Jump to content
Форум - Замок

Теория выученной беспомощности


Омега
 Share

Recommended Posts

На мой взгляд любопытная книжка. Показаны причины возникновения депрессивных состояний и возможности их избежать. Кто знает механизм, тот может им управлять.

http://astroalone.narod.ru/1Files/2Files/tp1.html

 

...Селигман и его товарищ сделали вывод, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя. Уже первые эксперименты Мартина Селигмана получили широкую известность, были опубликованы солидными психологическими журналами.

 

Беспомощность влияет на очень многие особенности жизни человека: на то, как он воспринимает мир, на то, какие цели перед собой ставит и каким образом стремится к их осуществлению, на отношение к своему здоровью и т.д. В конечном счете от степени беспомощности зависит не только успех в жизни, но и здоровье…

 

Одно из самых значительных открытий Селигмана и его сотрудников состоит в том, что первоначально в экспериментах над животными, а потом и на человеке, было установлено, что беспомощность влияет и на активность иммунной системы человека, на способность организма противостоять болезням, а значит – и на долголетие. То, как это было доказано, может служить одним из примеров строгих с научной точки зрения экспериментов в психологии.

 

Эксперименты по изучению влияния беспомощности на иммунитет были проведены Мадлон Висинтейнер на классических лабораторных животных – на крысах – с использованием достаточно строгого теста, используемого в иммунологии. Всем крысам привили некоторое количество раковых клеток. Это количество было специально подобрано таким образом, что при нормальных условиях должны были выжить 50 процентов крыс. Затем всех крыс разделили на 3 группы: первые получали умеренный шок, которого можно было избежать, вторая группа получала неконтролируемый неизбежный шок, третья группа вообще не получала никакого шока. Поскольку речь шла о физическом здоровье, в эксперименте тщательно контролировались все возможные физические переменные (сила и продолжительность тока, условия питания и гигиены и т.д.). Единственное различие между группами состояла в наличии или отсутствии выученной беспомощности. Третья, контрольная группа служила для проверки точности дозировки в иммунологической части эксперимента.

Смертность в этой контрольной группе составила обычную для теста пропорцию 50 на 50. В двух других группах данные были иные. Среди «беспомощных» крыс умерло 73% особей. Было доказано, что выученная беспомощность может влиять на иммунитет – сопротивляемость организма деятельности болезнетворных клеток. Но еще более удивительная вещь произошла в группе, в которой крысы научились сами останавливать действие электрического тока. Смертность в этой группе составила всего 30%! Меньше, чем в группе, которая ни с какими неприятностями не сталкивалась!

Этот совершенно неожиданный факт заставил исследователей задуматься над тем, что из себя представляет альтернатива беспомощности? Что, какое качество делает людей более устойчивыми к неблагоприятным событиям? Позже Селигман назовет это качество оптимизмом. Примерно в одно время с работой Мадлон двое канадских исследователей, Ларри Склар и Хайми Анисман, пришли к тем же выводам, используя в качестве лабораторных животных мышей, а не крыс, и измеряя скорость роста опухоли, а не смертность. Дальше проверять однозначно установленные факты смысла не было. Имело смысл попытаться установить, имеет ли место та же самая закономерность у людей. Конечно, в этом случае прививать рак ученые не стали.Эллен Лангер и Джуди Роден нашли способ оценить влияние беспомощности на продолжительность жизни человека.

Новые результаты получили Эллен Лангер и Джуди Роден. Они работали с людьми преклонного возраста в частной лечебнице и и имели возможность кое-что изменить в жизни пожилых людей.

На двух разных этажах они дали старикам две почти одинаковые инструкции, различающиеся лишь по степени, в которой старики могли что-либо изменить в окружающей их действительности. Вот инструкция, которая давала людям право выбора: «Я хочу, чтобы вы узнали обо всем, что можете делать сами здесь, в нашей клинике. На завтрак вы можете выбрать либо омлет, либо яичницу, но выбрать нужно вечером. По средам или четвергам будет кино, но записываться нужно будет заранее. В саду вы можете выбрать цветы для своей комнаты; можете выбрать, что хотите, и унести к себе в комнату – но поливать его вы должны будете сами».

