Перейти к публикации
Форум - Замок

Ламмас - праздник плодородия, урожая, хлеба


Рекомендованные сообщения

🌙 Ритуал Ламмаса 

 

Для ритуала вам потребуется четыре свечи, олицетворяющие элементы и хлеб и вино или сок. Украсьте алтарь по вашему желанию. Поставьте магический круг, встаньте в центре, перед алтарем и скажите следующие слова: 

 

"Ветер, огонь, море, камень, 

Дыхание, пламя, волна, суша - 

Вашими именами ставлю я этот круг". 

 

Сделайте небольшую паузу. Затем скажите: 

 

"Я стою в центре магического круга. 

В священную пору - в праздник Хлеба. 

Да будет мой голос услышан: 

Я благодарю природу за ее дары" 

 

Затем благословите хлеб и питье. Можно придумать свою собственную форму благословения или же использовать стандартную: 

 

"От солнца сила - к земле, 

От земли сила - к корням, 

От корней сила - к стеблям, 

От стеблей сила - к зерну, 

От зерна сила - к хлебу. 

Да будет очищен, освящен 

И благословен этот хлеб 

Во имя четырех стихий, 

Севера, Юга, Востока и Запада, 

Во имя Бога и Богини. 

Да будет так. 

 

От луны сила - к земле, 

От земли сила - к корням, 

От корней сила - к лозе, 

От лозы сила - к плоду, 

От плода сила - к вину. 

Да будет очищено, освящено 

И благословенно этот вино 

Во имя четырех стихий, 

Севера, Юга, Востока и Запада, 

Во имя Бога и Богини. 

Да будет так". 

 

Затем, зажигая свечи на алтаре, скажите: 

 

"Я зажигаю огонь на своем алтаре 

В честь Великого Праздника, 

В честь первого урожая. Да будет так. 

Колесо Повернулось! 

Настало новое время!" 

 

Выполните какую-либо магическую работу, если это необходимо, заземлите энергию и закройте круг.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

БЛИЗИТСЯ ЛУГНАСАД 

 

1 августа очередной поворот Колеса Года приведет нас к празднованию Лугнасада. Его также еще называют Ламмас. В древние времена этот саббат был приурочен к первой жатве, потому отмечался он не только 1 августа. 

 

Лето на исходе, а вместе с ним понемногу угасают и силы Бога. На Самайн он умрет, однако вскоре возродится из лона Богини. Таков круговорот жизни и спираль перерождений. Но пока еще есть возможность насладиться теплыми деньками, полюбоваться солнцем и вкусить щедрые дары богов. 

 

Главные символы Лугнасада – это злаки, овощи, фрукты. И, конечно же, хлеб. Не упустите возможность самим приготовить это ритуальное угощение, вложив в него всю свою любовь и магию! Свежеприготовленный хлеб можно положить на алтарь, а затем, после обращения к богам и магических обрядов – устроить ритуальную трапезу. 

 

На Лугнасад можно сплести обережную куклу из соломы или же сделать ее из початка кукурузы. Также хорошей идеей будет заговорить еду и, вкушая ее, представлять, что желаемое сбылось. Подходит этот день и для привлечения любви, плодородия в свою жизнь, а также раскладов на Таро или других мантических системах. 

 

Пускай волшебство вливается в вашу жизнь бурным потоком! Будьте благословенны ☀🍆🍏🍐🌽🌾

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ЛУГНАСАД - 1 АВГУСТА. ПРАЗДНИК УРОЖАЯ

 

Другие Названия: Ламмас, Лунаса, Лоафмас, Праздник Кукурузы, Праздник Первого Урожая, Праздник Хлеба, Канун Августа, Цересалия. 

 

Саббат-антипод: Имболк. 

 

Символика: солнце, солнечные символы, кукуруза, куколки из ткани, куколки из соломы, злаки, рожь, пшеница, изделия из соломы, фрукты и овощи. 

 

Растения: все луговые цветы, алоэ, мирра, дуб, подсолнух, ромашка, мандрагора, ноготки. 

 

Запахи: алоэ, роза, сандаловое дерево, розмарин, ваниль. 

 

Камни: александрит, агат, цитрин, янтарь, авантюрин, перидот, сардоникс. 

 

Цвета: желтый, зеленый, оранжевый, золотой, красный, коричневый. 

 

Еда: овощи, фрукты, орехи, ягоды, хлеб, баранина, выпечка, рис, кукуруза. 

 

Напитки: вино, эль, соки, морс. 

 

Животные: лошадь, все птицы. 

 

Мифическое Создание: Феникс, Дракон, Грифон. 

 

Природные Духи: Сильфы. 

 

Богини: Баст, Деметра, Гея, Иштар, Кора, Персефона, Церера, Исида, Либера, Рианнон, Дана. 

 

Боги: Зеленый Человек, Лу, Один, Осирис, Кернуннос, Либер, Зевс. 

 

Знак Зодиака: Лев. 

 

Украшения: солнечные символы, изделия из соломы, разноцветные ленты, фрукты и овощи, фигурки Богини и Бога. 

 

Традиции: прыжки через костер, плетение соломенных куколок, благодарность богам за урожай, любые игры. 

 

Лучшая Работа: процветание, успех, удача, судебные дела, освобождение от гнета. 

 

Праздник Первого Урожая 

 

Лугнасад или Ламмас – один из самых значимых праздников годового колеса, который всегда проходит с разнообразными игрищами, песнями и плясками. Назван в честь ирландского кельтского бога Лу (на самом деле название праздника по правилам читается как Лу-на-са (Lou-na-sa), Лугнасад – русифицированный вариант). Слово Лугнасад также соответствует выражению «вступить в брак», поэтому праздник иногда ассоциируется с заключением браков. Согласно легенде, праздник отмечает женитьбу Лу на Хранительницы Ирландии – богине Эйре. Слово же Ламмас произошло от соединение двух староанглийских слов «хлеб» и «месса» - это христианизированное название для праздника первых плодов. 

Одна из древних традиций праздника – каравай Ламмаса, который пекут из последнего сжатого снопа, сохранилась до сих пор. Язычнике считают, что в этом хлебе живет дух зерна. Возможно, именно из этого обряда ведут свою начало знаменитые церемонии с вином и лепешками. Последний сноп жала группа людей, чтобы никто не мог определить кто же на самом деле убил бога зерна, хотя тот жертвовал собой добровольно ради богатых урожаев в будущем. 

Крове каравая на Лугнасад традиционно мастерят небольших куколок из соломы, которые олицетворяют с собой Богиню или Мать-Землю. Эти куклы обычно сохраняются и после праздника – их вешают над порогам в качестве оберегов. Также эти соломенные куколки можно использовать на Имболк, при изготовлении Ложа Невесты. 

Праздник Ламмас существовал века: это считалось временем контрактов – часто заключались «пробные» браки на год и один день, когда молодые люди просто брались за руки над священным камнем. При желании они могли возобновлять такой «контракт» ежегодно. Повсюду гремели ярмарки, на которые люди прибывали издалека для того, чтобы продать свои изделия или же купить чужие. Устраивались парады, шествия, разнообразные игрища. 

Праздник сохранил свой дух и до наших дней.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ЛАММАС 🌻🌽

РИТУАЛИСТИКА

◈◈︽◈◈︽ ◈◈︽◈◈︽◈◈

 

Современные ведьмы начинают отмечать Ламмас в ночь с 31 июля на 1 августа.

