Jump to content
Форум - Замок
Sign in to follow this  
Алесь

История индейских народов Америки...

Recommended Posts

Я как-то последнее время впал в молодость и пересмотрел

кучу фильмов про индейцев...

 

Когда-то...в детстве - это была очень волнительная тема...

 

Югославский индеец Гойко Митич в ГДРовских фильмах...

 

 

Позже узнал, что и в США на эту тему снята куча фильмов...

причем - с первоклассными актерами...уровня Ланкастера,

Дугласа, Бриннера и т.п.

 

Потом перечитал кучу романов и серьезной литературы по теме...

 

И захотелось мне узнать за нашу молодежь - а в теме ли она?

 

При чем - не столько о фильмах, сколько о самих индейцах...

Насколько интересовались? Волнует ли вас эта тема?

Share this post


Link to post
Share on other sites

ИНтересно...

Даже ВЕЛИКАЯ Мэрилин - не чуралась таких фильмов...

http://sovietcinema.ru/adventure/921-sokro...ornoy-reki.html

 

Река, с которой нет возврата"

 

Год: 1954

Страна: США

Жанр: Приключение, Про индейцев, Вестерн

Режиссер: Отто Преминжер, Жан Негулеско

 

В ролях:Роберт Митчэм, Мэрилин Монро, Рори Кэлхун, Томми Реттиг, Мервин Вай, Дуглас Спенсер, Фред Олдрич, Клер Андре, Хэл Бэйлор, Дон Беддоу

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кто-же писал романы про индейцев?

 

Самый знаменитый - на мой взгляд Д.Ф.Купер...

 

 

 

Джеймс Фенимор Купер — знаменитый американский романист. Классик приключенческой литературы.

Вскоре после рождения Фенимора отец его, довольно богатый землевладелец, переселился в штат Нью-Йорк и основал там посёлок Куперстаун (Cooperstown), превратившийся в городок. Получив первоначальное образование в местной школе, Купер отправился в алабамский университет, но, не окончив курса, поступил в морскую службу (1806—1811); был назначен состоять при постройке военного судна на озере Онтарио.

 

В 1811 г. женился на француженке Делане, происходившей из семьи, симпатизировавшей Англии в эпоху войны за независимость; её влиянием объясняются те сравнительно мягкие отзывы об англичанах и английском правительстве, которые встречаются в ранних романах Купера. Случай сделал его писателем. Читая однажды вслух жене какой-то роман, Купер заметил, что не трудно написать лучше. Жена поймала его на слове: чтобы не показаться хвастуном, он в несколько недель написал свой первый роман «Предосторожность» («Precaution»; 1820). Предполагая, что ввиду уже начавшейся конкуренции между английскими и американскими авторами, английская критика отнесётся к его произведению неблагосклонно, Купер не подписал своего имени и перенёс действие своего романа в Англию. Последнее обстоятельство могло только повредить книге, обнаружившей плохое знакомство автора с английской жизнью и вызвавшей весьма неблагосклонные отзывы английской критики.

 

Вторым романом Купера, уже из американской жизни, стал знаменитый «Шпион, или Повесть о нейтральной территории» («The Spy: A Tale of the Neutral Ground», 1821), имевший громадный успех не только в Америке, но и в Европе.

 

Затем Купер написал целую серию романов из американской жизни («Пионеры», 1823; «Последний из могикан», 1826; «Степи», иначе «Прерия», 1827; «Открыватель следов», иначе «Следопыт», 1840; «Охотник за ланями», иначе «Зверобой, или Первая тропа войны», 1841), в которых изобразил борьбу пришельцев-европейцев с американскими индейцами. Героем этих романов является охотник Натти Бампо, выступающий под различными именами (Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок, Длинный Карабин), энергичный и симпатичный, вскоре сделавшийся любимцем европейской публики. Идеализированными являются у Купера не только этот представитель европейской цивилизации, но и некоторые из индейцев (Чингачгук, Ункас).

 

Успех этой серии романов был так велик, что даже английская критика должна была признать талант Купера и назвала его американским Вальтером Скоттом. В 1826 г. Купер отправился в Европу, где провёл семь лет. Плодом этого путешествия было несколько романов («Bravo», «The Headsman», «Mercedes of Castile»), действие которых происходит в Европе.

 

Мастерство рассказа и постоянно усиливающийся интерес его, яркость описаний природы, от которых веет первобытной свежестью девственных лесов Америки, рельефность в изображении характеров, которые стоят перед читателем, как живые — таковы достоинства Купера как романиста. Написал также морские романы «Лоцман» (1823), «Красный корсар» (1828).

 

По возвращении из Европы Купер написал политическую аллегорию «Моникины» (1835), пять томов путевых заметок (1836—1838), нескольких романов из американской жизни («Сатанстоу»; 1845 и другие), памфлет «Американский демократ» (The Аmerican Demосrat, 1838). Кроме того, написал ещё «Историю американского флота» («History of the United States Navy», 1839). Обнаруженное в этом сочинении стремление к полнейшему беспристрастию не удовлетворило ни его соотечественников, ни англичан; полемика, им вызванная, отравила последние годы жизни Купера. Умер Фенимор Купер 14 сентября 1851 года от цирроза печени.

 

Библиография

 

1820 - Предосторожность (Precaution).

1821 - Шпион, или повесть о нейтральное территории (The Spy: A Tale of the Neutral Ground)

1823 - Пионеры, или Истоки Сусквеганны (The Pioneers, or The sources of the Susquehanna).

1823 - Лоцман (The Pilot: A Tale of the Sea)

1825 - Лайонель Линкольн, или Осада Бостона (Lionel Lincoln, or The leaguer of Boston).

1826 - Последний из Могикан (The Last of the Mohicans).

1827 - Прерия (Тhe Prairie)

1828 - Красный Корсар (The Red Rover).

1829 - Долина Виш-тон-Виш (The wept of Wish-ton-Wish)

1830 - Морская волшебница (The Water-Witch: or the Skimmer of the Seas)

1831 - Браво, или В Венеции (The bravo)

1832 - Гейденмауэр, или Бенедиктинцы (The Heidenmauer: or, The Benedictines, A Legend of the Rhine)

1833 - Палач, или Аббатство виноградарей (The headsman, or The Abbaye des vignerons)

1835 - Моникины (The Monikins)

1836 - Мемуары (The Eclipse)

1840 - Следопыт (The Pathfinder, or The inland sea)

1840 - Мерседес из Кастилии (Mercedes of Castile: or, The Voyage to Cathay).

1841 - Зверобой, или Первая тропа войны (The Deerslayer: or The First Warpath)

1842 - Два адмирала (The two admirals)

1842 - Блуждающий огонёк (Wing-and-Wing, or Le feu-follet).

