Jump to content
Форум - Замок

Эксперименты


Recommended Posts

Актуальный эксперимент от семейного психолога

 

Деткам от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

 

Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

 

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

 

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

 

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

 

Что делали подростки во время эксперимента?

 

— готовили еду, ели;

 

— читали или пытались читать,

 

— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

 

— смотрели в окно или шатались по квартире;

 

— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

 

— складывали головоломки или конструктор «Лего»;

 

— рисовали или пытались рисовать;

 

— мылись;

 

— убирались в комнате или квартире;

 

— играли с собакой или кошкой;

 

— занимались на тренажерах или делали гимнастику;

 

— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

 

— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

 

— трое писали стихи или прозу;

 

— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

 

— одна девочка вышивала по канве;

 

— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

 

— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

 

— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

 

— одна девочка молилась.

 

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

 

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

 

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

 

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

 

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

 

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

 

Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.

Link to post
Share on other sites

Это непростое испытание для детей-экстравертов) Надо было брать только интровертов))

 

Я в детстве могла без общения провести хоть целый день. И иногда действительно проводила. Моя подружка-экстраверт на это была просто неспособна)

Link to post
Share on other sites

у меня тоже шок.

там разрешалось чтение. почему не читать какую-то интересную книгу на свежем воздухе?

запрещался разговор с кем-то. мне тоже от этого не комфортно. так ощущаю....необходимость быть услышаным - так я бы сказала. необходимость спутника, подтверждения, что ты *есть и присутствуешь в этом бытие*

нужно уметь быть одиноким, конечно, но исключить в своей жизни общение с другим действительно страшно. бедный Робинзон....(( и дело не только в общении, но и в чуствах, прикосновениях, улыбке....

такие вот ощущения.

Link to post
Share on other sites

возможно это страх отсутствия собственной значимой деятельности?

телик, радио - это только инструменты.

п.с. поэтому я представила себя с книгой в полном одиночестве.

 

дальше осталось представить полное одиночество - без книги. а если это замкнутое пространство?...

Link to post
Share on other sites

Что делать? Учить своих детей быть наедине со своим внутренним миром. Кажется, я уже писала, у меня как-то интернета не было больше месяца. Я тогда готовилась к докладу в МЦР, эти почти два месяца я провела за чтением писем Е.И. Рерих, которые мне надо было исследовать на тему творчества. Так я и до сих пор вспоминаю эти недели, как чуть ли не лучшие в жизни - погрузившись в чтение, я как будто прожила это время вместе с Рерихами.

В семье обязательно должны быть семейные чтения, обсуждения книг, детей надо учить читать, анализировать то, что читают, переживать эмоции героев. Сама я, к сожалению, давно не читала художественных книг. Но с рождением ребенка обязательно возобновлю это дело. И даже с наступлением беременности.

И еще - как вон один из мальчиков делал - надо и с природой учить детей общаться...

В общем - очень полезный материал для размышления родителям и бабушкам с дедушками.

Link to post
Share on other sites

Что делать? Учить своих детей быть наедине со своим внутренним миром. Кажется, я уже писала, у меня как-то интернета не было больше месяца. Я тогда готовилась к докладу в МЦР, эти почти два месяца я провела за чтением писем Е.И. Рерих, которые мне надо было исследовать на тему творчества. Так я и до сих пор вспоминаю эти недели, как чуть ли не лучшие в жизни - погрузившись в чтение, я как будто прожила это время вместе с Рерихами.

Катюшка, смотри, вот у тебя как бы это была целенаправленная деятельность. ты это делала для доклада.

можно представить, что нету для чего сидеть в одиночестве. непонятно "почему я это должен делать". если бы какой-то из тех подростков осознал (тоесть определил для себя качественную ценность того, что он делает), например, для собственного самопознания,а не ляпнул из интереса, то вегетативных расстройств точно можно было бы избежать.

просто погружение в себя требует действительно осознанности - как целенаправленного действия.

но ещё можно предположить, что человек, сидящий без дела, не может себя сподвигнуть к деятельности самостоятельно (тут в тему все наши разговоры о фатуме и т.д. и свободе воли/ как человек вообще может тогда постигнуть свободу?). Например, пойти высадить дерево на улицу.

ещё - в голове мысль крутится, что такие фоновые смыслы (послушать телик/радио/музыку - просто убить время, грубо говоря), к сожалению, только отвлекают от чего-то главного, уводят....

такие вот мысли.

Link to post
Share on other sites

И не только фоновые. Вот сейчас я как раз пишу статью про массовую культуру. Конечно, это явление неоднозначное и неоднородное, но в основе своей всё равно засоряющее мозг человека, уводящее его от главного - от самопознания, от поиска смысла жизни.

Гуманная педагогика, кстати, как раз о том, что вот эти самые главные темы размышлений надо перед ребенком ставить как можно раньше. Если бы оно так было в большинстве современных семей, то такого шокирующего результата у этого эксперимента не было бы.