 

Смысл этого праздника - "жатва", но жатва радостная: Природа отдает нам свои плоды, чтоб напитать наши тела и души. В канун Ламмаса проводят обряды, связанные с денежным благополучием (Для денежной магии особенно хорошо подходит весь период от Ламмаса до Осеннего равноденствия), а также с защитой дома и своих близких. Традиционно в день Ламмаса проводят языческие свадьбы - соединения любящих пар. Соревнования, выставки и ярмарки плодов своего труда, фестивали и встречи с единомышленниками тоже традиция кануна Ламмаса. Любые обряды и ритуалы, связанные с солнечными богами и персонификациями будут крайне действенны. Кроме того, в Ламмас можно проводить ритуалы и любые действия (от магических до психологических практик, связанные с обретением известности и славы, помогающие раскрыть свои таланты миру. Ламмас отлично подходит для групповых занятий. 

 

● Названия: Лугнасад, Лунаса, Первый Урожай, Цересалии, Канун Августа, Ламмас. 

 

● Цвета: все оттенки желтого и золотого, оранжевый, цвет слоновой кости, желто-коричневый, небесно-голубой. 

 

● Ароматы и масла: сандал, вереск, тысячелистник, ладан, подсолнечник, эвкалипт, также используется кукурузное масло в качестве базы для ритуальных духов или просто для помазания, и масло пшеничных зародышей и ореховое масло. 

 

● Растения: тысячелистник, василек, все зерновые, ромашка, мак, укроп, подсолнух, лесной орех, дуб, рута 

 

● Талисманы и символы: сноп пшеницы, серп, лев, желудь, орех-двойчатка, куколка из колосьев, полная луна, буханка хлеба 

 

● Талисманы: желтый бриллиант, цитрин, перидот 

 

● Ритуальные блюда: свежевыпеченный хлеб, масло, мед, фрукты и овощи, эль и пиво. 

 

● Обычаи: сбор плодов, создание хлебных куколок, обряды с колосьями, создание украшений из зерен, свадьбы, соревнования, поклонение богам моря, защитные обряды 

 

● Чего делать нельзя: делиться едой, отдавать еду из дома.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ТРАВЫ - ТРАВЫ - ТРАВЫ...

Наша Земля одарила нас волшебным окружением - разными-преразными растениями. Травы имеют особую энергетику, особые свойства. Все знают о лечебных свойствах трав, знают и о ядовитых. Даже самому несведущему человеку жилище ведьмы представляется с пучками трав, свисающих с потолка.

Вы тоже можете сделать себе чудесные обереги из самых обычных трав и растений.

Скоро - 1 августа - Лугнасад, или Ламмас - праздник Колеса Года, как мы уже говорили с вами. Если вы поместите на свой импровизированный алтарь, ну или просто на подоконник в солнечной комнате, травы и веточки - из них получится отличный оберег для вашего дома, вас и ваших близких.

Травы Ламмаса:

Акация

Алоэ

Базилик

Бузина

Вербена

Золотарник

Ирландский мох

Календула

Кукуруза

Мак

Молочай

Мята

Пионы

Настурция

Овес

Окопник

Плющ

Подсолнечник

Полынь

Пшеница

Рожь

Роза

Таволга

Терн

Тысячелистник

Хмель

Цветки клевера

Ячмень

Соберите эти растения - какие сможете, оставьте их на своем подоконнике или алтаре 1 августа на целый день. А потом свяжите их в пучки, сплетите коврики, создайте любую конструкцию, какую захотите - и оставьте в доме. Целый год эти травы будут охранять вас и напитывать чудесной энергией августа.

В свои работы можете вплетать бусины из камней Ламмаса: авантюрина, золотистого топаза, кошачего глаза, мохового агата, мрамора, обсидиана, цитрина.

Всем добра.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

☀ Колесо Года • Ламмас ☀

 

Ламмас – праздник первого дня колдовской осени. К Ламмасу урожай рябины уже красен, звезды ярче в прозрачной ночи, в сумерки намного прохладнее. Перед Ламмасом ведьмы спускаются из небесных шабашей в поля, плясать в колосьях с фейри. 

 

☀ Даты праздника 

 

Праздновать Ламмас можно в ближайший к датам 31 июля, 1 и 2 августа сильный день (например, новолуние, полнолуние, затмение), можно - ровно в эти даты. Во многих ковенах празднуют с заката солнца 1 августа и до заката солнца 2 августа. «Старым Ламмасом» называют 5 августа, день, когда Солнце входит в 15 градус Льва. Ламмас празднуется после полудня, когда солнце успело забраться повыше и…начинает спускаться к горизонту. 

 

☀ Ламмас, Лугнасад: о названии

 

У праздника начала колдовской осени два названия - Ламмас - hlaf-maesse на староанглийском, loaf-mass - торжество, месса первого хлеба и Лугнасад - Lughnasadh. Во втором варианте "г" и "д" не произносятся, так что многие русскоязычные ведьмы предпочитают транскрипцию транслитерации и называют праздник Лунаса ('lu:nəsə хотя, случается, ударение британцы ставят и на втором слоге: Лу-НА-са). Склонять как существительное женского рода, впрочем, название не стоит. Есть два названия шабашей женского рода: Лита и Остара. Причём многие предпочитают Литу назвать Мидсаммером или Мидсоммером, тогда вообще "она" только одна - Остара. Причина в том, что Остара - имя богини. Остальные шабаши - шабаш, праздник, "он" - мужского рода. Именно чтобы избежать путаницы с употреблением многие предпочитают именно название "Ламмас", хотя, строго говоря, Ламмас - более сельский, близкий к годовому циклу праздник первого урожая, Лугнасад же - мистический аспект этого же праздника. 

 

☀ Ощутить Ламмас 

 

Чтобы ощущение Ламмаса поймать, можно выйти в поле в три часа пополудни и слушать поля голос и звон. Песнь Ламмаса - гул, волна между землёй и небом. На Мабон песня уйдёт звенеть в алые леса, на Самайн - под самую землю. Волну же Ламмаса можно почувствовать буквально руками, раскрыв их как крылья над колосьями в поле. 

 

Ламмас можно почувствовать и ближе к сумеркам, внутри дымки в низинах. Туман становится холоднее, в тумане бродят уже другие фейри: молодые и шаловливые уходят в холмы, зато больше тех, кто проснулся. Не со всеми из них ещё можно пообщаться: Ламмас - только начало осени, и осенние фейри часто возникают из тумана будто бы случайно, молчат и снова растворяются в нём - до Мабона. 

 

На Ламмас становятся холодными дожди: даже в самую жару промокший путник может продрогнуть, и будто бы тёплый ветер не сушит и не согревает, в пробирает до костей. Пока это ещё лишь на уровне мимолётных ощущений, но августовские простуды могут быть очень коварны. 

 

Чтобы Ламмас понять, нужно знать, что это очень земной, божественный и высокий, но земной и близкий ко всем рутинным сторонам бытия праздник. Дикая Охота пронеслась над миром в ночь Бельтайна и в ночь Ламмаса-Лугнасада она снова радует звоном нечеловеческими мастерами выкованных подков на пути в Нижний Мир. Если хотите, то самое время, несравненный день открытых дверей в божественных кузнях случается как раз на Лугнасад. 

 

Лугнасад - бег Луга или игры Луга - погребальные игры в честь приёмной матери бога Тэйлте (Тайлте, Тайилти, Tailte, иногда транскрибируют как «Тайлтиу», но стоит помнить, что «у» здесь, скорее, огласовка, а не полноценный гласный звук). Луг - сияющий прекрасный бог кельтов, которому подвластны все умения и искусства (сравните с более известным у нас другим солярным божеством - Аполлоном). Первые в году ярмарки мастеров (которым Луг покровительствует) и первая волна осенних свадеб обычно устраиваются именно в конце июля - начале августа. Раньше на Лугнасад заключались браки на год и день (иногда такие союзы старались приурочить к Бельтайну). 

