Перейти к публикации
Форум - Замок

Одержимость


Рекомендованные сообщения

Так выводы-то не на одном примере. Просто видно все невооруженным глазом. Есть случаи сложные, требующие плюрализма мнений, а тут все как на ладони. "Думать забыла"-это как с темы съехать. Я в дебатах, а ты уже в огороде. Ну а дальше- "книгу пишешь" и всякое такое, это уже обесценивание тех самых дебатов и меня в них.

Влезла "незаконно", чтобы только тебе ответить... Лена, ум у тебя пытливый, голова светлая, всё при всём) Не обесцениваю я тебя - это у тебя такое впечатление создается.

Просто я заметила, у тебя часто проскакивает - рассматривая какой-то частный случай ты либо притягиваешь какую-то методику (теорию), либо на ходу составляешь свою (разные варианты). То есть как-то обобщаешь, и все вписываешь в некую вполне стройную систему - вполне возможно, что и твою собственную, не удивлюсь, тебе это вполне раз плюнуть... Отсюда и "книгу пишешь". С моей точки зрения - комплимент, с твоей - чуть ли не оскорбление... Вот и пойми Вас, сударыня)))

А я обобщения не жалую, ибо привыкла, работая долго в науке, видеть бреши в любых теориях, и потому предпочитаю иметь дело с исключениями из правил. Это куда интереснее... И кстати мы все - обитатели данного Замка - исключения, хочешь ты этого, или нет.

Вот и получается, что ты в дебатах тащишь меня в какую-то теорию, а я сопротивляюсь, как упрямая коза... и остаюсь в своём огороде)

Мир праху В. Левина, у меня вызывают интерес его работы, у вас - скепсис... Жаль, что в нашей библиотеке его книг нет... Думаю, что он - тоже исключение, и ему этот дешёвый пиар был не нужен. А время покажет, кто есть кто)

Кстати, Тамарка Г. не оплачивала обучение, в отличие от нас, даром получила. Даром и отдавать должна, космический закон. Или хотя бы не наглеть до такой степени. И тоже: поживём - увидим...

 

Иллюстрация к вопросу об истине, ракурсе и точке зрения:

post-581294-0-93548200-1459703846_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 184
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

Влезла "незаконно", чтобы только тебе ответить... Лена, ум у тебя пытливый, голова светлая, всё при всём) Не обесцениваю я тебя - это у тебя такое впечатление создается.

Просто я заметила, у тебя часто проскакивает - рассматривая какой-то частный случай ты либо притягиваешь какую-то методику (теорию), либо на ходу составляешь свою (разные варианты). То есть как-то обобщаешь, и все вписываешь в некую вполне стройную систему - вполне возможно, что и твою собственную, не удивлюсь, тебе это вполне раз плюнуть... Отсюда и "книгу пишешь". С моей точки зрения - комплимент, с твоей - чуть ли не оскорбление... Вот и пойми Вас, сударыня)))

А я обобщения не жалую, ибо привыкла, работая долго в науке, видеть бреши в любых теориях, и потому предпочитаю иметь дело с исключениями из правил. Это куда интереснее... И кстати мы все - обитатели данного Замка - исключения, хочешь ты этого, или нет.

Вот и получается, что ты в дебатах тащишь меня в какую-то теорию, а я сопротивляюсь, как упрямая коза... и остаюсь в своём огороде)

Мир праху В. Левина, у меня вызывают интерес его работы, у вас - скепсис... Жаль, что в нашей библиотеке его книг нет... Думаю, что он - тоже исключение, и ему этот дешёвый пиар был не нужен. А время покажет, кто есть кто)

Кстати, Тамарка Г. не оплачивала обучение, в отличие от нас, даром получила. Даром и отдавать должна, космический закон. Или хотя бы не наглеть до такой степени. И тоже: поживём - увидим...

