Перейти к публикации
Форум - Замок

Корабли...корабли...большие и маленькие...


Рекомендованные сообщения

Петр Морской

ТАРК «Петр Великий»

 

6.10.2008 9:24

Пока тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» пересекает полмира, двигаясь на учения в Венесуэлу, узнаем подробнее – что такое крейсер, почему он ракетный и вправду ли такой тяжелый. Вкратце – обо всем, что касается самого большого боевого неавианесущего корабля на планете.

 

Опубликованное фото

 

 

Общая длина коридоров корабля – более 20 км

 

«Петр Великий» имеет 6 палуб, 8 ярусов, а высота его надстроек – в семиэтажный дом

 

Главным конструктором проекта «Орлан» выступал глава Северного проектно-конструкторского бюро Владимир Юхнин

 

 

Меч в руках «Петра Великого»: крылатые ракеты «Гранит» разработки ОКБ-52 (ныне ВПК «НПО Машиностроения»)

 

Противолодочный вертолет Ка-27

 

Реактивные бомбометные установки «Смерч-3», увы, можно назвать одной из старейших систем, остающихся на вооружении российских кораблей; они разработаны еще в 1960-е

 

Пусковая установка корабельного ЗРК «Форт-М»

 

 

Начнем, разумеется, с конца: со слова «крейсер». Традиционно, это название носят надводные боевые корабли, способные действовать независимо от основной части флота, причем выполняемые ими задачи могут быть самыми разными, от постановки минных заграждений до поддержки десанта и непосредственной борьбы с флотом противника. С воцарением на войне авиации и развитием специализированных судов все ярче видна тенденция к укрупнению боевых соединений, и сегодня крейсеры, как большие «универсальные» корабли используются флотами только нескольких стран мира, включая Россию, Францию и США. На вооружении нашей страны сейчас стоят такие суда двух проектов – 1164 «Атлант» (3 корабля) и 1144 «Орлан» (2 корабля). Именно к последнему относится «Петр Великий», с 1998 г. являющийся флагманом Северного Военно-морского флота.

 

Интересно, что разработка отечественных ракетных крейсеров начиналась с задачи более узкой – создания боевого атомного противолодочного корабля, и началось еще в 1960-х. Однако постепенно стало ясным, что выполнение этой основной задачи возможно будет только при наличии высокой устойчивости и возможности противодействия вражеской авиации, в том числе морской. Так корабль, получив средства борьбы с самолетами и кораблями противника, перестал быть чисто противолодочным и был переклассифицирован в крейсер – точнее говоря, в ракетный крейсер.

 

Дальше – больше: постепенно проект, получивший код 1144 и шифр «Орлан», стал полигоном для размещения всех возможных современных вооружений, а задачи его умножились. Такие крейсера должны были обнаруживать и уничтожать и подводные атомные суда, и надводные корабельные группировки, они несли не только ракетное и артиллерийское вооружение, но и зенитное, и целый арсенал противолодочных средств. Все это привело к тому, что по мощи вооружения эти суда превосходят все, но и размеров они стали циклопических.

Семья «Орланов»

 

Во времена СССР предполагалось соорудить 7 крейсеров этого типа, но успели завершить только 3, а позднее, уже в России, на воду был спущен 4-й. ТАРК «Киров» (позднее – «Адмирал Ушаков») и «Фрунзе» (с 1992 г. – «Адмирал Лазарев») переданы ВМФ в начале 1980-х, но в настоящий момент небоеспособны и выведены из состава флота. Головным кораблем проекта «Орлан» был «Киров», так что в классификации НАТО такие ТАРКи именуются ‘Kirov-Class’. Сейчас он готовится к утилизации, зато «Фрунзе», по некоторым сообщениям, еще есть надежда восстановить, отремонтировать и модернизировать.

 

ТАРК «Адмирал Нахимов» (ранее – «Калинин») входит в состав Северного флота с 1988 г. и по сей день, хотя уже почти 10 лет остается на модернизации на северодвинском ПО «Севмаш». Обещается, что на нем будет установлена современнейшая электроника, достойная XXI века – остается только надеяться, что это будет так. Впрочем, есть сообщения о том, что в нынешнем году план модернизации был откорректирован, и этот затянувшийся процесс завершится уже в ближайшее время.

 

«Петр Великий» (тогда предполагалось назвать его в честь бывшего главы КГБ, а затем – Генсека ЦК КПСС «Юрий Андропов») был заложен на Балтийском заводе 25 апреля 1986 г., спущен на воду 3 года спустя, однако вступил в строй лишь в 1998 г. Известное всем тяжелое положение страны растянуло строительство, доработку и испытания корабля на 10 лет, а общая стоимость его составила около 1 млрд долларов.

 

Ракетный

 

Такие многоцелевые крупные боевые корабли несут на борту установки для запуска управляемых ракет. В случае с «Петром Великим» это – противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) П-700 «Гранит», предназначенный для борьбы с мощными корабельными группировками, в том числе авианосными. Разработка и испытание этот ПКРК заняло 14 лет, и он был принят на вооружение в 1983 г. Ее ударный элемент – крылатая ракета длиной 10 м и размахом крыльев 2,6 м, способная развивать сверхзвуковую скорость и на высоте (2,5 Маха), и над поверхностью воды (1,5 Маха). Она способна доставить 750-килограммовую боеголовку (или 500 кг в случае ядерного заряда) на расстояние около 600 км.

 

Однако «Гранит» – не только ракета, но целый комплекс взаимосвязанных элементов. Помимо носителя, в этот ПКРК входят космические аппараты радиолокационной и радиотехнической разведки, которые обеспечивают целеуказание. Наконец, важную роль играет бортовая автономная система управления, делая ракеты почти что разумными убийцами кораблей. Работает это примерно так.

 

Корабль (или подводная лодка: «Граниты» стоят и на борту 12-ти подлодок типа «Антей») дает залп – на борту «Петра Великого» имеется 20 таких ракет. Одна из них поднимается высоко и выполняет роль «наводчика», остальные летят ниже. Все ракеты обмениваются информацией друг с другом, а установленные на них трехпроцессорные вычислительные комплексы, содержащие данные о всех современных классах кораблей, самостоятельно выбирают, классифицируют и распределяют между собой цели, что позволяет им действовать в режиме «один корабль – одна ракета». Когда одна из ракет поразит основную цель в группировке противника, остальные распределят между собой цели второстепенные, что исключает расходование ракет впустую. Если же ракету-«наводчика» собьют, одна из оставшихся займет ее место.