1843 - Вайандотте, или Дом на Холме (Wyandotté: or The Hutted Knoll. A Tale)

1844 - На суше и на море (Afloat and Ashore: or The Adventures of Miles Wallingford. A Sea Tale)

1844 - Майлс Уоллингфорд (Miles Wallingford: Sequel to Afloat and Ashore)

1845 - Сатанстое (Satanstoe: or The Littlepage Manuscripts, a Tale of the Colony)

1845 - Землемер (The Chainbearer; or, The Littlepage Manuscripts ).

1846 - Краснокожие (The Redskins; or, Indian and Injin: Being the Conclusion of the Littlepage Manuscripts)

1847 - Кратер (The Crater; or, Vulcan's Peak: A Tale of the Pacific)

1848 - Дубовая роща или «Прогалины в дубровах, или Охотник за пчелами» (The Oak Openings: or the Bee-Hunter)

1849 - Морские львы (The Sea Lions: The Lost Sealers)

1850 - Новые веяния (The ways of the hour)

1850 - Upside Down: or Philosophy in Petticoats

Share this post


Link to post
Share on other sites

Томас Майн Рид — английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества.

 

Родился в деревне Баллирони ( графство Даун, Ирландия) в семье англиканского пастора, преподобного Томаса Майна Рида-старшего.

При крещении будущему писателю было дано имя Томас Майн, в честь прадеда. Впоследствии, чтобы не путать его с отцом, также носившим имя «Томас Майн», первое имя употреблять перестали. По-английски полное имя писателя пишется «Thomas Mayne Reid» и по правилам транскрипции должно передаваться в русском языке как «Томас Мейн Рид». Однако в издании М. Вольфа писали «Майн Рид», что и стало традиционным в русском языке. Если употребляется сокращённое имя, то слово «Майн» при склонении не изменяется

 

Получил образование в Белфасте и в 1840 году уехал в США в поисках приключений. В качестве журналиста участвовал в Мексиканской войне 1846-1848 гг.

 

В 1849 году Рид собирался присоединиться к добровольцам и принять участие в Баварской революции, однако передумал и отправился в Северную Ирландию. После ранения вернулся в Лондон, где опубликовал в 1850 году свой первый роман «Вольные стрелки» (англ. The Rifle Rangers), посвящённый событиям Мексиканской войны.

 

В 1853 году Рид женился на юной аристократке, дочери своего издателя Дж. Хайда, пятнадцатилетней Элизабет Хайд. После небольшого перерыва на медовый месяц Рид вернулся к литературному творчеству. Его произведения этого периода по-прежнему основаны на приключениях в США. В 1865 году выходит прославивший Рида роман «Всадник без головы» (англ. The Headless Horseman).

 

В 1867 году Рид возвращается в Нью-Йорк, где основывает журнал Onward Magazine. Он рассчитывал на былой успех, но в этот раз американская публика принимает Рида и его новые произведения прохладно. К 1870 году начинает сказываться ранение, полученное Ридом при Чапультепеке во время Мексиканской войны. Рида госпитализируют, и он проводит в больнице Св. Луки несколько месяцев. Его жена была не в восторге от США, и как только Рида выписали из больницы 22 октября 1870 года, он и его жена перебираются в Англию и поселяются в Херефордшире.

 

Майн Рид страдал от депрессии и был отправлен в больницу ещё раз. Он пытался вернуться к писательскому ремеслу, но не смог воплотить всё задуманное. Основой его бюджета была пенсия, назначенная американским правительством за его военные заслуги.

 

В последние годы жизни Майн Рид превратился в инвалида: он не мог передвигаться без костылей. Умер в Лондоне в 1883 году в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище Кенсал Грин.

 

В настоящее время интерес к писателю на Западе возрождается, и уже есть переиздания его книг в наше время. В последнее время также были переведены на русский язык некоторые произведения писателя, до сих пор не переводившиеся («Жена-девочка», «Гвен Уинн: Роман долины реки Уай» и другие).

 

Библиография

 

1849 — Военная жизнь, или Приключения офицера легкой пехоты / War Life; or, The Adventures of a Light Infantry Officers

1850 — Вольные стрелки / The Rifle Rangers

1851 — Охотники за скальпами / The Scalp Hunters

1852 — Жилище в пустыне / The Desert Home

1853 — В поисках белого бизона / The Boy Hunters

1854 — Гудзонов залив / The Young Voyageurs

1854 — Изгнанники в лесу / The Forest Exiles

1855 — Охотничий праздник / The Hunter's Feast

1855 — Белый вождь / The White Chief

1855 — В дебрях Южной Африки. Юные охотники. Охотники за жирафами

1856 — Живая природа / Wild Life; or, Adventures on the Frontier: a Tale of the Early Days of the Texas Republic

1856 — Юные охотники, или Повесть о приключениях в Южной Африке / The Young Yagers; or, A Narrative of Hunting Adventures in Southern Africa

1856 — Квартеронка / The Quadroon

1857 — Тропа войны / The War Trail; or, The Hunt of the Wild Horse

1858 — Охотники за растениями / The Plant Hunters

1858 — На море / Ran Away to Sea: An Autobiography for Boys

1859 — Оцеола, вождь семинолов / Osceola

1859 — Морской волчонок / The Boy Tar

1860 — Необычные люди: Популярное описание экзотических человеческих рас / Odd People: Being a Popular Description of Singular Races of Men

1860 — Объездчики / The Wood Rangers

1861 — Отважная охотница / The Wild Huntress

1861 — Жак Депар / Despard the Sportsman

1861 — Охотники на медведей / Bruin

1861 — Охотник на тигров / А Него in Spite of Himself

1862 — Мароны / The Maroon

1863 — Крокет / Croquet

1864 — Ползуны по скалах / The Cliff Climbers

1864 — Затерянные в океане / The Ocean Waifs

1864 — Белая перчатка / The White Gauntlet

1865 — Молодые невольники / The Boy Slaves

1865 — Всадник без головы / The Headless Horseman; A Strange Tale of Texas

1866 — Бандолеро, или Свадьба в горах / The Bandolero: or, A Marriage Among ihe Mountains

1866 — Водяная пустыня / Afloat in the Forest

1867 — Четвероногие, кто они такие и где водятся: Книга по зоологии для ребят / Quadrupeds, What They Are, and Where Found: A Book of Zoology for Boys

1867 — Охотники за жирафами / The Giraffe Hunters

1867 — Вождь гверильясов / The Guerilla Chief and Other Tales

1868 — Жена-девочка / The Child Wife

1868 — Остров дьявола / The Planter Pirate: A Souvenir of the Mississippi

1868 — Беспомощная рука, или Возмездие дикого леса / The Helpless Hand; or, Backwoods Retribution

1868 — Голубой Дик / The Yellow Chief: A Romance of the Rocky Mountains

1869 — Белая скво / The White Squaw

1870 — В дебрях Борнео, или Приключения потерпевших кораблекрушение / The Castaways: A Story of Adventure in the Wilds of Borneo

