Jump to content
Форум - Замок

Мозартика - новое слово


Recommended Posts

  • Replies 230
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

В Мозартике не рекомендуют давать самостоятельное трактование символам без обсуждения этого с клиентом, но все же стандартных представлений приходится придерживаться.

 

Вот, например, Церковь - прежде всего квадрат, замкнутое пространство. принадлежит религии, наделяется идеями чистоты, святости, связью с всевышним, с силой духа.

 

опять же у каждого из нас кроме неких архетипических представлений о символах есть и свои варианты трактовки, оформления.. для кого-то церковь новая и светлая, для кого-то - старая, разрушающаяся.

Важно впечателние специалиста от картины и комментарий клиента. Надо сказать, что нередко клиент не осознает то, что строит. Говорит одно - например рядом с црковь сад или парк, а на деле не выкладывает на кратинке ни одного дерева-цветочка. Это тоже требует внимания. Ведь воображаемое и действительное - два разных мира. В котором из них живет человек?

 

в тоже время башня - одинокая, узка и высокая - в принципе признак власти, силы физической, "взирания" с высоты, авторитета. но если это ничем не подкреплено (например, стенами) - то?..

Link to post
Share on other sites

В Мозартике не рекомендуют давать самостоятельное трактование символам без обсуждения этого с клиентом, но все же стандартных представлений приходится придерживаться.

Поскольку клиент видит свою картинку крайне субъективно, то обсуждение, на мой взгляд, должно дать только понимание мотивов человека, ощущение его целей, как осознанных так и бессознательных.

Руководствоваться "напрямую" толкованием клиента не стоит, чтобы не впасть в схожие иллюзии - *размышления со стороны*....))

Link to post
Share on other sites

В Мозартике не рекомендуют давать самостоятельное трактование символам без обсуждения этого с клиентом, но все же стандартных представлений приходится придерживаться.

 

Вот, например, Церковь - прежде всего квадрат, замкнутое пространство. принадлежит религии, наделяется идеями чистоты, святости, связью с всевышним, с силой духа.

 

...

 

в тоже время башня - одинокая, узка и высокая - в принципе признак власти, силы физической, "взирания" с высоты, авторитета. но если это ничем не подкреплено (например, стенами) - то?..

А у меня сложилось совсем конкретное ощущение,

что человек ощущает давление церкви...ее полное

главенствованние...если не подавление...над всем полем

его жизни...

Link to post
Share on other sites

это логичное ощущение, потому что Церковь стоит в центре, рядом с "силовым" элементом, да еще в "прошлой" части картинки....

Link to post
Share on other sites

Поскольку клиент видит свою картинку крайне субъективно, то обсуждение, на мой взгляд, должно дать только понимание мотивов человека, ощущение его целей, как осознанных так и бессознательных.

Руководствоваться "напрямую" толкованием клиента не стоит, чтобы не впасть в схожие иллюзии - *размышления со стороны*....))

Конечно - субъективно...и клиента...и консультанта...

Но должна же набираться некая статистика...мне кажется...

Link to post
Share on other sites

на самом деле значение символов уже давно создано - в арттерапии, в песочной например, в мозартике оно такое же, на то они и символы. но есть варианты трактовок в зависимости от картины мира человека. например: церковь - у вероющего христианина, у представителя другой религии (мусульмане, буддисты, например), у язычника и у человека отрицающего существанание в бога будет иметь разное значение. В любом случае культурологический подход никак нельзя исключать из общего понимания картины.

 

Обсуждение, по моему опыту, дает не только понимание мотивов и целей. Как и толкование символов может быть "социальное", а не личное. Поэтому смотреть надо на всю картину целиком, а видеть как бы между строк.

Я пока не знаю как это сформулировать для себя. У авторов методики есть свои, четкие и определенные подходы к пониманию картин. Но исходить все равно приходится из ситуации.

 

В моей работе приходится сталкиваться с тем, что клиенты - что бы они не стороили - пытаются отгородиться, отделиться от людей, от всего окружающего, спрятаться или спрятать что-то ценное в глубине (например, в пещере). Часто это делается сознательно, и тогда понятно, что и зачем делает человек. А вот когда бессознательно - вот тут приходится поработать. Причем - самому клиенту, чтобы понять что, как и зачем он это делает.

