Jump to content
Форум - Замок
Sign in to follow this  
Алесь

Выгоды дислексии

Recommended Posts

Выгоды дислексии

 

("Scientific American", США)

 

Неспособность овладеть навыком чтения может сопровождаться определенными познавательными преимуществами.

Мэтью Шнепс (Matthew H. Schneps)

 

 

24/08/2014

 

«Есть три типа математиков: те, кто умеет считать, и те, кто не умеет».

 

Плохая шутка? Естественно. Но забавно то, что шутку эту породило наше представление о парадоксе, о нарушении математической логики, которая активирует участки мозга, расположенные в правой префронтальной коре. Эти участки чувствительны к причинной зависимости и предупреждают нас о сомнительных и подозрительных ситуациях, которые могут создавать опасность, когда в них что-то не стыкуется.

 

Многие знаменитые гравюры художника-графика Маурица Корнелиса Эшера (Maurits Cornelis Escher) вызывают схожую реакцию, потому что на них изображены сцены, нарушающие причинную связь. На его знаменитой литографии «Водопад» изображено водяное колесо, приводимое в движение водой, которая льется из деревянного желоба. Вода крутит колесо, а оно направляет ее обратно на вершину водопада к началу желоба. Оттуда она снова льется на колесо, и так до бесконечности. Картина показывает нам ситуацию, в которой нарушены практически все законы физики из учебников, и наш мозг воспринимает эту логическую странность как нечто забавное, как визуальную шутку.

 

Фокус, делающий гравюры Эшера интригующими, заключается в геометрической конструкции, которую психологи называют «невозможной фигурой». Форма линий предполагает наличие трехмерного предмета, который никак не может существовать в жизни согласно нашему опыту и ощущениям. Психологи, включая научный коллектив под руководством Кати фон Кароли (Catya von Károlyi) из Университета Висконсина в О-Клэр, используют такие фигуры для изучения познавательных способностей человека. Когда ученые из ее коллектива попросили людей отобрать такие невозможные фигуры из других похожих иллюстраций, они с удивлением обнаружили, что одни люди делают это намного быстрее других. И самое удивительно то, что быстрее всех действовали люди с дислексией.

 

Дислексию часто называют «нарушением обучаемости». Она действительно создает серьезные проблемы в процессе обучения. Хотя последствия этого состояния могут быть очень разными, дети с дислексией читают так медленно, что у них обычно уходит полгода на то, чтобы прочитать такое количество слов, которое другие дети способны прочесть за день. Поэтому то обстоятельство, что столь медленно читающие люди могут так быстро выбирать невозможные фигуры, стало большим сюрпризом для исследователей. Почему люди, которые очень медленно читают, столь стремительно реагируют на зрительное представление причинного осмысления?

 

Психологи были удивлены, но многие люди с дислексией, с которыми мне удалось поговорить, никакого удивления не проявляют. Мы у себя в лаборатории Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики провели собственное исследование, профинансированное Национальным научным фондом. Цель исследования заключалась в поиске научных талантов среди людей с дислексией. Страдающий дислексией ученый Кристофер Тонкин (Christopher Tonkin) назвал свои ощущения «чувствительностью к вещам, которые не на месте». Тонкина очень сильно раздражают сорняки, растущие у него в саду среди цветов, и он говорит, что его чувствительность к визуальным аномалиям является результатом опыта, накопленного в процессе профессиональной научной деятельности. Столь заметная разница в восприятии причинно-следственных отношений объясняет то, почему такие люди как Кэрол Грейдер (Carole Greider) и Барух Бенасерраф (Baruj Benacerraf) смогли заниматься наукой и даже стать лауреатами Нобелевской премии, несмотря на то, что всю жизнь сталкиваются с трудностями из-за своей дислексии.

 

В ходе одного исследования мы проверили профессиональных астрофизиков с дислексией и без таковой на способность замечать поддельную графическую аномалию в спектре, характерном для черной дыры. Ученые с дислексией (те, кого раздражают сорняки среди цветов), гораздо лучше справились с задачей по выделению черных дыр из шумового фона. Это преимущество помогло им и в научной карьере. В ходе другого лабораторного исследования мы сравнивали способности студентов колледжа с и без дислексии по запоминанию кажущихся размытыми изображений, похожих на рентгеновские лучи. Опять же впереди оказались студенты с дислексией. Это преимущество, которое может принести им пользу в науке или в медицине.