1871 — Уединённое жилище / The Lone Ranche; A Tale of the Staked Plain

1872 — Перст судьбы / The Finger of Fate

1873 — Кубинский патриот, или Прекрасная креолка. Эпизод из кубинской революции / The Cuban Patriot; or, The Beautiful Creole. An Episode of the Cuban Revolution

1873 — Смертельный выстрел / The Death Shot; A Romance of Forest and Prairie

1876 — Сигнал бедствия / The Flag of Distress: A Story of the South Seas

1877 — Гвен Уинн: Роман долины реки Уай / Gwen Wynn: A Romance of the Wye

1877 — Чёрный мустангер / The Wild-Horse Hunters

1879 — Гаспар гаучо/ Gaspar the Gaucho: A Tale of the Gran Chaco

1879 — Королева озёр / The Captain of the Rifles; or, The Queen of the Lakes

1881 — Американские партизаны / The Free Lances

1881 — Охота на левиафана / The Chase of Leviathan

1882 — Затерявшаяся гора / The Lost Mountain

1883 — Переселенцы Трансвааля/ The Vee-Boers: A Tale of Adventure in Southern Africa

1884 — Огненная земля / The Land of Fire

1885 — Пронзённое сердце / The Pierced Heart and Other Stories

1886 — Дерево-ловушка / Trapped in a Tree and Other Stories

1888 — Без пощады! / No Quarter!

1889 — Натуралист в Силурии / The Naturalist in Siluria

1890 — Популярные приключенческие повести / Popular Adventure Tales

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лизелотта Вельскопф-Генрих - немецкая писательница Лизелотта Вельскопф-Генрих известна читателям всего мира как автор приключенческих романов о жизни индейцев.

Лизелотте родилась в 1901 году в Мюнхене в семье юриста-демократа. В 1907 году семья переехала в Штутгарт, а в 1913 году - в Берлин. Родители развивали способности девочки, поддерживали ее интересы. В двенадцать лет она читала философские работы Шиллера, а с четырнадцати - Фукидида, сначала на немецком, а потом, с поступлением в классическую гимназию, и на языке подлинника - на греческом.

 

Первая мировая война, годы фашистского террора, вторая мировая война - вот главные вехи ее жизненного пути. После смерти отца семья оказалась в тяжелом материальном положении, и Лизелотте Вельскопф-Генрих пришлось и работать, и учиться в Берлинском университете, где она изучала экономику, философию. Одновременно в институте археологии она изучала древнюю историю и античную литературу. Преодолевая трудности, Лизелотта Вельскопф-Генрих окончила университет, получила звание доктора философии.

 

Однако пора кризиса и инфляции заставила ее отнести научные занятия древней историей и литературный труд на вечерние часы, на время отпусков. Средства к существованию ей стала давать статистика. С 1925 года Лизелотта работала статистиком на предприятии, с 1928-го - в государственном учреждении - статистическом управлении. Работа дала ей возможность получить практическое представление о финансовой системе и финансовой политике. Что же касается литературной работы, то она обратилась к проблемам для нее в то время более близким и пишет не об индейцах, а о своих современниках - о немецкой интеллигенции. Уже с самого начала возникновения в Германии национал-социализма она с горечью замечает, что в среде немецкой интеллигенции происходит трагическое расслоение: одна часть поддается национал-социалистской пропаганде и, попирая человеческие законы, становится в один ряд с фашистскими громилами, другая, демократическая, верная гуманистическим принципам часть интеллигенции, хотя и пытается противостоять наступающему фашизму, однако не находит еще в себе сил и решимости открыто и полностью примкнуть к передовому отряду немецкого революционного движения - к рабочему классу, к Коммунистической партии Германии. В такой обстановке германский капитал в 1933 году призвал фашизм к власти. Началась кровавая расправа с политическими противниками, прежде всего с коммунистами и революционно настроенными рабочими. Была репрессирована интеллигенция, которая пыталась использовать "демократические свободы" для борьбы с фашистским режимом. Этим событиям, судьбам немецкой интеллигенции посвятила Лизелотта Вельскопф-Генрих роман-трилогию "Два друга" ("Два друга", "Пути расходятся", "Встреча"), который смог увидеть свет только после разгрома фашизма.

 

В годы второй мировой войны Лизелотта Вельскопф-Генрих принимала участие в антифашистской деятельности. Вначале она просто помогала преследуемым по политическим и расовым мотивам. Потом, подвергаясь опасности, установила письменную связь с группой политических заключенных концентрационного лагеря Заксенхаузен, его отделения Лихтерфельде. Ее активность растет. Она тайком переправляет в лагерь продовольствие, книги, медикаменты, передает правдивую информацию о событиях в мире. В 1944 году Лизелотта Вельскопф-Генрих помогла бежать из лагеря одному из политических заключенных и укрывала его до вступления в Берлин Советской Армии.

 

С 1945 года она принимает участие в строительстве новой демократической Германии.

 

В 1949 году Лизелотта Вельскопф-Генрих вернулась к научной работе. Закончив аспирантуру по древней истории, она становится профессором и с 1959 года преподает в Берлинском университете имени Гумбольдта, а затем и руководит кафедрой древней истории. В 1956 году Вельскопф-Генрих избрана действительным членом Академии наук ГДР, становится первой женщиной-академиком. "Первой, после Екатерины Великой", - обычно шутливо уточняла она сама. Основные научные труды Лизелотты Вельскопф-Генрих показывают широту ее интересов: "Товарные отношения Древнего Востока и греко-римского античного мира", "Проблемы досуга в Древней Греции", "Эллинский полис - кризис, превращение, влияние".

 

Широкую научную деятельность, связанную также с поездками в различные регионы, в том числе и в нашу страну, Лизелотта Вельскопф-Генрих сочетает с напряженным литературным трудом. Новый демократический строй ее родины дал возможность увидеть свет и ее книгам. В 1951 году вышел задуманный еще в юношеские годы роман "Сыновья Большой Медведицы" (в русском переводе "Токей Ито"). Роман был удостоен Первой литературной премии ГДР за лучшую юношескую книгу и вскоре переиздан. В различных издательствах выходят небольшие повести и сборники рассказов писательницы, книжки для детей, публикуются ее научные труды. В 1953 году выходит роман "Жан и Ютта" - о рабочей молодежи Германии. В 1956 году увидел свет начатый еще во времена фашизма роман-трилогия "Два друга".

 

Несмотря на интенсивную научную работу, несмотря на большой интерес к своей родной стране, писательница продолжает уделять огромное внимание индейской тематике. В 1962 году выходит в свет книга "Харка - сын вождя", книга, которая вместе с романами "Топ и Гарри" и "Сыновья Большой Медведицы" ("Токей Ито") составила цикл - трилогию о заключительном этапе вооруженной борьбы индейцев за свой права и свободу под общим названием "Сыновья Большой Медведицы"...