 

Иллюстрация к вопросу об истине, ракурсе и точке зрения:

Ну, что для меня вещи простые, легко читаемые/узнаваемые, то для тебя -случай индивидуальный. Ну да ладно, пусть так будет. В общем и целом- не суть важно. Я своим опытом оперирую, ты своим. На сим дебаты и построены.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А с Венерой?

 

Это даёт сверх обострённое чувство формы, истинный идеал прекрасного и неодолимое стремление к нему. Точная эстетическая оценка. (Если Венера здесь в соединении с Лилит, значит поклонение сатанинской красоте или человека наказывают через прекрасное).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

*Не вмешиваюсь в разговор.

привыкла, работая долго в науке, видеть бреши в любых теориях

Заинтересовалась - в какой области науки? И как сочетаются в Вашем мировосприятии астрология и опыт научной работы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

*Не вмешиваюсь в разговор.

Заинтересовалась - в какой области науки? И как сочетаются в Вашем мировосприятии астрология и опыт научной работы?

В архитектуре. Наукой я занялась сразу после ВУЗа, конкретно - инфильтрацией зданий, поскольку у меня диплом инженера, но - на кафедре архитектуры, то есть корректировкой инфильтрации с помощью архитектурно-планировочных решений.

А вот после аспирантуры (но я не защитилась) сразу поступила в АША, и училась ещё 5 лет (совмещая с работой, конечно).

Через некоторое время попала на работу в НИИ по реставрации зданий, и это были лучшие годы в моей трудовой деятельности, настолько интересной была работа: реставрация памятников архитектуры и проектирование приспособления их для эксплуатации в современных условиях.

Астрология помогла мне развить собственную интуицию до такой степени, что при написании архитектурно-археологических экспертиз я начала чувствовать, что вот было так, а не иначе, и потом находила материальное подтверждение своим догадкам, и наоборот, когда попадалось нечто совсем необъяснимое, вдруг само приходило понимание, откуда этот старинный фрагмент, элементом какой конструкции он является... Однажды я первая за историю здания увидела, что здание перестраивалось трижды (по официальным источникам и архивным документам - дважды) и доказала это... Экспертиза была признана научным советом.

В Санкт-Петербурге (сразу оговорюсь) наш коллектив исследовал всего 2-3 здания (ибо здесь всё поделено), но среди них - Круглый рынок Кваренги на Мойке. Это - шедевр))) А в основном мы работали по славному городу Выборгу, которому более 700 лет... Там под городом целый город под культурными слоями закопан...

И потом, есть и астрологические карты городов - каждый район несет свою энергетику и соответственно, представляет какой-то знак. Вы же не будете возражать, что энергетика Невского проспекта и к, примеру, района Кировского (Путиловского) завода - совсем разные)))

Астрология очень обогащает мировосприятие, тем более, что являюсь выходцем восточной, авестийской школы астрологии, там комплексный подход - внешние данные, сигнатуры, черный - светлый путь и соответственно, каков при этом характер. То есть посвященный адепт этой школы (каковым я не являюсь) - не видя человека, может сказать, как он выглядит и полностью описать его характер, если есть точное время рождения (ибо он подключается к кверенту через гороскоп). У нас есть тема "астрология - это магия" и данный вопрос скорее, по той теме...

Если кратко - постоянные "мозговые штурмы" в науке способствовали легкому усваиванию астрологии, а последняя, в свою очередь, раскрутила некие иные способности, которые очень содействовали в науке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Жанн, а что ты скажешь о мнении,что Санкт-Петербург был построен именно на этом месте не случайно. Петр 1, как говорят, не зря выбрал именно это место - на болоте, где так трудно было построить город. Так вот говорят будто он знал, (не секрет, что Великий Русский Царь был масоном и владел тайными знаниями) что на этом месте было что-то Великое и Святое. Может быть древний город, следы которого, хоть и трудно, но можно найти и сейчас в древних постройках...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вопрос очень интересный, даже вылезла из норы))) Есть мнение, что Санкт-Петербург - это город святого камня. Государю подсказали это место.