Во! Кстати, еще одна идея для статьи, можно и об этом эксперименте упомянуть!

Link to post
Share on other sites

И не только фоновые. Вот сейчас я как раз пишу статью про массовую культуру. Конечно, это явление неоднозначное и неоднородное, но в основе своей всё равно засоряющее мозг человека, уводящее его от главного - от самопознания, от поиска смысла жизни.

Гуманная педагогика, кстати, как раз о том, что вот эти самые главные темы размышлений надо перед ребенком ставить как можно раньше. Если бы оно так было в большинстве современных семей, то такого шокирующего результата у этого эксперимента не было бы.

Во! Кстати, еще одна идея для статьи, можно и об этом эксперименте упомянуть!

да. детки - наше все.

сейчас чаще всего телевизор - это няня. я не противник фанатичный. просто нужно учить дите это распозновать, а не идти на поводу.

Link to post
Share on other sites

Эксперимент провела Петербургский психолог Катерина Мурашова осенью 2011 года вот здесь страничка, где она сама рассказывает об этом эксперименте и дальнейшее обсуждение с её участием.

Link to post
Share on other sites

Дело оказалось совсем не в том, что они не придумали, чем себя занять (они как раз знали, большинство еще до начала эксперимента составили план действий на все восемь часов) - а то, что они НЕ СМОГЛИ проделать разумно задуманное, их начало, как говорят подростки - "плющить и колбасить"... Вот ведь в чем ужастик-то! Тот почти взрослый парень, он заранее подозревал, что будет круто, и сам хотел себя проверить, и продумал все, и пять часов целеустремленно пер по бумажной карте с Гражданки в Купчино, и пришел домой, ему оставалось всего три часа, он пошел мыться, но у него уже в ванной кошмары начались, чуть ли не галлюцинации, голоса, он еще почти час боролся, метался по квартире, потом не выдержал и включил телик и музыку одновременно. Сразу все прошло... И здесь дело уже не в том, что он чего-то не знал... Вышивавшая по канве девочка жаловалась, что без музыки у нее быстро начала болеть голова и возникло ощущение, что она вышивает в банке с крышкой. Она пробовала петь сама, но от этого, по ее словам, стало еще страшнее.

 

"У нас в голове все время должен быть шум, когда он смолкает хотя бы на минуту, становится страшно невыносимо. Я лично даже засыпаю под включенный телевизор. А знаете, почему страшно? Потому что, когда все смолкает, смолкает действительно ВСЕ. Там же, вроде бы должен обнаружиться я сам, но оказывается, что меня-то там и НЕТ! Как в старом фильме "Человек-невидимка". Снимает капюшон, а под ним - пустота."

 

«Я уверена, что почти все мои ровесники в этом возрасте побежали бы общаться в реальности, хотя телефоны у нас тоже были» - говорит Екатерина. Готовы ли сегодня подростки вкладываться в реальную, а не виртуальную дружбу? – задает она себе еще один вопрос.

 

Психолог считает, что современных детей слишком много развлекают, и они не умеют сами себя занять, не встречаются сами с собой. Под контролем родителей каждый шаг ребенка. Его время расписано – с 1,5 лет «развивающие» центры, кружки, бассейн, английский… Все оставшееся свободное время поглощает Интернет и социальные сети. В итоге внимание подростка постоянно занято чем угодно, но не самим собой.

Link to post
Share on other sites

хотя в обсуждениях проскочил интересный момент *про знание об участие в эксперементе* как о моменте депрессии.

Link to post
Share on other sites

Наткнулась недавно вот на это...

Не по теме, и вааабще из другой области, но логично. :)

 

П.Ф. Траннуа "Сад и самоисцеление"

# Сорняки и загрязненность мышления прочно связаны.

# Люди с засоренными мозгами постоянно что-то читают, у них постоянно работают радио и телевизор. На даче у них все покрывает нечесанный бурьян. Они подсели на получение информации, как на наркотик. И уже не могут просто так посидеть в тишине. Им бы почаще опускаться на землю, почаще радоваться простым вещам. Но самое главное- это увидеть себя со стороны. Это часто намного действеннее, чем когда смотришь на себя изнутри. Главное - увидеть. Изменения в нужную сторону начнут происходить сами собой.

# Мозг - это сознание, все остальное тело человека - это его подсознание. Вся наша плоть, включая ткани, органы, части тела, является хранителем информации подсознания. Все-все скрытые мысли подсознания записаны в различных местах тела, обособленно или перекрывая друг друга. Как только вы затрагиваете какую-то часть тела, вы воздействуете на свое подсознание.

# Если мы научимся по внешним знакам определять состояние своего тела, мы получим доступ к своей глубинной сути, узнаем о себе много важного.