Побывав в Соединенных Штатах Америки и в Канаде, Лизелотта Вельскопф-Генрих продолжила работу над индейской тематикой. В результате был создан большой цикл романов о сегодняшней жизни индейцев в Америке. Этот цикл, названный писательницей "Кровь орла", составили пять романов: "Ночь над прерией" (1966), "Свет над белыми скалами" (1967), "Камень с Рогами" (1968), "Семиступенчатая гора" (1972), "Светлое лицо" (1980). Последний роман пенталогии вышел посмертно, писательница завершила его за несколько недель до своей кончины.

 

Герои нового цикла - прямые потомки дакотов, о которых она писала раньше. О прямой связи пенталогии с циклом "Сыновья Большой Медведицы" свидетельствует также обращение писательницы к давно минувшим событиям в романах пенталогии. Более того, здесь встречается даже один из героев "Сыновей Большой Медведицы". Разумеется, это уже очень старый человек, но это индеец, который в молодости с оружием в руках сражался против белых завоевателей.

 

Романы Лизелотты Вельскопф-Генрих переведены на многие европейские языки, вышли во всех странах социалистического содружества, в нашей стране...

По мотивам романов цикла "Сыновья Большой Медведицы" был создан кинофильм. ...Писательница обратилась на студию "Ленфильм" с предложением организовать съемку фильма совместно со студией ДЕФА, но осуществить постановку фильма не удалось, фильм был снят студией ДЕФА совместно с кинематографистами Югославии и Чехословакии. В роли главного героя - Токей Ито снимался югославский актер Гойко Митич. Это была одна из его первых, впоследствии многочисленных, "индейских" ролей. Фильм успешно демонстрировался и в нашей стране.

Скончалась в 1979 году.

 

Библиография

 

1951 - Цикл "Сыновья Большой Медведицы":

1. Харка - сын вождя

2. Топ и Гарри

3. Токей Ито

1953 - Жан и Ютта

1956 - Трилогия "Два друга":

Два друга

Пути расходятся

Встреча

Цикл "Кровь орла":

1966 - Ночь над прерией

1967 - Свет над белыми скалами

1968 - Камень с Рогами

1972 - Семиступенчатая гора

1980 - Светлое лицо

Share this post


Link to post
Share on other sites

Гюстав Эмар (Gustave Aimard; настоящее имя — Оливье Глу (фр. Gloux); 13.9.1818, Париж, — 20.6.1883, там же) — французский писатель, автор приключенческих романов, один из создателей жанра вестерн в литературе [1]. Наряду с Эженом Сю и Полем Февалем — популярнейший представитель французской массовой литературы XIX века.

 

Эмар страдал от мании величия и закончил свою жизнь в психиатрической больнице Св. Анны, поэтому в его цветистой биографии факты трудно отделить от вымысла. Своим отцом он считал генерала Себастьяни, а матерью — жену герцога Ровиго, которая была в родстве с императрицей Жозефиной. В 12 (по другим источникам - в 9 или 7) лет [2] убежал из дома и поступил юнгой на корабль; путешествовал по Латинской Америке, Турции и Кавказу. В 1848 г. — офицер мобильной гвардии в Париже; участвовал в революции 1848 года. Во время Третьей империи собирал в Америке материалы для своих книг, командовал отрядом «вольных стрелков» во франко-прусской войне.

 

Литературным творчеством Эмар занялся в 1856 г. Первым его значительным романом является книга «Арканзасские трапперы» (1858), посвященная «золотой лихорадке» и американской экспедиции Гастона де Рауссе-Бульбона, в которой, возможно, Эмар принимал участие. Эмар работал в исключительно высоком темпе и только за 1867 год выпустил 12 романов.

 

Библиография

 

1858 — «Арканзасские трапперы» (Les Trappeurs de l'Arkansas)

1858 — «Вождь окасов» (Le Grand Chef des Aucas)

1858 — «Искатель следов» (Le Chercheur de pistes)

1858 — «Степные разбойники» (Пираты прерий) (Les Pirates des prairies)

1859 — «Суд Линча» (La Loi du Lynch)

1859 — «Фланкер» (L'Eclaireur)

1860 — «Флибустьеры» (La Grande Flibuste)

1860 — «Золотая лихорадка» (La Fievre d'or)

1860 — «Курумилла» (Curumilla)

1861 — «Пограничные бродяги» (Les Rodeurs de frontieres)

1861 — «Вольные стрелки» (Les Frans-Tireurs)

1861 — «Чистое Сердце» (Le Coeur-Loyal)

1861 — «Меткая пуля» (Balle-Franche)

1862 — «Валентин Гиллуа» (Valentin Guillois)

1862 — «Твёрдая Рука» (La Main-Ferme)

1863 — «Авантюристы» (Les Aventuriers)

1863 — «Текучая вода» (L'Eau-qui-court)

1864 — «Охотники за пчелами» (Les Chasseurs d'abeilles)

1864 — «Каменное Сердце» (Le Coeur de pierre)

1864 — «Гуарани» (Le Guaranis)

1864 — «Монто-Неро» (Le Montonero)

1864 — «Зено Кабрал» (Zeno Cabral)

1864 — «Мексиканские ночи» (Les Nuits mexicaines)

1864 — «Арауканец» (L'Araucan)

1864 — «Сыны черепахи» (Les Fils de la tortue)

1864 — «Лев пустыни» (Le Lion du desert)

1864 — «Флибустьеры Соноры» (Les Flibustiers de la Sonore)

1865 — «Морские цыгане» (Les Bohemes de la mer)

1865 — «Золотая Кастилия» (La Castille d'or)

1865 — «Un hiver parmi les indiens Chippewais»

1866 — «Гамбусино» (Les Gambucinos)

1866 — «Сакрамента» (Sacramenta)

1866 — «Мексиканская месть» (Une vendetta mexicaine)

1867 — «Масорка» (Мас-Горка) (La Mas-Horca)

1867 — «Росас» (Rosas)

1867 — «Поклонники змеи» (Вуду) (Les Vaudoux)

1867 — «Мексиканские охотники» (Les Chasseurs mexicains)

1867 — «Les Invisibles de Paris» 5 volumes

1868 — «La Legende du Saltimbanque»

1868 — «Миссурийские разбойники» (Les Outlaws du Missouri)

1868 — «Медвежонок Железная Голова» (Ourson Tete-de-Fer)

1869 — «Лесник» (Le Forestier)

1869 — «Король золотых приисков» (Le Roi des placeres d'or)

1870 — «Девственный лес» (La Foret vierge. 3 volumes)

1871 — «Священная война в Эльзасе» (La Guerre Sainte en Alsace)

1873 — «Морские титаны» (Les Titans de la mer)

1873 — «Приключения Мишеля Гартмана» (Aventures de Michel Hartmann:1 vol."Les Marquards", 2 vol."Cien noir")

1873 — «Скальпы бледнолицых» (Les Scalpeurs blancs. 2 volumes)

1874 — «Форт Дюкен» (La Belle riviere: 1 vol."Le Fort Duquesne")

1874 — «Атласная змея» (La Belle riviere: 2 vol."Le Serpent de satin")

