Jump to content
Форум - Замок

В.Суворов- Полушария и луны. Часть 3.


Recommended Posts

Я не знаю, насколько интересен был для вас предшествующий час моей лекции,

потому что кому-то из вас, может быть, было достаточно двух-трех ключевых слов.

Но в действительности объемное представление об объекте с большим количеством

психологических подробностей, эффектов и т.п. совершенно необходимо астрологу,

потому что любой астрологический объект (в частности, Лилит и Тома) у разных

людей проявляется по разному. И если у вас об этом объекте нет достаточно

широкого представления, то вы, интерпретируя карту, легко попадете впросак.

Успешная работа с клиентом - всегда маленькое чудо. Вы должны попасть в точку.

Однако, хотя это может прозвучать парадоксом, шансов попасть в точку, если ваша

мера знания - вот такой маленький кружочек, гораздо меньше, чем если она у вас

у вас обширна. Заметьте, я рассказываю о Томе и Лилит далеко не все, но вы

должны продумать и пережить внутренне эти темы до такой степени, чтобы у вас

весь мир поделился на две части, так что вы в любой ситуации будете знать,

какой на ней стоит акцент: Белой Луны или же Черной.

Типичный пример - толкование гороскопа. Каждый астролог когда-то начинает

рисовать первые карты. Сейчас они компьютерные, что сильно экономит время, но в

действительности люди, которые никогда карты руками не рисовали, многое

потеряли.

Когда я учился астрологии, у меня была даже не книжка, а пачка бледных

ксероксов эфемерид Микельсена. Персональных компьютеров тогда еще не было в

природе, и соответственно карты приходилось рисовать вручную. И хотя искусство

чистописания никогда мне не давалось, я очень старался рисовать карты красиво.

Ксероксов в нашей стране у частных лиц тогда тоже не было, и я сам лично

рисовал зодиакальный круг, все двенадцать секторов и значки Зодиаков - а потом

планеты. И вот тут меня подстерегали неприятности, поскольку всегда некоторые

из них претендовали на одно и то же место на рисунке, и к тому же накладывались

на границы зодиакальных знаков и домов. Ко всему еще мои цветные шариковые

ручки чуть-чуть подтекали, и в трудных случаях, когда карта особенно

сопротивлялась, мне приходилось перерисовывать ее по второму разу.

Но меня поражало другое: мое эмоциональное состояние в момент составления

карты. Редко-редко попадались карты, которые я рисовал спокойно, а основном

меня сильно трепало, и не только эмоционально, но и графически. Что это значит?

Сейчас объясню. Когда я начинал интерпретировать карту, то вопросы, которые

чаще всего задают начинающие астрологи: "Какую планету считать гармоничной?

Какую считать пораженной?" - для меня не стояли. Если планета в гороскопе была

гармонична, она получалась у меня на чертеже такая красивая, круглая, крупная,

в соответствующее место гороскопа приятно было смотреть. Если же планета была

пораженная, она не влезала в рисунок, она была нарисована как-то криво, она

противно изгибалась и еще в этом месте моя ручка обязательно мазала. Поэтому,

глядя на свои чертежи, я через некоторое время стал прямо ориентироваться на

эти подробности. "Ваш Меркурий поражен! Просто смотреть не на что! Такой кривой,

маленький, уродливый!"

Так действует Тома. Когда начинающий астролог приходит ко мне со своей

картой (он, может быть, кроме своей карты, никакой другой не видел) и начинает

жалобным голосом говорить: "У меня бедная квадратная Луна. Ей так плохо, она

так поражена этим Сатурном!" - это говорит Тома. А когда человек приходит и

начинает в бодром темпе сыпать аспектами: "Солнце у меня в этом знаке, Сатурн -

в том, здесь квадрат, здесь трин", - и все это говорится в таком темпе, что я

уже совершенно не воспринимаю, и безнадежно не успеваю в голове составить

гороскоп, значит работает Лилит.

Уровни проработки. Теперь мы поговорим об уровнях проработки Черной и Белой

Лун. Это тоже очень важный момент, который можно считать не имеющим отношения к

астрологии: у каждого из нас где-то стоит Тома, где-то стоит Лилит, так что

принципы эмпатического и символического бытия и восприятия есть у каждого

человека. Но оно бывает разным.

