Перейти к публикации
Форум - Замок

О будущем российского авиапрома...


Алесь

Рекомендованные сообщения

Превращение Ту-160 в гражданский самолет напоролось на «прорывные задачи»

 
 

Создание сверхзвукового пассажирского самолета, о необходимости чего ранее заявлял президент России Владимир Путин, приводит к необходимости решения ряда «прорывных задач», сообщил в интервью «Интерфакс» индустриальный директор авиационного кластера «Ростеха» Анатолий Сердюков.

По словам топ-менеджера, в настоящее время на базе «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) «идет консолидация перспективных наработок». «В целом, предстоит решить ряд прорывных задач. В частности, необходимо достичь теплового баланса конструкции и силовой установки при длительном сверхзвуковом полете. Обеспечить приемлемый уровень звукового удара при переходе на сверхзвук», — сказал Сердюков.

Индустриальный директор кластера добавил, что «это работа не ведется с нуля», а сейчас «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) «определяет конфигурацию базового газогенератора двигателя для этого самолета». «Отмечу, что пока проекта как такового нет, все это делается в инициативном порядке, но работа идет», — сказал Сердюков.

В январе 2018 года Путин предложил создать гражданскую версию сверхзвукового самолета на базе стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 83
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Русская смерть

Зачем Россия возрождает сверхзвуковой ракетоносец Ту-160

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 «Виталий Копылов»
Фото: Сергей Аблогин / russianplanes.net

В середине января 2018 года сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160М с заводским номером 0804 впервые начал летные испытания, а уже 25-го числа самолет, названный в честь первого главнокомандующего ВВС России Петра Дейнекина, продемонстрировали президенту Владимиру Путину. Зачем России советский самолет и какое для него готовится будущее, рассказывает «Лента.ру».

Вчера

Ту-160 считается самым крупным и тяжелым сверхзвуковым самолетом в мире. Согласно открытым данным, максимальная скорость машины — 2230 километров в час, дальность полета — 13 900 километров, высота — 22 километра, размах крыла — до 56 метров. Ту-160, способный перевозить до 40 тонн вооружения, стал советским ответом на американский B-1 Lancer. Назначение и базовые характеристики обоих самолетов сопоставимы друг с другом.

Первый полет B-1 Lancer состоялся в 1974 году, тогда как Blackjack (так Ту-160 назвали американцы) полетел только в 1981-м. Советская машина создавалась ОКБ Туполева, который получил часть документации по конкурирующим проектам М-18/20 ОКБ Мясищева и Т-4МС ОКБ Сухого.

Аэродинамическая схема Ту-160 напоминает сверхзвуковой Ту-22М, также использующий крыло изменяемой в полете стреловидности, кроме того, новая машина, подобно Ту-144, первому в мире сверхзвуковому пассажирскому самолету, получила интегральную компоновку, при которой фюзеляж фактически выступает продолжением крыла и тем самым обеспечивает прирост в подъемной силе.

Хотя концептуально при создании Ту-160 ОКБ Туполева использовало собственные наработки, практически машина разрабатывалась с нуля. Новое изделие стало серьезным вызовом для советской авиационной промышленности, на который она нашла ответ, не потерявший актуальности до сих пор.

Всего за три года для Ту-160 куйбышевским ОКБ Кузнецова был создан двигатель НК-32, на его базе планируется разработать (вместо украинских Д-18Т) агрегаты для военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан» и разрабатываемый российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

Ту-160, не обладающий статической устойчивостью (положение центра масс машины меняется по мере расхода топлива и сброса вооружений), стал первым советским серийным тяжелым самолетом, оснащенным электродистанционной системой управления (впервые в мире такую схему получил разработанный в 1930-х тем же ОКБ Туполева пассажирский самолет АНТ-20 «Максим Горький»).

Также Ту-160 получил новый бортовой комплекс обороны «Байкал», позволяющий отследить, заглушить помехами или отвлечь ложными целями системы ПВО противника, и элементы по снижению радиолокационной и инфракрасной видимости самолета.

Серийное производство Ту-160 развернули на Казанском авиационном заводе Горбунова, ранее выпускавшем Ту-4, Ту-22 и Ту-22М. Сборка новой машины потребовала постройки не только дополнительных цехов, но и внедрения новых технологий. В частности, на предприятии появилась электронно-лучевая сварка по титану, из которого создан центроплан самолета. Данная технология, утерянная заводом десять лет назад, в настоящее время восстановлена.