Поскольку пишу ответ второй раз - все слетело, видимо, наворотила лишнего, - буду краткой - вот ссылка)))

http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/gorod-svyatogo-kamnya-sankt-peterburg.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вопрос очень интересный, даже вылезла из норы))) Есть мнение, что Санкт-Петербург - это город святого камня. Государю подсказали это место.

Поскольку пишу ответ второй раз - все слетело, видимо, наворотила лишнего, - буду краткой - вот ссылка)))

http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/gorod-svyatogo-kamnya-sankt-peterburg.html

Да. Домыслов много. Читала еще статью о том, что город потому так быстро построили, что Петр использовал древние мегалитные сооружения, которые скрыли в процессе постройки...Короче, тайна, окутанная мраком и никто достоверно ничего не знает...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо за развернутый ответ.

Астрология помогла мне развить собственную интуицию до такой степени, что при написании архитектурно-археологических экспертиз я начала чувствовать, что вот было так, а не иначе, и потом находила материальное подтверждение своим догадкам

Это соотносится с тем, как я вообще представляю себе, что есть интуиция)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 года спустя...

Кто такие кликуши?

В деревенской Руси, чрезвычайно распространен особый вид нервных женских болезней, известных под именем "кликушества". Эта болезнь проявляется в форме припадков, более шумных, чем опасных, и поражает однообразием поводов и выбором мест для своего временного проявления. Та часть литургии верных, которая предшествует пению Херувимской и великому выходу со св. Дарами, в далеких глухих селах оглашается криками этих несчастных. Крики несутся в такой странной разноголосице, что на всякого свежего человека способны произвести потрясающее впечатление не одною только своею неожиданностью, или неуместною дерзостью.

 

При этом не требуется особенной сосредоточенности внимания, чтобы заметить, насколько быстро сменяется мирное молитвенное настроение присутствующих. На всех лицах появляется выражение болезненной тоски и вместе сердечного участия и сострадания к несчастной. Ни малейшего намека на резкий протест, ни одного требования удалить "одержимую" из храма. Все стоят молча, и только в группе женщин, окружающих больную, заметно некоторое движение: они стараются успокоить "порченую" и облегчить ей возможность выстоять всю обедню вплоть до того времени, когда с выносом св. Даров обязательно исчезнет или смолкнет вся нечистая сила.

 

Это мягкое и сердечное отношение к кликушам покоится на том предположении, что не человек, пришедший в храм помолиться, нарушает церковное благочиние и вводит в соблазн, но тот злой дух, который вселился в него и овладел всем его существом. Злой дух смущает молящихся нечеловеческими воплями и разными выкриками на голоса всех домашних животных: собачий лай и кошачье мяуканье сменяются петушиным пением, лошадиным ржанием и т. под. Чтобы прекратить этот соблазн, четыре-пять самых сильных мужчин охотно выделяются из толпы, и ведут больного до царских врат к причастию, искренно веруя при этом, что борются не с упрямством слабой женщины, а с нечеловеческими силами сидящего в ней нечистого.

 

Когда кликуша начинает успокаиваться, ее бережно выводят из церкви, кладут на землю и стараются укрыть белым покрывалом, для чего сердобольные женщины спешат принести ту скатерть, которою накрыт был пасхальный стол с разговеньем, или ту, в которой носили на пасхальную заутреню для освящения яйца, кулич и пасху. Иные не скупятся поить сбереженной богоявленский водой, несмотря на то, что эта вода и самим дорога, на непредвиденные несчастные случаи. Знающие и опытные люди при этом, берут больную за мизинец левой руки и терпеливо читают молитву Господню, воскресную и богородичную до тех пор, пока кликуша не очнется. Кроме молитв, иногда произносятся особые заговоры, которыми велят выходить нечистой силе "из белого тела, из нутра, из костей, суставов, из ребер и из жилов и, уходить в ключи-болота, где птица не летает и скот не бывает, идти по ветрам, по вихорям, чтобы снесли они злую силу в черные грязи топучия, и оттуда бы ее ни ветром не вынесло, ни вихорем бы не выдуло", и т. под.