 

Луг не только покровитель кузнецов и колдунов - он властитель поэзии и покровитель бардов. Потому и культурные фестивали, выступления и конкурсы - тоже хорошо устраивать в эти даты. 

Вступительные экзамены в московские вузы до введения единого экзамена, кстати, тоже обычно начинались с 1 августа (кроме alma mater, там суета во славу Луга и сейчас стартует пораньше на месяц). 

 

☀ Колдовство на Ламмас 

 

Лугнасад – профессиональный праздник всех поэтов, кузнецов, колдунов, словом, всех, кто созидает магией, сердцем и умелыми руками, потому на Лугнасад отлично освящать свои орудия труда – будь то ножи, перья, музыкальные инструменты – да пусть бы и клавиатуры. Если вы собрались начать новую Книгу Теней, то Лугнасад – доброе время, чтобы её найти, приобрести и освятить на алтаре. Помните лишь, что не зря это праздник-тризна, и не зря Ламмас – шабаш Великой Жертвы, так что если вы хотите, чтобы ваши бубны стали быстрыми конями, а из-под пальцев текли вечные строки, то соответственными же должны быть и ваши собственные пожертвования: недаром любой нож, любой инструмент принято освящать кровью того, кому он станет принадлежать. 

 

Лугнасад - не зря шабаш поминальных торжеств - это время расстаться с тем, что мешало нам твёрдо стоять на земле. Время мечтаний и самообмана закончилось: пора встряхнуться, выкинуть из головы чушь и иллюзии. Всё равно уже стала очевидной - именно на этот шабаш - их бесплодность. Парадокс: но то, с чем вполне было по силам летать и парить в небесах Литы, слишком обременительно для трудов Ламмаса. И коль скоро это один из четырёх Праздников Великих Костров (Бельтайн-Ламмас-Самайн-Имболк) - самое время избавиться от того, что мешает движению вперёд. Ламмас - уникальный в своём роде шабаш, потому что он может считаться как шабашем завершения и подведения первых итогов своих трудов, временем, когда окупается вложенное, и становятся ясны достижения, так и шабашем начало новых дел. Особенность же в том, что всё, что завершается - это как раз мысли, надежды и чаяния - ибо их результат приходит в реальный мир, проявляется наконец в осязаемых и ощутимых "плодах и снопах". А всё, что можно и стоит на Ламмас начинать - это как раз действия, не планы. 

 

☀ Алтари Ламмаса 

 

Алтарные цвета Ламмаса - уже осенние. Фактически, на любой из праздников Колеса можно использовать большую часть цветов, потому что алтарное убранство должно перекликаться с естественными процессами и навернху, и внизу, а огромное количество цветов не уходят из мира в течение года. Так, синие и голубые цвета всегда могут быть с нами - как небо. Но их оттенки будут отличаться. Небо Ламмаса значительно темнее неба Литы, и покрывала алтарей, цветы, свечи на Ламмас уже не светлого, нежно-предрассветного синего цвета, не ярко-васильковые, а гораздо более насыщенного, тёмного и густого цвета неба августовских ночей. Зелёный тоже становится глубже, темнее, глуше. Зато появляется много жёлтого - особенно золотого, медового, появляется ярко-оранжевый. 

 

☀ Хлеб Ламмаса 

 

Ламмас - праздник первого хлеба, первой буханки, первый ломоть от неё праздничный, во многих ковенах его посвящают богу плодородия и изобилия. 

 

Ритуальная жатва, молотьба, выпекание первого хлеба - это символическая смерть колоса. Таммуз, Адонис, Осирис - солнечные божества, и Ламмас - шабаш, посвящённый их жертве. Колосья, косы солнечного бога будут сжаты: он умирает, принесённый в жертву во имя жизни людей. Первый хлеб Ламмаса - это и причастие телом солнечного бога, дарующего силы всему живому. 

 

В Ирландии до Ламмаса было не принято начинать убирать урожай: рано собрано, рано съедено, и, значит, хлеба может не хватить на весну. К тому же жатва до Ламмаса означала бы, что хозяин уже не сумел верно рассчитать расход зерна, и его кладовые пусты, что роняло его в глазах окружающих и говорило о том, что боги не благоволят ему. 

 

Потому хороший хозяин жать не спешил. Вечером дня перед Ламмасом хозяин срезал первый сноп, молотил его и из зерна нового урожая хозяйка ночью пекла тот самый первый ритуальный хлеб. 

 

Если вы не собираетесь его целиком посвятить богам и оставить на алтаре, то его нужно будет разделить. Важно сделать его не слишком маленьким - потому что часть непременно нужно будет принести в жертву как залог нынешнего, текущего года урожая, часть - оставить Малому Народцу - в полях и в домах, часть - разделить между всеми членами ковена или семьи, а часть - убрать в пергамент и особую, обычно деревянную, коробку либо до следующего Имболка, либо до следующего же Ламмаса (в зависимости от того, как принято у вас в ковене). 

 

Принято считать, что Ламмас - лучшее время для первых попыток поставить тесто и испечь хлеб самостоятельно, так что просите покровительства всеумелого Луга и дерзайте - тогда ваш первый хлеб будет лучшим из подношений богам. 

 

Саму буханку хлеба украшают изображением колоса или Колеса Года с ободом из колоса. Известная хлебная «коса-хала» - тоже стилизация изображения колоса. При желании хлебу придают форму фигуры божества - и тогда при замешивании теста нарекают одним из имён бога - Лугом, Осирисом, Адонисом. В некоторых традициях, напротив, имени не возглашают, лепят фигурку "Хлеба", "Хлебного Человечка", "Души Хлеба". Иногда фигурок может быть две: Хозяину Хлеба пекут "Невестушку" или "Матушку", причём фигурки могут сначала лепиться отдельно, а потом при выпекании спекаться-сходиться в один ритуальный хлеб. 

 

Есть ещё чудесная форма ритуального хлеба: рогалики. Опять же: можно испечь один на алтарь, а можно – целую корзину для всех близких. Можно также напечь медовых пряников, а из современных и универсальных угощений подойдёт кукуруза - в початках или в виде попкорна. 

 

Однако чаще Богиню в Ламмас изображает кукла, сплетённая из колосьев. Это олицетворение Богини, Матери Урожая. Идеальный союз символических Бога и Богини – это ритуально оформленная корзина с символикой Богини (цветами, лентами, косами) наполненная первыми буханками хлеба Ламмаса, пирогами, рогаликами, булками. 

 

Угощения на Ламмас - хлеб, пироги, особенно с начинкой из яблок (кстати, декоративная «косичка»-корочка яблочного пирога, покрытая сахарной пудрой, идеально впишется в символику праздника) или просто свежий хлеб с мёдом. В качестве и кулинарной, и ритуальной практики будет очень правильно напечь этих пирогов побольше и поделиться с соседями и друзьями. 

 

☀ Празднование Ламмаса 

 

На Ламмас особенно хорошо устраивать костры с барбекю и шашлыками для компаний любимых друзей. 

 

Сам формат подобных праздников очень подходит по настрою: сначала все вместе собираются, трудятся-готовятся, кто-то маринует мясо, кто-то печёт, кто-то собирает фрукты на десерт, кто-то украшает алтари, кто-то следит за чистотой - и потом все вместе отдыхают у костра, вознося богам хвалу. 

 

Для приношений и возлияний на Ламмас лучше предпочесть эли, сидры и ягодное пиво. 

 

Ламмас - шабаш семейный, как и "зеркальный" ему Имболк, его часто проводят среди женщин семьи или ковена в домашних заботах. В частности, труды Ламмаса - это, например, заготовки на зиму, засолка овощей, консервирование и, конечно, варенье, компоты, соки и домашнее вино: ведь из остатков поздних, самых ароматных ягод их делать лучше всего. 