 

Всего к 1992 году построено 36 Ту-160, тогда же на заводе Горбунова в разной степени готовности имелись еще четыре машины. В 1999 году полетел 37-й самолет, а в 2007-м — 38-й. «Петр Дейнекин» стал 39-м Ту-160. Сегодня Россия располагает 17 действующими самолетами, минимум девять Ту-160 распилены Украиной. Остальные 11 отданы музеям, использовались для тестов или побывали в аварийных ситуациях.

Сегодня

Имеющиеся в распоряжении России Ту-160 пройдут модернизацию. В частности, самолеты получат новые двигатели НК-32 второй серии, авионику и бортовой комплекс обороны, а также более дальнобойные и мощные стратегические ракеты (уже в модификации Ту-160М2). Данные нововведения, позволяющие увеличить эффективность Blackjack на 60 процентов, будут протестированы на Ту-160М «Петр Дейнекин», который пока что от модели Ту-160 отличается незначительно.


К настоящему времени Blackjack принимал участие в военных действиях только в ходе операции в Сирии, где нанес удары по позициям боевиков Исламского государства (запрещенная в России террористическая организация) крылатыми ракетами Х-555 (дальность полета до 2 500 километров) и Х-101 (поражает цели на расстоянии до 7 500 километров).

Похоже, что Blackjack ждет возрождение. Кроме модернизации уже имеющихся самолетов до версии Ту-160М2, российские военные ожидают получить от Казанского авиационного завода Горбунова еще десять таких самолетов, стоимость контракта составляет 160 миллиардов рублей. В этом случае к середине 2020-х годов в распоряжении ВКС России окажется 27 Ту-160М2.

Завтра

Наработки и технологии, примененные при модернизации Blackjack, планируется использовать при создании новых самолетов. Именно от Ту-160М2 стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации) получит двигатель, элементы авионики и бортовой комплекс обороны. В отличие от Ту-160, разрабатываемый ПАК ДА окажется дозвуковым самолетом, поскольку в нем изначально делается ставка на применение высокоточного оружия.

В Минобороны полагают, что вместе с применением технологий от Ту-160М2 это позволит снизить затраты на производство и обслуживание машины. Именно решение о модернизации Blackjack, принятое еще в 2015 году, привело к сдвигу вправо сроков создания ПАК ДА, первый полет которого теперь ожидается не ранее 2025 года.

Несмотря на то что заказ на десять новых Ту-160М2 загрузит Казанский авиационный завод Горбунова вплоть до 2027 года, предприятие, существующее практически исключительно на бюджетные средства, в перспективе должно выйти хотя бы на частичную самоокупаемость. В этой связи возможен практически только единственный вариант развития событий — продажа выпускаемых заводом самолетов за границу, в том числе гражданских машин.

По оценкам Министерства промышленности и торговли России, гражданский сверхзвуковой самолет на основе Ту-160 может быть создан за 7-8 лет. Там же оценивают внутренний спрос на гражданский Ту-160, вмещающий до 50 человек, на уровне 20-30 машин при цене в 100-120 миллионов долларов за машину. В правительстве надеются на значительный экспортный потенциал самолета.

Предложение о создании на основе Blackjack коммерчески рентабельного и конкурентоспособного гражданского авиалайнера встречает множество трудностей. С одной стороны, в истории ОКБ Туполева есть два примера модернизации бомбардировщиков в пассажирские самолеты: Ту-16 в Ту-104 и Ту-95 в Ту-114. В обоих случаях преследовалась цель экономии средств, а самолеты подвергались серьезной модификации.

В частности, из-за необходимости увеличения пространства внутри машины (размещения вместительного пассажирского салона) приходилось расширять фюзеляж, что в случае с Ту-160, который имеет интегральную компоновку, накладывает серьезные ограничения на возможность модификации машины (фактически пассажирам предлагается размещаться в двух бомбоотсеках).

Другой проблемой, с которой может столкнуться гражданская версия Ту-160, заключается в двигателе НК-32. Данный агрегат предназначен для работы на большей части пути в дозвуковом режиме, эксплуатация агрегатов на сверхзвуке, приводящая к быстрому расходу топлива, возможна только в течение короткого промежутка времени. Если двигатель НК-32 не подвергнется существенной модификации или не будет заменен, гражданскую версию Blackjack можно будет считать сверхзвуковым самолетом только условно, в отличие от, например, единственных в мире массовых сверхзвуковых гражданских самолетов Ту-144 и Concorde, летавших большую часть пути со сверхзвуковой скоростью.

