Перейти к публикации
Форум - Замок

Арт-терапия


Рекомендованные сообщения

проходила курс по Арт-терапии.Очень понравилось.Песочная терапия может быть заменена работой с манкой-на ощупь приятнее,а структура почти та же.

Ув.Автор темы.Теоретическую часть мы и в инете почитаем,если есть-выкладывайте по практике.У меня тоже есть несколько методик,обменяемся.

В Арт терапии используется также-работа на сжатой бумаге,Акватипия(работа гуашью),гримм,глина,танцевально-двигательная терапия,телесно-ориентированная терапия,фольга.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Практики у меня было немного, несколько занятий с группой ребят с нарушенной функцией зрения. Занятия включали четыре вышеприведенные технологии. По изотерапии занятие на создание талисмана-хранителя, музыкотерапии - игра на музыкальных инструментах и музыкальных предметах по кругу, а потом одновременно, сказкотерапии - сказка с элеметами игры (проигрывание одного эпизода сказки) и сочинение сказки группой по заданному сюжету-основе, танцетерапии - упражнения под музыку в кругу.

Конечно, обо всем, что повествуется в теме можно прочитать в инете и в книгах, мне просто интересна арт-терапия, поскольку воздействие творчества на мой взгляд имеет свои уникальные стороны, и я выкладываю некоторые статьи, части книг по этой теме, возможно кого-то они заинтересуют и, если он захочет более подробно узнать об арт-терапии, то прочитает о ней в книгах и инете. Если вы выложите что-нибудь по практике,будет очень интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мне удалось пройти один семинар по арт-терапии. На нем мы рисовали "сырым по сырому". Намачиваются доска (двп) и лист, лист протирается на доске от центра к периферии (губкой), чтобы убрать пузырьки. Шесть крышечек, в которых краска: сине-голубая, синяя, красная (с розоватым оттенком), красно-оранжевая, желтая золотая, желтая лимонная. Банки с водой 2: одна больше по размеру для грязной воды и другая поменьше для чистой воды. Кисть промывается каждый раз, когда нужно снова окунуть ее в краску: промывается сначала в большой банке с грязной водой (с грязной - потому что вода здесь быстрее загрязняется, а в другой банке остается долгое время чистой), отжимается, а потом в банке с чистой водой и тоже отжимается. Кисть нужно держать тремя пальцами. Рука с кистью должна двигаться свободно, для этого нужно, чтобы локоть был поднят над столом и не прижат к телу, а находился в воздухе. Ведущий семинара Девид попросил нарисовать спящий синий. Затем он на своей доске нарисовал синим витые черточки, смотрящие вверх и спросил:"Это спящий синий?" Мы ответили, что нет. Тогда он нарисовал синюю линию, но прерывистую и еще раз спросил: "А так?" Мы снова ответили нет. Тогда он нарисовал прямую полосу. Это был спящий синий. Потом желтым золотым мы нарисовали танцующий желтый. Ведущий изобразил его закругленными черточками по всему листу. Затем добавили желтого лимонного и посмотрели насколько он воспринимается легче желтого золотого. Потом бледный красно-розовый нанесли на верх листа. Желтый соединили с синим, получился зеленый. Нарисовали на зеленом синие волны. А затем из волн сделали холмы. Одни холмы рисовали снизу вверх, другие наоборот. Солнце изобразили между холмами.

Когда рисовали парами, было задание поиграть на бумаге, словно нам 5 лет. Каждому даны 2 цвета (одному красно-розовый и красно-оранжевый, другому сне-голубой и синий). Потом смотрели: кто-то все-таки изображал симметричные узоры, рисунки, а кто-то просто делал различные мазки, активно игрался краской, что более свойственно возрасту 5 лет.

На коллективном занятии мы рисовали пейзажи. Поставили столы в длину, на них положили длинную бумагу, намочили ее. Каждый выбрал себе один цвет. Ведущий объяснил, где должны быть горы, где течет горная река и где она растекается. Когда мы нарисовали, оказалось, что горы выглядят гораздо бледнее, чем устье реки. Те, кто рисовал горы, сделал их выразительнее, а кто реку - сделал ее ровнее и бледнее. Затем Девид предложил нарисовать фермы, лодки, корабли - населить местность людьми. А потом изобразить век развития технологий - фабрики, заводы, самолеты, нефтяная вышка, много дыма, загрязнения...

Ведущий семинара - Девид Ньюбет окончил институт лечебной педагогики и социальной терапии в Шотландии (или Швейцарии, к сожалению, не запомнила...). Институт лечебной педагогики и социальной терапии существует и в Санкт-Петербурге. Институт основывается в своей работе на принципах антропософской лечебной педагогики, которая определяет «нарушение в развитии», как потребность в душевной заботе и развивает собственную теорию воспитания, образования, развития и терапии на основе антропософского учения о человеке Рудольфа Штайнера.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Немного об антропософии...