А вот та, которая лишала их возможности влияния, хотя и реализовывала идею абсолютной заботы о стариках: «Я хочу чтобы вы узнали о тех добрых делах, которые мы делаем для вас здесь, в нашей клинике. На завтрак бывает омлет или яичница. Омлет мы готовим по понедельникам, средам и пятницам, а яичницу – в остальные дни. Кино бывает вечером в среду и четверг: в среду – для тех, кто живет в левом коридоре, в четверг – для тех, кто в правом. В саду растут цветы для ваших комнат. Сестра выберет каждому по цветку и будет за ним ухаживать».

 

Таким образом, получалось, что обитатели одного из этажей дома престарелых могли сами распоряжаться своей жизнью; на другом же этаже люди получали те же блага, но без возможности влиять на них. Через восемнадцать месяцев Лангер и Роден вернулись в лечебницу. Они установили, что группа с правом выбора оказалась более активной и счастливой, судя по специальным оценочным шкалам. Они также обнаружили, что в этой группе умерло меньше людей, чем в другой. Этот поразительный факт свидетельствовал, что возможность выбора и контроля ситуации могут спасать жизнь, а беспомощность, возможно, способна убивать…

 

Нерешенной все-же оставалась проблема, связанная с тем фактом, что не все люди (как, впрочем, и не все животные) в равной степени были подвержены влиянию неконтролируемых неприятных последствий. Часть из них, несмотря на неприятности, продолжали упорно искать решение трудной ситуации, выход из неприятного положения.

До определенного момента Селигман не видел объяснения этому. Но с течением времени решение было найдено. Это решение получило название «теории оптимизма».

В соответствии с этой теорией, именно приобретенный в успешной «борьбе с реальностью» оптимизм служит причиной того, что временные непреодолимые трудности не снижают мотивации к активным действиям, точнее – снижают ее в меньшей степени, чем это происходит у «пессимистичных» персон, более склоннык к формированию выученной беспомощности. По мнению Селигмана, суть оптимизма состоит в особом способе атрибуции – особом стиле объяснения причин неудач или успехов.

 

Оптимистичные люди склонны приписывать неудачи случайному стечению обстоятельств, случившемуся в определенной узкой точке пространства в определенный момент времени. Успехи они обычно считают личной заслугой, и склонны рассматривать их как то, что случается всегда и почти везде.

Например, жена, обнаружившая наличие давней связи ее мужа с лучшей подругой, демонстрирует оптимизм, если говорит себе: «Это случилось всего лишь несколько раз, давным-давно, и лишь потому, что сама я в то время была за границей» (локально во времени, локально в пространстве и по вине обстоятельств). Пессимистичным можно назвать мысли следующего характера: «Он никогда меня не любил, и наверное потихоньку изменял мне постоянно – ведь не случайно вокруг него так много симпатичных молоденьких студенток. Да и сама я уже стара, и вряд ли когда он меня так полюбит, как было в молодости» (неприятности распределены во времени, встречаются во многих точках пространства, происходят потому, что сам какой-то не такой). Именно через стиль атрибуции (приписывания) «просеивается» опыт беспомощности. В случае оптимистичной атрибуции, значение этого опыта преуменьшается, в случае пессимизма – преувеличивается.

Определив таким образом ключевые характеристики оптимизма, Селигман смог найти и очень надежный способ оценки степени присущего человеку оптимизма по его высказываниям, письмам, статьям, а также предложил специальный тест для оценки степени оптимизма / пессимизма. Это его открытие позволило провести ряд интересных экспериментов, показавших степень влияния оптимизма на политическую, профессиональную деятельность людей и – на жизнь целых стран.

 

Оптимизм и политика.

 

Оптимистичные люди, по мысли Селигмана, имеют ряд преимуществ: они более инициативны, энергичны, реже впадают в депрессию, результаты их деятельности обычно выглядят более внушительно. Далее, они производят лучшее впечатление на окружающих. Это все не может остаться без очевидных последствий. В содружестве с молодым аспирантом Гарольдом Зулловым Селигман Zullow et al., 1988 заинтересовался проблемой, близкой к сфере интересов политологов. Он предположил, что при явном соперничестве двух кандидатов, таком, какое, например, имеет место в ходе президентских выборов, более оптимистичный кандидат должен побеждать. Основание к этому Селигман видел в следующем. Во-первых, оптимистичный кандидат будет более активным и деятельным, успеет встретиться с большим количеством людей и т.д. Во-вторых, в ходе этих встреч он больше понравится избирателям. В- третьих, он будет более убедителен (в хорошее охотнее верят), вызовет у избирателей большие надежды, связанные с ним персонально. В итоге, при сильной разнице в уровне оптимизма, победить должен депутат оптимистичный.