Кроме того, двигатели НК-32 оказались слишком шумными, а переход Ту-160 в сверхзвуковой режим сопровождается появлением ударной волны, достигающей поверхности земли, с такими же проблемами столкнулись при эксплуатации Ту-144 и Concorde. Вероятнее всего, заинтересованным в их приобретении лицам из Саудовской Аравии и Австралии придется летать исключительно в Африку и Азию, но не в Северную Америку и Европу, регуляторы которых вряд ли сертифицируют российский гражданский сверхзвуковой самолет, а операторы — приспособят для него собственные аэродромы.

Хотя в «Объединенной двигателестроительной корпорации» (в нее входит самарский производитель НК-32) и заявляют, что работают над двигателем с улучшенными характеристиками для гражданского сверхзвукового самолета, вряд ли можно говорить о технологической зрелости подобных решений.

Между тем, у Ту-160 могло бы быть иное гражданское применение вместо переделки под гражданский самолет. Предложенный еще в 1991 году проект Ту-160СК предполагал запуск с самолета космических ракет. По оценкам специалистов, отправка полезной нагрузки с высоты более десяти километров из любой точки земного шара со сверхзвукового самолета-носителя позволила бы сэкономить на стоимости пуска. По сравнению с проектом гражданского самолета, переоборудование Ту-160 в самолет-носитель не потребовало бы значительных финансовых средств, времени и технологических разработок, позволив оперативно занять пустующую на рынке нишу.

Сегодня запуск космических аппаратов при помощи сверхлегких и легких ракет считается одним из наиболее перспективных и быстрорастущих рынков. Подобного рода услуги в мире предоставляет компания Orbital ATK, легкие носители которой запускаются с переоборудованного пассажирского самолета L-1011 TriStar. В ближайшие несколько лет запускать спутники начнут компании Stratolaunch Systems (создана сооснователем Microsoft американцем Полом Алленом) и Virgin Galactic (сооснователь — британский бизнесмен Ричард Брэнсон).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Российские Ил-114 нанесут мощный удар по авиапрому Украины

Российские Ил-114 нанесут мощный удар по авиапрому Украины
Россия способна закрыть потребности в турбовинтовых региональных самолетах за счет разработки отечественного авиапрома. Речь идет об Ил-112 и Ил-114, заявил эксперт по авиационной отрасли, экономист Дмитрий Адамидов. Об этом пишет Политэксперт 21 января

Адамидов отметил, что восстановление сотрудничества РФ и Украины в сфере производства авиатехники ныне нецелесообразно как по политическим, так и по производственным причинам — потребуется перезапуск промышленности обеих стран.

«На сегодня сложно об этом говорить, хотя бы из-за того, что Киев не пойдет на восстановление торгово-экономических отношений с Москвой до решения базовых политических вопросов, а до этого путь сегодня все еще неблизкий», — подчеркнул экономист.

Тем временем российский авиапром успешно разрабатывает собственные проекты. Вместо украинских Ан-140 готовятся к запуску в серийное производство Ил-112 и Ил-114.

 

Кроме того, совместно с китайскими компаниями создается широкофюзеляжный пассажирский авиалайнер CR929. По мнению разработчиков, самолет сможет отвоевать сегмент рынка у Airbus и Boeing.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 месяцев спустя...

Российские «двигатели будущего» заменят украинские (ВИДЕО)

Российские «двигатели будущего» заменят украинские (ВИДЕО) | Русская весна

Россия сделала шаг в создании двигателей будущего. На днях в России было открыто сразу 4 уникальных комплекса для производства вертолётных двигателей.

Это продолжение истории про импортозамещение украинской и другой иностранной продукции и про создание перспективных моделей, которые выведут нас на новый уровень. Об этом и не только в очередном выпуске проекта «Время Вперед».

 

 
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

В России создают универсальный двигатель для Су-27, Су-30 и Су-35

УФА, 21 июл — РИА Новости. ОКБ имени А. Люльки Уфимского моторостроительного производственного объединения (входит в ОДК Ростеха) разрабатывает универсальный двигатель, который можно установить на истребители без доработки планера, сообщил журналистам управляющий директор предприятия Евгений Семивеличенко.

