Перейти к публикации
Форум - Замок

История Осетии


Freia

Рекомендованные сообщения

Ну, а теперь можно поговорить и более мирном.

 

И так ИСТОРИЯ ОСЕТИИ

 

Опубликованное фото

 

В настоящее время общая численность осетин в мире всего составляет около 640-690 тысяч человек. Из них (по неофициальным данным) проживают:

 

-в Северной Осетии – 420-440 тысяч человек

 

-в Южной Осетии – 70 тысяч человек

 

-в республиках и регионах России – 60-80 тысяч человек

 

-в Грузии – 50-60 тысяч человек

 

-в государствах на территории бывшего СССР – 20-30 тысяч чел.,

 

-в Турции и Сирии – 11-12 тысяч человек,

 

-в странах Европы, Америки, Австралии – около 12-15 тысяч чел.

 

 

 

Осетия граничит: на востоке - с Республикой Ингушетия, на северо-востоке - с Чечнёй, на западе и северо-западе - с Кабардино-Балкарской Республикой, на юге - с Грузией и на севере - со Ставропольским краем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

 

Опубликованное фото

 

Государственный флаг Республики Южная Осетия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех равновеликих полос - белого, красного и желтого (золотого) цветов. Отношение ширины флага к его длине 1:2.

 

Цвет флага символизирует три главные ценности национального сознания. Белый воплощает идеи справедливости, чистоты и священной славы - КАД, красный цвет символизирует сакральное понятие доблести и отваги - ÆХСАР, а золотой или желтый является цветовым образом ФАРНа - мира, добра, счастья и благополучия, исходящих от неба и солнца.

 

Триколор упоминается в эпических сказаниях осетин. В качестве национального символа он начал использоваться с 1989 года с подъемом национального движения в Южной Осетии. В качестве государственного символа РЮО он утвержден Законом о государственном флаге РЮО от 13 января 1992 года.

 

Опубликованное фото

 

Герб РЮО, использовавшийся в качестве официального символа Республики с 1992 по 1999 годы, представлял собой лазоревый щит с изображением золотого орла с поднятыми крыльями, держащего в лапах секиру и побеги хмеля и колосья пшеницы. Над орлом помещалось изображение чаши с восходящим на нее солнцем, на груди орла малый круглый щит с изображением национального солярного символа. На кайме герба помещалась надпись «Республика Южная Осетия».

 

В апреле 1999 года Парламент РЮО принял другой герб, восходящий к геральдическому знаку эпохи аланского общегосударственного единства и представляющий из себя круглый щит, на котором в червленом поле на золоченой земле идущий золотой с черными пятнами барс, позади него семь серебристых гор. На кайме герба надпись «RESPUBLIKÆ XYSSAR IRYSTON».(Макет герба выполнил Мурат Джигкаев, член союза художников РФ). В качестве Государственного герб РЮО утвержден на сессии Верховного Совета РЮО 19 мая 1999 года.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Средние века и начало современного периода

 

 

Осетины являются потомками аланов сарматской ветви.[источник?] Они стали христианами в начале средних веков под грузинским и византийским влиянием. Во время монгольского владычества они были вытеснены из своих средневековых исторических мест заселения к югу от реки Дон в современной России, а часть — и дальше за Кавказ в Грузию, где они сформировали три отдельных субэтноса.

 

Дигорцы, на западе, попали под влияние соседних кабардинцев, от которых они приняли ислам. Иронцы, на севере, стали тем, чем является сейчас Северная Осетия, которая вошла в состав Российской империи в 1767. Кударцы, на юге, стали тем, чем является сейчас Южная Осетия.

 

Академик Н. Ф. Дубровин (1837—1894) писал: «Малоземельность была причиной, что часть осетин переселились на южный склон Гл. Хребта и добровольно отдала себя в кабалу грузинских помещиков. Заняв ущелья Большой и Малой Лиахви, Рехулы, Ксани и ее притоков, осетины стали крепостными князей Эриставовых и Мачабеловых. Эти переселенцы и составляют население так называемых южных осетин и, в свою очередь, делятся также на многие общества, называемые по именам ущелий, ими обитаемых. Так, они делятся на ксанских, лиахвских, гудушаурских, маграндвалетских, джамурских и других. Много осетин поселились в Мтиулетском и Хевском ущелье»[6].

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Южная Осетия в составе России и Советского Союза (1774—1990)

 

1774—1921

 

Современная Южная Осетия вошла в состав Российской империи в 1774 году в составе Осетии[7][8][9]. Впоследствии после присоединия к России Картли и Кахетии она входила в состав Тифлисской губернии, в составе которой в 1843 г. был образован Осетинский округ. В 1859 г. Осетинский округ был присоединен к Горийскому уезду.

 

После Октябрьской революции в 1918 г. Южная Осетия стала частью Грузинской Демократической Республики, в то время как север стал частью Терской Советской Республики.

 

В 1918—1920 годах в Южной Осетии произошло три крупных антигрузинских восстания. Все три восстания проходили под лозунгом установления советской власти и присоединения Южной Осетии к РСФСР.[1]

 

Наиболее мощным было восстание 1920 года. 23 марта 1920 года на заседании Кавказского краевого комитета РКП(б) было принято решение о провозглашении Советской власти в Южной Осетии и организации Юго-Осетинского Ревкома. Было решено распустить юго-осетинский Национальный совет немедленно сформировать вооруженный отряд. По этому же решению в распоряжение ревкома было передано 100 тысяч рублей. 6 мая 1920 года Юго-Осетинский ревком принял решение — «подчиняясь приказу Кавказского краевого комитета, признаем необходимым объявить советскую власть пока в Рокском районе, закрыть ущелья, обороняясь от врагов трудового народа … присоединиться к РСФСР… о чем известить Москву и демократическую Грузию»

 

В ноте российского Наркома иностранных дел правительству Грузии от 17 мая 1920 года говорилось: «В Южную Осетию, где провозглашена Советская Республика, направлены для уничтожения таковой власти грузинские войска. Мы настаиваем, если это верно, то отозвать свои войска из Осетии, ибо считаем, что Осетия должна иметь у себя ту власть, которую она хочет». В ответной ноте грузинское правительство высказалось в том духе, что в Грузии нет Южной Осетии.

 

В Южной Осетии знали об этой переписке и надеялись на более активную поддержку Советской России. В меморандуме трудящихся Южной Осетии от 28 мая 1920 года говорится: «Южная Осетия является и должна остаться неотъемлемой частью свободной советской большевистской России»[10].

 

Южно-осетинские повстанцы и направленная им на помошь из Советской России южно-осетинская бригада перешла перевал 6 июня разгромили грузинские войска возле Джавы. На следующий день после упорных наступательных боёв было нанесено поражение грузинским возле Цхинвала, и город был взят. 8 июня Ревком провозгласил в Южной Осетии Советскую власть.

 

Правительство Грузии обвинило осетин в сотрудничестве с большевиками и в июне-июле 1920 года провели карательную операцию. По словам осетинских источников, около 5000 осетин были убиты, и более чем 13000 впоследствии умерли от голода и эпидемий. Экономике был нанесён большой урон: в частности, было угнано или погибло около 70 % поголовья скота.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Образование автономии

 

Советское грузинское правительство, установленное усилиями 11-ой армии РККА в 1921 году, создало в апреле 1922 года Юго-Осетинскую автономную область. Несмотря на то, что осетины имеют свой собственный язык (осетинский), административно-государственными языками были русский и грузинский. Под управлением грузинского правительства в советские времена Юго-Осетинская автономная область пользовалась определённой степенью автономии, в том числе жители имели право разговаривать на осетинском и изучать его в школе.