 

Впрочем, считается, что сбить такую ракету практически невозможно, и сегодня «Граниты» остаются едва ли не единственной действенной силой в мире, представляющей весьма серьезную угрозу для американских авианосных группировок. А учитывая тот факт, что стоимость, к примеру, одной подводной лодки типа «Антей» вдесятеро ниже, чем одного только авианосца типа «Нимиц», угроза эта, как любят выражаться российские руководители, «асимметрична». (О самых современных противокорабельных ракетах вы можете прочесть и в нашей статье «Оружие Посейдона».)

 

Атомный

 

ТАРК проекта «Орлан» – единственные надводные корабли в составе советского (и российского) ВМФ, оснащенные атомной силовой установкой - если не считать единичного случая с разведывательным «БРЗК Урал» (спасибо за дополнение одному из наших читателей). Она включает в себя пару главных реакторов на быстрых нейтронах и пару вспомогательных паровых котлов, они же играют роль запасных. И, конечно, здесь есть все, что необходимо для работы с подобной установкой – парогенераторы, система управления, турбина, теплообменники и так далее. Суммарная мощность энергостистемы крейсера – 140 тыс. лошадиных сил. Она могла бы обеспечить энергией целый город с населением 100-150 тыс.

 

Энергия от энергетической установки передается на 2 вала, которые вращают 2 пятилопастных винта. Скорость хода крейсера составляет 32 узла (59 км/ч) на атомных реакторах, и вдвое меньше – на запасных котлах. Атомная энергоустановка рассчитана на 50-летнюю беспорочную службу.

 

Зачем же понадобилось устанавливать на кораблях атомную силовую установку и действительно ли она лучше, скажем, газотурбинной? Главным плюсом можно считать почти полную автономность по топливу (у «Петра Великого» при использовании атомных установок – неограниченная), что дает радикальное преимущество в дальности плавания. Такой корабль может очень долго поддерживать максимальную скорость, не «растрачивая» ресурс главных механизмов. При этом корабли с атомным реактором дороже, больше по весу и габаритам, требуют большего числа обслуживающего персонала, причем высокой квалификации. Ну а в автономности по, скажем, провизии, боезапасу, запчастям разницы никакой нет (по этим показателям автономность «Петра Великого» составляет примерно 2 месяца). Однако реальный опыт эксплуатации показал, что для особенно крупных кораблей выигрыш значительно перевешивает все минусы, и сегодня, к примеру, в США авианосцы строятся исключительно с атомными энергетическими установками.

 

Тяжелый

 

С выводом «на пенсию» последнего американского линкора New Jersey наш «Петр Великий» стал самым крупным в мире боевым неавианосным кораблем. Здесь размещаются почти 150 кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов, 15 душевых, 2 бани, сауна и бассейн, а в медицинском блоке есть не только изоляторы, но и собственная аптека, рентгенографический и зубоврачебный кабинеты, операционная. Экипаж крейсера составляет 655 человек, включая больше ста офицеров. Еще несколько «тяжелых» цифр: длина крейсера – 251 м, ширина 28,5 м, осадка 10,3 м при полном водоизмещении почти 25,9 тысяч тонн.

 

Все это позволило разместить на «Петре Великом» целую кучу (нужного и не очень) вооружения. Этот крейсер – один из самых мощных ударных кораблей не только в России, но и в мире. Так, помимо уже описанных 20-ти ракет «Гранит» здесь имеются 2 палубных вертолета Ка-27 (к сожалению, взятых на вооружение уже более 20 лет назад). Основная их профессия – противолодочная. Каждый Ка-27 несет твердотопливные ракеты АПР-2Е, способные двигаться под водой на скорости свыше 110 км/ч, и управляемые глубинные бомбы с собственной гидроакустической системой наведения. Есть и вспомогательная задача: вертолеты могут использоваться, как ретрансляторы для наведения той же системы «Гранит».

 

Для борьбы с подлодками противника, что считается одной из основных ТАРК, у «Петра Великого» найдется 10 установок для запусков противолодочных торпед «Водопад», эффективных на дистанциях до 60 км. При необходимости, его ракеты могут оснащаться и ядерной боеголовкой. Движение их крайне необычно, что всерьез затрудняет задачу перехвата: при запуске ракета ныряет в воду, затем взлетает в воздух и снова возвращается под водой уже в районе цели. Наконец, есть на крейсере и защитные противоторпедные ракеты «Удав-1», и установки «Смерч-3», предназначенные для стрельбы глубинными бомбами по подводным лодкам и торпедам.

 

Есть у ТАРК, конечно, и корабельные пушки – то, из-за чего изначально и создавались крейсеры и их еще более крупные флотские собратья. Артиллерийское вооружение «Петра Великого» включает спаренную 130-мм автоматическую систему АК-130 скорострельностью 20-80 выстрелов в минуту и дальностью полета снаряда 25 км (дальность сопровождения цели – почти вдвое выше). Бортовой боезапас – 180 выстрелов.

ПВО на борту

 

Главную опасность для подобного корабля, конечно, несут самолеты. И для борьбы с ними на ракетном крейсере выстроена серьезная, глубоко эшелонированная система противовоздушной обороны, включающая сразу три зенитно-ракетных комплекса.

 

Первый эшелон: зенитно-ракетный комплекс «Форт-М», корабельная модификация легендарного ЗРК среднего радиуса действия С-300. В отличие от исходной ЗРК, «Форт-М» обладает расширенной дальностью (до 75 км) и сниженной высотой (от 25 м до 25 км) действия. В составе носовой батареи крейсера установлена обновленная версия системы с кодировкой С300-ФМ, использующая новые ракеты 48Н6, способные поражать цели, движущиеся на скорости до 1800 м/с (6,5 тыс. км/ч), и на расстоянии до 90 км. Это позволяет ЗРК быть эффективным средством защиты не только от самолетов, но и от баллистических ракет малого радиуса действия, одновременно каждый комплекс отслеживает до 6 целей. Ими «Петр Великий» может отбиваться довольно долго: на борту имеется 12 пусковых установок по 8 ракет в каждой.

 

Второй эшелон: корабельный ЗРК ближнего радиуса действия «Клинок», поражающий цели на расстоянии от 1,5 до 12 км. Автоматически перезаряжаясь, каждая такая установка способна выпускать по ракете каждые 3 секунды, причем выстрел производится катапультой, и твердотопливные ракетные двигатели включаются уже в воздухе. Обнаружив цель на расстоянии до 45 км (система способна одновременно работать с 4 независимыми целями), «Клинок» реагирует на ее приближение за считанные секунды, и вскоре ракета устремляется к противнику на скорости почти 3,3 тыс. км/ч. Высота полета цели может быть от 10 м до 6 км, а скорость – до 700 м/с (2,5 тыс. км/ч). Все происходит автоматически, на скорости, на которую люди-операторы были бы неспособны. На борту «Петра Великого» размещается 2 восьмитрубных пусковых установки и 128 ракет.

