Перейти к публикации
Форум - Замок

РСЗО - ракетные системы залпового огня...


Рекомендованные сообщения

В целом ракетной техникой в СССР занималось

много ученых. Отцом ракетных сичтем залпового огня

стал Ю.Победоносцев.

Ю́рий Алекса́ндрович Победоно́сцев ( 20 февраля 1907, Москва — 8 октября 1973, Баку ) — советский учёный, конструктор ракетной техники.

 

 

Биография

В 1926 году поступил в МВТУ, закончил МАИ (1930). С 1925 г. работал в ЦАГИ, с 1932 г. в ГИРД, с 1933 г. в РНИИ. Участвовал в создании гвардейских минометов Великой Отечественной войны (М8, М13, М31) — «Катюша» , внёс большой вклад в теорию горения порохов в камере ракетного двигателя, установив критерий устойчивости горения, известный как «критерий Победоносцева». С 1941 по 1950 гг. работал в МВТУ, заведующий кафедрой «Баллистические ракеты» с 1948 по 1950 гг.

 

Автор трудов по внутренней баллистике ракетных двигателей твердого топлива и другим направлениям ракетостроения.

 

Скоропостижно скончался на 67-м году жизни 8 октября 1973 года, находясь в Баку на Международной конференции по астронавтике, где должен был выступить с докладом. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище, в одной ограде с могилой авиаконструктора В.А. Вахмистрова, т.к. их жёны являлись родными сёстрами.

 

 

Награды и звания

Доктор технических наук (1949), профессор, член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968). Лауреат Сталинской премии (1941), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1967), награжден орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени , орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

РС-82.

Опубликованное фото

 

В дореволюционной России использовались ракеты, начиненные дымным порохом. Боевые ракеты такого типа были сняты с вооружения в 60-70-х гг. XIX века, а осветительные состояли на вооружении до 1917 г. С 1919 г. началось проектирование ракет с двигателями, работающими на бездымном порохе.

 

В начале 1930-х гг. были произведены первые опыты с 82-мм и 132-мм авиационными ракетам. Эти калибры были выбраны не случайно. Дело в том. Что опыты велись с пороховыми шашками диаметром 24 мм. Их размерами и обусловливаются 2 основных калибра ракетных камер - 82 мм и 132 мм, которые сохранились потом на долгое время. Если 7 шашек диаметром 24 мм плотно уложить в цилиндрическую камеру сгорания, то внутренний диаметр последней будет равен 72 мм. Толщина же стенок камеры равна 5 мм, отсюда диаметр, или калибр снаряда - 82 мм. Таким же образом возник калибр ракеты 132 мм.

 

Естественно, сразу встал вопрос о стабилизации ракет. Было проведено много опытов по созданию турбореактивных ракет калибра 82 мм и 132 мм. В конце ноября 1929 г. были проведены наземные стрельбы 82-мм турбореактивными снарядами PC-82. Через несколько месяцев летчик-испытатель С. И. Мухин произвел воздушные стрельбы ТРС-82 с самолета У-1. Кучность турбореактивных снарядов оказалась неудовлетворительной. Кроме того, при таком методе стабилизации около 28-30 % веса ракетного заряда расходовалось на вращение снаряда, а поступательная скорость и дальность полета в результате этого уменьшались.

 

В связи с этим было решено перейти к крыльевой стабилизации ракет без их вращения. Вначале испытывались 82-мм снаряды с кольцевым стабилизатором, не выходящим за габариты снаряда. Однако опытные стрельбы и продувки в аэродинамической трубе ЦАГИ показали, что с помощью кольцевого стабилизатора добиться устойчивого полета невозможно.

 

Затем отстреляли 82-мм реактивные снаряды с размахом четырехлопастного оперения в 200, 180, 160, 140 и 120 мм. Результат был вполне определенным: с уменьшением оперения ухудшалась устойчивость полета и кучность.