Мы рассмотрим три основных уровня проработки Томы, Лилит и оси в целом:

варварский, любительский и профессиональный.

На варварском уровне проработки Томы нет дистанции между человеком и миром:

здесь человек тотален в каждом своем проявлении, так что иногда его хочется

остановить. Он слишком искренен, слишком непосредственен, слишком откровенен,

например, в своих низших желаниях. Он может себя вам откровенно навязывать,

совершенно ни с чем не считаясь, в частности, игнорируя косвенные знаки,

которые вы ему подаете, намекая, что время общения подошло к концу и ваше

личное время чего-то стоит.

Он сам представляет для себя огромную ценность, и ровно так же он видит

себя в мире, то есть убежден, что представляет огромную ценность и для всего

мира тоже. Или, наоборот, он может считать, что он совершенно ничтожен или

ужасен, и проецировать эти свои самооценки на мир. Тогда он будет думать, что

когда он придет куда-то, все его будут пинать, а в конце выгонят навсегда. У

меня была знакомая, которая говорила, что когда она приходит в гости, где ей

хорошо, то она принципиально сидит до конца, до последнего, пока ее не

выставляют физически - потому что она точно знает, что в следующий раз ее не

позовут.

У этого человека нет этического различения. Личная этика это набор правил

поведения, которые отделены от самого поведения, что само по себе предполагает

известный уровень осознания мира и самоосознания. Однако для нашего героя

кантовский категорический императив, который заключается в том, что человек

должен жить так, чтобы каждое его действие могло бы быть возведено в этическую

норму, бессмыслен, потому что он не понимает, что такое этическая норма. Он

по-своему очень творческий человек, поскольку для него каждое положение, в

котором он оказывается, совершенно уникально, и поэтому для него понятия этики,

которая предполагает некоторое единообразие, просто не существует. Он просто

есть, он просто живет. И если у него при этом сильная Тома, то он в своей

реальности существует очень устойчиво, и попытки переключить его на Лилит,

сказав, например: "Посмотри на себя со стороны", - окажутся безуспешными.

Это, кстати, распространенный вариант манипуляции человеком с целью

переключить его с Томы на Лилит: сказать ему: "Посмотри на себя со стороны".

Если у вас у самого сильная Лилит, это фраза идет как гипнотическое внушение, и

ваш партнер начинает смотреть на себя со стороны вашими глазами. Чаще всего это

довольно неприглядное зрелище, и многие, а особенно дети, инстинктивно, но

энергично этому сопротивляются.

Что еще характерно для варварского уровня проработки Томы? Когда этот

человек что-то чувствует, он отождествляется с этим чувством и проецирует его

на всю Вселенную. Если у него грустное настроение, он внутренне считает, что

весь мир грустит. Если он сейчас переживает плохую погоду, он считает, что она

будет всегда, а точнее, он так не считает, он так ощущает. Для этого уровня

характерно употребление наркотиков или других средств, которые приводят

человека в экстатическое состояние. Если он влюблен, то от объекта любви его

никакими силами не оттащишь, разве что побоями, и то ненадолго.

При сильной Томе ему свойственно поведение, которое можно назвать "скользкая

прилипала". Он умеет к вам прилипнуть, облепить вас со всех сторон какими-то

неясными присосками - и все, вы уже в нем захлебываетесь. Но если вы ему не

нравитесь, то он удивительно ловко умеет перестроить свои модальности и

проскальзывает мимо вас так, что вы его зацепить никак не можете.

На варварском уровне проработки Лилит у человека есть очень узкий набор

символов и шаблонов, по которым он все меряет. Например, у него могут быть два

понятия в отношении окружающих людей: или ты хороший человек и мне друг, или ты

плохой человек и мне враг. Все: вариации не допускаются, и он об этом и не

размышляет. У него, таким образом, для всех знакомых и родственников есть ровно

две клеточки. Иногда знакомый по непостижимым причинам из одной клетки

переходит в другую, то есть из друга становится врагом или наоборот,

автоматически меняя при этом знаки всех этических оценок. У этого человека,

кстати говоря, этика примитивная, жесткая, грубая, но для него существенная, то

есть он на нее ориентируется в своем поведении.

