Jump to content
Форум - Замок

Арт-терапия


Recommended Posts

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) – это метод лечения посредством художественного творчества.

 

Как направление психотерапии, арт-терапия, или художественная терапия, используется для выявления эмоциональных и психологических проблем и освобождения от них. Люди интуитивно чувствуют, что самовыражение - это способ исцеления, а творчество - один из наиболее эффективных путей лечения. В этом случае не нужны какие бы то ни было специальные навыки и умения.

 

Арт-терапия использует "язык" визуальной и пластической экспрессии. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова мало пригодны. С развитием арт-терапии связываются надежды на создание такой гуманной, "синтетической" методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный. Это направление в эру "аппаратурной медицины" и фармакологии апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями.

 

В настоящее время арт-терапию все чаще рассматривают как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, и реализации на практике ряда функций социализации личности (адаптационная, коррекционная, мобилизирующая, регулятивная, реабилитационная, профилактическая).

Арт-терапия помогает «включить» особый способ видения событий окружающего мира – способность видеть целое, одновременно воспринимая части внутри целого, связанные между собой и с целым; способность видеть и чувствовать то, что находится непосредственно перед человеком, не рассеивая внимание и не обращаясь к словесным понятиям; способность воспринимать мир таким, каков он есть на самом деле.

 

Основная цель арт-терарии – гармонизация внутреннего состояния личности, то есть восстановление способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия.

Задачи арт-терапии таковы:

1. акцентировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;

2. создать оптимальные для клиента условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые подавляются;

3. помочь клиенту найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.

 

Основная техника арт-терапевтического воздействия – это техника активного воображения, открывающая клиенту неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я».

 

Механизм психологического коррекционного воздействия арт-терапии состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации с помощью творческих способностей клиента.

Link to post
Share on other sites

В Израиле очень популярна такая методика - направленное воображение,которую можно отнести и к арт-терапии. В русскоязычном интернете я нашёл статью,в которой используют понятия из психосинтеза Ассоджиоли, но упражнение - характерное для направленного воображения.

Вот:

Психосинтез как ветвь практической психологии использует очень много Упражнений, связанных с ВИЗУАЛИЗАЦИЕЙ различных аспектов проблем клиента . Заметим, что само слово "воображение" означает буквально "воплощение в образе". Не удивительно, поэтому, что метод направленного воoбражения занимает одно из ведущих мест.

 

В частности, можно использовать образную символику восхождения для соединения "падшей" субличности с ее высшим источником. Тем самым мы позволяем ей вспомнить ее высшую природу, раскрыть в ней новое содержание.

 

Образное переживание восхождения на гору представляет собой внутреннее восхождение к высшим уровням своего существа, возврата к источнику жизни. Французский психолог Дезуаль говорил о том, что попытка восхождения, предпринимаемая человеком в своем воображении, приводит к появлению светоносных образов. Это состояние сопровождается эйфорическими переживаниями. Напротив, спуск вызывает мрачные образы и чувства уныния, тревоги и страдания.

 

Таким образом, если мы представим, что восходим на гору, взяв с собой какую-то субличность, то можем вызвать в ней удивительные изменения. Для реальной работы следует выбирать субличность, которая не устраивает вас каким-то параметрам. Упражнение выполняется следующим образом:

 

Выберите субличность, с которой вы уже знакомы. Определите где ваша субличность обитает, помня, что ровная долина символически отображает среднее бессознательное, различные ямы, овраги, пещеры, уходящие вниз пропасти и т.д. - низшее бессознательное. Причем, глубина провала omносительно долины соответствует степени погруженности вашей субличности в низшее бессознательное.

 

Пусть субличность сама определит - где ей приходится жить. Оставайтесь какое-то время вместе с ней, вслушиваясь в звуки, доносящиеся до вас, вглядываясь в окружающую обстановку. Прочувствуйте общее состояние вашей субличности.

 

А теперь вместе с ней постепенно начинайте подъем. Если субличность отказывается с вами идти - постарайтесь ее уговорить, но ни в коем случае не заставляйте ее идти силой, ее нужно убедить в пользе предстоящего похода.

 

Начиная восхождение, представляйте разворачивающийся перед вами пейзаж, отмечайте все: погоду, дорогу, по которой вы идете, окружающую природу, звуки и т.д. Ощущайте, как нарастает чувство восхождения, как воздух становится все более чистым и бодрящим. Чем выше вы поднимаетесь, тем тише становится вокруг. Там на заветной вершине воздух чист, прозрачен и свеж, царят тишина и умиротворение. Яркое солнце своими лучами освещает вас и вашу субличность, высвечивая самую ее суть.

 

На протяжении всего восхождения отмечайте, как ведет себя субличность. По мере продвижения вверх с ней могут происходить сначала едва заметные перемены - вроде изменений настроения, выражения лица. Это могут быть изменения в одежде, или даже полное преображение, когда субличность превращается в нечто иное. Достигнув вершины, вы можете стать свидетелем еще одного пре ражения. Теперь позвольте субличности выразить себя в новом качестве, говорите с ней.

 

Разумеется, при однократном выполнении упражнения, преображаения может и не произойти. Субличность может сбежать на середине пути, или отказаться идти дальше. Иногда она еще больше отдаляется от своего истинного архетипа. Это может произойти в случае, если мы не признаем и не принимаем субличность такой, какая она есть, со всеми ее потребностями и ограничениями. Своим неприятием и раздражением в ее адрес, мы сами ставим ей препятствия к необходимой трансформации.

Link to post
Share on other sites

Спасибо, Шаныч, за такую интересную методику! Впервые о ней слышу, но методика впечатляет и видится эффективной. При неоднократном выполнении этого упражнения визуальное восхождение на вершину и испытываемые при этом эмоции, возникающие мысли постепенно заменяют негативные образы, переживания, негативный опыт. Даже первое прочтение этого упражнения настраивает позитивно, так как создает позитивный образ и мысли.

Link to post
Share on other sites

Изотерапия

 

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.

Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя; выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

 

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих функций организма. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Режим работы левого полушария – аналитический, вербальный, вычислительный, последовательный, символический, линейный, объективный. Левое полушарие специализируется на вербальном, логическом, аналитическом мышлении, оно отлично проявляет себя в символической абстракции, речи, чтении, письме, его система линейна – первые вопросы решаются первыми, а вторые вторыми.

Режим работы правого полушария – интуитивный, субъективный, синтетический, целостный, не связанный со временем. В режиме работы правого полушария можно воспринимать вещи и события посредством внутреннего зрения и воображения. Используя правое полушарие, можно мечтать, понимать метафоры, создавать новые комбинации идей.

Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

 

Изотерапия использует процесс создания изображений как способ реализации целей – это не создание произведения искусства и не часть занятий по изобразительному искусству. Занятия с применением изотерапии способствуют изучению чувств, идей и событий, развитию межличностных навыком и отношений, укреплению самооценки и уверенности в себе.

 

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов.

Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу клиента. Они побуждают его видеть и осязать, они порождают эмоциональный подъем и осознание. Сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы помогают клиенту с ней соприкоснуться. Таким образом, между творцом и художественным материалом происходит динамическое взаимодействие.

Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор различных материалов для творческого процесса.

Это могут быть:

• краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

• журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;

• природные материалы – кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

• глина, пластилин, дерево, пластика, специальное тесто;

• бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

• кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы, разные типы клеев, скотч.

 

Материалы для художественного творчества можно определить как нечто, из чего состоят разные предметы или из чего они могут быть созданы, вещественная составляющая чего бы то ни было. Материалы, используемые для создания художественной продукции, могут представлять все что угодно и иметь определенный вес, плотность, текучесть, пластические свойства, текстуру, форму и цвет.

Учитывая огромное разнообразие материалов, используемых в художественном творчестве, целесообразно разделить их на три основные группы:

• бесформенные материалы, позволяющие создавать объемные образы;

• материалы, имеющие определенную форму;

• предметы, имеющие определенную форму, которые можно использовать в качестве материалов.

Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы (например, карандаши, мелки и фломастеры) позволяют «усилить» контроль, в то время как другие (пастель, краска и глина) способствуют более свободному выражению.

 

Изотерапия не должна быть похожа на обучение. Рисует каждый как хочет и что хочет, для удовольствия и для того, чтобы выразить на бумаге свои мысли, переживания, чувства.

 

М.В. Киселева "Арт-терапия в практической психологии и социальной работе"

Link to post
Share on other sites

Мандала – техника медитативного рисунка

 

Одной из техник изотерапии является создание циркулярных композиций – мандал. Слово мандала имеет санскритское происхождение и означает «магический круг».

Понятие мандалы было внесено в западную психологию К. Юнгом. Он открыл ее, занимаясь собственным психоанализом.

Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, создавая круг, очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.

Создавая мандалу, человек создает символ собственной личности, который помогает ему понять, что он собой представляет в данный момент, и помогает освободиться от напряжения и достичь своей целостности.

Создание мандалы помогает стимулировать основные внутренние источники энергии, запечатленные на глубинных уровнях разума, включая механизмы саморегуляции. Это «психологический преобразователь», помогающий человеку установить связь с самим собой.

 

Создание гармонизирующей мандалы

 

Всякая мандала является продуктом индивидуального творчества, создаваемым в определенное время и в определенном месте, поэтому она уникальна и не может быть в точности повторена. Проблемы, радости, тревоги, аффекты, физическое состояние организма и многое другое – все это находит свое отражение в мандале. Большинство людей, несмотря на отсутствие у них опыта изобразительной деятельности, достаточно легко создают абстрактные композиции. В некоторых случаях мандалы имеют конкретный характер, то есть включают изображения реальных объектов (людей, животных, растений). Можно предполагать, что два типа мандал, связанных с абстрактными и конкретными изображениями, в определенной мере отражают особенности мышления: в случае преобладания абстрактного мышления над конкретным мандалы имеют отвлеченный, геометрический характер; в случае преобладания конкретного мышления – более реалистический, фигуральный характер.

 

Инструкция. «Возьмите лист форматом А3, нарисуйте круг диаметром 15-18 см. простым карандашом.

Заполните этот круг, используя любые художественные материалы, какие вам захочется. Внешние границы круга не должны являться для вас непреодолимым препятствием. Если вы хотите выйти за их пределы, вы можете это сделать.

Когда закончите рисовать, придумайте название вашей композиции, подпишите рисунок и поставьте дату, а также укажите, где находится верхняя часть изображения».

 

При создании рисунков в круге большое значение имеет последующее взаимодействие автора со своей творческой продукцией – медитация на рисунке, постижение скрытых в нем смыслов путем работы с ассоциациями, создание описания, драматизация, движения, танец и другие формы творческой активности. Арт-терапевт может ориентировать клиентов на выполнение этих видов творческой работы и организовывать последующее обсуждение мандал.

 

М.В. Киселева "Арт-терапия в практической психологии и социальной работе"

post-68-1242899225_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

С мандалами вообще можно "играться" по-разному - можно сделать что-то вроде динамической медитации с песком - ( монахи творят мандалы из цветного песка), вообще песок - очень хороший материал для терапии. В Израиле есть целое направление "терапия песком с детьми".

Link to post
Share on other sites

Музыкотерапия

 

Музыкотерапия – это контролируемое использование звуков и музыки в лечении и реабилитации клиентов, представляющее собой деятельность, включающую: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений.

Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

 

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для работы с широким спектром нарушений, в частности:

• отклонения в развитии;

• эмоциональная нестабильность;

• поведенческие нарушения;

• сенсорный дефицит.

 

Чтобы создать безопасное пространство для терапии, необходимо учитывать множество факторов:

• физические условия;

• качество и набор музыкальных инструментов;

• количество людей в помещении;

• развитие отношений между музыкой и людьми в этом пространстве.

 

Выбираются те инструменты, которые, будучи достаточно выразительными для отражения должным образом состояния клиента, не требуют специальной подготовки для игры на них.

Музыкальный инструмент подбирается соответственно замыслу, но чаще берется барабан – инструмент наиболее доступный, не требующий особых навыков и в то же время обладающий большой ритмической силой, передающий тончайшие эмоциональные нюансы. Дополняют барабан цимбалы, колокольчики, маракасы, трещотки и т. д.

 

Основа музыки – звук. Звук – это акустический согнал, имеющий волновую структуру. Восприятие музыки осуществляется в основном через слуховую систему. Древнейшие истоки слухового, а, следовательно, и музыкального восприятия восходят к тому непреложному факту, что слух изначально служит ориентирующим инструментом, который, информируя о состоянии внешнего мира, эмоционально настраивает человека по отношению в разнообразным внешним воздействиям.

Любой звук для древнего человека нес информацию о «намерениях» объекта по отношению к человеку – гремит ли гром, журчит ли ручей, хрустнет ли ветка в темноте, послышатся ли звуки горного камнепада. Все взывало к ответной реакции, побуждало к ответному действию, на которое человека настраивала его непосредственная эмоциональная реакция (реакция на звуковую информацию). Эти фундаментальные качества слухового восприятия, отмечаемые многими авторами, лежат в основе древнейших музыкальных сигналов, из которых впоследствии возникло музыкальное искусство.