 

Далее в ходе экспериментов выяснилось, что при размахе менее 120 мм устойчивого полета не получалось - снаряды начинали кувыркаться сразу после прекращения работы двигателя. Оперение размахом более 200 мм оказалось слишком тяжелым и перемещало центр тяжести снаряда назад, что также приводило к ухудшению устойчивости полета. Облегчение оперения за счет уменьшения толщины лопастей стабилизатора вызывало сильные колебания лопастей вплоть до поломки их в воздухе. В конце концов, были найдены оптимальные габариты стабилизаторов: размах 200 мм для 82-мм ракет и 300 мм для 132-мм ракет.

 

В 1935 г. с истребителя И-15 были проведены пуски ракет PC-82. В 1935-1936 гг. ракеты PC-82 запускали с авиационных пусковых устройств бугельного типа, которые имели большое лобовое сопротивление и заметно снижали скорость самолета.

 

В 1937 г. в РНИИ была разработана направляющая желобкового типа с одной планкой, имеющей Т-образный паз для направляющих штифтов снаряда. Для повышения прочности направляющую прикрепляли к силовой балке, выполненной из трубы. Эта конструкция получила название "флейта".

Позднее в пусковых устройствах для PC-132 от опорной балки-трубы отказались и заменили ее П-образным профилем. Применение пусковых установок желобкового типа значительно улучшило аэродинамические и эксплуатационные характеристики снарядов, упростило их изготовление, обеспечило высокую надежность схода снарядов.

 

К 1942 г. были созданы следующие основные авиационные пусковые установки: На самолетах И-153. И-16 и Ил-2 для снарядов PC-82 и РБС-82 (бронебойные) применялись пусковые установки длиной 1007 мм. Длина направляющих их составляла 835 мм, число направляющих - 8. Вес всей ракетной системы 23 кг. На самолетах СБ для снарядов PC-132 и РБС-132 применялись пусковые установки длиной 1434 мм. Длина их направляющих составляла 1130 мм, число направляющих - 10. Вес всей ракетной системы 63 кг. На самолетах Ил-2 для снарядов PC-132 и РБС-132 применялись пусковые установки длиной 1434 мм. Длина их направляющих составляла 1130 мм. Число направляющих - 8. Вес всей ракетной системы 50 кг.

 

Опубликованное фото

РС-82 под крылом истребителя ЛаГГ-3

 

 

Здесь не зря сказано "основные типы пусковых установок". Дело в том, что в ВВС, как, впрочем, и в армии, и в ВМФ, изготавливалось значительное число полукустарных пусковых установок для 82-мм и 132-мм реактивных снарядов.

 

Первое в мире боевое применение нового ракетного оружия состоялось в 1939 г. При разгроме японских войск на реке Халхин-Гол с 20 по 31 августа успешно действовало первое в истории авиации звено истребителей-ракетоносцев. В его состав входило 5 истребителей И-16, вооруженных реактивными снарядами PC-82. 20 августа 1939 г. в 16 часов советские летчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко под командованием капитана Н. Звонарева вылетели на выполнение боевого задания по прикрытию наших войск. Над линией фронта они встретились с японскими истребителями. По сигналу командира все пятеро произвели одновременный ракетный залп с расстояния около километра и сбили два японских самолета. Советские истребители-ракетоносцы участвовали в четырнадцати воздушных боях и сбили при этом тринадцать японских самолетов. Звено капитана Звонарева не потеряло ни одной машины.

 

Эти цифры обычно приводили все маститые авторы, писавшие о неуправляемых ракетах, и ... ставили точку. Однако у внимательного читателя возникает вопрос - почему же тогда все истребители не вооружали реактивными снарядами и не сняли с них пулеметно-пушечное вооружение? На самом деле успешное применение PC-82 по японским истребителям было обусловлено стечением крайне благоприятных обстоятельств. Во-первых, сработал фактор внезапности - японцы поначалу приняли разрывы реактивных снарядов за разрывы 76-мм зенитных снарядов. Во-вторых, японские истребители летели горизонтально с постоянной скоростью в плотно сомкнутом строю. Стрельба же неуправляемыми авиационными ракетами с контактным взрывателем по маневрирующим истребителям равносильна стрельбе "в белый свет, как в копеечку".

 

В ходе советско-финляндской войны (1939-1940 гг.) 6 двухмоторных бомбардировщиков СБ были оснащены пусковыми установками для ракет PC-132. Пуски ракет PC-132 производились по наземным целям.