Селигман решил проверить это предположение на материале президентских выборов. В качестве стандартных выступлений были выбраны речи с согласием баллотироваться претендентов на президентский пост в Америке, начиная с 1948 (с этого года выступления достигали широкой аудитории благодаря телевидению) по 1984 годы. Уровень оптимизма оценивали независимые эксперты по специально разработанной схеме. В итоге было обнаружено, что в девяти случаях из десяти победил более оптимистичный кандидат. Причем, кандидаты, существенно опережавшие соперника в уровне оптимизма, выигрывали с огромным перевесом. У кандидатов же с небольшим преимуществом по показателям оптимизма, и перевес на выборах был небольшим. Так было установлено, что знание разница в уровне оптимизма позволяет предсказать исход выборов значительно точнее, чем любые другие технологии. Более того, влияние телевизионной трансляции также не было решающим фактором. Анализ речей кандидатов начиная с 1900 года показал, что из двадцати случаев в восемнадцати американцы отдавали предпочтение более оптимистичному кандидату.

Теория набирает силу, если она оказывается способной дать предсказания событиям. Теория оптимизма оказалась способной к этому. В текущем порядке оценивая состязание Джорджа Буша и Майкла Дукакиса с использованием шкалы оптимизма, Селигман и Зуллов смогли дать предсказание итогов выборов с точностью до 1%!

 

Оптимизм и социальная среда.

 

В период олимпийских игр 1984 года Габриель Эттинген Zullow et al., 1988 сравнила по степени оптимизма газетные публикации об одних и тех же событиях, вышедшие в Восточной и Западной Германии. Хотя у восточных немцев поводов для гордости и оптимизма было значительно больше, тон публикаций восточногерманских газет был существенно более пессимистичным. Сообщения, выполненные на одном и том же языке, журналистами одной и той же национальности, описывающие одни и те же события – но в рамках разных общественных систем существенно различались. Прошло всего 6 лет – и Восточная Германия перестала существовать. Оптимистичная страна поглотила пессимистичную.

 

Оптимизм и работа.

 

Теория оптимизма нашла неожиданное применение в страховом деле. По заказу крупной страховой фирмы Селигман провел тестирование на уровень оптимизма у вновь набранных страховых агентов. Хотя общий уровень оптимизма был достаточно высок, более половины из них уволились в первые же полгода. Даже очень оптимистичным людям трудно получать изо дня в день отказы в 39 случаях из 40. Селигман разделил всех новичков на две группы – более и менее оптимистичную. Кто же увольнялся в первую очередь? Это были люди преимущественно из менее оптимистичной группы. Причем склоннось к увольнению никак не была связана с профессиональными знаниями. Далее, этим влияние оптимизма не ограничилось. Агенты из верхней четверти, наиболее т.о. оптимистичные, заключали на 50% больше сделок, чем агенты из нижней четверти. Они работали, не капитулировали – и зарабатывали больше денег для фирмы.

 

Итак, Мартин Селигман определяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации, когда нам кажется, что внешние события от нас не зависят, и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить. Если это состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции переносятся на другие ситуации, то значит – налицо «выученная беспомощность». Очень непродолжительной истории неконтролируемости окружающего мира достаточно для того, чтобы выученная беспомощность начала жить как бы своей собственной жизнью, стала сама управлять нашим поведением.

 

Пример: Двум группам людей предлагалось решать простые логические задачи, где в серии картинок нужно было обнаружить «лишний» элемент следуя какому-либо принципу. В одной группе испытуемые получали оценки «верно» или «неверно» в случайном порядке (т.е. асинхронно), в другой они (синхронно) получали за правильный ответ оценку «верно», за неправильный – «неверно». В результате в группе с правильными, «синхронными» последствиями количество правильных ответов быстро возрастало, при асинхронности же не наблюдалось значительного улучшения результатов и многие испытуемые довольно быстро отказывались от продолжения эксперимента. Если на их участии настаивали, то они совершали даже большее количество ошибок, чем в начале, поскольку для простых закономерностей пытались найти очень сложные объяснения, искали сложные решения там, где они были очевидны.