 

Тех же счастливчиков (или – несчастных, это еще как посмотреть), кому удастся прорваться за эту линию обороны, ждет «Каштан». Этот зенитный ракетно-артиллерийский комплекс тоже полностью автоматизирован и способен работать самостоятельно начиная от обнаружения цели и до ее уничтожения. Он создан специально для противодействия современному высокоточному оружию – противокорабельным ракетам, управляемым авиабомбам и так далее. Разумеется, и его работа полностью автоматизирована; при необходимости, «Каштан» способен выпустить по цели двухступенчатую твердотопливную ракету (на расстоянии 1,5-8 км), или обстрелять ее из пары шестиствольных 30-мм зенитных автоматов АК-630(на дистанции 0,5-4 км), буквально осыпающих противника пулями на скорости 10 тыс. выстрелов в минуту. О таких автоматах мы рассказывали в заметке «“Палашом” по “Томагавку”». На «Петре Великом» ЗАРК «Каштан» – целых шесть штук, и у каждой есть и пара автоматов АК-630, и по 2 блока с 4-мя ракетами каждый (а в подбашенном отделении приготовлены еще по 8 штук). Мало не покажется.

 

Под занавес

 

Стоит сказать, что вообще эффективность крейсеров-одиночек в противодействии авианосным группам считается довольно сомнительной. Это касается и возможностей атаки, и защиты от массированной атаки с воздуха. Видимо, в связи с этим все чаще «Петр Великий» используется в составе более крупных соединений, включающих большие противолодочные и десантные корабли, суда обеспечения и, конечно, единственный наш авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», о котором мы еще обязательно расскажем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Невидимая ударная сила

Ударные суда нового класса

Джим Уилсон

Январь 2004

Все случилось за считаные мгновения. Секунду назад полным ходом шла обычная операция дозаправки. И уже в следующий миг команда десантного корабля USS Cole изо всех сил пыталась удержать на плаву крейсер-ракетоносец. Эти события обернулись трагедией для семей и друзей 17 погибших моряков.

 

 

Между собой конкурируют три различных конструкции корпусов. Все корабли быстры и маловидимы

Опубликованное фото

Lockheed Martin

Опубликованное фото

General Dynamics - bath iron works

Опубликованное фото

Raytheon

 

Вообще-то, порт Аден, в Йемене, считался дружественной территорией. Для всех военных моряков этот взрыв стал уроком: современные боевые корабли так же беззащитны для террористов-самоубийц, как и переполненные автобусы в Израиле. Но настоящий ужас у адмиралов вызвала не мысль о повторной атаке одиночки, а возможность того, что на корабль нападут, словно стая пчел-убийц, сразу много мелких лодок. И что во время возникшей неразберихи кто-нибудь выстрелит противокорабельной ракетой по авианосцу. Ракету-то почти наверняка собьет корабельная система обороны. Но в мире международного терроризма, где перевернуты все понятия, сам факт, что кому-то удалось почти что подбить «регалию» ВМФ США, будет воспринят как ошеломляющая победа «Аль-Каеды».

 

Отчет, который ВМФ выпустил после нападения, так описывает новую угрозу американской военно-морской мощи: «Текущая ситуация в мире вынуждает нас действовать в зоне жизненных интересов жестких, непреклонных фанатиков. Они нам не рады. Они хотят, чтобы мы держались на расстоянии – чем дальше, тем лучше. До какой степени сможем мы влиять на события на суше и на море, там, где захотим, если нас вынудят держаться на расстоянии, если для любого действия нам придется преодолевать расстояние?»

 

Вскоре моряки пришли к мысли, что у них уже есть предварительный проект корабля, вполне пригодный для противодействия угрозе, которую представляют международные террористы. ВМФ называет его «прибрежный боевой корабль» (Littoral Combat Ship – LCS). По утверждению пресс-секретаря Центра разработки военно-морских вооружений (NWDC), такие корабли стали частью концепции ВМФ еще в 1999 году.

 

Такие суда могут быть использованы как для информационных операций, так и для траления мин, действий против подводных лодок или поддержки специальных операций. На военных свойства будущего корабля произвели сильное впечатление.

 

Идея LCS получила импульс в сторону превращения в реальный корабль благодаря включению ее в документ Министерства обороны США, который определяет направления развития на 2003-2007 годы. В документе даны явные указания ВМФ разработать возможности противодействия угрозам, которые могут исходить от стран-изгоев и международных террористов. Самая важная функция LCS – охранять жизненное пространство вокруг авианосных группировок от доставляемых подлодками и плавучих мин. Другая, связанная с этой, задача – необходимость улучшить возможности флота уничтожать или отгонять большое количество подлодок, «обитающих» на мелководье возле берега.

 

LCS хорош для этих целей по нескольким причинам: он быстроходен и обладает высокой осадкой, прекрасно себя чувствует на мелководье. А тот факт, что корабль может действовать из-за горизонта, означает, что ему не нужен эскорт и охрана, это высвобождает другие боевые единицы для иных целей. Технология активной торпедной защиты позволяет LCS играть роль, аналогичную роли эсминца AEGIS в противовоздушной обороне.

 

Для отражения атак тихих дизельных субмарин, LCS может вести операции с буксируемыми или отстреливаемыми противоторпедами.

Прислушиваясь к страхам, возникшим после истории с кораблем Cole, ВМФ хочет иметь возможность уничтожать орды мелких лодок с крылатыми ракетами без того, чтобы подвергать опасности авианосцы.

 

Шеф военно-морских операций, адмирал Верн Кларк говорит, что

в будущем корпуса ВМФ США должны доминировать в прибрежном пространстве и предоставлять поддержку объединенной боевой команде. Противник будет и дальше разрабатывать асимметричные противомеры. А LCS станет американским асимметричным преимуществом, которое позволит контролировать критические районы. И эта штука нужна чем быстрее, тем лучше.

 

Выбор конструкции

 

Прошлым летом Пентагон приблизил момент, когда такие глобально координируемые боевые действия на море станут реальностью. Были выбраны три компании, которые по контракту выполнят семимесячную предварительную разработку для уточнения концепции LCS, предложенной военными моряками. Финалистами стали компании General Dynamics, Lockheed Martin Naval Electronics и Raytheon-Integrated Defense Systems. Каждый контракт стоил примерно 10 миллионов долларов. Победителя же ждет многомиллиардный чек. ВМФ США хочет приобрести девять таких судов к 2009 году. Всего же их может быть шестьдесят.