1874 — «Карденио» (Cardenio)

1874 — «La Guerilla Fantome»

1875 — «Сожженные леса» (Les Bois-Brules: vol.1 "Le Voladero")

1875 — «Тайные чары великой Индии» (Les Bois-Brules: vol.2 "Le Capitaine Kild")

1875 — «Вождь Сожженных лесов» (Les Bois-Brules: vol.3 "Le Saut de l'elan")

1876 — «Охотник за крысами» (Le Chasseur de Rats)

1877 — «Les Rois de l'ocean» (vol.1 "L'Olonnais", vol.2 "Vent-en-Panne")

1878 — «Тунеядцы Нового моста» (Рыцари Веры)(Les Vauriens du Pont-Neuf)

1878 — «Капля черной крови» (Une Goutte de sang noir)

1879 — «Les Coupeurs de routes» 2 volumes

1879 — «На море и на суше» (Par mer et par terre: vol.1 "Le Corsaire", vol.2 "Le Batard")

1881 — «Ранчо у моста Лиан» (Le rancho du pont des Lianes)

1881 — «Бандиты Аризоны» (Les Bandits l'Arizona)

1882 — «Сурике» (Le Souriquet)

1882 — «Корнелио д'Армор» (Cornelio d'Armor)

1883 — «Следопыт» (Le Rastreador: vol.1 "Les Plateados")

1883 — «Перст Божий» (Le Rastreador: vol.2 "Le doigt de Dieu")

1886 — «Новая Бразилия» (Le Bresil nouveau)

1888 — «Заживо погребенная» (Les Peaux-Rouges de Paris)

1888 — «Le Trouveur de sentiers»

1888 — «Альпийский Робинзон» (Le Robinson des Alpes)

1893 — «Чёрная птица» (L'Oiseau noir)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Карл Фри́дрих Май (нем. Karl May; 25 февраля 1842, Эрнстталь, Саксония — 30 марта 1912, Радебойль) — немецкий писатель, автор знаменитых приключенческих романов для юношества (в основном вестернов), многие из которых экранизированы.

 

В 1861 г. получил должность преподавателя при фабричных школах в Альткемнитце (Саксония). Первые рассказы — «Приключенческая поездка в Курдистане», «Караван смерти», «Стамбул» — опубликованы в 1881—1887. С 1892 г. публиковал рассказы о путешествиях в периодике, в том числе цикл «По пустыне».

 

В 1893—1910 г. Май опубликовал свой самый знаменитый цикл романов о благородном индейце Виннету. С 1895 г. ежегодно продавались более 60 000 экземпляров его романов.

 

Лишь в 1908 Май побывал в Америке, причём западнее Буффало не ездил.

 

Ему принадлежат также романы, действие которых происходит на Ближнем Востоке, во владениях Османской империи. Май выступал как композитор и драматург.

 

В 1960-е годы многие его романы были экранизированы совместно кинематографистами ГДР и Югославии.

 

Известно, что романы Карла Мая были любимыми книгами Адольфа Гитлера во время его учебы в школе.

 

Библиография:

 

Нефтяной принц

Сокровище Серебряного озера

Виннету

Белый брат Виннету

Золото Виннету

В балканских ущельях

Верная Рука

Дух Льяно-Эстакадо

Жут

Завещание Инки

Из Багдада в Стамбул

Капитан Кайман

На Рио-де-Ла-Плате

На Тихом океане

Наследники Виннету

Невольничий караван

По дикому Курдистану

Полукровка

Робер Сюркуф

Сын охотника на медведей

Через пустыню

Чёрный Мустанг

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сериал 500 наций/500 Nations онлайн

 

История коренных народов Северной и Центральной Америк, от времен до Колумба, через период европейской колонизации, и до конца 19-го века — времени покорения индейских племен, населявших Северную Америку.

 

http://seasonvar.ru/serial-8945-500_natcij.html

Share this post


Link to post
Share on other sites

Коренное население Америки. Семь заблуждений об индейцах

Вокруг майя, ацтеков, инков и прочих племен Нового Света накопилось множество исторических мифов. Были ли они дикарями или носителями цивилизации? Сколько их осталось и почему? Как они относились к незваным гостям? Когда, с кем и почему воевали? На эти и другие вопросы отвечает историк-медиевист Андрей Миллер в специальном материале для Concepture.

Тема индейцев, конечно же, чрезвычайно широка и многообразна: ведь под этим термином мы понимаем всех людей, составлявших население сразу двух материков с верхнего палеолита до появления в Америке европейцев, а также существенную («коренную») часть современного населения Северной и Южной Америки. Это огромный масштаб и, следовательно, огромное многообразие этносов и культур, так что и заблуждения на эту тему крайне многообразны. И разбирать их стоило бы по отдельности…

Но это я оставлю индианистам, специализирующимся на конкретных народах, территориях и периодах. Здесь стоит обозначить, что моя специализация – все-таки история освоения Нового Света европейцами, прежде всего испанцами. Так что коренное население я изучаю потому, что невозможно разобраться в каком-то конфликте, глядя на него лишь с одной стороны.

Что ж, попробуем рассмотреть самые «общие» заблуждения, поговорить об индейцах вообще и, насколько это возможно, сконцентрируемся на общем, не особенно углубляясь в частности. И пусть этих заблуждений будет семь: подобно Семи золотым городам, которые мечтали отыскать бледнолицые первопроходцы Северной Америки.

1. Индейцев почти полностью истребили

Тезис, с которым встречаешься буквально на каждом шагу. Если мы говорим только о Северной Америке, то отчасти он справедлив, пусть и не совсем корректно описывать всё словом «истребление» (бывает еще ассимиляция, как-никак). Тем не менее, в США сегодня чуть более 1% индейцев, в Канаде – менее 4%. Безусловно, это очень мало. Однако в остальной Америке ситуация совершенно другая.

Скажем, из 133 миллионов мексиканцев (сравнимо с населением РФ) индейцев уже целых 30%, а 60% населения являются метисами. Почти 2 700 000 человек являются носителями языков науа (к таковым когда-то относились ацтеки), а на майанских языках говорит еще примерно миллион.

Из 16 миллионов эквадорцев 25% – индейцы, 65% – метисы. Те же 25% индейцев в 32-миллионом Перу (и 60% метисов). А среди 11 миллионов боливийцев коренные народы и вовсе преобладают: их 55% (еще 30% – метисы). В стране, помимо испанского, еще 36 официальных языков. Схожая ситуация по населению в Гватемале.

К числу носителей языков кечуа (основных для империи инков) сегодня относится порядка 14 миллионов человек, а на языке аймара говорит более 3 миллионов. На гуарани говорит почти 5 миллионов.

Речь совсем не о горстках людей в резервациях. При этом в Южной Америке остались и неконтактные племена, вообще не тронутые цивилизацией.