 

Т.к. я мало училась на семинарах по этому курсу, в основном участвуя в практической работе и обучаясь во время её, то я не лезу глубоко с анализом картин. Но вывожу клиента на стадию, когда в картинке все устраивает, задаю наводящие вопросы, чтобы отчасти мотивировать его на изменения в картинке. спрашиваю, исходя из того, что вижу и что слышу от клиента...

Link to post
Share on other sites

если делить картинку на зоны-квадраты сверху вниз и слева направо, то получиться разделение на символичные зоны пространства.

верхний ряд - идеалы, мечты

средний ряд - эмоции

нижний ряд - реальность

 

слева напрао

прошлое-настоящее-будущее

 

и также

женская зона - я зона - мужская зона

 

таким образом можно получить, например, в центре картины - Я эмоции, выше - я-мечты, ниже - я реальность.

но можно получить и в центре - я и мое настоящее в эмоциальной сфере.

 

поэтому расположение символов в зоне справа от центра - нередко имеет отношение ко всему, что связано с мужчинами.

Была у меня серия картинок, я упорно в этой зоне (право, верх и середина) строила зоны отдыха, музеи, парки, прогулочные места, все, что было связано с временным "отдыхающим" пребыванием. ну и отношения с мужчинами в тот период длительными не были...

Link to post
Share on other sites

Коть.

 

Ты же знаешь - я как-то по своему это вижу...

 

Если лезть по глубже(на мой взгляд) - мужские

символы - есть....6 5-угольных фигурок типа

лезвия копья...

 

Они комбинированные...женский символ - треугольник

вершиной вверх...и трапеция...т.е. треугольник с

отсеченной головой...направленные вниз...

 

Собственно - через них как-то и идет ваш конфликт...

Link to post
Share on other sites

собственно простые символы ты видишь как все :) через них конфликт не идет, а проявляется в картине мира, которую я буду последовательно менять. целенаправленно.

Link to post
Share on other sites

если делить картинку на зоны-квадраты сверху вниз и слева направо, то получиться разделение на символичные зоны пространства.

верхний ряд - идеалы, мечты

средний ряд - эмоции

нижний ряд - реальность

 

слева напрао

прошлое-настоящее-будущее

 

и также

женская зона - я зона - мужская зона

 

таким образом можно получить, например, в центре картины - Я эмоции, выше - я-мечты, ниже - я реальность.

но можно получить и в центре - я и мое настоящее в эмоциальной сфере.

 

поэтому расположение символов в зоне справа от центра - нередко имеет отношение ко всему, что связано с мужчинами.

Была у меня серия картинок, я упорно в этой зоне (право, верх и середина) строила зоны отдыха, музеи, парки, прогулочные места, все, что было связано с временным "отдыхающим" пребыванием. ну и отношения с мужчинами в тот период длительными не были...

А я до анализа зон не всегда дохожу...

Сначала - общая энергетика...и часто - и этого - выше крыши...

Link to post
Share on other sites

забавно, но свои картинки я понимаю с трудом, хотя когда строят другие - таки проблем нет. эхо в пещере...

Когда свои - включается сопротивление...)
Link to post
Share on other sites

Конечно я знаю про сопротивление, но что характерно для Мозартики - очень часто, клиенты, изучая свои картины и рассказывая истории, сами способны назвать свою проблему. я видела такое не один раз. хотя проблемы, которые называются, как правило лежат на поверхности, но даже то, что клиент может сам увидеть это - уже большой шаг!

Link to post
Share on other sites

Я как-то не придавала значения подробному описанию самого действа с этой методикой, т.к. мне все самой ясно и понятно. Но для заинтересованных даю ссылку на статью психолога, который делится своим опытом работы с игрой "Туманы"

http://www.psihologu.info/content/view/1245/23/

Link to post
Share on other sites

еще немного об этих удивительных играх:

Эта технология создана в России, как уже было написано выше.

Команда авторов объединена и иммет название "Автономная некоммерческая организация «Развивающие и реабилитационные игровые программы «Мозартика»

Кроме вышеописанного, про мозартику сами авторы пишут, что это совокупность специально организованных креативно-ориентированных проективных игровых сред. Каждая такая среда ассоциативно-тематически связана с определённой сферой проецирования картины мира.