 

Антропософия

 

"Антропос" по-гречески - человек, "София" - мудрость. Мудрость о человеке. Рассматривается состав (тело, душа, дух), предназначение, судьба человека. Но не только современного человека. Имеется в виду нечто гораздо большее: человек в масштабе эволюции, в его взаимоотношениях с духовными иерархиями. Эту древнюю, но вечно юную мудрость в современной форме открыл людям Рудольф Штейнер (1861-1925). Антропософия - это не религия и не философия. Общее с ними лишь то, что обе они относятся к душевной и мыслительной части существа человека. Религия устанавливает внутреннюю, душевную связь с Богом и с любым объектом поклонения. Философия познает действительность благодаря мышлению, логическим умозаключениям.

Антропософия - это духовная наука.

Антропософия - это эзотерическое христианство.

Антропософия признает эволюцию, перевоплощение и карму.

Антропософия есть метод достижения сверхчувственного сознания.

Расшифруем эти тезисы. Что значит духовная наука? Весь материальный мир пронизывает дух, как субстанция, все предметы связаны с духовными сущностями. Антропософия изучает закономерности этих связей, первооснову и движущую силу предметов и явлений, любые изменения в мире материи являются отображением происходящего в области духа. Многие оккультные школы подходят эмпирически к сверхчувственным явлениям, дают локальные, не всегда убедительные их объяснения. Главное для них - не познание, а достижение видения, достижение сверх- способностей. Антропософия представляет собой цельную, гармоничную духовно-научную концепцию мироздания.

Антропософия нисколько не противоречит Священному писанию. Она проникает в эзотерические глубины и раскрывает истины христианства в той мере, в какой они могут быть восприняты на современном уровне сознания. Эзотерическое - значит скрытое, не воспринимаемое обычными органами чувств и выходящее за рамки рассудочного мышления.

В центре антропософского учения находится Христос, Бог, 2-я ипостась Святой Троицы. Христос, Логос, по воле Бога Отца сотворил человека и Вселенную, опустился на Землю и отдал себя в жертву, чтобы спасти человечество. "До скончания века" Он будет с нами, вливая живительные силы на трудном эволюционном пути. В теософии и в восточных оккультных школах Христа не считают Богом, ему отводится роль лишь одного из великих Учителей человечества.

Особое значение придает Антропософия личности. В результате многих перевоплощений и эволюционных метаморфоз в человеке раскрывается высшее, божественное Я. Искупив грехопадение, он становится богоподобной, творящей сущностью. Традиционное богословие тоже признает бессмертие человека, но не в духовном, а в душевно-телесном качестве. Оно отрицает эволюцию, перевоплощение душ и карму (воздаяние за поступки в прошлых жизнях). Судьба личности складывается в результате одной жизни, независимо от того, был ли это младенец или зрелый, человек, отвечающий за свои поступки. Одни вечно блаженствуют, другие вечно мучаются. В восточных учениях личность, Я человека в итоге эволюции растворяется в Абсолюте. Все многообразие жизни оказывается лишь майей (иллюзией).

Остро стоит в мире проблема добра и зла. Каждый из нас рано или поздно сделает свободный выбор между добром и злом, Христом или дьяволом. Зло вершат определенные существа, руководимые могущественнейшими духами - Люцифером и Ариманом. Обычно их именуют дьяволом или сатаной, неважно, действуют ли они отдельно или слиты воедино. В восточных представлениях зло не конкретно, размыто, выступает скорее как хаос, дисгармония в мироустройстве абсолютного Разума.

Центры мистерий древности готовили посвященных, которые приобретали знание о духовных мирах, получали от богов наставления, касающиеся земной жизни. Антропософский метод посвящения - это современный путь ученичества, когда при достижении ясновидения сохраняется я - сознание. Встать на путь посвящения - значит принять в сердце Христа, получить новый стимул для саморазвития и земных дел. При этом необходимы духовно-научные знания и тщательная моральная подготовка. Кто в этом смысле окажется готовым, может надеяться с помощью особых упражнений (медитации, концентрации и т.д.) войти во Врата Посвящения.

Практика антропософского, христиански ориентированного посвящения противостоит черному оккультизму, магии, любым люцеферическим и ариманическим влияниям.

Обо всем, что касается посвящения, можно прочитать в книгах Р. Штейнера "Как достигнуть познаний высших миров", "Порог духовного мира" и других.

В настоящее время семена духовно-научных знаний готовы прорасти повсеместно, во всех видах современной деятельности. И прорастают, и дают плоды, Особенно там, где еще при жизни Р.Штейнера и на основе его лекций возникли новые направления: в педагогике, сельском хозяйстве, медицине, искусстве.