Ему свойственна грубая манипуляция через символы. Например, он хочет сделать

для вас что-то хорошее. Но вы для него - символ. Он знает, что вы должны любить

сладкое. И он приносит вам торт. Вы должны быть рады, никакого другого варианта

поведения им для вас не предусмотрено. Он на вас и не смотрит, то есть не ждет

обратной связи: у него в голове есть четкая картинка (скорее всего, взятая из

популярного фильма): бабе - цветы, детям - мороженое - и тогда все в порядке. И

по этой его схеме вы должны себя вести. Если же вы из нее выпадаете, он либо не

станет с вами взаимодействовать, либо разместит вас в своей классификации людей

в особую клетку, на которой написано: "Монстры".

У него нет никакой обратной связи, но это его нисколько не смущает. Например,

ребенок (неважно, свой или чужой) для него может быть послушный и непослушный,

ленивый и трудолюбивый, и эти слова для него - своего рода бирочки-наклеечки,

ярлычки разных видов, причем проблемы, какой ярлык на кого наклеить, у него не

возникает: он делает это мгновенно и достаточно произвольно. Однако раз

наклеенные им ярлыки могут оказаться очень устойчивыми: один раз он его на вас

наклеил, а вы потом всю жизнь не отмоетесь.

Здесь тоже возможен вариант наркомании, но это очень своеобразная наркомания

- через символы. Всю энергетику, которая идет на этого человека, он

трансформирует в свои абстрактные символы, и его наркотическое состояние

заключается в том, что он ими играет, причем обычно это совершенно

бессмысленные игры. Например, в известном романе Салтыкова-Щедрина описано, как

Иудушка Головлев (который, по описанию автора, в очень большой степени человек

Лилит) долгими часами предавался своему любимому занятию, которое заключалось в

том, что он по карте делил Россию на одинаковые квадратики, и представлял себе,

что все они ему принадлежат, и планировал засеять все эти квадратики картошкой,

или чем-то еще, и высчитывал, сколько бы у него было прибыли каждый год, если

бы она дала хороший урожай.

Для варварского уровня проработки сильной Томы характерна очень большая

внушаемость и большие гипнотические способности. Этот человек, с одной стороны,

легко внушается любой ситуацией, то есть он под нее инстинктивно подстраивается,

но, в то же время, если он активен, то легко наведет на вас гипноз, возможно,

очень нехитрыми, но достаточно эффективными способами. Он придет к вам и

скажет: "Ты знаешь, мне не хочется жить!" И от одной этой фразы вам жить тоже

не захочется, причем надолго. У него идет инстинктивная подстройка к вам по

всем модальностям, о которых он не думает, но о которых я еще много буду вам

рассказывать; а когда ему нужно, он дает такую же инстинктивную (и эффективную)

расстройку. У него есть очень своеобразные, но достаточно эффективные методы

защиты от человека, который ему не нравится. Он скажет: "Он не такой. Он

противный!" И это "противный" означает, что он уже отстроился, хотя он не

употребил никаких слов. Однако он психологически настроился так, что никакого

резонанса между психическим состоянием его партнера (который ему не нравится) и

им самим просто нет.

Не нужно думать, что люди с сильной Томой беззащитны. Это не так, просто у

них своеобразные и неочевидные защиты. Например, помните, было у нас такое

понятие, как синтонность, то есть такое поведение человека, когда он

употребляет те же модальности, что и партнер; обратное поведение называется

антитонным. В неприятной для себя ситуации этот человек ловко употребит

антитонную модальность - и все, никакого контакта с ним нет, он непостижимым

образом от вас ускользает, хотя ничего, плохого по-видимому не говорит и не

делает. Он, вроде бы, и рядом, но его уже нет. Он как бы внутренне говорит

себе: "Не принимаю", - и умеет-таки не принять, ускользнуть, проскользнуть мимо.

Вообще, Тома - это место, где вы уязвимы. Что такое невроз? Это в первую

очередь неспособность человека выйти из тяжелого сущностного психического

состояния, то есть неспособность перевести Тому в Лилит. У вас есть какой-то

кусочек вашей психики, который почему-то не становится от вас удаленным, хотя

является для вас болезненным. Это означает, что естественная защита вашей

психики по каким-то причинам не работает. Что с этим можно делать, это другой

разговор, это уже тема практической психотерапии, которой мы пока касаться не

будем.

Что касается Лилит, то на варварском уровне ее проработки характерна иллюзия

свободы наклейки бирочек и ярлычков и иллюзия свободы манипулирования объектом.