Опыт неконтролируемых последствий у животных и людей закономерно приводит к пессимизму и депрессии, к снижению стремления предотвратить трудные ситуации или активно овладевать ими. Ответственны за возникновение этого не столько неприятные или болезненные переживания сами по себе, сколько опыт их неконтролируемости. Именно этим объясняется тот факт, что относительно позитивных последствий Селигман получил схожие результаты. Интенсивное поощрение, возникающее вне зависимости от действий испытуемых – точно так же, как и наказание – приводит к потере инициативы и способности к конкурентной борьбе. Итак, беспомощность у человека вызывается неконтролируемостью и непредсказуемостью событий внешнего мира.

 

Профилактика беспомощности.

 

Выученную беспомощность гораздо легче предупредить, чем лечить: родители должны обеспечить и показать ребенку возможности контроля над внешней средой, должны предоставлять ему синхронную и разнообразную обратную связь – разную в ответ на разные его действия. То же требуется и от руководителей коллективов, если они хотят иметь инициативных и компетентных (а не беспомощных) сотрудников.

В форме простых правил я попробую сформулировать основные принципы поведения, которое помогает другим избежать беспомощности, своего рода рекомендации по ее профилактике. Эти принципы уже многократно опробованы участниками тренинга для родителей и абсолютно безопасны в применении. Повредить ребенку они не могут, хотя, вероятно, и будут означать изменение вашего привычного автоматизированного, а потому и самого легкого, способа взаимодействия с другим человеком.

 

Итак: Правила по профилактике выученной беспомощности

(1) Последствия должны быть. Если жизнь стала однообразна и скучна, то зачем же она нам такая? Познакомьтесь сами и познакомьте партнера с разными сторонами реальности, покажите ему, что именно он (она) может жить и по другому. Предоставьте возможность другому самому найти нужные ему последствия. Не только окружающая среда, но и вы сами создаете последствия. Постарайтесь чаще бывать с ребенком, мужем, женой, сотрудниками – самим собой и своей речью восполнить дефицит последствий.

(2) Последствия должны быть разнообразными. В ответ на разное поведение ваших сотрудников, вашего ребенка или супруга, вы теперь ведете себя разным способом. Вы злитесь, если он что-то сделал неправильно, радуетесь, если поступки партнера вам приятны, и – вы проявляете свою радость или злость, все многообразие ваших чувств, стараясь указывать точно, с каким именно поведением эти чувства связаны. Не ограничивайтесь обнародованием взысканий, пусть даже – и разнообразных взысканий. Дополните «перечень штрафов» «перечнем поощрений». Старайтесь уравновесить баланс хороших и плохих действий балансом хороших и плохих последствий.

(3) Промежуток времени между поведением и последствиями должен быть минимальным. Не оттягивайте с реакцией, реагируйте тотчас же и разнообразно. Особенно это важно в случае экстремального поведения, необычно хорошего или необычно плохого.

(4) Случайные реакции лучше постоянных. Действительно, достаточно глупо выглядят попытки постоянно сопровождать любое поведение партнера своими реакциями. Это и не нужно. Множество специально организованных исследований показали, что несистематические и случайные последствия лучше действуют, чем постоянные. Спустя некоторое время ваш партнер сам научится видеть последствия – без вашей помощи. Помогайте ему в этом время от времени. И ваш партнер, ребенок, ваши сотрудники приобретут веру в себя, инициативу и оптимизм. Вы же этого хотите?

Анатолий Восточный.

Link to comment
Share on other sites

Во многом эти принципы подтверждает теория Норбекова.

Выбирались люди больные раком, им рассылались приглашения приехать в группу по излечению рака, затем из приехавших выбиралмсь заведомо активные, оптимистичные и желающие взять излечение под свое активное начало.

В итоге из 600 приглашений в итоге оставалась группа из 20-30 человек (примерно )

И эти почти все излечивались.