 

В 1940 г. на вооружение ряда авиационных частей РККА были приняты снаряды PC-82 и PC-132. В 1940 г. заводы наркомата боеприпасов выпустили 125,1 тыс. ракет PC-82 и 31,68 тыс. ракет PC-132.

 

В 1942 г. авиационные снаряды PC-82 и PC-132 были модернизированы и получили индексы М-8 и М-13.

 

Полигонные стрельбы штатными реактивными снарядами РС-82 и РС-132, проведенные в НИП АВ ВВС КА, так же как и опыт боевого применения Ил-2 на фронте, показали недостаточную эффективность этого вида оружия при действии по малоразмерным целям ввиду большого рассеивания снарядов и, следовательно, малой вероятности попадания в цель.

 

Средний процент попаданий РС-82 в танк точки наводки при стрельбе с дистанции 400-500 метров, показанный в материалах отчета, составил 1,1 %, а в колонну танков - 3,7%, при этом из 186 выпущенных снарядов было получено всего 7 прямых попаданий. Высота подхода к цели -100 и 400 метров, углы планирования - 5-10 и 30 соответственно, дальность прицеливания - 800 метров. Стрельба велась одиночными снарядами и залпом по 2, 4 и 8 снарядов.

 

При стрельбах выяснилось, что РС-82 может нанести поражение немецким легким танкам типа Pz II Ausf.F, Pz 38(t) Ausf.C, а также бронемашине Sd Kfz 250 только при прямом попадании. Разрыв РС-82 в непосредственной близости от танка (0,5-1 метра) никакого поражения ему не наносит. Наименьшее вероятное отклонение получалось в залпе из 4-х РСов при угле планирования 30.

 

Результаты стрельб РС-132 были еще хуже. Условия атак были те же, что и при стрельбе PC-82, но дальность пуска - 500-600 метров. Вероятное круговое отклонение по дальности PC-132 при углах планирования Ил-2 25-30 примерно в 1,5 раза было выше, чем для PC-82, а для углов планирования 5-10 -практически совпадало.

 

Для поражения легкого и среднего немецкого танка снарядом PC-132 требовалось только прямое попадание, поскольку при разрыве снаряда вблизи танка, последний существенных повреждений не получал. Однако добиться прямого попадания было очень и очень сложно - из 134 выстрелов PC-132, сделанных в полигонных условиях летчиками с различной степенью подготовки, не было получено ни одного попадания в танк...

 

Отметим, что усреднение результатов стрельб реактивными снарядами, проведенное специалистами НИП АВ ВВС без учета степени подготовленности летчиков, числа снарядов в залпе и углов планирования штурмовика, нельзя признать корректным при оценке реальной эффективности PC при действии по наземным целям.

 

Отрицательный же опыт боевого применения PC на фронте объясняется главным образом повышенными (600-700 метров) дальностями пуска снарядов и не использованием всего комплекта PC в одном залпе.

 

Инженерно-технический состав некоторых строевых авиачастей, пытаясь повысить боевую эффективность Ил-2, проводил собственными силами доработку штурмовика, обеспечивая подвеску на самолет увеличенного числа PC. Например, в начале 1942 года на Северо-западном фронте два серийных Ила были оборудованы местными умельцами под подвеску 8 PC-82 и 8 PC-132 и затем успешно испытаны в боях. Кроме этого, в строевых частях имелись варианты "горбатых" с подвеской 24-х PC-82. Несмотря на повышение боевой эффективности доработанных таким образом штурмовиков, от установки на Ил-2 увеличенного числа PC, ввиду значительного снижения скорости полета машины, вскоре отказались.

 

В арсенале Ил-2, наряду с реактивными снарядами РБС-132, имевших бронебойную боевую часть, как средство борьбы с немецкой бронетехникой к этому времени прочно укрепился реактивный снаряд РОФС-132 с улучшенной, по сравнению с РБС-132 или PC-132, кучностью стрельбы.

 

Боевая часть снаряда РОФС-132 обеспечивала сквозное пробитие (при прямом попадании) брони средних и тяжелых немецких танков.

