Jump to content
Форум - Замок
Sign in to follow this  
WildWind

Лучшие уроки рисования

Recommended Posts

Пропорции фигуры человека

На приведенных в этом уроке пособиях даны общие схемы пропорций человеческого тела. Если повнимательнее их поизучать, то станет очевидно, что между ними есть небольшие расхождения. Это вполне закономерно, так как пропорции тела разных людей значительно варьируются в зависимости от пола, роста, возраста и тд. Тем не менее, в целом можно выделить некие общие пропорциональные закономерности для фигуры взрослого человека европейского типа.
В зависимости от роста размеры головы по отношению к телу варьируются в пропорции 7/1 (для человека низкого и среднего роста), или 8/1 (для человека высокого роста).
Длина ног чаще всего составляет чуть меньше половины общего роста.

pikm_010_1.jpgpikm_010_2.jpgpikm_010_3.jpgpikm_010_4.jpgpikm_010_5.jpgpikm_010_6.jpgpikm_010_7.jpgpikm_010_8.jpgpikm_010_9.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Пропорции тела человека - Урок 1

 

body1yr.JPG

 

Мера в восемь голов подходит для высоких людей. При маленьком росте, длина фигуры соответствует где-то 7-ми головам. А при среднем - 7,5.

Пропорции человека

 

Древнейшие данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). С тех времен ученые и художники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела. Нам известен египетский канон времени фараонов, канон эпохи Птолемеев, каноны Древней Греции и Рима. Пропорции изучали: Поликлет, канон, которого долгое время был общепризнанным, Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер. В этих исследованиях размеры человеческого тела определялись по отношению к размеру головы, лица или стопы.

 

Человеческое тело имеет следующие пропорции:

  • длина четырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя - рост человека;
  • четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека;
  • если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок;
  • пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник;
  • размах разведенных рук будет равен росту;
  • расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста;
  • расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста;
  • расстояние же от верхней части груди до корней волос - 1/7 роста;
  • расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста;
  • наибольшая ширина плеч - восьмая часть роста;
  • расстояние от локтя до кончиков пальцев - 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки - 1/8;
  • длина всей руки - это 1/10 роста;
  • начало гениталий находится как раз посредине тела;
  • стопа - 1/7 часть роста;
  • расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста;
  • расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.

При определении пропорций в качестве «единицы измерения» чаще всего используется голова.

 

body2yr.JPG

 

Ребенок. Рост и пропорции тела

Разница в строении тел младенца и взрослого человека достаточно очевидна, однако происходящие из года в год изменения трудноуловимы. С первого взгляда может показаться, что шестилетний и двухлетний ребенок вообще ничем не различаются. На самом деле существует целый ряд отличий, которые должны учитываться.

Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка 2 лет— 1/5, 6 лет—1/б, 12 лет—1/7 и у взрослых — 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания половые различия в пропорциях тела отсутствуют, однако в период полового созревания у юношей конечности становятся длиннее, туловище короче, а таз уже, чем у девушек.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до б лет, от б до 15 лет и от 16 лет до взрослого состояния. Рост ребенка измеряется не в единицах высоты головы взрослого человека, а в единицах высоты головы, характерной для его собственного возраста.

Пропорции частей тела ребенка и взрослого также различаются. У ребенка с момента рождения до приблизительно двухлетнего возраста геометрический центр тела находится в районе пупка, в то время как геометрический центр тела взрослого человека расположен вблизи промежности. Под геометрическим центром здесь подразумевается точка половинной высоты тела. Таким образом, длина ног взрослого человека приблизительно равна расстоянию от промежности до макушки. Ноги младенца еще не несут никаких нагрузок и не участвуют в процессе движения, поэтому они имеют относительно меньшую длину.

 

 

 

body3yr.JPG

 

Пожилой человек. Рост и пропорции тела

С возрастом в теле человека происходит множество необратимых процессов. Позвоночник сжимается и укорачивается, поскольку хрящевые диски стареют и становятся тоньше. Различные возрастные болезни, типа остеопороза, вызывают сжатие и деформацию самих костей, в особенности позвонков. Позвоночник искривляется, человек становится сгорбленным.

Так как искривление позвоночника с возрастом увеличивается, возникает впечатление, что шея опускается вглубь грудной клетки. В результате этих процессов рост человека может сократиться на величину от половины до целой высоты головы. Такие изменения ведут к тому, что фигура человека приобретает болезненный вид.