 

С такою же заботою и ласкою относятся к кликушам и в домашней жизни, считая их за людей больных и трудноизлечимых. От тяжелого труда их освобождают и дают поблажку даже в страдную пору, при скоплении утомительных работ: они обыкновенно редко жнут, а в иных местах и не молотят. (Если же иногда, во время припадков, и применяются кое-какие суровые меры, подчас похожие на истязания, то все это делается из прямого усердия, в простоте сердца). Когда, после удачных опытов домашнего врачевания, больная совершенно успокоится, и семейные убедятся в том, что злой дух вышел из ее тела, ей целую неделю не дают работать, кормят, по возможности, лучшею едою, стараются не сердить. чтобы не дать ей возможности выругаться "черным словом" и не начать, таким образом, снова кликушничать. У некоторых истерические припадки обостряются до такой степени, что становится жутко всем окружающим: "порченая" падает на землю и начинает биться и метаться по сторонам с такою неудержимою силою, что шестеро взрослых мужиков не в состоянии предохранить ее огь синяков и увечий. Изо рта показывается пена, глаза становятся мутными и, вся растрепанная, кликуша, в самом деле, на вид делается настолько страшной, что всякие резкие меры, предпринимаемыя в этих случаях, становятся отчасти понятными. При усмирении расходившейся в припадках больной, обыкновенно принимают участие все досужие соседи, так что набирается полная изба сострадательного народа: кто курит ладаном около лежащей, обходя ее с трех сторон и оставляя четвертую (к дверям) свободною, кто читает "Да воскреснет Бог", чтобы разозлившегося беса вытравить наружу, и затем выгнать на улицу.

 

Общепринятый способ для успокоения кликуш во время припадков заключается в том, что на них надевают пахотный хомут, причем предпочтение отдается такому, который снят с потной лошади. По мнению крестьян, баба, лежа в хомуте, охотнее укажет, кто ее испортил и ответит на обычный в таких случаях вопрос: "кто твой отец?" -- В некоторых местах (Меленк. у., Владим. г.). надевая на больную хомут. вместе с тем привязывают еще к ногам ее лошадиные подковы, а иногда прижигают пятки раскаленным железом {Лечат и так: ноги вдевают в гужи, или хомут, бьют кнутом -- и с приговором: "хлещу, хлещу -- беса выхлещу".}. Об "отце" спрашивают кликушу (около Пензы) через раскрытую дверь, посторонние женщины, когда больную с хомутом на шее подводят к порогу, причем спрашивающие стараются убедить, что открытием тайны она не обидит сидящего в ней "батюшки" (отвечают каликуши во время припадка, всегда в мужском роде). В Жиздрин. у. (Кал. г.) кликуш выводят на двор и запрягают в соху: двое волокут больную, а двое тянут соху и т. д. Около Орла, хотя и знают про этот способ, но предпочитают ладан, собранный из двенадцати церквей и двенадцать раз в одно утро вскипяченный в чугуне и по ложечке слитый в штофы: этот настой дают пить больной. В Болховском уезде (той же губ.) в одном селе продают подобный ладан под названием "херувимскаго" (им кадят в киевских пещерах, во время херувимский песни), при чем "одну росинку дают на трынку" (одну крупинку за копейку).