Состав среды: вариативный ассоциативно-стартовый ландшафт (набор вариативно комбинируемых игровых полей) и достаточно многочисленный образный базис (набор фантазийных игровых фигурок).

При этом каждая среда является концентратом образно-содержательного контента позитивно-гармонизирующей направленности той или иной области мирового изобразительного искусства и тем самым предоставляет играющему свои средства самовыражения – это специально переработанный и упакованный в форму и содержание игры язык визуальной метафоры, образно-символический язык той или иной области мирового изобразительного искусства.

Принципиально новым в Мозартике является сам способ сворачивания культурно-исторического опыта человечества в настольно-печатные игры, не имеющие мировых аналогов. Что важно, символический фантазийно-игровой мир Мозартики не уводит в страну иллюзий, а, наоборот, позволяет, во-первых, «встроить» свои проблемы в реальный мир, проработав их и освободившись от негативных стереотипов и комплексов, и, во-вторых, увидеть и прочувствовать богатство и разнообразные возможности этого реального мира.

На сегодняшний день эти игровые среды реализуются в относительно простом и дешёвом варианте материального воплощения – варианте полиграфически тиражируемых настольных игр. Что очень важно, полиграфический вариант должен иметь удовлетворять высокому уровню эстетических требований (на сегодня это достигается).

 

Группа разработчиков:

Руссавская Полина Эрнестовна – главный разработчик игровых сред Мозартики

Бондаренко Елена Анатольевна – соавтор по разработке игровых сред Мозартики

Болотова Наталья Петровна – автор методик «Мозарт-развитие» и «Мозарт-терапия»

Дубниченко Варвара Юрьевна – разработчик семинаров-игротренингов на основе Мозартики

Количество специалистов, применяющих Мозартику, можно оценить только примерно – порядка 1000 человек в разных регионах России и СНГ.

История команды: Скорее есть смысл говорить об истории Мозартики как технологии – ей 10 лет. Она появилась на стыке запросов игротерапии, арт-терапии, психоанализа и личных идей и опыта авторов.

Итак, предпосылки от игротерапии, арт-терапии. В игротерапии всегда ставился вопрос: как в недирективных вариантах игротерапии оказывать внутреннее, сущностное воздействие на свободный процесс игры. То есть речь идёт о создании поля некоторой направленности. А в арт-терапии всегда были разделены два процесса: процесс восприятия искусства других и процесс собственного творчества (например, чередование или вдохновлённость одним и реализация в другом). Что до психоанализа, то встречались и такие утверждения, сделанные ещё до появления Мозартики: проективных методик достаточно, новых не надо. Появившись, Мозартика опровергла «новых не надо», т.к. расширила диапазон возможностей проективных методик и тем самым ещё раз показала, что он не исчерпан.

 

Что касается личных поисков авторов – шёл поиск организации интерактивного взаимодействия мира и внутреннего мира человека, социокультурного опыта человечества и собственных творческих поисков, причём при организации этого взаимодействия искались не технологические возможности создания сенсорно-иллюзорного мира, а искались возможности активного задействования личностной сферы.

Едва появившись, игровые среды Мозартики стали работать на практике - в горячих точках, где в них с большим удовольствием и эффективностью играли дети Беслана и дети, пережившие взрыв соседнего дома на Каширском шоссе, в Москве. К примеру, и сейчас, когда прошли острые последствия пережитого и остались последствия длительного характера, Мозартика работает в регионе Северная Осетия – Алания как система действенных методик гармонизации и позитивизации картины мира (во всех детских реабилитационных центрах республики обученные специалисты с помощью игр Мозартики помогают восстанавливать картину мира детей).

Основные игровые проекты:

Игровая среда «Образ мира – Павлин»

Позволяет построить динамичную цветовую модель своего внутреннего эмоционального состояния и настроения.

Основана на мифологическом образе чудесной райской птицы с радужным оперением, которая кому-то показывает все свои яркие краски, а от кого-то, наоборот, свои краски скрывает.

 

Игровая среда «Образ мира – Чудо-дерево»

Позволяет построить свою модель взаимоотношений во всей системе жизни на Земле, проникаясь в процессе игры ощущением целостности, значимости, внутренней взаимосвязанности, красоты и гармоничности этой системы.

Основана на объединении мифологического образа древа жизни и мифологического образа райского сада.