Благодаря книгам и лекциям Р.Штейнера и его учеников, благодаря дальнейшему живому развитию антропософских идей в людях исчезает растерянность перед грозной действительностью, и мы обретаем уверенность в конечном торжестве добра и справедливости.

Дмитрий Корсаков

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А у нас было такое занятие с элементами сказкотерапии.Ведущий выбрал из колоды карт Таро -главные Руны.И раздал всем участникам занятия по одной.Потом началась история.Начинает ведущий,который держит Руну (что-то о начале жизни).дальше по кругу каждый должен продолжить сказку,используя свою Руну(может ввести нового персонажа или дать ему новое направление).И так по кругу пару раз.Получается очень интересно и необычно.Руны берутся и добрые и злые,что кому попадёт-предугадать невозможно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Действительно, необычное занятие, немного мистичное (всё-таки, как-никак, а карты Таро воспринимаются как относящиеся к магии, мистике...), думаю мне бы оно тоже понравилось ;)))))))))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Меня немного смущает то, что антропософия ( которая составляет основу обучения в институте лечебной педагогики и социальной терапии) имеет религиозное направление... а если антропософию, арт-терапию, эвритмию захотят изучать люди другой веры, тогда они должны будут плавно сменить эту веру?....или остаться при своей, но глубоко, с эзотерической точки зрения изучать христианство с помощью антропософии. Видимо, это глубокая вера Рудольфа Штайнера и он конечно считает ее неотделимой от духовной науки (антропософии). Но вот я задумываюсь, а хочу ли я естественное познание (арт-терапия и другое), непосредственный, прямой контакт с окружающим подстраивать под религию....и что-то меня останавливает сделать это...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сонц.

 

Ты не путаешь? Или - вас чему-то странноватому учат.

Я - не почитатель Штайнера. Но то, что довелось читать

и его произвелений - имеет к христианству отношения не

больше, чем книги Блаватской...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Основываясь хотя бы на том, что

Антропософия - это эзотерическое христианство.

Антропософия нисколько не противоречит Священному писанию. Она проникает в эзотерические глубины и раскрывает истины христианства в той мере, в какой они могут быть восприняты на современном уровне сознания.

Центры мистерий древности готовили посвященных, которые приобретали знание о духовных мирах, получали от богов наставления, касающиеся земной жизни. Антропософский метод посвящения - это современный путь ученичества, когда при достижении ясновидения сохраняется я - сознание. Встать на путь посвящения - значит принять в сердце Христа, получить новый стимул для саморазвития и земных дел.

Согласно учению Штайнера, Христос - это солнечный бог, пришедший на землю не для того, чтобы искупить человечество от греха, но чтобы помочь роду людскому найти правильный баланс между влияниями зороастрийских богов света и тьмы - Люцифера и Аримана. В откровениях Штайнера обычно смешиваются религиозные, научные и исторические аспекты. Его версии истории включают в себя главы о погибших континентах Лемурия и Атлантида, которые, как он утверждает, он прочел посредством "ясновидения" в мифических "хрониках акаши".

Но я мало читала Р. Штайнера, но вопрос возник судя по тому, что пишут об антропософии. Хотя, конечно, стоит познакомиться непосредственно с работами Р. Штайнера.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Знаешь...

 

Многие христиане неоднозначно относятся к астрологии,

т.к. священники ссылаясь на Библию говорят о запрете

на астрологию. Но в то же время - многие - сами занимаются

астрологией...или пользуются услугами астрологов...

 

Так и здесь, мне кажется...

Каждый пишет - что ему удобней.

Почитай самого Штайнера. У меня есть несколько его книг...

Нужно подвесить их в Библиотеке...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 недель спустя...

История и основные принципы танце-двигательной терапии.

 

1. История возникновения танце-двигательной терапии.

 

Корни танце-двигательной терапии восходят к древнейшим цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка (Langer, 1953). Тысячелетия в разных культурах существовали ритуальные танцы для лечения больных, оплакивания мертвых, празднования свадеб, побед. Подражая животным, охотники добивались воплощения в зверя, в результате чего появлялась уверенность, которая помогала успешной охоте. А воинские танцы способствовали подъему боевого духа настолько, что воины безоглядно шли в бой.