 

Кроме ладана и богоявленский воды, признается еще целебною, и даже имеющею решающее действие на перелом болезни и изгнание беса, крещенская вода, освещаемая в прорубях рек и озер, а за неимением таковых -- в колодцах и чанах. В Волог. губ. кликуш, раздетых до рубашки, не смотря на трескучие морозы, макают в прорубь, опуская в воду ногами. лишь только успеют унести кресты и хоругви. В Орл. губ. одному свидетелю удаюсь видеть, как к колодцу и кадушке с водой, приготовленной к освящению (реки нет) привели бабу-кликушу в валенках и тулупе, с головой, накрытой шерстяным платком, как потом раздели ее, оставив в одной рубашке и как двое мужиков ведрами лили на нее с головы холодную воду и, не внимая ее крикам, ознобили ее до дрожи во всем теле. После этого, те же мужики накинули ей на плечи тулуп и, отведя в караулку, надели там на нее сухое и чистое белье, отвели домой и потом хвастались долгое время, что с этой поры баба перестала выкликать и совсем выздоровела.

 

Не менее действительною помощью при пользовании кликуш признается также "отчитывание". Берутся за это дело те старые девицы, полумонашенки, полумирянки, которые известны всюду под именем "черничек". Впрочем, участие их считается мало действительным, и приглашаются они большею частью, что называется, для очистки совести. Чаще же всего отчитывание производит старичок-священник, из тех, которые сами опростели до неузнаваемости и утратили даже многие внешние признаки, усвоенные духовными лицами. Из таких священников особенно дороги и близки народу те, которым удалось запастись редкостною и ценною книгою большого требника Петра Могилы (впрочем, за неимением требника, отчитывают и по Евангелию). Про таких целителей ходят дальние слухи; на них охотно указывают, к ним смело отправляются, как к тому "попу Егору", о котором сообщают из Орлов. губ.: "отчитывает дюже хорошо, в церкви, над головою кликуши, семь Евангелий по семи раз читает, и унимает крик сразу". В местности, где живет этот поп Егор, и народ подобрался болезненный, с большой наклонностью к кликушеству. Вот что рассказывала на этот счет одна крестьянка: "баб сорок бегут по деревне, кто куда. Сами простоволосы (а нешто это можно -- сама Божья Матерь, и Та покрывала волосы), а оне еще без понев, так что почитай все у них наруже, и кричат во всю глотку всякая свое: "где она? где колдунья? мы сейчас разорвем ее на куски! -- "Дала свояку напиться, а он-от (злой дух) у нея сидел, а теперь у меня в животе". Другая сказывает: "дала мне колдунья вина, пей-пей говорит, зелено вино -- здоровее будешь, а только я выпила, и стал у меня в животе кто-то сперва аукать, а из живота в рот перешел и стал выражать плохие слова, непотребно ругаться". От третьей бабы соседи слышать: "молочка кисленького принесла, говорит: у тебя нетути, да вот к чему и призвала". Мужики, глядя, что их бабы орут без конца, собрались все, вызвали колдунью и пригрозили: "если, да ежели ты еще что нашкодишь, живую зароем в землю и осиновый кол в глотку забьем"...

 

