По мнению историков спецслужб, основное достижение контрразведки «Смерш» состоит в том, что ни одна операция Красной Армии не была сорвана по причине действий вражеских спецслужб. Ни один стратегический план советского командования не стал известен врагу. Кроме того, не произошло ни одного антисоветского выступления ни в рядах Красной Армии, ни в ее тылу, на что так надеялись в Германии.

Фактически, благодаря созданию «Смерш» в Советском Союзе в условиях войны была выстроена четко работавшая система противодействия механизму разведки и диверсий, созданному гитлеровцами и в течение многих лет отточенному в разных странах.

Создание «Смерш» весной 1943 года было продиктовано событиями, произошедшими к тому времени на фронтах Великой Отечественной. Прежде всего, речь шла об изменении стратегической обстановки в пользу Красной Армии. Было ясно, что теперь она будет идти вперед и освобождать ранее захваченные вермахтом районы страны.

Но германские спецслужбы уже успели к тому времени создать на оккупированной территории не только свои органы, в том числе, спецшколы, диверсионные центры, но и свою агентурную сеть. Это создавало угрозу совершения терактов и диверсий в тылу Красной Армии, что могло сорвать или, по крайней мере, замедлить ее наступательные операции.

Еще одним аргументом в пользу создания новой структуры стала, по мнению историков спецслужб, необходимость оперативной передачи информации о состоянии дел в действующей армии, особенно во время подготовки и проведения крупных операций, непосредственно от военной контрразведки к председателю Государственного комитета обороны СССР, народному комиссару обороны Иосифу Сталину.

Создание нового органа шло под непосредственным контролем Сталина. До него доводились различные варианты реорганизации военной контрразведки, но руководитель государства не одобрил ни один из них. По мнению историков спецслужб, Сталин понимал, что в сложившихся условиях нельзя разъединять руководство Красной Армией и органов государственной безопасности. На специально собранном по этому вопросу совещании Сталин выступил за выделение военной контрразведки из Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и наделение ее особым статусом и функциями именно в качестве Главного управления контрразведки (ГУКР) Наркомата обороны.