Jump to content
Форум - Замок
Sign in to follow this  
Алесь

Самые большие боевые корабли в истории человечества...

Recommended Posts

Самый большой парусный линейный корабль...

Опубликованное фото

 

«Сантисима Тринидад» (“Santisima Trinidad”, Испания, 1769г.)

 

Длина – 59,6 м

Ширина – 16,1м

Осадка – 8,1м

Вооружение – 144 орудий.

 

Как корабль 1-го ранга он был построен в 1769 году на испанской военно-морской верфи в Гаване (Куба). Корпус и палуба целиком изготовлены из кубинского красного дерева, а мачты и реи — из мексиканской сосны. Толщина бортов 60 см. Впервые судно такого класса имело четыре орудийные палубы. Среди множества военных действий, которые проходили в те времена, “Santisima Trinidad” участвовал в 1772г. во второй осаде Гибралтара в составе объединенного флота Средиземного моря. Участвовал в нападении на английские конвои. В феврале 1797 году участвует в бою у Сент-Висенте, где сражается с 7(!) британскими кораблями. «Пресвятая Троица” сражалась в составе объединённого флота Испании и Франции в битве при Трафальгаре 21 октября 1805г против 5 британских кораблей. В этом сражении она потеряла мачты и была захвачена противником, несмотря на героическое сопротивление – 312 убитых и 338 раненых. Многочисленные залпы с английских кораблей не смогли потопить судно, но все же его постигла печальная участь: корабль затонул спустя два дня после битвы во время шторма.

 

Корабль 1-го ранга был построен в 1769 году на испанской военно-морской верфи в Гаване (Куба). мастерами Mateo Mullan, Ignacio Mullan и Pedro de Acosta. Изначально проектируется как 120 пушечный корабль в соответствие с нормами Английской системы, принесенной в Испанию Британскими мастерами.

 

Корпус и палуба целиком изготовлены из кубинского красного дерева, а мачты и реи - из мексиканской сосны. Параметры корабля были следующими: длина 59,54 м.; киль 50,83 м.; ширина 16,09 м.; глубина 8,06 метра. Толщина бортов 60 см.

 

Корабль несколько раз перестраивался с целью устранения дефектов, увеличения мощности бортового залпа и улучшения мореходных качеств. В 1795 году корабль был основательно переделан, и его размеры стали такими: длина 61,44 м.; киль 51,83 м.; ширина 16,25 м.; глубина 8,01м.Увеличилось и количество орудий на корабле до 134: 36 32-х фунтовых пушки; 34 24-х фунтовых; 36 12-ти фунтовых; 18 8-ми фунтовых и 10 24-х фунтовых мортиры.

 

Среди множества военных действий, которые проходили в те времена, «Santisima Trinidad» участвовал в 1772 году во второй осаде Гибралтара в составе объединенного флота Средиземного моря. Участвует в нападении на английские конвои. В феврале 1797 году участвует в бою у San Vicente, где сражается с британскими кораблями: «Captain» (100 пушечный) и «Culloden» (74-х пушечный) потом к ним прибавились «Blenheim» (98-ми пушечный), «Orion» (74-х пушечный), «Irresistible» (74-х пушечный) «Excellent» (74-х пушечный). От уничтожения корабль спасли испанские корабли «Pelayo» и «Principe de Asturias»

 

Проводя ремонт повреждений, полученных в бою, на корабле дополнительно устанавливается четвёртая батарея. Ремонт заканчивается в 1799 году и на корабле устанавливается 136 орудий: 32 36-ти фунтовые пушки, 34 24-х фунтовых, 36 12-ти фунтовых, 18 8-ми фунтовых, 10 24-ти фунтовых мортиры и 6 «esmeriles».

 

Перед Трафальгарским сражением на верхней палубе было установлено ещё 4 мортиры. 21 октября 1805 года на корабле находился командующий испанской эскадрой Адмирал Дон Балтазар Хидальго. После многочасового боя с английскими кораблями: «Neptune» (80), «Leviathan» (74), «Conqoueror» (74), «Africa» (74) и «Prince» (98) на корабле были сбиты все мачты, убито 312 и ранено 338 человек и он был захвачен англичанами.

 

Английские фрегаты «NAIADE» и «PHOEBE» пытаются буксировать корабль к Гибралтару, но вследствие ухудшения погодных условий, 22 октября повреждённый корабль тонет, заканчивая этим свою 35 летнюю службу в испанском военно-морском флоте.

 

Хотя приоритет в строительстве крупнейших военных кораблей эпохи парусного флота обычно приписывают англичанам, но крупнейшим и самым мощным кораблем своего времени был испанский корабль "Сантисима Тринидад"

 

В последнем и самом кровопролитном сражении эпохи парусного флота, состоявшемся 21 октября 1805 г., английская эскадра под командованием адмирала лорда Горацио Нельсона разбила франко-испанскую объединенную эскадру у мыса Трафальгар. Победа Англии означала конец Испании как морской державы, и англичане с тех пор не имели себе равных в области кораблестроения. Однако, по мнению матросов и капитанов кораблей того времени, самым мощным кораблем из числа тех, что принимали участие в Трафальгарском сражении, был испанский линейный корабль "Сантисима Тринидад" ("Святейшая троица") водоизмещением 1900 т, представлявший собой "плавучую батарею" с бортами из красного дерева толщиной 2 фута. Команда корабля состояла из 1200 человек. Кораблем восхищались даже недруги испанской короны, а его конструкции и необычайной прочности отдавал должное сам адмирал Нельсон. Однако корабль "Сантисима Тринидад" постигла печальная участь: он был захвачен англичанами, которые, опасаясь, что судно может быть отбито отступающим неприятелем или из-за повреждений, нанесенных в сражении и во время шторма, не выдержит буксировки, потопили его спустя два дня после битвы. Поэтому об особенностях замечательного парусника можно судить лишь на основании его современной реконструкции.

 

"Сантисима Тринидад" - самый большой корабль, участвовавший в сражении при Трафальгаре. Таким он изображен на картине художника того времени Алехо Берлингерро де ла Марка и Гальего. Корабль был построен в 1769 г. и военно-морской верфи в Гаване. В качестве строительного оного материала использовались красное дерево произраставшие в Мексике и в Центральной Америке. В кормовой части видны окна офицерских кают. Это было самое уязвимое место во время боев. Судно имело четыре орудийные палубы, и за счет этого его вооружение было самым мощным по сравнению с другими кораблями XVIII в. Во время Трафальгарского сражения на борту корабля находились 1200 моряков и солдат морской пехоты. Пушечные залпы с английских кораблей не смогли потопить этот корабль. Картина хранится в Мадридском военно-морском музее. История не уделила должного внимания кораблестроению Испании по той причине, что в XVIII в. испанский флот потерпел ряд поражений, которые, однако, скорее были следствием превосходной военной тактики на море и более умелого судовождения англичан, а не просчетов в конструкции испанских кораблей. Слава англичан затмила заслуги Испании в деле освоения морских торговых путей в Новый Свет.

 

И тем не менее испанские моряки конца XV и начала XVI вв., одержимые религиозным рвением в борьбе с Реформацией, достигли огромных успехов, открывая новые земли. Более того, уже в 1600 г., спустя всего 80 лет после того, как Кортес впервые высадился на побережье Мексики, на территории испанской Америки насчитывалось около 50 поселений. Сообщение с большинством из них, так же как и их оборона, обеспечивались только со стороны моря. Тот факт, что они продолжали успешно существовать, можно объяснить и тем, что испанцы традиционно считались лучшими кораблестроителями и не знали себе равных в этой области еще 300 лет.

 

Колонизация Нового Света вряд ли была бы успешной, если бы испанцы совершали свои путешествия к далеким берегам на таких кораблях, как галеры, хотя в истории кораблестроения они и сыграли значительную роль. Галера, представлявшая собой парусно-гребное судно с отвесными бортами, была распространена в средние века главным образом на флотах средиземноморских держав. (Последнее крупное сражение эпохи гребного флота, в котором объединенная эскадра Испании и других европейских стран разбила турецкий флот, состоялось в 1571 г. у побережья Греции.) Этот тип судна едва ли мог считаться пригодным для длительного плавания через Атлантику. Колумб и последующие мореплаватели стали использовать так называемые круглые суда, которые к концу XVI в. вытеснили галеры. Круглые суда были более крупными и имели несколько палуб, что позволяло разместить на них большее количество провианта, пушек, а также увеличить площадь парусов и численность экипажа. Все это было немаловажным фактором в продолжительном плавании. И наконец, новое судно обладало хорошими мореходными качествами, так как его корпус имел увеличенную подводную часть.