 

В танцах можно увидеть духовную жизнь каждого народа. Египтяне танцами изображали движение небесных светил, римляне плясали в честь богов. Отображением языческого танца и культа Солнца является хоровод, участники которого движутся в том же направлении, что и Солнце. В Древней Руси были распространены ритуальные пляски, сочетающиеся с катанием по росе, прыганием через костры, которые были приурочены к определенным временам года. А, например, подпрыгивания во время танцев служили подражательной магией, ибо танцующие так способствовали росту злаков. Древние греки вообще не сомневались, что человек от пляски становится лучше, совершеннее. Поэтому не случайно на земле Эллады одной из первых муз была Терпсихора - муза танцев. Греки даже могли танцевать философские трактаты. А в Африке до сих пор в некоторых племенах сохранился обычай вместо вопроса, к какому роду или племени принадлежит человек, спрашивают, какой танец он танцует (Колесников Л., Никитюк Б., Этинген Л., 1993). Танец выступает как сочетание физической, психической и эстетической деятельности. Например, индийский танец, в котором мельчайшее движение тела уже может рассказать целую историю. Согласно легендам, танец в Индии был порожден богом Шивой, одним из трех верховных богов в индуизме. Он является творцом Вселенной, поэтому, танцуя, он разрушает и одновременно создает жизнь заново (Курис И., 1994). Делая экскурс в историю, мы видим, что танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека. Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения. В Лейпциге создан "Танц-архив", в котором находится колоссальное количество собранной печатной, видео и изобразительной продукции, посвященной истории движения.

 

2. Развитие танце-двигательной терапии.

 

Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики (Рудестам К.,1990 ). В ХIХ веке танец стал формализованным средством выражения, примером чего служит классический балет. Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танце-двигательная терапия.

 

На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория (В.Райх, 1942; Г.Салливан, 1953), аналитическая психология К. Юнга (1961). Одним из главных достоинств танце-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. К.Юнг считал, что взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах. В литературе часто выделяется 4 основных фактора, которые способствовали развитию танце-двигательной терапии:

 

1) После II Мировой войны многим людям требовалась реабилитация: физическая и духовная. Танце-двигательная терапия способствовала этому. "Первой леди" в данном виде терапии считали Мэриан Чейс (Chace M.), которая работала в больнице св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия. Она развила танец в терапевтическую модальность. Работая с невербальными и психическими больными, добилась больших успехов. Пациенты, которые считались безнадежными, стали способны к групповым взаимоотношениям и выражению собственных чувств.

2) 50-е годы были открыты транквилизаторы. Танце-двигательная терапия выступила как альтернативная программа для лечения психических расстройств.

3) 60-е годы: "движение тренинга человеческих отношений", что способствовало работе с группами и разработке методов развития самосознания.

4) Исследования невербальной коммуникации, в том числе анализ коммуникативного поведения человеческого тела (Birdwhistell, 1970).

Представление о танце как коммуникации было развито танцовщицей Мери Вигман (Wigman): "Танец - это живой язык, которым говорит человек... Танец требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело" (Рудестам К, 1990, стр.245).

 

В 50-е - 60-е годы тоже стали использовать танец в качестве терапевтической модальности для лечения эмоциональных расстройств. Это Труди Шуп и Мэри Уайтхаус, Франческо Боус и Лилиан Эспинак. Работали они в разных направлениях, но их общими терапевтическими целями являлись: интеграция тела, ведущая к ощущению цельности, разделение группового и индивидуального выражения чувств, выражение эмоционального материала, включающего в себя конфликты, воспоминания и фантазии через символические действия.(Aronow S., McGeehan T., Stark A.)

 

Большое влияние на развитие танце-двигательной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как - позволим себе встать на точку зрения души - душа ничего не может значить без тела..." К.Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл "активным воображением", выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. "Душа и тело - не отдельные сущности, а одна и та же жизнь" (Фрегер Р., Фейдимен Д., 1996, стр. 76).

Также на развитие танце-двигательной терапии повлияла психоаналитическая теория, в частности, взгляды Вильгельма Райха на характер человека как защитный панцирь, сдерживающий инстинктивные сексуальные или агрессивные проявления человека. Райх полагал, что каждое проявление характера имеет соответствующую ему физическую позу, и, что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности и зажимов. По Райху, человек, освободившись с помощью. специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту. Своей теорией В.Райх положил начало многим известным системам, ориентированным на работу с телом с целью улучшения психологического и физического функционирования*, таким как:

1. Биоэнергетика А. Лоуена. Данный подход центрируется на роли тела в анализе характера. Лоуен был учеником В.Райха, его подход часто называют нео-райхианской терапией. Лоуен использует более приемлемые термины, чем Райх, например: "биоэнергия" вместо "оргона", поэтому "его работа встречает меньшее сопротивление..." (Фрегер Р., Фейдимен Д., 1996, стр. 141). Биоэнергетика включает в себя технику дыхания по Райху, многие из техник эмоционального раскрепощения по Райху, Но также использует технику напряженных поз для энергетизации частей тела, которые заблокированы. Напряжение увеличивается настолько, что человек в конце концов вынужден расслабить мышцы, "защитный панцирь". Биоэнергетика часто концентрируется на ногах и тазе, потому что "они - основание и опора эго-структуры. Посредством ног и ступней мы сохраняем контакт с единственной неизменной реальностью в наших жизнях, с землей, или почвой." (Фрегер Р., Фейдимен Д., 1996, стр. 141).

