Алесь Posted January 29, 2015 Share Posted January 29, 2015 29.01.2015 02:15 Иллюстрация: mil.by Официальный сайт министерства обороны Белоруссии пополнился новыми разделами — «Наши герои» и «Военные песни». Оба раздела заслуживают внимания необычностью их наполнения, сообщает корреспондент ИА REGNUM. В разделе «Военные песни» нет ни одной из тех, что заказывают белорусские солдаты в качестве музыкальных поздравлений или поют офицеры в ходе застолья. Создателями музыкальных шлягеров белорусской армии назначены известные разве что узким специалистам Сергей Макей и Ольга Банникова. Вероятно, и здесь работает принцип «импортозамещения». Однако гораздо большего внимания заслуживает раздел «Наши герои». Среди них — «Всеслав Полоцкий — белорусский князь, смелый воин, борец за независимость первого белорусского государства — Полоцкой земли от Киева». Позиция Минобороны явно противоречит официальной историографии: «первым белорусским государством» в учебниках по «Истории Беларуси» и «Основам идеологии белорусского государства» названа БССР, образованная 1 января 1919 года как Советская Социалистическая Республика Белоруссия (ССРБ) в составе РСФСР. В разделе «Наши герои» официального сайта Минобороны РБ оказался польский магнат Януш Радзивилл, известный по учебникам белорусской истории как руководитель карательных операций, подвергший сожжению и разграблению ряд городов и местечек современной Белоруссии за то, что население восставало против польских панов, поддерживало казаков Богдана Хмельницкого и русские войска во время русско-польской войны 1654-1667 гг. По приказу Януша Радзивилла население Белой Руси, отказавшее в лояльности польским панам, вырезалось поголовно, невзирая ни на пол, ни на возраст. Александр Суворов оказался недостойным занесения в раздел «Наши герои» — его место занял национальный герой Польши Тадеуш Костюшко, дослужившийся во время войны за независимость США до бригадного генерала, вернувшийся в Речь Посполитую, бросивший вызов войскам Суворова и потерпевший от них серию поражений. Как так случилось, что именно Костюшко стал образцом для Минобороны постсоветской республики, а не Суворов, под началом которого уроженцы современной Белоруссии одержали немало славных побед? Этот вопрос корреспондент ИА REGNUM безуспешно пытался задать начальнику Минского суворовского военного училища генерал-майору Виктору Лисовскому. Начальник управления информации Минобороны Белоруссии полковник Владимир Макаров не смог ответить корреспонденту ИА REGNUM на вопрос, как Всеслав Полоцкий (известный также как Всеслав Чародей) оказался борцом за независимость первого белорусского государства задолго до появления самого термина «белорусы» и провозглашения независимости первого белорусского государства. В ответ он порекомендовал свои статьи на тему Отечественной войны 1812 года в ведомственной газете «Во славу Родины» («Белорусская военная газета»), а также книгу Вячеслава Бондаренко «Полководцы и военачальники Первой мировой войны — уроженцы Беларуси». На вопрос, какова позиция Минобороны РБ по факту разрушения памятника герою Отечественной войны 1812 года генерал-майору Якову Кульневу в Полоцком районе Витебской области, полковник Макаров заявил, что на этот и другие вопросы он желает ответить письменно после получения соответствующего запроса ИА REGNUM. Корреспондент ИА REGNUM обратился за комментариями к белорусским экспертам. Николай Малишевский так прокомментировал содержание раздела «Наши герои» сайта МО РБ: «К сожалению, в Минобороны РБ очень плохо знают историю. Например, даже в сугубо военном смысле предлагать офицерам „равняться на Костюшко“, одновременно готовясь проклинать буквально разогнавшего его воинство Суворова, могут только очень невежественные люди. Или индивиды, тупо ненавидящие всё русское. Увы, но, судя по подобным публикациям, и те, и другие в последнее время очень востребованы в силовых структурах Белоруссии». Николай Радов Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Алесь Posted February 4, 2020 Author Share Posted February 4, 2020 «Черный кот»: как придумали белорусского Бандеру Андрей Манчук 04.02.2020, 16:36 Мнения Белорусские националисты пытались создать миф о собственном варианте УПА* Все постсоветские национализмы так или иначе строятся на искусственно изобретенных и разработанных исторических мифах. Как правило, они героизируют более чем сомнительных персонажей первой половины ХХ века, которые исповедовали ультраправую идеологию фашистского и нацистского толка, открыто сотрудничая с гитлеровской Германией. Этих местечковых фюреров старательно отбеливают от грязи военных преступлений и геноцидных чисток — а затем преподносят их обществу в образе глорифицированных борцов за свободу. Украина является классическим примером этой ревизионистской политики, осуществляемой на самом высоком государственном уровне. Организация украинских националистов и подконтрольные ей структуры Украинской повстанческой армии*, которые несут непосредственную ответственность за массовые убийства поляков, евреев и украинцев, официально признаются сейчас правильной, «украинской» стороной Второй мировой войны — в то время как игнорируется память о миллионах украинских красноармейцев. Факты коллаборации с нацистами и соучастия в Холокосте, людоедские высказывания в программных документах и выступлениях националистических лидеров стыдливо замалчивают — хотя они прекрасно известны историкам. Погромным подразделениям УПА приписывают эпические победы над большевистскими полчищами, а лидеры ОУН — такие как Бандера, Шухевич или Стецько — давно объявлены спасителями украинской нации, вокруг которых постепенно создается по-настоящему религиозный культ. Причем украинские патриоты вполне