 

http://www.artwindows.ru/proportionshumanbody/proportionshumanbody.html

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пропорции тела человека - Урок 2

 

Пропорции тела человека для художника.

 

Что бы правильно нарисовать человека, пусть во весь рост или только наполовину, стоячим, сидячим или в движении, в первую очередь необходимо знать пропорции различных его частей.

В случае, когда художник рисует человека без знаний и определений размеров, рисунок заранее обречён на неудачу. Каждый раз, когда вы садитесь за работу над вашим изображением - в первую очередь необходимо вымерить все пропорции и размеры.

Далее, в этом уроке по рисованию человека, показано как это правильно сделать:

 

Пропорции мужского тела:

 

 

body40yr.jpg

 

Под понятие тела человека входит такие его составляющие, как голова, торс и конечности – руки и ноги. Для измерения пропорций тела художники применяют высоту головы. Когда вы определились с размером высоты головы, вы можете на основе дальнейших расчётов измерить все остальные параметры. Одним словом пропорции тела человека измеряются количеством голов, которые помещаются в торсе, руках или ногах.

Полный рост человека (включая голову) равен высоте его головы, умноженной в 7,5 раз.

Длина мужской руки равна высоте головы, умноженной в 3,25 раза.

Длина мужской ноги равна высоте головы, умноженной в 3,5 раз.

Длина мужского торса равна высоте головы, умноженной в 3 раза.

Теперь, что касается ширины тела мужчины. Здесь тоже есть свои размеры, отталкивающиеся всё от той же высоты головы.

Ширина мужских плеч равна высоте 2 голов.

Ширина мужской талии равна высоте 1,25 голов.

Ширина мужских бёдер равна высоте 1,5 голов.

 

Пропорции женского тела:

 

 

body5yr.jpg

 

Женские пропорции измеряются так же, как и мужские, с помощью высоты головы, только, естественно, с другими цифровыми значениями.

Не стоит забывать и о стиле рисования женщины.

В отличие от рисунка мужчины, линии здесь более плавные, более нежные и светлые.

Всем известно, что в разные времена существовала различная мода на женскую красоту, но в наше время считается эталоном высокая, стройная и длинноногая модель.

В связи с этим и пропорции женского тела подогнаны под этот типаж.

Пропорции высоты или длины элементов тела женщины практически такие же, как у мужчины, за исключением двух.

Полный рост высокой, современной женщины равен высоте её головы, умноженной в 8.5 раз.

Длина ног увеличивается на одну высоту головы, т.е. умноженной в 4.5 раза.

Теперь, что касается ширины женского тела:

Ширина женских плеч равна 1,5 высоте её головы.

Ширина женской талии равна высоте 1 головы.

Ширина женских бёдер равна высоте 1,5 её головы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пропорции тела человека - Урок 3

 

Пропорции тела человека для художника.

 

Ещё древние художники, рисуя тело человека, установили основные правила соотношения между отдельными частями тела и всей фигурой в целом. Знание этих правил очень облегчает рисование человека, но при этом важно помнить, что каждый человек всё-таки имеет свои особенности.

При рисовании человека за единицу измерения принимается размер головы.

У взрослого человека размер головы укладывается в высоте фигуры 8 раз. У подростка — 7 раз. У младенца размер головы укладывается в высоте фигуры 4 раза, у школьника — 5 раз.

 

body6yr.jpg

 

Руки доходят до середины бедра, локти находятся на уровне талии, колени — посередине ноги.

У взрослого человека в длине руки голова укладывается 3 раза, а в плечах — 2 раза. Ширина таза мужчины — полторы головы, а женщины — около 1,25. Длина ног — четыре высоты головы. Туловище с головой равняется половине высоты фигуры.

Высота головы равняется длине кисти с запястьем. Пальцы опущенной вниз руки находятся на уровне середины бедра. Высота стопы равна высоте носа, а длина стопы — длине предплечья. Высота тела равна длине распростёртых в стороны рук. Высота головы у мужчин равна половине ширины плеч, а у женщин — расстоянию между выпуклыми точками груди. Ширина кисти руки примерно равна длине среднего пальца. Обхват талии равен двум обхватам шеи.

Рисуя женскую и мужскую фигуры, обрати внимание на различие пропорций в их изображении.