 

Постановление Президиума ЦК Компартии Грузии от 12 декабря 1921 года: 1. Местонахождением административного центра Автономной области Осетии признать Цхинвали с распространением автономной власти на территорию, населенную осетинами, исключая Часавальское общество, которое остается в составе Рачинского уезда, и Кобийского района, остающегося в составе Душетского уезда. 2. Детально границы автономной Осетии будут определены особой комиссией, уже работающей в этом направлении. 3. Впредь до перелома настроения населения Цхинвальского района в пользу включения этого района в Автономную Осетию, власть над городом и окружающими его грузинскими сёлами оставить в руках районного ревкома, входящего в состав Горийского уезда[11].

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Провозглашение независимости

 

1989—1992 годы

 

10 ноября 1989 года совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР принял решение о её преобразовании в автономную республику.

 

Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, после чего в конце ноября при непосредственной помощи высших должностых лиц республики более 15 тыс. грузин пыталось прибыть в Цхинвали, чтобы провести там митинг. В результате стычек между участниками акции, осетинами и милицией на пути в город минимум шесть человек погибли, 27 получили огнестрельные ранения и 140 госпитализировано.

 

20 сентября 1990 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил Южно-Осетинскую Советскую Демократическую Республику. Была принята Декларация о национальном суверенитете. В ноябре чрезвычайная сессия Совета народных депутатов заявила о том, что Южная Осетия должна стать самостоятельным субъектом подписания Союзного договора.

 

9 декабря 1990 года прошли выборы в Верховный Совет Южно-Осетинской Республики. Жители грузинской национальности их бойкотировали. 10 декабря 1990 года председателем Верховного Совета Республики Южная Осетия был избран Торез Кулумбегов. В этот же день Верховный Совет Республики Грузия принял решение об упразднении осетинской автономии. 11 декабря 1990 года в Цхинвали, в межэтническом столкновении погибли три человека, и Грузия ввела в Цхинвали и Джавском районе чрезвычайное положение.

 

В ночь с 5 на 6 января 1991 года в Цхинвали были введены подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Натолкнувшись на сопротивление осетинских отрядов самообороны и местной милиции, через три недели они были вынуждены оставить город.

 

1 февраля 1991 года Союз независимых энергетиков Грузии отключил энергоснабжение Южной Осетии. Следствием этого стали многочисленные жертвы среди мирного населения. В доме престарелых замерзло несколько десятков стариков, в родильном доме умирали младенцы[12].

 

4 мая 1991 года Собрание депутатов Советов Южной Осетии всех уровней проголосовало (при 1 голосе против) за отмену самопровозглашенной Южно-Осетинской демократической советской республики и возвращение к статусу автономной области. Это решение было отвергнуто Верховным Советом Грузии.[2]

 

4 июня 1991 года в Южной Осетии произошло землетрясение, был разрушен центр Джавского (Дзауского) района посёлка Дзау.

 

В течение 1991 года продолжались периодические вооружённые столкновения. Начался поток беженцев из зоны конфликта в Северную Осетию, на российскую территорию. В Цхинвали стали прибывать добровольцы из Северной Осетии и казаки[источник?].

 

Грузинские полицейские силы контролировали стратегические высоты вокруг Цхинвали и осуществляли обстрелы города, приводившие к многочисленным разрушениям и жертвам. Осетинские отряды, базировавшиеся в блокированном Цхинвали, испытывали острую нехватку оружия и боеприпасов и действовали мелкими диверсионными группами. Гуманитарная ситуация в бывшей автономной области и городе была катастрофической, в госпитале города температура воздуха равнялась 13—14 °C. Убитых приходилось хоронить в городских дворах. В свое время, и уже к началу 1991 года город Цхинвали покинуло и все грузинское население[источник?].

 

1 сентября 1991 года Сессия Совета народных депутатов Южной Осетии отменила решения Собрания Советов всех уровней 4 мая как юридически неправомочное, упразднила Собрание как неконституционный орган и провозгласила Республику Южная Осетия в составе РСФСР. Это решение было аннулировано грузинским парламентом.

 

В декабре 1991 года внутренние войска МВД СССР покинули Цхинвали, передав вооружение осетинам.

 

На итоговый результат военных действий в значительной степени повлияла политическая нестабильность в самой Грузии, где в конце 1991 — начале 1992 годов началась гражданская война. 29 декабря 1991 года в ходе гражданской войны в Тбилиси Т. Кулумбегов был освобожден Джабой Иоселиани из тбилисской тюрьмы и отправлен на вертолете в Цхинвали, где вновь возглавил Верховный Совет Южной Осетии.

 

19 января 1992 года в Южной Осетии прошёл референдум по двум вопросам:

 

* согласны ли вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой?

* согласны ли вы с решением Верховного Совета независимой Республики Южная Осетия от 20 сентября 1991 года о воссоединении с Россией?

 

Более 98 % ответили «да» на оба вопроса[источник?].

 

В феврале 1992 года начались артиллерийские обстрелы Цхинвали грузинской артиллерией и бронетехникой. 20 мая 1992 года произошёл расстрел грузинскими боевиками у села Зар колонны беженцев, направлявшихся в Северную Осетию, было убито 36 человек в возрасте от 11 до 76 лет.

 

Боевые действия, сошедшие на уровень одиночных огневых контактов и рейдов, были прекращены после подписания между Россией и Грузией Дагомысских соглашений. Дагомысские соглашения предусматривали прекращение огня и создание органа для урегулирования конфликта — Смешанной контрольной комиссии (СКК), в которую вошли грузинская и юго-осетинская (в грузинских источниках называемая «Цхинвальской») стороны, Россия и, в качестве отдельной стороны, Северная Осетия.

 

13 июля 1992 года были прекращены артобстрелы Цхинвали. 14 июля 1992 года в зону конфликта были введены миротворческие силы в составе трёх батальонов (российского, грузинского и осетинского).

Памятник жертвам грузино-осетинского конфликта, город Цхинвал(и).

Памятник жертвам грузино-осетинского конфликта, город Цхинвал(и).

 

Всего за период с декабря 1990 по июль 1992 годов в результате конфликта в бывшей автономной области погибло от 2 до 4 тысяч человек[источник?].

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1992—2008 годы

 

14 августа 1992 года неизвестными преступниками были расстреляны 6 гвардейцев из грузинского батальона объединенных миротворческих сил.

 

14 сентября 1993 года было заключено российско-грузинское соглашение о восстановлении экономики Южной Осетии.

 

17 сентября 1993 года председатель Верховного Совета Южной Осетии Торез Кулумбегов ушёл в отставку. 23 сентября 1993 года новым председателем Верховного Совета Южной Осетии был избран Людвиг Чибиров.

 

2 ноября 1993 года Верховный Совет Южной Осетии принял Конституцию Республики Южная Осетия.

 

27 мая 1994 года прошли выборы в Верховный Совет Республики Южная Осетия. Большинство голосов получила Коммунистическая партия Южной Осетии. Получив поддержку депутатов компартии, беспартийный Л. Чибиров был вновь избран председателем Верховного Совета. В августе 1994 года Чибиров подал в отставку, однако депутаты проголосовали за то, чтобы Чибиров остался на своем посту.

 

30 октября 1995 года в Цхинвали состоялась Первая грузино-осетинская встреча с участием представителей России, Северной Осетии и ОБСЕ. Была достигнута договоренность аннулировать решение Верховного Совета Грузии о ликвидации автономии Южной Осетии и решения Верховного Совета Южной Осетии о выходе из состава Грузии. Начался переговорный процесс между Южной Осетией и Грузией.

 

17 апреля 1996 года на осетино-грузинских переговорах в Цхинвали выработан текст «Меморандума» о неприменении силы, предотвращении дискриминации по этническому принципу и возвращении беженцев. 16 мая 1996 года в Москве был подписан «Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте»

 

27 августа 1996 года состоялась первая официальная встреча во Владикавказе председателя парламента Юго-Осетии Людвига Чибирова и президента Грузии Э. Шеварднадзе. По окончании встречи Шеварднадзе заявил, что, хотя «об автономии говорить рано», он не исключает в будущем возможности получения Южной Осетией статуса автономной республики с собственным парламентом и другими структурами управления. В совместном заявлении по итогам встречи утверждалось, что «стороны наметили пути дальнейшего развития процессов полномасштабного урегулирования грузино-осетинского конфликта, отметив в этом контексте важность взаимоприемлемого разрешения государственно-правового аспекта урегулирования».