 

При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. Показано, что музыкальный темп, ритм, структурное строение произведения и другие музыкальные факторы могут подчинять себе ритм внутренних физиологических процессов. Одна из причин физиологического воздействия музыки на человека заключается в том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма.

В своей книге Д. Кемпбелл указыкает, что музыкальная стимуляция улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы.

 

Замедлив темп музыкального произведения или прослушивая более медленную музыку, можно углубить и замедлить дыхание, дать человеку возможность расслабиться. Более глубокий, медленный ритм дыхания является оптимальным, способствует покою, контролирует эмоции, более глубокое мышление. Быстрое, сбивчивое дыхание может привести к поверхностному и рассеянному мышлению, импульсивному поведению.

Музыка оказывает влияние и на гормональный обмен. Она регулирует выделение гормонов, снижающих стресс. Уровень гормоном стресса в крови в значительной степени снижается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку. Музыкальное удовольствие – это ощущение подъема, которое вызывает прослушивание определенной музыки. Оно является результатов высвобождения эндорфина – «собственного опиума». Эндорфин вырабатывается нашим мозгом. Он снимает боль и вызывает естественный подъем.

 

Известный музыкальный терапевт и научный исследователь в области воздействия музыки на организм человека С. В. Шушарджан отмечает в своих работах, что создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков.

Сознание состоит из бета-волн, которые вибрируют на частоте от 14 до 20 герц. Бета-волны генерируются нашим мозгом, когда мы сфокусированы на повседневной деятельности или переживаем сильные отрицательные эмоции.

Возвышенные ощущения и покой характеризуются альфа-волнами, которые распространяются на частоте от 8 до 13 герц.

Периоды пиковых творческих способностей, медитаций и сна характеризуются тета-волнами, которые имеют частоту от 4 до 7 герц, а глубокий сон, глубокая медитация и бессознательное состояние генерируют дельта-волны, частота которых составляет от 0,5 до 3 герц. Чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное и умиротворенное состояние мы испытываем.

С помощью музыки можно сдвинуть сознание от бета-волн в направлении альфа-диапазона, повысив таким образом общее самочувствие и внимательность.

 

Исполнение музыки может создать динамический баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга. Взаимообмен мыслями является основой творчества.

 

Музыка вызывает и различные двигательные реакции организма. При прослушивании музыки у человека возникают мышечные пульсации в самых различных областях – в мышцах рук, ног, головы, туловища, области гортани. Музыка с ярко выраженным ритмическим началом вызывает непроизвольное движение в такт рукой или ногой, покачивание головой. Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, незаметно для себя начинают воспроизводить рисунок звучания в игровых движениях. Ритм музыки побуждает ребенка к движению. Слушающий музыку не только воспроизводит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку (перцептивная вокализация). Причем в беззвучных сокращениях связок точно отражаются частота, громкость и длительность воспринимаемых звуков. Неосознанная двигательная активность может принимать самые разнообразные формы. Мы воспринимаем музыку посредством не только слухового, но и голосового аппарата. Бессознательные микродвижения связок и всего вокального аппарата сопровождают слушание даже сложных симфонических произведений, не говоря уже о камерных и тем более вокальных жанрах.

 

Использование музыкальной терапии имеет следующие эффекты:

• успокаивает или активизирует, настраивает, заинтересовывает;

• помогает развить коммуникативные и творческие возможности клиента;

• повышает самооценку на основе самоактуализации;

• способствует отреагированию чувств;

• помогает пережить катарсис;

• развивает эмпатические способности;

• помогает укрепить отношения со специалистом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений;

• повышает социальную активность;

• облегчает формирование новых отношений и установок;

• формирует ценные практические навыки – игру на музыкальных инструментах;

• непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки;

• музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей;

• замкнутые и скованные клиенты становятся более спонтанными.

 

Музыкальную терапию можно применять для клиентов любого возраста:

1. Воздействие музыки на клеточном уровне позволяет говорить о глубинном влиянии на мозговые структуры и на весь организм. Поэтому использование музыки поможет обеспечить более эффективные каналы связи с телесной сферой клиента и с различными уровнями его сознания.

2. Музыка способна вызывать многочисленные телесные и двигательные реакции в человеческом организме. Используя музыкотерапию, можно гармонизировать и стабилизировать эмоциональную сферу клиента.

3. С моторно-двигательной реакцией на музыку связано оживление в памяти прошлого опыта. Музыка является ключом к системам человеческой памяти. Это важно учитывать, когда возвращение и воскрешение прошлых событий – одна из главных задач.

4. Музыка и речь – это родственные, взаимно влияющие друг на друга знаковые, семиотические виды деятельности. Это позволяет использовать музыку для стимуляции речевого общения в ситуациях, когда клиент затрудняется говорить, а также для развития речи.

5. Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения – это общение с личностью автора, с лирическим героем произведения, а также со всем духовным опытом человечества.

6. Музыка – это метафора. Метафорический язык понятен любому человеку независимо от возраста. Метафоры позволяют затронуть неосознаваемые переживания клиента и поэтому дольше сохраняются в памяти.

7. В процессе восприятия музыкального произведения действует механизм идентификации личности с «лирическим героем». Это имеет большое значение особенно для ребенка, так как дети активно идентифицируют себя с окружением.

8. Музыка неизбежно пробуждает у слушателя активную эмоциональную реакцию. Первичные музыкально-акустические единицы музыкального языка воздействуют на эмоциональную сферу человека. Это облегчает отреагирование чувств во время занятий со специалистом.

9. Негативные эмоции, неприятные аффекты подвергаются разрядке, уничтожению, превращаются в свою противоположность.

10. В музыкальном восприятии правое полушарие мозга играет ведущую роль.

 

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Занятия музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи и напряжение. Музыка помогает ребенку расслабиться. Специально подобранная, с частотой ритма не более 60 ударов в минуту, она помогает ребенку сосредоточиться на создаваемых им образах, почувствовать мышечное расслабление, синхронизировать дыхание. Расслабившись, ребенок выстраивает с помощью специалиста приятные ему образы, «оживляет» приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с имеющимися фобиями или с напряжением по какому-либо поводу.

 

Уникальность реабилитационного воздействия музыки состоит в способности объединить людей в делах, мыслях, чувствах (на празднике, соревновании, в конкурсах, на вечерах).

 

М.В. Киселева "Арт-терапия в практической психологии и социальной работе"

post-68-1242901466.gif

Link to post
Share on other sites

Изотерапия является хорошим способом разгрузки подсознания посредством отреагирования.