 

При разрыве РОФС-132 вблизи танка на расстоянии 1 м от него при угле места в 30 кинетической энергии осколков было достаточно для пробития немецкой танковой брони толщиной до 15 мм. При угле места в 60 разрыв РОФС-132 на расстоянии до 3-х метров от танка обеспечивал пробитие осколками танковой брони толщиной 30 мм, размеры пробоин при этом имели величины, равные в среднем (20-25)х(35-80) мм.

 

При прямом попадании РОФС-132 в борт, например, штурмового орудия StuG IV (или в борт истребителя танков Jgd Pz IV/70) 30-мм броня пробивалась, а орудие, оборудование и экипаж внутри танка, как правило, выводились из строя. Попадание РОФС-132 в моторную часть Pz. IV приводило к потере танка.

 

К сожалению, несмотря на увеличение кучности стрельбы РОФС-132, их эффективность при стрельбе по танкам и другой бронетехнике в рассредоточенных боевых порядках, к которым немцы повсеместно перешли к этому времени, была все же неудовлетворительной. Наилучшие результаты РОФС-132 давали при стрельбе по крупным площадным целям - мотомеханизированные колонны, ж.д. составы, склады, батареи полевой и зенитной артиллерии и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Благодаря удачному опыту применения рает в авиации было принято решение

о разработке способов использования ракетных снарядов наземными системами.

 

Но, как это нередко бывало, к началу войны в РККА ракетные системы так и не

поступили. А вот немцы начали войну имея на вооружении 6-ствольную систему

"Небельверфер". Я встречал данные, что полк "Небельверферов" принимал

участие в осаде Брестской крепости.

 

Опубликованное фото

15 cm Nebelwerfer 41 - 150-мм реактивный миномет "Небельверфер" 41 (Германия)

Разработка реактивного оружия была начата в Германии еще в 1929 году, т.к. согласно Версальского договора Германии запрещалось разрабатывать и производить артсистемы, но как и в любом законе всегда найдется лазейка - в договоре не было ни слова о ракетных установках. Сначала были разработаны и приняты на вооружение одноствольные реактивные 105-мм минометы 10 cm Nebelwerfer 35/40, на смену им пришли более эффективные шестиствольные 15 cm Nebelwerfer 41. Официально они должны были использоваться для постановки дымовых завес, даже само название "Небельверфер" (Nebelwerfer) переводится как "метатель дыма". Даже были созданы спецподразделения, носящие название Nebeltruppen (войска задымления). Но это официально.

 

Настоящее их предназначение было - стрельба химическими снарядами, содержащими отравляющие вещества. Но и по своему прямому назначению минометы не использовались, т.к. руководство Германии было неофициально предупреждено руководством союзников и Советского Союза, что использование химического оружия повлечет за собой ответные меры, и маленькая Германия будет залита химической гадостью. Учитывая плотность населения центральной Европы последствия легко предсказуемы. Но немцы не растерялись и разработали осколочно-фугасные мины, представляющие собой ракету, с расположенным в передней части твердотопливным двигателем с 26 наклонными соплами-отверстиями. Боевой заряд размещался в задней части ракеты. Основным поражающим фактором была ударная волна, осколочное действие было невелико, так как корпус ракеты был тонкостенным и в результате взрыва не давал достаточное количество убойных осколков (весом не менее 5 грамм). Позже, в 1942 году, был разработан и принят пятиствольный 210мм миномет, в котором была увеличена масса боевой части.

 

Среди немецких солдат 15 cm Nb.W 41 называли "Stuka zu Fuß" — "сухопутная «Штука»" Sturzkampfflugzeug (пикирующий бомбардировщик) сокращенно "Stuka" (читается "штука") - Юнкерс Ю-87 - был одним из самых эффективных видов оружия Люфтваффе благодаря способности к бомбометанию с пикирования. Однако прозвищем Nb.W 41 обязан не сходству по боевым характеристикам с этим самолетом, а специфическому вою, издаваемому как при пикировании Юнкерса, так и при стрельбе из ракетомета. По этой же аналогии в войсках "Nebelwerfer 41" получил также название "Heulende Kuh" - "воющая корова". Русские солдаты называли этот миномет "Ванюша" (по аналогии с "Катюшей") или чаще всего "Ишак" - за все тот же пронзительный визг при запуске.