 

10 ноября 1996 года первым Президентом Южной Осетии был избран Людвиг Чибиров.

 

4 марта 1997 года начались «полномасштабные переговоры» по мирному урегулированию между Республикой Южная Осетия и Грузией.

 

12 мая 1999 года состоялись выборы парламента Южной Осетии третьего созыва. На выборах лидировала Компартия Южной Осетии, получившая 47,70 % голосов и 12 мандатов из 29 (7 — по пропорциональной системе, 5 — по мажоритарным округам). Социалистическое народное движение «Фыдыбаста» («Отчизна») Вячеслава Гобозова получило 9,56 % и 3 мандата, Всеосетинский Народный Совет «Стыр Ныхас» К. Челехсаты — 8,87 % и 4 мандата, Национал-демократическая партия Х. Гаглойты — 3,63 % и 1 мандат, Союз молодежи «Адамон Цадис» — 2,53 % и 1 мандат.

 

22 декабря 2000 года было подписано российско-грузинское межправительственное соглашение о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и возвращении беженцев.

 

6 декабря 2001 года президентом Южной Осетии после двух туров голосования был избран Эдуард Кокойты. Л. Чибиров проиграл ему в первом туре голосования.

 

15 января 2002 года парламент Южной Осетии принял поддержанное президентом Кокойты постановление просить российские власти принять Южную Осетию в состав России.

 

3 января 2004 года кандидат в президенты Грузии Михаил Саакашвили без согласования с цхинвальскими властями посетил грузинское село Тамарашени в Южной Осетии близ Цхинвали и в своем выступлении перед жителями села заявил, что 2004 год — это последний год, когда Южная Осетия и Абхазия не принимают участия в грузинских выборах.

 

9 февраля 2004 года в районе села Эредви в 7 км от Цхинвали в результате обстрела автомобиля грузинским полицейским постом убит высокопоставленный сотрудник минобороны Южной Осетии Виктор Мамитов.

 

В конце мая 2004 года, заявив о своем намерении бороться с контрабандой, Грузия ввела на подконтрольную Южной Осетии территорию отряды МВД и армейского спецназа. 19 августа 2004 Цхинвали был обстрелян из минометов, погибли четыре человека. В тот же день произошли боевые столкновения у села Тлиакан, в ходе которых погибло 16 грузинских военнослужащих и один осетинский ополченец. Грузинские власти также сообщили о гибели восьми казаков, якобы поддерживавших осетин, однако эта информация была опровергнута осетинской стороной. 20 августа 2004 года грузинские войска выведены из зоны конфликта.

 

12 декабря 2005 года Кокойты обратился с официальным заявлением к президенту РФ Владимиру Путину, президенту Грузии Саакашвили и главам государств ОБСЕ, выступив с новой инициативой по мирному урегулированию грузино-осетинского конфликта. Предусматривалась трехэтапная схема урегулирования, включающая демилитаризацию зоны конфликта, социально-экономическую реабилитацию региона и политические переговоры. Кроме того, предполагалась создание зоны экономического благоприятствования (офшора), которая, как вариант, могла бы включать Алагирский район Северной Осетии РФ, Южную Осетию и Горийский район Грузии.

 

В феврале 2006 года Э. Кокойты обвинил Тбилиси в подготовке спецоперации по уничтожению руководства Южной Осетии, в том числе и его самого.

 

В марте 2006 года он подал в Конституционный суд РФ заявление о присоединении непризнанной республики к Российской Федерации.

 

14 июня 2006 года главы Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья — Кокойты, Сергей Багапш и Игорь Смирнов — подписали декларацию о сотрудничестве. В этом документе говорилось о намерении непризнанных республик создать совместные миротворческие силы в том случае, если из зон конфликтов выведут российских миротворцев. в документе подчеркивалось стремление трех непризнанных государств развивать отношения с Россией.

 

15 августа 2006 года республика начинает выдавать собственные паспорта[13] (ранее жители ЮО пользовались паспортами СССР, а также российскими паспортами, так как Россия массово принимала жителей ЮО в свое гражданство [14], что возможно, например, в соответствии со ст. 14.1 ФЗ «О гражданстве РФ»[15]).

 

Осенью 2006 года Кокойты обвинил руководство Грузии в наращивании военных сил в верхней части Кодорского ущелья, на границе с Абхазией и пообещал оказать военную помощь Абхазии в случае нападения со стороны Грузии.

 

12 ноября 2006 года президентом Южной Осетии вновь избран Э. Кокойты, набрав 96 % голосов избирателей. Одновременно с выборами президента проходил референдум, на котором 99 процентов проголосовавших жителей Южной Осетии высказались за независимость (явка избирателей составила 95,2 процента); референдум не был признан международным сообществом. На альтернативных выборах в селах (преимущественно грузинских), контролируемых правительством Грузии, победил Дмитрий Санакоев, возглавивший прогрузинскую администрацию Цхинвальского региона в селе Курта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это была маленькая хронология образования Осетии. Сейчас немного интересного об Осетии

 

Опубликованное фото

 

Во времена Римской империи Аланья была знаменитой пиратской базой под названием Коракесион (античное название Алании). Позднее Марк Антоний подарил город и прилегающие территории Клеопатре, которая преобразила местность и сделала ее своим излюбленным местом отдыха. Некоторые названия в Алании до сих пор хранят имя знаменитой царицы. В XIII в. город захватил сельджукский правитель Алаадин, переименовавший Коракесион в Алайя.

 

Главная достопримечательность Алании – Аланская крепость, единственная сохранившаяся сельджукская крепость в мире. Она расположена на круто встающей из моря скале, откуда открывается потрясающий вид на аланскую бухту в виде полумесяца. За стенами крепости можно увидеть сохранившиеся до наших дней причудливые постройки, мечети и византийский храм с многочисленными фресками. С противоположной стороны мыса расположена 33-метровая восьмиугольная оборонительная "Красная башня".

 

Песчаные пляжи Алании тянутся на три километра к западу и восемь километров к востоку от центра города. Восточный пляж так и называется - Восточный, а западный - пляжем Клеопатры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Праздники, связанные с рождением мальчика

 

Когда ребенку исполняется год, в Осетии эту дату празднуют особо. Посреди комнаты расстилают бурку, на нее кладут всевозможные вещи и игрушки: перочинный нож, карандаш, бумагу, газыри, патроны, пирожок, ножницы, нитки, иголки, всевозможные игрушки. Ребенка сажают посередине. Та вещь, к которой потянется ребенок в первую очередь, считается связанной с его будущим ремеслом…

 

После того, как ребенок выберет что-нибудь из выставленных перед ним вещей, за накрытым столом возносят молитву, чтобы Бог благословил то ремесло, которое начертано ребенку его судьбой. По истечении трех пасхальных праздников (т. е. трех лет; для мальчика на четвертый день пасхи — в четверг — устраивают праздник «Дорожный» («Цæуæггаг»), с того дня мальчика можно брать с собой и на свадьбу, и на поминки. Однако этот «Дорожный» праздник в Осетии отмечали не во всех селах.

 

Мальчику справляют «дорожный» наряд. Родные мальчика режут барана, заранее варят пиво, араку, пекут, жарят, готовят богатое угощение и приглашают всех соседей и родню. Нарядив мальчика в новую одежду, его вместе с юношами посылают в святилище Богородицы. Этот праздник называют «Согка». И если в селе много таких мальчиков, то всех их собирают к святилищу. С них снимают шапки и там первый раз бреют им головы. Причем головы им бреют не ровно, а оставляя полосы. Кто-нибудь из старших возносит молитву святой Богородице, после чего каждый из мальчиков отведывает от своих (ему посвященных) пирогов, шашлыка и пива или араки. После этого вся молодежь садится и пирует, а потом с песнями возвращается в село. Если в селе несколько мальчиков, подходящих для праздника «Согка», то бывает так, что все эти семьи объединяются и устраивают общий кувд.