 

Но что бы вы ни делали, какое бы занятие ни выбрали на Ламмас для себя и своего шабаша – оно станет священным, потому что в эти первые дни страды боги благоволят ко всем, кто трудится – и трудится в радость. 

Радости вам, друзья, светлого Ламмаса!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

🍞 Ламмас (Лугнасад) 🍞

 

Праздник Лугнасад отмечал переход одного сезона в другой. В древних кельтских источниках при перечислении всех праздников день Лугнасад толковался как «время начала жатвы», период, когда «земля страдает под тяжестью своих плодов».

Главные черты праздника — торжественное начало жатвы или другого вида уборочных работ, обрядовое вкушение плодов первого урожая, в котором должны были принимать участие все члены общины; собрание и пиршество на вершине высокой горы; жертвоприношения первых плодов урожая какому-то божеству на вершине горы. 1 августа вся семья выходила в поле в праздничных нарядах, и глава семьи с соответствующими церемониями срезал первые колосья хлеба.

 

Самая характерная черта праздника 1 августа у шотландцев — сборища на вершинах гор всей или даже нескольких сельских общин. Высоко в горах приносились жертвы, а затем устраивались игры, различные состязания, танцы. В качестве подношения какому-то божеству с торжественными церемониями зарывали в землю десятую часть собранного в этот день зерна и часть приготовленного для общей трапезы кушанья. Собранные колосья зарывались не возле земельных участков с созревшим урожаем, а на вершине горы, на которую иногда приходилось взбираться несколько часов. Возможно, этот обычай древних кельтов был связан с легендой о том, что приемная мать Луга, богиня Таилтине, была погребена на высоком холме, и Луг повелел устраивать на его вершине ежегодный праздник.

В день первого августа, как и в другие праздники, в Шотландии было в обычае зажигать на холмах костры и танцевать вокруг них.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ламмас (1 августа) 

 

Ламмас приходится на конец июля и начало августа. Астрологическая дата Ламмаса — 15 градусов в знаке Льва, но он традиционно празднуется 1 августа, т.е. празднование начинается на закате 31 июля. Некоторые язычники празднуют Ламмас в первое полнолуние во Льве. Настоящую, астрологическую дату Ламмаса (получается 6 августа) часто называют Старый Ламмас, а фольклористы называют этот день Ламмас по Старому стилю. 

 

Ламмас — это средневековое христианское название праздника, оно означает «хлебная месса» («loaf mass»), которая празднует хлеб, спеченный из первых собранных зерен. 

 

Лунаса (Lughnasad) — это название месяца августа на ирландском галльском. Это время, отмечающее отдых от труда, время собрать то, что было заработано за лето. Давным-давно июль был известен как «голодный месяц». Лунаса празднует конец голода. Это первый из трех праздников урожая (другие два — Мабон и Самхейн) и обычно ассоциируется с созреванием злаков, и в этот день язычники благодарят богов и богинь за щедрый урожай, за то, что выросло на земле для нашего пропитания. Так как хлеб был одним из основных продуктов питания наших предков, созревание зерна было поводом для великого праздника. Жатва, молотьба и приготовление этих хлебов стали ритуалом. 

 

Так как в процессе сбора урожая срезаются колосья, мы сталкиваемся со смертью растения. Отсюда возникает идея жертвоприношения. Бог Зерна приносится в жертву ради нашей жизни, также смерть бога необходима для возрождения земли, для нового роста весной. Поэтому в Ламмас мы вспоминаем об Адонисе, Таммузе и других богах зерна,вернувшихся из Подземного мира, а также историю о Деметре и Персефоне. Но, по сути, это не единовременная жертва, так как весь август и сентябрь плоды продолжают созревать, и мы наблюдаем постепенное угасание Духа Растительности, которого еще называют «Зеленый Человек», «Плетеный Человек», «Человек Зерна». Ламмас — это просто стартовая точка. Следует припомнить, что в старые времена долгом короля было принести себя в жертву земле, и эта идея проскальзывает во многих легендах различных культур за всю историю. 

 

Также Ламмас намекает нам о том, что осень уже не за горами. Ничто в природе не вечно, это относится и к природным циклам и явлениям, и к нам. 

 

Лунаса — это не только праздник хлеба, это день, в который большое внимание уделяется тому, что мы умеем делать — нашим навыкам, способностям, самым различным ремеслам. Сюда относится все, что связано с умственным или физическим трудом, которым мы зарабатываем на свое пропитание. 

 

Символы 

 

Боги: Баал, Лу, Джон Ячменное-Зерно, Бог Зерна. 

 

Богини: Деметра, Церера, Мать Зерна, Фрейя. 

 

Символы: буханки хлеба, снопы пшеницы, ячменя и овса, фрукты, зерновые куколки, солнечные колеса, Полная Луна, инструменты для жатвы. 

 

Декорации: зерновые куколки, летние цветы и колосья, серп, хлеб. 

 

Цвета: оранжевый, золотой, желтый, светло-коричневый, зеленый. 

 

Камни: бриллианты, сардоникс, перидот, цитрин, авантюрин. 

 

Животные: петухи и телята. 

 

Мифические существа: феникс, грифон. 

 

Растения: пшеница, рис, кукуруза, рожь и ячмень, акация, алоэ, мирт, подсолнух. 

 

Благовония: алоэ, роза, розмарин, ромашка, ладан, сандал. 

 

Еда: хлеб, картошка, пироги с ягодами, ячменные булочки, орехи, яблоки. 

 

Напитки: травяные чаи, пиво, ягодное вино. 

 

Празднование 

 

Главная традиция этого шабаша — это хлеб. 

 

На рассвете сделай приношение: скорми белкам и птицам четверть каравая, оставшуюся с прошлогоднего Ламмаса. Днем спеки новый каравай. Даже если ты этого никогда раньше не делала, в этот день стоит попробовать. Во время приготовления думай о том, что мука когда-то была пшеницей, растущей на Матери-Земле. Если планируется групповое празднование, что хорошо будет, если все участники шабаша будут принимать участие в выпекании хлеба. Во время ритуала часть хлеба брось в огонь. Четверть нового каравая сохрани до следующего Ламмаса. 

 

Спеки хлеб в форме человечка и принеси его в жертву во время ритуала. Можно назвать ее именем умирающего бога. 

 

Из колосьев плести зерновых куколок, символизирующих Бога и Богиню. 

 

Сделай куколку из высохшей кукурузной шелухи. Это олицетворение урожая. Делая ее, думай о своем «урожае» в этом году. Дай куколке имя, лучше имя одной из Богинь Зерна и Плодородия. Сделай ей одежду. Храни ее до весны, а весной посади ее в землю с новыми зернами, возвращая ее тем самым Земле. 

 

Собери созревшие плоды на своем дачном участке. Сходи в лес, собери чернику, землянику и поищи грибы. Погуляй в полях. 

 

Если принимаешь участие в работах на огороде, то собери средства труда (серп, грабли, лейки, тяпки и т.д.) и благослови их для богатого урожая в следующем году. 

 

Поделись своим урожаем с другими. 

 

По границе круга по часовой стрелке насыпь зерна. 

 

Устрой игры, состязания, в которых можно проявить какие-либо навыки. Это могут быть состязания в шахматах, поэзии, песнях, соревнования на меткость, на ловкость и т.д., включая даже скачки на игрушечных лошадках за неимением настоящих. 

 

Можно поджечь колесо от телеги и пустить его катиться вниз по склону холма. 

Приготовь еду (блюдо) для пира из собранных в этот день фруктов, овощей, ягод или грибов. 

 

Так как Лунаса — это один из великих кельтских праздников огня, устрой пир у костра. 

Во время пира произнеси тосты за уходящее лето. 