Увеличивает внутреннюю свободу.

Помогает в борьбе с бессонницей, если она происходит от тревоги, вызванной вытесненными проблемами....

Link to post
Share on other sites

Сказкотерапия

 

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

 

Функции сказок:

1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням – к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

• о жизненно важных явлениях;

• о жизненных ценностях;

• о внутреннем мире автора (как в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

• как устроен этот мир, кто его создал;

• что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

• какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

• какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

• какие «ловушки», искушения, трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

• как приобретать и ценить дружбу и любовь;

• какими ценностями руководствоваться в жизни;

• как строить отношения с родителями и детьми;

• как бороться и прощать.

4. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» - способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

5. Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Они дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире и человеческих взаимоотношениях.

 

Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские (художественные).

Народные сказки несут следующие чрезвычайно важные для нас идеи, изложенные первозданным образным языком:

1. Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием самостоятельно. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

6. Все эти философские идеи могут обсуждаться с клиентами.

 

Существуют следующие разновидности народных сказок:

• бытовые;

• сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца);

• сказки-басни, проясняющие какую-либо ситуацию или моральную норму;

• сказки-страшилки, истории о нечистой силе;

• сказки о взаимодействии людей и животных;

• притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях);

• сказки о животных;

• мифологические сюжеты (в том числе истории про героев);

• волшебные сказки, сказки с превращениями.

 

Сказки дифференцируются, поскольку они имеют различный механизм влияния и воздействия на человека. Он не всегда лежит на поверхности, чаще завуалирован, скрыт, не сразу доступен сознанию.

 

Художественная сказка – это произведение, сочетающее в себе разумное начало и фантазию. Литературную сказку роднит с народной прежде всего использование фантастики, передающей действительность. Это приводит к появлению новой сказочной реальности. Их отличает отношение к этой волшебной сказочной реальности. В литературной сказке традиционные образы отрываются от историко-генетической обусловленности и подчиняются воле писателя. На первый план выходит воля писателя.

 

Существуют следующие разновидности художественных сказок:

1. Художественные волшебные. Из названия понятно, что в них будет происходить что-то удивительное. Речь идет о различных вариантах превращений, могущественных старцах, ларцах и прочих волшебных вещах. Сюжет может быть очень извилистым, непредсказуемым, но в любой момент появятся помощники.

2. Художественные о животных. Главными персонажами здесь являются различными звери, птицы и насекомые. Они живут, думают и действуют как люди.

3. Художественные бытовые. В них действие обычно происходит в домах, подвалах, пещерах. Главные герои очень хозяйственны по своей натуре либо разрушают собственный быт. Такие сюжеты заканчиваются неожиданными вариантами и перспективами, так как многое зависит от деятельных персонажей, хлопочущих по хозяйству на страницах сказки. Если они не поддаются никаким позитивным изменениям, то влачат жалкое существование и их жизнь – безрадостные будни.

4. Художественные страшные. Сказки про нечистую силу – ведьм, упырей, вурдалаков и прочих персонажей. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. Здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии – многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

5. Психотерапевтические сказки. В них рассказывается о многих проблемах человека и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения. Содержание сказки исцеляет своей неистребимой верой в добро – если есть яд, то всегда можно найти противоядие. В этих сказках говорится о том, что не следует торопиться с выходами, ждать скорейшего ответа на все вопросы и моментального обновления.

6. Дидактические сказки. Дидактические сказки создаются педагогами для приятной подачи учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок «подаются» учебные занятия.

7. Психокоррекционные сказки. Эти сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

 

М.В. Киселева "Арт-терапия в практической психологии и социальной работе"

 

Примеры сказок в книге Д. Соколова "Сказки и сказкотерапия"

http://lib.druzya.org/art-ter/.view-sokolov_art.txt.0.html

post-68-1242904876_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

С мандалами вообще можно "играться" по-разному - можно сделать что-то вроде динамической медитации с песком - ( монахи творят мандалы из цветного песка), вообще песок - очень хороший материал для терапии. В Израиле есть целое направление "терапия песком с детьми".

Нужно будет почитать про творение мандал из песка монахами... Монахи относятся к окружающему проникновенно...и здорово, что арт-терапия идет по пути проникновения..

Песок интересный материал, он позволяет создавать задуманное, видоизменять, разрушать и снова создавать. У ребенка формируются навыки созидания, умение самому формировать реальность, что помогает ему в жизни. Тем более, песок приятен на ощупь.

Мандалы из песка и из различных материалов, которые можно потрогать, пощупать, также полезны в работе с незрячими детьми.

Link to post
Share on other sites

Изотерапия является хорошим способом разгрузки подсознания посредством отреагирования.

Увеличивает внутреннюю свободу.

Помогает в борьбе с бессонницей, если она происходит от тревоги, вызванной вытесненными проблемами....

это точно...изотерапия помогает выразить свои нежелательные эмоции, мысли и освободиться от них...
Link to post
Share on other sites

Песочная терапия

 

"Часто руки знают, как распутать то,

над чем тщетно бьется разум"

К.Г.Юнг

 

Метод sandplay (дословно - песочная игра) представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, надеемся, перспективное будущее.

Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.

 

Песок - необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Так мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Можно сказать, что ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.

 

Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:

- различные формы нарушений поведения

- сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками

- психосоматические заболевания

- повышенная тревожность, страхи

- сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа)

- неврозы.

 

Самым важным аспектом песочной терапии является возможность обращаться через любимую игру к детской части. Мы ищем контакт с тем, что в нас спонтанно и наивно. "Он (архетип ребенка) воплощает жизненные силы, находящиеся вне ограниченных пределов нашего сознательного разума; воплощает пути и возможности, о которых наше одностороннее сознание не имеет никакого представления... Он выражает самое сильное и непреодолимое стремление каждого существа, а именно – стремление к самореализации". (К.Юнг)

post-68-1242914906_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Песочная Мандала

 

Постройка Мандалы – проекции божественной обители, из песка или цветных порошков является традиционной формой буддизма пришедшей в Тибет из древней Индии. В Тибете, это искусство называется 'dul-tson kyil-khor' – 'мандала из цветного порошка'. В течение нескольких дней миллионы зерен песка будут кропотливо положены в соответствующие места на плоской платформе. И по завершении для того, что бы символизировать непостоянство всего что существует, мандала будет разрушена. Цветные пески, будут собраны и высыпаны в близлежащую реку, из которой воды разнесут позитивные энергии по всему миру. Если это необходимо, монахи могут сохранить мандалу, хотя это нетрадиционно. Наиболее часто используемое вещество, в создании мандалы – окрашенный песок. Другие применяемые вещества: порошки из цветов, зерен, и также порошки и красители из минералов. В древности, также использовались порошки из драгоценных и полудрагоценных камней. Таким образом, ляпис лазурь использовался как синий порошок, рубины как красный, малахит как зеленый и т.д.