открыто называют это мифотворчество ключевым фактором успешного нацбилдинга. Их собратья — современные белорусские националисты — находятся в совсем другой ситуации. Скудная история белорусского националистического движения не может похвастаться сколько-нибудь известными личностями — за исключением давно забытых второсортных нацистских коллаборантов. А этих одиозных маргиналов нельзя было всерьез противопоставить массовой народной памяти о советском партизанском движении, охватившем в годы войны всю территорию оккупированной республики. Попытка приватизировать хорошо известные образы революционных шляхтичей — Тадеуша Косцюшко и Кастуся Калиновского — тоже не удалась, поскольку советская историография благосклонно относилась к этим фигурам, рассматривая их в качестве борцов за социальное освобождение поляков, литовцев и белорусов. А главное, они принадлежали к весьма давнему периоду польской истории — когда белорусского национального движения еще не существовало даже в проекте. Белорусское националистическое движение остро нуждалось в образе собственного Бандеры и в собственной версии неуловимых антикоммунистических повстанцев. А в силу того, что подходящие кандидаты на эти вакансии упорно не находились, патриотическая интеллигенция решила придумать себе виртуальных героев нации — рассудив, что этот небольшой обман вполне оправдан высокой целью борьбы за евроатлантическое будущее Белоруссии. На роль белорусского «провидника» избрали Михаила Витушко — одного из лидеров белорусских коллаборационистов, организатора карательных отрядов полиции «Ordnungsdiens» и коллаборационистского десантного батальона «Дальвитц». В 1944 году, уже после освобождения Белоруссии, он был заброшен нацистами в советский тыл во главе небольшой группы диверсантов, рекрутированных из состава бежавших вместе с оккупантами полицаев. Судьба этого отряда, известного как ДРГ «Черный кот», была типичной и скоротечной — выдавая себя за поляков, люди Витушко примкнули к польскому антисоветскому подполью, а затем были ликвидированы советскими войсками в ходе оперативно-войсковой операции в Рудницкой пуще. Гибель Витушко подтвердили его пленные сообщники и польские националисты, а давно опубликованные документы МГБ и НКГБ Литовской ССР конкретизируют, что он погиб 7 января 1945-го. Так закончилась биография реального белорусского коллаборанта Михаила Витушко. Однако он был чудесным образом возвращен к жизни благодаря магической силе исторической мифологии. С конца 80-х годов «патриоты» рассказывали о том, что Советы убили его однофамильца — а сам герой уцелел и создал в Белоруссии разветвленную сеть подпольных ячеек и партизанских отрядов численностью до 15 тысяч боевиков, которая боролась с коммунистами вплоть до 1955 года. Организация под названием «Черный кот» была развернута в «Белорусский освободительный фронт», разделенный на три оперативные зоны — Север, Центр и Юг, который громил советские армейские части и массово уничтожал коммунистических активистов. По версии националистов, в марте 1948 невидимые полчища под командованием Витушко — которого уже произвели к тому времени в звание генерала — штурмом овладели крупным городом Новогрудок, где «перебили всех сотрудников МГБ, солдат местного гарнизона и работников администрации, освободили заключенных, захватили много оружия». Согласно той же легенде, осенью 1948 года отряды «Черного кота» провели совместную операцию с бандеровцами, захватив Кобрин и Гайновку, а несколько сотен боевиков БОФ напали на исправительно-трудовой лагерь около Минска, чтобы освободить политических заключённых. Сам неуловимый белорусский Бандера, устав громить коммунистов, благополучно пробрался через Польшу в ФРГ и укрылся в тайном убежище, где прожил чуть ли не до ста лет. Мифы об антисоветских белорусских повстанцах, которые якобы занимало целые города, существовали еще в послевоенные годы — но исключительно на страницах маргинальных эмигрантских газет, которые имитировали подпольную борьбу, руководствуясь банальным стремлением получать финансовое вспомоществование от иностранных разведок. Разумеется, это была альтернативная вымышленная реальность — и ни архивные документы, ни воспоминания живших в послевоенное время людей, не фиксируют никакой деятельности подпольной националистической армии, которая проворачивала фронтовые операции в самом сердце одной из самых спокойных советских республик. Серьезные историки — вне зависимости от их взглядов — всегда рассматривали подобные рассказы как вымышленную «фолк-хистори» националистической диаспоры из Европы или США. Однако с началом нулевых белорусские оппозиционеры массово уверовали в воскресшего генерала Витушко и сами начали с гордостью именовать его «нашим белорусским Бандерой», рассматривая это сравнение как высшую похвалу в адрес своего загадочного героя. Это патриотическое помешательство закончилось комичным скандалом. В 2017 году известный националистический историк Антон Рудак опубликовал статью с говорящим названием «Как два человека придумали миф про Михаила Витушко». Он иронически назвал главаря «Черного кота» «генералом-зомби» и честно признал, что легенда о вездесущих антисоветских повстанцах была написана двумя современными патриотами, которые издали ее в украинском Львове — для того, чтобы вдохновить на подвиги чахнущую среду «змагарей». Впрочем, даже после этого сеанса разоблачения бело-красно-белой магии многие представители белорусской интеллигенции продолжают верить в сказку про своего местного Бандеру. Неважно, что это вымысел — белорусский национализм остро нуждается в исторических вождях — до такой степени, что готов в прямом смысле слова вытаскивать их из могил. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.