Jump to content
Форум - Замок

Владимиру Зельдину — 100 лет


Recommended Posts

Старейший артист российской сцены 10 февраля 2015 года отмечает невероятный юбилей — 100 лет! Поздравить юбиляра и принять участие в бенефисной постановке Юлия Гусмана «100, или Танцы со временем» придут Иосиф Кобзон, Тамара Гвердцители, Михаил Жванецкий и многие другие. Сюжет представления будет основан на «Танцах с учителем» — пятилетней давности премьере Зельдина на сцене его родного театра. «Газета.Ru» вспоминает важные моменты творческой и личной биографии прославленного артиста.

 

upload-01-pic4_zoom-1000x1000-639.jpg

Link to post
Share on other sites

Это праздник какой-то! Для всего прогрессивного человечества. 100 лет Зельдину — повод устроить торжества по всей стране. Просто нужно встать и выпить рюмку нашего национального напитка за его здоровье. В России надо жить долго, факт. Владимир Михайлович сделал это и идет дальше. А еще он рассказывает о времени и о себе. То, что хочет и как хочет. Потому что, как говорила Фаина Раневская: «Мона Лиза сама уже выбирает, на кого производить впечатление, а на кого — нет». Так и Зельдин… Каждое его слово самоценно, каждое размышление, воспоминание — бриллиант. А нам остается только слушать да восхищаться. И еще раз поздравить знаменитого артиста со столь славным юбилеем.

 

774172883_9500789.jpg
фото: Михаил Ковалев

Секрет его молодости

Вы спрашиваете про секрет долголетия? (Смеется.) Никакого секрета здесь нет. Лучше я вам скажу словами великого революционного поэта Владимира Маяковского: «Мне ни рубля не накопили строчки,/краснодеревщики не слали мебель на дом/и, кроме свежевымытой сорочки,/скажу по совести, мне ничего не надо». Вот вам мой девиз.

Заповедь Дон Кихота

Сейчас я играю свою пьесу-мечту, которую мне подарил Юлий Гусман. Я уже сыграл более 150 спектаклей про Дон Кихота. Наш Театр Российской армии очень большой, в зале 2200 мест. На всех моих представлениях зал полон. Там, в спектакле, есть такие слова, вроде заповеди. Дон Кихот говорит: «Не называй своим ничего, кроме своей души. Смотри вперед — в прошлогоднем гнезде птенцов уже не найти. Помочь торопись человеку ты, рыцарь прямых дорог. Дульсинея придет к тому, кто сам решил и помог». Эта пьеса очень актуальна в наше жестокое время. Дон Кихот говорит: человек не может убивать человека, человек не может угнетать человека. Я это произношу со сцены в зрительный зал. Все, что я ощущаю в жизни, в тех событиях, которые происходят, я выношу на сцену.

 

4404514_9649318.jpg
фото: Михаил Ковалев

 

О поколении

У каждого по-разному складывается его судьба в жизни. А что касается лично меня, думаю, что я принадлежу к поколению, которое прошло огонь, воду и медные трубы. Потому что это и Гражданская война, все беды жизни этой. НЭП, коллективизация, индустриализация… Все ступени становления советской власти мое поколение прошло, я прошел.

Лично я горжусь своим поколением. Я человек советский, поскольку воспитан при советской власти. Мое поколение законопослушное. Мы любили очень и любим свою страну, свое отечество. Мы это доказали во время нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. Когда самое дорогое в жизни положили на алтарь победы над фашизмом.

Смотрите видео по теме "100 лет Владимиру Зельдину. "Свинарка и пастух" - первая главная роль в кино "

10 февраля Владимир Зельдин – советский и российский актер театра и кино, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Народный артист СССР – отмечает 100-летний юбилей. Владимир Михайлович является старейшим в мире «действующим» актером.

Видео с сайта youtube.com пользователь Игорь Чернышов

 

«Это судьба такая»

Я человек неизбалованный. Это судьба такая, которую подарил мне Господь, что я в свои годы могу выходить на сцену. У меня четыре названия спектаклей, творческий вечер, который идет два часа с антрактом. Он очень хорошо принимается, мы были во Франции, в Италии, в Голландии.