2. Структурная интеграция Иды Рольф (рольфинг) - система, стремящаяся вернуть телу правильное положение и линии. Целью данного подхода является восстановление мышечного равновесия и гибкости.

3. Техника Ф.Матиаса Александера. Основана на глубоких вытягиваниях мускульных фасций (связующая ткань, которая связывает и поддерживает мускулы и скелетную систему), сопровождаемых прямым глубоким воздействием, раскрывающая вредные привычки в держании и движениях тела, которые влияют на умственное, физическое и эмоциональное состояние человека. В основе подхода лежит идея о том, что предпосылкой свободных и естественных движений является естественное вытягивание позвоночника вверх. Автор создал специальные упражнения, которые позволяют освободиться от привычных напряжений. (Баскаков В., 1992)

4. Метод Фельденкрайза, предназначенный для восстановления естественной грации свободы движений. Работа Фельденкрайза направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые испорчены негативными привычками, напряжениями. Главным фактором в этом процессе автор называет "сознавание" своих движений и тела.

5. Система чувственного сознавания Шарлотты Селвер и Чарльза Брукча, направленная на изучение целостного функционирования человека в мире, личной экологии тела и чувств. В данном подходе авторы фокусируются на проблеме обучения отличать собственные чувства и ощущения от культурно и социально привитых образов. Большинство упражнений имеют медитативную ориентацию. В качестве примера рассмотрим более детально подход Фельденкрайза как пример работы с телом через осознание, так как проблемы осознанности образа "Я" являются одними из основных в психологии.

 

Фельденкрайз в своей работе "Сознавание через движение" рассматривает вопросы, связанные с образом "Я" и движением. "Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем по-разному, каждый в соответствии с тем образом себя, который он построил за годы своей жизни. Чтобы изменить образ действия, нужно изменить образ себя, который мы несем в себе" (Фельденкрайз, стр.11). Фельденкрайз выделяет 4 компонента образа себя: 1. Движение. 2. Ощущение. 3. Чувствование. 4. Мышление.

Соотношение этих компонентов в различных действиях у разных людей отличаются, но обязательно все 4 компонента должны присутствовать в каждом движении. Фельденкрайз приводит примеры для объяснения этого утверждения: "Чтобы ощущать - видеть, слышать, или ощущать тактильно - человек должен быть заинтересован, испуган или заметить нечто, что его касается. То есть он должен двигаться, чувствовать и думать" (Фельденкрайз, стр.12). Если хотя бы один из элементов действия уменьшается до исчезновения, существование становится под угрозу. Трудно поддержать жизнь без всякого движения. Нет жизни, если существо лишено всех ощущений. Без чувствования нет импульса жить: лишь чувство удушья заставляет дышать.

 

Автор говорит о том, что для изменения привычного способа действования требуется много сил, так как велика роль привычки. Многие части тела человек просто не осознает, а соответственно, не может включить их в новое действие, так как оно требует осознания.

 

По Фельденкрайзу, "полный образ себя" - это сознавание всех связок скелетной мускулатуры и всей поверхности тела - спины, боков, головы и. т. д. Это идеальное состояние и оно редко встречается. Человек действует в соответствии со своим субъективным образом. "То, как человек держит плечи, голову, живот, его голос, интонация, способ передвигаться, представляться и многое другое основывается на образе себя. Но, как считает автор, этот образ может быть урезан или раздут, в соответствии с той маской. которую человек хочет показать другим людям. Только сам человек может понять, что в его внешности - фиктивно, а что - подлинно, однако не каждый может оценить таким образом себя, и здесь может помочь опыт других.

 

По мнению Фельденкрайза, совершенствование движений - лучший способ совершенствования. Почему? Фельденкрайз выдвигает следующие основания:

1. Нервная система занята преимущественно движением

2. Качество движения легко различимо.

3. Опыт движения наиболее богат

4. Способность к движению существенна для самооценки

5. Всякая мышечная деятельность - это движение

6. Движения отражают состояния нервной системы

7. Движение - основа сознания

8. Дыхание - это движение

9. Основа привычки - движение.

 

Так как в головном мозге моторная часть коры близко расположена к тем структурам, которые отвечают за мышление и чувствование, и существует процесс диффузии, то значительные изменения в моторной коре дают параллельные изменения в мышлении и чувствовании. Фельденкрайз разработал методику работы с движением через осознавание, основанную на изложенных выше принципах.

Рассмотренные системы использующие работу с телом (body-work) можно рассматривать как одно из оснований (наряду с упомянутыми выше теоретическими и практическими основаниями) для развития танце-двигательной терапии, принципы которой будут представлены в следующей главе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3. Основные принципы и цели танце-двигательной терапии.

 

Основная задача танце-двигательной терапии - обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными, В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В отличие от подходов работы с телом (которые мы упоминали выше), в танце-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь. Танце-терапевт относится к телу как к эволюционирующему процессу. И еще важнейшее отличие танце-двигательной терапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т.е. недирективный стиль терапии). Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.