 

Чтобы поощрить инициативу и свободу мысли, Пентагон предлагает проектировщикам самим определить детали проекта. Пройдет еще минимум год до того момента, когда спецификации кораблей будут сформулированы окончательно. Но уже ясно, что какой бы проект ни был принят, это будет глобальный прорыв и отход от принципов построения кораблей прошлого. По документам ВМФ, корабль (LCS) будет иметь высокую осадку и особые формы корпуса и сможет развивать на мелководье скорость до 40-50 узлов (70-90 км/ч). Проект компании Lockheed Martin называется «Морская бритва» (Sea Blade). Главное его свойство – полупланирующий корпус с высокой осадкой. Команда, работающая над проектом в компании Raytheon, делает ставку на полностью композитный двухкорпусный катамаран, при изготовлении которого будут использованы самые последние технологии от отдела полимеров компании Goodrich Corp. Проект от General Dynamics – тримаран, по конструкции подобный гоночным яхтам.

 

Два вида заданий

 

LCS будет применяться в двух типах операций – разовых и продолжительных. В разовых он будет нести разные виды модульных вооружений, подогнанных под текущую задачу, – например, противолодочные средства или средства противодействия маленьким лодкам. В любом случае корабли будут работать группами, в составе распределенных сил. Одна эскадра LCS может проводить противолодочные боевые операции, а другая – обнаруживать и классифицировать морские мины. При продолжительных операциях корабли будут вооружены легко и получат дополнительное оружие только для защиты себя от непосредственной угрозы.

 

LCS также можно будет использовать для доставки личного состава и боеприпасов, для проведения морского перехвата и ведения информационной войны. Но несмотря на то, что они предназначены для действий группами, даже один корабль будет грозной силой. Один выведенный вперед LCS способен быстро реагировать в малоопасной обстановке и проводить широкий спектр операций, включая поддержку спецзаданий, логистику, морские перехваты, небоевые эвакуации и гуманитарные и медицинские задачи.

 

«Команды, занятые разработкой кораблей LCS, включают в себя лучшие национальные и иностранные умы и опыт и отражают серьезность подхода к применению новых технологий и операционной гибкости к заданиям флота», – заявляет Джон Янг, помощник министра ВМФ США по исследованиям и развитию. В этом году ВМФ выберет проект LCS. Если все пойдет по плану, моряки получат свой радикально новый корабль уже где-нибудь в 2007 году.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Фрегат типа "Неустрашимый" (класс "Ястреб", пр.11540)

Многоцелевой боевой корабль типа фрегат, способный решать широкий круг задач

Опубликованное фото

 

ТТД

 

Длина: 130 м

Ширина: 15,6 м

Водоизмещение: 4350 тонн

Запас хода: 3000 миль

Осадка: 5 м

 

Экипаж: 210

 

Скорость: 30 узлов

 

Вооружение

 

Орудия: 1 АК-100

Торпедные аппараты: 6 533 мм

Противо-корабельные комплексы: 8 Х-35 Уран

Зенитные установки: 4 Кинжал ; 2 Кортик

Противолодочные комплексы: 1 РБУ-6000 ; 2 Водопад

Вертолеты: 1 Ka-27

 

 

История создания

 

Для устранения отставания отечественных сторожевых кораблей (СКР) морской зоны от зарубежных кораблей аналогичного класса в 1 ЦНИИ МО в середине 1970-х гг. группа специалистов под руководством капитана 3 ранга В.П. Кузина начала работы по исследованию перспективного многоцелевого сторожевого корабля. Параллельно в Зеленодольском ПКБ под руководством Л.Ф. Федосеева велись работы по созданию малого противолодочного корабля (МПК) пр. 1154 «Ястреб», который представлял собой развитие МПК пр.1124. Его главный конструктор Н.А. Яковлевский поддержал предложение 1 ЦНИИ МО по переработке этого проекта и создания многоцелевого СКР, не уступающего по своим боевым возможностям лучшим зарубежным кораблям класса фрегат.

 

Расширение круга решаемых задач и вооружения привели к росту водоизмещения и снижению скорости хода до 27-28 узлов (в эскизном проекте 1975 г. полное водоизмещение составляло 1500 т, в техническом проекте 1976 г. - 1700 т, в корректированном техпроекте 1979 г. - около 2000 т, а в варианте с вертолетом – 2500 т). Работы возглавил главный конструктор Н.А. Яковлевский. В итоге корабль пр.1154 приблизился по водоизмещению к СКР пр.1135. В 1981 г. разрабатывается новое ТТЗ Зеленодольскому ПКБ на пр.11540 под шифром "Ястреб", а 1982 г. состоялось решение Минсудпрома и ВМФ о его дальнейшей разработки по новому заданию в виде СКР пр.1135 и 11351. В результате это стал многоцелевой СКР, способный вести противолодочную, противовоздушную и противокорабельную оборону соединений кораблей, конвоев и десантных отрядов. В октябре 1981 г. в связи с добавлением ПКРК "Уран" водоизмещение проектируемого корабля увеличивается до 3,5 тыс. т.

 

Разработка пр.11540 потребовала проведения ряда специальных НИОКР, в том числе по снижению уровня подводного шума, обеспечению мореходных качеств и хорошей управляемости. В процессе проектирования менялась компоновка корабля и состав вооружения, силовая установка. Постепенно стандартное водоизмещение корабля достигло 3 200 т, что отрицательно сказалось на возможности строительства корабля большой серией. Вначале планировалось построить не менее 70 единиц на 7 заводах страны.

 

Головной фрегат "Неустрашимый" построен на судостроительном заводе "Янтарь" в г. Калининграде в 1991 г., в состав ВМФ России окончательно вошел в 1993 г. Здесь же были заложены в 1991 г. ("Ярослав Мудрый", по некоторым данным "Неприступный") и 1993 г. ("Туман") еще два корабля. Один из них вероятно будет достроен, а корпус второго утилизирован. По состоянию на 1988 г. "Неустрашимый" стоил 80 млн. руб.

 

Корабль пр.11540 стал дальнейшим развитием СКР пр.1135 и является первым российским универсальным кораблем охраны, построенным с применением малоотражающих материалов. По состоянию на 2005 г. находился в составе Балтийского флота.

 

Назначение

 

Многоцелевой корабль пр.11540 "Неустрашимый" предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесение ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.

 

Водоизмещение полное 4250 т, стандартное 3590 т; длина 130 м, ширина 15,6 м, осадка 8,35 м. Дальность плавания 2900 миль. Экипаж 210 человек, в том числе 35 офицеров

 

Конструктивные особенности

 

Корпус корабля полубачный, с продленным полубаком и носовым бульбом, в котором размещается антенна гидроакустического комплекса (ГАК). Водонепроницаемыми переборками разбит на 12 отсеков. Корабль имеет две мачты и две дымовые трубы. Корпус и надстройка стальные. Создан с использованием технологий по снижению акустической заметности, имеет защиту от оружия массового уничтожения. Улучшению мореходности способствуют успокоители качки с выдвижными рулями, а также скуловые кили. Предусмотрены устройства для принятия в море с судов снабжения жидких и сухих грузов.