Этот безумный, безумный мир…

Сейчас мир, по-моему, сошел с ума, он так долго не продержится, он закончит свое существование.

«Я чудом остался жив»

Во время войны я чудом уцелел. Мы стали снимать такую реальную сказку «Свинарка и пастух», комедию музыкальную. Начали мы ее еще в мирное время, сняли полкартины, а тут война. Всех нас мобилизовали на фронт. Мы были молодые, мне 26 лет. Но был приказ: во что бы то ни стало закончить картину. Нам дали бронь, отсрочку до конца года. Это был приказ свыше. Благодаря этому я остался жив.

Счастье — это…

Самое главное — это работать, иметь театр, в котором я служу с 41-го года и выхожу на сцену. Это большая, я считаю, удача, счастье.

 

6283562_5221916.jpg
фото: Михаил Ковалев

 

«Самое главное — я добрый человек»

Вы знаете, я не политик и считаю себя очень малообразованным человеком. Но самое главное, я добрый человек.

О ВДНХ

Мы снимали в павильоне на сельскохозяйственной выставке. Это было чудо, самое любимое место москвичей. Сейчас хотят вернуть ей прежнее название — ВДНХ, и, по-моему, правильно, потому что это наглядно показывает величие того государства, которое существовало. Тем более что наш Советский Союз отличался многонациональностью, и никаких конфликтов не было.

О мудрости

Ничего подобного, никакой мудрости у меня нет. У меня нет ни тщеславия, ни зависти. Это удивительно!

О семье

Мама — учительница, отец — музыкант, закончил Московскую консерваторию. Нас было пятеро, я — последний, меня называли последыш Володя. Мама потом бросила школу, потому что нас надо было воспитывать как-то. Я никогда не слышал, чтобы мама с папой где-то конфликтовали громко, говорили на высоких тонах, ссорились. Этого не было. Мы не видели, чтобы отец приходил домой с бутылкой водки или вина. Не видели, чтобы он приходил и вынимал из кармана пачку сигарет. Он не курил, поэтому и я никогда не курил и никогда не пил. Я полковник спорта.

Link to post
Share on other sites

А теперь о спорте

Я поклонник спорта. Есть контактный спорт, такой как футбол, хоккей, баскетбол. Умение игрока вести себя на поле — это очень важно. Потому что сплошь и рядом сами игроки провоцируют беспорядки на трибунах среди болельщиков. (Не люблю это слово — болельщик, я признаю — поклонник.) Например, забивается гол, игрок от радости снимает майку, размахивает ею, за ним бежит кучка игроков, догоняет, и происходит куча-мала. Что это такое? Это же игра, понимаете? Меня этот вопрос поведения игрока, его культуры на поле очень волнует. Он выходит, будто на сцену, на арену, а трибуны заполнены зрителями, они же смотрят, как себя ведет игрок. Спортсмены должны благородно относиться друг к другу. Даже в боксе после жестокого поединка они пожимают друг другу руки, обнимаются.

 

6584476_7516328.jpg
«Свинарка и пастух».

 

О зависимости

Наша профессия очень зависимая: от художественного руководителя, от режиссуры, видит ли, не видит ли тебя режиссер в той или иной роли. Ты можешь сидеть годами и ничего не делать. У меня был такой случай в Театре Российской армии. Пришел новый режиссер, и на Большой сцене я в течение нескольких лет не выходил ни в одном спектакле. Не только я, даже покойная выдающаяся наша Касаткина Людмила Ивановна, народная артистка, на Большую сцену не выходила. Но это уже капризы и недостаток характера режиссера, который, может быть, не выносит успех даже актера, пользующегося популярностью.

