Перейти к публикации
Форум - Замок

Ушел в мир иной Игорь Моисеев...


Рекомендованные сообщения

Друзья!

 

Все мы...вся мировая культура понесла невосполнимую утрту.

Сегодня...на 101 году скончался Игорь Александрович Моисеев.

Автобиография Игоря Моисеева - художественного руководителя "Государственного Академического Ордена Дружбы народов ансабля народного танца под руководством Игоря Моисеева"

 

Игорь Моисеев… Личность сильная и цельная. Интеллектуал, и в девяносто два не утративший великой способности к саморазвитию. Художник, открывший новый идеал в искусстве и верно угадавший путь к нему.

 

Этот идеал, всякий раз принимая разные образы, материализуется в его постановках. На репетициях он прокладывает путь, который умеет превратить в захватывающее восхождение к вершине, но который не желает облегчать ни себе, ни другим.

 

Без устали простреливает репетиционное пространство острым словом - уворачивайся, танцор, будь гибким и выносливым!

 

Не выносит работы в полноги. Но довольно его саркастического: "На что это вы мне намекаете?" как все преобразится. А может не говорить ничего, вдруг ушел в себя, кажется не видит и не слышит. Но Моисеев здесь - и они выложатся на все сто.

 

Потому что магия в самой его фигуре. Потому что он - этический и эстетический центр этого мира, который покоится на крепчайшей из опор - культуре работы и дисциплины, и в котором выплавляется удивительное своей ясностью и открытостью искусство. Этот сотворенный им мир - ансамбль народного танца - стал главной темой его жизни.

 

Но сначала была прелюдия, в нежданных поворотах и коллизиях которой уже проступали контуры будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

© 1998 Moiseyev Dance Company

 

 

 

1914 год. Первые "путешествия" с тетками - запасными учительницами по Полтавскому уезду. Легендарная Диканька и Сорочинцы станут для него реальностью, деревенские праздники, обряды, ярмарки - образами, которые будут питать его воображение и много лет спустя. Но самое сильное впечатление на него произведут танцы. Потом он скажет: "Это было какое-то неосознанное тяготение. Но я ощущаю его всю жизнь".

 

1915 год. Переезд семьи в Москву вместо запланированного - уже были куплены и билеты отъезда в Париж. Начавшаяся война "закрыла" границы и тем скорректировала еще одну судьбу.

 

1920 год. Поступление по настоянию отца в частную танцевальную школу Веры Мосоловой, которая спустя месяц с небольшим привела его в училище Большого театра.

 

1924 год. Зачисление в труппу Большого театра, где (не прошло и года) разразился "молодежный бунт", спровоцированный решением дирекции назначить руководителем балета Василия Тихомирова, эстетического антипода Касьяна Голейзовского, увлекшего в ту пору молодежь Большого своими новациями. Зачинщики, в том числе Моисеев, были наказаны двухлетней безработицей. Он обернул ее себе в пользу. Регулярно посещал класс - чтобы не терять форму, и библиотеку Исторического музея чтобы учиться. Знакомство с Луначарским и желание хоть немного "соответствовать" великим гостям его знаменитых "четвергов", среди которых были Маяковский, Барбюс, Таиров, еще более подстегнуло его энтузиазм. Вместо чтения "под настроение" появилась норма 100 страниц в день, вместо случайного выбора литературы - программа по искусствознанию, составленная для него одним из академиков, курировавших библиотеку.

 

1927 год. Возвращение в репертуар. И - открытие в самом себе: просто исполнительство уже не удовлетворяет. Хочется сочинять самому.

 

1930 год. Волею случая - удачно переставив несколько сцен, в незадавшемся балете Большого "Футболист" - Моисеев становится балетмейстером первой сцены страны. Он ставит танцы в операх "Кармен", "Демон", "Любовь к трем апельсинам", спектакли "Саламбо" и "Три толстяка", но недоверие руководства, привыкшего к традиции, согласно которой балетмейстерами становились зрелые, закончившие карьеру танцовщики, а не 24летние "мальчишки", будет ощущать всегда.

 

1936 год. Моисеев, уже приобретший к тому времени репутацию знатока танцевального фольклора (чему в свою очередь способствовали его многочисленные, с "танцевальным интересом" путешествия по стране), приглашен балетмейстером в только что открытый Театр народного творчества. Он начал с организации первого в стране фестиваля фольклорного танца. Его успех стал последним аргументом, укрепившим Моисеева в мысли, что создавать профессиональный коллектив, который бы собирал и развивал лучшие образцы народного творчества, - необходимо. На письме, направленном им в правительство, появляется резолюция Молотова: "Идея хорошая, пусть автор ее реализует".