 

Почитай легенды и мифы о зерновых Богах и Богинях, расскажи их во время празднества. 

Начни делать заготовки на зиму (огурчики, варенье). 

 

Проведи этот день на природе. 

 

Собери травы для целительства. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

► Л А М М А С 

Праздник сбора урожая 

(31.07 – 02.08) 

 

Праздник Ламмас существовал веками – в это время проводились ярмарки, на которые люди прибывали издалека, чтобы продать свои изделия. Там же проводились парады торговых гильдий и устраивались ярмарки вакансий, где можно было нанять рабочих для полевых работ на несколько летних недель.Ярмарки после жатвы открывались во множестве – лошадиные, сырные, медовые, ярмарки зерна и т.п. Как и везде в Европе, ярмарки сопровождались гуляньями и увеселениями. Любопытно, кстати, что в ирландском языке слово aonach, «ярмарка», очень близко к слову oenach, означающему местные дохристианские праздники. 

 

ᅠᅠТак же как и в Бельтайн, на Луннасу заключались временные браки на «год и день» путем простого соединения рук (hand fasting). Молодые люди и девицы выстраивались в два ряда на ярмарочной площади, друг напротив друга, а их родители договаривались о заключении союзов. Брак скреплялся простым пожатием рук. В Шотландии, например, этот обычай был распространен настолько широко, что из окрестных монастырей на ярмарки стали присылать монахов, чтобы они давали церковное благословение таким союзам. 

Если через год и день пара решала, что они друг-другу не подходят, они являлись на ту же ярмарочную площадь, поворачивались друг к другу спинами и расходились в разные стороны, после чего их временный брак считался полностью расторгнутым. 

ᅠᅠСверх этого, в Ирландии существовал обычай «братьев и сестер Ламмаса» или урожая: это тоже род временного брака, но заключавшегося не на долгий срок, а только на время проведения августовской ярмарки. Вольность нравов в этих союзах негласно поощрялась, и дети, родившиеся у «сестер урожая», не портили репутации девицы. 

 

ᅠᅠК торжествам начала августа относятся и разнообразные состязания, преимущественно мужские, но иногда встречаются и женские – эта традиция есть и на островах, и в материковой Европе. На юге Шотландии, например, устраивались сражения пастухов нескольких селений: за несколько дней до праздника каждая из противостоящих сторон сооружала башню из земли и дерева – довольно большую, диаметром метра три и высотой до четырех метров, – и один из дней августовских торжеств проходил в обороне своей башни и попытках снять флаг с башни противника. 

ᅠᅠВ Ирландии августовская ритуальная мужская борьба – драки на палках (иногда принимающая форму morris-dance). Устраивались также скачки (в том числе на неоседланных лошадях), состязания в беге (в том числе среди женщин). 

ᅠᅠИстоки этих ритуальных состязаний не вполне ясны – Пропп и Зеленин, к примеру, усматривали в этом обычае пережитки поминальных обрядов, которые «состояли в состязаниях на могиле умершего». Хотя сюда можно притянуть за уши уход сидов в холмы в день Ламмаса, но сколь-нибудь весомых доказательств этой теории нет. 

 

ᅠᅠКак и любой праздник Колеса Года, Ламмас имеет свою особенную кухню. Каравай Ламмаса, пекущийся по языческой традиции из по-следнего сжатого снопа, был и остается священным до наших дней. Язычники считали, что в нем живет дух зерна; ячмень, заквашенный к дню осеннего равноденствия, считался кровью бога, или духом зерна, который в популярных народных песнях звали Джоном Ячменное Зерно. Возможно, отсюда и ведут свое происхождение викканские церемонии с кексами и элем. Этот последний сноп жали группой из нескольких человек, одновременно опускавших серпы, чтобы никто не смог определить, кто же на самом деле убил бога зерна, хотя тот жертвовал собой добровольно ради богатых урожаев в будущем. 

 

ᅠᅠКроме каравая на Ламмас мастерили кукол, символы Матери-Земли, украшая их розовыми лентами Фригг, скандинавской Матери-богини. Эти куклы, наполненные зерном нового урожая, нужно было на всю зиму вешать над домашними очагами. Иногда их делали в форме Зерна-Матери, или рога изобилия, а иногда несколько кукол связывали узлами, чтобы обеспечить защиту. В сельских местностях этот обычай существует до сих пор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Август надо цедить медленно, как грушевый ликер. 

наливать в маленькую рюмочку, отхлебывать по капельке, а сквозь рюмочку смотреть на солнце. 

августовские ночи надо разбавлять огоньками свечей, молоком, налитым в плошку для домового, мурконьем кота и стрекотом кузнечиков. 

августовские дни надо закладывать меж страниц книг, как закладки, чтобы потом вытряхивать их жар в промозглом ноябре достав эту книгу с полки. 

 

И заклинаю вас, ну не кричите вы на всех углах «ой, вот и август, вот и осень». Ну куда вы торопитесь? Остановите часы. 

Пейте по капле. 

и непременно целуйтесь. 

в августе у любимых губ совершенно особый вкус. 

(С)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 11 месяцев спустя...

Замолкают леса, заплетаются снами, 

Ароматом малины испачканы губы - 

Это Луга копьё пролетело над нами, 

Это лето идёт незаметно на убыль. 

Это жертвенной кровью рябиновых ягод 

Окропила сады ежегодная тризна, 

Это яблоки полнятся светом и ядом - 

И осеннею смертью и новою жизнью. 

 

05.08.2018

Мария Фроловская

FvhxcdE4NXo.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лугнасад – кельтский праздник порога, обозначающий окончание лета и начало осени, праздник урожая и солнечного жара. 

Лугнасад (или Ламмас)– это время появления в мире первых «детей» сочетавшихся браком на Литу Богини и Бога: хлеба, овощей и фруктов. Божественная пара, таким образом, выступает в ипостаси подателей благ. 

Самым главным блюдом на Ламмас является хлеб во всех его вариациях. Фрукты, орехи, хлеб - вот основная пища праздника. Как отметить этот день? Лучше всего – там, где поднимается к небу ваш сад. Среди того, что выращено вашими руками. Или там, где щедрость природы рассыпает свои дары для всех и каждого. Пусть земля, небо и солнце благословят вас, и примут ваши подношения...

stQObHLa2YE.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Колдовство на Ламмас 

 

Лугнасад – профессиональный праздник всех поэтов, кузнецов, колдунов, словом, всех, кто созидает магией, сердцем и умелыми руками, потому на Лугнасад отлично освящать свои орудия труда – будь то ножи, перья, музыкальные инструменты – да пусть бы и клавиатуры. Если вы собрались начать новую Книгу Теней, то Лугнасад – доброе время, чтобы её найти, приобрести и освятить на алтаре. Помните лишь, что не зря это праздник-тризна, и не зря Ламмас – шабаш Великой Жертвы, так что если вы хотите, чтобы ваши бубны стали быстрыми конями, а из-под пальцев текли вечные строки, то соответственными же должны быть и ваши собственные пожертвования: недаром любой нож, любой инструмент принято освящать кровью того, кому он станет принадлежать. 

 

Лугнасад - не зря шабаш поминальных торжеств - это время расстаться с тем, что мешало нам твёрдо стоять на земле. Время мечтаний и самообмана закончилось: пора встряхнуться, выкинуть из головы чушь и иллюзии. Всё равно уже стала очевидной - именно на этот шабаш - их бесплодность. Парадокс: но то, с чем вполне было по силам летать и парить в небесах Литы, слишком обременительно для трудов Ламмаса. И коль скоро это один из четырёх Праздников Великих Костров (Бельтайн-Ламмас-Самайн-Имболк) - самое время избавиться от того, что мешает движению вперёд. Ламмас - уникальный в своём роде шабаш, потому что он может считаться как шабашем завершения и подведения первых итогов своих трудов, временем, когда окупается вложенное, и становятся ясны достижения, так и шабашем начало новых дел. Особенность же в том, что всё, что завершается - это как раз мысли, надежды и чаяния - ибо их результат приходит в реальный мир, проявляется наконец в осязаемых и ощутимых "плодах и снопах". А всё, что можно и стоит на Ламмас начинать - это как раз действия, не планы.