 

Джоан Смолвуд (Joan Smallwood), юнгианский аналитик и танце-терапевт, ученица Мери Уайтхаус и Труди Шуп, выделила три компонента терапевтического процесса:

1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных двойных сообщений, "double messages", когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).

2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).

3. Аутентичное движение (спонтанная, танце-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности). Аутентичное движение активизирует те части психики, которые К.Юнг описывал как части бессознательного. (Oppikofer R., 1976/77) Аутентичное Движение как метод танце-двигательной терапии, основанный на аналитической психологии К. Юнга, создала Мэри Уайтхаус (Whitehouse M.)

Джоан Смолвуд пишет о том, что "Танце-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного" (Оppikofer R., 1976/77, стр. 82). С помощью танце-двигательной терапии пациент может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей аутентичности в контакте с другими. В отличие от других подходов работы с телом, танце-двигательная терапия использует сны, образы или символы в работе с телом.

 

Танце-двигательная терапия - это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Танце-терапевт работает постоянно с собственным телом, используя его как инструмент, с

помощью которого он знакомится с невербальным миром клиента.

 

Танце-двигательная терапия, помимо движения, использует еще такие понятия как вес, пространство, время - для расширения и обогащения творческого и выразительного мира клиента. (Например, люди, которые не ощущают собственного веса, обычно имеют трудности в умении заставить своего партнера выслушать их) (Старк А., в сб. Танцевально-двигательная терапия, 1994).

 

Танце-терапевт концентрируется на взаимоотношениях терапевт - клиент, клиент - пространство, осознанные движения - неосознанные. Танце-двигательная терапия выступает в двух формах: индивидуальной и групповой.

 

Индивидуальная форма: исследование клиентом с помощью терапевта спектра своих движений, благодаря чему открываются невыраженные эмоции, которые были заблокированы в теле и освоение новых движений (замена старых, неадекватных форм реагирования)

Групповая форма: Процесс групповой танце-двигательной терапии основан на том, что терапевт направляет спонтанность движений участников, развивает их. Типичная групповая сессия включает в себя 3 части: разогрев, его развитие и завершение (такая структура характерна и для других видов психотерапевтических групп: психодрамы, гештальта и т.д.). (Хендрикс К., в сб. Танцевально-двигательная терапия,1994).

 

Разогрев помогает включиться в группу, лучше почувствовать свое состояние, центрироваться. Эмоциональные состояния участников группы выражаются и развиваются более полно на телесном уровне, интегрируя мысли, чувства и действия. В результате разогрева участники группы обычно чувствуют расслабление, координированность и готовность двигаться. Разогрев также способствует началу осознавания своих чувств и мыслей и их связи с телом и движениями. (Например: вытягивание плечей и рук может развиться в толкающее движение, связанное с желанием вытолкнуть что-то прочь, неприятную ситуацию или человека, с кем это связано). Повторяя и усиливая движения, терапевт помогает каждому участнику осознать чувства через обратную визуальную связь. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознаванию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них. Здесь терапевт должен быть очень чувствительным к происходящему в группе, чтобы не было эмоциональной и физической перегрузки, которая ведет к сопротивлению работе. Терапевт помогает привести процесс движения к завершению (3 часть группового процесса) с помощью вербальной обратной связи. Эта стадия способствует интеграции физического, эмоционального и когнитивного компонентов структуры Я.

Танце-терапевт выявляет и развивает текущие эмоциональные и психологические темы, соотнося их с личной историей каждого. Одна из главных тем групповой работы является "Как быть собой, находясь в контакте с другими людьми."

 

Раньше танце-двигательная терапия применялась почти всегда к людям с тяжелыми нарушениями. Сегодня же - все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия, самоактуализации, интеграции частей Я. Поэтому все больший интерес приобретают именно социально-психологические аспекты танце-двигательной терапии. Существует три основные области работы танце-терапевта:

1. Тело и его движения. 2. Межличностные отношения. 3. Самосознание

 

Целями терапии в первой области являются: активизация тела для того, чтобы помочь пациенту обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.

 

Во второй области танце-терапевт устанавливает базовый уровень коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия. групповой опыт позволяет увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь, которую человек получает через наблюдение за движениями других людей. Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства. Микрокосм мира, представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и давать обратную связь и расширить поведенческий репертуар социально-психологических ролей.

 

В третьей области цели сгруппированы вокруг идеи о том, что осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание. Наиболее прямое выражение особенностей индивидуальности возможно через тело. Это физический опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, развивает Я-концепцию и способствует повышению самооценки (Хендрикс К., в сб. Танцевально-двигательная терапия, перевод Бирюковой И., 1994).

 

4. Эмоции и движение.