Здесь символ полностью отделен от объекта. Этот человек говорит: "Пусть!" - и

считает, что этого достаточно. Знаете историю о мулле Насреддине, как он читал

проповедь - это типичный пример такого низкого уровня Лилит. Мулла - это

учитель религиозный школы. Мулла Насреддин пришел в деревню читать проповедь.

Народ собрался его слушать. Мулла спрашивает: "Знаете, о чем я вам буду

проповедь читать?" Они говорят: "Нет, не знаем!" "Ну, тогда и я не знаю!" -

обиделся мулла, и не стал читать. Через неделю он приходит снова, опять

собрался народ, и мулла снова спрашивает: "Знаете, о чем я буду читать?" Народ,

уже ученый, говорит: "Знаем!" "Ну, раз вы знаете, я и читать не буду!" -

отвечает мулла и уходит. Через неделю опять собирается народ. Казалось бы, уж

можно было понять намек. Но нет, народ нуждается в духовном окормлении. Мулла

спрашивает: "Знаете, о чем я буду читать вам проповедь?" Однако народ уже

подготовился: он разделяется на половины, одна половина говорит: "Знаем", а

другая половина говорит: "Не знаем". Мулла говорит: "Очень хорошо! Пусть те,

которые знают, расскажут тем, кто не знает!" Это очень типичная иллюстрация

того, что такое Лилит низкого уровня. У такого человека полная иллюзия, что

когда он говорит: "Пусть будет то-то", - и у него в голове есть ясный

символический план того, что должно произойти - то ровно так оно и произойдет в

действительности ("те, которые знают, расскажут тем, кто не знает") - а то, что

имеющимся в его голове символам соответствуют реальные объекты, которые весьма

удалены от этих символов, ему в голову не приходит.

Другой пример это то, чем нас кормили много лет во времена социализма, когда

манипулирование идеологическими символами заменяло реальные преобразования. Но

эту традицию, к сожалению, преодолеть сложнее, чем хотелось бы. Власть по

природе своей склонна оперировать символами, и для нее они наполнены большой

энергией, особенно символы, обозначающие народ в целом или большие группы людей,

и возникает впечатление, что если мы можем их соединять в словесных формулах,

то тут же нечто подобное происходит и в жизни. Но в жизни оно получается совсем

по-другому, хотя на низком уровне проработки Лилит человек совершенно этого не

понимает. У него есть приказ, у него есть подпись под этим приказом, и все.

Приказ доведен до сведения нижестоящего чиновника - значит, он исполнен.

Теперь переходим к любительскому уровню.

На любительском уровне проработки Томы человек уже в какой-то мере управляет

своими подсознательными ощущениями. Он по-прежнему переполнен своими ощущениями,

но он начинает ими как-то управлять. На варварском уровне у него никакого

управления своими ощущениями нет, он ничего не может с ними сделать. Он

переполнен состоянием, в котором он находится, и его проживает, и здесь для

него вариантов нет, даже если оно негативное. Он может попытаться повиснуть у

вас на шее и передать вам часть своего негатива - но это не есть управление. А

на любительском уровне человек уже учится управлять своими чувствами, он учится

расставлять акценты. Помните, я вам рисовал картинку, кубик, у которого на

гранях написаны разные тонкие тела. Так вот, этот человек переживает всеми

телами сразу, но все-таки он может найти тело, эфирное, например, или

физическое, которое переживает чуть поменьше, и смотреть на происходящее как бы

сквозь него. Насколько тотально мое переживание? Сердце у меня трепещет, руки у

меня дрожат, коленки тоже дрожат. А вот большой палец левой ноги, похоже,

поспокойнее. И я с ним отождествляюсь, и так ситуация вроде бы смотрится

полегче.

Этот человек учится модифицировать, ослаблять и усиливать свои положительные

и отрицательные реакции, он начинает обращать внимание на какие-то символы.

Символы всегда рядом, но в сущностном состоянии человеку не до них. Что такое

любовь? Это состояние, когда, увидев человека, вы забываете обо всем - и об

остальном мире, и о себе, а в сознании остается лишь его образ, который

заполняет вас целиком. Однако на любительском уровне проработки Томы вы в

какой-то степени собой владеете. Переживание, внешний образ по-прежнему

заполняет вас целиком, но вы можете смотреть налево, можете смотреть направо, и

как-то корректировать свои проявления, выбирать разные модальности своего

поведения.