 

Пропорции женской фигуры

 

 

body7yr.jpg

 

 

body8yr.jpg

 

 

Пропорции мужской фигуры

 

Первое деление — вся голова, второе — середина груди, третье — талия, четвёртое — верхняя часть бедра, пятое — середина бедра, шестое — голень, седьмое — на уровне щиколотки.

 

body9yr.jpg

 

 

body10yr.jpg

 

 

body11yr.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пропорции тела человека - Урок 4

 

Пропорции тела человека для художника.

 

 

Учимся рисовать фигуру человека

 

Перед началом работы над рисунком модели фигуры человеканепременно следует научить ее со всех сторон, чтобы получить наиболее полные сведения о рисуемом объекте: о строении формы, положении, движении. объеме формы и ее характере. Такое ознакомление с фигурой перед рисованием и во время рисования является непременным условием. До начала основного рисунка данной модели необходимо сделать ряд краткосрочных рисунков подготовительного характера, небольшого размера.

перемещаясь с одного вида на другой (спереди, сбоку, со спины). Начинать рисунок фигуры с трехчетвертного положения без предварительного освоения простых трехмерных видов (спереди, сбоку, со спины) не следует, так как этим можно осложнить задачу по рисованию н изучению фигуры. Краткосрочные рисунки можно выполнить на одном листе размером 0.5 листа ватмана.

Предварительно нужно закрепить бумагу и определить на ней места расположения будущих краткосрочных рисунков.

 

Как нарисовать человека

 

Начинать рисунок следует с отметки линии центра тяжести, которая, как правило, начинается от яремной впадины (ямки) или от седьмого шейного позвонка, в зависимости от положения рисующего по отношению к фигуре. При рисовании фигуры человека спереди линию проводят от яремной ямки, при рисовании со спины — от седьмого шейного позвонка, а при рисовании сбоку — либо от яремной ямки, либо от седьмого шейного позвонка, а точнее, от их середины. После этого намечаются верхушка темени, основание стопы и уровень лобкового сочленения, а также уровень и направление плеча и таза, коленных суставов, высота и ширина таза, размер головы. Определив их. переходите к уточнению уже намеченных пропорциональных членений всей фигуры. Уточнив их размеры, приступайте к построению фигуры модели.

При построении модели очень важно помнить о взаимодействии двух частей туловища: грудной клетки с плечевым поясом н таза. Их взаимное положение при опоре на одну ногу имеет свои закономерности. Из-за расслабленной ноги, таз, теряя опорную функцию с одной стороны принимает наклонное положение, удерживаясь опорной ногой с другой стороны. Таким образом, он не только принимает наклонное положение, но и. что очень важно, перемещается в сторону опорной точки. По этой Причине связующее звено туловища, в именно верхняя его часть - грудная клетка с плечевым поясом, подчиняясь положению таза, принимает прямо противоположный наклон.

Следовательно, плечо и таз со стороны опорной ноги как бы устремляются друг к Другу, сокращая расстояние. И наоборот. со стороны расслабленной ноги они дистанцируются друг от друга, увеличивая расстояние. При этом, что очень важно, грудная клетка с плечевым поясом не только наклоняется, но и переминается так же. как и таз, в сторону опорной ноги, сохраняя массу тела в равновесии.

Все это можно хорошо прочувствовать на самом себе, проделывая подобные движения, медленно перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, внимательно наблюдая за процессом работы конструкции тела. Следует обратить внимание на положение ступни и ее следка. Перемещение тела носит синхронный характер, при попытке рассмотреть все по отдельности, вы, вероятнее всего, не поймете механику работы тела. Но это можно проследить непосредственно у натуры, попросив натурщика поменять опору и медленно перемещаться с ноги на ногу. Таким образом, следок опорной ноги должен находиться на линии центра тяжести.Даже если следок попадает на линию центра тяжести, этого недостаточно для проверки правильного положения корпуса туловища. Для этого следует оггустить от яремной ямки линию отвеса (линию центра тяжести), которая при правильном положении туловища должна проходить в стороне от пупка, чуть ближе к опорной ноге, несколько в стороне от центра лобка, ближе к краю тазобедренного сустава расслабленной ноги, через Внутреннюю лодыжку, икроножную мышцу, к середине стопы опорной ноги.

Одной из главных задач на стадии построения фигуры в рисунке является постановка фигуры на плоскости так, чтобы это не вызывало ощущения неустойчивости, падения в какую-либо сторону. Вот почему для контроля опускается линия отвеса. При этом не забывайте проверить сделанное на расстоянии (от рисунка), чтобы еще раз убедиться в правильности постановки фигуры на плоскости.