 

Существовали две разновидности трехмачтовых круглых судов: галеон и навио. Галеоны были торговыми судами, перевозившими золото, серебро, провиант, а также пассажиров. Навио считались военными кораблями и имели толстые борта и большое количество пушек. Наиболее мощные навио являлись линейными кораблями и считались главной силой во всех сражениях. Испанские навио ознаменовали расцвет эпохи трехмачтовых круглых судов, самым совершенным творением из которых был линейный корабль "Сантисима Тринидад".

 

Что же представлял собой навио XVIII в.? Испанцы применяли технологию кораблестроения, распространенную в других морских державах Европы. Основой остова, или скелета, судна были киль и кильсон - одна из продольных связей судна, располагающаяся прямо над килем и обеспечивающая его продольную прочность. К килю спереди крепился форштевень, сзади - ахтерштевень, а сверху на киль устанавливались шпангоуты, или ребра, прочно скрепляемые с килем как снаружи, так и изнутри набора. Соединительные элементы включали в себя вельсы - большие деревянные брусья, удерживающие набор за шпангоутами, и поперечные палубные бимсы, которые соединяли противоположные бортовые ветви шпангоутов.

 

Набор корпуса скрепляли нагелями из дуба или красного дерева или коваными болтами, которые изготовляли на королевских верфях. Болты вставляли в отверстия, просверленные в деревянных конструкциях, и закрепляли металлическими или деревянными гайками. Пока в сухом доке шло строительство корабля, вручную шили из льняной ткани паруса, из пеньки свивали тросы и канаты, которые должны были крепить мачты и паруса.

 

Самым важным для морской практики являлось поведение в море конструкции корабля в целом - деревянного корпуса, парусов и такелажа. Учитывая, что тысячи элементов из дерева, скрепленные деревянными нагелями и металлическими болтами, постоянно находились под большими нагрузками в результате действия ветра и волн, навио - более чем современное парусное судно - должно было быть тщательно сбалансированным, чтобы сохранять динамическое равновесие, за которым все время следили капитан и члены экипажа. Навио скрипел, стонал, пробиваясь сквозь волны океана. Моряки, плавающие на современных парусных судах, имеющих стальные корпуса, несомненно, чувствуют себя в гораздо большей безопасности.

 

Секрет успеха испанского навио заключался в материалах отличного качества, которые использовали испанские корабелы. Корпуса английских и французских кораблей того времени строились из дуба, а мачты и реи - из сосны. Испанцы же использовали для строительства своих кораблей твердые породы, такие, как красное дерево, произрастающее на побережье Кубы и теперешнего Гондураса, По сравнению с дубом красное дерево гораздо менее подвержено сухой гнили, обусловленной жизнедеятельностью грибков, пожирающих целлюлозу сухой древесины и превращающих ее в труху. Такому виду разрушения подвержены все деревянные корабли, поэтому чрезвычайно важно было обладать запасами леса твердых пород для строительства новых судов и ремонта старых.

 

Наличие запасов твердой древесины, которая могла бы служить длительное время до следующего ремонта, стало залогом успешного развития испанского флота. В то время как англичанам и французам пришлось всерьез задуматься о том, как обеспечить достаточное количество дуба и сосны для строительства новых кораблей, Испания обладала огромными запасами древесины твердых пород, ввозимой из американских колоний. Большая часть этой древесины доставлялась на королевские верфи в Гаване, где были спущены на воду 74 из 221 трехмачтового навио, построенных Испанией в XVIII в. К 70-м годам гаванские верфи превратились в крупнейшего поставщика линейных кораблей. "Сантисима Тринидад", корпус и палуба которого были целиком построены из кубинского и гондурасского красного дерева, был спущен на воду на верфях Гаваны в 1769 г.

 

Количество дерева, требовавшееся на постройку военных кораблей, было впечатляющим. Около 3000 деревьев, каждое из которых можно было распилить на доски общей длиной свыше 200 м, шло на строительство одного военного корабля 3-го ранга, называемого "рабочей лошадью" в военных флотах Европы. Сосна, используемая для изготовления мачт и реев, или перекладин, к которым крепились паруса, росла преимущественно на территории нынешней Мексики. До 40 сосен требовалось для того, чтобы изготовить 22 рея трехмачтового военного корабля 3-го ранга. Как уже говорилось, гаванская верфь была крупнейшей в XVIII в., и, без сомнения, построенные на ней линейные корабли не имели себе равных по величине в эпоху, предшествовавшую промышленной революции. Тем не менее масса всех вместе взятых трехмачтовых трехпалубных кораблей, принимавших участие в Трафальгарском сражении, составляла 120000 т, что равняется дедвейту современного супертанкера.

 

Реконструкция корабля "Сантисима Тринидад" выполнена на основании данных, собранных Рафаэлем Беренгером Морено Герром, сотрудником административного управления военно-морского флота Испании, из различных исторических документов. Длина корабля от носа до кормы была около 63 м, а весил он почти 1900 т. После надстройки четвертой орудийной палубы на корабле можно было установить 144 орудия - больше, нежели на каком-либо другом корабле. Кофель-нагели, битенги и недгедсы, на которых крепили снасти бегучего такелажа, размещались на верхней палубе в стратегически важных местах. Подвесные койки, которыми не пользовались в дневное время, складывались и ставились в специальные стойки у релингов по бортам на верхней палубе.

 

Часть корпуса судна "Сантисима Тринидад" с изображением набора и палубного оборудования в средней части судна. Постройка корабля начиналась с закладки киля и кильсона; к ним прикреплялись шпангоуты, которые удерживались пиллерсами, палубными бимсами и вельсами. Большая часть запасов для плавания хранилась в главном трюме. На орлоп-деке находились лазарет и склады боеприпасов с порохом и зарядами для орудий. Самые большие и тяжелые орудия ставились на нижней палубе, непосредственно над орлоп-деком. Жилые помещения для команды в основном были расположены на средней и верхней палубах; матросы подвешивали свои койки между орудиями. Ремонт военного корабля в XVIII в. не ограничивался палубой, каютами, мачтами и парусами, как на современных судах из стали, алюминия, пластика и стекловолокна; обновления требовали и части набора корпуса, хотя, конечно, корабли, участвовавшие в сражении при Трафальгаре, были уже не похожи на первые военные корабли. Как осуществлялись ремонтные работы в то время, хорошо знакомо нынешним яхтсменам. К определенным снастям такелажа корабля крепились канаты, проходившие через тали, установленные на берегу. И после того, как с корабля были сняты орудия, корабль кренговали, т.е. наклоняли на один борт. Затем начиналась замена сгнивших деревянных частей. Если этого не требовалось, корпус просто очищали от морских наростов и покрывали составом, предохраняющим его от гниения. Днище часто обшивали медными листами для дополнительной защиты от гниения и червя-древоточца.

 

Подобный ремонт, конечно, увеличивал срок службы корабля: судно "Сантисима Тринидад" служило 36 лет, прежде чем его затопили у мыса Трафальгар, а флагману адмирала Нельсона "Виктори" было 40 лет. Чистое днище корабля имело свои преимущества: свободное от морских обрастаний судно могло развить большую скорость и имело лучшую маневренность. Однако скорость не всегда была залогом успеха. Как сообщает хроника тех времен, в Трафальгарском сражении английский корабль "Ройял Соврин", днище которого было незадолго до этого обшито медью, ушел далеко вперед от своей эскадры и был атакован испанским 112-пушечным судном "Санта Ана".

 

Ремонт военных кораблей недешево обходился правительствам морских держав. По данным специалиста по истории экономики Хосе П. Мерино Наварро, сотрудника Мадридского национального университета, военный корабль "Виктори", строительство которого в 1765 г. обошлось Англии в 63 тыс. ф.ст., потребовал ремонта в период до конца наполеоновских войн (1815 г.) на сумму около 372 тыс. ф.ст. Тем не менее, чтобы защитить свои интересы в Америке и на Филиппинах, Испания имела судоремонтных верфей больше, чем Англия и Франция. Испанские корабли всегда были в лучшей боевой форме, чем английские. Английский адмирал лорд Катберт Коллингвуд, один из величайших мореплавателей своего времени, неоднократно докладывал Нельсону и Адмиралтейству о плачевном состоянии английских линейных кораблей. Историки писали, что Англия не в состоянии была не только победить, но и участвовать еще в одном сражении, подобном Трафальгарскому, без того чтобы "очистить королевский флот от гнили". Эта задача, несомненно, потребовала бы от английского правительства огромных расходов.