 

Тот, кто дает имя мальчику, на всю жизнь остается для него другом и братом. В день «Согка» крестный тоже присылает подарки и приношения (хуын) для крестного сына.

Мать ребенка для того, кто даст имя ее сыну, считает его своим, хоть и не рожденным ею, сыном.

 

Тот, который дает имя, на всю жизнь остается другом не только тому мальчику, но и всей его родне, кроме того, друзьями становятся их две фамилии.

 

Те семьи, в которых дети часто умирали или вовсе не выживали, старались давать своим детям имена, обозначающие силу, здоровье, героизм и т. д. Знахарки им внушали, что такое имя предохранит ребенка от нечистой силы, отпугнет смерть.

 

Вот несколько таких имен: Уайыг (Великан), Саукуыдз (Черная собака), Цæргæс (Орел), Фидар (Сильный), Цæра (пусть живет).

Кабардинские князья отдавали своих сыновей на воспитание стоящим ниже их по происхождению и социальному положению семьям… Некоторые осетины позаимствовали этот способ у кабардинцев, и более привилегированные осетины тоже стали отдавать своих сыновей на воспитание в семьи, ниже их стоящие, т. е. тем, которых называли «фæрсаглсег». Таких мальчиков называли «хъан».

 

«Фсерсаглсег» старался воспитать сына богача как «южно лучше, чтобы заслужить похвалу. Когда мальчик вырастал, получал определенную подготовку к жизни, он возвращался в дом отца. За воспитание сына богач дарил ему верхового коня с седлом и другим снаряжением, винтовку и шашку (саблю). И в дальнейшем большая дружба связывала обе семьи — мальчика и его воспитателя.

 

Воспитатель «хъан’а» гордился тем, что люди благородного происхождения доверяют ему воспитание и содержание своего сына. Не зря в Осетии и до сих пор говорят: «Ухаживают за ним, как за «хъан’ом», когда хотят подчеркнуть особо хорошие условия жизни человека и отношение к нему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Свадебное застолье

 

Сначала гостям, которые пришли за невестой, подают три пирога, шашлык, араку и пиво. Старший возносит молитву Богу.

 

Для младших гостей устраивают танцы, и развлекают их девушки и парни со всего села или аула.

К тому времени заканчивается приготовление основного угощения, и в хæдзар’е накрываются столы и фынги (низкие круглые столики на трех ножках). Самого старшего из соседей сажают во главе стола. В каком бы возрасте ни был отец невесты, он все равно не имеет права сесть с гостями за один стол: это считается неприличным. Больше того, он не зайдет даже в ту комнату, где сидят гости. За невестой приезжает обычно 50—60 человек, а при более пышной свадьбе — 100—140 человек.

 

Трем старшим за столом: тамаде и двум его помощникам, сидящим от него справа (первый помощник) и слева (второй помощник), приносят по три пирога с шашлыком на деревянных шампурах (на каждом блюде с пирогами) и плечевую кость (базыг) барана или быка. Каждому из них вручают араку или пиво — кто что желает.

 

Сняв шапку, старший начинает возносить молитву Богу, прося его, чтобы он благословил дело, ради которого собрались тут представители двух фамилий. Присутствующие гости и хозяева, следуя примеру старшего, встают, снимают шапки и говорят «оммен». Когда тамада заканчивает свою молитву, шафер или кум забирают у него три пирога, плечевую кость (базыг), кусочек шашлыка, чашу с пивом ’ и несут их жениху, чтобы тот откусил от всего по кусочку и отпил глоток. Жених в это время стоит где-нибудь в сенях или за дверью,отведав всего по кусочку, все возвращает обратно.

 

Старший из гостей тоже произносит молитву, и к нему подходит один из прислуживающих тут юношей и откусывает по обычаю от всего, а остальное передает другим. После этого гости опять садятся.

 

К столу подают сначала хлеб, а потом горячие пироги, шашлыки и отварное мясо. Перед старшими кладут головы и шеи забитых туш, как особо почетные. Каждые 10—12 гостей обслуживают два юноши.

 

Первый тост пьют за великого Господа Бога, причем пьют все до единого, ибо этот бокал не принято передавать другому.

 

Второй тост старший произносит за Уастырджи (Святого Георгия) и свой бокал вместе с бараньей голенью (сгуы) передает младшим гостям…

 

Третий тост тамада произносит за здоровье двух породнившихся семей. После этого произносится еще много разных тостов.

 

Посидев так порядочное время, старший произносит тост «за четверых»: за невесту, жениха, шафера и кума. За этот тост пьют по четыре бокала подряд. Группа юношей-певцов (от хозяев) приходит в хæдзар и становится около старших. Как только старший поднимает бокал, группа певцов, хлопая в ладоши, запевает застольную песню «айс æй, аназ æй» и так поет до конца, пока все сидящие за столом не выпьют по четыре бокала.

 

После этого старший поднимает большой турий рог за какого-нибудь из святых, и его должны выпить все по очереди (чаша круговая) под дружное хлопанье и пенье застольной песни. Наравне с другими поют и гости, передают рога прислуживающей им молодежи и другим мужчинам, которые стоят около них всю ночь, подчеркивая тем самым свое особое уважение к гостям.

 

Когда остывают блюда, гостям выносят соус из кур, из баранины — горячую закуску к выпивке. Гости посылают почетный бокал и кусок пирога с мясом женщинам, которые помогают хозяевам готовить кушанья для гостей. Такой же почетный бокал с закуской гости посылают и своей односельчанке, которая когда-то вышла замуж за жителя этого села и живет здесь, в знак уважения к ней: мол, мы до сих пор не забываем и почитаем тебя. Та принимает этот почетный бокал с гордостью и к утру следующего дня готовит им ответный «хуын», т. е. три пирога, индюшку или барана, напитки и т. д.

 

Перед рассветом с разрешения старших младшие гости встаю из-за стола и идут танцевать

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Грузинские фамилии осетинского происхождения

 

До революции в силу сложившихся обстоятельств осетинские фамилии в Южной Осетии, за редким исключением, писались с грузинскими окончаниями («-швили», «-дзе», «-ури» (*) и др.), к тому же часто деформировались до неузнаваемости. Это подтверждается многими историческими документами, а также надписями на могильных камнях. Для служащих грузинской епархии подобные искажения осетинских фамилий было в порядке вещей.

 

Вот что пишет историк Г. Тогошвили в книге "Грузино-осетинские взаимоотношения в ХV-ХVШ вв.: "На территории Грузии, особенно в регионах, где преобладала равнина, христианское вероисповедание осетин являлось одной из причин обоснования их на этих землях. В книгах жалований часто подчеркивается факт, что тот или иной осетин — «новый христианин», «наосари» (вышедший из осетин) или «осхъопила» (бывший осетин). Во всех трех случаях это означает принадлежность к христианской вере того осетина, к которому относятся эти понятия. Это также означает, что проживание такого осетина среди христианского грузинского населения закономеро и очень даже желательно, ибо если он христианин, то осетином в полном смысле этого слова уже не является, он уже считается грузином (Изд. «Сабчота Сакартвело», Тбилиси, 1969, стр. 205).