 

10 февраля 1937 года - первый сбор небольшой (40 человек) труппы, составленной Моисеевым из самодеятельных артистов, выпускников хореографических училищ и опытных балетных профессионалов. Мог ли кто ожидать, что их первые шаги прозвенят азартной дробью на полстраны? Но в следующем, 1938м, ансамбль уже танцевал на правительственном концерте в Большом Театре, выступал героем трехдневной горячей дискуссии в ВТО и пожинал богатый урожай зрительских восторгов, которые скоро перерастут во всенародную любовь. Свидетельство тому - неизменные аншлаги. На каждом концерте и на протяжении 61 года существования. Нет, не то слово! Не существования - а бурной и счастливой жизни. Доволен ли он?

 

Его ансамбль - давно эталон и мировая знаменитость. Начав с нуля (никогда и нигде не было аналогов тому, что он задумал), Моисеев путем проб и ошибок создал новый жанр - сценический народный танец и выстроил собственную уникальную систему, без которой не могла бы появиться ни студия при ансамбле (1943 год), ни многочисленные коллективы последователи. Он твердо прочертил линию жизни своего ансамбля, и эта линия - восходящая, от отдельных танцевальных номеров, через хореографические композиции и сюжеты, к одноактным спектаклям. Сегодня их семь.

 

 

Так доволен ли он?

 

 

Гордится - многим из сделанного. Но и не скрывает: "Моей конечной целью было создание театра с труппой такого уровня, при котором я мог бы осуществить любую постановку, вплоть до классического балета. Но повидимому, это уже не получится...". Он никогда не был праздным мечтателем, и все, что было в его воле, сделал. Но свое слово "сказали" и объективные обстоятельства.

 

"Птичьи права", на которых вплоть до 1988 года жила студия при ансамбле, не позволили ввести в учебную программу две равноправные дисциплины - классику и народный танец.

 

Война оттеснила на задний план все задачи, кроме одной - сохранить ансамбль. Основательно поредевший - часть танцоров мобилизована - он без устали колесит по стране, выступая в госпиталях, военных частях, на заводах, иногда по три раза в день. Не было никаких дотаций - зарабатывали сами. Мало того, внесли полтора миллиона на оборону.

 

Сразу после войны - гастрольный марафон.

 

В 1945м моисеевцы первыми выступили перед финнами, еще не забывшими кампании 1939/40 годов, - и заставили их, демонстративно скрестивших руки на груди, разразиться аплодисментами.

 

В 1955-м первыми, после возобновления культурных связей, отправились во Францию - и произвели переворот... в моде. Должно быть, вдохновленные хореографической миниатюрой "Партизаны", парижанки вдруг надели сапоги и шапки а ля кубанский казак. А Моисеев тогда был избран членом Французской Академии музыки и танца.

 

Ансамбль стал и первой ласточкой, оказавшейся на североамериканском континенте после заключенного в 1958 году соглашения о культурном обмене между двумя супердержавами. Довольно одной газетной фразы, чтобы представить себе, какое впечатление тогда произвели на американцев моисеевцы: "Если в "Метрополитенопера" будущий сезон не состоится, пусть никто не удивляется, это значит публика, приведенная в восторг выступлениями русских, разнесла театр". Ансамбль побывает в Соединенных Штатах еще восемь раз. Дважды, в период охлаждения советскоамериканских отношений, на его концертах будут взрывать бомбы, но будет и признание другого рода - две премии в области танца, премия журнала "Данс Мэгэзин" и полученная Игорем Моисеевым в 1995 году премия "За особый вклад в развитие культурных отношений между США и Россией", уникальность которой заключается в том, что кроме него ее имеют еще только два человека в мире, - Вэн Клайберн и Мстислав Ростропович. В январе 1998 г. И.моисеев награжден Российской Независимой премией "Треумф".

 

Будут и другие награды (только орденов у Моисеева 20 - восемь отечественных и двенадцать иностранных), но будет тот же труд до седьмого пота, нескончаемые овации, яркие впечатления, потому что сверх перечисленных ансамбль побывает еще в 54 странах и вдосталь поездит с концертами по родной стране. Но гастрольный марафон имел и оборотную сторону, видимую, может быть, только Моисееву. "Находясь в постоянных разъездах, - сказал он однажды, - трудно последовательно и логично развиваться, таким образом, то, что я расчитывал сделать в более короткие сроки, растянулось на десятилетия. К сожалению...".