Совсем иного характера получаются вести из тех местностей, где старые порядки наталкиваются на новые приемы молодого поколения. Например, в одном селе, при старом священнике, жила только одна старуха-кликуша, которой он не верил, хотя и не предпринимал против нее никаких строгих мер. Вскоре, однако, стала выкликать ее дочь, а следом за ней заголосила другая молодая женщина (конечно замужняя, так как кликушество исключительно болезнь бабья, не девичья). И еще залаяла молоденькая бабенка к тому времени, когда старик-поп передал место своему молодому сыну. Последний во всеуслышание поспешил объявить в храме, что если хоть одна крикунья осмелится нарушить церковную тишину, так он с места отправит ее в губернскую больницу и, если ее там признают притворщицей, то передаст властям, чтобы они поступили с нею по всей строгости законов. Бабы замолкли и стоят теперь во время служб смирнехонько. Смолкли кликуши и у другого священника (а было их много), когда одну из них он заставлял ходить говеть постом по 2, по 3 недели, приказывая становиться перед аналоем и молиться отдельно от прочих и вслух. В другом месте выписали в церковь снимок с одной чудотворной иконы Божией Матери. Деревенские попросили у себя отслужить Владычице всенародный молебен и, как только икона показалась на краю селения, одну молодую бабу схватило: начала она ломаться, корчиться и визжать. Подхватили ее два мужика, чтобы не дать ей упасть в невылазную грязь (дело было после сильного дождя), но священник велел мужикам отойти от кликуши.-- "Кормилец, перепачкается, упадет! -- "Пускай падает, а если не отойдете -- позову сотского".-- Баба не упала, хотя и продолжала визжать. пока не дождалась строгого внушения от священника, который пристыдил её при всем народе. Тогда она кричать перестала и все время смирно и молча ходила за иконой. Когда же поднесли св. икону к крайней избе, около которой стояли уже все и ждали, то вдруг хозяин этой избы, мужик лет под 50, ни с того, ни с сего, принялся изображать из себя кликушу: ломался, кривлялся, но не визжал, как первая баба-поросенком, а мычал коровой. Эта неожиданность так всех поразила, что раздался общий, неудержимый, раскатистый хохот н, когда священник пристращал сотским, виноватый начал умильно просить прощения и отпущения.

 

Исходя из того убеждения, что непритворные кликуши издали чувствуют приближение священника и наглазно убеждаясь в том, что "сидящий" (т. е. бес) не допускает прикладываться к св. иконам и преклоняться под них на крестных ходах, все, радеющие этим больным женщинам, с особенным старанием и настойчивостью ищут помощи у духовных лиц и в монастырях у прославленных мощей и чудотворных икон. Киевские Пещеры, Михайловский монастырь с мощами великомученицы Варвары, даже те церкви, в которых имеются изображения Богоматери "Нечаянной Радости", а также целителя Пантелеймона, чаще других оглашаются воплями кликуш и являются, так сказать. излюбленными лечебницами. Неудачи, испытанные в одних местах, нисколько не охлаждают надежды искать помощи в других, хотя бы и отдаленных, но также прославленных. Эта вера в помощь святыни. именно по отношению к этому виду людской порчи, на столько сильна в народе, что даже волхвующие колдуны вынуждены делать уступку столь твердо установившимся верованиям: наиболее сметливые из них и ревнивые к своей славе и общественному положению, прежде чем приступить к волшебным действиям, обыкновенно зажигают перед иконами в избах лампадки, держат в руках зажженные восковые свечи, ставят на стол чашку с водой и опускают туда медный крест, снятый с божницы, уголек и щепотку соли. Над водой читают молитвы. Больная пьет эту воду по три зори и выздоравливает, но не совсем: кричать перестает, но по временам продолжает чувствовать в теле ломоту и судороги. Всезнающие старухи, в таких случаях, успокаивают тем, что порча сделана на железе -- на замке, оттого-де она и крепка, и просидит до самой смерти {Тот человек, который берется отчитывать, не должен употреблять в течение шести недель спиртных напитков. Один севский (Орл. г.) пономарь не выдержал и был за то жестоко наказан: идет ли он, или едет -- лезет ему на встречу целая печь; остановится он -- печь рассыплется так что ему нет ходу туда, куда его звали отчитывать.}.

 