 

По этимологии слово "эмоция" произошло, скорее всего, в ХYII веке от французского слова "mouvior", что значит "приводить в движение". А латинское слово "emovere" означает "колеблю", "волную". Таким образом, мы видим смысловую связь слов "эмоции" и "движения". Чарльз Дарвин в 1872 году, в работе "Выражение эмоций у человека и животных", исследовал эмоции человека через анализ средств их выражения. Дарвин, наряду с культурно-опосредствованными, выделил врожденные эмоции, которые характерны всем народам мира. К ним относятся: горе, радость, злость, страх, презрение, стыд, удивление. Эти эмоции имеют типичные формы выражения, которые узнаваемы людьми из самых разных культур, включая изолированные и неграмотные народы.

 

"Горе - Люди, страдающие от сильного горя часто ищут облегчения в резких, сильных, почти неистовых движениях. Но когда страдание несколько смягчается, но еще продолжается, люди больше не хотят двигаться, становятся неподвижными и пассивными, или иногда они покачиваются. Циркуляция крови замедляется, они становятся вялыми, лицо бледнеет, голова повисает на вогнутой грудной клетке, губы, щеки, нижняя челюсть - все опускается вниз под тяжестью собственного веса, Таким образом, все черты как бы удлиняются.

 

Радость - если сильная, то вызывает разные хаотические движения. Человек может пританцовывать, хлопать в ладоши, топать ногами и громко смеяться. Смех, по мнению автора, является первичным выражением радости и счастья.

 

Гнев - возбуждение в мозге способствует усилению мышечного напряжения и в то же время возникновению ощущения прилива энергии. Тело выпрямляется и становится готовым к немедленному действию, но иногда оно наклоняется вперед по направлению к обидчику, становится даже жестким. Рот обычно сжат, демонстрируя тем самым определенные намерения, зубы стиснуты. Характерным является такой жест - руки со сжатыми кулаками поднимаются, как будто готовятся ударить обидчика. Желание ударить становится настолько сильным, что оказавшиеся под рукой предметы рискуют быть разбитыми, брошенными на пол; но очень часто бывает, что движения становятся бесцельными и неистовыми. Маленькие дети могут неистово кататься по полу на спине или животе, крича, пинаясь, царапаясь, ударяя все, что оказывается поблизости.

 

Страх - выражался с древних пор почти так же, как и сейчас: дрожь в теле, холодный пот (испарина), бледность, широко открытые глаза, расслабление большей части мышц, съеживание всего тела или неподвижность.

Презрение - наиболее частый способ выражения презрения - это движения, производимые в области носа и рта. Фырканье является универсальным способом выражения презрения или отвращения.

 

Стыд - при остром чувстве стыда возникает сильное желание спрятаться. Мы поворачиваем все тело, особенно лицо, пытаясь как-то спрятаться. Человек, который испытывает чувство стыда, едва ли выдержит встречи взглядами с теми, кто находится рядом, и он всегда будет опускать глаза или смотреть искоса.

 

Изумление - широко раскрытые глаза и рот обычно выражают удивление или изумление. Можно сделать заключение, что поднятие бровей является врожденным или инстинктивным импульсом. Когда мы чувствуем сильное изумление, мы открываем рот, чтобы слышать буквально каждый звук, мы даже задерживаем дыхание или дышим как можно тише, а тело наше остается неподвижным.

 

Кроме основных, врожденных эмоций, Дарвин дифференцировал еще и сложные эмоции. Сложные эмоции известны людям в каждой культуре, но они не имеют прототипов поведенческих паттернов. Он выделил такие сложные эмоции как ревность, зависть. скупость. мстительность, подозрительность, лживость, лукавство, вина, тщеславие, самодовольство, честолюбие. гордость, скромность.

 

Томкинс, исследуя врожденные аффекты, открыл еще один аффект, который не описал Дарвин, это аффект - интерес (любопытство). В открытии этого аффекта Томкинсу помогли наблюдения за своим маленьким сыном. Томкинс сделал предположение, что Дарвин не выделил интерес как аффект может быть потому, что связывал его с мыслительной функцией (8). Томкинс также разработал шкалу интенсивности врожденных аффектов от слабого выражения до экстремально-сильного. Например, аффект страха: опасение -тревога -страх -ужас -паника. А, например, шкала аффекта гнева выглядит таким образом: легкое раздражение -раздражение -фрустрация -гнев -ярость. Томкинс разделил базовые аффекты на позитивные (радость и интерес), негативные (страх, горе, гнев, презрение, стыд) и останавливающий (удивление).

 

К. Юнг подчеркивал важность эмоций как движущей силы поступка. В 1916 году он описал случай из своей практики, в котором он наблюдал как движение, танец были одной из форм выражения бессознательного.

