Перейти к публикации
Форум - Замок

Нецке...


Рекомендованные сообщения

Нецке

 

Любителям искусства хорошо знакомы нэцкэ — небольшие, резные фигурки из кости или дерева работы японских или китайских мастеров. Странный, непонятный и привлекательный мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб. На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью исполнения. В скульптуре высотой в три-четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью непосредственно в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией.

 

С художественной точки зрения, нэцкэ — это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской скульптуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры, сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений — словом, жизни Японии и Китая XYII-XIX вв. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство. Многие из нас привыкли воспринимать нэцкэ как традиционное японское искусство, однако его корни уходят в историю Древнего и Средневекового Китая, вот почему среди изображаемых в нэцкэ персонажей так много китайских божеств и знаменитых личностей истории Поднебесной Империи. Сюжеты нэцкэ охватывают представления горожан периода Такугава. Историческая литература и театр, мифология и народные верования, благопожелательная символика и повседневная жизнь — все это получило отражение в маленьких резных фигурках — нэцкэ. В Японии были хорошо известны идеи Даосизма — одной из важнейших религий китайского происхождения. Широко распространился Буддизм, также заимствованный с континента. Со временем все это вошло в культурный обиход японцев и перестало восприниматься ими как нечто чужое. В китайской истории, японских резчиков особенно интересовали герои древности: выдающиеся государственные деятели, прославленные полководцы и воины, отличившиеся отвагой, силой и верностью долгу. Однако создателей нэцкэ больше привлекали анекдотические случаи из жизни китайских героев, чем произведения, прославлявшие их мудрость, отвагу и преданность. Но и здесь, как правило, содержался определенный морализующий подтекст.

 

Наиболее популярными божествами в народных верованиях периода Токугава были так называемые "ситифукудзин" — "семь богов счастья". Они происходят из различных религиозных систем. Дайкоку, Хотей, Бисямонтен и Бендзайтэн — буддийские божества; Эбису — персонаж чисто синтоистский, Фукукрокудзю и Дзюродзин пришли из пантеона даосизма. Наиболее популярными божествами в народных верованиях периода Токугава были так называемые "ситифукудзин" — "семь богов счастья". Они происходят из различных религиозных систем. Дайкоку, Хотей, Бисямонтен и Бендзайтэн — буддийские божества; Эбису — персонаж чисто синтоистский, Фукукрокудзю и Дзюродзин пришли из пантеона даосизма. Несмотря на то, что даосизм в Японии никогда не был оформлен как сколько-нибудь цельное учение, в народных верованиях многие даосские персонажи занимали видное место. Например, японцам был хорошо известен образ даосского святого-сеннина.

 

Сам термин нэцкэ, который пишется двумя иероглифами "НЭ-ЦУКЭ ", (первый означает "корень", второй — "прикреплять") впервые упоминается в хрониках XVII века. Самое раннее письменное свидетельство о ношении нэцке относится к началу XVII века. До периода Монояма (конец XVI в.), был распространен обычай носить предметы, прикрепив их к эфесу меча, а на рубеже XVI — XVII-го в. он стал вытесняться нэцкэ. Кимоно, с которым удобно было носить нэцкэ, до середины XVI века употреблялось только как нижняя одежда и получило распространение в качестве верхней мужской и женской одежды в конце периода Муромати (1392-1573гг.) Миниатюрные фигурки нэцкэ были обязательной принадлежностью японского мужского костюма. Поскольку он не предусматривал карманов, все необходимые мелкие предметы подвешивались к поясу кимоно. У каждой фигуры имелось два отверстия для шнурка, с помощью которого она крепилась к поясу как противовес носимому на нём предмету. Распространившийся в XVIII веке обычай курения табака в Японии способствовал бытованию нэцкэ. Впоследствии скульптурным брелком к поясу прикреплялись не только трубки и кисеты, путешественник мог взять с собой печать, набор принадлежностей для чая, кошелек и ключи, медикаменты и амулеты, сосуд с сакэ. Крестьяне носили латунные и медные нэцкэ, которые одновременно служили огнивом для трубок. Люди, болеющие лихорадкой, носили нэцкэ, сделанные из клыков нарвала, во время приступов они скоблили фигурки в местах отверстий и принимали порошок как целебное снадобье. Небогатые люди вместо художественно оформленных нэцкэ использовали маленькие тыквы-горлянки, корни. Также использовались предметы, изначально имевшие другое значение, — например, детали оправы холодного оружия. Нэцкэ делались из разных материалов: дерева (иногда привезенного из Китая), слоновой кости, оленьего рога. Реже использовали: лак, металлы, фарфор, бамбук, разные виды коралла и янтаря, стекло, агат, нефрит, кремень и окаменевшее дерево.