# Сорные мысли - в основном это различные страхи. В течение жизни мы получаем возможность пройти определенный набор жизненных уроков. Страхи, которые мы несем в подсознании создают боль и болезни в теле человека для того, чтобы он решал свои уроки, не забывал о них. Наш сад также отражает все наши страхи-уроки.

# Успех в садоводстве зависит только от победы над сорняками. Мысли-сорняки после прополки становятся слабее, теряют свою силу. Так можно найти подход к удаче и здоровью.

Link to post
Share on other sites

Естественно, люди привыкли к такому потоку инфы.

И не всегда чистой инфы... Засорённой.

 

Привычки менять сложно.

А ещё сложнее оставаться наедине с собой...

Link to post
Share on other sites

.....и все же мне кажется подросток 12-18 лет не осознает для чего ему надо быть одиноким. он наоборот должен активно вовлекаться в контакты. над чему ему думать? над несуществующими грехами? нету осознания.

у меня эта мысль постоянно возникает.

если же вопрос в воображалке,то это к детям меньшего возраста. когда они придумывают игру самостоятельно.

и тут я так скажу: есть разные дети. я могла придумать в детстве игру и играть часами. но постарше со школьным возрастом я приходила домой и включала телик для фона. я его не смотрела, но он говорил. я боялась остаться не наедине с собой, а отсутсвия людей. так мне помнится. а вот в связи с чем - это уже я бы сказала мистический момент от той же сильной воображалки. это палка двух концов.

у дочки не так. телик - это фон как и у меня. но для игры ей нужен второй человек: куклы от одного человека не разговаривают (она говорит). да, и вообще они не живые. поэтому, у нас улица и любовь к активным действиям.

с астролог. точки зрения я и ее и свое поведение очень понимаю.

индивидуальности в рассмотрении не хватает.

Link to post
Share on other sites

индивидуальности в рассмотрении не хватает.

Кому индивидуальности не хватает? В эксперименте участвовало 68 подростков. И только 3 из 68 смогли выдержать 8 часов. При чем из троих только 2 не испытывали отрицательных эмоций.

На себе такой опыт специально не ставила. Но думаю, что спокойно смогла бы продержаться и больше 8 часов, несмотря на всю мою экстравертность.

Link to post
Share on other sites

Вообще то согласно классической психологии, в этом возрасте ведущей деятельностью является общение и сделав депривацию этой деятельности, экспериментатор поставила подростков в стрессовое состояние. Только чередуя общение и нахождение наедине с собой, подросток может чувствовать себя комфортно. А запретив любой вид общения, в том числе и виртуальное , "перекрыли кислород" абсолютно. Поэтому здесь нужно говорить не об умении быть наедине со своим внутренним миром, а об разных уровнях стрессоустойчивости.

Link to post
Share on other sites

Вообще то согласно классической психологии, в этом возрасте ведущей деятельностью является общение и сделав депривацию этой деятельности, экспериментатор поставила подростков в стрессовое состояние. Только чередуя общение и нахождение наедине с собой, подросток может чувствовать себя комфортно. А запретив любой вид общения, в том числе и виртуальное , "перекрыли кислород" абсолютно. Поэтому здесь нужно говорить не об умении быть наедине со своим внутренним миром, а об разных уровнях стрессоустойчивости.

Ну, вот знаешь... Когда я была подростком, мой папа говорил мне, что мне совершенно не нужно никакое общение со сверстниками. Что моей ведущей деятельностью должна быть учеба. :) Она ею и была. Общаться со сверстниками меня отпускали только на каникулах. Все остальное время я сидела дома, занималась музыкой, уроками, читала книги, возилась по хозяйству. Так что с малых лет мою стрессоустойчивость тренировали ого-го как :)

Кроме того, не общение было важным у многих, а именно музыка в ушах или интернет. Ведь только 28 из 68 прекратив эксперимент, побежали за общением, остальные погрузились в музыку, телевизор или интернет

Link to post
Share on other sites

А мне вот интересно, если повторить эксперимент

с этими же людьми лет через 10, такие же результаты будут?

 

Смысл не в том, что они перестанут быть детьми,

а в том, что уменьшатся ли зависимость от телефона и инета...

Link to post
Share on other sites

Кроме того, не общение было важным у многих, а именно музыка в ушах или интернет.

Да, не общения не хватало, а именно информации извне, даже не информации, а раздражителей.

он еще почти час боролся, метался по квартире, потом не выдержал и включил телик и музыку одновременно. Сразу все прошло...

Это даже не экстраверность, а страх себя.

Или наработанная нездоровая привычка поведения - обязательны постоянные внешние раздражители, просто не наработан опыт взаимодействия с внутренним миром.

Я, помню, в таком возрасте тоже очень нуждался в общении, но мог просидеть в кресле просто размышляя весь день. Может и без особого результата), но это было комфортно... Правда и время было другое...

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...