 

Главная энергетическая установка

 

В качестве главной энергетической установки (ГЭУ) используется двухвальная газо-газотурбинная установка (ГГТУ) типа COGAG. Она состоит из 2-х форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и 2-х маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага (ВФШ).

 

Мощность ГТУ 2x20000 л.с. (маршевая) и 2x37000 л.с. (форсажная); скорость полного (экономического) хода более 31 (18) узлов.

 

Вооружение

 

Комплекс ПКР "Уран"

Опубликованное фото

Опубликованное фото

Опубликованное фото

Ракета - К-35 противокорабельная ракета

Управление - инерциальное + активная головка самонаведения

Максимальная дальность - 130км

Минимальная дальность - 5км

Полетная скорость - 280 - 300 м\сек

Высота полета 1 фазы - 10-15м

Высота полета 2 фазы - 3-5м

Полетный вес 603кг

 

Для борьбы с подводными лодками корабль оснащен противолодочным ракето-торпедным комплексом (ПЛРК) "Водопад-НК" (боезапас 6 ракет с дальностью стрельбы до 120 км). Он представляет собой две трехтрубные горизонтальные пусковые установки, установленные по каждому борту в направлении носовой части корабля с фиксированным углом подъема около 20 град., обеспечивающим управление ракетой в полете и активной радиолокационной головкой наведения.

Опубликованное фото

 

Неподвижная противолодочная реактивная бомбометная установка РБУ-6000 из 12 радиально размещенных

Опубликованное фото

труб является частью системы противолодочной обороны "Смерч-2" и установлена на верхней палубе за ПУ комплекса "Кинжал". Данные для стрельбы поступают от системы управления огнем "Буря". Боезапас из 96 ракет размещен под пусковой установкой и автоматически заряжаются через элеватор. Переключение ПУ из пускового режима в режим заряжания и обратно происходит автоматически. Максимальная дальность стрельбы составляет 6000 м, максимальная глубина цели - 500 м.

 

Основное средство борьбы с воздушными целями – зенитный ракетный комплекс "Кинжал" ("Клинок")

Опубликованное фото

с 32 ракетами, размещенных в вертикальной пусковой установке. Он обеспечивает защиту корабля от противокорабельных ракет, беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, кораблей противника, а также оружия берегового базирования. Четыре модуля вертикального пуска установлены в носовой части корабля за корабельным 100 мм орудием. Боекомплект ЗРК составляет 32 ракеты.

 

Для уничтожения низколетящих целей могут быть использованы 2 боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Кортик".

Опубликованное фото

 

Артиллерийское вооружение представлено 100 мм артиллерийскими установками АК-100 с

Опубликованное фото

РЛС управления МР-145 "Лев" (боезапас 350 снарядов) установлена в носовой части корабля и предназначена для уничтожения воздушных, морских и береговых целей, включая противокорабельные ракеты. Разработана КБ "Аметист" (г. Москва), "Арсенал" и Промышленной ассоциацией (г. Санкт-Петербург).

 

Для обстрела целей может быть использован артиллерийский канал с 30-мм установками ЗРАК "Кортик" (боекомплект 64 ЗУР и 600 выстрелов). "Кортик" обеспечивает оборону от высокоточного оружия, включая противокорабельные, противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолеты и небольшие морские суда.

 

В интересах защиты корабля от оружия с тепловыми головками самонаведения он оснащен восемью десятитрубными пусковыми установками ПК-10 для стрельбы 120 мм снарядами тепловых помех, а с радиолокационными и оптическими головками самонаведения двумя 16-трубными 82- мм установками ПК-16. Дальность стрельбы от 200 до 1 800 метров.

 

Для ведения воздушной разведки на корабле имеется ангар с противолодочным вертолетом Ка-27.

 

В составе радиоэлектронного вооружения имеется боевая информационно-управляющая система "Трон" и гидроакустический комплекс "Звезда-1" с носовой антенной в бульбе и буксируемой антенной переменной глубины, радиолокационные станции обнаружения воздушных целей "Фрегат-М2" с фазированной антенной решеткой и "Позитив".

 

Знаменательные даты

 

В сентябре-октябре 1994 г. корабль участвовал в совместных учениях с ВМС стран НАТО.

 

В июне 1995 г. нанес официальный визит в г. Киль (Германия), где участвовал в торжествах по случаю 100-летия Кильского канала.

 

В 1994 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), в 1996, 1997 и 1998 гг. - призы по зенитной подготовке, в 1997, 1998 и 1999 гг. - призы по артподготовке (в составе КУГ).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «ТАТАРСТАН»

Проект 11661 «Гепард» • Gepard class

(построено 1+2)

Опубликованное фото

 

 

МОДИФИКАЦИИ:

• 11660 «Гепард» – базовый проект СКР ПЛО (1988 г., нереализован)

• 11661 «Гепард» – экспортный СКР с измененным составом вооружения (в строю с 2002 г.)(см.ниже)

• «Гепард-1» – проект экспортного СКР, вместо БГАС – вертолетная платформа (конец 1990-х г.)

• «Гепард-2» – проект экспортного СКР, обеспечено постоянное базирование вертолета (конец 1990-х г.)

• «Гепард-3» – проект экспортного СКР, вместо ЗРК и ЗАК – ЗРАК «Кортик» (конец 1990-х г.)

• «Гепард-4» – проект экспортного СКР, корабль-платформа под установку вооружения заказчика (конец 1990-х г.)

• «Гепард-5» – проект экспортного ПСКР, изменен состав вооружения (конец 1990-х г.)

К началу 1980-х гг в СССР вопрос создания нового сторожевого корабля прибрежной зоны оставался открытым, поскольку разрабатываемый тогда СКР пр.11540 предназначался в окончательном варианте уже не для прибрежной, а для морской зоны и фактически для замены кораблей пр.1135. В связи с этим вновь начались работы по созданию небольшого СКР, как развитие МПК пр.1124. Проектирование корабля велось в Зеленодольском ПКБ на протяжении всех 1980-х годов. Проект получил номер 11660, шифр «Гепард», главный конструктор корабля был вначале Ю.А.Никольский, а затем В.Н.Кашкин.

Требования ВМФ по размещению мощной ГАС привели к росту водоизмещения корабля до 2000 тонн. Вооружение включало ПКРК «Уран» и ПЛРК «Медведка» нового поколения, 76,2-мм артустановку АК-176, два ЗРАК «Кортик» и РБУ-6000. Хотя корабль и имел всю «стандартную» номенклатуру оружия, его противолодочная «направленность» уже мало кого удовлетворяла. Кроме того, появился и конкурирующий но рискованный проект 12441 ПКБ «Алмаз» с более мощными ПКР и вертолетом. Позже выяснилось, что этот проект оказался значительно большего водоизмещения, чем задавалось и он начал «подпирать» СКР морской зоны пр.11540. Развернулась уже чисто политическая борьба между авторами этих трех проектов. Кончилось тем, что головной СКР проекта 11660 был заложен в Зеленодольске в конце 1988 года, однако спустя непродолжительное время внезапно остановлен постройкой и разобран.