 
 
 
 
image42650460_56efc53d2a50b62fe59bfb5d47
Источник: РИА Новости

«Мы давно производим АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, и он до сих пор модернизируется. Что касается изделия АЛ-41Ф-1С, то оно безусловно дорабатывается, каждый год ОКБ им. Люльки получает порядка 60−80 патентов на что-то новое. Более того, мы сегодня рассматриваем возможность создания некоего универсального двигателя с использованием узлов предыдущих двигателей с целью получения более высоких технических характеристик», — сказал Семивеличенко.

По его словам, это некий универсальный двигатель, который способен устанавливаться на Су-27, Су-30, Су-35, без доработки планера. «Есть такой заказ со стороны Минобороны, мы эту работу ведем», — отметил директор предприятия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Новый лайнер Sukhoi SuperJet New обойдется «Ростеху» в 120 млрд рублей

Новый лайнер Sukhoi SuperJet New обойдется «Ростеху» в 120 млрд рублей

 

 

В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) планируют к 2023 году разработать новый пассажирский лайнер Sukhoi SuperJet New, который станет импортозамещенной версией ближнемагистрального Sukhoi SuperJet 100, единственного гражданского самолета, созданного российским авиапромом.

На разработку SSJ New направят около 120–130 млрд руб., пояснил «Ведомостям» источник, близкий к руководству «Ростеха».

Как уточняется, в эту сумму заложены затраты на создание двигателя ПД-8, на котором будет летать SSJ New. Сейчас Sukhoi SuperJet 100 летает на франко-российском двигателе Sam146.

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Новый российский магистральный лайнер готов к полету

Первый полет нового российского пассажирского самолета Ил-114−300 намечен предварительно на 18 декабря с полосы ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском.

Об этом сообщает РИА Новости, ссылаясь на источник в авиастроительной отрасли. «Первый полет Ил-114−300 пока запланирован на 18 декабря», - сообщил собеседник агентства.

 

Источник добавил, что дата первого подъёма в воздух нового самолета «может уточниться после анализа данных, полученных в ходе пробежек лайнера, и по итогам методического совета, который должен состояться в середине декабря».

 

 Ил-114−300 - полностью отечественный пассажирский самолет, является модернизированной версией Ил-114. Он предназначен для региональных перевозок, прежде всего, на внутреннем рынке, оснащен российскими турбовинтовыми двигателями ТВ7−117СТ-01 и способен перевозить 68 пассажиров на расстояние до 1,9 тысячи километров.

 

Одна из важных особенностей нового самолета - он может использовать короткие взлетно-посадочные полосы, грунтовые аэродромы, ледовые полосы в Арктике. Также Ил-114−300 смогут принимать аэродромы со слабым техническим оснащением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

Президент России Владимир Путин заявил, что самолеты «кукурузники» (Ан-2) должны быть заменены «Байкалами», передает РИА «Новости».

По словам главы государства, России необходимо создать всю цепочку отечественной авиационной техники, которая обеспечивала бы потребности граждан. Начать следует с малой авиации.

«В конце концов, нужно уже заменить «Ан-2» — и это самолет небольшой вместимости, на девять мест, самолетом «Байкал»», — сказал президент.

Он добавил, что «Байкал» был разработан уральским конструкторским бюро. В 2021 году планируется создать тестовый образец, а в 2024 — начать серийное производство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Умеют же когда хотят. Новый российский регионал СТР-40ДТ может стать достаточно полуполярным отечествееным самолетом.

 
Работа и испытание нового российского регионального пассажирского самолета демонстратора, который проходит под обозначением, как изделие СТР-40ДТ, активно ведутся в СибНИА (Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. Чаплыгина).
СТР-40ДТ
 
СТР-40ДТ

Стоит отметить, что самолёт прошел уже несколько летных испытания, где показал свои превосходные качества, которые однозначно будут востребованы, особенно в отечественной гражданской авиации.

 

Все современные технические решения отрабатываются на списанном самолете ЯК-40 с новым композитным крылом и двигателями. Теперь самолет СТР-40ДТ летает гораздо быстрее, дальше, да и почти на 40% по экономичности превосходит своего предка.

СТР-40ДТ способен будет перевозить до 32-х пассажиров на дальность до 4000 со скоростью более чем 700 км/ч. По сравнению с ЯК-40, который в некоторых модификациях мог перевозить до 40-ка пассажиров и летать на дальность до 800 км со скоростью 500 км/ч, СТР-40ДТ выглядит более впечатляюще.

Как утверждают разработчики СибНИА, этот самолет в будущем способен восполнить целый сегмент в отечественной пассажирской авиации.