 

Превращению осетинских фамилий в грузинские способствовали также канцелярские чиновники Грузии, с целью ускорить процесс ассимиляции осетин. К этому следует добавить отсутствие необходимой грамотности некоторых дьяконов и чиновников-регистраторов в отдаленных осетинских селах, которые просто не знали, как адекватно записать на грузинском языке ту или иную осетинскую фамилию, поскольку фонетические законы этих языков существенно отличаются друг от друга. И еще одна немаловажная причина трансформации осетинских фамилий — желание определенной части осетин, оказавшихся в результате миграционных процессов среди грузин, быть записанными под грузинскими фамилиями. Возможно, они считали, что грузинское звучание их фамилий даст им определенные привилегии, будет почетней. Это равносильно тому, как самим грузинам казалось русское звучание их фамилий (Цицианов, Церетелев, Андронников, Марджанов и др.) более почетным.

 

Есть сведения, что в результате трагических событий начала 1990-х в Южной Осетии, часть осетин, оставшихся в Грузии, также вынуждена изменять свои фамилии. Все это привело к тому, что многие осетинские фамилии сегодня так искажены в грузинской номенклатуре, что трудно установить их подлинность. Особенно досталось фамилии Дриаевых — больше половины их были записаны как «Меладзе», (грузин. «мела» — «лиса», т.е. в переводе на русский фамилия означает — «Лисицины»). (См.также «Окроперидзе»и др.).

 

Грузинские фамилии обладают характерной структурой и легко распознаются благодаря своим конечным элементам. В большинстве случаев этимология неясна. Наиболее распространенны элементы «-дзе» и «-швили». Первый из них первоначально имел значение «рожденный», второй — «сын». В настоящее время, однако, семантические различия между ними стерлись, и оба они играют роль патронимических суффиксов. Между ними имеется также и хронологическое различие: «дзе» встречается в более древних фамилиях, «-швили» — в более современных. В целом можно сказать, что фамилии на «-дзе» и «-швили» не образуются параллельно от одних и тех же основ.

 

Часть фамилий образуется от крестильных имен, т.е даваемых при рождении: Николадзе, Тамаридзе, Георгадзе, Давиташвили, Матиашвили, Ниношвили и др. Встречаются фамилии, образованные от мусульманских имен различного происхождения: Джапаридзе («джафар», если только эта фамилия не образована от персидского dzapar — «почтальон»), Нариманидзе и др. Большинство же фамилий (особенно на «-дзе») образованы от других менее ясных основ: Вачнадзе, Кавтарадзе, Чхеидзе, Енукидзе, Орджоникидзе, Чавчавадзе, Сванидзе (от «сван»), Ломинадзе (lomi- «лев»), Гаприндашвили, Хананашвили Каландаришвили (от перс. kalantar — «первый человек в городе»), Джугашвили («дзуг» — «отара», «стая» /осет./ Г. Колодаев, Ч. Багаев. «Кто ты, Сталин?», 1995, стр.5) Помимо этих двух основных типов (патронимических по происхождению), имеются и другие, менее распространенные, но так же весьма полно представленные типы фамилий, указывающих на место или семью, из которой родом их носитель. Одним из этих типов являются фамилии на «-ели» (редко «-али»): Руставели, Церетели и др. Ряд фамилий оканчивается на «-ети». «-ати», «-ити»: Дзимити, Осети, Хварбети, Чинати и т.п.

 

Другой тип составляют фамилии на «-ани»: Дадиани (правители Мегрелии), Ахвеледиани, Чиковани и др. Мегрельские фамилии характеризуются специфическими окончаниями «-ия», «-ая», «-уа», «-ава», «-ури» («-ули»): Берия, Квиркелия, Данелия, Жордания, Гулиа, Шенгелая, Дондуа, Стуруа, Хучуа, Окуджава, Лежава, Элиава, Циклаури, Сулакаури.

 

Фамилии на «-нти», довольно редкие, имеют сванское или чанское происхрождение: Глонти, Жгенти. Среди них выделяется группа названий профессий с причастным префиксом «ме-» («м-»): Мдивани

— «писарь» (от перс. «divan» — «совет»); Мебуке — «горнист» («buki» — «рог»); Менабде — «изготовитель бурок» («nabadi» — «бурка»). Фамилия «Амилахвари» — «конюший», персидского

происхождения, также представляет собой бессуффиксальное образование.

 

Проникая в русскую ономастику, грузинские фамилии обычно не претерпевали искажений, несмотря на свою длину и непривычные сочетания звуков. Однако, отдельные случаи их «обрусения» все же встречаются: Орбелиани — Орбели ; Шенгелая (Шенгелия) — Шенгели; Мусхелишвили — Мусхели; Багратиони — Багратион; Иашвили — Яшвили; Эристави ("букв. «глава народа») — Эристовы. К некоторым грузинским фамилиям присоединяли суффиксы «-ов», «-ев», «-в»: Панчулидзев, Сулакадзев, В фамилии на «-швили» часто сокращаются при руссификации: Авалишвили — Авалов, Андроникашвили — Андронников, Джавахишвили — Джавахов, Сумбатошвили — Сумбатов, Цицишвили — Цицианов, Манвелишвили — Манвелов, Шаликошвили — Шаликов, Бараташвили — Баратов. Примеры с другим типом фамилий: Гамрекели — Гамрекелов, Церетели — Церетелев.

 

К рассмотренным картвельским фамилиям следует добавить абхазские фамилии. Абхазский язык принадлежит к северо-кавказской группе. В настоящее время абхазцы составляют лишь около 15% населения Абхазии. Это, вероятно, объясняется тем, помимо всего, что многие абхазцы носят грузинские или мегрельские фамилии. Существуют, однако, и специфически абхазские фамилии с конечным элементом «-ба»: Лакоба, Эшба, Агжба.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Когда то в школе я готовила доклад об этом поэте, я и не думала, что когда то снова к нему вернусь.

 

Коста Хетагуров

 

Опубликованное фото

 

 

Его называют - Леонардо да Винчи осетинского народа.

 

Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня,

 

Вселенная – отечество мое

 

 

Хетагуров Коста (Константин) Леванович (печатался под именем Коста) [3(15).10.1859, с. Нар, ныне Алагирского района Северо-Осетинская АССР, — 19.3(1.4).1906, с. Георгиевско-Осетинское Кубанской области, ныне село им. Коста Хетагурова Карачаево-Черкесской АО, похоронен во Владикавказе, ныне Орджоникидзе], осетинский поэт, общественный деятель, революционный демократ. Основоположник осетинской литературы. Вырос в горской крестьянской семье. В 1881—85 студент петербургской АХ, которую не закончил из-за тяжёлого материального положения. В 1885—91 жил во Владикавказе, где вёл преимущественно просветительскую деятельность; за публицистические выступления был выслан на 5 лет из Терской области С февраля 1893, будучи сотрудником газеты «Северный Кавказ» (Ставрополь), вёл идеологическую и политическую борьбу против царской администрации на Кавказе. В 1902 — во Владикавказе. В 1903 тяжело заболел, вернуться к общественной и творческой деятельности не мог.

 

Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,

Люблю беспомощных обиженных сирот,

Но больше всех люблю - чего скрывать позорно? -

Тебя, родной аул, и бедный наш народ.

За вас отдам я жизнь…, все помыслы и силы,

- Всего себя лишь вам я посвятить готов…

Вы так мне дороги, так бесконечно милы,

Что сил нет выразить, что высказать нет слов.

 

 

К.Л.Хетагуров

 

Коста Хетагруов родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова. Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Хетагуровой (уроженная Плиева). Некоторые источники — в частности, сайты в интернете — указывают 3 октября как день рождения поэта, что вызвано разницей между юлианским и григорианским календарями.

 

Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь местного священника Сохиева. Позже Коста говорил о ней: «О Хъызмыда (имя его мачехи) нечего и говорить. Она меня … не любила. В раннем детстве я убегал от нее к разным родственникам».

 

Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, стал учиться в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе безземельных осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область. Он основал там село Георгиевско-Осетинское (ныне Коста-Хетагурово). Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище.

 

С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.

 

В 1881 году, в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств. В 1883 году лишён стипендии и этим почти всех средств к существованию. Вскоре он перестал посещать Академию, а в 1885 году поехал обратно в Осетию. По 1891 год жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

 

В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.

