ:

 

СЛОВАРЬ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

 

CMYK (произносится: ЦМИК)

- наиболее широко распространенная в мире система цветоделения и печати цветных изображений в четыре краски.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

А - формат

А - описание формата стандартных листов бумаги основного ряда А. В ряду А - 13 классов. Каждый формат обозначается буквой ряда и цифрой класса.

 

 

А1 (594х840 мм) | А2 420х594 мм) | А3 (297х420 мм)

А4 (210х297 мм) | А5 (148,5х210 мм) | А6 (105х148,5 мм)

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

БИГОВКА

— предварительное нанесение на материал линий сгибов с помощью тупых дисковых ножей, которые вдавливают и уплотняют материал с частичным разрушением связей в волокнистых материалах. Осуществляется на специальных машинах. От фальцовки отличается несколько иной (более ярко выраженной) линией сгиба, а также возможностью осуществления данного процесса на более плотных материалах.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

БЛАНК

— вид полиграфической продукции, имеющий вид стандартного бумажного листа определённого формата (чаще всего А4) с воспроизведенной на нем постоянной информацией (чаще всего в верхней части страницы) документа и местом (центральная часть), предназначенным для размещения переменной информации. Имеющиеся на бланке пустые места чаще всего предназначены для последующего их заполнения, вручную, с помощью принтера или печатной машинки. Бланки предназначены для оформления документов предприятий и организаций. Частный случай бланков – бланки строгой отчетности (пронумерованные и зарегистрированные в специальных журналах)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

БЛАНК САМОКОПИРУЮЩИЙСЯ В СЛИПАХ

— самое оптимальное и распространенное решение по оперативному копированию документов. Такие бланки позволяют получать копии документов (чаще всего счета и накладные) без использования копировальной бумаги или ксерокопирования. Разные слои (листы) комплекта самокопирующихся бланков печатаются на специальной бумаге невысокой плотности. Существует несколько различных цветов самокопирующейся бумаги (белый, желтый, голубой, розовый, салатовый – цвета обычно не насыщенные, пастельные). Листы комплекта слипов скрепляются легкоразъемным клеем. Информация, наносимая на первый лист обыкновенной ручкой, карандашом или матричным принтером переходит на последующие слои в черном цвете за счет свойств самокопирующей бумаги (бумага состоит из микрокапсул, реагирующих между собой). Комплект может состоять из двух и более листов по практике максимум семь слоев, хотя в качестве эксперимента мы готовы изготовить и слипы с большим количеством слоев. Комплект слипов самокопирующихся бланков состоит из нескольких слоев. Несколько листов (слоев) одного комплекта слипов скрепляются между собой специальным клеем, склеивающем между собой верхний, средний и нижний слой, при этом нижняя сторона последнего слоя слипов не склеивается с верхней стороной первого слоя. Таким образом, комплекты самокопирующихся слипов между собой не склеены и легко разъединяются.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

БЛИНТ (БЛИНТОВОЕ ТИСНЕНИЕ)

— плоское (в отличие от конгрева) бескрасочное тиснение, иногда его называют слепым тиснением.Тиснение выполняется либо магниевым, либо латунным клише. Латунное клише хватает да миллиона оттисков, магниевое - "живет" 100-150 тысяч оттисков.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

БЛОКНОТ

— одна из разновидностей тетради с торцевым креплением листов (по короткой стороне). Скрепление чаще всего происходит металлической или пластиковой пружиной, реже клеем или скобами. Изображение, повторяемое на каждом листе, чаще всего имеет традиционный набор – линейки или клеточки для записей и фирменную символику. Блокноты обычно небольшого размера — А4, A5, A6, A7). Блокнот для записей имеет чаще всего следующую конструкцию - обложку, блок (традиционно 50 листов) и подложку. Считается, что блокнот с отрывными листами изобрел Марк Твен.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

БРОШЮРА

— издание от 8 до 48 полос. Брошюры бывают и с большим количеством полос (на скобу можно посадить до 96 полос, при условии использования бумаги для блока до 115 г/кв.м), правда при этом брошюру правильнее назвать книгой в мягком переплете. При большом количестве полос брошюру сшивают так называемым КБС (клеевое бесшвейное скрепление).