 

Почему же дислексия способна давать преимущества? Может, в мозгу у людей с дислексией есть нечто такое, что предрасполагает их к причинно-следственному мышлению? А может, это своеобразная компенсация, различия в мозгу, которые возникают в силу того, что люди с дислексией меньше читают? К сожалению, ответа на этот вопрос пока нет.

 

Но мы точно знаем, что чтение меняет структуру мозга. Любители чтения могут читать по часу и больше каждый день, изо дня в день, из года в год. Такая узко специализированная и постоянная тренировка, требующая неестественно точного контроля над перемещением взгляда в доли секунды, может очень быстро перестроить зрительную систему, в результате чего некоторые проводящие пути в нервной системе начинают действовать эффективнее остальных. Когда неграмотных взрослых учили читать, исследование с представлением изображений, проведенное во Франции Станисласом Дехане (Stanislas Dehaene), показало, что по мере приобретения навыков чтения в мозгу происходят изменения. Но по мере того, как эти взрослые развивали свои навыки чтения, они теряли способность обрабатывать некоторые типы визуальной информации. Например, они уже не могли отличить объект от его зеркального отображения. Следовательно, за умение читать приходится платить, и способность человека обрабатывать некоторые виды визуальной информации утрачивается после того, как он научится читать. Это говорит о том, что зрительные преимущества дислексии являются просто признаком различий в опыте чтения, некоей компенсацией за то, что человеку с дислексией трудно читать.

 

Мы с коллегами предположили, что одна из причин зрительных талантов у людей с дислексией состоит в том, что им трудно управлять своим зрительным вниманием. Сначала может показаться парадоксальным то, что такие затруднения могут дать преимущество, но все становится вполне логичным, когда мы понимаем, что слова «преимущество» и «недостаток» имеют значение только в контексте той задачи, которую необходимо выполнить.

 

Например, представьте себе, что вы ищете талантливого охранника. В обязанности этого человека входит замечать вещи странные и неуместные, и звонить в полицию, когда он увидит нечто подозрительное, скажем, неожиданный след на клумбе. Кого вы наймете на такую работу: активного читателя, который способен сосредоточиться на чтении и затеряться в тексте, или человека, остро реагирующего на изменения в зрительной обстановке, но не умеющего сосредотачиваться и отключаться от внешнего мира?

 

Такое занятие как чтение требует способности сфокусироваться на словах, когда ваши глаза сканируют предложение, и быстро, аккуратно и последовательно переключать внимание в предложении с одного слова на другое. Но хорошему охраннику нужны прямо противоположные способности: умение быть настороже и видеть все и сразу. Хотя в чтении эти навыки не очень помогают, у такого человека могут быть таланты в других областях. Если задача заключается в поиске логического изъяна в невозможной фигуре, то это можно сделать быстрее, если вы умеете распределять свое внимание, охватывая фигуру взглядом целиком и одновременно. Если вы сосредоточиваете внимание на зрительных деталях, изучая каждый элемент фигуры последовательно, то вам понадобится больше времени, чтобы определить, складываются ли эти элементы в общую картину, или там есть какое-то несоответствие. В таком случае получается, что это недостаток.

 

Серия исследований, проведенных итальянскими учеными во главе с Андреа Факоэтти (Andrea Facoetti), показала, что у детей с дислексией часто бывают нарушения в зрительном внимании. В ходе одного эксперимента коллектив Факоэтти измерил зрительное внимание у 82 дошкольников, которые еще не умели читать. Затем ученые подождали несколько лет, пока эти дети не закончили второй класс, и снова обследовали их, чтобы понять, насколько хорошо каждый ребенок научился читать. Они обнаружили, что у детей, у которых в дошкольном возрасте наблюдались проблемы со зрительным вниманием, также появились сложности с чтением.

 

Эти исследования говорят о том, что дефицит зрительного внимания, появляющийся в самом раннем возрасте, является причиной проблем с чтением, которые характерны для дислексии. Если эта теория подтвердится, ученые смогут сделать вывод о том, что наблюдаемые преимущества это не случайный побочный продукт навыка чтения, а результат различий в мозгу, которые являются врожденными.

 

Если это так, то поскольку внимание влияет на восприятие в очень общем плане, значит, могут появиться и другие преимущества. Да, люди с дислексией могут не замечать какие-то детали в своем окружении, которые требуют сосредоточения внимания, но они могут лучше видеть вещи более рассредоточенные. То есть, они видят лес, но не замечают деревья.