 

Обновление испанского флота в XVIII в. явилось частью программы модернизации в различных отраслях, предпринятой королем Карлом III, одним из "просвещенных деспотов" своего столетия. Карл III усовершенствовал методы управления и долгосрочного планирования в промышленности страны; это коснулось и королевских верфей. Одним из нововведений была стандартизация проектов военных кораблей. В начале XVIII в. каждый построенный военный корабль был уникальным по своей конструкции, К 70-м годам XVIII в. навио были разделены на шесть основных рангов, и корабли каждого ранга строились в соответствии с общими конструктивными требованиями. Более того, конструкции корпусов и палуб, где размещалось вооружение, а также парусное снаряжение кораблей разных рангов должны были быть одинаковыми. Все это способствовало резкому увеличению производительности верфей, что было немаловажно в то время, когда Испания остро нуждалась в новых кораблях для защиты своих разросшихся владений.

 

В каждом из этих шести проектов предусматривались меры для сочетания устойчивости платформы для орудий с хорошей маневренностью и ходкостью под парусами. В основе классификации лежало количество орудийных палуб и пушек на борту. Навио 1-го ранга, такие, как "Сантисима Тринидад", считались самыми крупными и были вооружены наиболее мощной артиллерией. "Сантисима Тринидад" был единственным военным кораблем, имевшим четыре палубы, на которых размещались 144 пушки. Другие корабли 1-го ранга были трехмачтовыми и трехпалубными. Навио 2-го ранга также имели три палубы и от 80 до 98 пушек. У кораблей 3-го ранга было всего две палубы и от 74 до 80 пушек. Корабли этих трех высших рангов обычно считались линейными кораблями.

 

Классификация кораблей по рангам основывалась на количестве орудий и орудийных палуб. Военные корабли 1-го ранга были самыми мощными. Большинство из них имело от 80 до 110 орудий на трех орудийных палубах. Корабли 2-го ранга - от 80 до 98 орудий на трех палубах, а 3-го ранга - от 74 до 80 на двухпалубах. К линейным относились корабли только этих трех рангов. Корабли 4,5 и 6-го рангов были легче и потому более быстроходными. Они использовались как крейсера и для почтовой связи. Корабли 4-го ранга имели от 50 до 60 орудий на двух палубах, 5-го ранга -от 32 до 44 пушек на единственной палубе и 6-го ранга - от 20 до 28 пушек тоже на одной палубе. Корабли 4, 5 и 6-го рангов, которые имели небольшое количество пушек и могли развивать высокую скорость, считались крейсерами. На кораблях 4-го ранга было две палубы с 50-60 пушками, на кораблях 5-го и 6-го рангов - по одной палубе; количество пушек равнялось соответственно 32-44 и 20-28. Суда 6-го ранга считались самыми быстроходными в испанском флоте и часто использовались для почтовой связи с далекими испанскими колониями.

 

Высота испанского навио 1-го ранга от киля до верхней палубы равнялась высоте современного пятиэтажного здания. Над сланями был главный трюм, над которым находился орлоп-дек, или самая нижняя палуба. Над ней располагались три основные орудийные палубы - нижняя, средняя и верхняя. Высокое расположение трех тяжелых палуб вызывало сильную бортовую качку, и нередко орудия нижней палубы (в основном это касалось английских кораблей) оказывались ниже ватерлинии.

 

Наиболее безопасной считалась самая нижняя палуба (орлоп-дек). На ней размещался лазарет, который редко пустовал во время жестоких сражений и в котором проводились безотлагательные ампутации и обрабатывались раны. На английских кораблях орлоп-дек был обычно выкрашен красной краской, на которой были менее заметны пятна крови, стекающей с хирургического стола. На линейном корабле "Сантисима Тринидад" над хирургическим столом на переборке висело большое распятие, символ религиозной веры, за которую многие отдавали руку, ногу или даже жизнь. На самой нижней палубе находился также склад боеприпасов, в котором хранились готовые к использованию заряды для орудий.

 

Пушки и мортиры военных кораблей XVIII в. На нижней палубе корабля "Сантисима Тринидад" были установлены тридцать 32-фунтовых орудий (называемых так по массе ядра, которым они стрелял и). В конце XVI II в. 32-фунтовые орудия были самыми большими на флоте. Они имели длину ствола более 3 м и могли поражать цепь на расстоянии 1,5 мили. На средней палубе корабля "Сантисима Тринидад" находились два 18-фунтовых и двадцать шесть 8-фунтовых орудий и мортир. Когда добавили четвертую орудийную палубу, число пушек увеличилось со 120 до 144. Снасти для установки орудий после откатывания показаны для 32-фунтовой пушки. Для того чтобы уменьшить бортовую качку, корпус испанского навио строился таким образом, что ширина нижней палубы была больше, чем ширина средней и верхней палуб. Естественно, нижняя палуба была более устойчивой, и на ней устанавливалась самая большая пушка (длиной 3 м), стрелявшая 32-фунтовыми ядрами. На корабле "Сантисима Тринидад" было 30 таких пушек, по 15 с каждого борта. С близкого расстояния ядро пушки могло пробить борт из дуба толщиной около 1 м. Два или три ядра могли нанести вражескому судну серьезные повреждения. 32-фунтовое ядро способно было поразить цель на расстоянии до 1,5 мили.

 

На средней и верхней палубах кроме пушек находилась большая часть жилых помещений для команды. Койки подвешивались между орудиями и перед боем складывались и убирались. В средней части корабля размещался камбуз, на единственный зачастую плите которого матросы готовили пищу и кипятили воду. Команда испанского навио была чересчур многочисленной и состояла как из профессиональных моряков, так и из людей, не имеющих опыта мореплавания. Команда корабля "Сантисима Тринидад" во время участия в Трафальгарском сражении состояла из 1200 матросов и солдат морской пехоты, многие из которых еще только выздоравливали после эпидемий малярии и холеры, свирепствовавших на юге Испании в 1802-1804 гг. Для сравнения: команда английского корабля 1-го ранга "Виктори" состояла всего из 900 профессиональных моряков.

 

В противоположность тесным и душным матросским кубрикам в распоряжении офицерских чинов были отдельные, удобные каюты, мало отличающиеся от фешенебельных апартаментов, в которых они жили на берегу, и роскошный салон в кормовой части, где к их услугам был изысканный стол. Часто меткий залп по корме навио с английского корабля превращал всю эту роскошь в груду обломков.

 

Большая численность команды была необходима не только во время сражений: все работы на корабле производились вручную. Перед выходом в море матросы доставляли на борт все необходимое: боеприпасы, провиант и даже пушки. В пути приходилось постоянно то поднимать, то убирать паруса, что было делом весьма трудоемким. Помпы, установленные на средней палубе для того, чтобы откачивать воду из трюмов, также приводились в действие вручную. Во время боя в работу включались дополнительные помпы для тушения пожара и смывания с палубы крови. Тали, служившие для подъема на борт груза, выборки или отдачи якоря и установки парусов, тоже нужно было вращать вручную.

 

В отличие от англичан испанцы и французы рассматривали военные корабли как боевые платформы для солдат и орудий. Эта стратегия часто приводила к тому, что дисциплина на испанских кораблях отсутствовала, что, по моему мнению, и было одной из причин поражения Испании в Трафальгарской битве. В принципе боевая тактика испанцев сводилась к тому, чтобы меткими залпами снести мачты вражеских кораблей. Подбитое судно брали на абордаж. Тактика же англичан была иной. Она заключалась в том, чтобы целиться в корпус корабля. Отчасти из-за того, что английские корабли были больше подвержены качке, англичане первыми заменили традиционный фитиль для запала на кремневый запал. Это позволяло поджигать заряд почти мгновенно, что увеличивало вероятность попадания ядра в цель прежде, чем корабль в очередной раз начнет крениться.

 

Во всех случаях боевые действия предпринимались с учетом того, что пушки XVIII в. наиболее метко стреляли прямой наводкой. Когда навио удавалось совершить удачный маневр и подойти к вражескому кораблю с кормы, было достаточно одного залпа из нескольких 32-фунтовых пушек, чтобы снести богато украшенную, но слабо защищенную корму. Более того, такой залп мог вывести из строя пушкарей на палубе, опрокинуть тяжелые пушки и, разбив деревянную обшивку в обломки, усеять палубу горящими кусками дерева, которые были не менее опасны, чем смертоносные снаряды.