 

Игровая среда «Образ мира – Витражи»

Позволяет построить динамичную цветовую модель своего внутреннего эмоционального состояния и настроения.

Основана на образе витража – окна из цветных стёклышек, позволяющего видеть окружающее в разных красках и в зависимости от цвета, форм и композиции стёклышек создавать определённый эмоциональный настрой.

 

Игровая среда «Образ мира – Усадьба»

Позволяет построить свою модель гармоничных взаимоотношений с природой и социумом и определить своё место и свою роль в этих взаимоотношениях.

Основана на объединении мифологического образа райского сада и исторического образа деревенской усадьбы в контексте естественного деревенского пейзажа.

 

Игровая среда «Образ мира – Космос»

Позволяет выстроить свой символически-обобщённый образ космоса (мира), своих взаимоотношений с миром и его элементами.

Основана на объединении мифологического образа Космоса и начальных астрономических представлений.

 

Игровая среда «Образ мира – Городок»

Позволяет построить свою модель организации пространства в целях личностной самореализации и развития межличностных коммуникаций.

Основана на объединении мифологического образа Града небесного и исторического образа небольшого старинного городка в контексте сомасштабной человеку городской застройки.

 

Игровая среда «Образ мира – Туманы»

Позволяет построить динамичную цветовую модель своего внутреннего эмоционального состояния и настроения через ассоциативное взаимодействие с цветами времён года.

Основана на образе Природы, меняющейся в зависимости от времени года, в сочетании с образами окна, открытого в мир, и птички, смотрящей в небо.

 

Игровая среда «Образ мира – Дорога в Космос»

Позволяет выстроить свой символически-обобщённый образ космоса (мира), своих взаимоотношений с миром и его элементами.

Основана на объединении архетипического мифологического образа трёхчастного мира и начальных астрономических представлений.

 

Игровая среда «Русское чудо – Москва XVII век»

Позволяет построить свою модель организации пространства в целях личностной самореализации и развития межличностных коммуникаций и вписать её в модель взаимоотношений с миром и его элементами.

Основана на объединении мифологического образа Града небесного и исторического образа старинного города в контексте сомасштабной человеку и созвучной природному окружению городской застройки XVII века.

 

Типы игр: Игры Мозартики – это новый тип игр именно по сути происходящего при игре в них процесса. В процессе общения с игровой средой Мозартики играющий в своём воображении создаёт образное игровое пространство. В этом пространстве он развёртывает индивидуальное ассоциативное поле, исходным базисом которого являются образный строй и художественный язык игры. Организация этого игрового пространства и его сюжетно-смысловое наполнение носят личностно-значимый характер. Творческая активность играющего реализуется в этом пространстве как синтез игры и творчества, в этом синтетическом процессе исходные культуральные компоненты обретают личностно-значимый смысл. Образы, порождённые исходным культуральным полем, творчески преобразовываются, проигрываются, проживаются, окрашиваются чувствами, наполняются набором личностно важных значений и обрастают системой личностно-значимых взаимосвязей; образуется личностное расширение над исходным культуральным полем.

 

Мозартика используется:

как развивающая технология: преодоление собственных стереотипов и расширение диапазона личностной самореализации.

как реабилитационная технология: наименее травматичное вытеснение негативных образов картины мира позитивными.

как коммуникационная технология: возможен позитивно направленный контакт «внутренних миров» играющих независимо от предыстории (конфликт, различие культур, языков и т.д.).

как культуротранслирующая технология: не имеющее аналогов творческое вхождение в пространство культуры.

 

Контактное лицо: Руссавская Полина Эрнестовна, ген.дир. АНО РиРИП «Мозартика»

 

взято мной вот тут http://www.rage-portal.ru

Link to post
Share on other sites

вот еще нашла в интернете картинки игры «Русское чудо – Москва XVII век» - КРАСОТА!

 

изначально задумывалась как историческая игрушка:

 

Цитата с сайта http://www.mosportal.ru/mdoo/12/10/5/i70_18.htm

"С помощью исторической игры-фантазии «Русское чудо – Москва XVII век» каждый ребёнок сможет перенестись в мир допетровской России, построить свой неповторимый старинный городок, свою, как говорят архитекторы, реконструкцию Москвы XVII века. И построить столько вариантов, сколько захочет.