 

Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции. Несмотря на это, он продолжает писать стихи. 29 мая 1899 года прибыл на место ссылки в Херсон. В 1899 году, когда Хетагуров еще находился в ссылке, во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов — «Осетинская лира». Многие его стихи были изменены царской цензурой, некоторые же не вошли в книгу вообще ввиду своего революционного содержания.

 

В декабре 1899 года Коста получил телеграмму об отмене ссылки, но смог выехать оттуда лишь в марте 1900 года. Сперва поселившись в Пятигорске, затем он переехал в Ставрополь, чтобы возобновить работу в газете «Северный Кавказ».

 

В 1901 году Хетагуров тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели. В 1905 году перевезён сестрой в село Георгиевско-Осетинское, где он умер 19 марта (1 апреля) 1906 года.

Мать сирот

Коченеет ворон...

Страшен бури вой...

Спит на круче черной

Нар, аул глухой.

Долгой ночью лучше,

Чем тяжелым днем...

Светится на круче

Сакля огоньком.

На краю аула

В брошенном хлеву

Нищета согнула Горькую вдову.

Горе истерзало – Где уж тут до сна?

Над огнем устало

Возится она.

На полу холодном –

Кто в тряпье, кто так –

Пять сирот голодных

Смотрят на очаг.

Даже волка косит

Голод в холода.

Злая смерть уносит

Слабых без труда.

«Ну, не плачьте!

– Грустно говорит им мать,

– Накормлю вас вкусно,

Уложу вас спать...»

Можжевельник саклю

Дымом обволок...

Капают по капле

Слезы в котелок...

«Сгинув под обвалом

В день злосчастный тот,

Ты, кормилец, малых

Обманул сирот.

Пятерых покинул...

Что же впереди?

Лучше б сердце вынул

Из моей груди!

Видно, муж мой милый,

Ты жены умней,

– Что бежал в могилу

От семьи своей.

Сохнет и хиреет

Сын любимый твой:

Лечь бы нам скорее

Рядышком с тобой!»

Капают по капле

Слезы в котелок...

Можжевельник саклю

Дымом обволок...

Засыпает младший

Раньше всех детей,

– Изнемог от плача

Лучший из людей.

Подожди ты малость!

– Лягут все подряд.

Голод и усталость

Скоро победят.

«Мама, не готово ль?

Дай похлебки! Дай!»

– Всем вам будет вдоволь,

Хватит через край!

Котелок вскипает,

Плещет на золу...

Дети засыпают

У огня в углу...

Ветер воет глуше,

Горе крепко спит.

Сон глаза осушит,

Голод утолит.

На солому клала

Малышей своих,

Грея, укрывала

Чем попало их.

И покуда мрачно

Теплилась зола,

Все насытить плачем

Сердце не могла.

Детям говорила:

«Вот бобы вскипят!»

А сама варила

Камни для ребят.

Над детьми витает

Сон, и чист и тих,

– Ложь ее святая

Напитала их...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ЛЕГЕНДА О ЗМЕИНОЙ ГОРЕ (КАЛМЫ КАДЗАХ)

 

 

Верхний, зримый с противоположной стороны, предел склона горы на которой расположено село Тли (известное в научных кругах, как один из центров Кобанской культуры) называется Калмы рагъ. Голова и часть туловища змеи днем отчетливо просматриваются с противоположной стороны ущелья, с села Бадзгат. С близи отчетливо видны глазница окаменевшей змеи, ее уши, ноздри, пасть, а также очертания головы в целом.

 

"Было очень сильное землетрясение, где-то разрушилась гора, и выполз из нее огромный змей (Залиаг калм). И пополз он, глотая все, что было на его пути: села, людей, скот. Через села Брытат и Згъубир, через горы приблизился змей к Тли. Был полдень, сияло солнце. Внезапно, сразу после раскатов землетрясения, померкло солнце, небо стало биться о землю. Страх и паника охватили людей.

 

Трудно сказать, сколько это продолжалось, но как только змей дополз до хребта над Тли, как только появилась голова над селом, молния ударила в голову змея, да такая мощная, что горы вокруг сверкнули. Удар молнии обратил змея в камень Кавд дур (ударенный камень).

 

Свидетелями произошедшего были пастухи, пасшие стада на открытых склонах. Говорят, что мальчик, пасший ягнят у подножия горы Джермугъ и увидевший голову змея над противоположным склоном, взмолился Создателю, к Святилищам ущелья (Комы дзуарттам): Уацилла, Реком, Тита, Джермугъ, Уистойы авд дзуарма и Уартауы дзуарма попросив их обратить змея в камень. Это проклятие сбылось".

 

И сегодня, он так и лежит обращенный в камень. Вокруг него трава зеленная, скалы по близости нет, да и камней тоже. С тех пор, это место так и называется Калмы кадзах (змеиная скала). Глазницы остались открытыми пещерами. И до недавнего времени пастухи, пасшие там овец, в ненастную погоду укрывались в них от дождя и холода.

 

Если смотреть на Калмы кадзах с противоположных склонов (сел Рук и Згъубир) она заметно выделяется среди других скал и гор. Длина туловища составляет примерно 500 метров. В целом же змей похож на найденные в Тлийском могильнике изображения ушастых змей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасительница Нана - Задалеская

 

Безграничная свобода, которой так поклонялись аланы, обернулась для них трагедией. Народ, закаленный в военных баталиях рабству предпочел гибель. В 1395 году хромоногий Тимур двинул свои бесчисленные орды на алан. Предводитель монголо-татар, как известно, беспощадно расправлялся в первую очередь с непокорными народами. Предав алан «мечу джихада» он почти полностью отправил в «огонь гиены» целый народ.

 

Спустя сорок лет после трагических событий Иосиф Барбаро средневековый путешественник с грустью заметил, что коренных жителей на равнине он уже не застал, страна алан превратилась в безлюдную пустыню, усеянную многочисленными могильными курганами. Чудом, уцелевшие остатки аланского народа, нашли приют в труднодоступных горах Кавказа. Здесь они оказались недосягаемыми для тяжелой татаро-монгольской конницы.

 

События, связанные со временем нашествия Тимура на алан, оказались запечатленными в народной памяти, легендами, преданиями, песнями. К самой яркой из них можно отнести песню о Задалеской нана, в ней поется о «железномордых волках Ахсак-Тимура», под таким именем предводитель монголо-татар известен в Осетии:

 

Предводители Тапан-Дигори,

Их мужественная молодежь, один лучше другого,

От рук неприятеля в крови тонут,

Редеют в царство мертвых отправляются.

До последнего человека хоть и сражаются.

 

По сути дела, песня о Задалеской нана – это одновременно плач по поводу гибели целого народа и гимн женщине. Задалеская нана – мать спасительница, собравшая вокруг себя осиротевших аланских детей:

 

Так погибли Тапан-Дигорцы, остались без потомства.

Плача, рыдая тогда остались бесприютные дети

На пепелище, на черной золе.

Осталась на счастье народа женщина на свете

Сирот собрала, подобно стаду барашек,

 

Кто скрывается под именем Задалеской нана? .Может быть -это образ собирательный, который стал данью уважения аланским женщинам времен нашествия Тимура. Об этом история молчит. Правда, имя общей матери, связывают с горным селением Задалеск. Старики еще вспоминают о старинном склепе, в котором покоились останки неизвестной женщины, возможно той самой – Нана Задалеской, о которой в песне поется:

 

В сторону Дигорского перевала повернула,

Через Цагат перешла и с детьми в Задалеске поселилась,

Плодами растений стала их кормить, стала их кормить.

Когда выросли они, окрепли они, села основали.

Свою общую мать Задалескую Нана

С почестями, со славой похоронили

Около Задалеска, в пещере Морга.