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

БУКЛЕТ

— вид рекламной продукции, отпечатанный на листе бумаги, сфальцованный любым способом (частный случай буклета - лифлет - буклет, сфальцованный до формата 210х100 мм). Иногда буклетом называют брошюру или журнал. Это понятие тоже верно, хотя и менее традиционно по смысловой нагрузке т.к. слово буклет происходит от английского - book, т.е книга.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

БУМАГА С ТИСНЕНИЕМ

— бумага (или картон), на которой машинным способом вытеснен рельефный рисунок по всей поверхности листа. Бывает нескольких видов (в зависимости от рисунка тиснения) - "лен", "облако", "холст", "молоток", "мороз", "яичная скорлупа" и др.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

БУМАГА САМОКЛЕЯЩАЯСЯ

- бумага, имеющая на оборотной стороне клей, который до момента приклеивания закрыт специальной бумагой, достаточно легко отделяющейся от основы. Самоклеющиеся бумаги, из которых изготавливаются стикера и наклейки бывает со съемным и постоянным клеевым слоем (стикер со съемным клеевым слоем легко снимается с приклеиваемой поверхности, обычно используется в рекламе на общественном транспорте и с постоянным клеевым слоем - на поверхностях, где важна стойкость стикера или наклейки). Бумага пригодна для печати офсетным, трафаретными др. способами. Бывает разных цветов, а также матовая и глянцевая.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

БУМАГА САМОКОПИРУЮЩАЯ

- особый сорт бумаги, который позволяет копировать оригинал без помощи копировальной бумаги. Копия создается под давлением письма, вследствие чего вскрываются микрокапсулы на обратной стороне листа. Освободившаяся жидкость вызывает реакцию окрашивания на последующем листе с каолиновой прослойкой, в результате чего получается копия. Предназначена для печати счетов, накладных и др. самокопирующихся бланков. Пригодна для печати офсетным способом, полноцветная печать используется редко.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

- визитка (от франц. visite — посещать) — карточка, на которой указаны сведения о ее владельце, обладателе. Как правило, на визитной карточке указываются фамилия, имя, отчество, должность, служебный (иногда домашний) адрес, телефоны. Часто на визитке помещается товарный знак, логотип фирмы. Визитная карточка может быть заполнена с двух сторон на разных языках. Согласно деловому этикету при официальных встречах, беседах происходит обмен визитными карточками.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ВЕРСТКА

- составная часть макетирования. Процесс размещения текстовых и иллюстративных блоков по полю формата с учётом дизайна макета и требований правописания.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ВЫВОРОТКА

— оттиск с изображением цвета бумаги на цветном или черном фоне, запечатанном в одну или несколько красок.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ВЫРУБКА

— операция листовой штамповки — получение изделий из бумаги, картона или пластика путем отделения материала от заготовки по замкнутому контуру в вырубном штампе оставшийся после отделения лист материала называется облой.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

ВЫСЕЧКА

— отделочный процесс для предания фигурной формы. Высечка делается специальными штампами. Срок изготовления обычного штампа - около 3 дней. Профессионалы называют высечку штанцеванием, а штамп - штанц-формой.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

КАЛЕНДАРЬ

— Печатное издание, обязательно имеющее в своем составе календарную сетку.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

КАЛЕНДАРЬ КАРМАННЫЙ

— Презентационный вариант визитной карточки фирмы. Настоящие визитки, которые, конечно же, тоже должны непременно присутствовать, лишены двух главных достоинств календарей - необходимости хранить их как минимум в течение года и постоянства использования. Карманный календарь представляет собой универсальный и наиболее массовый фирменный сувенир, который может быть подарен как сам по себе, так и в пакете с другими рекламными материалами.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

КАЛЕНДАРЬ КВАРТАЛЬНЫЙ

— Это разновидность настенных календарей, у которых на рабочей поверхности представлена не месячная, а квартальная календарная сетка. Снабжены курсором, который выделяет текущий день месяца. Квартальные календари представляют собой удобный коллективный рабочий инструмент, в том числе в офисах с большим количеством сторонних посетителей. Удобство и функциональность квартальный календарей обеспечивают их стабильную популярность у пользователей, в силу чего на них чаще всего размещают корпоративную рекламу.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

КАЛЕНДАРЬ НАСТЕННЫЙ

— Настенные календари являются важным элементом формирования визуальной среды помещения. Настенный календарь с удачным дизайном и качественным полиграфическим воплощением - это яркая деталь обстановки, позволяющая отвлечься от рабочих проблем, дающая отдых глазам, поднимающая настроение у сотрудников и посетителей фирмы. Настенные календари относятся к разряду престижных представительских сувениров, нацелены на поддержание положительного имиджа компании.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

