Перейти к публикации
Форум - Замок

Глиптика - Резьба по камню...


Алесь

Рекомендованные сообщения

Ге́мма (лат. gemma — драгоценный камень) — произведение глиптики, ювелирный камень, обычно округлой или овальной формы, с вырезанными изображениями. Различают геммы с врезанными изображениями (инталии) и с барельефными выпуклыми изображениями (камеи).

 

Искусство резьбы по камню известно с древности. В Месопотамии геммы делали ещё в IV тысячелетии до нашей эры. Особенно популярны геммы были в Древней Греции (с VI века до н. э.) и Древнем Риме. В Средние века геммы использовались для украшения церковной утвари, книг, на облачениях священников. Античные геммы носили в виде застёжек на одежде, как медальоны в оправе из драгоценных металлов. Часто геммы украшали перстни с печаткой. Геммы часто использовались как печати, амулеты.

Древняя инталия

 

В Эрмитаже хранится одна из самых известных гемм — «Камея Гонзага» из трёхслойного агата с рельефным изображением египетского царя Птолемея II и его жены (III век до н. э.).

 

При изготовлении гемм используют различные материалы. Обычно для нижних слоев камей берётся более тёмный материал, чтобы на его фоне выделялось резное изображение из более светлого камня. Часто используют сардоникс, имеющий слои различной расцветки. Также в производстве гемм применяют агат, гематит, гранаты, сердолик.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Инталии сквозь века

 

 

 

«…брильянт нельзя считать произведением искусства. Камни известной формы и вырезанные на них изображения гораздо более интересны, хотя бы сами по себе они и не были особенно замечательны; они представляют собою нетленные документы искусства всех времен и имеют громадное значение для историка искусства и культуры. Птолемеева камея в этом смысле гораздо ценнее и обладает гораздо более глубоким смыслом, чем самый большой брильянт, украшающий какую-нибудь корону».

 

Р.Браунс. «Царство минералов». СПб., 1906.

 

 

 

Современное искусство глиптики берет начало от произведений древних мастеров, вырезавших на камнях-самоцветах инталии — вогнутые миниатюрные изображения. Их оттиски на воске или глине давали рельефы, служившие печатями. Для самых ранних из сохранившихся инталий использовались твердые одноцветные минералы — гранаты, гиацинты. Обращение резчиков к многослойным камням — агатам, сардониксам — позволило достичь новых высот, создавать подлинную «живопись в камне».

 

Резные камни — геммы, созданные мастерами Месопотамии и островов Эгейского моря в IV–III тысячелетиях до н.э., свидетельствуют об уже сложившейся многовековой традиции. Мастерством исполнения восхищают древние египетские, шумерские, аккадские, вавилонские, ассирийские геммы.

 

Античные геммы вобрали в себя все разнообразие мира, а средства выразительности приобрели особую утонченность. Мастера добивались органичного соединения магической красоты минералов с графически отточенными или, напротив, легкими, эскизными, пластичными рельефами. Это были уже не только печатки, но и дорогие, можно сказать драгоценные украшения, амулеты-обереги, наделенные защитными, чудодейственными свойствами. Многие античные геммы позднее почитались как христианские святыни.

 

Коллекционирование резных камней было увлечением и привилегией сильных мира сего. Не стали исключением и российские монархи. Страстной собирательницей гемм была императрица Екатерина Великая.

 

Работа со сверхтвердыми минералами позволяет создавать практически вечные произведения. Однако для резчика она сопряжена с немалыми трудностями. «Для изготовления большой камеи, — писал археолог Э.Баблон, — нужно было столько же времени, сколько и для создания готического собора». Так, уже в XIX веке, резчик А.Давид над камеей «Триумф Наполеона» трудился 15 лет!