На любительском уровне проработки Лилит у человека возникают правила

согласования символов. Если на варварском уровне символов, как правило, немного

и они совершенно произвольно друг с другом компонуются, человек об этом не

задумывается и лепит их, как ему нравится, то на любительском уровне он

понимает, что между этими символами есть определенные правила взаимодействия и

компоновки, определенное соподчинение, как у слов в предложении есть

грамматическое управление. Нельзя просто бормотать слова друг за другом, нужно

строить фразу, соблюдая законы грамматики.

Здесь появляется понятие о системном подходе, возникают представления о

разных символических системах с более или менее богатыми наборами символов, и

человек начинает их уважать. Он смотрит снизу вверх на науку, уважает разные

системы, схемы, классификации. У него происходит дифференциация символов,

выяснение отношений между ними. Так ребенок учится собирать конструктор или

составную картинку из кубиков, соединяя их так, чтобы рисунок на одном кубике

подходил к рисунку на соседнем кубике

И эти символы уже начинают имитировать реальность. На варварском уровне

проработки Лилит нет даже намека на то, что символы могут имитировать

реальность - они лишь грубо вторгаются в нее. А здесь из символов строится как

бы игрушечный мир. (В зависимости от того, где стоит Лилит, вы сразу же сможете

понять, где человек будет заниматься этим строительством. Если она стоит в

водной стихии, то у него это строительство будет происходить в первую очередь

во внутреннем мире, а если она стоит в земном знаке, то, соответственно, во

внешнем мире.)

И, наконец, профессиональный уровень.

На профессиональном уровне проработки Томы человек понимает, что его

внутреннее реагирование чрезвычайно богато, это фактически реагирование целого

мира, и он относится к нему с большим вниманием. У него большая способность

варьировать, медитировать и очень разнообразно, тонко и сущностно переживать

разные вещи - даже такие, которые, казалось бы, совершенно однозначны.

Представьте себе какой-то штамп, например, жесткий шаблон мышления, или

какой-то установившийся объект, который, казалось бы, незыблем, то есть являет

собой в чистом виде однозначный символ, торжество Лилит. Однако когда этот

символ попадает в восприятие человека с профессионально проработанной Томой, то

оказывается, что это все не так: у этого символа обнаруживаются многочисленные

вариации и степени свободы. Например, известный писатель Д. Сэлинджер

использует такой прием: главный герой повести "Над пропастью во ржи"

пересказывает фильм "Ромео и Джульетта". И с помощью этого пересказа прекрасно

известного сюжета мы узнаем многое - естественно, не о Ромео и Джульетте, а о

мальчике. Так работает хорошо проработанная Тома.

У такого человека очень разнообразные, дифференцированные ощущения, он

совершенно уникальным образом воспринимает любой объект. Иметь дело с таким

человеком в некоторых отношениях очень сложно. Как говорят, все великие люди

заняты одним объектом, а именно, собой. По-видимому, это тоже признак

профессиональной проработки Томы, потому что творец перед тем, как выразить в

понятных потребителю символах ту или иную реальность, ее прорабатывает и

проживает внутри себя, и вот это и есть Тома на высоком уровне. У него

действительно идут необычные и интересные ощущения, переживания, медитации,

требующие большого внимания к себе.

Профессиональный уровень проработки Лилит дает владение хорошо

разработанными символическими системами, и способности к их разработке. Этот

человек создает полные системы, где нет лишних символов, где символы хорошо

друг с другом сочетаются и с ними удобно работать. Это, может быть,

профессиональный конструктор, создающий проект и чертежи большого, сложного

объекта, например, космического корабля. Это требует знания и соблюдения

совершенно определенных и детально разработанных правил (в нашем примере -

изображения технического объекта на бумаге). Но перед этим будущая ракета

расположится (символически) у него во внутреннем мире.

Здесь характерна большая тонкость и точность идентификации, то есть

соотнесения реального объекта со знаком или символом, и нет иллюзии, что это

сделать легко. Здесь идет очень тонкая диагностика: разработанная классификация

накладывается на реальность, однако сам процесс этого наложения очень и очень

непрост.

Карл Юнг, например, стал известен миру, когда написал книгу под названием

"Психологические типы". Психологических типов там два: интроверт и экстраверт.