КАЛЕНДАРЬ НАСТОЛЬНЫЙ (ДОМИК)

— Настольные календари являются не только деловым инструментом, но и частью обстановки рабочего стола. Настольный календарь находится перед глазами человека постоянно, поэтому размещенная на нем рекламная информация запоминается очень хорошо. Чтобы картинка не надоедала, обычно делают календарь перекидным - с новым изображением для каждого нового месяца.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

КАТАЛОГ

— Издания, в которых номенклатура предлагаемых товаров или услуг систематизирована и подана в удобном для поиска виде. Каталог предлагает потребителю структурированную и исчерпывающую информацию. Это дает человеку возможность сравнивать, анализировать, выбирать. Большой плюс каталогов в том, что они не давят на потребителя, а дают ему возможность спокойно сделать самостоятельный выбор.Каталог может быть выполнен как в виде брошюры (с креплением блока на скобы), так и в виде книги или журнала (с креплением блока на скобы или КБС)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

КЛЕЕВОЕ БЕСШВЕЙНОЕ СКРЕПЛЕНИЕ (КБС)

— скрепление листов или тетрадей в книжный блок термоклеем.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

КЛИШЕ

— рельефная металлическая пластина, используемая для тиснения фольгой, конгревного или блинтового тиснения.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

КОНГРЕВНОЕ ТИСНЕНИЕ (КОНГРЕВ)

— получение многоуровневого рельефного (выпукло-вогнутого) изображения без фольги на бумаге и картоне при их сжатии между штампом и контрштампом (соответственно пуансоном и матрицей), похожее на барельеф. Выполняется в специальных прессах для тиснения или в тигельных печатных машинах. Конгревное тиснение является эффектным приемом оформления печатных изданий. Когда при конгревном тиснении используют фольгу, уточняют – «конгревное тиснение фольгой».

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

КУБАРИ (КУБАРИКИ)

— стопка бумаги небольшого формата, проклеенная с одной стороны для лёгкости отрыва. Используется для оперативных записей. Как правило, несет элементы фирменного стиля.Чаще всего кубарики изготавливают форматом 9х9 см.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

ЛИФЛЕТ ( leaflet)

— ( листовка; тонкая брошюра) - листовка формата А4 с двумя фальцами. Типовой лифлет представляет собой лист формата А4, сфальцованный таким образом, что получается изделие размером примерно 10х20 см. Такой размер не случаен - он идеально подходит для конвертов «евроформата» - C65.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

Муар

— паразитное изображение в виде геометрических фигур (квадраты, ромбы, круги), возникающие на оттиске вследствие сканирования некачественных оригиналов или вследствие ошибок. При сканировании полиграфических отпечатков муар возникает всегда. При сканировании убирается установкой Descreen или подбором величины разрешения сканирования.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

НАДСЕЧКА

— отделочный процесс для предания фигурной формы. Надсечка делается специальными штампами. Срок изготовления обычного штампа - около 3 дней. Надсечка выполняется на самоклеящейся бумаге, либо пленке с помощьюспециального штампа (штанц-форма).

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Отмарывание

— переход не закрепившейся краски с лицевой стороны предыдущего оттиска на оборотную сторону листа в процессе печати.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ПАНТОН (Pantone)

— составная краска смешаная в соответствии с процентной рецептурой из базовых пантонов (например: зеленый, получаемый двумя красками: Cyan и Yellow)

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

Перетискивание

— Частный случай отмарывания , когда не закрепившаяся краска с предыдущего листа переходит на оборот последующего под весом стопы бумаги.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ПЕРФОРАЦИЯ (перфорирование)

— процесс нанесения периодически повторяющихся отверстий. Выполняется для облегчения разрыва или сгиба по определенной линии.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ПЕЧАТЬ ОФСЕТНАЯ

— способ печати, при котором красочное изображение с плоской печатной формы передается на промежуточную обрезиненную поверхность по принципу смачиваемости/несмачиваемости, которое затем передается на бумагу. В зависимости от типа машин способ позволяет печатать от 1 до 8 (12) красок за один прогон бумажного листа через машину.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ПЛАШКА

— то же, что и заливка. Большая площадь поверхности, запечатанная одним цветом.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ПОДБОР

— процесс собирания отдельных разрозненных листов или тетрадей в необходимой последовательности.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ПОЛНЫЙ ЦВЕТ (ПОЛНОЦВЕТ)

— изображение, отпечатанное в четыре краски, CMYK (голубая, красная, желтая, черная).

