Перейти к публикации
Форум - Замок

ВАРГ ВИКЕРНЕС - "ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ"


Рекомендованные сообщения

В Эру Викингов христиане писали, что некоторые язычники приносили жертвы Асам, Ванам, эльфам (то есть душам усопших) и прочим vettr ("существам") "некстати", прося у них чего либо. Они также сообщали, что множество язычников относились к подобным жертвоприношениям с презрением. Христиане полагали, что эти люди были не "настоящими" язычниками. Вместо этого у них была так называемая trúa á mátt sinn ok megin ("вера в собственную силу и мощь"). 

Как всегда, христианская интерпретация безграмотна. На самом деле эти язычники были такими же язычниками, как и те, что (также) проводили подобные жертвоприношения "некстати". Некоторые язычники не приносили жертвы "некстати" потому, что всем тем, в получении чего необходима помощь богов, вы не заслуживаете обладать. Так или иначе, прося помощи у богов и получая её, результат будет принадлежать богам. Вы не заслуживаете этого, пока не получили этого с помощью mátt sinn ok megin ("собственной силы и мощи"). 

Нам известно это по археологическим находкам, когда в скандинавских болотах и озёрах находят оружие, лодки и человеческие останки. Отменное, годное к употреблению и качественное оружие и амуниция уничтожались, а пленные казнились и бросались в святое озеро или подвешивались на святом дереве. Добыча даровалась богам. Победители предпочитали поступать таким образом после битвы, вместо того, чтобы забрать оружие своих умерщвлённых врагов в качестве военного трофея или продать его, и использовать или продать пленников в качестве рабов, потому как они просили помощи у Одина, чтобы выиграть сражение. Вероятно, они уничтожали всю амуницию, чтобы удостовериться, что никто не попытается вновь воспользоваться ею, или, возможно, символически "убивали" её, и таким образом делали её достоянием богов, живущих "в царстве мёртвых". 

На самом деле мы располагаем на этот счёт хорошо известным историческим примером, когда Герман (Арминий) из племени черуски в 9 году возглавил германское сопротивление против римского вторжения в Германию к востоку от Рейна. Они истребили предположительно две трети римских легионов, и после одержания окончательной победы повесили более 10.000 (!) римлян на деревьях в Тотенбургском лесу в Тюрингии в качестве жертвоприношения Одину (или Вотану, как он тогда именовался). Этот довольно жестокий исход битвы предотвратил завоевание римлянами Германии к востоку от Рейна, и после этого римляне уже не испытывали особого желания послать ещё войска, чтобы вновь попытаться завоевать Германию к востоку от Рейна. 

Если бы эти германские племена не попросили помощи у Одина, они, возможно, продали бы захваченных людей или использовали их в качестве рабов (что было общепринятой практикой в древности). Тем не менее, они присвоили победу Одину, поэтому всё это принадлежало ему - Hangatý ("богу повешенных", одно из имён Одина). 

Когда (все) различные язычники приносили жертвы "кстати", во время празднеств, они не должны были просить чего либо у богов, но всё это делалось для того, чтобы укрепить связь с богами. Поэтому жертвоприношение в языческой Скандинавии называлось blot ("пускать кровь", "связывать кровными узами"). Когда к вам приходили гости, им следовало оказать приём и угостить едой и напитками. В канун Йоля боги посещали живых в сопровождении эльфов ("бессмертных", душ мёртвых), которых они приводили вместе с собою с Небес. И хотя считается, что Хеймдалль, Тор или Один возглавляют эту процессию богов и призраков - более известную как Оскорей ("Армия Грома") - другие боги также присутствовали. Чтобы сделать часть пищи доступной для Оскорей, они вешали пироги и другие продукты на деревьях (то есть "убивали" их, чтобы сделать доступными мёртвым), и выливали мед на могильные холмы, чтобы мёртвые видели, что их рады приветствовать, и пили и ели в честь богов. Они даже особенно тщательно стелили кровати в канун Йоля, после чего спали на полу, позволяя гостям из Асгарда как следует выспаться на кроватях живых. 

Пиршество устраивалось не для того, чтобы попросить хорошего и мирного года, но чтобы поблагодарить богов за мир и процветание, которое боги решили даровать им в наступающем году. Они давали возможность богам решать, чего они заслужили, и благодарили их за всё, что получали от них, за многое и малое. Другие ежегодные жертвоприношения проводились с той же целью: чтобы отблагодарить богов за ту судьбу, что боги решили ниспослать на них. Было бессмысленно просить ещё чего либо или что-нибудь особенного, потому что - как я сказал выше - полученное таким путем принадлежало силе, с помощью которой оно было обретено. Этот излишек необходимо было отдать (пожертвовать) силе, что помогла им, или иначе их поразила бы дурная хаминья ("удача"). 