 

Оборудование требуется довольно незамысловатое — простой станок с приводом, набором резцов и абразивы. Стальной резец на твердой поверхности камня не может оставить даже царапины. Мастер обрабатывает покрытую абразивом поверхность практически вслепую, постоянно имея в виду, что вогнутый рельеф будет восприниматься зрителем зеркально и как выпуклый. Технология резьбы по камням-самоцветам за многие тысячелетия принципиально не изменилась, разве что появилась возможность использовать электрический привод и оптические приборы. По-прежнему это ручная работа, требующая воображения и необыкновенного терпения. Представленные на страницах «Нашего наследия» инталии современного россий­ского мастера Владимира Каменева созданы таким же традиционным способом — с помощью бормашины, заточенных под разными углами гвоздей и набора абразивов. Тонкие детали были прорисованы острым осколком алмаза. На создание инталии по сюжету картины Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» резчику потребовалось более года, а на «Тайную вечерю» — около двух лет упорного труда.

 

Все работы мастера публикуются впервые. Немногие знатоки и ценители камнерезного искусства, которым довелось познакомиться с его инталиями, единодушны во мнении — это уникальные произведения редкого и многотрудного жанра.

 

Если у гемм с сюжетами, вдохновленными античной мифологией, христианскими образами и выдающимся личностями, исторические и стилистические прообразы проследить возможно, то у сложных многофигурных композиций В.Каменева по сюжетам живописных картин Леонардо и евангельским сценам нет аналогов.

 

С.Леонов,

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

budda.jpg

Изумрудный Будда — вес 3600 карат, найден в 1994 году на Мадагаскаре. Впоследствии на нём вырезали статуэтку Будды и назвали Изумрудным Буддой в честь одноимённого храма в Таиланде.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Камея Гонзага

Опубликованное фото

В Эрмитаже находится и самое совершенное, по мнению искусствоведов, произведение резьбы по камню античного времени - это историческая камея Гонзага.Знаменитые камеи истории

 

Это одна из самых крупных гемм. Длина ее 15,7 см, ширина 11,8 см, высота рельефа 3 см. Вырезана она из великолепного трехслойного оникса – верхний и нижний слой темно-коричневые, средний - молочно-белый. В отличие от большинства гемм, на камее Гонзага не один, а два профиля – мужской и женский.

 

Таких крупных камей в мире насчитывается всего несколько штук.

 

На первом плане изображен прекрасный профиль царя, на втором – лицо царицы.

 

Камея Гонзага отличается мастерским использованием красочных эффектов природного оникса.

 

Редкая красота камня, торжественная высокохудожественная манера исполнения, и героическая трактовка образов – все это делает "Камею Гонзага" одним из самых выдающихся памятников античного искусства.

 

Оникс состоит из трех слоев: средний молочно-белый слой изобилует полутонами, в верхний коричневый вкраплены светлые пятна. Мастер сумел превратить эти недостатки в достоинства: светлые пятна стали изображениями двух голов на чешуйчатом панцире царя – женской – Горгоны и мужской – Фобоса.

 

Нижний слой оникса темно-коричневый. Из среднего слоя вырезаны фигура царицы и лицо, шея, плечо и гребень шлема царя. Общая окраска слоя молочно-белая с голубоватым оттенком. Участок идеально ровного тона использован для лица и шеи царя. Лицо царицы темнее и в цветовом выражении отличается от лица царя.

 

Из верхнего коричевого слоя получился шлем, панцирь и волосы царя. Извилистость коричневого слоя оникса мастер использовал для передачи вьющихся локонов.

 

В Древнем Египте в Александрии при дворе первых Птоломеев появился новый вид резьбы по камню. Там и была создана камея Гонзага в 3 веке до н. э. До сих пор не установлено, кто же изображен на этой великолепной камее. Некоторые учёные предполагают, что на ней вырезаны бюсты Александра Македонского и его матери Олимпии.

 

Имя замечательного творца камеи неизвестно. Неизвестно также, кто и где владел этой камеей почти две тысячи лет.