Словом, индейцев южнее Техаса и за исключением Карибских островов (где их действительно в основном истребили еще на начальном этапе колонизации, чему есть ряд причин со стороны как этих индейцев, так и колонистов) очень и очень много. Местами они преобладают, и в большей части Латинской Америки до сих пор играют существенную роль – как культурно, так и политически.

Кроме того, я бы хотел обратить внимание, что даже цифры из Северной Америки на деле не совсем уж страшные. Пояснить этот тезис просто: 80% населения РФ составляют русские, еще около 6% приходится на татар, украинцев и белорусов. Ситуация не так уж отличается от Канады и даже от США (учитывая еще тот факт, что население США гораздо больше российского). Тем не менее, думаю, очевидно: множество прочих народов на территории России совсем не «истреблено», это довольно значительные группы населения. Хоть вроде бы даже до мексиканских показателей очень далеко…

2. «Великие цивилизации»

Именно такой оборот мы постоянно слышим на тему майя, ацтеков и инков. Зачастую предваряет он фантазии в духе РЕН ТВ про «были более развиты, чем Европа», «знали астрономию лучше нас» и так далее. С данным вопросом, конечно, всё не очень просто.

Если убрать из термина слово «великие», то никаких вопросов уже не будет. Безусловно, ацтеки, майя и инки были цивилизованными народами (да и не только они, но об этом ниже). Они создали настоящие государства, которые можно смело сравнить со средневековыми европейскими.

В отдельных областях они добились хорошего уровня технического прогресса: одни гидротехнические сооружения чего стоят – вот тут уровень и правда выше Европы. Да и архитектура ацтеков произвела на испанцев впечатление. Медицина была неплохой (хотя она в общем-то везде будет ужасна до XIX-ХХ веков). Культурные достижения? Тоже были: как-никак, дошло до такого вида искусства, как драматургия. А это примета культуры довольно развитой.

1559119896.jpeg

Карта-схема Мехико-Теночтитлана, столицы ацтеков. Опубликована в латинском издании «Реляций» Эрнана Кортеса (Нюрнберг, 1524)

И да, Теночтитлан на момент своей гибели был сравним по населению с Лондоном. Он впечатлял во всех отношениях. Правда, такой великий город на два материка был всего один… Но вместе с тем были моменты катастрофического отставания даже не просто от Европы, а от всего мира, кроме разве что совсем дикой Австралии. Даже включая немусульманскую Африку…

Ацтеки и майя не знали металлургии, технически находясь в каменном веке (единичные находки бронзовых/медных изделий созданы гораздо южнее и были куплены). Инки до бронзы дошли, однако они не имели письменности. Кроме того, все эти народы не сумели создать известное в древности колесо: оно до прихода европейцев так и осталось только деталью детских игрушек.

Не было и ездовых животных, но тут надо сделать скидку на то, что в Америке отсутствовали идеально подходящие для этого лошади – а местных животных и запрячь далеко не так удобно. Как только кони в Америке распространились, индейцы освоили их очень быстро.

А уж про астрономию – это действительно репертуар РЕН ТВ. Да и насчет медицины всё не так однозначно: с приходом испанцев европейская почему-то стала пользоваться огромной популярностью.

Хотя как сказать – почему... При этом характерен пример с расхожим тезисом «испанцы переводили ацтекские труды по ботанике». Имеется в виду, вероятно, «Libellus de medicinalibus indorum herbis» – его написал крещеный ацтек Мартин де ла Крус уже в XVI веке. Затем труд и правда перевели на латынь: что поделать, Мартин успел креститься, но испанский на тот момент еще не выучил. Ирония состоит в том, что бóльшую часть описанных в этой «научной» работе растений никто так никогда в Мексике и не нашел.

Да и вообще почти все пресловутые «кодексы» и прочие ацтекские документы написаны уже при испанцах и по их же просьбам. Зачастую – сразу частично на испанском. Изучать доколумбовое в Мезоамерике приходится в основном по археологии и изобразительным источникам…

В целом, хотя представители этих культур и были носителями цивилизации, на момент контакта они уступали европейцам решительно во всем, кроме гидротехнических сооружений. Хотя и в Европе акведуки построили не инопланетяне – это тоже сделали жители Европы, а причины упадка данных сооружений – тема отдельная (не всё с ними так просто). Даже архитектура: она впечатляла размахом, но технически была на уровне древнего мира. Пирамиды строили по всей Земле не потому, что «палеоконтакт», а потому, что это самый простой способ построить нечто большое.

Хотелось бы добавить, что если майя – цивилизация и правда древняя (родом еще из времен европейской Античности), то говорить так об ацтеках и инках затруднительно. Государство ацтеков возникло и окрепло в XIV–XV веках – это тот период, когда в Европе шла Столетняя война. Империя инков немногим старше – XIII век, времена последних Крестовых походов.

Однако из этого заблуждения прямо в духе диалектического материализма (нет, автор статьи и не носит усов и не бреет голову) происходит и противоположное…

3. Цивилизация была у майя, ацтеков и инков, а остальные – дикари

Как-то так многие себе всё и представляют. Зря.

Начнем хоть с той же архитектуры. Взять Чичен-Ица, знаменитый индейский город в Мексике (кстати, испанцы застали его уже заброшенным, как и Мачу-Пикчу). Он не весь построен майя – существенная часть застройки относится к периоду, когда в этом месте жили тольтеки. У тольтеков тоже было весьма приличное государство, расцвет которого пришелся примерно на то время, когда в Европе хозяйничали викинги. Однако в XIII столетии тольтеки были уничтожены агрессивными соседями.

Но углубляться в эту тему мы не будем, потому что вопрос тольтеков дискуссионный в индианистике. Трудно отделить реальность от мифов о народе-предтече, которые широко распространились среди индейцев к моменту прибытия колонистов из Европы.

Если говорить о военном искусстве (как ни крути, очень важная составляющая цивилизации), то тут вся «большая тройка» выглядит бледно на фоне арауканов – южных соседей инков, жителей Патагонии (современная территория Чили и Аргентины).

Арауканов испанцы (причем имевшие опыт войн в Европе) на полном серьезе сравнивали с ландскнехтами, едва ли не лучшей пехотой Старого Света. У мапуче (другое название той же народности) была и строевая тактика, и похожее на европейское оружие, и представление о фортификации, в том числе возводимой «на коленке» во время похода – всё то, что напрочь отсутствовало у ацтеков или инков.

Потому и результаты войны совсем другие. Мапуче как свободный народ пережили Испанскую империю – окончательно умиротворили их уже независимые государства Латинской Америки. Эти суровые краснокожие до сих пор сохраняют национальную идентичность и весьма активно отстаивают свое в Чили. А всё благодаря умению воевать. Как-никак, они много раз били испанцев в крупных полевых сражениях и осадах, ни у кого в Америке не было таких успехов против конкистадоров в открытом бою. Сравниться среди краснокожих может разве что Сидящий Бык, персонаж уже другой эпохи…

По сути, это три века войны, которую испанцы так и не выиграли. Сравните с государством ацтеков, которое опрокинули чуть более чем за год.