Вообще, темные люди с большим трудом разбираются в этой бабьей болезни, которая у нас на Руси очень распространена и временами вспыхивает в той, или другой местности, в виде эпидемии. Путаются и теряются именно в тех случаях, когда является надобность отличать истинных страдалиц от притворщиц. Из показаний самих больных, как бы ни были искренни, подробны и точны эти показания, правды не узнаешь: она скрывается под личиною самообмана, который настолько велик, что даже мнимые кликуши привыкли говорить твердым голосом и в спокойно уверенном тоне. Здесь почти нет возможности уловить фальшивую нотку, а тем менее заподозрить лукавое намерение обмануть и ввести в заблуждение слушателя. Заученное притворство в приемах и словах можно уловить лишь в таких случаях, когда на оплошавшую нападет, что называется, дока. Да и то не всегда, потому что семейный гнет, требующий изворотливости и научающий самоохране, -- умудряет даже слепцов. Не даром сложилась пословица, что "все золовки хитры на уловки". Иной молодой бабе разом выпадут на долю все невзгоды безобразных и несогласных семей: объявится и свекровь змея-лютая, подберутся и золовки-колотовки и деверья-кобели, и ото всех, за все про все, посыплется "невестке в отместку", да так, что и белый свет станет не мил. Для бездомной сироты, у которой нет выхода, так как и сбежать-то ей некуда, нервное расстройство на несомненной истерической почве являлось, в таких случаях, прямым и законным следствием роковой домашней неурядицы. Кликушество является единственным спасением и для тех молодух, которых приняла новая незнакомая семья в ежовые рукавицы, после воли и холи в родительском доме: когда искренние слезы не помогают, и семейные мучители не унимаются, на сцену является тот же протест, но в усиленной форме кликушества, с выкриками и с обвинениями в порче, насланной кем-либо из наличных членов новой семьи (чаще всего обвинение падает на свекровь). Такой протест, -- все равно, ловко ли подучилась от умелых кликуш эта новая порченая всем штукам, или самостоятельно измыслила свои -- производит уже потрясающее впечатление, и новоявленная кликуша, в глазах всех, является обреченною жертвою, не столько наводящею страх, сколько внушающею чувство сострадания. Здесь действует общее убеждение, что кликуша не сама по себе кричит и мучается, а кричит сидящий в ней злой дух, который и начинает бушевать, лишь только попадет в неприятную обстановку чужой семьи. Злой дух требует пребывания в родной семье: там он успокаивается и возвращается затем в чужую, уже в умиротворенном состоянии, и молчит до новых благоприятных поводов. Такая форма искусственного кликушества зачастую практиковалась в тех местах, где еще тверды были основы старорусской семьи, с большухой во главе, со старшими и младшими снохами.

 

Сверх семейного гнета, на устойчивость кликушества в далеких захолустьях имела также влияние и слепая вера, что одержимые бесом владеют даром прорицания. Принимая на себя эту личину мнимых ворожей, притворные кликуши, более или менее удачно, работают на этой почве уже с явными спекулятивными целями. Но хитрость и лукавство, конечно, удаются до первого промаха, который и решает дело полным исцелением. Ослаблению кликушества, в его искренних, или лживых формах, в значительной степени помогли также преобразования последних времен, содействовавшие, между прочим, улучшению социального положения женщин в семье. Установился обычай "разделов", получивший широкое применение после манифеста 19 февраля, в форме дележа женатых братьев по смерти отца. Облегчились "отделы", когда почин дележа с отцом предоставлен сыну, и "отходы", когда отходящий сын требует выдела, хотя бы без всякого вознаграждения, и идет на сторону лишь по тому побуждению, что "не желает работать на чужие рты" (холостой брат на женатого). К этим новым основам семейно-хозяйственной жизни крестьян присоединились и другие, выразившиеся в стремлениях земства к увеличению школ и развитию рациональной медицины, в корень колеблющих веру в колдунов и успокаивающих кликуш возможностью подвергнуться исследованиям и лечению в земских больницах. В настоящее время уже из многих местностей, и притом таких далеких и глухих, как вологодская и олонецкая губернии, получаются сведения, в таком роде: "ныне год от году число случаев поражения этою нервною болезнью постепенно уменьшается". Так, например, в двиницкой и сямженской волостях (Кадниковского уезда Вологодской губ.) таких кликуш не более двух-трех, тогда как ранее они считались повсюду десятками", и т. д.

____________________________________________________________________________________________

 

(с) С.В.Максимов, «Нечистая, неведомая и крестная сила».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

×
×
  • Создать...