Более того, любое лечение начиналось с поначалу искусственной стимуляции оптимистического состояния ( улыбка+осанка )

Результаты потрясающие.

Так что все подтверждается.

Link to comment
Share on other sites

Так что все подтверждается.

Да, мне понравилась статья тем, что подтверждение древнего изречения "в здоровом теле здоровый дух" доказано научно на опытах с животными и человеком.
Link to comment
Share on other sites

"Тревога - нам лучший из докторов" - так говорила десантура...

Это подтверждается правктикой. Жизнь в экстриме с позитивным

настроем на выживание приводит к излечению от многих болезней...

Link to comment
Share on other sites

Вот что нашла в сети. По-моему в тему.

 

ДЕВА И СТАРЫЙ СТРАХ!

 

Жила-была дева, скромная очень.

Страдала лениво с утра и до ночи.

Все её действия сковывал страх.

Страх накопившихся в ней неудач.

Крепко держал он беднягу в плену.

А почему я сейчас расскажу!

 

С раннего возраста юная дева была из себя ну прям вся королева.

Близкие люди не шли на поклон. Близкие люди тушили огонь.

Светлый огонь из сердца идущий и смысл для жизни деве дающий.

Добрая мама кричала ей вслед: «Ты королева? Сомнения есть!

Вот Иванова-соседкина дочка. Та королева! Ты же как квочка!

Топаешь сильно и сильно смеёшься. И на диктанте раз пять ошибёшься!

Ты не умеешь плясать как Блинова, ты на танцполе словно корова!

Ты не умеешь и петь как Сиполк! Воешь тоскливо как серый ты волк!

А вот Петрова та шить мастерица! Ты же с иглой можешь лишь матерится!

Вяжешь неправильно. И не готовишь. Только лишь днями ты бабочек ловишь!

Слушай ты маму. Мама тебя хочет спасти от позора! Стыда!»

Мама кричала не думая вовсе, что королевой быть хочется дочке.

Ей и не важно ведь быть как Сиполк! Счаствиво выла она словно волк.

Шить не хотела, умела вязать. Но да не слышала доченьку мать.

Скоро сомнений зерно проросло, и всё веселье куда-то ушло.

Стала сама замечать наша дева, что ведь она не всегда королева.

Даже волчище серый порой лучше повоет и дольше притом.

Есть мастерицы, что лучше всё вяжут. Есть много сказок, они всё расскажут.

Лучше соседки готовят и шьют. Лучше танцуют и лучше поют.

Лучше рисуют. Лучше фехтуют. Лучше мужчин в штабеля все пакуют.

 

Бедная дева от такого сравненья вмиг поседела в одно лишь мгновенье.

Стало ей страшно быть худшей из всех. Страх пораженья толкал в неуспех.

Опыт копился в душе неудач. Стал он стоять на пути словно страж.

Только за что-то берётся вдруг дева. Он тут как тут: «Да как ты посмела?!

Ты ли забыла как было тогда? Ты ж опозорилась раз навсегда!!!»

Тихая дева явно смутилась. Только начатое в пыль превратилось.

Так продолжалось несколько лет. Стала та дева серее от бед.

Опыт гасил все её начинанья и превратил жизнь в сплошное страданье.

 

Только однажды в осеннее утро раньше сомнений удалось ей проснуться!

Томно и шумно она потянулась и королева на миг в ней вернулась.

Как закричит в ней её королева: «Как ты прислуживать опыту смела!

Как ты смогла попасть к нему в плен??? Ну-ка! Давай-ка!!! Вставай ты с колен!!!»

Дева с испугу с кровати упала. И часть сомнений попой примяла.

Стало ей легче без этих сомнений. И приняла она ряд решений:

Буду вставать я теперь по утру. И все сомненья с себя я сотру!

Пусть опыт спит и мне не мешает. Отныне сама за себя всё решаю!!!

 

27 дней в миг пролетело. Дева в деле своём преуспела.

Все неудачи она записала и в красный короб их запихала.

Короб заклеила накрепко скотчем. И схоронила. В полнолуние ночью.

Позже оплакала их на поминках. В сердце растаяла последняя льдинка.

В нём затеплился теперь огонёк: ВСЁ Я СМОГУ! И путь недалёк.

Путь к вдохновенью и творчества взлёту. Буду любить я любую работу.