Индейцы Северной Америки тоже не всегда вели кочевой образ жизни и ютились в шатрах. Достаточно вспомнить акома, построивших на территории современного штата Нью-Мексико довольно впечатляющее поселение: полтысячи каменных домов на 100-метровой скале с вырубленными в ней лестницами. Это совсем не уровень дикарей.

Одним словом, не умаляя солидные достижения ацтеков, майя и инков, они всё же далеко не единственные из индейцев, кто был на что-то способен.

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

4. Индейцев не удавалось поработить из-за их непокорного духа

Эту тему очень любят люди расистских взглядов, проводящие здесь сравнение с неграми. Они исходят из реального факта: индейцев-рабов было очень мало. Те, что были, находились в основном в колонизируемой португальцами будущей Бразилии. А негры… Ну, едва ли стоит пересказывать историю, которую читатель не может не знать.

Вроде бы факт корректный, однако из-за непонимания его причин люди выдумывают некий особый непокорный индейский дух, якобы противоположный покорному африканскому. Я не стану подробно останавливаться на том, что абсолютное большинство черных рабов продавали европейцам на побережье Африки другие негры – это были пленники по результатам местных войн, так что «покорность» тут точно не расовое свойство, даже если она есть.

Поговорим об индейцах и рабстве как таковом. Индейцев почти не обращали в рабов по двум причинам.

Во-первых, испанцам, колонизировавшим большую часть Америки, король запретил делать это уже в 1512 году, то есть спустя 20 лет после открытия Америки. Отношение к рабству у испанцев вообще было не очень хорошим, прежде всего потому, что ситуацию, когда один человек владеет другим, очень трудно подружить с христианством. Из-за этого велись активные дискуссии, можно ли считать потомками Адама негров (а ну как они не совсем люди?..), но это отдельная история. Относительно индейцев-то сомнений у церкви не было: порабощать их – плохо, и занимались этим в основном португальские бандейратес, полукриминальные элементы. А английским колонистами было и не до порабощения кого-либо – долгое время в военном плане они были как минимум не особо сильнее местных.

Во-вторых, что еще важнее, обращение индейцев в рабство было просто-напросто не особо эффективно. Основная причина этого очень проста, но почему-то мало кто о ней задумывается. Дело в том, что хороший раб – это тот, которому некуда бежать и некому помочь в этом.

Именно поэтому на протяжении всей истории человечества рабов стремились продать как можно дальше: чем больше расстояние до родины и своего народа. тем лучше. Славян гнали через Крым и Турцию аж до Италии и Северной Африки. Римляне возили невольников из одного конца империи в другой, и даже в Новое время непокорных ирландцев ссылали в качестве рабов на Карибы, а не заставляли трудиться где-то под Лондоном. Иначе точно восстанут и будут постоянно сбегать.

Африканские невольники в Новом Свете тоже устраивали восстания, поселялись в лесах, иногда даже основывали там свои квазифеодальные государства. Но на это решались только самые отчаянные. Большинство же в ситуации, когда вернуться домой невозможно даже теоретически, смирялись с судьбой. Тем более что это для белого человека негр от негра ничем не отличается, но ведь и между собой рабы могли быть не особо-то друзьями по этническому и религиозному признаку.

А вот с индейцами это работало куда хуже. Им и бежать проще, и под боком соплеменники, которые порабощение своих точно не оценят. Хотя эксперименты бывали. Например, в 1680-е французы задумали посадить на галерные весла могавков.

Генерал-губернатор Новой Франции Жак-Рене де Денонвилль исполнил приказание короля, отправив в метрополию 40 краснокожих. Тех посадили на галеры, где они вполне добросовестно гребли до 1689 года (несмотря на какой-то там дух, а ведь эти люди были из туземной «военной аристократии»), когда Денонвилль уговорил короля вернуть невольников домой – обозленные могавки отчаянно мстили колонии. Естественно, подобных проблем не возникало, если просто купить одних негров у других на берегу и уплыть. Поэтому так и поступали, тем более что и церкви спокойнее. Расы и этносы тут ни при чем.

5. Бледнолицые против краснокожих

Именно в таком упрощенном формате широкие массы представляют себе всякий конфликт в Новом Свете. Однако подобная постановка вопроса совершенно неверна. Индейцы – это абсолютно разные этносы с разными языками, верованиями, культурой. Между собой они никогда не чувствовали общности в бóльшей мере, чем чувствовали таковую для себя европейцы (которым и против общей османской угрозы объединиться всегда было тяжело, не говоря о всех прочих противоречиях).

И конфликты индейцев с индейцами – это не только театрализованные «Цветочные войны». Даже если взять доколумбов период, то довольно вспомнить Резню в Кроу-Крик, пока довольно загадочное для науки событие, случившееся в середине XIV века. И там археологами найдены останки 500 человек, битва явно была европейских масштабов того же времени. А уж сколько еще всего кровавого происходило в Новом Свете…

Тот же правитель инков Атауальпа, которого любят выставлять невинной жертвой коварства испанцев, вел полномасштабную гражданскую войну против своего брата Уаскара в ходе местной «игры престолов». И это внутри одного из самых развитых государств Америки, не говоря про обычную племенную вражду и тот факт, что империи возникали не в вакууме. Майя, ацтеки и инки подчиняли себе более слабые народы. Эти народы часто становились союзниками испанцев, когда Конкиста достигала новых земель – тренд запустил еще Эрнан Кортес. Словом, индейцы охотно воевали против других индейцев на стороне белых.

Были и более интересные ситуации. Скажем, до прихода упомянутых выше арауканов Патагония принадлежала народу теуэльче. Конечно, конкуренцию с такими воинственными племенами теуэльче не выдержали, быстро оказавшись в очень незавидных условиях. И вот в XIX веке на их земли пришли… валлийские националисты, пытающиеся создать в Аргентине собственное государство без английского языка (для чего аргентинские власти охотно предоставили никому не нужную землю).

У валлийцев дела тоже шли очень плохо, и они с такими же неприкаянными теуэльче объединили усилия на основе равного партнерства. В итоге сейчас для теуэльче валлийский – второй язык. Всего в Аргентине, кстати, около 5000 его носителей, но мы опять отвлеклись…

Надо понимать, что в случае индейцев «народ» – это, как правило, какая-то языковая общность. Те же сиу, единолично сформировавшие визуальный образ индейца в вестерне (спасибо Сидящему Быку и его выступлениям в шоу Буффало Билла), во-первых, никогда сами себя так не называли, во-вторых, представляют собой три группы (лакота, западные дакота и восточные дакота), да еще внутри них делятся на разные племена. И политика у них бывала разная…

Во время Семилетней войны на американском театре боевых действий разные индейцы были на разных сторонах, причём корни тех противоречий лежали в доколониальном периоде. О том, насколько жестоко индейцы воевали друг с другом, дает яркое представление история Бобровых войн, о которых вполне можно почитать на русском.