 

Слоновая кость в истории Японского искусства — материал довольно молодой. В виде бивней она стала завозиться в Японию лишь в период Токугава. До этого о ней знали лишь по китайским изделиям. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того, была лечебным средством. На протяжении XVII века производство нэцкэ оставалось побочным занятием не только скульпторов, но и мастеров многих других специальностей: керамистов, резчиков декоративных архитектурных деталей, художников по металлу, мастеров художественного лака, резчиков кукол. Лишь, во 2-й половине XVIII столетия появились профессиональные резчики нэцкэ так называемые нэцукэси. Мастера-профессионалы превращают нэцкэ в самостоятельный вид искусства, обладающий специфическим набором форм, материалов и сюжетов. Старые мастера, а их было не так много, каждую нэцкэ изготавливали только в одном экземпляре, и настоящие знатоки умеют по фигурке определить мастера. В самой Японии изготовители нэцкэ и копий нэцкэ из таких материалов, как глина, лак, появились после того, как нэцкэ проникли в Европу и вызвали там подлинный ажиотаж. Уникальные нэцкэ стоили (да стоят и сейчас) очень дорого. Появившийся же спрос на непонятные интересные изображения у голландцев, англичан, португальцев вызвал к жизни "лавочные" нэцкэ — образно говоря, их изготовление поставили на поток. Настоящие же мастера, у которых на изготовление некоторых фигурок уходили месяцы работы, резко осуждали такое массовое изготовление нэцкэ. Постепенно школа старых мастеров прекратила свое существование. Отдельные мастера нэцкэ для каждой своей фигурки изготавливали и ее футляр — точную копию фигурки, и порой эти футляры ценятся дороже самой нэцкэ. Нэцкэ старых мастеров могли себе позволить носить лишь богатые и именитые люди — и по причине их стоимости, и по причине того, что уникальная нэцкэ уважаемого мастера как бы являла собой признак особого статуса того, кто ее носил. Для многих нэцкэ составлялись специальные названия, слагались свои стихи и даже своя музыка.

 

Можно назвать несколько основных форм нэцкэ: Окимоно, Саси, Оби-хасами, Итираку. Последние отличны тем, что изготавливались в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетенные из проволоки, бамбука или тростника. Отдельную группу образуют нэцкэ в виде миниатюрных масок театра Но. Существовали так называемые "курьезные нэцкэ"- например, изготовленные из курков голландских ружей, а также фигуры в виде счетов, соробан, компаса, кремня и огнива, пепельницы и т.д. Конечно, нэцкэ имели не только практическое значение, но и служили украшением, ношение которых стало всеобщей привычкой в Японии XVII — XIX вв. Практическое использование нэцкэ имело место в Японии вплоть до 20-х гг. XX в., когда вышел из употребления национальный Японский костюм. Известны несколько основных японских школ мастеров нэцкэ. Представители некоторых из них предпочитали изображать животных, другие — религиозных деятелей, мудрецов и философов, третьи изготавливали фигурки носящие юмористический развлекательный характер. По свидетельству художественной литературы XVII века описывающей нравы Японии того времени, известно, что наиболее широкое распространение получили Карасиси — досл."Китайский Лев" и лошадь. Нэцкэ появлялись там, где имелся костюм без карманов, но с поясом. Нэцкэ, брелки противовесы использовались на обширной территории в Японии, Венгрии, Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опубликованное фото

Семь богов счастья -

 

традиционный подарок на новый год, который обычно преподносят высокопоставленному или уважаемому

 

лицу, отцу семейства. Такой комплект приносит блага не только обладателю, но и окружающим его

 

людям, будь то коллеги, родственники или друзья.

 

Боги:

 

Дзюродзин (здоровье и долголетие),

 

Фукурокудзю (мудрость),

 

Дайкоку (богатство),

 

Эбису (покровитель работающих людей),

 

Хотей (богатство и удача),

 

Бисямон (защитник) и

 

богиня Бэнтэн (любовь и искусства).

 

Хорошая резьба говорит о том, что сделаны нэцкэ были в Киото.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кст. дорогое удовольствие для коллекционеров. Самая простая из дерева нэцке стоит не меньше 300$, а из слоновой кости цены лезут за 2000$, а ежели работа старинная, то цены зашкаливают.

Видела я, однажды, такую коллекцию, стоимостью несколько миллионов, хранимую в комнате-сейфе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опубликованное фото

"ДАЙКОКУ ВЫСТУКИВАЮЩИЙ УДАЧУ И БОГАТСТВО"

Слоновая кость, чернение. Кон. XIX в. Высота ок. 4 см.

 

Дайкоку - Бог богатства и удачи танцует и выстукивает своим молоточком удачи богатство всем,

кто заслуживает. Созерцайте его танец как можно чаще и ваше внимание будет вознаграждено.

Отличный талисман, который можно всегда иметь при себе или доставать в особых случаях.

Все, кто хочет иметь деньги и удачу не могут не пройти мимо этой уникальной нэцке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опубликованное фото

Хотэй, один из Семи Богов Счастья японская нэцкэ из слоновой кости

 

Японская подписная нэцкэ из слоновой кости в виде одного из Семи Богов Счастья - Хотэя,

сидящего с чётками в одной руке и веером в другой. За спиной Хотэя плетеная шляпа путника.

Полы его богато украшенного кимоно разошлись, открывая большой круглый животик.

Хотэй добродушно улыбается. Считается Богом богатства и благосостояния, покровителем малышей

Автор: Tadamori

Материал: слоновая кость, тушь, тонировка

Высота нэцкэ: 3, 5 см

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нэцкэ (Netsuke) - японская миниатюрная скульптура, которая является частью японского декоративно-прикладного искусства. По сути является маленьким резным брелком. Нэцкэ использовалось при ношении традиционной японской одежды, такой как одежде кимоно и косодэ, в которых в свою очередь не было карманов.

Опубликованное фото

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...