О театре

Но у нас в театре всегда атмосфера была прекрасная, никаких интриг. Когда я пришел в театр в 41-м году, им руководил народный артист СССР Алексей Дмитриевич Попов, ученик Станиславского и Немировича-Данченко. Мы каждый сезон ставили по шесть пьес, по восемь даже. А театр наш уникален в том отношении, что он сделан в форме пятиконечной звезды. Красивый, с колоннами. Большая сцена, там может и самолет стоять, и танк проехать. У нас был оркестр — 35 человек, просто великолепный! Спектакль «Учитель танцев» почти сорок лет шел, история не знает таких примеров. Если в театре Вахтангова была «Принцесса Турандот», то у нас в Красной Армии — «Учитель танцев». Я сыграл более тысячи спектаклей. Все было под оркестр, никаких радио, микрофонов, но все слышно. Мы — военный театр, и у нас шли спектакли именно на эту тематику. И «Суворов», и «Сталинградцы», и «Последние рубежи», «За тех, кто в море»… Но кроме этого шли и музыкальные постановки.

О любимых партнершах

У нас же много актрис поющих, которые хорошо двигаются. Одна Лариса Голубкина чего стоит! У нее вокальная школа прекрасная. Она была моей партнершей в «Ринальдо идет в бой». С ней же мы играли «Последний пылко влюбленный». Олечка Богданова тоже моя партнерша прекрасная, Алина Покровская великолепная. У нас атмосфера была очень хорошая, да и сейчас неплохая. Но таких ярких спектаклей, которые были, уже нет, к сожалению.

«Я этого не понимаю»

Я понимаю, идет время, режиссеры ищут новую эстетику. Появились телефоны, компьютеры. Вот я в своем спектакле говорю: «Пиковую даму» ставят в декорациях банкетного зала. Я этого не понимаю. Онегин и Ленский вместо дуэли бьют друг другу морду на столе в доме Лариных. Я этого не понимаю». Или один режиссер вынес на сцену огромный пластиковый фаллос и с этим фаллосом чуть ли не полмира объездил. Ну что это такое?! Я этого не понимаю.

 

6796912_3279867.jpg
«Учитель танцев».

 

«Сцена меня лечит»

Я консерватор, но остаюсь при себе. Несмотря на свой возраст… Правда, я уже очень плохо вижу, не могу читать без аппарата. Но на сцену выхожу, сцена лечит меня. Зритель у нас очень хороший.

Про патриотизм

Мы были в Голландии, выступали. Удивительная страна, небольшая. Там наших соотечественников 90 тысяч! Одна женщина, очаровательная, 87 лет, аккуратненькая, блокадница. Пришла ко мне за кулисы, поздравляла, благодарила. Она сорок лет живет в Голландии. Вот так наши везде живут понемножку. Но я бы не мог жить там, такой характер у меня. Сколько я был за границей, побудешь дней пять-десять и домой, в свое отечество, в Москву. «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли Москва».

Катастрофа с привкусом праздника

Вот кончится мой кошмар под названием юбилей… Это катастрофа с привкусом праздника. Но это не я сказал, а Пристли.

«…И жить до скончанья времен»

А закончить я хочу словами своего спектакля «Человек из Ламанчи»: «Мечтать, пусть обманет мечта. Бороться, когда побежден. Искать непосильной задачи и жить до скончанья времен». Живите долго-долго и будьте счастливы.

Юлий Гусман, творческий отец и сын Владимира Зельдина:

— Подобной душевной доброты, активной жизненной позиции (как раньше говорили при большевиках), желание встрять в любую драку и устранять любую несправедливость, ходить, защищая права актеров, просить для них пенсии, квартиры, медицину, гранты может только Владимир Михайлович Зельдин. Тем более что для себя он никогда ничего не просил. И это не поза, а правда. Многие наши великие артисты владеют дачами, центрами, строениями, театрами, студиями, и слава богу. Но Владимир Михайлович действительно человек, который мало ест, мало о себе говорит, а уж ставшая притчей во языцех его квартира в 28 квадратных метров… Повесть о его жизни так можно и назвать — «28 квадратных метров».