 

Охраняющая в пути и направляющая по счастливой дороге, она в ореоле святости, уже давно стала божеством, которому поклоняются женщины не только селения Задалеск. Здесь, в Дигории, традиционно летом отмечают праздник в честь спасительницы всеобщей Матери - Задалеской нана. Солнцеликая, светоносная. Задалеская нана в осетинском сознании стала символом женщины, дарующей людям и свет и добро. Мать - спасительницу почитают и мужчины. В Дигории и сегодня, старший за столом не забудет в числе божеств упомянуть имя Задалеской нана.

 

За всеми переменами судьбы нашего народа, пережившего самые драматические моменты своей истории светлый образ Задалеской нана сохранился. И в каких бы военных событиях ни проливалась кровь осетинских воинов, как на Юге , так и на Севере Осетии, и уже далеко не от рук монголо-татарских завоевателей, матери, по прежнему, обращаются к Задалеской нана, они просят у нее защиты для своих детей.

 

Говорят, что «доброта не противоположна твердости, даже суровости, когда ее требует жизнь. Сама любовь иногда обязывает быть твердым… и не бояться страдания, которое несет с собой борьбу за то, что любишь»…

Фатима Найфонова

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ПЕСНЯ О ЗАДАЛЕСКОЙ НАНА


Кровавый дождь, кровавый дождь
Над Тапан Дигорией, над Тапан Дигорией.
От волков Ахсак-Тимура с железными пастями,
Почернели их зеленые поля.
Плотнее, крепче плетня из железных прутьев
Вокруг расположились (окружили).
Предводители Тапан Дигории,
Их мужественная молодежь, один лучше другого,
От рук неприятеля в крови тонут,
Редеют, в царство мертвых отправляются.
До последнего человека хоть и сражаются,
Но погибли до единого дигорцы.
То пожарище занялось, то синее пламя взыграло
Над многолюдными селами Тапан Дигории.
Оставшиеся женщины и мужчины
Все уведены в плен, уведены в плен.
Так погибли тапандигорцы, лишились потомства.
Плача, рыдая, тогда остались бесприютные дети
На пепелище, на черной золе.
Но оказалась на счастье народа
Женщина на свете,
Сирот собрала, подобно стаду овечек,
Ночью и днем сторожит их от дикого зверя и недруга.
С плоскости — в лес, из лесу — на поляну,
В сторону Дигорского перевала повернула,
Через Цагат перешла с детьми, в Задалеске поселилась,
Плодами растений стала их кормить, стала их кормить,
Когда выросли они, окрепли они, села основали,
Свою общую мать, Задалескую нана,
С почестями, со славой похоронили Около Задалеска в Пещере Морга

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот сколько читаю о традициях разных народов, и постоянно что то интересное и новое мне открывается.

 

ТРАДИЦИИ

 

Привязывание к колыбели

 

Когда прошло три дня после разрешения, мать встает с постели. Тогда изготовляют брагу, лепешки (къеретæ), числом девять: три Богу, три Матери-Майран (Майрам – сост.), три Бундору (домовому), а также Сафе три лепешки (губор) — и относят их под дерево. Туда отправляется и сиделка-бабка (цорибадаг) с родильницей и еще одна какая-нибудь женщина. Там над лепешками молится старшая из женщин:

 

- Боже, благодарю тебя, дай жить новорожденному, счастливое рождение (если мальчику). Если девочке (то говорит):

 

- Майран да ослепнет за то, что тебя не сделала мальчиком, да сделает (она) тебя. похороненной (т.е. хоть бы ты умерла), а теперь да будешь ты с медовой пяткой, чтоб после тебя рождались мальчики.

 

Когда после этой девочки родится мальчик, то девочке мажут пятки медом.

 

- Аллах! Ты оказалась медопяточной! О Майран! Твое сердце да не обидится, так как они нуждались в мужчине, поэтому я бранила тебя.

 

Родильница идет к подножию дерева без пояса, с брагой в руке и эту брагу льет на дерево (дерево должно быть живое). Одна же из женщин говорит:

 

- О Майран, подательница молока, душу взращивающая, молока у тебя просим, и нам его дай! (это говорится, чтоб ребенок полнел и чтоб был привязан к грудям).

 

Третья женщина же выносит дзарну, и родильница от нее вкушает, чтобы груди были лучше. Те лепешки, что относят к дереву, на них кладут нитку из ваты, которою обмеривали (родильницу) в период родов и на которой завязывали узлы. В день, когда женщина рожает, эти узлы развязывают, (говоря): «Как эта (нитка) скоро развязалась, так скоро да родит она». Затем нитку вешают на вешалку. Далее на къере кладут непряденную вату и пулю (для девочек не кладут пуль). Все это таким образом кладут на дерево.

 

Если (женщина) родит в первый раз, то ей приносят в спальню сначала три лепешки, три губоры Сафовы (их выносят из-под очажной цепи), и в спальне, где (она) рожает, над изголовьем ее постели молятся, затем выносят колыбель с ребенком из спальни хæдзар, под цепь; вместе с этим (выносят туда же) материю на бешмет хозяйке, материю на рубашку ребенку и перевязки, положенные на колыбели, а также три лепешки и араки. Когда приходят в хæдзар, то ставят колыбель под цепью и молятся: «Надочажный Сафа! Мы твои гости, Домовой, твои доброты (милости) да будут! Духов изобилия дай, прибавь!».

 

После этого колыбель вносят обратно в спальню к матери (мать остается в спальне). Привязывая, как я сказал, пеленают, посвятив три лепешки Сафе. Когда помолятся под Сафой, тогда выходят (снова) под дерево. Когда вернутся из-под дерева, то женщины садятся за пищу, кроме матери, молятся над пищей и едят, пляшут и благодарят (словами): «Да будет ваш новорожденный счастлив и удачен, это празднество (игра) да будет вам на пользу», - расходятся (по домам).

 

Из тех, что входят поздравить, один дает ребенку имя и за право дать имя приносит с собою материю на рубашку. «Его имя да будет такое-то, вот ему материя на рубашку, мной данное имя да никто мне не изменит» - так сказав, он подает материю на рубашку.

 

Когда женщина рожает, то сиделка-бабка приносит чесалку для шерсти и кладет ей под изголовье, чтобы шайтан не покусился на нее, ибо шайтан сильно боится железа, в особенности чесалки. Если родится ребенок у женщины, у которой не выживали дети, его продевают (проносят) чрез отверстие чесалки, с той целью, чтоб на него шайтан не покусился. Эта чесалка несколько дней лежит (бывает) у матери под изголовьем, а затем вместо нее кладут подушку. Если родится ребенок у матери с умирающими (не выживающими) детьми, то кроме того режут курицу и проливают над родильницей ее кровь. Когда она родит, то для очищения ей подают шпульку (от веретена), и она дует в дыру. Если это не достигает цели, тогда ей засовывают в рот ее волосы, чтоб натуживалась.

 

Когда родится мальчик, то собираются девочки, делают качели и сами поют:

 

Ваши качели — кинаца!

Мать Мария, мать мальчиков!

Кому девочка, кому мальчик,—

Не ради себя я говорю,—

Моя грудь еще тверда.

 

Туккаев С.

Источник - Анахарсис.ру

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Башни кавказских гор

 

Опубликованное фото

 

Горы Северной Осетии, Кабардино–Балкарии, Ингушетии, Чечни и Дагестана невозможно представить без стройных силуэтов старинных башен, удивительно органично вписанных в пейзажи ущелий и горных склонов. В зависимости от политической ситуации русскими путешественниками, туристами и военнослужащими они воспринимались то как гнезда хищных абреков, то как символ поэтической истории и местных легенд.