 

Вообще, все мандалы имеют внешнее, внутреннее, и тайное значение. На внешнем уровне они представляют мир в божественной форме; на внутреннем уровне, они представляют карту, по которой обычное человеческое сознание преобразовывается в пробужденное сознание; и на тайном уровне, они показывают исконно совершенный баланс тонких энергий тела и тонкого уровня сознания. Создание мандалы из песка, как считают, производит очистку и излечивающий эффект на всех этих трех уровнях.

 

Создание песочной мандалы начинается с церемонии открытия. Монахи освящают место, в котором намеренны построить её через чтение мантр сопровождаемое флейтами, барабанами и др. музыкальными инструментами. Затем на деревянную платформу наносится схема мандалы. Следующие дни накладываются цвета. Песок льется на платформу из узкой металлической трубки называемой 'чакпур', которую трут другим чакпуром, создавая достаточную вибрацию для зерен песка, что бы они могли просачиваться через тонкий конец. Два чакпура символизируют союз мудрости и сострадания. Мандалы создаются всякий раз, когда возникает потребность в восстановлении окружающей среды и улучшения условий жизни живых существ. И поэтому монахи создают эти мандалы повсюду, где это потребуется.

 

Создание и разрушение мандалы из песка

post-68-1242915191_thumb.jpg

post-68-1242915208_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Воздействие музыки на организм человека

Ндя...

Такая знакомая вроде картинка...

Не понятно только - как подбирались инструменты.

Но если это понять - то выйдем на прямые связи с

мед-астрологией.

 

В принципе - связями планет и Знаков с телом занимались

давным давно.

 

2.jpg

 

2_1.jpg

 

astro.jpg

Link to post
Share on other sites

Музыкальный момент

 

Влияние музыки на психическое состояние человека было отмечено в древнейшие времена и использовалось нашими предками в самых разных целях.

 

 

Обширно музыкальное воздействие применялось в религиозных обрядах мировых религий и разнообразных культах. Так, например, в культе Вуду использовался особый музыкальный ритм в сочетании с заклинаниями, который вводил человека в состояние транса или экстаз, то есть значительно менял состояние его сознания и снижал критичность восприятия реальности. Нечто подобное применяется и в шаманских практиках.

 

Важнейшие инструменты шамана – бубен и варган. С помощью бубна, удары в который совпадают с ритмом сердца самого шамана и становятся то чаще, то реже, и осуществляется ритуал камлания. Другой спутник шамана – варган – считается одним из древнейших музыкальных инструментов и в разных формах встречается у многих народов мира. Вибрации варгана, как и ритм бубна, вызывают состояние транса. Используемый в католических соборах орган также является мощным источником звуков, оказывающих психологическое воздействие на человека. Причисляют к ним и колокольный звон.

 

Однако религиозная сфера – далеко не единственная область, где нашими предками использовалось влияние музыки на психику. Так, например, ритм воинских маршей для длительных переходов должен быть чуть медленнее нормальной работы человеческого сердца, это позволяет снизить чувство усталости. Напротив, парадные марши должны быть более энергичны и бравурны. Кроме того, отмечено, что спокойная народная музыка самых разных стран и культур оказывает умиротворяющее, позитивное воздействие.

 

Лечение музыкой

Лечебное влияние музыки было отмечено с древнейших времен. В Древнем Египте с помощью пения хора лечили бессонницу, а в Древней Греции посредством звуков трубы избавляли от радикулита и расстройств нервной системы. Конфуций считал музыку эффективной для смягчения народных нравов. Современная же музыкотерапия стала развиваться во второй половине прошлого века. Она используется в коррекции эмоциональных отклонений и состояний (страха, тревоги, усталости).

 

Влияние музыки на физиологические процессы нашего организма стало предметом исследования ученых разных стран. Ими были сделаны открытия, на которых впоследствии и была основана музыкотерапия как дисциплина. Так, было подтверждено, что:

• при восприятии музыки происходят изменения в центральной нервной системе;

• прослушивание негромкой мелодичной музыки оказывает успокаивающее воздействие;

• энергичная музыка с четким ритмом умеренной громкости дает тонизирующий эффект;

• мажорная музыка быстрого темпа учащает пульс и увеличивает тонус мышц;

• при прослушивании музыки происходит нормализация мозгового кровообращения;

• музыка влияет на уровень различных гормонов в крови – например, может повысить содержание эндорфина;

• музыка способна влиять на общую подвижность и координацию организма;

• музыка изменяет восприятие времени;

• музыка может улучшить память и обучаемость.

 

Учеными было доказано, что воздействие музыки зависит и от вкусов и предрасположенности самого слушателя. Мелодии, которые нам субъективно нравятся, способствуют нормализации артериального давления, в то время как нелюбимая музыка дает противоположный эффект (сужение сосудов, перебои сердечного ритма).

 

По-разному влияет на нас мажорная и минорная музыка. Мажорная вызывает светлое и радостное настроение, минорная же связана с грустью, печалью. Однако иногда она вызывает и активное состояние – например, в случае, если выражает драматические переживания.

 

Большое значение имеет и совпадение музыкального ритма и Ваших естественных ритмов. Так, например, если Ваша деятельность спокойна, нетороплива, размеренна, то аналогичный музыкальный фон сделает ее более эффективной, а если Вы неуравновешенны и порывисты, то резкая, энергичная музыка будет поддерживать это состояние.

 

Что будем слушать?

Какие же произведения и звуки наиболее эффективно воздействуют на нас?

 

Религиозная и обрядовая музыка, безусловно, успокаивает и умиротворяет. Особенно здесь можно выделить григорианские хоры и колокольные звоны. Сейчас в продаже есть разнообразные записи, среди которых можно подобрать что-либо по своему вкусу. Для увлекающихся культурой востока, вероятно, окажутся привлекательными обрядовые буддистские мелодии.

 

Классическая музыка используется наиболее часто. Она нормализует давление и работу сердца, повышает иммунитет, избавляет от тревожных состояний. Произведения Баха универсальны. Мелодии Бетховена подходят для избавления от меланхолии, апатии, стрессов. Музыка Чайковского имеет сильный эмоциональный заряд, способна быть источником энергии.