 

Шестиствольный миномет был смонтирован на лафете противотанковой пушки Рak-37. При стрельбе колеса вывешивались, а лафет опирался на сошники раздвижных станин и передний откидной упор.

Первые части, на вооружении которых состояли 150-мм Nebelwerfer 41, были сформированы в 1940м году. Через два года в составе вооруженных сил были развернуты уже три полка (Nebelwerferregiment) - 51-й, 52-й и 53-й, а так же девять отдельных дивизионов (Nebelwerfeabteilung) - с 1-го по 9-й. Все эти части вооружили 150-мм минометами. В составе каждого дивизиона числилось 18 пусковых установок, полк состоял из трех дивизионов (54 "Небельверфера").

 

Первое применение на Восточном фронте – при штурме Брестской крепости. Огневую поддержку штурмующим войскам оказывали 9 батарей тяжелых минометов 4-го минометного полка особого назначения. Заметим, что первое применение БМ-13 (в народе «Катюша») было почти месяц спустя, под Оршей.

 

Запуск 6 реактивных мин осуществлялся поочередно с помощью электрического запала, приводимого в действие электрической батареей или ручной динамо-машинкой, в течение 7-10 секунд. После пуска приходилось срочно менять позиции, так как дымовой след очень сильно демаскировал их и был превосходным ориентиром для артиллерии противника.

 

Тут отрицательно сказывалась низкая мобильность установок, из-за которой они могли стать лёгкой добычей для артиллерии. В инструкции по применению реактивных минометов даже был пункт, гласящий о запрете пристрелочных стрельб.

 

Учитывая это и естественно опыт успешного использования советских установок БМ, в апреле 1943 года на вооружение вермахта поступил самоходный вариант 150-мм миномета, получивший название Panzerwerfer 42 ("Панцерверфер" - "танковый метатель"). Десять трубчатых направляющих, расположенных в два ряда, монтировались на бронированной крыше полугусеничного бронетранспортера "Opel Blitz" Sd. Kfz. 4/1 (специальная машина 4/1), имевшего также наименование "Maultier" ("Мул"). Запуск реактивных снарядов производился с помощью электрического запала наводчиком, который вместе с расчетом находился внутри машины. В качестве оборонительного вооружения был предусмотрен 7,92-мм пулемет MG-42.

 

nbw41_panzerwerfer.jpg

 

"Panzerwerfer 42" был более дорогим и менее эффективным чем советская "Катюша"

 

Достоинствами установки были хорошая проходимость и защищенность экипажа от пуль и осколков. Бронирование лобовой, бортовой и кормовой частей машины достигало 8 мм. Недостатком этой системы залпового огня являлась высокая стоимость самоходной базы, и поэтому было выпущено только 296 реактивных установок Panzerwerfer 42, поступивших в бригады реактивной артиллерии вермахта и войск СС. На базе "Maultier" была создана невооруженная машина для перевозки боеприпасов - Munitionskraftwagen Sd.Kfz.4 (выпущен 251 экземпляр).

 

Всего с 1940г по 1945г было произведено 5769 установок 15 cm Nb.W 41 и более 5 млн. мин к ним. К концу войны в войсках (включая и подразделения СС) оставалось 2295 установок и 650 тыс. боеприпасов к ним.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Реактивная система залпового огня БМ-13 "Катюша"

 

Опубликованное фото

После принятия на вооружение авиации 82-мм реактивных снарядов класса "воздух-воздух" РС-82 (1937 год) и 132-мм реактивных снарядов класса "воздух-земля" РС-132 (1938 год) Главное артиллерийское управление поставило перед разработчиком снарядов – Реактивным НИИ – задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. Уточненное тактико-техническое задание было выдано институту в июне 1938 года.

В соответствии с этим заданием к лету 1939 года институт разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, получивший позднее официальное название М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имел большую дальность полета и значительно более мощную боевую часть. Увеличение дальности полета было достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива, для этого потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имел несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.

К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант, был создан на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначался МУ-1 (механизированная установка, первый образец). Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний. По результатам окончившихся в ноябре 1939 года полигонных испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-Морского Флота для использования ее в системе береговой обороны.

21 июня 1941 года установка была продемонстрирована руководителям ВКП(6) и Советского правительства и в тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 (боевая машина 13).

Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе "Компрессор". Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.

В ходе войны производство пусковых установок в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, обладавших различными производственными возможностями, в связи с этим в конструкцию установки вносились более или менее существенные изменения. Таким образом, в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники. По этим причинам была разработана и в апреле 1943 года принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н, при создании которой конструкторы критически проанализировали все детали и узлы в целях повышения технологичности их производства и снижения стоимости, в результате чего все узлы получили самостоятельные индексы и стали универсальными.

 

Состав

 

В состав БМ-13"Катюша" входят следующие боевые средства:

• Боевая машина (БМ) МУ-2 (МУ-1) ;

• Реактивные снаряды .

Реактивный снаряд М-13:

Снаряд М-13 состоит из головной части и порохового реактивного двигателя. Головная часть по своей конструкции напоминает артиллерийский осколочно-фугасный снаряд и снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого используются контактный взрыватель и дополнительный детонатор. Реактивный двигатель имеет камеру сгорания, в которой помещен пороховой метательный заряд в виде цилиндрических шашек с осевым каналом. Для воспламенения порохового заряда используются пирозапалы. Образующиеся при горении пороховых шашек газы истекают через сопло, перед которым расположена диафрагма, препятствующая выбросу шашек через сопло. Стабилизация снаряда в полете обеспечивается с помощью хвостового стабилизатора с четырьмя перьями, сваренными из стальных штампованных половинок. (Такой способ стабилизации обеспечивает более низкую кучность по сравнению со стабилизацией вращением вокруг продольной оси, однако позволяет получить большую дальность полета снаряда. Кроме того, использование оперенного стабилизатора весьма существенно упрощает технологию производства реактивных снарядов).

Дальность полета снаряда М-13 достигала 8470 м, но при этом имело место весьма значительное рассеивание. По таблицам стрельбы 1942 года при дальности стрельбы 3000 м боковое отклонение составляло 51 м, а по дальности — 257 м.

В 1943 году был разработан модернизированный вариант реактивного снаряда, получивший обозначение М-13-УК (улучшенной кучности). Для повышения кучности стрельбы у снаряда М-13-УК в переднем центрирующем утолщении ракетной части выполнены 12 тангенциально расположенных отверстий, через которые во время работы ракетного двигателя выходит часть пороховых газов, приводящая снаряд во вращение. Хотя дальность полета снаряда при этом несколько уменьшилась (до 7,9 км), улучшение кучности привело к уменьшению площади рассеивания и к возрастанию плотности огня в 3 раза по сравнению со снарядами М-13. Принятие снаряда М-13-УК на вооружение в апреле 1944 года способствовало резкому увеличению огневых возможностей реактивной артиллерии.

 

Пусковая установка РСЗО"Катюша":

 

К снаряду разработана самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант - МУ-1 на базе грузового автомобиля ЗИС-5 имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. Ее конструкция позволила производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и корпус ЗИС-5. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины водителя. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивных снарядов. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени. Автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.

Более совершенная пусковая установка МУ-2 ( см. схему ) на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6 имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись, образуя единую конструкцию, именовавшуюся "спаркой". В конструкцию установки был введен новый узел – подрамник. Подрамник позволил вести сборку всей артиллерийской части пусковой установки (как единого агрегата) на нем, а не на шасси, как было ранее. В собранном виде артиллерийская часть относительно легко монтировалась на шасси любой марки автомобиля при минимальной доработке последней. Созданная конструкция позволила уменьшить трудоемкость, время изготовления и стоимость пусковых установок. Вес артиллерийской части был снижен на 250 кг, стоимость – более чем на 20 процентов.Существенно повышены были и боевые и эксплуатационные качества установки. За счет введения бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задней стенок кабины водителя была повышена живучесть пусковых установок в бою. Был увеличен сектор обстрела, повысилась устойчивость пусковой установки в походном положении, усовершенствованные подъемный и поворотный механизмы позволили увеличить скорость наведения установки на цель. Перед пуском боевая машина МУ-2 поддомкрачивалась аналогично МУ-1. Силы, раскачивающие пусковую установку, благодаря расположению направляющих вдоль шасси автомашины, прилагались по ее оси на два домкрата, находившиеся вблизи центра тяжести, поэтому раскачивание стало минимальным. Заряжание в установке производилось с казенной части, то есть с заднего конца направляющих. Это было удобнее и позволяло значительно ускорить операцию. Установка МУ-2 имела поворотный и подъемный механизмы простейшей конструкции , кронштейн для крепления прицела с обычной артиллерийской панорамой и большой металлический бак для горючего, установленный сзади кабины. Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Напротив сиденья командира боевой машины на передней панели был смонтирован небольшой прямоугольный ящичек с вертушкой, напоминающий диск телефонного аппарата, и рукояткой для поворачивания диска. Этот прибор носил название "пульт управления огнем" (ПУО). От него шел жгут проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей.