Почувствовав охлаждение к пр.11660 руководства ВМФ в Зеленодольском ПКБ было разработано несколько вариантов улучшения корабля. Так был создан экспортный вариант – пр.11661 «Гепард», который мало чем отличался от последнего варианта, предлагавшегося ВМФ. Вместо двух модулей ЗРАК «Кортик» были размещены ЗРК самообороны «Оса-М» и два 30-мм автомата АК-630 с РЛС управления «Вымпел». Кроме этого вооружение корабля включало РБУ-6000 и два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, размещаемых вместо комплекса ПЛУР. В качестве средств обнаружения на корабле были установлены: РЛС «Позитив» в радиопрозрачном обтекателе, навигационная РЛС «Волга», РЛС ЦУ ПКРК «Гарпун-Бал», ГАК «Зарница» с подкильной и буксируемой антеннами. Корабль имеет традиционную для МПК гладкопалубную архитектуру. Корпус разделен на 10 водонепроницаемых отснков. Надстройкы выполнены из алюминиево-магниевых сплавов. ГЭУ корабля – двухвальная дизель-газотурбинная. Один среднеоборотный дизель через сложный редуктор обеспечивает все крейсерские режимы, а две газовые турбины (по одной на каждый вал) обеспечивают полный ход до 28 узлов. По этому проекту и началось строительство кораблей на заводе им. М.Горького в Зеленодольске.

Программа строительства. Головной СКР пр.11660 был заложен на Зеленодольском ССЗ в конце 1988 года, но вскоре остановлен постройкой и разобран на металл. Второй корабль – СКР-200, строившийся по измененному экспортному проекту 11661, был заложен там же лишь в 1993 году. Первоначально предполагалось построить целую серию таких СКР для ВМС Индии, но контракт был расторгнут, а строительство заморожено. Позднее достройка корабля была осуществлена за счет шефства Республики Татарстан и он был введен в строй в 2002 году под названием «Татарстан». Третий корпус – СКР-201 – до сих пор находится на заводе в недостроенном состоянии.

Статус на 2005 г. Единственный корабль пр.11661 – СКР «Татарстан» – вошел в состав Каспийской флотилии, где несет боевую службу по охране водных рубежей России.

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

 

• [1-й корпус]: [з/н 950]. Заложен на ССЗ им.Горького (г. Зеленодольск) в конце 1988 г., но вскоре остановлен постройкой и разобран на металл.

 

• СКР-200, [з/н 951]; с 3.10.1996 г. «ТАТАРСТАН». 15.9.1992 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в 1993 г. заложен на стапеле ОАО «Зеленодольский ССЗ» в г. Зеленодольске (Татарстан); в 1994 г. приостановлен строительством, но затем после большого перерыва с 1996 г. постройка была продолжена; 12.07.2002 г. введен в строй и вошел в состав ККФ; в августе 2002 г. принял участие в маневрах по отражению террористического нападения.

 

• СКР-201, [з/н 952]. 20.5.1993 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в 1994 г. заложен на стапеле ОАО «Зеленодольский ССЗ» в г.Зеленодольске (Татарстан).

 

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Водоизмещение, тонн

• стандартное

• полное -

1 500

1 930

Основные размерения, м

• длина наибольшая (по КВЛ)

• ширина наибольшая (по КВЛ)

• осадка наибольшая (средняя) -

102,1 (93,5)

13,76 (13,1)

4,4 (3,3)

Главная энергетическая установка:

• 2 газовые турбины полного хода

суммарная мощность, л.с. (кВт)

• 1 среднеоборотный дизель, мощность, л.с. (кВт)

• дизель-генераторы, мощность, (кВт) ДГТУ

-

26 000 (19 100)

12 000 (8 820)

3 Х 600

2 вала; 2 гребных винта -

Скорость хода, уз:

• наибольшая

• экономическая -

28

14

Дальность плавания, миль (при скорости, уз) 3500 (14)

Автономность, сут. 15

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 109 (21)

ВООРУЖЕНИЕ

 

Ударное ракетное:

• ПУ КТ-184 ПКРК «Уран»

• ПКР 3М24 «Уран» (SS-N-25) -

2 Х 4

8

Зенитное ракетное:

• ПУ ЗиФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-МА»

• ЗУР 9М33М (SA-N-4 «Gecko») -

1 Х 2

20

Артиллерийское:

• 76,2-мм АУ АК-176

• 30-мм ЗАК АК-630М -

1 Х 1

2 Х 6

Торпедное:

• 533-мм ТА ДТА-533 -

2 Х 2

Противолодочное:

• РБУ-6000 «Смерч-2»

• РГБ-60 -

1 Х 12

н/д

Минное:

• может нести мины вперегруз на верхней палубе -

до 20

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

 

БИУС • н/д

РЛС общего обнаружения 1 х «Позитив» (Cross Dome)

НРЛС 1 х «Волга» (Palm Frond)

ГАС • «Зарница»

средства РЭБ • н/д

комплексы выстреливаемых помех 4 Х 10 ПУ ПК-10 «Смелый»

РЛС управления огнем 1 Х «Гарпун-Бал» (Band Stand) для ПКРК «Уран»

1 Х 2Р33 (Pop Group) для ЗРК «Оса-МА»

1 Х МР-123 «Вымпел» (Bass Tilt) для АУ и ЗАК

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 12 лет спустя...

Флот будущего: классика, фантастика, наёмники

Флот будущего: классика, фантастика, наёмники | Русская весна

Возобновившееся противостояние великих держав, уже почти официально называемое второй холодной войной, не могло не активизировать разработку новых видов вооружения и военной техники.

В стороне от вновь начавшейся гонки не остались и военно-морские флоты, несмотря на предопределенную продолжительностью жизненного цикла своих изделий консервативность.

Впрочем, многие вопросы, ответ на которые должен дать новый виток технического прогресса, были поставлены еще в XIX веке — и до сих пор остаются актуальными.

Лидеры гонки

Фактором, определяющим основные направления развития военно-морских сил стран мира сегодня и в обозримой перспективе, остается противостояние США и КНР.

Морская часть этого противостояния отличается разнонаправленностью векторов развития флотов этих двух крупнейших держав при схожих направлениях поиска в части новых видов вооружений и военной техники.

Можно выделить основные черты, определяющие сходство и различие американского и китайского подходов. К первым относится то, что обе стороны уделяют значительное внимание новым видам морских вооружений и техники, таким как безэкипажные надводные и подводные аппараты, беспилотные летательные аппараты, гиперзвуковые ракеты, лазерные и электромагнитные установки, и т. д.