И обозначены они на первой странице этой книги очень простыми и ясными фразами,

а именно: "Интроверт - это человек, для которого внутренняя реальность важнее

внешней, а внешняя для него - лишь повод для того, чтобы ее воспринять и затем

внутри себя что-то с ней делать. А экстраверт - это человек, для которого

важнее внешняя реальность, и он ей подчиняет внутреннюю". И после этого автор

где-то на протяжении четырехсот страниц объясняет, что такое на самом деле

интраверт и экстраверт - я еще буду вам об этом рассказывать, и перескажу

некоторые его примеры - вся эта книга, в сущности, посвящена изложению большого

количества исторических примеров и обсуждению, кто был интровертом, а кто

экстравертом, и что у них из этого получалось. И в заключение этой толстой

книги, в которой он описал простейшую систему из двух, собственно говоря,

символов, Юнг пишет, что не надо думать, что так уж легко, глядя на человека,

определить, интроверт он или экстраверт: это дело тонкое, тут нужно долго

думать и никогда не выносить окончательного диагноза. Вот это подход

профессионала, ничего не скажешь!

Мировоззрение и мироощущение. Чем они отличаются? Это очень важно понять,

потому что эти понятия во многом противоположны. Я в начале лекции сказал, что

ось Тома - Лилит - это ось мировосприятия. Так вот, к Томе относится

непосредственное эмпатическое мировосприятие, то есть мироощущение. А к Лилит

относится мировоззрение: это набор символов, определенных схем, рамок, точно

выверенных представлений, под которые человек подстраивает мир, когда он его

видит. Вы вышли в лес, вдохнули воздух, почувствовали ветер, и вас наполнило

ваше мироощущение. А мировосприятие активно, когда вы смотрите на мир глазами

ученого, когда вы ходите, смотрите и говорите: это дуб, а это береза. А если у

вас нет соответствующих понятий, то вы теряетесь и как бы пропускаете деревья

мимо. На эту тему я могу вам рассказать историю из жизни.

Это еще было очень давно, где-то в 70-х годах, когда атмосфера в обществе

была совершенно другая, и понятий "философия", "мировоззрение",

"мировосприятие" как бы не существовало: была одна философия,

марксистско-ленинская, которую, впрочем, в те времена мало кто воспринимал

всерьез. У меня была знакомая, как я теперь понимаю, с очень сильной Лилит. Так

вот, это была интересная барышня с богатым внутренним миром, с философскими

запросами, и очень интересующаяся психологией. И она рассказала мне такую

историю.

Ехала она в поезде дальнего следования и оказалась в одном купе с интересным

молодым человеком. Ехали они долго и по пути почувствовали очень глубокую

симпатию друг к другу. В общем, парная медитация пошла сверху вниз и дошла уже

до физического тела практически вплотную. И тут барышня уже совсем было

собралась соединиться с попутчиком в нежном объятии, как почувствовала, что

что-то ей мешает. И чуть-чуть послушав себя, она поняла, что именно ей мешает,

и отнеслась к молодому человеку с таким вопросом: дорогой, не мог бы ты, перед

тем, как мы продолжим наши объятия уже без одежды, изложить мне основы своего

миросозерцания - а иначе я продолжать не могу. Он был ошарашен, но напрягся и,

подумав некоторое время, изложил спутнице свое миросозерцание. Оно ее полностью

устроило. Она сказала: что все, дорогой, я готова. Но, как бы это сказать

помягче, птица его любви не смогла расправить крылья, потому что вся его

энергия пошла на это изложение.

Для меня эта история была полным торжеством концепции Фрейда о сублимации,

иллюстрацией того, что сексуальная энергия в некоторых случаях поднимается

вверх и превращается в более тонкие энергии. Но заметьте, что произошло с точки

зрения нашего сюжета? Оба они находились в состоянии Томы, очень сущностном, ни

о каких символах не думали. Но когда барышня спросила о миросозерцании,

произошло резкое, грубое переключение с Томы на Лилит.

Динамика переключения. Тома переходит в Лилит, когда сущностное действие

превращается в ритуал, в схему. Это нормальная процедура, которую можно назвать

экономией психической энергии. Дело в том, что сущностные переживания нам

(нашей психике) дорого стоят, и как только есть минимальная возможность

ритуализации, схематизации, обрастания символами, это и происходит.