QaI-OoLgqe4.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Праздник первого урожая 

 

Начался август, а значит - наступает осень, и мы празднуем сбор первого урожая. Лугнасад, Ламмас, Фрейфакси - в европейских культурах его названия различны. 

В Англии и Шотландии – Ламмас (Lammas) – «Хлебная месса». Время, когда люди, следуя языческому обычаю, приносили в церковь плоды первого урожая в качестве жертвы. 

В Германии начало жатвы также отмечалось пожертвованиями и просьбами о защите урожая. Первый сноп оставлялся на поле, бросался в проточную воду, а также подвешивался в доме за дверью, как защита от бед. 

В древней Скандинавии в это время года воины возвращались домой из походов и приступали к жатве. Начало августа – время тингов, ярмарок и лошадиных боев. 

Праздник символизирует период зрелости, начало поединка между зимой и летом (жизнью и смертью) в природе. Его основные атрибуты - злаки, кукуруза, хлеб, мёд, яблоки. Боги, с которыми это время связано особо: Луг у кельтов; Тор, Фрей, Сив в германской языческой традиции. 

xtcibj6Ossc.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

🌼Традиции и обряды Лугнасада🌼

 

На праздник Лугнасад были приняты разнообразные обряды. О них пойдет речь ниже.

 

🌼Защита скота

 

31 июля, накануне праздника совершались обряды со скотиной, чтобы сохранить ее здоровье, сберечь от хищных зверей. Так, например:

 

коровам обмазывали смолой уши и хвосты;к хвостам подвязывали красные или синие нитки;над выменем читали заклинания.

 

🌼Ярмарки

 

На Ламмас во множестве проводились ярмарки: сырные, медовые, лошадиные, зерновые и так далее. Также устраивались ярмарки найма работников для сбора урожая. Все они сопровождались веселыми гуляниями и развлечениями.

 

На ярмарках проводились состязания. Например, наездники на скорость скакали на неоседланных лошадях.

 

🌼Ритуальное игровое сражение

 

Существовал обряд игры в сражение двух сторон, имевший в далеком прошлом ритуальное значение.

 

В одном из вариантов пастухи заранее строили на холмах, расположенных недалеко друг от друга, две башни из земли и дерна. В день праздника начинались боевые действия, причем участники имели при себе дубинки в качестве оружия.

 

Задачей каждой команды было снять флаг с башки противников и водрузить вместо него свой.

 

В процессе битвы было много шума, криков, драк и ругани. Но по окончании все мирились и пожимали руки в знак примирения.

 

🌼Цветы

 

Девицы в память об уходящем лете плели венки и гирлянды из цветов, собранных на склонах гор, носили их на себе. На следующий день после праздника цветы закапывали на вершине холма, где они были собраны. Тем самым давая понять, что лето кончилось и наступает осень.

 

🌼Временные браки

 

Удивительный обычая был известен среди шотландцев и ирландцев.

 

На ярмарке урожая на рыночной площади можно было заключить временный брак путем пожатия рук мужчины и женщины. Длительность такого брака составляла 1 год и 1 день.

 

Было принято также, что парни вставали в ряд с одной стороны, а девицы – с другой стороны. Их родители выбирали пары, которые здесь же и вступали во временный брак.

 

По истечении года молодые, которые хотели расторгнуть отношения, приходили снова на площадь, где становились спиной друг к другу, а затем расходились в разные стороны. После этой процедуры они считались свободными.©

6ZCW1lhmyYk.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хлеб Ламмаса 

Ламмас — праздник первого хлеба, первой буханки, первый ломоть от неё праздничный, во многих ковенах его посвящают богу плодородия и изобилия. 

 

Ритуальная жатва, молотьба, выпекание первого хлеба — это символическая смерть колоса. Таммуз, Адонис, Осирис — солнечные божества, и Ламмас — шабаш, посвящённый их жертве. Колосья, косы солнечного бога будут сжаты: он умирает, принесённый в жертву во имя жизни людей. Первый хлеб Ламмаса — это и причастие телом солнечного бога, дарующего силы всему живому. 

 

В Ирландии до Ламмаса было не принято начинать убирать урожай: рано собрано, рано съедено, и, значит, хлеба может не хватить на весну. К тому же жатва до Ламмаса означала бы, что хозяин уже не сумел верно рассчитать расход зерна, и его кладовые пусты, что роняло его в глазах окружающих и говорило о том, что боги не благоволят ему. 

 

Потому хороший хозяин жать не спешил. Вечером дня перед Ламмасом хозяин срезал первый сноп, молотил его и из зерна нового урожая хозяйка ночью пекла тот самый первый ритуальный хлеб. 

 

Если вы не собираетесь его целиком посвятить богам и оставить на алтаре, то его нужно будет разделить. Важно сделать его не слишком маленьким — потому что часть непременно нужно будет принести в жертву как залог нынешнего, текущего года урожая, часть — оставить Малому Народцу — в полях и в домах, часть — разделить между всеми членами ковена или семьи, а часть — убрать в пергамент и особую, обычно деревянную, коробку либо до следующего Имболка, либо до следующего же Ламмаса (в зависимости от того, как принято у вас в ковене). 

 

Принято считать, что Ламмас — лучшее время для первых попыток поставить тесто и испечь хлеб самостоятельно, так что просите покровительства всеумелого Луга и дерзайте — тогда ваш первый хлеб будет лучшим из подношений богам. 

 

1433Саму буханку хлеба украшают изображением колоса или Колеса Года с ободом из колоса. Известная хлебная «коса-хала» — тоже стилизация изображения колоса. При желании хлебу придают форму фигуры божества — и тогда при замешивании теста нарекают одним из имён бога — Лугом, Осирисом, Адонисом. В некоторых традициях, напротив, имени не возглашают, лепят фигурку «Хлеба», «Хлебного Человечка», «Души Хлеба». Иногда фигурок может быть две: Хозяину Хлеба пекут «Невестушку» или «Матушку», причём фигурки могут сначала лепиться отдельно, а потом при выпекании спекаться-сходиться в один ритуальный хлеб. 

 

Есть ещё чудесная форма ритуального хлеба: рогалики. Опять же: можно испечь один на алтарь, а можно – целую корзину для всех близких. Можно также напечь медовых пряников, а из современных и универсальных угощений подойдёт кукуруза — в початках или в виде попкорна. 

 

Однако чаще Богиню в Ламмас изображает кукла, сплетённая из колосьев. Это олицетворение Богини, Матери Урожая. Идеальный союз символических Бога и Богини – это ритуально оформленная корзина с символикой Богини (цветами, лентами, косами) наполненная первыми буханками хлеба Ламмаса, пирогами, рогаликами, булками. 

 

Угощения на Ламмас — хлеб, пироги, особенно с начинкой из яблок (кстати, декоративная «косичка»-корочка яблочного пирога, покрытая сахарной пудрой, идеально впишется в символику праздника) или просто свежий хлеб с мёдом. В качестве и кулинарной, и ритуальной практики будет очень правильно напечь этих пирогов побольше и поделиться с соседями и друзьями.

tqJkDPAssE8.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

🌻Что представляет собой Лугнасад🌻

 

Название переводится как «свадьба Луга». Лугом именовали кельтского бога, который покровительствовал ремеслам и земледелию. Считается, что Луг назначил праздник в честь своей мачехи Таилтине после ее кончины.