 

Но как бы не менялась политическая ситуация на Кавказе, ясно одно: уникальные башенные сооружения, которыми пока еще полны ущелья Центрального и Восточного Кавказа, являются ценнейшими памятниками истории и самобытной культуры, памятниками мирового значения. К сожалению, большинство этих памятников находится в состоянии руин. С каждым годом десятки, если не сотни древних построек разрушаются от неумолимого бега времени или в ходе хозяйственной деятельности местного населения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опубликованное фото

 

Для многих жителей горских селений старинные дома и башни – всего лишь неустроенные, отслужившие свое жилище, менее пригодные для современного человека, чем новостройки с газовым отоплением и электроснабжением. При необходимости разрушающиеся башни разбирают для строительства новых домов, сараев, загонов для скота.

 

У многих исследователей старинной архитектуры Кавказа неоднократно возникал вопрос: почему именно башни? По-видимому, ответ в том, что для горца понятия «верх» и «низ» – реальность, знакомая с детства. Архитектура, как рукотворная «вторая природа», во многом повторяет первую. А в горах вертикальные плоскости более обычны, чем горизонтальные поверхности. Недаром горцы часто называют равнину «плоскостью», то есть поверхностью, лишенной объема.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опубликованное фото

 

 

Башни возводились в горных селениях по разным причинам. В густо населенном горном Дагестане, например, аулы строили на скалах, чтобы не занимать плодородную землю, которой всегда очень не хватало. Дефицит места вызывал необходимость строительства многоэтажных жилищ. Причем на крутых склонах крыша нижнего дома служила двориком для верхнего. На доминирующих над ущельями хребтах строились сторожевые башни. В тревожное время постоянных вооруженных конфликтов в таких башнях дежурили караулы, оповещавшие об опасности разведением костров, дым которых был виден с соседних башен. Таким «беспроволочным телеграфом» о грозящей опасности оповещались жители всего ущелья.

В самих селениях строились боевые башни. В случае осады неприятелем в нижние этажи загонялся скот, а на верхних этажах размещались семьи и их защитники. Там где этому благоприятствовали особенности рельефа, вблизи селений строились наскальные крепости. Как правило, крепостные стены закрывали естественные ниши, гроты и пещеры. Такие крепости известны в Скалистом хребте, где мягкие осадочные породы подвержены действию карстовых процессов. По-видимому, в средневековье, когда на Скалистом хребте еще были ледники, в таких гротах и пещерах всегда были источники воды, необходимой для выживания осажденных защитников крепости. К такого рода постройкам относятся знаменитая Зивгиская крепость в Куртатинском и Урсдонская в Алагирском ущельях Северной Осетии.

 

Однако некоторые наскальные постройки, традиционно называемые крепостями, вряд ли имели военное назначение. Расположение вдали от стратегических дорог, троп и населенных пунктов делает их боевое использование бессмысленным. В одной из таких «крепостей», известной специалистам как «Нузалы фидар» (Нузальская крепость) были обнаружены интереснейшие стихотворные летописи. Другая постройка, описанная лишь в конце 90–х годов ХХ века, также находится в глухом лесу, вдали от селений и дорог. На скале над постройкой нанесено древнее изображение креста, что наводит на мысль о ее назначении не как военного, а как религиозного объекта. Возможно, такие постройки служили наскальными монастырями во время первой волны проникновения христианства из Грузии в Северную Осетию в XIII веке.

Со временем высота и мощность постройки башни стала символом богатства и могущества рода ее владельцев. А после распространения артиллерии военное значение башен ушло в историю. Строительство же их стало исключительно делом престижа и показателем влиятельности фамилии.

 

По количеству древних памятников горы российского Кавказа вряд ли имеют аналоги в мире. В ходе инвентаризации, проведенной сотрудниками Северо-Осетинского заповедника, только в двух ущельях горной Осетии было учтено более 640 историко-культурных объектов!

 

Академик Д.С. Лихачев в одной из своих статей справедливо заметил, что люди живут не только в окружении природных ландшафтов, но и в среде памятников культуры, созданных предшествующими поколениями.

 

Во всем мире сейчас уделяется большое внимание сохранению «окультуренных ландшафтов». В ходе освоения природной среды каждый народ создает свой «национальный пейзаж», в котором воспитывается неповторимый национальный характер, особая система ценностей, миропонимание.

 

Исторический окультуренный ландшафт создавался трудом десятков и сотен поколений. Результатом приложения коллективного разума горцев стала система традиционного природопользования – использование ресурсов окружающей природы, позволявшее вести долгосрочное неистощительное хозяйство. В изучении основ такого природопользования – ключ к устойчивому развитию современного общества, особенно в таких динамичных и уязвимых экосистемах как горы Кавказа.

 

Селения с башенными постройками были центрами освоения пространства окружающих гор. Сами башни служили архитектурными доминантами и, кроме утилитарных функций, имели мировоззренческое значение. Мифологическое сознание делало для горцев мир богов и духов такой же реальностью, как существование деревьев и диких зверей.

 

Языческим богам посвящались многочисленные святилища. Причем нередко обожествлялись объекты природы: леса, рощи, скалы, отдельно стоящие деревья. До наших дней в горах Северного Кавказа сохранилось множество таких святых мест. Во времена, когда горные ущелья были густо заселены, разветвленная сеть святилищ являлась далеким прообразом современных особо охраняемых природных территорий и играла важную роль в сохранении экологического баланса. В священных лесах и рощах ограничивалась охота, лесопользование, запрещался выпас скота. Фактически эта сеть служила основой экологического каркаса горного природопользования. К пониманию необходимости создания такого каркаса экологи пришли лишь в последнем десятилетии XX века.

 

Средства массовой информации время от времени сообщают о необычных явлениях в горах Кавказа: на селения, простоявшие много столетий, вдруг обрушиваются снежные лавины, сели, оползни, камнепады. Большинство святых рощ и урочищ располагалось на горных склонах выше селений, сохраняя полосу леса, смягчавшую действие разрушительных склоновых процессов на зону поселений и террасного земледелия. Коллективная мудрость горцев объявляла священными наиболее важные по экологическим параметрам древесные насаждения. Когда же люди перестали бояться гнева забытых богов и вырубили священные леса, кара не заставила себя долго ждать.

Башни кавказских гор с окружающими их земледельческими терраса-ми, древними тропами, волоками сеноспусков, некрополями и святилищами еще ждут внимательного изучения. Но времени для такого исследования ос-тается все меньше. Очевидно, что несмотря на все трудности современной обстановки на российском Кавказе, сохранение уцелевших памятников архи-тектуры, истории и традиционного природопользования – дело неотложное, имеющее большое значение не только для культуры народов, населяющих Кавказ, но и для всего человечества.

 

А.Д. Липкович

Ведущий научный сотрудник Южного научного

Центра РАН

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Куртатинское ущелье, одно из живописнейших в Северной Осетии, протянулось с северо-востока на юго-запад более чем на 50 км. Через Куртатинское ущелье проходил древний караванный путь в Закавказье. Он вплоть до начала ХХ столетия считался в Осетии третьим по значимости после Военно-Грузинской и Военно-Осетинской дорог. Седая старина оставила по ущельям, где жили осетины, множество оригинальных памятников материальной культуры. По богатству боевых оборонительных сооружений первое место занимает Куртатинское ущелье. Башни, встречающиеся в большом количестве в горах Северной Осетии, являются важными архитектурными памятниками. Башни неодинаковы и по форме и по высоте. Низкие и широкие башни строились под жилье, а высокие башни - для обороны и сторожевых целей. Стоят сторожевые башни на горных кручах, как свидетельства кровавых столкновений и войн с иноземными захватчиками. Зажигались костры на башнях - и быстрее молнии улетала в глубь ущелий весть о приближении врага....

 

В глубине ущелья поднимается огромный конус горы Тепле-хох. Со склонов ее, лежащих полукругом, к ущелью спускается ледник. На высоких скалах обитают красавцы-туры. Вам может посчастливиться увидеть в бинокль туров, поднимающихся ранним утром с альпийских лугов или днем отдыхающих на склонах.

 

Опубликованное фотоОпубликованное фотоОпубликованное фото

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...