 

Но начнется очередной концерт - и вновь, как вчера, как десять, двадцать, сорок лет назад, помчится управляемая им победная кавалькада, сметая на своем пути чей-то снобизм или скептицизм, неизменно возбуждая вокруг себя эмоциональные вихри. И тени - сожаление о несделанном, неудовлетворенность, которую и он, как настоящий художник, знает, растворятся в чудесных фантасмагориях "Ночи на Лысой горе", в сладострастных ароматах "Вечера в таверне", в экзотической прелести сказки "Цам" и в феерическом многообразии каждого из трехсот поставленных Моисеевым танцевальных номеров.

 

Будет только свет. Праздник. Чудо.

 

 

http://www.moiseyev.ru/im.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опубликованное фото

И.А. Моисеев - солист балета ГАБТ, балет "Саламбо",

постановка И.Моисеева (1932 г.)

Опубликованное фото

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ком в горле.

 

Только что услышала в новостях о невосполнимой утрате человечества. Именно, человечества.

 

Игорь Моисеев - глыба в мировой танцевальной культуре.

Человек - эпоха.

Мы учились на образцах его великолепнейших постановок.

 

Всего два месяца он не дожил до своего 102-летия.

 

Ощущение, что ушел из жизни близкий человек...

 

Скорблю...

 

Царствия ему Небесного и пусть земля будет пухом...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Он был и остаётся сам Танец!

Вечная Ему Память и Низкий Поклон за Великое Наследие Прекрасного Искусства!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Однажды пришлось делать записи с телепрограмм, посвященных Игорю Моисееву и его творчеству. Было очень интересно наблюдать как именно работает Мастер Танца, как он объясняет каждый шаг... Он действительно ставил танцы, разговаривающие со зрителями, передающие всю красоту и особенности национальности. И сколько он вкладывал в каждого танцора!

Он вспоминал первый состав своего ансамбля. Это же была самодеятельность. Да, но какая!!! В танце всегда присутствовал огонек, душа, слово, дыхание, национальный колорит. А сейчас - есть профессионализм высокого класса, и так редко встречается в человеке жизнь танцем... Странно. Достигаем одно и утрачиваем, оказывается, самое ценное.

Такого уровня Мастеров в России больше нет...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Однажды пришлось делать записи с телепрограмм, посвященных Игорю Моисееву и его творчеству. Было очень интересно наблюдать как именно работает Мастер Танца, как он объясняет каждый шаг... Он действительно ставил танцы, разговаривающие со зрителями, передающие всю красоту и особенности национальности. И сколько он вкладывал в каждого танцора!

Он вспоминал первый состав своего ансамбля. Это же была самодеятельность. Да, но какая!!! В танце всегда присутствовал огонек, душа, слово, дыхание, национальный колорит. А сейчас - есть профессионализм высокого класса, и так редко встречается в человеке жизнь танцем... Странно. Достигаем одно и утрачиваем, оказывается, самое ценное.

Такого уровня Мастеров в России больше нет...

 

Да, согласна. И это повсеместно и не только в танце - мельчает народ. Но всё же... У меня есть на диске две серии из документального фильма "Гастроль длинною в жизнь" - очень всем рекомендую.

 

Цитата из фильма:

 

"Бывает человек талантлив, но малокультурный, маловоспитанный, ленивый... Тогда надо расставаться. Ленивому в танце делать нечего. Это очень трудоёмкий процесс. Искусство - ревниво, требует всего человека".

 

Арагонская Хота

Опубликованное фото

 

Русский народный танец "Лето"

Опубликованное фото

 

Сцены из балета "Ночь на Лысой Горе"

Опубликованное фото

 

Опубликованное фото

 

Сюита из Мексиканских танцев

Опубликованное фото

 

"Половецкие пляски"

Опубликованное фото

 

Опубликованное фото

 

Класс-концерт "Дорога к танцу"

Опубликованное фото

 

Аргентинский танец "Гаучо"

Опубликованное фото

 

Калмыцкий танец

Опубликованное фото

 

Эти и другии фотографии на сайте Государственного Академического Ансамбля Народного Танца Игоря Моисеева

 

http://www.moiseyev.ru/foto-moiseyev/f1.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Назира, спасибо Вам, порадовали. Все эти танцы есть в моей личной видеотеке, я всякий раз с огромным удовольствием пересматриваю их. А здесь еще и фотографии и ссылка на сайт:)

Спасибо Вам:))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...