 

Каждую фантазийную фигурку новой игры смело можно считать высокохудожественной просветительской открыткой! И строят дети свои неповторимые древние города не просто на столе, а в особом историко-географическом пространстве, которое сами конструируют в разных вариантах из игровых полей! В результате получается и сказочная картина, и увлекательная игра, и погружение в искусство, и путешествие в историю, и приобщение к нашему наследию".

 

на картинках - игровое поле с уже построенным образом, а также наборы храмов и дворов, из которых можно строить (тут еще даже не раобранные).

post-88-1378745697.jpg

post-88-1378745708.jpg

post-88-1378745716.jpg

Link to post
Share on other sites

Да я не спорю, Коть.

Думал - тебе будут интересны мои ощущения...

Ну конечно мне интересны твои ощущения, Алесь! Иначе зачем мне выкладывать свои личные рботы!

Мне вообще интересно у кого какие ощущения эта игры вызывает, несмотря на то, что у каждого есть какие-то свои предсталвения об образах, архетипы, на которые опирается эта технология, все равно как-то должны проявляться более или менее общим итогом.

Link to post
Share on other sites

Вот еще одна картинка из прошлогодних. Её выстроил молодой человек, страдающий хроническим алкоголизмом. На момент игры - он уже сорвался и выплыл из очередного запоя.

Срыв был связан с неудачными любовными отношениями, сильными эмоциями и сопровождался вспышками агрессии.

Пройдя ряд игр и встреч, клиент принял решение пройти лечение и реабилитацию по программе освобождения от зависимости.

На данный момент ясно, что пройденная в наркологии реабилитация принесла лишь кратковременные результаты.

 

на картинке видно, как "отгорожено" внутренне пространство - ряд официальных однотипных зданий вверху, линия защиты внизу, а в середине - в самом центре - дремучий лес. Левее - на островке - дом с башней-колокольней, правее - дома на островке.

Несогласованность, внутренние противоречия, жесткие социальные ограничения, изоляция в связи с диагнозом, остальной мир - где-то там.

Пояснения по картинке были краткие. Центральное место занимало то, что он не может выстроить то, что ему хочется, чтобы было КРАСИВО, ИДЕАЛЬНО. Для этого ему не хватает домов, деревьев, всех других картинок...

И вот это как раз и есть то самое главное - все, что ему предложено для строительства мира - ему не подходит, а что бы ему хотелось? ответа нет. из того, что есть сделал то, что НЕ нравится, а для того, чтобы нравилось - все должно быть идеально, но сделать это невозможно.

Вопрос - зачем делаешь то, что не нравится? ну, просто делаю, хочу попробовать

Типичный конфликт, который может привести (и, видимо он и привел, в данном случае) к формированию зависимости.

Избавление от зависимости - только потому, что так требует общество. А в остальном это ему не мешает.

 

Отдельно работа проводилась с матерью клиента (живут на одной жилплощади). Надо сказать, что не только в этой методике и не только мной велась эта работа. Правда методы местных наркологов ей тоже не подошли (после первой же беседы, увы, клиентка вернулась ко мне сильно расстроенная и разочарованная). Женщине для преодоления созависимости пришлось пройти целый курс личностного роста через сказки, холотроп и ряд других тренингов.

 

картинку со второго сеанса я уже выкладывала 17.7.2013, это та, где все в одном углу. но тут повторюсь для полноты картины

post-88-1378874590_thumb.jpg

post-88-1378901037_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

работа из серии "мой дом - моя крепость" . выполнено моей коллегой по работе.

молодая женщина, муж, 2-е сыновей (школьник и детсадовец).

 

что видим: со всех сторон крепкие стены, вокруг - река без единого мостика. вход на территорию - лишь один.

 

закрытость и самозащита зашкаливают, а главное - идёт отрицание проблемы и яростное сопротивление. увы - все всплывает на детях. правда то, что работать в этой ситуации должны надо собой родители, мало впечатляет. проще отдать ребенка в руки психолога - пусть поправят, подкорректируют, переделают. а мы - ну можем поучаствовать, но мы уже сделали все, что могли.

 

обращает на себя внимание удаленность церкви от центра, и окружающее малолюдье (нет деревень-городков), хотя с точки зрения историко-культурного оформления самого кремника все близко к действительности. правда и внутри только одно здание

никому доверять нельзя! все сама, только сама....

post-88-1379061562_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

×
×
  • Create New...