Я младше его намного. В свое время у меня было не очень хорошо с ногами, но, когда я шел на репетицию, он вскакивал, подавал мне руку и помогал взойти на ступеньки, будто студент своему учителю. Вообще, в нем есть обаяние молодой души и абсолютного душевного здоровья, счастливое сочетание внутреннего духовного мира и возможность «светить всегда, светить везде до дней последних донца…». Как будто бы Маяковский это именно о Зельдине написал…

 

Link to post
Share on other sites

http://www.kp.ru/daily/26339/3223177/

 

8036174.jpg Зельдину подарили корень женьшеня и шпагу Дон Кихота
В театре Российской армии празднуют 100-летие великого артиста [фото, видео]

Во вторник вечером весь столичный бомонд съехался в Театр российской армии, где праздновал свое столетие народный артист СССР Владимир Зельдин.

Зал приветствовал Зельдина стоя. Первым поздравить юбиляра к микрофону вышел глава администрации президента Сергей Иванов, который зачитал поздравление Владимира Путина. На словах «Вы встречаете свой юбилей в прекрасной форме» зал перебил Иванова аплодисментами. Затем глава кремлевской администрации сообщил, что президент подписал указ о награждении Зельдина Орденом «За заслуги перед отечеством I степени.

- Таким образом, Владимир Михайлович становится полным кавалером этого ордена, - сообщил Иванов, и зал вновь взорвался аплодисментами.

906101.jpg Иванов вручил Зельдину букет и картину в золотой раме
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

После этого глава администрации президента сказал юбиляру несколько слов от себя.

- Стоя рядом с вами, никогда не подумаешь, что вам сто лет, - заметил Иванов и зал снова засмеялся. - Вокруг вас постоянно существует аура добра, давайте признаем - это сейчас большая редкость.

Иванов вручил Зельдину букет и картину в золотой раме.

906102.jpg Во вторник вечером весь столичный бомонд съехался в Театр российской армии
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Потом на сцену вышел министр обороны Сергей Шойгу.

- Думал ли я, простой сибирский мальчишка, что мне доведется стоять с вами на одной сцене и поздравлять вас. Я благодарен своей судьбе за это, - обратился Шойгу к Зельдину.

В подарок Шойгу вручил Зельдину шпагу Дон Кихота, а также выпущенную Минобороны и Минсвязи марку и конверт к 100-летию артиста.

906100.jpg В подарок Шойгу вручил Зельдину шпагу Дон Кихота
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- А вот это вам подарок на следующие сто лет - корень женьшеня, чтобы у вас все получалось и дальше. Несмотря на то, что вы играли преступников, вы сохранились вне этих ролей, - заметил Шойгу и, обнимая юбиляра, протянул ему праздничную коробку с «корнем жизни».

После официальных поздравлений начался праздничный вечер «100, или Танцы со временем». Вместе с другими актерами театра Зельдин показывал сценки из спектаклей, пел и танцевал.

906085.jpg
Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

 

КСТАТИ

Как стать современником Родена и айпада

Зельдин родился джентльменом в семье джентльмена и последние 75 лет известен своей первой ролью, на которую попал случайно и которая в его судьбе продолжения не имела, да и иметь не могла (подробности)

About JW Player 6.10.4906 (Ads edition)

 

Link to post
Share on other sites
А может, секрет долголетия актера в том, что его до сих пор окружают красивые девушки?
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
7998887.jpg Как стать современником Родена и айпадаКомментарии: 7
Владимиру Зельдину 100 лет [видео]

Зельдин родился джентльменом в семье джентльмена и последние 75 лет известен своей первой ролью, на которую попал случайно и которая в его судьбе продолжения не имела, да и иметь не могла.

Сын капельмейстера заштатного царского полка закономерно избрал карьеру трубача - но был приглашен в «Свинарку и пастуха» играть Мусаиба за орлиный взор и кавалерийский темперамент. Раньше него самого на экране возник его парадный портрет в башлыке и папахе: гостям ВСХВ представляли новый иконостас героев труда. Как истый горец, чабан Гатуев сгорал от любви к блондинке, швырял барса в Терек и несся по кручам ожившей пачкой папирос «Казбек». То был первый в советском кино случай, когда еврей играл кавказца - в дальнейшем традиция стала повальной. Грузин, армян и азербайджанцев в разные времена играли Гердт и Кваша, Гафт и Козаков, Юрский и Каневский, - но начало положил 25-летний Зельдин, потому что смуглый и прищуренный Лев Свердлин специализировался больше на узбеках.