Несомненное сходство заключается во внимании, уделяемом обеими странами развитию морской авиации (как палубной, так и берегового базирования) и экспедиционных сил, даже несмотря на разницу позиций в этих сферах, где США выступают безусловным законодателем мод уже много десятилетий подряд, а КНР, по сути, лишь в этой декаде по-настоящему вступила в гонку, получив первые два авианосца и универсальный десантный корабль.

Различия не менее существенны: развитие флотов обеих стран можно назвать противонаправленными. Облик судостроительной программы ВМС НОАК сегодня определяет в первую очередь именно строительство надводных кораблей океанской зоны — темп постройки больших эсминцев и крейсеров напоминает скорости, характерные для великих морских держав в преддверии Второй мировой войны.

Достаточно сказать, что в завершающемся десятилетии ВМС НОАК получили, помимо прочего, 20 неавианесущих надводных кораблей 1 ранга, включая 19 эсминцев и первый «большой эсминец» нового проекта 055, который многие специалисты относят к классу ракетных крейсеров, и два авианосца. США, также помимо прочего, получили 11 эсминцев и один авианосец, впервые за послевоенный период уступив другому государству первенство в строительстве боевых надводных кораблей 1 ранга, хотя они, безусловно, сохраняют весомое превосходство над КНР по числу таких кораблей и в целом возможностям blue-water navy — флота океанской зоны.

Фактором, определяющим основные направления развития военно-морских сил стран мира сегодня и в обозримой перспективе, остается противостояние США и КНР.

В ближайшие несколько лет США намерены увеличить темпы ввода новых крупных кораблей в строй, однако приоритетом, который недавно обозначил глава Пентагона Марк Эспер, становится развитие легких сил. США планируют возобновить строительство фрегатов (в настоящее время американский флот не имеет ни одного корабля этого класса после списания последних «Оливер Хазард Перри»), малых и средних десантных кораблей для действий в островных районах, легких кораблей, в том числе опционально обитаемых и безэкипажных, и, наконец, легких авианосцев — способных дополнить флот атомных суперавианосцев, стоимость которых заставляет американский флот задуматься о сокращении их численности.

Разница сохраняется и в оперативной концепции: насколько можно судить, КНР, скорее, придерживается советского взгляда на роль и место авианосца, который должен в первую очередь обеспечить боевую устойчивость флота за пределами радиуса действия истребителей берегового базирования. Ударные возможности при этом сосредоточены главным образом в ракетном вооружении эсминцев, крейсеров и подводных лодок.

В этой связи СМИ и эксперты продолжают активно обсуждать перспективы дальнейшего развития этого класса кораблей в ВМС НОАК и темпы внедрения новых элементов авианосной технологии. Ранее считалось, что третий китайский корабль этого типа уже будет атомным, в настоящее время, однако, специалисты сходятся на том, что он будет иметь обычную энергетическую установку.

Кроме того, пока не разрешен вопрос о готовности Китая к внедрению и другого важного элемента новейшей авианосной технологии — электромагнитной катапульты.

Некоторые СМИ ранее сообщили о том, что в среднесрочной перспективе ВМС НОАК планируют ограничить численность авианосного флота четырьмя единицами, приступив к строительству пятого после отработки ряда необходимых технологий.

В США палубная авиация пока сохраняет роль основного носителя ударной мощи сил общего назначения флота, однако ситуация меняется и здесь.

Во-первых, развитие легких сил и их оружия в рамках концепции Distributed Lethality неизбежно повысит значение боевых надводных кораблей, особенно в звене фрегат/эсминец; во-вторых, все большую роль начинают играть самолеты береговой авиации.

Так, противолодочные P-8A Poseidon могут эффективно использоваться против боевых кораблей, кроме них эти задачи способны выполнять и стратегические бомбардировщики ВВС США B-1B с противокорабельными ракетами LRASM.

Не менее существенным трендом следует считать развитие минных сил ВМС США и союзников: вложения в новые технологии минной войны растут, как и возможности оружия в этой сфере.

Упор делается на создание управляемых мин, способных формировать устойчивые к тралению плотные заграждения, позволяющие блокировать флоты противника в базах или изолировать поле боя, перекрывая наиболее вероятные подходы.

Развиваются и средства борьбы с минами — причем со все более активным использованием безэкипажных систем — как надводных, так и подводных, что в целом грозит сделать минную войну и противодействие ей, возможно, первой сферой противостояния на море, где большая часть операций будет осуществляться без прямого участия человека.

Точка опоры

США, уступив в 2019 году КНР по общей численности флота и сохраняя лидерство в тяжелых кораблях, сегодня все же делают основную ставку не на боевые единицы — какими бы они ни были.

Значительная часть современного прогресса всех видов вооруженных сил США связана с разработками систем управления боем нового поколения, обеспечивающих обмен информацией между различными средствами обнаружения, управления и носителями оружия в реальном масштабе времени.

Развитие этих систем в дальнейшем позволяет говорить о формировании «цифрового поля боя» с качественным скачком в информированности командиров на местах и сокращением времени принятия решения до пренебрежимо малых величин.

Значительная часть современного прогресса всех видов вооруженных сил США связана с разработками систем управления боем нового поколения, обеспечивающих обмен информацией между различными средствами обнаружения, управления и носителями оружия в реальном масштабе времени.

Среди основных проектов в этой сфере можно выделить программу Joint All Domain Command and Control (JADC2), призванную объединить средства обнаружения и целеуказания всех видов ВС США в единую сеть.

Традиционно, возможности межвидовой координации действий были ограниченными в силу разной архитектуры систем управления. Это подчас требовало многих дней на выстраивание командной иерархии, координацию планов и постановку задач в случае необходимости межвидовой координации. Проект JADC2, по замыслу разработчиков, должен автоматизировать процессы и сократить это время до часов и минут, в ряде случаев — до секунд.

JADC2 предусматривает формирование облачной среды обмена данными, передаваемыми по множеству сетей связи, чтобы ускорить принятие решений. В качестве бытового примера-аналога разработчики используют онлайн-сервисы заказа такси.

В рамках JADC2 создаются проекты новых систем управления отдельных видов ВС, многие из которых уже проходят испытания.

Ключевые результаты, достигнутые на этих испытаниях, состоят в возможности автоматизированного обмена данных между платформами, исходно не предназначенными для взаимодействия друг с другом: например, истребители морской пехоты и армейская гаубичная артиллерия, или эсминцы ВМС США и армейские реактивные системы залпового огня, и т. д.