Все мы получаем дары от богов, за которые мы (должны) благодарить богов во время главных праздников года. Мы выказываем уважение богам, принимая наши судьбы и ценя всё то, что получаем, прилагая к этому наши жизненные усилия. Иными словами, trúa á mátt sinn ok megin было не недостатком веры в богов, но скорее абсолютное доверие богам (это была Асатру: "вера в Æsir", "преданность Æsir"). Эти язычники ничего не просили у богов, но вместо этого принимали всё, что ниспошлет им судьба. Они полагались на всё то, что было предначертано им богами и случаем (судьбой) от рождения: на собственную силу и мощь. 

Языческая философия отлично характеризуется следующим высказыванием: "каждый человек получает то, чего он заслуживает". Если вы просите лишнего, чего-то больше, вам придётся расплачиваться за это, так или иначе. Если Вы не откажетесь от этого самостоятельно (отдав/принеся в жертву излишек богам), то "вред" и "несправедливость" излишка так или иначе компенсируется плохой хаминьей - точь-в-точь в соответствии с языческим пониманием справедливости. Боги так или иначе сами восстановят баланс, и несчастье может подстеречь тогда и там, где вы меньше всего его ожидаете. Каждый человек получает то, чего он заслуживает. Ни больше, ни меньше. Просить что либо конкретное - дело рисковое. 

Обычай просить у богов чего либо "некстати" главным образом в позднюю языческую эпоху, или в случае с Южной Европой ещё в античности, является всего-навсего религиозным упадком, и не должен употребляться в отношении современных язычников. Высшей степенью религиозного упадка и невежества является молитва: обычная трата времени и (зачастую эгоцентрические) мысли, связанные с намерением заставить богов выполнить желание молящегося человека. Мало того, что это непочтительно, в том смысле, что молящийся человека полагает, что ему или ей лучше знать, чем богам; но и глупо просить, чтобы боги изменили чью-то судьбу, таким образом прося лишить человека предназначения его или её жизни. Что бы ни случилось в нашей жизни, то должно произойти, поэтому зачем нам хотеть изменить её? 

Нам ни при каких условиях нельзя пытаться злоупотреблять силой жертвоприношения. Кроме того, только посвящённые, прошедшие таинства инициации, могут общаться с богами, таким образом, молитва - в любом случае абсурд, пока вы не прошли языческие таинства инициации. По крайней мере обычные непосвящённые люди не могут общаться с богами. Они не знают asamál ("языка богов") и не располагают ключами от их царств. Они не знают руны ("таинства"). 

Всё, что вы не испытаете в этой жизни, вам придётся пережить в следующей, так что не стоит избегать своей судьбы, независимо от того, насколько она ужасна, какой несправедливой она может показаться на первый взгляд, или насколько иной вы хотели бы видеть свою жизнь. Смиритесь с вашей судьбой и судьбами других людей. Как сказал Юлий Цезарь: amor fati ("возлюби свою судьбу"), и не пытайся изменить её ничтожными пожертвованиями и молитвами. Влияй на жизнь и мир только с помощью mátt sinn ok megin! 

Пока не случилось нечто особенное, или если вы готовы позже расплатиться и погасить долг, нам следует осуществлять жертвоприношения, возглавляемые посвящёнными, лишь в знак благодарности богам за всё, что они даровали нам в этой жизни. Будь то дождь или солнце, несчастье или процветание, неудача или удача. Всё имеет право на существование - и каждый человек получает то, чего он заслуживает. 

Однако я подчеркну, что так называемая злополучная жизнь даётся не в "наказание" (и я могу добавить, что наказание - термин, являющийся чуждым языческой философии), но чтобы дать нам возможность расти, процветать и в конечном счёте благоденствовать. Она посылается нам, чтобы дать нам возможность стать более сильными, лучшими и благородными людьми. Все беды жизни - это возможность стать лучше (чище), а не наказание. Только беды, с которыми мы сталкиваемся, дают нам возможность приблизиться к богам. Кроме того, "зло" в нашем мире дает возможность "добру" вершить свои дела. 

Все мы ответственны за собственные жизни, в том смысле, что мы решаем для себя, что унести с собой в могилу, когда умрём - насколько "белыми" (чистыми) будем, когда умрём. То, что суждено нам познать и пройти по жизни, предрешено до нашего рождения. Это предрешено нашим прошлым (то есть нашими прошлыми жизнями). Мы всегда ответственны за наше прошлое, и потому ответственны за то, кем являемся сегодня. Все мы всегда получаем то, чего мы заслуживаем. 