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ПОЛОСА

— отдельная страница.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

РАСТР

— участок печати с неполной заливкой любым цветом, включая черный.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

СПУСК ПОЛОС

— процесс размещения страниц документа на форме в определенном порядке для последующей сборки и переплета в книгу, брошюру и т.п.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ТИСНЕНИЕ КОНГРЕВНОЕ

— процесс выдавливания отдельных участков полиграфического материла для создания рельефного (выпукло-вогнутого) изображения при помощи специальных устройств.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ТИСНЕНИЕ ФОЛЬГОЙ

— процесс присоединения фольги (существует много сортов различающихся по цвету, интенсивности блеска и др.) к бумаге (картону) при помощи специальных аппаратов.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ФАЛЬЦОВКА (фальцевание)

— процесс сгибания листа (изделия). Осуществляется на специальных машинах на материале плотностью до 200 г/м2.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ЦВЕТНОСТЬ

— количество красок, в которые запечатывается изделие. Обычно принято обозначать при помощи цифр: 4+0, 1+1 и т.д. Первая цифра - количество красок на лицевой стороне, вторая - на обороте.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ШТУЧКА

— любое нестандартное изделие, которое выполняется типографиями не очень охотно.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

Эмульгирование

— Увлажняющий раствор, смешиваясь с краской , вызывает образование эмульсии. Она равномерно распределяется в краске в виде мельчайших капелек. Избыток этой эмульсии и называется эмульгированием

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ЭТИКЕТКА

— листок специальной (этикеточной) бумаги небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий её, приклеиваемый в дальнейшем на поверхность изделия.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ЯРЛЫК

— листок картона небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий её, предполагающий навесной способ крепления.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А типографский слэнг?

 

Курвануть (обкурвить, закурвить и т.д.) шрифты - перевести текст в кривые;

 

Перевести текст в кривые - конвертировать текст в публикации в векторный, нередактируемый формат. Используется во избежание "глюков" при выводе файла на фотовывод;

 

Индюк - Adobe Indesign;

 

Люстра - Adobe Illustrator;

 

Пижама - Adobe Pagemaker;

 

Курилка - QuarkXPress;

 

Фата - Фотошоп.

Илюша -Иллюстратор.

Сопля - начинающий изучать графический редактор.

Луша - человек который думает, что печать получится у него хорошей.

Быдло - ну вы знаете кто это.

"Быдло Барчик" - и это вы знаете также где находится.

Кастрированный - у кого нет инета.

Выпендрёж - это те кто "высасывают из пальца".

Залитые краски девственницы - это там где черное на изображении.

Полутоновая дырка - дырка в цвете.

 

дистильнуть - выгнать PS и прогнать через дистилер.

цмиковать - перевести все объекты в цветовую модель CMYK

триада - переводу сложно поддается (почему CMYK называют триадой, там же четыре краски? - Вот такая фиговая триада).

инклимит, лимит красок - максимально допустимая сумма всех красок.

мэйкнуть - сделать.

шоп- Adobe Photoshop (в шопе, шопой)

 

Оттрепить - сделать трепинг.

Сигна - Heidelberg Prinect Signa Station :)

Тулбокс - Heidelberg Prinect PDF Toolbox

Вылеты - припуски в публикации

ФШ - Adobe Photoshop

ИЛ - Adobe Illustator

ИД, ID - Adobe InDesign

Корел, Дрова - CorelDRAW

Фришт - шрифт. :)

PS - язык PostScript (возможен и Photoshop, но реже)

 

Кнопка "Сделать з...ь" — комплекс мер по преобразованию исходного материала заказчика в профессионально исполненный макет с использованием ускоренных возможностей программно-полиграфической среды.

Шарпануть — повысить резкость изображения (фотошоп).

Заблюрить — размыть изображение.

Отшопить — обработать исходное изображение (как правило — в программе Adobe Fotoshop).

Выгнать PDF — создать PDF-файл.

Индез — благородное и почтительное название системы вёрстки Adobe InDesign (всё же не индюк!).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Морда - лицевая часть многополосного полиграфического издания, которую видно, как только читатель берёт его в руки (или первая страница издания или буклета)

Чайник - начинающий (это не только к полиграфии относится). В нашей области знания употребляется, как правило, совместно с прилагательным "полиграфический"

Достоевский (произносится с выделением второй гласной как "а") - надоедливый, вредный заказчик с бесконечными претензиями и трудновыполнимыми требованиями

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Селёдка- Особого вида широкий органайзер со страницами на неделю по широкой стороне.