 

Юнгианский аналитик, ученый, один из основателей института К. Юнга в Сан-Франциско) Люис Стюарт (Luis Stuart), основываясь на приведенных выше исследованиях Ч.Дарвина, Томкинса и, опираясь на основные принципы юнгианского подхода в психологии, разработал концепцию "Система базовых аффектов". Смысл процесса индивидуации рассматривал как развитие самости (Self) от начальной (в основе которой лежат базовые аффекты) к реализованной. В понятие реализованный Self Л.Стюарт включал самосознание, эго-функции, развивающиеся образы и высшие ценности, которые являются различными в зависимости от базового аффекта, от которого они развиваются. На развитие Self влияют символические культурные установки комплексные семейные эмоции, которые присутствуют в семье, где личность развивается (примеры сложных семейных эмоций: любовь, уважение, внимание, сострадание, ревность, зависть, лживость, вина и т.д.)

 

Стюарт назвал позитивные эмоции "энергетическим источником жизни". а негативные - "кризисными аффектами", которые нужны для выживания и они трансформируются посредством игры в позитивные. А аффект удивления, который Томкинс называл "останавливающим", Стюарт определил как "переориентирующий". Также автор рассматривал стыд и презрение как один аффект, развивающийся из первичного аффективного рефлекса отвращения, но разнонаправленный: стыд - внутрь себя, презрение - во внешний мир."

 

В процессе развития социальное окружение принуждает индивида подавлять или маскировать свои эмоции, и тогда они начинают выражаться в телесных симптомах, психосоматических заболеваниях. Поэтому танце-двигательная терапия глубоко связана с выражением и трансформацией эмоций. Экман утверждает, что каждая эмоция имеет свою ценность в выживании, а также и духовное измерение. Но та же самая эмоция, которая подавляется, может исказить тело (Рудестам К., 1990). Именно через движение можно дать выход сильным эмоциям (например: хлестание, толкание, давление, размахивание могут трансформировать сильные эмоции, которые с помощью слов не могли быть выражены).

Танце-терапевт должен обладать большой чувствительностью к происходящему, чтобы дать возможность людям прожить эмоции, выразить их и трансформировать.

 

5. Работа с межличностными отношениями в танце-двигательной терапии.

 

Сфера межличностных отношений, имеющая большое значение как для личностной динамики, так и, в широком смысле, для состояния социума, в условиях танце-двигательной терапии подвергается воздействию через систему социальной коммуникации, а именно — ее эмоциональное наполнение.

Исследования показывают, что танце-двигательная терапия помогает установить или восстановить межличностную коммуникацию. Например, исследования Кендона по синхронности движения основываются на той предпосылке, что существует некая нейрофизиологическая связь организации речи и телодвижений в человеческой коммуникации (Фельденкрайз,).

 

Кендон описывает самосинхронность как отношение между движением и чьей - либо собственной речью, как ритмическое соединение. Синхронность взаимодействия определяется как синхронное движение слушающего с движением говорящего. Повышенная синхронность, которая случается во время общения, усиливается совместным движением. (Старк А., в сб. Танцевально-двигательная терапия, перевод Бирюковой И, 1994).

 

Танце-двигательная терапия может помочь развитию этого базисного уровня коммуникации, так как она непосредственно использует ритм и кинестетические паттерны. Переутверждение "Я" в "Я" в отношении с другими происходит естественным образом, благодаря работе в группе.

 

Автор рассматривает координацию тела как необходимое условие для достижения удовлетворительной социальной интеракции. Он полагает, что люди, имеющие нарушения в социальных коммуникациях, могут научиться необходимому поведению (ритмической координации с другими), которое затем может быть переведено в другие социальные окружения. В результате танце-двигательной терапии большинство клиентов переживают более глубокий и богатый уровень общения, выражая чувства через движения тела, во время движения под общий ритм. Известная танце-терапевт М.Чейс рассматривает ритм как организующий человеческое поведение фактор и создающий чувство солидарности между людьми (Chodorow J, 1991).

 

Клайн в своем исследовании об эмоциональной коммуникации указывал. что каждая эмоция имеет определенный психологический код и характерный мозговой, паттерн управляемый ЦНС и биологически скоординированный. Поэтому мы способны воспринимать и узнавать эмоциональные состояния других людей. Наши эмоциональные ответные реакции на других людей обычно исходят из наших интерпретаций телесных действий и реакций других, которые мы воспринимаем, узнаем и переживаем на кинестетическом уровне (Фельденкрайз).

 

Благодаря работе в группе по танце-двигательной терапии с проблемами доверия, осознания личностных границ, и другими личностными проблемами, а также с помощью обратной связи: вербальной и невербальной, устанавливаются благоприятные межличностные отношения. Группа по танце-двигательной терапии - это микрокосм различных социальных ситуаций, благодаря чему клиенты учатся более адекватно воспринимать себя и других и расширять спектр поведенческих возможностей.

 

М. Бебик

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...