 

Среди прочих обнаруженных преимуществ Гади Гейгер (Gadi Geiger) и его коллеги из Массачусетского технологического института выделяют то, что люди с дислексией могут распределять внимание гораздо шире, чем обычные читатели. Они вполне успешно распознают буквы, высвечиваемые одновременно в центре и на периферии на гораздо большем расстоянии. Они также показали, что такие преимущества у них присутствуют не только в зрительном плане, но и в звуковом. В ходе одного исследования, когда воспроизводились звуки вечеринки, люди с дислексией сумели разобрать гораздо больше слов, которые раздавались из разных углов комнаты, по сравнению с теми людьми, которые активно и много читают.

 

Без ответа остается вопрос о применимости таких открытых в лабораторных условиях преимуществ и талантов в реальной жизни. Но каковы бы ни были причины, начинает формироваться одна четкая тенденция: люди с дислексией лучше видят большую картину (в прямом и переносном смысле), в то время как остальные ее не замечают. Томас Уэст (Thomas G. West) давно уже утверждает, что нестандартное мышление исторически является неотъемлемой чертой дислексии. С ним согласны и социологи, такие как Джули Логан (Julie Logan) из лондонской школы бизнеса им. Касса. Логан обнаружила, что дислексия больше распространена среди бизнесменов и предпринимателей, которые думают нестандартно и видят общую картину, творчески и созидательно подходя к вопросам бизнеса.

 

Каков бы ни был механизм, ясно одно: дислексия связана с различиями в зрительных способностях, и эти различия могут оказаться весьма полезными во многих обстоятельствах, например, в науке, технике, проектировании и математике. Из физики нам известно, что двигатель способен продуктивно работать лишь при наличии разницы в температуре, когда есть холодное и горячее. А когда все одинаковое, ничего продуктивного не происходит. Неврологические различия точно так же приводят в движение общественный двигатель, создавая контраст между холодным и горячим, который ведет к продуктивной работе. Нарушения в одной области могут создавать преимущества в другой, и именно эти различия обеспечивают прогресс во многих сферах, включая естественные науки и математику. Наверное, математики бывают не трех типов, а их гораздо больше. И обществу нужны они все.

 

Мэтью Шнепс — астрофизик и дислексик, основавший лабораторию визуального обучения для исследования последствий когнитивного разнообразия в приобретении знаний. Он профессор информатики Массачусетского университета в Бостоне. Шнепс проводит исследования дислексии в аспирантуре Гарварда. В настоящее время он пишет книгу о том, как с появлением электронных книг и устройств для чтения меняются представления о дислексии.

 

Читать далее: http://inosmi.ru/world/20140824/222503052.html#ixzz3BFuXmuce

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня похоже лёгкая форма дислексии... С чтением проблемы были всегда. Я редко осиливаю более 1 страницы текста. Только если очень нужно. Чтение меня сильно утомляет.

Зато зрительное сканирование работает хорошо, особенно игры типо "найди отличия" или что то в этом роде.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Во дела..., кто бы мог подумать, что 30 лет прожила с диагнозом:))

мне тоже чтение давалась с большим трудом, а задачки на зрительное восприятие с детства очень любила)

 

заставлять себя читать все же приходилось, даже начала интересоваться скорочтением, чтоб хоть как-то облегчить свои мучения, правда больше чем на пару занятий меня не хватило т.к. свалилось на голову счастье - аудиокниги. И по сей день если есть возможность добыть инфу в аудио варианте, книгу в руки ни за что не возьму...

Share this post


Link to post
Share on other sites

не смогла дочитать до конца, хотя могу если очень нужно, но тут не знаю , может другое что то потому что вслух читаю быстро , но не всегда понимаю о чем, а когда про себя, то медленно, могу одну страницу мурыжить час, если конечно там написано ну ооочень мне важное то тогда пол часа))) может тут речь о тугодумстве?))

Share this post


Link to post
Share on other sites

А у меня не было сложностей со чтением. Единственное - просто не люблю это занятие, особенно чтение художественной литературы, потому что это всегда шло под напором. Мне идеально - формат энциклопедии с картинками и текстовыми пояснениями. А когда вижу голый текст - глаза пугаются, словно увидел сложнейшую формулу, требующую многочасового расчёта, чего не хочется делать.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А у меня не было сложностей со чтением. Единственное - просто не люблю это занятие, особенно чтение художественной литературы, потому что это всегда шло под напором.

Просто не привык читать... Не возникло желания...

 

Я раньше тоже не любила. Когда в школе особенно заставляли.

 

А потом, на одном из долгих транзитов, связанных с аспеками к нат.Мерку или т.п.,

(Уж не помню), сама начала читать. Тогда был период, когда читала запоем...