 

Самой полезной считается музыка Моцарта, что неоднократно подтверждено исследованиями. Его произведения рекомендуются при стрессе, головной боли, для эффективного усвоения какого-либо материала, причем эффективны все произведения этого композитора. В ходе одного из исследований влияние его музыки сравнивалось с влиянием произведений других композиторов и выяснилось, что она воздействует на значительно большее количество участков коры головного мозга. Особенно рекомендованы «Соната для двух фортепиано» (до-мажор) и Сто сорок первая симфония (ре-мажор).

 

Джаз и блюз способны нормализовать настроение и повысить Вашу общительность. Африканские мелодии активизируют физиологические процессы, регулируя их ритм. Подобным эффектом обладает и румба, и другие ритмичные латиноамериканские мотивы, а также мелодии фламенко.

 

А вот какие произведения могут помочь при определенных проблемах.

 

Для снятия общего эмоционального напряжения. Звуки флейты, скрипки, фортепиано. Вальсы (например, Штрауса). Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония». Произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6», Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Дебюсси «Свет луны». Подходят также этнические композиции.

 

Для улучшения общего настроения. Произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармен», часть 3.

 

Для снижения тревожности и неуверенности. Народная и детская музыка. Шопен «Мазурка», «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».

 

Для поднятия тонуса, энергичности, усиления активности. Хорошо подходят марши. Чайковский «Шестая симфония», часть 3. Бетховен «Увертюра Эдмонд», Лист «Венгерская Рапсодия» 2.

 

При мигрени, головных болях. Моцарт «Дон Жуан», «Симфония №40», Лист «Венгерская Рапсодия» 1, Хачатурян «Сюита Маскарад», Гершвин «Американец в Париже».

 

Если Вы почувствуете, что музыкотерапия действительно эффективна для Вас, постарайтесь найти «свои» мелодии – возможно, малоизвестные, но оказывающие нужный эффект именно на Вас. Это может быть, конечно, не только этническая или классическая музыка. Так, например, из современных исполнителей отмечено положительное влияние мелодий Б. Адамса, Т. Тернер, группы Eagles, оркестра Поля Мориа.

 

Определенная музыка может быть фоном для работы, требующей повышенной концентрации, только она должна звучать негромко, еле слышно для Вас.

 

Автор: Анна Битько

Link to post
Share on other sites

ДЛя тех, кто готовится стать мамой...

«Я пою тебе, мой нерожденный малыш...» (дородовая музыкотерапия)

 

Номер газеты: январь 2007

Автор: Ефимова В.

 

Трудно найти средство, более универсальное и благотворное по силе воздействия, чем музыка. Потребность в ней мы ощущаем и в мгновения счастья и в минуты печали, она помогает находить общий язык между незнакомыми людьми и снимать физическое и нервное напряжение. Но музыка действует на человека задолго до его рождения. С помощью музыки мама и будущий ребенок могут активно и плодотворно для обоих общаться уже с первых недель беременности! Впервые в нашей стране это доказал доктор медицинских наук и кандидат психологических наук Михаил Львович ЛАЗАРЕВ. Его метод по рекомендации Минздрава успешно внедряется в женских консультациях многих российских городов.

 

— Что же такое пренатальная, или дородовая, музыкотерапия? — спросили мы у руководителя лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава М.Л.Лазарева. И услышали следующее.

 

Музыка была союзником врачей еще в глубокой древности. Например, в Древнем Египте расстройства сна лечили пением хора. В Древнем Китае беременным женщинам рекомендовали многочасовое пение. В Полинезии до сих пор будущие матери занимаются специальными танцами и ритмическими движениями.

 

Каким образом музыка влияет на женщину и еще не рожденного ребенка? В чем вообще секрет ее целительного воздействия? Чтобы понять это, нам придется пойти вслед за Сальери и, так сказать, поверить гармонию алгеброй — рассмотреть три основных фактора влияния музыки.

 

Первый, самый ощутимый — это эмоционально-психологический фактор. Музыка сразу же вызывает у нас какие-то чувства и настроения, ассоциации и образы. Окунаясь в мир музыкальной гармонии, беременная женщина проникается положительным эмоциональным настроем, легко и естественно избавляется от нервного напряжения и стрессов.

 

Второй фактор — физиологический. Это то, что происходит под воздействием музыки внутри человеческого организма. Сейчас на основе физиологического фактора создается множество оздоровительных методик. Доказано, например, что пение изменяет ритм и высоту дыхания, вызываемые им сокращения диафрагмы стимулируют кишечник, все это активизирует обменные процессы. При прослушивании музыки в работу включаются и другие физиологические механизмы. Заведующий кафедрой цитохимии НИИ педиатрии РАМН Р.П.Нарциссов экспериментально доказал, что воздействие музыки достигает даже уровня клетки! Таким образом можно влиять на все функции организма.

 

Научные открытия последних десятилетий позволили выявить наличие третьего, очень мощного фактора воздействия — физического. Речь идет о звуковой вибрации. Например, Пифагор видел Вселенную как громаднейший прибор с одной струной — монохорд, в древнеиндийских ведах обоснована возможность соединения человека и Космоса через мантры. Сегодня достоверно подтверждено, что вибрация звуков вызывает соответствующие резонансные колебания во всех внутренних органах, системах и тканях. В России даже создан прибор, позволяющий определять спектр таких вибраций в организме во время пения.

 

Пренатальная музыкотерапия учитывает значение всех трех факторов воздействия мелодий на организм человека, но звуковым вибрациям отводит ведущую роль. Я думаю, что со временем все придут к такой оценке. Ведь ухо человека имеет 21 тысячу нервных рецепторов, из которых мы используем лишь 14. Не случайно ночью глаза закрываются и отдыхают, уши же открыты постоянно...

 

Современная медицинская аппаратура позволила установить, что у четырехнедельного зародыша появляется сердечная пульсация, а с восьмой недели у него отмечается бурный рост клеток мозга. В четырнадцать недель внутриутробный ребенок начинает реагировать на звук — он слышит все, что происходит не только внутри мамы, но и вокруг нее, только приглушенно. Музыка же вызывает наиболее выраженные колебания околоплодной жидкости. Есть мнение, что с нею резонирует сердце будущего ребенка — первичный биологический регулятор всех процессов развивающегося организма, генератор импульсов, на которые настраивается мозг.

 

Все сказанное — теория. Но будущая мама, занимающаяся по нашему методу, постигает ее на практике. Когда она поет для неродившегося малыша, то передает через песню свои чувства и эмоции; вокал, сочетаемый с ритмическим движением, тренирует ее дыхание, стимулирует работу всех органов и систем. В заданную матрицу дыхания и сердечного ритма матери попадает и ребенок. Таким образом возникает их гармоничное психофизиологическое взаимодействие, благотворное и для здоровья женщины, и для развития плода.