 

Когда два враждующих военных корабля оказывались борт о борт, дула пушек убирались внутрь через порты; залпы производились изнутри и обладали огромной разрушительной силой. Грохот залпов, разносившийся по палубам, был настолько мощным, что иногда матросы навсегда лишались слуха. Раскаленные докрасна ядра закатывали в жерла орудий при помощи специальных ручных приспособлений. После каждого залпа откатившуюся раскаленную пушку надо было вручную устанавливать на прежнее место. В сплошном дыму от орудий пушкари часто, не видя откатывающейся назад пушки, попадали под ее колеса.

 

Скопление мощной боевой техники на борту испанских навио не снижало способности этого типа судов выдерживать ближний бой в течение длительного времени. "Сантисима Тринидад", например, являлся флагманским кораблем испанцев во время блокады Гибралтара в 1779-1782 гг., сражался у мыса Сент-Винсент в 1797 г., а также при Трафальгаре. Двойные и даже тройные залпы с борта английских кораблей не смогли потопить судна. И хотя победа осталась за Англией, большая огневая мощь испанцев нанесла английскому флоту большой урон.

 

Было бы несправедливо говорить только о боевых подвигах испанских навио, не упомянув об их огромной роли в области географических исследований и открытий. Организованные Карлом III кругосветные экспедиции были не менее важны для науки, чем путешествия Джеймса Кука и Джорджа Ванкувера. Целью этих экспедиций было изучение биологии морей, получение океанографических данных и совершенствование техники судовождения. Капитаны кораблей, а также ботаники, географы и картографы, принимавшие участие в плаваниях, составляли подробные отчеты о своих наблюдениях. Многие испанские капитаны, участвовавшие в Трафальгарском сражении, были не только искусными военными стратегами, но и отличными штурманами, исследователями, картографами и математиками. Например, имя капитана Дионисио Алькала Гальяно, славного навигатора, увековечено в географических названиях на картах Чили и Канады. Бригадир дон Космэ Дамиан Чуррука был известен не только трудами в области навигации и математики, но и исследованиями западного побережья Южной Америки. Как и для адмирала Нельсона, Трафальгарское сражение стало последним в жизни этих двух капитанов.

 

http://www.spain.org.ru/modules.php?name=C...age&pid=521

Share this post


Link to post
Share on other sites

http://fan.lib.ru/img/c/chekmarew_w_a/19453/003.jpg

Опубликованное фото

Технические характеристики линкора "Ямато":

Длина - 263,0 м;

Высота - 38,9 м;

Осадка - 10,6 м;

Водоизмещение - 72800 тонн;

Дальность плавания - 7200 миль;

Судовая силовая установка - четырехвальная паротурбинная;

Мощность - 150000 л.с.;

Экипаж:

Всего - 2300 - 3200 человек;

Скорость - 27 узлов;

Вооружение:

Орудие главный калибр 460 мм - 9;

Орудие противоминный калибр 155 мм - 12;

Орудие универсальный калибр 127 мм - 12;

Зенитное вооружение

6х2- 127-мм/40 (позже увеличено до 12х2),

8х3- 25-мм (позже - 52х3),

2х2 - 13,2-мм пулемёта

Гидросамолеты - 7; Две катапульты

 

Опубликованное фото

 

Линкоры «Ямато» были самыми крупными и самыми мощными линкорами среди не только линейных кораблей японского флота, но и всего мира. На момент спуска на воду в мире был лишь один корабль, имевший большее водоизмещение – британский пассажирский лайнер «Куин Мэри». Каждое из орудий главного 460-мм калибра весило по 2820 т. и было способно отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров. Около 263 метров в длину, 40 в ширину, водоизмещение в 72 810 тонн, 9 орудий главного калибра диаметром 460 мм, энергетическая установка мощностью в 150 000 л.с., позволяющая кораблю развивать скорость в 27,5 узлов (около 50 км/ч) – вот лишь некоторые технические характеристики этих настоящих морских монстров.

 

«Ямато» и «Мусаси» были самыми крупными в мире артиллерийскими кораблями, способными поражать цели на любом обозримом с марсов расстоянии. Отдача артиллерийских орудий была настолько сильной, что конструкторам пришлось ввести запрет на использование бортового залпа – одновременного выстрела из всех 9 стволов – во избежание необратимых для корабля механических повреждений корпуса.

 

Бронирование выполнялось по схеме «все или ничего» и включало 410-мм наклонный пояс и самую толстую в мире палубу в (200-230 мм.), даже днище судна было защищено 50-80-мм. броневыми плитами. Данная концепция предполагала создание бронированной цитадели, которая защищала бы все жизненно важные центры судна, обеспечивая ему запас плавучести, но оставляя при этом незащищенным все остальное. Цитадель «Ямато» была самой короткой среди линкоров постройки конца 30-х годов по отношении к общей длине корабля – всего 53,5%. Лобовая плита башен главного калибра линкора имела броню в 650-мм – самая толстая броня из когда-либо устанавливающейся на боевые корабли. Сильный наклон лобовой плиты башни еще больше повышал снарядосопротивляемость, считалось, что ни один снаряд в мире не в состоянии пробить ее даже при стрельбе в упор.

 

Японским кораблестроителям стоит отдать должное, они сделали почти все, что было в их силах. Конечное слово оставалось за адмиралами, и здесь у потомков самураев и учеников знаменитого Того неожиданно обнаружились проблемы. Еще в самом начале войны офицеры и летчики японских авианосцев горько шутили, что в мире есть 3 самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато». Японскому флоту часто недоставало своих линкоров, которые берегло командование флота. Использование их в самом конце войны уже никак не могло изменить ее исхода, шутка оказалась очень правдивой.

 

Линкор «Ямато» отправился в свой последний поход в апреле 1945 года. Задача соединения, куда помимо линкора вошел крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев, среди которых было 2 специальных эсминца ПВО типа «Акидзуки» (в это время в наличии были и другие боеспособные корабли, но для них не было топлива), находилась на тонкой грани между боевой операцией и самоубийством. Эскадра должна была отразить все атаки американской авиации и достичь места высадки американских частей на о. Окинава. Командование японского флота смогло изыскать для проведения операции лишь 2500 тонн топлива. В том случае, если бы возвращение эскадры было сочтено затруднительным, линкору предписывалось выброситься на берег у Окинавы и поддерживать оборону острова огнем своих орудий. Подобные действия японского флота могли быть продиктованы только полным отчаянием, но японцы не были бы сами собой, если бы не предприняли этой самоубийственной попытки.

 

Главнокомандующий японским флотом адмирал Тоеда считал, что у операции нет и 50% шансов на благополучный исход, при этом он полагал, что если ее не проводить, корабли больше никогда не выйдут в море. Еще больше скепсиса было у вице-адмирала Сейнчи Ито, который должен был возглавить эскадру. Его аргументами против самоубийственного похода были: отсутствие прикрытия истребителей, большое превосходство американцев в надводных кораблях, не говоря уже о самолетах, запоздание самой операции – высадка основных сил американского десанта на Окинаву была завершена. Однако все доводы вице-адмирала были отвергнуты.

 

Самый мощный корабль японского флота должен был сыграть роль приманки. Для того чтобы максимально продлить его последний поход, ему была придана свита из 9 кораблей. Все они должны были послужить прикрытием операции «Кикусуй» – массированной атаки летчиков-камикадзе на американский флот в месте высадки десанта. Именно с этой операцией японское командование связывало свои основные надежды.

 

4 апреля состав эскорта линкора уменьшился на 1 корабль. Эсминец «Хибики» вблизи базы столкнулся с плавающей миной и вышел из строя. На следующий день в 15 часов соединение получило окончательный приказ о выходе в море. В 17:30 с линкора на берег были отправлены все кадеты, проходившие на нем практику, а также больные. Все дерево, которое находилось на корабле, было выброшено за борт или отправлено на берег. Поэтому матросам и команде пришлось провести все вечернее время, распивая выданное в поход сакэ, сидя на корточках – ни стульев, ни столов на корабле не осталось.

 

Настроение на «Ямато» было приподнятым и вместе с тем обреченным. В 18 часов команда надела чистую форму, было зачитано обращение командующего флотом, которое экипаж встретил троекратным «Банзай». Дальнейшая судьба судна и моряков уже всецело находилась в руках противника.

 

Американцы не упустили свой шанс. Уже через 1 час 40 минут после выхода эскадра была обнаружена американскими подлодками, а утром 7-го апреля и разведгруппой из состава 58-го ударного авианосного соединения. Сначала американцы собирались пропустить соединение как можно дальше на юг и лишь потом атаковать. С 9:15 утра группа из 16 американских истребителей начала осуществлять постоянное слежение за эскадрой. Американцы были настолько уверены в победе, что передавали сообщения о перемещении японцев открытым текстом, данные сообщения перехватывались на линкоре и никак не способствовали поднятию боевого духа на корабле.