Вскоре меня ожидает успех! Я -КОРОЛЕВА!!!!!!!!!!!

Счастливее всех!

 

Автор: Светочка Успешная!

Link to comment
Share on other sites

"Тревога - нам лучший из докторов" - так говорила десантура...

Это подтверждается правктикой. Жизнь в экстриме с позитивным

настроем на выживание приводит к излечению от многих болезней...

И еще хорошо, когда еды не хватает и жизнь проходит в состоянии легкого стресса

Очень полезно.

Правда еще более противно....)))

Link to comment
Share on other sites

Ага... А что бывает ПОСЛЕ того, как этот длительный активный негативный стресс закончился, знаете? Наступает та самая дипрессия, от которой уже не излечишься.

Ребята, я всё это испытала на собственной шкуре. Да, по-началу возникает некоторый подъём, которой потом даёт совершенно сокрушительный обвал! И после этого обвала, если нет в жизни больше никакой цели -- наступает конец. Медленный, тянучий и абсолютно бессмысленный. Ощущение, что прожил жизнь практически впустую и ничего уже не исправить и не вернуть.

Link to comment
Share on other sites

Зависимость от психотехнологий, коих в наше время, хоть пруд пруди, всяческих "марафонов", "тренингов" и коучингов - сродни наркозависимости. ИМХО.

Есть два результата посещения оных мероприятий:

1. Вы почувствуете, что вам "Сделали хорошо", и тогда каке-то время вы, да, будете чувствовать подъем сил и настроения, вам покажется, что наконец вы сможете с новыми знаниями о себе решить все свои проблемы и отныне вы - хозяин своей судьбы и своих эмоций.

Но этого запаса "батареек" хватает ровно до столконовения с реальной и шершавой действительностью, где "неправильные" люди и события действуют совсем не так, как вас научили.

2. Вы почувствуете, что вам "Сделали плохо" - вас вывернули наизнанку, обнажили все ваши болячки, которые до этого мирно дремали в укромных уголках и бросили.

А результат один- вы возвращетесь к тому, от кого ушли - за новой порцией подпитки "Я спокоен, я совершенно спокоен..." или для залечивания расковырянных ран.

Это я и называю - "подсесть на психотехнологию."

Link to comment
Share on other sites

Зависимость от психотехнологий, коих в наше время, хоть пруд пруди, всяческих "марафонов", "тренингов" и коучингов - сродни наркозависимости. ИМХО.

Есть два результата посещения оных мероприятий:

1. Вы почувствуете, что вам "Сделали хорошо", и тогда каке-то время вы, да, будете чувствовать подъем сил и настроения, вам покажется, что наконец вы сможете с новыми знаниями о себе решить все свои проблемы и отныне вы - хозяин своей судьбы и своих эмоций.

Но этого запаса "батареек" хватает ровно до столконовения с реальной и шершавой действительностью, где "неправильные" люди и события действуют совсем не так, как вас научили.

2. Вы почувствуете, что вам "Сделали плохо" - вас вывернули наизнанку, обнажили все ваши болячки, которые до этого мирно дремали в укромных уголках и бросили.

А результат один- вы возвращетесь к тому, от кого ушли - за новой порцией подпитки "Я спокоен, я совершенно спокоен..." или для залечивания расковырянных ран.

Это я и называю - "подсесть на психотехнологию."

Сола, вот такой респектище грандиозный, честное слово!!!
Link to comment
Share on other sites

Утром встал, зубья почистил, подмигнул себе в зеркало и сказал - я самый умный и самый успешный. )))

или прочитал стишок:

Я такая лапочка,я такая цаца

На меня,красавицу,не налюбоваться.

Я такая умница,я такая краля-

Вы такой красавицы с роду не видали.

Я себя любимую холю и лелею,

Ах какие плечики,ах какая шея.

Талия осиная,бархатная кожа:

С каждым днём красивее,с каждым днём моложе.

Зубки как жемчужинки

С каждым днём прочнее,

Ножки-загляденье,с каждым днём стройнее.

Волосы-шикарные,

Вам и не мечталось-

На троих готовили

Мне одной досталось.

Никого не слушаю,коль стыдят и хают:

Потому что лучшая,потому что знаю!!! :36_1_41:

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...