 

Отсутствие вокальных данных и музыкального слуха у женщины никакого значения не имеет: для малыша голос матери — самый прекрасный из звуков. Но если в первый триместр беременности большее значение имеет вибрация, то в дальнейшем интеллектуальная доминанта возрастает, — ведь к семи месяцам ребенок уже все понимает.

 

В частности, «Сонатал» (так называется наш метод) помогает женщине и ребенку сформировать те биоритмы, которые будут определять его жизнь после рождения. Наша мама пробуждается очень рано и что-нибудь съедает, в течение дня она питается также дробными порциями, приспосабливаясь к режиму кормления будущего малыша. При этом она нараспев комментирует каждое свое действие, бережно вводя ребенка в ожидающий его мир. К примеру, она поет песенку пробуждения, чтобы мелодия ее голоса сразу же успокаивала малыша, (обычно на рассвете с изменением гелиомагнитного фона младенцы плачут), во время еды она поет нечто вроде «мы с маленьким хотим есть», «вот сейчас мы едим яблочко, оно красное, упругое, в нем много полезных витаминов», она хвалит ребенка за хороший аппетит, поглаживая нежно живот и напевая ему. Спустя какое-то время женщина готовит малыша ко сну и поет колыбельные, передавая ему свою любовь и нежность, в которых плод нуждается не меньше, чем в плацентарном питании.

 

Как рассказывают мамы, малышам очень нравится песенное сопровождение всех действий, и они реагируют на него шевелениями. Но, конечно, пренатальная музыкотерапия немыслима без хорошей профессиональной музыки — мы рекомендуем мамам слушать ее каждый день не меньше получаса. Опыт показывает, что более всего внутриутробным младенцам нравится музыка Моцарта, Чайковского, лирика Шопена, «Лунная соната» Бетховена. А вот импрессивные композиции того же Бетховена, Вагнера, Шнитке их чрезмерно волнуют. Причем мощнее воздействует не записанное, а «живое» звучание оркестра. Вот как отзываются о посещении концертов беременные женщины.

 

Мария Севостьянова, 39 недель: «Этот концерт с разнообразием профессиональных голосов и инструментов был просто необходим для поднятия моего тонуса. Ребенок тоже благоговейно затих. Мы оба получили необыкновенное удовольствие».

 

Ирина Штабцова, 27 недель: «Я считаю, что мой ребенок уже сейчас не только начал понимать музыку, но и выбирать, что ему нравится. Это он демонстрирует своими движениями. Мне кажется, он способен даже влиять на меня, переубеждая в чем-то».

 

Каждодневное общение с музыкой, пение, дыхательные ритмические упражнения и другие занятия по системе «Сонатал» помогают нашим мамам легко и безболезненно рожать, а детишкам — быстрее и успешнее развиваться. Они опережают своих ровесников в первых реакциях на звуки, быстрее различают их, скорее произносят первые слова. Они не страдают нервной возбудимостью, спокойны и улыбчивы. Подрастая, такие дети проявляют разносторонние способности и отличаются здоровым оптимизмом.

 

 

* * *

 

 

 

 

Лечение звуком

 

 

- По мнению Авиценны, звуки, построенные в гармонически связанную композицию, могут возносить душу и придавать телу силу.

 

- Древние врачеватели считали, что музыкальные инструменты исцеляют от различных душевных и физических недугов: скрипка лечит меланхолию, альт — неврозы, арфа помогает при истерии, флейта — при заболеваниях бронхо-легочной системы.

 

- Русские ученые И.М.Сеченов, С.П.Боткин и И.П.Павлов открыли, что с помощью музыки можно регулировать десинхронные ритмы, возникающие в мозгу при стрессе.

 

- Президент Ассоциации аюрведической медицины США Д.Чопра считает, что хорошая музыка должна звучать в комнате даже во время отсутствия хозяев, чтобы заряжать атмосферу здоровой биоэнергетикой.

 

- Проведенными исследованиями доказано, что звуковые ритмы благотворно воздействуют на обменные процессы в организме животных и растений. Поэтому, в частности, куры под музыку Баха и Шопена увеличивали яйценоскость. А коровы — надои молока.

 

- Музыкотерапевты определили, что от головной боли помогают «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена, «Американец в Париже» Гершвина; раздражительность снимают «Лунная соната» Бетховена, «Кантата № 2» и «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна; стойко снижают кровяное давление музыка из балета «Лебединое озеро» Чайковского, ноктюрн ре-минор Шопена и концерт ре-минор для скрипки Баха.

 

- Древнетибетская медицина вывела зависимость произнесения звуков и активизации работы внутренних органов.

 

Так, звук «И», заставляя вибрировать голосовые связки и гортань, выводит из тела вредные вибрации, улучшает слух.

 

Когда мы произносим звук «Н», вибрации подвергается головной мозг, активизируется работа правого полушария, отвечающего за творческие способности, и лечатся болезни мозга.

 

Звук «Е» — чистильщик нашего организма. Он создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.

 

Многократное произнесение звука «Я» избавляет от боли, гармонизирует работу всего организма.

 

Звук «Х» — очищающий. Поэтому, по древним повериям, когда мы смеемся «ха-ха, хо-хо», то не только отгоняем злых духов, но и очищаем тело и душу.

 

Сердечникам полезно укреплять сердце коротким произнесением звуков МММПОММ и более продолжительным ОМ-МАНИ-ПАДМЕХУМ (на одном дыхании).

 

При заболеваниях печени, желчного пузыря, сухожилий и глаз нужно произносить звуки «ГУ-О».

 

Повторение звука «Ю» помогает оздоровлению почек, мочевого пузыря и костной системы.

Link to post
Share on other sites

Интересная тема. Что определенная музыка мне настроение поднимает, давно заметила. И еще произвольное движение под любимую мелодию. Читала раньше еще, что полезно как для психики, так и для физического тела, от "зажимов" разных освобождает :)

А еще стихи писала, легче становилось в моменты печали )). Тоже своего рода терапия, не знаю, можно ли сюда отнести.

Link to post
Share on other sites

Кстати о песке и Юнге. К.Г. Юнгу именно песок, а точнее - строительство замков из песка помогло выйти из тяжёлого депрессивного состояния.

Link to post
Share on other sites

Ндя...

Такая знакомая вроде картинка...

Не понятно только - как подбирались инструменты.

Но если это понять - то выйдем на прямые связи с

мед-астрологией.