Новое поколение РЛС как корабельных, так и авиационных, систем навигации, в том числе орбитальных, разведки (и тоже с использованием средств космического базирования) систем управления, систем обмена информацией (не без участия космических аппаратов), оружие, позволяющее получать и менять целеуказание от удаленных источников в реальном масштабе времени, формирование «цифрового поля боя», активное взаимодействие с беспилотными аппаратами, использование новых образцов управляемого оружия «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» позволяет прийти к выводу о постепенном формировании в США и некоторых других наиболее развитых странах новой среды ведения боевых действий, в первую очередь в воздухе.

Ее ключевые отличия состоят в резком росте уровня информированности об обстановке параллельно с повышением возможностей анализа и сокращением времени, необходимого на принятие решения.

Арктические отражения

Противостояние Китая и США на море не должно заслонять более близкие для отечественного читателя процессы, связанные с развитием ВМФ России, также протекающим в рамках возобновившегося соперничества со странами Запада.

Ключевая особенность противостояния в данном случае состоит в существенном экономическом дисбалансе, заставляющем отечественных разработчиков искать нестандартные решения проблем.

Ключевыми направлениями развития отечественного флота можно назвать совершенствование ракетного оружия, от ПВО до стратегических систем, и развитие подводных сил и средств особого назначения, призванных, с одной стороны, обеспечить развертывание собственного флота в максимально комфортных условиях, а с другой — максимально осложнить такое развертывание противнику.

Ключевым элементом здесь становится создание собственных боевых и разведывательных подводных беспилотных аппаратов, стационарных систем гидроакустической разведки и развитие новых технологий обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника, позволяющих заблаговременно обнаружить его в случае конфликта и реализовать возможности ракетного вооружения как имеющегося, так и перспективного.

Это развитие сочетается с восстановлением инфраструктуры на арктическом побережье и островах в Северном Ледовитом океане, который, как и во времена первой холодной войны, вновь становится ареной противостояния.

Ключевыми направлениями развития отечественного флота можно назвать совершенствование ракетного оружия, от ПВО до стратегических систем, и развитие подводных сил и средств особого назначения.

В определенной мере происходящее в Арктике можно назвать отражением китайско-американского противостояния в западной части Тихого океана. Так же, как и КНР, Россия располагает вблизи от своей континентальной территории преимуществом в инфраструктуре (с «полярными» особенностями, включая развитый ледокольный флот) и более крупными развернутыми на ТВД силами.

Вместе с тем общее превосходство НАТО над Россией более значительное, чем-то, что могут обеспечить США и их союзники над КНР на Дальнем Востоке, заставляет опасаться исхода столкновения в случае гипотетического конфликта.

Осознание недостаточности собственных сил во многом диктует повторение оперативно-стратегических схем, ранее применявшихся в схожей ситуации.

Так, создаваемую в Заполярье систему обороны, призванную обеспечить так называемый защищенный район боевых действий (ЗРБД), известный также под более медийным названием «Бастион», можно соотнести с центральной минно-артиллерийской позицией, создание и оборона которой была главной задачей Балтийского флота в годы Первой мировой войны — с поправками на географию и изменившиеся технологии.

Трансформация этой концепции зависит не только от дальнейшего развития экономики страны и создания новых видов оружия, но и от эволюции взглядов на флот в целом, который на протяжении уже более ста лет рассматривается в России скорее как набор вспомогательных средств, чем как самостоятельный стратегический инструмент.

Кто дальше?

Говоря о тенденциях развития военно-морских сил стран второго-третьего эшелонов можно отметить в первую очередь зависимость их развития от сотрудничества с одним из лидеров (или балансирования между ними), что во многом определяет комплекс технических и оперативных решений. Сразу следует отметить, что речь здесь идет в первую очередь о странах, не входящих в пятерку, а чаще и в десятку крупнейших морских держав.

Здесь можно выделить ряд общих тенденций. В частности, заметный рост интереса ряда стран к береговым самолетам морской патрульной авиации. На рынке в настоящее время присутствует ряд легких самолетов этого класса, как правило выполненных на платформе региональных турбовинтовых пассажирских ВС или легких ВТС: ATR-42/72, С-212, 235, 295 и других.

В данном случае в качестве базы для самолетов морской патрульной авиации используются относительно недорогие и широко распространенные региональные (реже среднемагистральные) лайнеры и бизнесджеты. Это позволяет приобретать отдельные единицы или небольшие партии таких самолетов даже относительно бедным странам, получающим возможность контролировать свое территориальное море и исключительную экономическую зону. 

Для крупных держав — в сочетании с использованием самолетов дальнего радиолокационного обнаружения — это открывает возможности формирования группировок самолетов спецназначения и организации полноценных районов ограничения/воспрещения доступа и маневра (A2/AD) с устойчивой системой управления и целеуказания — в зависимости от собственных экономических возможностей и взглядов на существующие угрозы.

Если говорить о кораблях, то в подавляющем большинстве случаев, второстепенные морские державы не озабочиваются созданием сбалансированных самодостаточных флотов — что было бы слишком дорого — сосредотачиваясь, главным образом, на средствах обороны побережья с включением отдельных элементов, позволяющих действовать в дальней морской и океанской зоне, в основном в рамках коалиционных операций.

Если говорить о кораблях, то в подавляющем большинстве случаев, второстепенные морские державы не озабочиваются созданием сбалансированных самодостаточных флотов.

Подобная зависимость от коалиций в сочетании с необходимостью постоянной поддержки со стороны производителя вооружений и военной техники, которые редко допускают полностью самостоятельное обслуживание конечным пользователем, делает страны второго-третьего эшелона зависимыми от помощи со стороны лидеров коалиций, что существенно ограничивает для них возможность маневра.

«Свобода рук» здесь зачастую, как ни парадоксально, пропорциональна возрасту имеющейся матчасти — обладатели кораблей и оружия времен первой холодной войны, как правило, либо уже освоили самостоятельный ремонт, обслуживание, а зачастую и производство тех или иных комплектующих, либо компенсируют недостающее за счет обширного и сложно контролируемого «серого» рынка вооружений и комплектующих 1970-х–1990-х годов, в изобилии поставлявшихся сателлитам сверхдержав.

Модернизация или замена старого парка часто становится ловушкой — с одной стороны, повышая эффективность оружия, а с другой — резко сужая свободу действий.

Разумеется, это положение дел ими осознается, и приобретение военной техники, особенно такой сложной и дорогостоящей, как боевые корабли и их оружие, воспринимается странами как политический шаг — со всеми соответствующими последствиями для процесса принятия такого решения.

Можно ли сделать следующий логический шаг и сказать, что покупка таких сложных систем вооружения сегодня означает и выбор будущей военной коалиции, что не менее важно для понимания перспектив войны на море, чем собственно развитие морской техники? Наверное, подобную точку зрения можно как минимум считать небезосновательной.

 

Илья Крамник, независимый военный эксперт, эксперт Российского совета по международным делам

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...