Кроме линии отвеса, проверяющей устойчивость постановки модели на плоскости (подиуме, полу), существует так называемая средняя линия, которую лучше назвать главной линией изгиба тела. Главной линией изгиба тела легко проверить пластику движений н положения фигуры, их соответствие основному движению в постановках. Эта линия идет от яремной впадины, вдоль оси грудины, средней линии живота к лобку и по всей внутренней стороне ноги. — по всей фигуре общей синусоидальной линией: от макушки головы вдоль оси шеи, через яремную впадину по оси грудины, животу, плавно переходящей к бедру опорной ноги, до основания стопы. Такая кривая может идти от яремной впадины или оси седьмого шейного позвонка и далее, как сказано выше. Суть в том, что такая кривая определяет данное фигуре движение при опоре на одну ногу, облегчая тем самым восприятие пластики движений всей фигуры при постановке в рисунке. При этом главная линия изгиба тела проходит всегда по опорной ноге, как несущей основную функцию опоры.

Точно так же нужно рассматривать главную линию изгиба тела при «совании со спины или около. В рисовании фигуры человека сбоку равная линия изгиба (S-образная кривая) пойдет от основания черепа.

5ластн кости атланта, седьмого шейного позвонка, через пятую н шестую ости позвоночника, вниз к лобку, от лобка - через середину коленного сустава опорной ноги, к пятке стопы. Для большей устойчивости фигуры стопы ног следует рисовать с низкого горизонта, так как именно с такого уровня нарисованные стопы ног придают наиболее устойчивое положение всей фигуре и, в частности, стопам ног относительно плоскости, на которую они опираются. При рисовании фигуры человека с близкого расстояния ори среднем уровне линии горизонта стопы ног создают впечатление скольжения по наклонной плоскости, вызывая тем самым ощущение неустойчивости всей фигуры е целом. Для наименьшего перспективного искажения фигуры в рисунке нужно разделить линию горизонта на три уровня. Верхний уровень I — шея, средний II — лобковый и нижний \\\ — середина голени. Так же возможно деление на два уровня: верхний — область солнечного сплетения, нижний — коленный сустав.

При рисовании фигуры с двумя точками опоры, например с олорой на одну ногу и с дополнительной опорой (предплечьем, кистью, корпусом или плечом в стенку), опущенная от яремной впадины линия отвеса должна проходить примерно между двумя точками опоры, т.е. между опорной ногой н дополнительной опорой (корпусом, предплечьем и т.п.), Для определения дополнительной точки опоры на плоскости (подиуме, полу) необходимо опустить линию перпендикуляра от дополнительной опоры. После чего опускается линия отвеса для уточнения правильного положения тела с дополнительной точкой опоры. Одновременно проследите за прохождением линии отвеса по всему корпусу, так как при такой постановке фигуры тазобедренная и близлежащая часть живота заметно смещаются в сторону опорной ноги, описывая тем самым синусоидальную кривую — главную линию изгиба телл, проходящую от макушки головы до стопы опорной ноги.

 

Ошибки при рисовании фигуры человека

 

Ниже приведены ошибки, допускаемые студентами при изображении стоящей фигуры как с опорой на одну ногу, так и с дополнительной опорой (плечо, локоть, кисть и т.п.)

1. Неверно устанавливают следок опорной ноги при изображении фигуры с опорой на одну ногу.

2. При рисовании фигуры с дополнительной опорой опорную ногу (стопу) ставят далеко от точки отвеса или ставят на ней. как при опоре в контрапосте.

3. Изображают фигуру с дополнительной точкой опоры так же, как фигуру с опорой на одну ногу.

При рисовании фигуры в статичном положении (с опорой на две ноги) линия отвеса, опущенная от яремной впадины, проходит вдоль оси симметрии тела от грудины вдоль средней линии живота (пупка) через лобковое сочленение к середине между стопами н распределяет тяжесть тела равномерно. Линии плеча и таза параллельны друг другу. Следовательно, все части тела: туловище, ноги, руки находятся в положении статичного равновесия, если при этом фигуре не приданы дополнительные движения, к примеру, небольшой поворот корпуса или его перемещение из-за наличия какой-либо тяжести в руке.