Позже врожденное джентльменство и высокий голос взяли свое - с такими данными в нашем кино 40-х (хорошо, не в жизни) была прямая дорога в отщепенцы. Уже в следующей совместной с Пырьевым картине «Сказание о земле Сибирской» Зельдин был хлыщом-пианистом в концертном фраке и пальто с меховым воротником. Он опять претендовал на сердце Марины Ладыниной, аккомпанировал на рояле колыханию кисейных занавесок, которые в пырьевском кино вечно передавали душевные бури его супруги, ездил на гастроли в Америку (что в 1949 году считалось в лучшем случае подозрительным) и язвил по поводу выступлений соперника в придорожном шалмане. Зритель должен был заранее знать, на чьей стороне правда и Маринины глазки, поэтому Зельдину приходилось ломать руки, хлопать дверью и вообще вести себя не по-мужски.

Такое поведение не могло не привести во вражий стан: в 55-м он (по обычаю, в кремовом костюме с карманным уголком шелкового платка) уже выслушивал инструкции шефа заграничной разведки по проникновению в советскую страну. В тот год в нашем кино от шпионов было буквально не отмахаться: разом вышли столперовская «Дорога», «Дым в лесу», «Опасные тропы» и «Следы на снегу», годом раньше «Застава в горах», - но и на этом фоне фильм «В квадрате 45» навеки запомнился способом опознания слепца-резидента: у его носа Зельдин должен был чиркнуть спичкой и проследить за зрачками. Органы вязали его на месте, ибо оперный красавец в кепке и ватнике выглядел волком в овечьей шкуре с первого шага по советской земле. Да еще и рацию в охотхозяйстве попортил - куда это годится?

Однако времена уже пошли иные, нешпионские, - и Зельдина за его вальяжную повадку и голос стали привлекать на роли иностранцев. Иногда среди них мелькали и старомодные советские офицеры - многие помнят капитана первого ранга, что танцевал с практиканткой пединститута в «Это мы не проходили» (фильм был субтитрирован и показывался по учебному каналу для глухих минимум раз в полгода). Но импозантные денди, отцы порочных семейств и военные атташе со шпионской миссией все же бывали чаще: протяжное «сэ-эр» он произносил много регулярней, чем «честь имею».

Рано облысев, стал записным англосаксом нашего экрана, маской капиталистического лицемерия. Носил перстни и халат с кистями. Разливал чай со сливками. Слегка грассировал. Бранил домашних и прислугу. Явно предпочитал клубную униформу: светлые брюки под темные пиджаки. В «Инспектора Гулла» режиссер Прошкин взял его в сработанный коллектив к шестерым прибалтам, всегда считавшимся эталоном западности, - притом с Лембитом Ульфсаком, игравшим его сына, они даже обнаруживали очевидное внешнее сходство. В «Рафферти» допрашивал заглавного героя именем американского закона, в «Женщине в белом» оказывал протекцию племянницам, в «Миссии в Кабуле» в погонах британского военного атташе оппонировал главе советского посольства Олегу Жакову: оба сухие старики из военных с седыми усами и высоким голосом. И везде выглядел высокородным арбитром, где надо слушая, где надо сомневаясь, а где надо покрикивая на особей с низших ступеней социальной пирамиды.

Так полегоньку и дожил до роли судьи Уоргрейва в говорухинских «Десяти негритятах». Есть подозрение, что режиссер с трубкой и сам был бы не прочь ее сыграть, но его участие преждевременно подсказало бы зрителю, кто убийца. Он отдал партию саркастическому Зельдину, которому в ту пору было 72, и многим казалось, что это из последних его бенефисов. Судья аккуратно перебил девятерых компаньонов, четверо исполнителей которых - Абдулов, Ромашин, Глузский и Кайдановский - за 28 прошедших лет отошли в мир иной (не хотелось бы пугать остальных). А Владимир Михайлович по-прежнему в форме, в уме, сухопар и остер на язык. Семь, понимаешь, негритят зашли чего-нибудь поесть - один поперхнулся, и их осталось шесть.