 

🌻1 августа начиналась жатва. Наши предки говорили так: «земля страдает под тяжестью своих плодов».

 

В этот день крестьяне выходили в поле и срезали первые созревшие колосья.

 

Скотоводы спускались в долины с гор, чтобы наравне с другими участвовать в жатве. Те, кто содержал овец, в этот день отделяли ягнят от взрослых особей. Английские фермеры нередко приносили ягнят в церковь для благословения.©

9eM_478Jzn0.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

      Почва пахнет теплом и зерном, солнце аккуратно гладит кожу, а воздух пропитан силой жизни. Наконец-то долгожданное спокойствие, подаренное Ламмасом🌿 Земля напитывает размеренностью, прохладный уже ветерок успокаивает тело. 

    Пора пожинать свои плоды и переоценить свои действия за всю текущую временную спираль. Вычленить то, что сопутствует развитию и раскрытию, и приготовиться взять это в новую, а то, что разрушает - оставить позади. 

    Сейчас хорошо начать сбрасывать шкуры, через переоценку себя, своих желаний и направлений движения. 

    Не бойтесь счищать шелуху, которая захламляет вас. Освободите в себе место для нового 🌻 

 

  Счастливого Ламмаса, щедрых плодов и исцеления 🌽🌾 

  Будьте благословенны 🍃 

 

  Аврора Романова

jHtsBd1dCpE.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ощутить Ламмас 

Чтобы ощущение Ламмаса поймать, можно выйти в поле в три часа пополудни и слушать поля голос и звон. Песнь Ламмаса — гул, волна между землёй и небом. На Мабон песня уйдёт звенеть в алые леса, на Самайн — под самую землю. Волну же Ламмаса можно почувствовать буквально руками, раскрыв их как крылья над колосьями в поле. 

 

Ламмас можно почувствовать и ближе к сумеркам, внутри дымки в низинах. Туман становится холоднее, в тумане бродят уже другие фейри: молодые и шаловливые уходят в холмы, зато больше тех, кто проснулся. Не со всеми из них ещё можно пообщаться: Ламмас — только начало осени, и осенние фейри часто возникают из тумана будто бы случайно, молчат и снова растворяются в нём — до Мабона. 

 

На Ламмас становятся холодными дожди: даже в самую жару промокший путник может продрогнуть, и будто бы тёплый ветер не сушит и не согревает, в пробирает до костей. Пока это ещё лишь на уровне мимолётных ощущений, но августовские простуды могут быть очень коварны. 

 

Чтобы Ламмас понять, нужно знать, что это очень земной, божественный и высокий, но земной и близкий ко всем рутинным сторонам бытия праздник. Дикая Охота пронеслась над миром в ночь Бельтайна и в ночь Ламмаса-Лугнасада она снова радует звоном нечеловеческими мастерами выкованных подков на пути в Нижний Мир. Если хотите, то самое время, несравненный день открытых дверей в божественных кузнях случается как раз на Лугнасад. 

 

Лугнасад — бег Луга или игры Луга — погребальные игры в честь приёмной матери бога Тэйлте (Тайлте, Тайилти, Tailte, иногда транскрибируют как «Тайлтиу», но стоит помнить, что «у» здесь, скорее, огласовка, а не полноценный гласный звук). Луг — сияющий прекрасный бог кельтов, которому подвластны все умения и искусства (сравните с более известным у нас другим солярным божеством — Аполлоном). Первые в году ярмарки мастеров (которым Луг покровительствует) и первая волна осенних свадеб обычно устраиваются именно в конце июля — начале августа. Раньше на Лугнасад заключались браки на год и день (иногда такие союзы старались приурочить к Бельтайну). 

 

Луг не только покровитель кузнецов и колдунов — он властитель поэзии и покровитель бардов. 

vcnBhWsVhWk.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ламмас/Lughnasadh в викке и язычестве

 

Прототипом Ламмаса в современном язычестве стал целый комплекс праздников позднего лета самых различных культур. Эти праздники приходятся на конец июля и начало августа, и как правило связаны либо со сбором урожая (Западная, Южная и Северная Европа), либо с решающей вехой в годовом сельскохозяйственном цикле (Ближний Восток).

 

Современные названия праздника происходят из ирландскдого гэльского (Лунаса, Лугнасад, т.е. «игры», или «собрание, связанное с [богом] Лугом») и из среднеанглийского («хлэф-масс», т.е. «месса каравая»). В традиционной викке Ламмас именовался первоначально «кануном Августа» (August Eve), по дате его празднования 1-2 числа последнего летнего месяца.

 

Среди прототипов современного Ламмаса важнейшим следует признать ирландский Лунаса/Лугнасад. Этот праздник, по-видимому, имевший параллели по всему кельтскому миру, отмечался с особым размахом в центральной области острова – в округе всеирландского центра Тары, селении Таилтью (Теллтаун). Игры, или собрания Луга, по легенде, зафиксированной раннесредневековыми книжниками, были установлены сверхсуществом Лугайдом (который, видимо, является воспоминанием о древнем общекельтском боге Луге) в честь его «приемной матери» Таилтью, видимо, богини земли. Игры включали в себя конские бега, соревнования в тяжелой атлетике (бросание колеса, копья, камней и проч.), а также представляли собой ежегодный сбор представителей разных племен для обсуждения общих дел и совершения общего культа (жертвоприношение быков). По археологическим данным, жертвоприношения в Теллтауне велись с докельтских времен. Последний Лунаса близ Тары был проведен в 1169 году, в правление Рурайга, последнего верховного короля Ирландии.

 

Луг как божество мог быть связан с солнцем, громом, клятвами, битвой и ремеслами и разными видами мастерства (военного и не только). Его обычный титул в Ирландии – «длиннорукий», притом его «длинная рука» – это волшебное копье, связанное либо с солнечным лучом, либо с молнией. Наиболее известная легенда о Луге зафиксирована в «Битве при Маг Туиред», где он предстает мастером всех известных ремесел и амплуа (ремесленник, поэт и арфист, маг, воин). Воцарившись на 13 дней над племенем Туата де Данан, он одерживает в битве победу над фоморами, во главе которых стоит его дед Балор, которого он убивает. В финале битвы, между прочим, устанавливается обычный сельскохозяйственный цикл, учителями которого для Туата де Данан становятся побежденные фоморы. В легендах о Луге, и его валлийском адеквате Ллеу Ллау Гиффесе важен мотив соперничества, притом Луг может как одерживать победу (Маг Туиред), так и терпеть поражение (другие ирландские сказания об убийстве Луга и его воцарении в потустороннем мире, легенда о Ллеу, Блодейведд и Горонви). Судя по мифологическим данным, Луг – архетип «священного короля», божественного солнца, который одновременно является триумфатором и жертвой, приносимой на благо людей и всего мироздания. Это отражается в характере Ламмаса как праздника урожая, перехода солнечной активности в плоды человеческих трудов, и начала осени – поры убывания солнца и приближения царства холода и тьмы. Также в мифах о Луге фигурирует (не в главной роли) богиня, связанная с землей, властью и плодородием («мертвая» Таилтью в Ирландии, Блодейвед и Арианрод в Уэльсе).