В общем, расхожее представление об индейцах как о некоем хотя бы отчасти монолитном этносе, некой единой культуре, что сопротивлялась колонизации, – ошибочно. А будь иначе, никакая колонизация бы не удалась.

6. Гармония с природой

О, эти образы из фильма «Аватар», навеянные классической литературой про «благородных дикарей»! Не упомянуть данную тему ближе к концу статьи нельзя, хотя и говорить о ней особо много смысла нет. Звучит тезис о коренных народах, живущих с природой в согласии, очень часто. Но правдив он не более, чем в случае с любой другой культурой на Земле.

Если говорить о примитивных индейских этносах, то для них, как и для всех земледельцев низкого уровня развития, было очень характерно подсечно-огневое земледелие. А это вещь, увы, до предела неэкологичная: лес выжигается, на удобренной золой почве высаживаются нужные растительные культуры. Технически просто, но продуктивность так себе, а главное – лесов вокруг очень быстро не остается. Именно на печальные последствия широкого применения такого метода обратили внимание в начале XVII века первые английские колонисты в Северной Америке. Но использовалось подсечно-огневое земледелие далеко не только там.

И во всем остальном тоже не было никакой особой «гармонии». Пресловутых бизонов индейцы не истребили из-за низкой плотности своего населения в тех краях и неэффективного оружия, а не по идеологическим причинам. Вообще говоря, «гармонии» в их отношениях с природой было не больше, чем у первобытных людей, и на эту тему я вам рекомендую почитать или послушать известного антрополога Дробышевского. Вы получите вполне полное представление. Ну а уж ацтекская ирригация – это определенно совсем другое… Это цивилизация, как мы уже выяснили.

Осталась еще одна история, которая отчасти связана с рассмотренным выше заблуждением, но все-таки достойна отдельного пункта.

7. Индейцы массово вымирали от европейских болезней

Обычно добавляется: «от которых не имели иммунитета» и «это сильно помогло завоеванию». Доля правды в тезисе есть: конечно, много индейцев умерло от занесенных болезней. Впрочем, на любой войне той эпохи болезни – одна из главных причин потерь. Но тут важно понять несколько моментов.

Во-первых, никакой толковой статистики на эту тему наука не имеет. Мы даже общее индейское население тех или иных территорий до установления там прочной власти колонистов можем оценить ну очень «на глаз»: оценка численности ацтеков гуляет туда-сюда на миллионы. А уж сколько там людей от чего умерло – об этом судить просто невозможно, так что любой автор, что рассказывает вам про 90% и тому подобное, как минимум манипулирует фактами.

Во-вторых, как раз про 90%. Чаще всего речь идет об оспе, которая была страшным бичом и для Европы вплоть до изобретения вакцины. И даже некоторое время после этого жертвами данной болезни в Европе ежегодно становились десятки тысяч человек. Но смертность от неё составляла не более 30%. Никакого волшебного «иммунитета» у европейцев, как вы уже поняли, не было.

И непонятно, каким образом колонисты его вдруг в глазах многих обретают, хотя всем известно, какие ужасные эпидемии переживала Европа в те же самые времена (скажем, во время Великой Чумы 1665–1666 годов умерло 20% населения Лондона, а в 1649 испанская Севилья недосчиталась 60 тысяч человек).

А о стойкости европейцев к гриппу стоит рассказать жертвам «испанки». И это, кстати, уже ХХ век. В конце концов, даже если принять, что колонисты гораздо реже не выдерживали каких-то болезней – их-то в Америке были не миллионы, в отличие от индейцев. И даже не сотни тысяч и даже не десятки на момент контакта... Однако они как-то выжили.

Объяснить такой парадокс можно разве что словами Гогенлоэ-Ноейнштайна про «кажется, Господь – испанец», сказанными им после Чуда при Эмпеле. Видимо, и оспа тоже косила именно врагов Испании... Это напоминает эпос времен ВОВ о политически грамотных советских лесных зверях, которые грызли фашистов и не трогали партизан. Либо, как вариант, можно заявить, что в Новый Свет ехали в основном уже переболевшие оспой, что тоже очевидная чушь.

Часто упоминают, что от оспы умерли такие одиозные лидеры индейцев, как Куитлауак и Вайна Капак. Это тоже правда, но… от неё же умер король Испании Луис I, например. А еще королева Англии, Шотландии и Ирландии Мария II. А еще французский монарх Людовик XV и император Священной Римской империи Иосиф I.

Словом, то, что индейцы сильно страдали от болезней – это правда, но переоценивать данный факт тоже не стоит. Разве что можно отметить два рациональных фактора этого процесса.

Во-первых, индейцы совсем не имели понятия о санитарных мерах, которые европейцы усвоили ещё во времена «черной смерти». Во-вторых, именно европейцы в процессе колонизации заставили их жить более плотно, а где выше плотность населения, там и больше эпидемий. Но это неизбежная цена за переход к чему-то выше родоплеменного строя, и заплатили её в какой-то исторический момент все народы, ставшие нациями.

* * *

Пожалуй, это основные «общие» заблуждения на тему индейцев, которые можно выделить, не углубляясь в частные вопросы конкретных территорий и народов. Некоторые из освещенных выше вопросов, конечно, дискуссионные в науке, но существование такой дискуссии уже не позволяет говорить о таких вещах как об однозначных фактах. Во многом ученым еще предстоит разобраться.

Да, очень многие аспекты истории индейцев по-прежнему ждут своих исследователей.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Где-то еще попадалась интересная статья про тлинкитов, но сейчас не могу найти.

Цитата

Традиционная религия Анимистический Пантеизм, в большой мере напоминающий религию народов Сибири и дальнего Востока.

Тлинкиты считали землю плоской, небо твёрдым, звёзды — кострами в жилищах духов, солнце и луна были для них живыми, понимающими язык людей.

Земля, согласно мифу, покоилась на гигантском столбе в виде лапы бобра, его удерживала подземная старуха Агишануку (Айишанаку).

Землетрясения происходили, по их мнению, из-за борьбы Агишануку с человеком-вороном Йэлом (главный герой их мифов, родственный Кутху).

Тлинкиты верили в числовую магию, их магическим числом было 4, как и у многих народов северной Америки.

Собственно, оно символизирует 4 сезона, 4 стороны света и т. д.

Их мир был населён множеством духов и душ людей, и животных.

Духи покровительствовали озёрам, рекам, ледникам, горам и другим стихиям.

Например, главным подводным духом был Конакадет.

Богатый фольклор, эпос о Вороне, миф о гигантской птице-Гром по имени Хетл, распространены танцы и игры.

Тлинкиты верили в загробный мир собак.

Туда могли попасть и люди, кто плохо обращался с животными, убивал их не ради пропитания, а также колдуны и самоубийцы.

К концу девятнадцатого века часть тлингитов приняли христианство, причём некоторые вошли в православную церковь, основанную ранее во время российской колонизации.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...