Сейчас чтение превратилось в привычку. Мне нравится окунаться в мир автора,

сопереживать героям, чувствовать разные грани жизни, ситуации, которые

со мной никогда не произойдут... Ну и книги - это опыт, подсказки, это Учителя.

Многое можно узнать из книг. А фильмы не всегда передают нужную атмосферу...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне нравится окунаться в мир автора,

сопереживать героям, чувствовать разные грани жизни, ситуации, которые

со мной никогда не произойдут... Ну и книги - это опыт, подсказки, это Учителя.

Многое можно узнать из книг. А фильмы не всегда передают нужную атмосферу...

Насть, мне кажется ты немного не о том, тут не ставится под вопрос польза получаемой информации, речь исключительно о способе ее добычи по средствам визуального восприятия букв.

мне тоже была нужна информация из книг, но недолюбливать(мягко говоря) чтение мне это не мешало))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Просто не привык читать... Не возникло желания...

 

Я раньше тоже не любила. Когда в школе особенно заставляли.

 

А потом, на одном из долгих транзитов, связанных с аспеками к нат.Мерку или т.п.,

(Уж не помню), сама начала читать. Тогда был период, когда читала запоем...

Сейчас чтение превратилось в привычку. Мне нравится окунаться в мир автора,

сопереживать героям, чувствовать разные грани жизни, ситуации, которые

со мной никогда не произойдут... Ну и книги - это опыт, подсказки, это Учителя.

Многое можно узнать из книг. А фильмы не всегда передают нужную атмосферу...

Чтение - один из возможных и важнейших способов не только проработки

самого Меркурия, но и важнейший способ наведения связей с другими

планетами (особенно - если аспекты отсутствуют)...и в первую . очередь

- с Сатурном....т.е чтение вынуждает включаться логику, память, дисциплину

и сомоограничение...

Share this post


Link to post
Share on other sites

что бы было с миром если бы логику заставляло включаться только чтение...))

 

надеюсь, что и по другим пунктам чтение играет не решающую роль.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Надеяться - это замечательно...

Но в жизни - намного лучше - ЗНАТЬ!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

вот уж где не поспоришь, знания- да- это сила.

и было бы здорово если бы ими на самом деле обладали все кто в своих знаниях уверен)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чтение - один из возможных и важнейших способов не только проработки

самого Меркурия, но и важнейший способ наведения связей с другими

планетами (особенно - если аспекты отсутствуют)...и в первую . очередь

- с Сатурном....т.е чтение вынуждает включаться логику, память, дисциплину

и сомоограничение...

интересно, а как этот способ может навести связи с другими планетами?

Share this post


Link to post
Share on other sites

А у меня не было сложностей со чтением. Единственное - просто не люблю это занятие, особенно чтение художественной литературы, потому что это всегда шло под напором. Мне идеально - формат энциклопедии с картинками и текстовыми пояснениями. А когда вижу голый текст - глаза пугаются, словно увидел сложнейшую формулу, требующую многочасового расчёта, чего не хочется делать.

Ага, ваше поколение мыслит по клиповому типу (клиповый тип мышления). Это-ухватить суть из текста. Можете охватить текст взглядом, прочитать по диагонали и понять о чем речь. Литература требует другого подхода для того чтобы быть усвоенной. Там сложноподчиненные структуры, цепочки логических связей и.т.п. Более кропотливая работа и по результату-более развитый интеллект.

Share this post


Link to post
Share on other sites

интересно, а как этот способ может навести связи с другими планетами?

Нужно что-то запомнить-призови Сатурн). Вот и связь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нужно что-то запомнить-призови Сатурн). Вот и связь.

как это, призови сатурн?)

Share this post


Link to post
Share on other sites

интересно, а как этот способ может навести связи с другими планетами?

Ну это же - просто...на поверхности...

 

Чтение - оно может и должно быть целенаправленным...

Например:

 

- чтение религиозной литературы - включает в процесс Нептун...

- чтение философской литературы - Юпитер...

- чтение астрологической - Уран...

 

 

И т.д. - список -очень длинный...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну это же - просто...на поверхности...

 

Чтение - оно может и должно быть целенаправленным...

Например:

 

- чтение религиозной литературы - включает в процесс Нептун...

- чтение философской литературы - Юпитер...

- чтение астрологической - Уран...

 

 

И т.д. - список -очень длинный...

а как еще можно связь с планетами навести? например, аудиокнигами можно? я просто, к моему стыду, не сильна в чтении, я ооочень долго буду над одной страницей мучиться))

Share this post


Link to post
Share on other sites

как это, призови сатурн?)