При построении фигуры с опорой на одну ногу. тело, уравновешиваясь и принимая пространственные наклоны таза н плечевого пояса, изменяет и оси вращения, т.е. для сохранения равновесия части тела перемещаются, человеческого тела. Для того чтобы сделать восприятие более осмысленным, понять, чем обусловлен характер формы натуры, необходимо изучит»» закономерность строения формы человеческого тела.

Знание этой закономерности способствует точному определению размеров частей тела по отношению друг к другу и к целому. Это очень важный и серьезный момент в построении любого изображения, особенно такого сложного объекта, как фигура человека. Соизмеряя пропорциональные отношения, надо иметь в виду, что абсолютно точные пропорции здесь не могут иметь места, так как у каждого человека есть некоторые отклонения, и это нужно учитывать при рисовании.

Определять пропорции с места можно так называемым натурным масштабом, т.е. отмечая карандашом на вытянутой руке высоту фигуры и ее части в том виде, как они видны с места. Однако этот способ имеет чисто механический характер, поэтому следует больше опираться на глазомер и знания о пропорции членения человеческого тела. Обо всем этом подробно рассказывается в разделе ««Пропорции».

Рисуя фигуру и следя за ее постановкой на плоскости, нужно одновременно вести работу над выявлением характера общей формы модели.

Большинство студентов, переходя к моделировке формы, не умеют выявлять форму, а вместо этого начинают рисовать, перенося на бумагу видимые очертания, пятна света, тени и полутона в пределах плоскости. В результате фигура смотрится плоской или излишне закругленной. Дело здесь не в тональном отношении, а. прежде всего, в неумении правильно представлять себе форму в пространстве и связывать эту форму с фоном на самом рисунке. Дело В том, что все светотональные градации, видимые на натуре. — это не бесформенные пятна, они неразрывно связаны с планами и гранями формы- Поэтому, работая тоном, прежде всего надо уяснить, что выявлять форму следует так. будто вы лепите из глины, придавая ей реальную живую (форму и характер натурной модели.

Выявлять форму в рисунке фигуры можно одними линиями без применения тона, в крайнем случае — с введением легкого тона, достигая выразительности предельно скупыми средствами. Но, не имея за плечами большого опыта в рисовании, достичь такого эффекта чрезвычайно непросто.

Моделируя фигуру, пользуясь при этом знаниями анатомии, обращайте внимание на планы модели, расположенные по отношению к рисующему под различными углами. Каждая форма состоит из плоскостей и ребер, что обусловлено строением, о чем уже не раз упоминалось. Любая из этих гранен на живой модели имеет смягченную форму. И, тем не менее, это грани, планы, обращенные по-разному, расположенные в различных направлениях. Если рассматривать форму торса на живой модели, то. на первый взгляд. на ней нет никаких граней. Однако при внимательном анализе формы мы увидим границы, отделяющие переднюю поверхность от боковых, боковые от задней, а при винтообразном движении туловища заметки, как объемные формы разделяются на две части — грудную и тазобедренную . На этом рисунке видно, как торс заключен в контур в виде -ящика».

В начальной стадии построения объемная форма покажется нам угловатой и грубой. Постепенно, по мере уточнения более мелких детален, эти угловатые грубые "ящики» нужно приблизить к живой форме, сохраняя это общее до окончания рисунка.

Для того чтоб узнать как рисовать фигуру мы начнём со гипсовых слепков Гудона. торса Аполлона и др. Своей неподвижностью гипсовые слепки дают хорошую возможность для спокойного, вдумчивого изучения особенностей строения тела, где вс* мелкие отвлекающие внимание детали отброшены, а сложные формы человеческого тела мастерски обобщены. Изучая образцы гипсовых слепков, важно не ограничиваться лишь внешними формами, так как они обусловлены внутренним строением. Такой подход к изучению натурной модели приводит к пониманию общей согласованности движений модели во всем теле человека. Без знания пластической анатомии овладеть рисунком фигуры человека невозможно, как невозможно обходиться в практике обучения рисунку одними только теоретическими знаниями. Поэтому изучение пластической анатомии должно быть основано на наблюдении и изучении живой натуры путем зарисовок, запоминания любых источников, касающихся пластической анатомии, будь то анатомические рисунки, гипсовые анатомические фигуры и т.п. Перед тем, как перейти к изображению живой фигуры, хорошим упражнением будет рисование гипсового торса. На этом статья как рисовать фигуру закончена, спасибо за просмотр.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...