 

Первые сведения о камее появились в середине 16 века, когда она была упомянута в списке личных вещей мантуанской герцогини Изабеллы дъЭсте Гонзага, составленном после ее смерти. Отсюда и название этой камеи.Знаменитые камеи истории

 

Довольно долго камея вместе с другими драгоценностями герцогов Гонзага находилась в Мантуе. После смерти Винченцо II Гонзага, у которого не было прямых наследников, в Европе развернулась борьба за наследство между испанскими и австрийскими Габсбургами, с одной стороны, и Францией, с другой. В 1630 году Мантуя была взята и разграблена австрийскими войсками. С камеи содрали золотую опаву, а сам резной камень вместе с другими драгоценностями попал в Прагу ко двору императора Священной Римской империи. Во время Тридцатилетней войны Пражский дворец был захвачен шведскими войсками, а хранившиеся в нем художественные ценности отправили в Стокгольм в музей королевы Кристины Августы, которая стала носить камею как орден на лацкане своего полувоенного мундира.

 

Поведение и расточительность Кристины вызывало недовольство духовенства и аристократии. После нескольких дворцовых переворотов, не чувствуя твердой опоры, королева отреклась от престола и покинула Швецию, захватив с собой в Рим вместе с некоторыми драгоценностями и камею Гонзага.

 

Кристина умерла в 1689 году. Ее коллекцию приобрел племянник римского папы Иннокентия XI герцог Брачианский. Почти сто лет камея Гонзага хранилась в Риме, а в 1794 была продана Ватикану. В 1797 году во время итальянского похода войска Наполеона I разгромили папские войска. Папа вынужден был заключить мир с Бонапартом и выплатить контрибуцию, отдав и многие лучшие произведения искусства. Камея оказалась у командующего французской армией и в 1803 году была куплена Жозефиной, супругой Наполеона I. Через шесть лет брак императора с Жозефиной был расторгнут и Жозефина поселилась во дворце Мальмезон, поэтому некоторые искусствоведы камею Гозага называюьт еще мальмезонской.

 

После поражения в войне с Россией, после взятия Парижа в марте 1814 года cоюзными войсками довольно часто бывал у Жозефины император Александр I. Он сохранил для нее и ее детей крупное состояние. В благодарность Жозефина подарила русскому императору камею Гонзага и попросила у него разрешения сопровождать Наполеона I на остров Эльбу. Александр I подарок принял, но в просьбе отказал, а знаменитая камея была доставлена в Петербург и подарена Эрмитажу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опубликованное фото

Самая большая в мире камея

 

Самая большая в мире камея (камея Тиберия) хранится в Кабинете медалей в Париже. Сделана она из пластины оникса размером 31 х 26 см и действительно она намного крупнее любой другой известной камеи.

 

На ней с ювелирной точностью вырезано более двадцати фигур, скомпонованных в три горизонтальных слоя.

 

Датируют камею началом 1 века н. э., когда правил римский имератор Тиберий. В середине камеи на троне изображен Тиберий. У императора выразительное лицо, большие глаза, прямой нос, атлетическая фигура. Рядом с ним знатная римлянка и два молодых воина – сыновья знаменитого полководца Германика, считавшиеся будущими преемниками Тиберия. Над центральной группой – император Август с ближайшими родственниками. Внизу рельефные изображения побежденных германских и дакских воинов с женщинами и детьми.

 

В целом камея представляет собой настоящую ювелирную картину в камне с тщательной проработкой лиц, величественными и благородными позами Тиберия и Августа, скорбными, со склоненными головами фигурами пленных варваров. Творец камеи неизвестен.

 

За две тысячи лет жизни камея много раз меняла хозяев, государства и дворцы.

 

Когда Древний Рим пришел в упадок, на стыке Европы и Азии, на месте небольшого греческого города Византион в 324 году н. э. императором Константином была основана столица Восточной Римской империи (Византии). В будущем столицу называли Константинополь (ныне Стамбул). Император Константин хотел сделать из нее второй Рим. Началось бурное строительство. Появлялись роскошные мраморные дворцы, сверкающие золотом храмы, большие площади, огромный ипподром, длинные и широкие улицы. Перевезли в Константинополь и личную казну императора, где среди множества сокровищ оказалась и огромная камея.Знаменитые камеи истории

 

В 1204 году крестоносцы захватили и разграбили Константинополь. С награбленным исчезла и большая камея. К тому времени она стала более массивной, так как у нее появилась оправа, усыпанная драгоценными камнями и жемчугом, с выполненными из эмали изображениями евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна по углам. Оказалась камея у императора Латинской империи, основанной крестоносцами в бывших владениях Византии, Балдуина II, который продал ее вместе с другими христианскими реликвиями французскому королю Людовику IX Святому. В 1341 году уникальная резная картина на камне уже значилась в списке ценностей парижской часовни в аббатстве Сен-Дени, но через два года по распоряжению Филиппа YI камею передали в дар папе римскому Клименту YI.