 

Не может не обратить на себя связь Ламмаса с «Кром Круахом» – «главным идолом» языческой Ирландии в представлении средневековых книжников. Кром Круах, Кром Дув, Кенн Круах (Crom Cruach, Crom Dubh, Cenn Cruach), согласно литературной традиции, до обращения Ирландии в христианство св. Патриком (V в.), был главным из «идолов» ирландцев, чье святилище стояло в нынешнем графстве Каван. Идолом Крома был стоячий камень, украшенный золотом и серебром, помещавшийся в центре круга из 12 других подобных менгиров (по другой версии – золотая с серебром статуя в окружении других бронзовых статуй). Крому приносились в жертву первые плоды урожая, а он в обмен должен был давать изрядный урожай зерна и большие надои у скота. Кром Круах («кривой-кровавый») и Кром Дув («кривой-темный») – явно уничижительные имена, данные пропагандистами христианства почитаемому кельтскому, или даже докельтскому божеству плодородия. Первое воскресенье августа в Ирландии назвалось Domhnach Crom Dubh, воскресенье Крома Дува. К нему приурочивались паломничества на святые холмы и горы, связанные с жизнью Патрика, особенно на гору Croagh Padraig в графстве Мейо. Паломничество на эту гору с традиционным для него весельем (по окончании очень суровых покаянных практик) восходит к языческим праздникам позднего лета, в которых важным были собрания на высотах. Ближайшим родственником воскресенья Крома Дува являются день Луани на о. Мэн (Lhuani явно связано с именем Луга), в который мэнцы предавались бесшабашному веселью на высочайшей точке острова, вершине Снейфелл.

 

С Ламмасом связан ряд обычаев, в которых фигурируют колодцы – wishing wells или прямо – sacred wells, как правило, имеющие христианскую священную историю, но, по археологическим данным, бывшие культовыми объектами в дохристианское, иногда даже докельтское время. Стандартные обычаи, окружающие священные колодцы – та или иная «жертва» самому колодцу, или связанному с ним персонажу. Начиная с кельто-римской древности, в колодцы бросались монетки, булавки (до наших дней сохраняется техника исцеления, при которой в колодец бросают булавку, уколов до крови мизинец болящего), вотивные изображения (частей тела, предметов быта или животных и проч.).

 

Ламмас не являлся «огненным» праздником. В народных традициях Британских островов с ним в большей степени связаны земля (горы) и вода (колодцы, источники). Однако, поскольку в популярных изложениях романтизированного «кельтского» материала «четвертные дни» стали называться «праздниками огня» (по той роли, которую огонь играл в праздновании Самайна, Имболка и Бельтайна), Ламмас в современной языческой культуре часто попадает в ту же категорию.

 

Обычаями праздников позднего лета являются большие собрания (вроде того, что устраиваем здесь мы). Часто на таких собраниях провозглашались шутейные «короли»: так в ирландском Киллорглине, графство Керри, короновали сначала «королеву» лошадиной ярмарки, которая затем публично короновала козла, которого торжественно водили по всему селу. В Уэльсе праздник начала августа – традиционное время эйстеддфодов – больших состязаний бардов, которые в своем современном виде имеют непосредственную связь с развитием нового язычества. Некоторые ламмасовские или позднеиюльские ярмарки на Британских островах носят неожиданное название Wakes (поминки или бдения по усопшим), что, возможно, отражает связь символизма праздника со смертью (Солнца). Также этот сезон – традиционный юридический рубеж: это время сделок, продления аренды, земельных цензов. В христианских календарях праздники Вознесения и Преображения вобрали в себя многое из древнего наследия народов Европы. Так, в Шотландии, на Благовещение, благословляли «зернового Бога» (Iolach Buana), а в некоторых уголках Британии сезон бывал отмечен заключением брачных союзов на «год и один день» (нравы старой деревни были куда более свободными, чем себе обычно представляют).

 

Древние культуры Средиземноморья и Ближнего Востока знали в этот сезон праздники, чей символизм был связан с той невыносимой жарой, которую приносит Солнце. В античном мире время Ламмаса ассоциировалось с влиянием Сириуса, Собачьей звезды: это время гибели Адониса и мистерий «Адонии», в которых оплакивается гибель возлюбленного Афродиты, бога всего живого, бога растений. Сириус был крайне важен для египтян: восход Собачьей Звезды (Сотис, Септит) – время разлива Нила, время поисков Исидой тела своего мужа Осириса, убитого Сетом. Траурным также был семитский месяц ав – самый несчастливый во всем годовом цикле: это время безжалостного, выжигающего все живое зноя, когда Иштар плачет по умершему Таммузу, сходящему в подземный мир. В Угарите, по-видимому, мистерия Таммуза-Эрешкигаль-Иштар приняла форму эпоса о громовнике Баале, боге смерти Моте и сестре-любовнице Баала Анат: Мот убивает Баала, безуспешно боровшегося с собственной смертью, а Анат убивает самого Мота и возвращает брата к жизни.

 

В современной викке Ламмас – это первый из праздников «нисхождения» Бога, когда его сила гаснет, и сам он умаляется, отдавая себя в жертву миру. В ряде традиций, с подачи Роберта Грейвса, в три урожая – на Ламмас, Мабон и Сауэн (а иногда уже на Литу) – разыгрывается драма противостояния между Богом Дуба, пока еще царствующим в мире, и его Противником, его темным ангелом – Богом-Остролистом, который, в конце убивает своего брата. Два Бога либо могут бесконечно меняться местами, либо Остролист выступает лишь как Тень для Бога Года, или каждое Колесо Года (неважно, идет речь о конкретном астрономическом цикле, или о процессе, описываемом через этот глиф) воспринимается как аватара конкретных божеств, которые живут, сражаются и «умирают» (удаляются в Страну Юности/Бессознательное), и т.д. Вариантов теологии подобного рода много, и они разнятся от традиции к традиции и даже от ковена к ковену. Ламмас – время хлебного угощения, время свершений, когда Богиня выступает в роли Царицы Хлебородной (любые богини злаковых), а Бог – как Царь-Колос или Царь-Лен, претерпевающий мученическую смерть за себя самого, поскольку «дробная» жизнь природы сможет продолжится только если он пожертвует своей выстраданной целостностью. Однако, именно из этой дробной жизни ему предстоит восстать позднее в качестве Самости.

 

Подобно Имболку, который оказался прочно ассоциированным с Бригиттой, Ламмас не менее прочно ассоциирован с Лугом. Оба божества, при всем их несходстве, божества фаллические, связанные с огнем, ремеслами, овладением реальностью. Их соположение на современном Колесе Года неслучайно: если на Имболк Богиня предстает как мощная охранительница и Мастерица, формирующая реальность крепнущего Младенца-Бога, на Ламмас зрелый Бог-Солнце, полностью взявший на себя заботу не только о себе самом, но и о мироздании, врученном ему, сам до конца исполняет свою миссию по воплощению в нем своего замысла. Мотив «жертвы Бога» говорит нам о том, что это воплощение всегда сопряжено с отдачей себя, с тратой собственного бытия

wNR-RM052kg.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Август-колесо, полная луна.

Снится – я бегу по лесу одна.

Впереди туман, позади туман,

Тишина вокруг, тьма и белизна...

©Мельница

ndFKhSjYXmQ.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

🌽 Еще один важный виток в Колесе Года.
Ламмас или Лугнасад, праздник урожая.
Современные люди давно отошли от идентификации себя с природой, сейчас единицы тех, кто чтит сезонные традиции. Тем не менее, Солнце движется, урожай зреет, листья распускаются и увядают. 

🌻 Я благодарна Природе и всему живому, что меня окружает, придает сил, наполняет смыслом любую прогулку, дает возможность встречать неповторимые рассветы. Да, рассвет мне мне ближе заката. 
А Вам что больше по душе?

🌿 Пусть Ваш урожай, физический и духовный, радует и дает силы продолжать трудиться! 
 
🍂 Курс на осень взят, но Солнце еще жаркое, ветер теплый, а деревья зеленые. До сентября еще много всего можно успеть. 

OvnOb9ce61s.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...