Трио- Перекидной календарь состоящий из верхнего шпигеля с изображением и 3-х шпигилей на которых висят месячные календарные сетки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хорошо бы статьи по публицистическим программам поставить: InDesign, Photoshop - по-русски и на English.

Их поисковики должны хорошо цеплять.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Адоба - корпорация Adobe Systems Incorporated, разработавшая программы: Индюк (см.), Шоп (см.), Люстра (см.), Акробат (см.), Дистиллер (см.), Ридер (см.), Пижама (см.) и др.

Верщить – верстать (напр., макет издания). Напр.: дизигнеры (см.) верщут

Винда - операционная система MicroSoft Windows

Гладилка – плоская дощечка длиной чуть больше ладони, с сильно закруглёнными кромками. (Не путать с бытовой гладильной доской.) Используется в переплётном деле или при фальцовке для немнущего проглаживания сгиба фальцуемых листов

Голова - верхняя по направлению печати часть печатного листа (в противоположность хвосту (см.)). Не путать с голова к голове (см.).

Голова к голове - метод расположения печатаемой способом свой оборот (см.) полиграфической продукции, при котором на печатном листе верх морды (см.) и верх оборота расположены под углом 180° друг другу, иными словами, состыкованы по поперечной линии листа своими верхними частями

Дизигнер (от англ. designer) – дизайнер или дизайнер-верстальщик. Напр.: дизигнеры верщут (см.)

Дистиллер – программа Adobe Acrobat Distiller фирмы Адоба (см.)

Зеркало (печать в зеркале) - метод печати, при котором изображение печатается в зеркальном виде

Лицензионка – лицензионное программное обеспечение

Меловка – мелованная бумага, часто именуемая "глянцевая бумага"

Мелко-мягкие (от англ. micro (малый) и soft (мягкий)) – корпорация MicroSoft

Морда в цвете (полноцвете) - характеристика морды (см.), печать которой отличается от остальной части изделия: напр., вся газета (брошюра) отпечатана чернухой (см.), а первая полоса - в две краски (в полноцвет)

Наружка - наружная реклама (не путать с Н. как наружной слежкой за подозреваемым(и) силами оперативных работников)

Ноги к ногам - аналогично голова к голове (см.), вариант состыковки - нижними частями

Отфотошопить - обработать изображение средствами программы Шоп (см.)

Пижама – программа Adobe PageMaker фирмы Адоба (см.)

Пила - видимые при увеличенном масштабе зазубрины кромок изображений у побитого (см.) изображения

Побитый (о растровом изображении либо об отображении шрифте) - некачественное изображение, ошибочно или сознательно переведённое в крайне низкое разрешение. При увеличении можно наблюдать пилу (см.) на кромках объектов изображения

Полошение (от полоса, полосить) - появление продольных (вдоль направления печати) полос непропечатанного цвета. В случае однокрасочной печати или печати на лазерном принтере - белые (серые) полосы, при полноцветной печати - полоски с отсутствующим одним из основных печатаемых цветов

Пэйнт - Paintbrush, простейшая программа рисования, входит в стандартный комплект поставки Винды (см.). По своим функциональным возможностям находится на противоположном полюсе от Шопа (см.)

Размотка - устройство для разматывания рулона бумаги с целью резки его на листы нужного формата

Ризо - ризограф; ризография (печать на ризографе). Обычно на Р. печатается чернуха (см.)

Свой оборот - расположение и морды (см.), и оборота листовой продукции на печатном листе таким образом, что требуется только один комплект печатных форм, поскольку оборотная часть изделия печатается на ранее отпечатанной морде (см.), перевёрнутой оборотом (напр., листовка А4 располагается на печатном листе А3 голова к голове (см.) или ноги к ногам (см.)).

Сканить (отсканить) – просканировать изображение на сканере

Тампуха - тампонная печать

Хвост - нижняя по направлению печати часть печатного листа (в противоположность голове (см.))

Чернуха - класс достаточно простой полиграфической продукции, которая печатается в одну краску, необязательно чёрную (напр.: бланки, листовки etc.)

Чужой оборот - расположение макета изделия на печатной форме таким орбразом, что для морды (см) и для оборота листа требуются отдельные комплекты печатных форм (напр.: плакат А3 с оборотом, печатаемый на печатном листе А3)

Шелкуха - шелкография; трафаретная печать

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

×
×
  • Создать...