 

В 11:15 японская эскадра неожиданно повернула на юго-восток, опасаясь, что японцы идут вовсе не к Окинаве, и, не желая упустить такую лакомую добычу, американцы приняли решение атаковать. Первые группы самолетов с авианосцев 58-го ударного соединения, которое находилось примерно в 300 милях от эскадры, начали взлет еще в 10 часов. Ударная группа для уничтожения японской эскадры насчитывала 280 самолетов, из которых 98 были торпедоносцами «Авенджер». Фактически в атаке приняло участие 227 машин, еще 53 просто «заблудились» и не нашли цель. Помимо этого еще 106 самолетов вылетели для ударов по эскадре, но опоздали принять участие в бою.

 

Первая атака на линкор началась в 12:20, в ней приняло участие до 150 самолетов. В это время эскадра шла со скоростью в 24 узла и вела огонь из всех своих орудий, включая 18-дюймовки «Ямато». Первые американские атаки были направлены против кораблей, идущих в ордере первыми, – эсминца «Хамаказе» и крейсера «Яхаги». Эсминец затонул уже после попадания первой торпеды. В этой же атаке в «Ямато» попало 3-4 авиационных бомбы, которые повредили ряд 127-мм орудий и зенитных установок, а также вывели из строя пост управления огнем средним калибром. В 12:41 по японским данным линкор получил еще 2 попадания бомб вблизи грот-мачты, в результате чего была выведена из строя РЛС типа «13». В это же время по японским данным линкор получил попадания 3-4 торпед, хотя достоверными выглядят лишь 2 попадания, оба в левый борт. Повреждения от торпед привели к значительным затоплениям, особенно во внешнем машинном отделении левого борта, у линкора появился крен в 5-6 градусов, который в результате контрзатоплений удалось уменьшить до 1 градуса.

 

Вторая волна атаки началась в 13 часов. В это время «Ямато» шел со скоростью 22 узла. Американские пилоты, оказавшись под плотным огнем, применяли весьма эффективную тактику. Заходя с носа линкора и переводя самолеты в пологое пикирование, они стреляли из бортового оружия, стараясь двигаться зигзагами, не оставаясь на одном курсе. Японские средства ПВО просто не поспевали за ними (они отличались недостаточной скоростью горизонтальной и вертикальной наводки). Помимо этого, японские наводчики были подавлены количеством американских самолетов, что также сказывалось на эффективности их действий. Этого не отрицали и оставшиеся в живых участники последнего боя линкора.

 

Примерно 50 самолетов из участвовавших в атаке не добились бомбовых попаданий в «Ямато», но из атаковавших линкор 20 торпедоносцев как минимум 4 смогли поразить цель (3 торпеды в левый борт, 1 в правый). В результате торпедной атаки корабль получил крен в 15-16 градусов, скорость судна сократилась до 18 узлов. Контрзатоплением вновь удалось уменьшить крен, в этот раз до 5 градусов, поступление забортной воды было взято под контроль. В результате торпедной атаки вышла из строя вспомогательная рулевая машина, было повреждено электрооборудование, вышла из строя часть артиллерии. Положение линкора еще не было критическим, но резервы живучести и устойчивости уже были на пределе. Видимо, 6-7 торпед были тем пределом, который могли выдержать корабли этого класса.

 

В 13:45 началась последняя атака на раненый линкор, в ходе которой «Ямато» поразили, по меньшей мере, 4 торпеды, снова большей частью в левый борт (1 в ПБ, 2-3 в ЛБ). Также в линкор попало несколько авиационных бомб, которые привели к сильным разрушениям в средней части корпуса, практически разметав всю находившуюся здесь зенитную артиллерию. Скорость судна упала до 12 узлов. В это время на линкоре работал лишь один гребной вал, а вскоре были оставлены матросами и затоплены все котельные отделения. Корабль сразу же потерял ход, его крен на левый борт вновь достиг 16 градусов. Огромные потери в личном составе и выход из строя центрального поста борьбы за живучесть лишили экипаж возможности вести борьбу за спасение судна.

 

Линкор пытались прикрыть эсминцы ПВО «Юкиказе» и «Фуютсуки», лишь два этих корабля выполняли свою задачу до конца, обладая значительной скоростью и сумев избежать серьезных повреждений. В это время линкор уже агонизировал, крен на левый борт достиг 26 градусов, ни одно из 127 противоминных или зенитных орудий не могло вести огонь, как и большинство зенитных автоматов. Вышло из строя рулевое устройство и средства связи.

 

Башнеобразная надстройка была изрешечена пушечно-пулеметным огнем: персонал надстройки понес тяжелые потери. В центре этого ада сидел командир эскадры вице-адмирал Ито. Адмирал не произнес ни слова с того момента, как началась атака, предоставив управление командиру судна, возможно, пытаясь таким образом выразить свое отношение против того безнадежного дела, которое он все-таки должен был выполнять.

 

В тот момент, когда «Ямато» завалился на борт с креном в 80 градусов, раздался чудовищной силы взрыв. Мощность его была такова, что его отблеск видели на кораблях американской эскадры, находящейся в нескольких десятках миль от места боя. Столб дыма поднялся на высоту в 6 км и напоминал по форме ядерный взрыв, высота пламени достигла 2 км. Причина взрыва могла быть лишь одна – детонация пороховых погребов главного калибра (около 500 т. взрывчатки), при этом, что именно спровоцировало взрыв, навсегда останется неизвестным.

 

Вместе с кораблем погибли 2498 членов экипажа, включая командира эскадры и капитана судна. Всего же в сражении, кроме линкора, были потоплены 4 эсминца и крейсер, а общее число погибших достигло 3665 человек. В последнем бою «Ямато» сбил 5 самолетов и повредил 20, все соединение уничтожило 10 самолетов: 4 пикирующих бомбардировщика, 3 торпедоносца и 3 истребителя – не слишком дорогая цена за гибель гордости флота и кораблей эскорта. Всего в «Ямато» попало около 10 торпед с 270 кг. «торпекса» (эквивалент 400 кг. ТНТ) и 13 авиационных бомб по 250 кг.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Подводные лодки проекта 941 «Акула»

Опубликованное фото

 

Основные характеристики

Тип корабля ТРПКСН

Обозначение проекта 941 «Акула»

Разработчик проекта ЦКБМТ «Рубин»

Главный конструктор С. Н. Ковалёв

Классификация НАТО SSBN «Typhoon»

Скорость (надводная) 12 узлов

Скорость (подводная) 25 узлов (46,3 км/ч)

Рабочая глубина погружения 400 м

Предельная глубина погружения 500 м

Автономность плавания 180 суток (6 месяцев)

Экипаж 160 человек (в т.ч. 52 офицера)

 

Размеры:

Водоизмещение надводное 23 200 т

Водоизмещение подводное 48 000 т

Длина наибольшая (по КВЛ) 172,8 м

Ширина корпуса наиб. 23,3 м

Средняя осадка (по КВЛ) 11,2 м

 

Силовая установка:

2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ[1] по 190 МВт каждый.

2 турбины по 45000[2]-50000[3] л.с. каждая

2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м

4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт

Резервные:

2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)

Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

 

Вооружение:

Торпедно-минное вооружение:

6 ТА калибра 533 мм[4]; 22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80 или ракето-торпеды «Водопад»

Ракетное вооружение 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)

ПВО 8 ПЗРК «Игла»

 

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) — самые большие в мире атомные подводные лодки. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года.

 

3 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинска, на гладь Белого моря была спущена первая советская подводная лодка класса «Акула». Когда корпус ее был еще в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше ее никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. На Западе же лодке присвоили кодовое имя «Typhoon». Впоследствии Тайфуном эту лодку стали называть и у нас. Так, сам Леонид Ильич Брежнев, выступая на XXVI съезде партии, заявил: «Американцами создана новая подводная лодка „Огайо“ с ракетами „Трайдент“. Аналогичная система — „Тайфун“ имеется и у нас».

 

И действительно, «Акула» стала нашим ответом американцам, которые в апреле 1979 года спустили на воду первую из лодок нового класса – «Огайо». Затем последовали «Мичиган», «Флорида», «Джорджия» и другие; всего до 1988 года было спущено на воду 10 таких лодок – огромных подводных крейсеров с габаритами: длина – 170 м, ширина – 12,8 м, высота – 10,8 м и с полным водоизмещением 18700 тонн. Но наш «Тайфун» не был просто еще одной лодкой очередного нового типа: он стал лишь одним из компонентов грандиозной программы под названием «Тайфун».