Памятный многим фюзеляж самолета Як-40, теперь в хвостовой части приобрел два современных двигателя, вместо трех старых отечественных двигателя ТРДД АИ-25 с тягой в 1,1 тонну каждый. А так же современное композитное крыло с загнутыми законцовками.

Як-40 был разработан в СССР еще в 60-х годах и был достаточно популярным отечественным средством воздушного передвижения. Это достаточно массовая советская машина насчитывала более 2 тыс. экземпляров, причем не только по Советскому Союзу.

Як-40
 
Як-40

Стоит отметить, что это именно тот самолет, который появился в нужное время, причем по официальному запросу Аэрофлота. Эта известная компания уже имела в то время в своем парке достаточно большое количество самолетов достаточно крутых самолетов. Но вот такого сегмента ей просто катастрофически не хватало.

Идею с установкой турбовинтовых двигателей на Як-40 отбросили практически сразу, так как такие самолеты были очень шумными и воспринимались уже как временный компромисс. А вот турбореактивные двигатели считались самыми передовыми и более комфортными для пассажирских лайнеров.

В то время малый ресурс и отказы турбореактивных двигателей были не редким явлением, и казалось, что если будет установлено больше двигателей, то самолет будет более безопасным. Так Як-40 мог взлететь при отказе одного двигателя, а продолжать полет и совершить посадку даже при отказе 2-х.

В то время АИ-25 был новейшим и очень перспективным двигателем. Однако двигатель имел недостаточную тягу, которая для пассажирского самолета немаловажна.

Другие рассматриваемые варианты существующих турбореактивных двигателей были избыточны для регионала, да и слишком прожорливые.

Конечно, в СССР на расход топлива не очень заостряли внимание. Больше смущала ограниченная дальность полета до 800 км. Одним из удобств Як-40 стала возможность посадки пассажиров через откидной трап, который расположили в хвостовой части фюзеляжа.

Трап Як-40
 
Трап Як-40

Такое решение предполагало работу с неподготовленными аэропортами, которых в СССР было большинство. Самолеты ранней серии вмещали 24 пассажира. Довольно быстро количества кресел было увеличено до 27-ми.

В начале 70-х была проведена еще одна серия модернизации. В результате самолет получил увеличенные топливные баки, вследствие чего вместимость его возросла до 32-х кресел.

Так же были версии различных административных вариантов, транспортных, метеорологических летающих станций, различные лаборатории и т.д. Концепция Як-40 делала его в свою очередь уникальным, да и западных аналогов у него на то время и не было.

Не потому что частные западные компании не могли построить такой самолет, просто даже не пытались сделать что-то подобное. В СССР же задачу он свою выполнял, а все расходы ложились на госбюджет.

 

В капиталистической же среде его рентабельность была бы невысокой. Конечно же, в расчет не берем бизнес джет. По причине отсутствия конкуренции, Як-40 был вполне достаточно востребован на международном рынке. В том числе на американских и европейских авиационных рынках.

Он так же стал первым советским самолетом сертифицированным в капиталистических странах. Первые поставки были в Италию и Германию. Но увы, с началом нефтяного кризиса в 73-ем, основные поставки завершились.

Цены на топливо резко взлетели и самолет с огромным расходом топлива выпал из всех понятий эффективности. Однако перспективными рынками для Як-40 были менее развитые африканские и азиатские рынки, где поставки шли не в гражданский сектор, а в военные и правительственные структуры. В период производства с 66 по 81 год было выпущено более 1000 бортов, что вносит Як-40 в топ самых массовых советских самолетов.

СТР-40ДТ
 
СТР-40ДТ

Но вернемся к нашему герою СТР-40ДТ. Первые летные испытания демонстратора начались в 2018 году. Вместо 3-х двигателей АИ-25, на экспериментальный образец СибНИА были установлены 2 американских двигателя Garrett TFE731-5BR с тягой по 2,1 тонны каждый. В купе с композитным крылом с законцовками, это дало впечатляющие результаты и значительно снизило расход топлива.

Идея создания этого самолёта была не в налаживание производства с нуля, в модернизации имеющегося парка. Так же в планах заменить композитами большую часть планера, что естественно еще добавит ему эффективности. Умеют же когда хотят. И с этим теперь уже трудно поспорить.

Единственное что пока непонятно, какие двигатели будут устанавливать на серийные образцы, да и какое название получит самолет, и получит ли вообще. А то СТР-40ДТ выглядит немного устрашающим для этого малыша, как название баллистической ракеты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

×
×
  • Создать...