При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7—10секунд. Время перевода пусковой установки МУ-2 из походного в боевое положение составляло 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4° до 45°, угол горизонтального обстрела составлял 20°.

Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.

 

Существенным фактором, повышающим тактическую мобильность частей реактивной артиллерии вооруженных установками БМ-13Н, стало то, что в качестве базы для пусковой установки был использован мощный американский грузовой автомобиль "Студебеккер US 6х6", поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Этот автомобиль имел повышенную проходимость, обеспечивающуюся мощным двигателем, тремя ведущими осями (колесная формула 6х6), демультипликатором, лебедкой для самовытаскивания, высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды. Созданием этой пусковой установки была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны.

Испытания и эксплуатация

Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И.А.Флерова, была вооружена семью установками, изготовленными Реактивным НИИ. Своим первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея стерла с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимся на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.

Исключительная эффективность действий батареи капитана И. А. Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовали быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже с осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13. По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13 и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожалась на площади свыше 100 гектаров. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.

 

 

Тактико-технические характеристики

 

Реактивный снаряд M-13

 

Калибр, мм 132

Масса снаряда, кг 42,3

Масса БЧ, кг 21,3

Масса взрывчатого вещества, кг 4,9

Дальность стрельбы-максимальная, км 8,47

Время производства залпа, сек 7-10

 

 

Боевая машина МУ-2

 

База ЗиС-6 (8х8)

Масса БМ, т 43,7

Максимальная скорость, км/ч 40

Число направляющих 16

Угол вертикального обстрела, град от +4 до +45

Угол горизонтального обстрела, град 20

Расчет, чел. 10-12

Год принятия на вооружение 1941

 

 

Источник: http://www.new-factoria.ru/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 8 лет спустя...

Армия России получит тяжелую огнеметную систему нового поколения

Армия России получит тяжелую огнеметную систему нового поколения | Русская весна

В российской армии появится новая тяжелая огнеметная система, которая должна заменить «Солнцепек».

Как сообщает РИА Новости, поставки новой ТОС под названием «Тосочка» уже запланированы в российской госпрограмме вооружений на 2018–2025 года. Об этом на авиасалоне МАКС-2017 рассказал генеральный конструктор НПО «Сплав», которое разрабатывает эту технику, Николай Макаровец.

«Это развитие проекта „Солнцепек“, однако у этой системы, в отличие от предыдущей, будет колесное шасси. Опыт эксплуатации ТОС в пустынных зонах показал, что колесные шасси им подходят лучше», — цитирует его агентство.

Кроме того, стало известно, что «Тосочку» планируется поставлять в страны ближневосточного региона.

Справка 

ТОС-1А «Солнцепек» разработана на базе танка Т-72А. Боевая масса машины — 44,3 тонны. На бронированном танковом шасси размещена платформа с 24 направляющими трубами для запуска реактивных снарядов калибра 220 миллиметров. При стрельбе могут использоваться зажигательные и термобарические боеприпасы. Максимальная дальность выстрела составляет шесть километров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 года спустя...

На кадрах видна не только стрельба из комплексов, но и последствия их применения.

ТОС-1 «Буратино» — тяжелая огнеметная система залпового огня калибра 220 миллиметров на базе танка Т-72. Предназначена для вывода из строя легкобронированной и автомобильной техники, поджога и разрушения сооружений и зданий, уничтожения живой силы противника, расположенной на открытой местности и в фортификационных сооружениях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...