 

Прошло несколько десятков лет. Доходы главы католической церкви упали.

 

Пришла пора продавать церковные ценности. Большую камею приобрел французский король Карл Y Мудрый. Редкостное произведение искусства торжественно передали часовне в Сен-Дени, засвидетельствовав это событие на золотой оправе резного камня.

 

Великая Французская революция изменила судьбу Большой камеи. Королевская казна стала достоянием народа и ее сокровища выставляют для всеобщего обозрения. Камея попадает в Кабинет медалей, откуда в первые годы XIX века ее вместе с другими ценностями, похищает Шарлье – человек без определенных занятий. Через некоторое время камея была продана в Амстердаме и в городе начались разговоры об удивительном резном камне. Французский консул решил слухи проверить, ему удалось увидеть похищенную знаменитость и через несколько часов похитель оказался в тюрьме.

 

Камею была возвращена в Париж, когда короновался Наполеон I. Резной камень римского времени с изображением императоров был очень кстати. На камее заделывают трещины, чистят и помещают в пышную позолоченную оправу. Уникальный резной камень Наполеон назвал "Великой камеей Франции".

 

Следующее событие в истории Большой камеи произошло в 1832 г. когда по приказу короля Великую камею лишили оправы и отправили вновь в Кабинет медалей, где она хранится до сих пор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опубликованное фото

Август и упряжка Тритонов , после 27 года н.э. , коллекция классических древностей Вена , золотое обрамление XVII века ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опубликованное фото

 

Камея с орлом.

 

Двухслойный оникс. Римская работа, 27 г. до н. э.

Оправа: позолоченное серебро.

Диаметр 22 см.

 

Вена, Музей истории искусств, Античное собрание.

Происхождение: Милан (Италия), 3-я четв. XVI в.

 

Описание:

 

Орел, символ могущества Римской Империи, стоит с распростертыми крыльями на пальмовой ветви. В поднятой левой лапе когтями сжимает дубовый венок. Орел вырезан на темном слое камня для придания ему естественного цвета.

 

Изображение говорит о почестях, которые сенат даровал Октавиану 16 января 27 г. до н. э. в благодарность за спасение римлян от хаоса гражданской войны. Они включали в себя титул «Август» и дубовый венок, corona civica (буквально: гражданская корона), помещенный над дверью его дома. Это орел Юпитера, держащий символы победы и спасения Рима: Август был под защитой самого главного бога, которого он представлял на Земле.

 

Государственные камеи первоначально были во владении имперского казначейства в Риме и, вероятно, были взяты оттуда в Византий в V в. н. э. После разграбления города в 1204 г., крестоносцы вернули их на Запад. Вскоре после этого наша «Камея с орлом», как полагают, была взята для амвона короля Генриха II в Ахенский Собор. Впервые камея была задокументирована в Вене в 1750 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опубликованное фото

Афина и Посейдон.

 

Камея. Сардоникс, оникс. I в. до н. э.

 

Неаполь, Национальный археологический музей.

Происхождение: Из коллекции Медичи.

Описание:

 

Буквы ПY, выгравированные внизу, позволяют предположить, что это работа Пирготела (Pyrgoteles) конца эллинистической эпохи. На этой известной камее изображена сцена спора между Посейдоном и Афиной за правление Афинами во времена мифического царя Кекропа. Посейдон создал источник соленой воды, «море Эрехфея», в то время как подарком Афины было оливковое дерево. Одна из версий мифа рассказывает, что афиняне, благодаря участию женщин в голосовании, выбрали подарок богини и назвали в честь нее город. Между двумя этими божествами расположены оливковое дерево и змея (в которой можно увидеть олицетворение Кекропа или ребенка Эрихфония), в классическую эпоху хранившиеся в Эрехтейоне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опубликованное фото

 

Аврора на колеснице.