903202.jpg Роль Мусаиба в фильме «Свинарка и пастух» стала для Зельдина звездной. Фото: кадр из фильма.

Причем самый из всех возрастных разменял вторую сотню и только посмеивается.

Роль Мусаиба все же оказала на него благотворное воздействие. Процент долгожителей на Кавказе много выше, чем у насельников равнин, - раз вдохновившись одиссеей высокогорного чабана, Зельдин пережил всех ровесников.

Когда почтенный старик появляется на юбилейной сцене или в салоне фестивального чартера, следует помнить: этот, именно этот человек в Театре Армии был одним из первых исполнителей роли поручика Ржевского и справил 46-летие в год полета Гагарина.

Все же это уникальный опыт - поздравлять с юбилеем человека, рожденного в начале Первой мировой и довольно зрелым мужчиной игравшего в эйзенштейновском «Иване Грозном»!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир ЗЕЛЬДИН: Меня чуть не объявили шпионом

Анна ВЕЛИГЖАНИНА, Ирина БАРЫШЕВА

Накануне дня рождения мы связались с Владимиром Михайловичем и попросили его поделиться своим секретом долголетия.

- Природа наделила меня энергией, которая кипит во мне до сих пор, - уверен артист. - Мне не нужно ничего: ни рюмки коньяка, ни водки, чтобы настроить себя на работу. Я никогда не курил и не пил. Но секрет молодости заключается в другом. Нужно уметь удивляться жизни, интересоваться всем новым, никогда никому не завидовать. И поддерживать в себе состояние влюбленности - в свою профессию, в людей, которые тебя окружают, в жизнь во всех ее проявлениях. Кстати, когда мне не напоминают, я и не думаю о возрасте. Нужно находить силы работать и преодолевать возрастные недуги. Пока мне это удается!

- У вас всегда было много поклонниц. Наверняка после вашего развода писали письма, что замуж за вас, красавца, хотят...

- Нет, таких писем не было. Да и не такой уж я красавец. Красавцы - это Ален Делон, Саша Домогаров, Филипп Киркоров, наконец. А я обыкновенный человек. Я никогда не занимался своей карьерой, а просто играл в театре, выступал в концертах и благодарен судьбе, что до сих пор могу этим заниматься.

- Судя по тому, как вы лихо отплясывали с Ларисой Голубкиной в спектакле «Последний пылко влюбленный», возраст вам действительно не помеха!

- К сожалению, этот спектакль я не играю уже очень давно. У меня был инфаркт - следствие стрессов, переутомления, отсутствия возможности следить за собой. После инфаркта мне запретили участвовать в спектакле с такими нагрузками.

Link to post
Share on other sites

- Родному Театру Армии вы отдали - страшно сказать - более 75 лет. Неужели за такой срок никогда не возникало желания уйти?

- Всерьез - нет. Даже когда у меня случались неприятные моменты в коллективе. Однажды я опоздал на спектакль «Учитель танцев» на 45 минут. Его играли в каком-то загородном клубе, я поехал туда на мотоцикле, но по дороге заклинило мотор. Тогда в моде были общественные суды, и меня решили «проработать». Я был в шоке, потому что никто из актерской братии меня не защитил - наоборот, стали нападать. Дошло до того, что начали говорить, будто я могу быть предателем или шпионом! Наш начальник театра, генерал-майор, шутя намекнул собравшимся, что после всего сказанного Зельдина нужно расстрелять. Благодаря ему обстановка как-то разрядилась, и я отделался выговором. Сначала я решил, что немедленно уйду из театра, но мне было жалко расставаться с «Учителем танцев», и я остался.

- Как сейчас живется артисту такого уровня, как вы?

- По-разному. Я не знаю, как живут другие. Наверное, на Западе я давно имел бы виллу, машину, а может быть, и собственный остров. Я никому не завидую: все, что хотел, у меня получилось. Я живу в двухкомнатной квартире. Когда мне стукнуло 75, на юбилей пришло много народа, в том числе и Гена Хазанов. Оглядев мои 28 метров, он сказал: «Да-а, так может жить только хороший человек!»

 

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...