 

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Размеры нового корабля, который находится в строю и сейчас и с 7 октября 2002 года называется «Дмитрий Донской», превзошли не только размеры всех когда-либо строившихся надводных кораблей. Более того, они превзошли размеры тяжёлого авианесущего крейсера «Баку» (с 4 октября 1990 – «Адмирал Горшков», а с 4 декабря 2008 – «Викрамадитья»). Водоизмещение подводного крейсера «Тайфун» при полном его погружении составляет 27000 тонн, длина – 170 м, ширина – 25 м. На палубе «Тайфуна» может развернуться КАМаз. Высота от киля до верха ограждения рубки – 25 м, что соответствует семиэтажному дому, и, кстати, с высокими потолками. А при поднятых выдвижных устройствах уже вообще получается девятиэтажный дом. Такие размеры обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет, которыми планировалось вооружить лодку.

 

Эти ракеты Р-39 (РСМ-52), известны у нас под названием «Гром», а на Западе – под обозначением «Rif».

 

По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента».

 

Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Ракета весит 84 тонны, имеет 16-метровую длину и 2,4-метровый диаметр. Для сравнения: на «Огайо» размещены 24 ракеты «Трайдент» с 14 боеголовками каждая, и это уже может разрушить 336 городов. То есть в самом-то главном – в вооружении – «Тайфуну» не удалось стать «самым-самым». А почему так получилось? А потому, что при соизмеримых с нашей ракетой габаритах (длина 13,4 м, а диаметр 2,1 м) «Трайдент» весит почти в 2 раза меньше – 59 т.

 

Поэтому для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки просто бы не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, а спуск её на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Программа предусматривала и невиданный ранее распорядок службы и эксплуатации подводных лодок. В Подмосковье, в городе Обнинске, строился по этой программе специальный учебный центр с жильем, детскими садами, школами, больницами. В нем, сменяя друг друга, должны были проходить подготовку по совершенно новой методике экипажи подводников. Для каждого подводного крейсера предполагалось иметь три экипажа: два боевых – для несения боевой службы в море и один технический – для устранения неисправностей, межпоходового ремонта и подготовки к новому походу в базе. Режим работы экипажей должен был быть таким.

 

Первый боевой экипаж находится два-три месяца в море на боевом дежурстве, во время которого на борту неизбежно накапливаются какие-то неисправности. По приходе в базу корабль сдают техническому экипажу, а боевой – прямо на пирсе, с личными вещами, грузят в комфортабельные автобусы и отправляют в аэропорт – прямиком к специально заказанному самолету. Далее – полет по маршруту Мурманск – Москва, после чего, забрав свои семьи, все убывают в отпуск в разные концы страны. Тем временем второй боевой экипаж, загорелый, отдохнувший и уставший от семейного уюта, слетается вместе с семьями со всех концов страны в Подмосковье, в Обнинск. Здесь подводников – для освежения памяти и навыков – гоняют по всем тренажерам, они сдают зачеты и, подтвердив, наконец, свою высокую боеспособность, летят с вещами обратным спецрейсом Москва – Мурманск. Затем экипаж едет обратным рапу своего крейсера, уже полностью готового к новому боевому походу. Принимают у технического экипажа лодку, убирают трап, и корабль уходит на боевую службу, управляемый вторым боевым экипажем. Точно таким же образом весь процесс повторяется снова и снова. Средняя глубина Северного Ледовитого океана составляет 1225 м, максимальная – 5527 м, но значительная часть его дна – материковые отмели, где глубины сравнительно невелики. «Тайфун» рассчитан именно на эти глубины в несколько сот метров, и практически в любом районе холодного океана найдется для него такое укромное местечко, чтобы можно было лечь на грунт и затаиться.

Движение ракетоносца обеспечивали два реактора ОК-650ВВ мощностью по 360 МВт каждый. В качестве ядерного топлива используется высокообогащённая по 235-у изотопу двуокись урана. Мощности таких реакторов вполне хватило бы для освещения города-героя Мурманска с его немногочисленными пригородами. На лодке же эта мощность расходуется на вращение двух паровых турбин, которые крутят два шестилопастных гребных винта диаметром в три человеческих роста.

 

Внешние обводы лодки напоминают приплюснутый хлебный батон, но это только форма внешнего тонкого и легкого корпуса. Его назначение – снизить сопротивление при движении под водой. Внутри него располагается прочный корпус с размещенными в нем машинами, механизмами и живущими среди них людьми. Этот внутренний прочный корпус «Тайфуна» уникален: такого еще никто и никогда не делал. Он состоит из двух параллельно расположенных сигарообразных цилиндров диаметром по 10 метров каждый с тремя переходами через промежуточные отсеки: в носу, в центре и в корме. Таким образом, получается, что в одном общем легком корпусе размещены как бы две лодки. Их обычно именуют «левый борт» и «правый борт», подразумевая при этом левую и правую цилиндрическую сигару целиком. В этих прочных бортах все дублировано: реакторы, турбины, все механизмы и даже каюты, так что в ракетоносце всего имеется по два. И если в одной половине все откажет, то другая позволит полностью выполнить боевую задачу и вернуться в базу.

 

Чтобы различать правый и левый борта, принято нумеровать все, что находится слева четными числами, а все, что справа, – нечетными. Кстати говоря, и всех специалистов в команде тоже имеется точно по паре, и называют их специалистами правого и левого бортов. Между легким внешним и прочным внутренним корпусами остается довольно большое пространство, где размещены цистерны погружения, всякие емкости и вообще все то, что можно не защищать от высокого давления и действия морской воды. И контейнеры с ракетами тоже размещены у «Тайфуна» в этом пространстве: между бортами – в передней части лодки, перед рубкой. Кстати, это единственная из ракетных лодок, у которой ракеты расположены впереди рубки.

 

Другие лодки как бы «тащат» ракеты за собой, а «Тайфун» свои ракеты «толкает» впереди себя. При погружении все пространство между бортами заполняется забортной водой, и всю эту массу воды лодка разгоняет и тащит вместе с собой. Вода составляет общую движущуюся массу, которая определяет инерцию лодки, а следовательно, и ее маневренность.

 

Основной внешний враг подводных лодок – это шум. Он демаскирует лодку, что для подводного ракетоносца вообще вопрос жизни и смерти. Оказалось, что в «Тайфуне» взаимодействие между простым легким и сложным прочным корпусами позволило достичь невиданно низкого уровня шума. Получился у «Тайфуна» и еще один – уж совсем неожиданный – результат. Говорят, однажды где-то в районе Шпицбергена самка синего кита приняла наш крейсер за кита-самца и в течение нескольких часов кружила вокруг, видимо, пытаясь с ним спариться. Она издавала рев, переходящий в свист, и акустикам даже удалось записать эту любовную серенаду на магнитную ленту. Рассказывают также, что и касатки трутся иногда о корпус корабля и трещат и свистят при этом, как птички, на весь океан. За кого они принимают крейсер, до конца не ясно, но явно за кого-то своего. И уж во всяком случае очевидно, что шумовые характеристики «Тайфуна» морских обитателей не отпугивают, а даже наоборот. Достижение весьма любопытное, хотя вряд ли запланированное заранее.

 

Каждая ракет Р-39 была способна поразить цель на расстоянии до 9000 км: это значит, что с Северного полюса можно было попасть в объект, расположенный у самого экватора. А уж до Америки-то этого хватало и подавно – поэтому и появилась у подводных лодок возможность не уходить далеко от своих северных баз. Это и удобно, и безопасно. На «Тайфуне» экипажу были обеспечены не просто хорошие, а немыслимо хорошие для подводных лодок бытовые условия. Такое, пожалуй, можно было бы ожидать от «Наутилуса», но никак не от настоящей лодки. За небывалый комфорт «Тайфун» прозвали «плавучей гостиницей». При проектировании «Тайфуна», по всей видимости, особенно не стремились к экономии веса и габаритов, и команда была размещена в обшитых пластиком под дерево 2-, 4- и 6-местных каютах, с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами. Был на «Тайфуне» и специальный комплекс для отдыха: спортивный зал со шведской стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело– и гребными тренажерами, беговыми дорожками. (Правда, кое-что из этого – чисто по-советски – не работало уже с самого начала.) Есть на нем и четыре душевые, а также целых девять гальюнов, что тоже весьма существенно. Обшитая дубовыми досками сауна, вообще говоря, была рассчитана на пять человек, но если постараться, то в ней могло разместиться и десять. А еще был на лодке небольшой бассейн: 4 метра в длину, два в ширину и два в глубину. «Акулы» были грозным противником, и на Западе их боялись просто панически. Поэтому вскоре после развала Союза под давлением новоявленных «партнёров» было принято решение утилизировать три из шести построенных кораблей проекта, а седьмой корабль, ТК-210, не достраивать вовсе. В качестве одного из вариантов мирного применения этих гигантских субмарин рассматривалось переоборудование их в подводные транспорты для снабжения Норильска или в танкеры, однако эти проекты реализованы не были. Сегодня лишь «Дмитрий Донской» продолжает нести службу – его переделали под носитель неопасных для нашего врага ракет «Булава». Два же других неутилизированных подводных крейсера – ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» – пребывают в ожидании решения на утилизацию или на переделку под «Булаву».