Вообще надо сказать, что мы очень сильно обеднили свою жизнь в ХIХ и тем

более в ХХ веке (это упрек не к присутствующим, а к западной цивилизации в

целом), когда пошла мода на ментальное моделирование, а ритуальное

моделирование, то есть моделирование в действии, очень сильно сократилось.

Раньше были в моде карнавалы, разнообразные ритуалы, как религиозные, так и

светские. К. Юнг, кстати, очень высоко ценил католический религиозный ритуал, и

позже писал, что протестанты очень многого лишились в связи с тем, что отменили

религиозные ритуалы.

Тема ритуализации всегда возникает при передаче религиозного учения. Когда

приходит пророк, он очень сущностен. Он несет с собой огромный сущностный заряд,

он находится в первую очередь под Томой. Когда Христос говорил своим прямым

(так сказать, прижизненным) ученикам: "Веруйте в меня", - эти слова означали

совсем другое, чем слова: "Уверуйте в Иисуса", - когда их произносят Его

последователи, миссионеры ХХ века. Тогда, в первом веке нашей эры, "уверуйте"

было что-то совсем незначительное, как я это себе представляю: верующему

требовалось обычное человеческое доверие, и этого было достаточно для того,

чтобы харизма, благодать Сына Божьего на этого человека опускалась, и далее он

уже постоянно находился в религиозном потоке. А когда пророк уходит, когда

проходят многие поколения религиозной традиции, и верующие живут лишь

воспоминаниями, то естественно, что происходит переход от сущностного

восприятия к символическому, от Томы к Лилит. Все труднее становится

подключиться к непосредственному источнику благодати, источнику религиозного

переживания: для этого требуются все более и более разветвленные ритуалы. В

принципе, ничего плохого в этом нет. Надо просто понимать, что когда ритуал

действенен, пусть он будет даже сложен, он должен достигать определенной цели.

Если такое понимание есть, то реально происходит проработка оси Тома - Лилит, о

которой я собираюсь говорить.

С другой стороны, есть обратная динамика перехода: от Лилит - к Томе. Когда

мы пристально вглядываемся в символы, какие-то вещи происходят с нами и

сущностно. Тогда символ выступает в роли глазка в двери: пока мы ходим вокруг

него и смотрим на него как на глазок, он нам не говорит ничего. Но в какой-то

момент мы подходим к нему вплотную и смотрим сквозь него. И тогда он открывает

нам новый мир.

Например, бывает любовь с первого взгляда, когда сразу включается Тома. А

бывает (кстати, не так и редко) любовь далеко не с первого взгляда, а, например,

с третьего, четвертого, десятого, когда люди постепенно притираются друг к

другу. В старину был принят брак по благословению родителей. Молодые люди

женятся и некоторое время живут, постепенно друг друга разглядывают, и к ним

приходит любовь. Это процесс перехода от Лилит к Томе. И здесь тоже многое

зависит от того, как человек настроен: склонен он видеть за символами, которые

кажутся ему формальными, некоторую реальность, что-то за ними просматривать,

или же нет. Например, астрология ко многим людям приходит сейчас именно в этой

последовательности, от Лилит - к Томе. Сначала они о ней много слышат, но она

для них ничего не значит, они в нее абсолютно не верят; потом они начинают

строить первые гороскопы или попадают на успешную консультацию к астрологу

(чаще, кстати, первое, чем второе) - и в какой-то момент бывают сущностно

потрясены.

Когда человек начинает учить астрологию, то нередко сначала у него особого

доверия к астрологическим символам нет, то есть непонятно, как это может быть,

что из карты можно извлечь что-то существенное. Однако составляется первый

гороскоп, затем второй, третий… У меня была знакомая, которая совершенно

уверовала в астрологию, когда составила гороскоп своего мужа и обнаружила у

него неаспектированный Марс. Это было для нее исключительно точно (она к тому

времени уже знала, что такое неаспектированный Марс), поскольку она никогда не

могла добиться от супруга никакого действия, и, более того, подозревала его в

некоторой "голубизне", настолько он был мягкий и женственный. И когда она

увидела, что у него в гороскопе неаспектированный Марс, все сопротивление,

которое у нее было, сломалось, и она сказала: "Это великая наука!" У нее

произошло переключение с Лилит на Тому (и, вероятно, она простила мужу большую

часть его поведения).

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...