Юль.

 

Был такой Бруно Хубер...один из ведущих сотрудников Асаджиолли...

У него есть несколько серьезных иследованний.

В т.ч. и по астрологии мышления и интеллекта...

http://zamok.druzya.org/index.php?showtopic=646

 

Тут я изложил базу их идей...

Share this post


Link to post
Share on other sites

а как еще можно связь с планетами навести? например, аудиокнигами можно? я просто, к моему стыду, не сильна в чтении, я ооочень долго буду над одной страницей мучиться))

Можно...

Но связи - сложнее отрабатываются...

Т.к. не включен Сатурн...

А по моим наблюдениям - Сатурн - основа всех проработок...

Share this post


Link to post
Share on other sites

а как еще можно связь с планетами навести? например, аудиокнигами можно? я просто, к моему стыду, не сильна в чтении, я ооочень долго буду над одной страницей мучиться))

Ну и потом...

 

Прорабатывать планеты можно не только через Мерк...

Для каждой планеты - есть ее собственные варианты...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ага, ваше поколение мыслит по клиповому типу (клиповый тип мышления). Это-ухватить суть из текста. Можете охватить текст взглядом, прочитать по диагонали и понять о чем речь. Литература требует другого подхода для того чтобы быть усвоенной. Там сложноподчиненные структуры, цепочки логических связей и.т.п. Более кропотливая работа и по результату-более развитый интеллект.

Не знаю не знаю... Я заметил что с 87 по 91 довольно много книголюбов (естественно я не исследовал 10000 человек, просто есть знакомые )... И читают именно для удовольствия и книги собирают... И это им не мешает играть в компьютер и сериалы смотреть.

В то время как 84-86г.р. гораздо меньше читают... Может дело в Сатурне и Уране одновременно в Козероге...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну это же - просто...на поверхности...

 

Чтение - оно может и должно быть целенаправленным...

Например:

 

- чтение религиозной литературы - включает в процесс Нептун...

- чтение философской литературы - Юпитер...

- чтение астрологической - Уран...

 

 

И т.д. - список -очень длинный...

А тексты в стиле П.Успенского или А.Подводного - это всё эти планеты вместе? Чтобы читать их мне нужно просто сильно концентрироваться и перечитывать по несколько раз - только тогда доходит. А после прочтения, когда переключаются на другое дело, кажется, что прочитал, но не узнал ничего нового. А ведь мелькали процессе чтения, вроде как, умные мысли.

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня есть клиповое мышление, да. Но мне всегда казалось, что оно есть у всех, я использовал его характеристики в качестве описания получения информации по III дому, в то время как глубокое чтение - по IX.. Может, я не прав.

Книгооюбов своего поколения редко встречал, вот после 1996 - уже да, и мне они не совсем понятны.. Мне просто не понятно, как может возникнуть желание почитать чью-н будь биографию или мемуар.. Легче же заглянуть в словарь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня есть клиповое мышление, да. Но мне всегда казалось, что оно есть у всех, я использовал его характеристики в качестве описания получения информации по III дому, в то время как глубокое чтение - по IX.. Может, я не прав.

Книгооюбов своего поколения редко встречал, вот после 1996 - уже да, и мне они не совсем понятны.. Мне просто не понятно, как может возникнуть желание почитать чью-н будь биографию или мемуар.. Легче же заглянуть в словарь.

Ну в общем, да. На первый взгляд так удобнее. Сложности возникают тогда, когда возникают "многоходовочки". Пробуксовка начинается, когда попадаешь в ситуацию "неоднозначности" при большом количестве вводных данных и оппонентами- очень умные и хитрые люди.

В чем проблема клипового мышления? Тем, что "клиповик", поглощает в том числе и информацию, которая "на заборе написана". Нет критериев для отбора, плохо развито критическое мышление (а откуда ему взяться собственно?) Как ни странно, именно художественная литература, показывает все нюансы, полутона и возможности человеческой природы в ее желании " наипать товарища" и как следствие, поиметь бабла.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А тексты в стиле П.Успенского или А.Подводного - это всё эти планеты вместе? Чтобы читать их мне нужно просто сильно концентрироваться и перечитывать по несколько раз - только тогда доходит. А после прочтения, когда переключаются на другое дело, кажется, что прочитал, но не узнал ничего нового. А ведь мелькали процессе чтения, вроде как, умные мысли.

 

В чтении - как и в любом процессе познания - нужны тренировки...как в спорте...

И тут уже на полную вынуждаем включаться Сатурн...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...