Share this post


Link to post
Share on other sites

ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ПРОЕКТА 12322 «ЗУБР»

LANDING CRAFT AIR CUSHION PROJECT 12322 ZUBR

Опубликованное фото

 

Характеристики малого десантного корабля на воздушной подушке (МДКВП) проекта12322 "Зубр"

 

На корабле предусмотрена перевозка боевой техники в следующем составе:

 

3 танка суммарной массой до 150т;

либо 10 бронетранспортеров, суммарной массой до 131т;

либо 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115т;

либо 8 плавающих танков

 

Водоизмещение полное, т 555

Длина наибольшая, м 57,3

Ширина наибольшая, м 25,6

Высота наибольшая на воздушной подушке, м 21,9

Мощность ГГТА, лс. 5x10000

Скорость полного хода, уз. 60

Дальность плавания, миль > 300

Автономность плавания, дней 5

Экипаж, чел. 27

 

Ракетное - две пусковые установки МС-227 для 140 мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект - 66 снарядов) и система управления стрельбой.

 

Артиллерийское - две 30 мм автоматические установки типа АК-630 (боекомплект - 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02.

 

Зенитное - 8 комплектов переносных ЗРК типа "Игла".

 

Минное вооружение корабля состоит из комплекта переносного устройства для постановки от 20 до 80 мин, в зависимости от их типа.

 

Десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа проекта 12322 «Зубр» принимает на борт с оборудованного или необорудованного берега боевую технику и личный состав передовых отрядов морских десантов, перевозит их морем, высаживает на необорудованное побережье и поддерживает десант огнем. В десантном отсеке «Зубра» можно разместить три средних танка типа Т-80Б (Т-72А, Т-64Б, Т-62) или 10 легких боевых бронированных машин (БТР-80, БТР-70 или БТР-60ПБ), или от 360 до 500 десантников. Кроме того, корабль мог обеспечивать переброску морем до 8 боевых машин пехоты БМП-1 (БМП-2) или легких танков ПТ-76Б. Предусмотрен также вариант перевозки техники и 140 десантников.

 

Для противовоздушной обороны на корабле имеется 4 ракетных комплекса «Игла» (разработчик коломенское КБ машиностроения) и две 30-мм шестиствольные автоматические артиллерийские пушки АК-630М (разработчик тульское КБ приборостроения). Управление стрельбой артустановки производится с помощью радиолокационной системы МР-123-01 обнаружения морских и воздушных целей, автоматического сопровождения и стрельбы.

 

Огневые точки на берегу и в море могут подавляться двумя реактивными системами залпового огня А-22 «Огонь» с двумя 22-ствольными ПУ МС-227 и боекомплектом на 66 140-мм снаряда. На корабле размещены две скрывающиеся в походном положении под палубу пусковые установки пакетного типа МС-227. В состав комплекса "Огонь" входят: 140-мм осколочный реактивный снаряд ОФ-45; 140-мм зажигательный реактивный снаряд ЗЖС-45; подпалубная пусковая установка МС-227 (или палубная ПУ МС-227П); дальномерно-визирное устройство ДВУ-3-БС. ПУ МС-227 была создана в ГКБКМ (НПП “Старт”), она обеспечивает пуск 22 ТРС с интервалом не более 0,2с. Управление стрельбой осуществляется с помощью дальномерно-визирного устройства ДВУ-3. Разработчик реактивных снаряд ГНПП «Сплав».

 

Для навигационных задач, безопасности плавания во всем диапазоне скоростей хода «Зубр» оборудован интегрированной навигационной системой, гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиодоплеровским дрейфолагом РДЛ-3-АП100, радиопеленгатором, центральной гироскопической системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой навигационной аппаратурой.

Корабль может также производить прием, перевозку мин и постановку активных минных заграждений. Предусмотрена возможность приема и постановки 20-80 (в зависимости от типа) мин.

На «Зубре» установлен автоматизированный комплекс радиосвязи «Буран-6», обеспечивающий связь с надводными кораблями и береговыми пунктами управления в KB, MB и ДМВ диапазонах в телефонном и телеграфном режимах.

 

Головной корабль в серии был построен ПО "Алмаз" и передан ВМФ в 1988 году, три года позже планового срока. Это было вызвано доводами систем корабля до требуемых, затянувшимися испытаниями. Строительство этого типа кораблей на воздушной подушке велось в Санкт-Петербурге на судостроительном объединении "Алмаз» и в Феодосии на ПО "Море. В дальнейшем четыре «Зубра» находились в составе Балтийского флота, три – Черноморского. В 1992 году на стапелях «Алмаза» в Санкт-Петербурге было заложено ее четыре таких десантника. Всего обоими заводами было сдано 9 единиц, из них один «Донец» (бортовой №618) входит в состав ВМС Украины. Несколько кораблей «Зубр» остались недостроенными.

 

Первое, что отличает «Зубра» от своих предшественников, - обтекаемый сплюснутый нос. Этим решается задача как снижения лобового сопротивления, так и смещения в корму, за центр масс, центра боковой парусности. Второе - размещение маршевых двигателей над верхней палубой, на пилонах, что позволило уменьшить массу за счет исключения сложных и тяжелых приводных валов винтов, повысить живучесть агрегатов путем их пространственного разнесения и освободить место для кормовой аппарели.

 

Еще до распада СССР в ЦМКБ «Алмаз» проводились работы по совершенствованию десантного корабля на воздушной подушке проекта 12322, существенно возросли основные характеристики, менялась грузоподъемность и вооружение. Были даже присвоен новый номер проекта и определены сроки проведения таких работ. Во времена перестройки малым предприятием «Дельфин» на базе «Зубра» был проработан вариант грузового судна «Поморник-Д2.3» для скоростной доставки водным путем народнохояственных и иных грузов (14 контейнеров по 10-12 т и др.). Параллельно с созданием полноотрывных амфибийных десантных КВП Горьковское ЦКБ "Вымпел", а затем Зеленодольское ПКБ разрабатывали эскизный пр. 1263 более крупного десантного корабля на воздушной подушке со скегами, который, однако, не получил дальнейшего развития. Но этому не суждено было сбыться.

 

Информация по «Зубру» впервые появилась на международной выставке "ИДЕКС-93" в Абу-Даби. В 2001 году на «Судостроительной фирме «Алмаз» были построены два десантных корабля проекта 12322 «Зубр» для Военно-Морских Сил Греции. Один был выделен из состава ВМФ России, отремонтирован и передан греческой стороне. Другой заново строился на заводе «Алмаз». Поставка «Алмазом» двух военных кораблей государству-уча-стнику блока НАТО является новым шагом в области военно-технического сотрудничества. Еще два таких корабля по контракту ВМС Греции в марте 2001 года поставило Феодосийское производственное объединение «Море», один из состава ВМС Украины, другой – построенный. На «Зубре» для инозаказчика несколько изменен тип оборудования. Позже один «Зубр» построенный на ПО «Море» вернули Украинской стороне.

 

В дальнейшем Греция подписала контракт с Россией на поставку еще двух «Зубров». Их строительство ведется на Судостроительной фирме «Алмаз». Первый корабль по этому соглашению летом – осенью 2004 года проходил испытания и в конце октября этого года был передан ВМС Греции.

 

Корабли проекта 12322 «Зубр» находятся в составе Военно-морского флота России более 15 лет и зарекомендовали себя как эффективное десанто-высадочное и транспортное средство, теперь появился и опыт эксплуатации корабля в НАТО.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Самый большой эсминец...

Опубликованное фото

 

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ DDG-1000 ТИПА ZUMWALT (США)

DESTROYERS DDG-1000 ZUMWALT (USA)

 

В США на верфи "Бэт айрон уоркс" завершено строительство первого эскадренного миноносца DDG-1000 проекта "Зумвальт", этот эсминец стал самым большим в мире кораблем данного класса.

