Fuuma_kun Posted April 2, 2017 Share Posted April 2, 2017 ...как минимум, в том, что у них есть 1)какие-никакие боги (почти у ВСЕХ культур) 2)тот или иной свод законов. Обычно эти вещи как-то связываются - считается, что законы передаются людям богами, хотя современные культурные люди понимают, что люди придумывают себе как законы, так и богов. Но вот что интересно. С самой древности у людей всегда были те или иные Законы, как некие правила того, как людям жить совместно друг с другом - и с богами (каково бы ни было их количество). В то же время, эти Законы - вещь двоякая; с одной стороны, они ущемляют Одного во имя Многих. Это как страховка от вполне естественного, природного процесса "раздирания одеяла на части, если каждый тянет его в СВОЮ сторону". С другой, если Законы будут целиком на стороне Многих всегда, и не учитывать иногда личные потребности Одного, то общество тоже будет не то, чтобы очень жизнеспособно. Люди не муравьи и не роботы, у них все равно есть эгоцентрические тенденции. Сравнить хотя бы потоки людских машин на дорогах и потоки муравьев по их дорожкам; у муравьев никогда не бывает "пробок" и заторов, ибо у них ровно 0% интереса к себе лично, все сообща действуют в пользу муравейника. Но люди не таковы, у каждого есть, кроме интересов своей популяции, еще и свой лично интерес. И все же парадокс - если не учитывать интерес популяции в целом, то однажды она вся целиком навернется - и умрет лично каждый из тех, кто так стремился защитить себя за счет популяции. И вот Законы вроде бы призваны разрешать эти щекотливые парадоксы - так жить нельзя, так можно, так делать не надо, так надо. Те популяции людей, у которых достаточно хорошие Законы, и достаточно богатые ресурсы, выходят "в дамки". Причем "хорошие" - понятие очень двусмысленное; перевес интересов Многих над интересами Одного будет значить, что никогда не появятся те единицы-светлые головы, что двинут общество дальше, из той серии, что "едят за семерых, работают за десятерых". Если он ест за одного, то и работать будет за одного, а то и вовсе никак (попробует работать за десятерых на еде за одного, и быстро кончится). Поэтому какое-то количество приоритета интересов Одного должно существовать; с другой стороны, слишком сильный приоритет - и, опять же, одеяло порвут, таща каждый на себя. Так или иначе, идеальных решений не существует, поэтому люди экспериментируют с этим. Кроме того, эта тема поднимает важный вопрос человеческой Падшести. Законы это не только то, что "хорошо" делать, это еще и - часто - то, что "трудно" делать. Слепая природа соткана из противоречий, которые решаются методом прямого столкновения в духе "кто сильнее, тот и прав". Неважно, прав ты или нет, если ты хочешь делать то, что хочешь - и рвешься изо всех сил к этому. Или ты сильнее и будешь это делать, прав ты или нет; или другие сильнее тебя - и тебя остановят. У людей же не так; у людей предполагается, что каждый помнит о том, что может быть неправ, и если он неправ, он должен стараться не делать то, что он хочет. Тут сразу два аспекта Падшести возникают: во-первых, то, что человек хочет делать беззаконное - даже если не делает, ему все равно больно от этого подавления. Второй аспект - иногда человек не может делать законное, и обречен делать именно беззаконное по животной природе своей - и тогда он должен ощущать себя падшим, грешным, плохим и неправильным. Поэтому человечество в конце концов докопалось до религий Спасения, где человека спасают от этого состояния падшести... уж через Четыре Благородные Истины или через Никейский Символ Веры, это уже вопрос вкуса. Но интересная, поразительная деталь - в том, что достигший Спасительного уровня сам часто перестает соблюдать людские законы. Он может стать странным, необычным, если не вообще возмутителем спокойствия. В этом смысле он становится амбивалентной фигурой - вроде он указывает выход из состояния падшести, но этот выход выглядит так, словно он есть путь назад, во времена "до всяких законов". Но тут мы, возможно, сталкиваемся с любопытным фактом, что бессмыслицей человеку кажутся как мысли более низкого уровня, чем его собственный - так и более высокого! Значит, и более многогранная, мощная версия "истинного закона жития людей вместе" в "спасительной" голове будет выглядеть беззаконием для тех, кто остановился на более узкой, догматичной, шаблонной версии и сделал из нее идол. (Не зря Бодхидхарма говорил - "НИЧЕГО святого"...) Это можно было бы сравнить с тем, как школьник, только узнавший про вычитание, гордо хвастается им перед теми, кто знает только сложение - но точно так же насмехается над теми, кто говорит, что "можно из меньшего числа вычесть большее" - он-то знает, что это ерунда! А потом узнает про отрицательные числа. (А потом про корни из отрицательных чисел. И т.п.) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.