 

Сардоникс. Римская работа. I в.

2,8 × 3,4 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:

 

Камея имеет только лишь в одной эрмитажной коллекции 10 реплик. Особая символика была заключена в изображении утренней зари. Первый смысл — обновление, второй смысл (принятый со времен походов Антония), скорее географического характера,— Восток. Реже, но встречаются в римских камеях изображения богини Луны Селены на колеснице быков. Тогда, противопоставленные друг другу, два сюжета значили: весь мир, вся вселенная, от Востока до Запада. Римский резчик как будто помнит старинный эпитет зари у Гомера — «с перстами пурпурными Эос»: он использует слои двухслойного сардоникса, инвертируя их, фоном служит белый слой, словно художественная метафора тумана или облаков, а для коней — коричневый, колесница и сама богиня вырезаны в красно-коричневом слое. Впечатление воздушной дымки создается благодаря более темному изображению на переднем плане и более светлому — на втором.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Камеи скульптора Agostino Centobelli.

 

Ярким представителем этого искусства является Agostino Centobelli – талантливый скульптор и художник. Agostino Centobelli родился в 1974г. в Неаполе. Он увлекся рисованием и живописью с детских лет. Художественное образование началось в школе искусств в Торре дель Греко. Там возникла его любовь к резьбе по камню и ракушке. Посещение Академии изящных искусств в Неаполе дало Agostino Centobelli возможность оценить скульптуру и развить интерес к ней. Как искусный художник, он экспериментирует с новыми технологиями, шлифуя своё мастерство.

 

Опубликованное фото

Опубликованное фото

Опубликованное фото

Опубликованное фото

Опубликованное фото

Опубликованное фото

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опубликованное фото

 

 

Празднество в честь Вакха.

 

Двухслойный оникс. I в.

4,1 × 3,0 см.

 

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение: Поступила в конце XVIII в.

 

 

Ваулина. Классические элементы в античных камеях, с. 242, рис. 12.

 

Мюнхен, государственное собрание монет. Furtwängler. Die antiken Gemmen, Taf. LXIV, 22; Неаполь, Национальный музей. Lippold. Gemmen, Taf. XVIII, 3.

 

Камея, так же как и аналогичные геммы в Мюнхене и Неаполе, восходит к утраченному памятнику эллинистической живописи, посвященному празднованию «Сельских Дионисий». В центре обряда была игра (Ἀσκώλια), заключавшаяся в танцах на порожнем мехе из-под вина, надутом и намазанном оливковым маслом. Обряд, описанный в «Мимиямбах» Герода (VII, 39, сл.), воспроизведен на мозаике императорского времени, найденной в Остии.

 

Трещина справа проходит от лозы к поднятой руке сидящей женщины.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опубликованное фото

 

Триптолем и Деметра.

 

Сардоникс. I в. н. э.

2,3 × 3,0 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:

 

По греческой легенде, Деметра послала к людям обученного ею Триптолема, сообщившего им секреты хлебопашества. Он прибыл в Аттику на колеснице, запряженной крылатыми драконами. «Подателями хлеба» называли древние Деметру и Триптолема. Хлебное снабжение Рима было такой важной политической задачей, что представители династии нередко лично занимались ею. Так что у римского плебса были все основания уподоблять их богам «Подателям хлеба». «Благодетели» увековечивались в материале, превосходившем твердостью металл. Клавдий и Мессалина (камея в Париже), Нерон и Октавия (ваза из сардоникса в Брауншвейге), Германии и Агриппина (эрмитажная камея) — вот список тех, кто был отмечен подобным родом. Камея, по-видимому, вышла из мастерской Диоскурида.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опубликованное фото

Эфеб с конем.

 

Сардоникс. I в. до н. э.

2,3 × 2,7 см.

Инв. № Ж 304.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение: Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...
  • 3 года спустя...
  • 8 месяцев спустя...

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...