 

Как сообщили сегодня местные СМИ, изначально ритуал спуска корабля на воду был назначен на середину октября, однако, в связи с временной приостановкой финансирования правительства США, данные сроки пришлось перенести на более позднее время. В итоге, суперэсминец сойдет со стапеля верфи в ближайшее время без торжественной церемонии и направится в сухой док. Завершение еще двух эскадренных миноносцев этого типа запланировано на апрель.

 

Первый корабль DDG-1000 "Зумвальт" получил свое названием в честь адмирала Элмо Рассела Зумвельта, который начинал свою службу на флоте на эсминце "Робинсон" во время Второй мировой войны и отличился в битве за залив Лейте.

 

Корабль не имеет аналогов в своем классе: при полном водоизмещении в 14,5 тыс. т, его длина составляет 183 м, что на 30 м больше длины стандартного эсминца. "Зумвольт" оборудован электрическим двигателем, работа которого обеспечивается силовыми установками мощностью в 78 МВт.

 

Корпус корабля сконструирован таким образом, чтобы обеспечить минимальное обнаружение радарами противника. Помимо классических артиллерийских и зенитных установок в комплекс вооружения суперэсминца входят 20 установок вертикального пуска Mk.57 для 80 управляемых крылатых ракет "Томагавк". Также "Зумвольт" располагает собственной авиационной группой в составе многоцелевого вертолета SH-60 "Си Хок" производства "Сикорский" и трех беспилотных летательных аппаратов.

 

Специфичность "Зумвольта" заключается в том, что он располагает высоко автоматизированными системами управления: если на стандартном эсминце численность экипажа составляет около трехсот человек, степень автоматизации "Замволта" позволяет кораблю обходиться лишь 158 членами экипажа.

 

Что касается инновационности этого суперэсминца, по словам Лорена Томпсона, аналитика вооружения Лексингтонского института, отмечает: "Зумвольт" является своеобразным мостом между славными традициями и новыми реалиями тотальной информатизации и распространения высокоточного вооружения. Концепция этого корабля не отличается радикальными изменениями, основной задачей конструкторов было воплотить в жизнь идею многоцелевого применения эсминца, который стоит одной ногой в настоящем, а другой - в будущем".

 

Тем не менее, стоимость такого эскадренного миноносца впечатляет: строительство каждого корабля этого типа обходится Военно-морским силам США в 3,5 млрд дол (в три раза больше стандартного эсминца). Данная дороговизна стала основной причиной того, что ВМС получат вместо первоначально запланированных 20 кораблей лишь три.

 

В России в начале 2013 г. Главное командование ВМФ также утвердило план создания суперэсминца. Предполагается, что его проект будет разработан в течение 2-3 лет, а заложен он будет на "Северной верфи" в Санкт-Петербурге. Водоизмещение отечественного эсминца будущего оценивается в районе 12 тыс. т, что на 2,5 т меньше "Зумвольта", передает ИТАР-ТАСС.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Водоизмещение - 14564 тонн;

Длина - 182,8 м;

Ширина - 24,5 м;

Осадка - 8,5 м;

Главная энергетическая установка - комбинированная мощностью 106080 л .с.;

Скорость - 30 узлов;

Экипаж - 142 человека

 

ВООРУЖЕНИЕ

 

Ударное ракетное 20 х УВП Mk.57 на 80 ракет «Томагавк»,ASROC или ESSM

Зенитное ракетное ЗУР RIM-162 ESSM и SM-2MR

Артиллерийское вооружение :

-2 × 155-мм АУ AGS (920 выстрелов, из них 600 в автоматах заряжания)

- 2 × 57-мм АУ Mk. 110

Противолодочное вооружение:

- противолодочные ракеты RUM-139 VL-Asroc

- 2 х 3 – 324-мм ТА

Авиационная группа 2 х вертолёт SH-60 LAMPS или 3 х БПЛА MQ-8 Fire Scout

Радиолокационное вооружение РЛС AN/SPY-3

Share this post


Link to post
Share on other sites

В США спущен на воду эскадренный миноносец-"невидимка"

Он обошелся бюджету в 3,3 млрд долларов

 

© AFP 2013

 

НЬЮ-ЙОРК, 31 октября. /Корр. ИТАР-ТАСС Игорь Шамшин/. Первый эскадренный миноносец-"невидимка" типа «Зимволт» спущен на воду на верфи Бэт Айрон Воркс /штат Мэн/ в США. Он стал самым большим в мире кораблем данного класса. Об этом сообщил сегодня телеканал WTRF.

 

Его распознавание на радарах крайне затруднено благодаря корпусу из композиционных материалов и ранее не использовавшимся военными судостроителями футуристическим формам — минимум надстроек и скошенный вперед форштевень.

 

По данным телеканала, «операторы радаров будут видеть очертания рыболовецкого судна».

 

Миноносец, названный в честь американского адмирала Второй мировой войны Элмо Рассела Замволта, обошелся налогоплательщикам в 3,3 млрд долларов.

 

Команда полностью компьютеризированного корабля составляет 158 матросов и офицеров. Это вдвое меньше, чем на эсминцах, действующих в составе ВМС США. Его орудия смогут вести огонь на поражение на расстояние почти в 160 км.

 

ВМС США отказались от реализации первоначального плана строительства 32 эскадренных миноносцев типа «Зимволт». Причина — чрезмерная финансовая сложность проекта.

 

Согласно телеканалу, будет создано только три таких эсминца.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Крупнейшая подлодка Второй мировой войны обнаружена у гавайских берегов

 

Опубликованное фото

Всего в 700 метрах к юго-западу от берега Оаху, третьего по размеру острова Гавайев, обнаружена подводная лодка императорского флота Японии. Уникальный корабль времён Второй мировой войны I-400 типа "Сентоку" является крупнейшим среди всех субмарин до эпохи атомных подлодок и уже давно входит в список самых разыскиваемых американцами трофеев.

 

"Лодка располагается в области, где её меньше всего ожидали найти, поэтому, когда экраны приборов показали наличие на дне аномалии, мы не до конца поверили в успех, — говорит Терри Кёрби (Terry Kerby) из Гавайской научной лаборатории подводных исследований. — Вид огромной геометрически сложной конструкции, неожиданно проявляющейся в темноте, производит непередаваемое впечатление".

 

Подводные лодки типа "Сентоку" были вызовом не только противникам Японской империи, но и самой природе. Длина I-400 составляла 122 метра, судно располагало пространством для размещения трёх самолётов, и могло перемещаться на расстояние до 37,5 тысяч морских миль или 70 тысяч километров — рекорд среди дизельных лодок, не побитый по сей день.

 

"I-400 были и остаются единственными в своём роде кораблями, — говорит Терри Кёрби. — Субмарина обладала дальностью хода, который позволял полтора раза обогнуть земной шар, поэтому ничто не мешало ей достигать западного побережья США и наносить удары по городам, военным объектам или инфраструктуре".

 

Однако в боевых действиях "Сентоку" так и не участвовали. В 1943 году были заложены 18 лодок этого типа, однако построить удалось лишь три. К середине 1945 года японский флот утратил стратегическую инициативу в тихоокеанском противостоянии с США, а в августе 1945 года советские войска меньше чем за месяц разбивают миллионную японскую группировку на Дальнем Востоке.

 

После капитуляции ВМС США вывозит трофейные I-400 на Гавайи, однако СССР, предъявляет требования, основанные на договоре с союзниками, о предоставлении доступа к подлодкам советских военных специалистов. Чтобы не допустить "Советы" к секретным японским технологиям, американцы принимают решение затопить субмарины.

 

Лодки типа I-400 типа Сентоку были крупнейшими субмаринами до появления атомных подводных кораблей (фото Wikimedia Commons).

 

"Создание I-400 обозначало новый этап в развитии военно-морской доктрины, — говорит специалист по подводной археологии, историк Джеймс Дельгадо (James Delgado). — До их появления подводные лодки использовались исключительно для скрытых атак на другие корабли".

 

Авиация, которой располагали корабли типа "Сентоку" была представлена гидросамолётами Aichi M6A Seiran. Эти лёгкие бомбардировщики, запускались в небо при помощи специальной катапульты и были способны нести бомбу или торпеду весом до 800 килограммов.

 

"Субмарины I-400 предвосхитят будущее подводных кораблей, — говорит Джеймс Дельгадо. — Эволюция конструкций подлодок после Второй мировой войны пойдёт именно в направлении создания большого герметичного пространства на борту, вроде ангара на "Сентоку", только вместо самолётов на кораблях будут размещаться баллистические ракеты".

 

Добавим, что I-400 была обнаружена при помощи научно исследовательских аппаратов Пайсис ещё в августе 2013 года, однако об открытии было объявлено только сейчас, после того, как место посетили официальные представители США и Японии.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...