 

В принципе - связями планет и Знаков с телом занимались

давным давно.

"Учёные сверили показания состояния внутренних органов после звучания определённых музыкальных инструментов и создали таблицу инструментов и тех зон, на которые они благотворно влияют". - говорит Павел Дручинин, ведущий передачи "В стране Орфея" по данным детского сайта, но саму передачу я не нашла...вероятно там интересные сведения. Но таблица муз. инструментов может быть совершенно другая...
Link to post
Share on other sites

Интересная тема. Что определенная музыка мне настроение поднимает, давно заметила. И еще произвольное движение под любимую мелодию. Читала раньше еще, что полезно как для психики, так и для физического тела, от "зажимов" разных освобождает :)

А еще стихи писала, легче становилось в моменты печали )). Тоже своего рода терапия, не знаю, можно ли сюда отнести.

От зажимов разных музыка (и танец, особенно произвольный) освобождает - это точно, поэтому она очень полезна:)

стихи тоже терапия...насколько я поняла (интересуюсь арт-терапией не так давно), терапевтическим средством по сути может быть всё...

мне стихи в момент печали помогали выразить какое-то чувство, от которого тяжело...это помогало (и помогает)...своего рода созидание:)

правда я их не часто пишу...где-то не умею, где-то не выразить то, что возможно невыразимо...

Link to post
Share on other sites

Кстати о песке и Юнге. К.Г. Юнгу именно песок, а точнее - строительство замков из песка помогло выйти из тяжёлого депрессивного состояния.

так что пора создавать на садовом участке или на балконе (в какой-нибудь емкости) небольшую песочницу...и избавляться от тяжелых состояний в момент их появления...
Link to post
Share on other sites

Мне кажется любая деятельность, связанная с самовыражением влияет благотворно..., если в удовольствие.

Налаживание контакта со своим глубинным естеством... или восстановление утерянного...

Цельность появляется...

Link to post
Share on other sites

Танцевально-двигательная терапия

 

Танцевально-двигательная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

Танцевально-двигательная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения и межличностного взаимодействия.

Цель танцевально-двигательной терапии – осознание собственного тела, создание его позитивного образа, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.

 

Танцевально-двигательная терапия помогает обрести свободу и выразительность движения, развить подвижность.

Коррекционное воздействие танцевально-двигательной терапии основано на важной роли в жизни человека его собственного тела, которое является основным средством познания. Это способ существования в мире. То, что человек чувствует, можно прочесть по положению тела. Эмоции – это телесные проявления, это движения или жесты внутри тела, обобщенный результат которых – некое внешнее действие. Через тело человеку легче выразить свои чувства, свое состояние, чем через слова и сознание. Изменяя положение тела, человек изменяет и душевное состояние.

 

В танцевально-двигательной терапии нужно придавать большое значение тому, как человек двигается и что он в этот ощущает. Любое движение стимулирует высвобождение чувств. Движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.

Движения под музыку называются танцем. Танец – самая древняя форма творчества, поскольку в первобытном обществе с помощью танца человек выражал свое отношение к окружающему миру, пытался понять его и оказать на него воздействие. Возникновение танца и его развитие на протяжении тысячелетий связано с его полифункциональностью, с тем, что он отвечает целому спектру потребностей человека и общества.

 

Танец выполняет следующие функции:

1. Терапевтическая функция. Во время танца происходит катарсическое высвобождение сдерживаемых, подавляемых чувств и эмоций, в том числе социально нежелательных. Танец способствует моторно-ритмическому выражению, разрядке и перераспределению избыточной энергии, активизации организма, уменьшению тревожности, напряжения, агрессии. Помимо этого танец оказывает оздоровительное воздействие и способствует саморегуляции организма.

2. Функция общения. Через танец происходит познание людьми друг друга, межличностное взаимодействие. Также танец способствует формированию и развитию отношений между людьми.

3. Социально-психологическая функция. С помощью танца создается образ партнера и группы, запускаются процессы интерпретации и диагностики отношений.

4. Социокультурная функция. Через танец выражаются социальные ценности, общественные установки и социальные мотивы.

 

Основные принципы танцевально-двигательной терапии:

1. Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танцетерапевта главнейшим постулатом служит утверждение, что тело – это зеркало души, а движение является выражением человеческого «Я». Делая более гибким тело, человек делает более гибкой и душу, и наоборот.

2. Танец – это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.

3. Холистический принцип, то есть принцип целостности, где триада «мысли-чувства-поведение» рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других.

4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект.

5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

 

Основные задачи танцевально-двигательной терапии:

1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое, эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них.

2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела.

3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевально-двигательные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. Танец создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.

4. Помощь членам группы в налаживании контакта с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом подходе к движению под музыку танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником напряжения.

5. Создание «магического кольца». Занятия в группе подразумевают совместную работу участником, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, компоненты которого образуют замкнутый устойчивый комплекс – «магическое кольцо».

 

Помимо вышеперечисленных решаются также и следующие задачи:

• повышение двигательной активности;

• коммуникативного тренинга и организации;

• социотерапевтического общения;

• раскрепощения клиента;

• поиска аутентичных путей развития.

 

Виды танцевально-двигательной терапии:

• индивидуальная;

• диадная (парная);

• терапия в малых группах;

• групповая.

Наиболее часто встречается на сегодняшний день групповая форма работы, которая отличается наибольшей эффективностью, так как чаще всего в нее включены методы индивидуальной и парной танцевально-двигательной терапии.

 

Эффективность применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы заключается в следующем:

1. Танцевать или двигаться может каждый человек, вне зависимости от возраста, пола, социального положения, уровня образования, ценностей, установок и даже здоровья (не считая случаи обездвиживания);

2. Использование танцевально-двигательных техник позволяет:

• провести диагностику как отдельной личности, так и группы в целом (выявить стереотипы движения, мышечные зажимы, проблемные зоны);

• снять напряжение (первичное – в начале группы или постоянное, принесенное на группу из социальной жизни);

• приобрести новые паттерны движения, способствующие эффективному взаимодействию с собой, миром и людьми посредством изучения себя и подражания другим;

• изменить стиль общения с окружающими;

• научиться осознавать свои и чужие желания, чувства, поступки, посредством анализа движений;

• достаточно быстро создать атмосферу доверия, способствующую развитию групповой сплоченности.

3. Изменение движений приводит к изменению качества личности, проявлению индивидуальности, искренности, спонтанности, принятию себя, и, как следствие, происходит изменение установок, стереотипов коммуникаций.

 

Киселева М.В. "Арт-терапия в практической психологии и социальной работе"

post-68-1243360037.gif

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...