Вера в богов и их свободу воли, а также вера в судьбу кажется парадоксом, но это всего лишь результат того, что боги стремятся всё охватить и улучшить, в то время как законы неотвратимости оказывают им сопротивление. Человечество балансирует между свободной волей богов и этими законами неотвратимости. 

Во вселенной и в самом деле много парадоксов, и человечество - один из них: мы - земные и божественные существа; наши тела рождены от Jord (норв. Jorð, "Земля"), Матери Земли, но наш разум (или так называемые "души") рождены от Bore (норв. Búri, "рождённый"), Бога Неба - и тогда как разум стремится домой (в Асгард), тело держит его на Земле, до тех пор, пока мы не будем в достаточной мере очищены и усовершенствованны. 

Варг Викернес 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 месяца спустя...

Понятие fríðr в практике принесения даров

Небольшая, но интересная заметка Гро Стейнсленда

"Самые обширные жертвоприношения приходились на осенние, зимние и весенние праздники. Жертва была центральной - животное убивали во славу богов, которые получали кровь, а затем люди разделили мясо как священную трапезу на больших, семейных собраниях. Самой важной целью для жертвоприношения было достижение fríðr .

Слово переводится как «мир», но означает намного больше, чем современное слово «мир». Фридр был тем условием,которое осуществляется после правильного принесения даров, соблюдение порядка, установленного Богами. Когда порядок был полностью соблюден, когда дары были принесены и жертвенная часть была разделена между людьми, наступало время Фридр - время благополучия. Слово fríðr могло также относиться к любви и удовольствию, но наиболее точным его переводом можно назвать слово - "блаженство".fríðr мог наступить только с условием выполнения правильного порядка принесения даров.В случае если люди приносили верные и правильные дары, поддерживая тем самым равновесие и порядок, они получали тоже самое на земле.

У язычников не было понятия наследственного греха, индивидуальной вины или «падения человека». Когда язычники собрались вместе, чтобы праздновать и молиться о блаженстве (стремились обрести - fríðr) , они освящали само существование, этот мир, жизнь на земле и на благо грядущих поколений, чтобы они могли процветать, и быть счастливыми, и жить своей жизнью в соответствии с божественным законом."

источник - Steinsland in: Fra hammer til kors – 1000 år med kristendom – Brytningstid i Viken , Gro Steinsland, Bjørn Myhre

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

Жертвоприношения у древних германцев

Как и всегда при обращении к истории германского и скандинавского язычества, наша возможность оценки прошлого ограничена: мы берёмся судить о мировоззрении людей по свидетельствам археологии, допускающим толкования, и письменным источникам, созданным внешними по отношению к происходившему наблюдателями — античными авторами или потомками исландцев-язычников, чьи записи относятся к XII—XIV вв. Тем не менее, записи в сочетании с результатами раскопок и, возможно, свидетельствами лингвистики (ибо язык отражает особенности мышления людей — и определяет их) дают в целом непротиворечивую картину.
О. Клиндт-Йенсен (Дания до викингов) упоминает о находках сосудов с костями животных, относящихся к доримскому железному веку (V—I вв. до н.э.) в датских болотах, рассматривая их как угощение для богов. Как вотивные подношения археолог трактует вырезанные из мягких пород дерева (и потому не пригодные для работы) плуги-арды, а также старые изношенные их рабочие аналоги, опущенные в болота, что неизбежно наводит на мысли о культе плодородия. Найдены и свидетельства бытования человеческих жертвоприношений. Таков, в частности, знаменитый «человек из Толлунда» (Дания, IV-III вв. до н.э.), что, судя по останкам, принадлежал к кругу власть имущих, был ритуально задушен (на основании исследования его последней трапезы, состоявших из смеси зёрен, диких и окультуренных злаковых, выдвигается предположение о принесении его в жертву божествам плодородия в конце зимы-начале весны). К этому же периоду относится и деревянный идол из Поссендорфа (Тюрингия, ныне утрачен), датируемый примерно II в. до н.э., высотой ок. 90 см. с поднятой рукой. Для нашей темы находка интересна тем, что рядом был найден бронзовый котёл и семь керамических сосудов, а несколько дальше лежал скелет мужчины, возможно, принесённого в жертву божеству.
Так же к этому времени относятся первые свидетельства обычая отдавать богам трофеи (или их часть) после победы. Как пишет Павел Орозий в своей «Истории против язычников» о кимврах (события происходят в 105г.до н.э., сама же «История» создана в 417г. н.э.): 
Враги, захватив оба лагеря и огромную добычу, в ходе какого-то неизвестного и невиданного священнодействия уничтожили всё, чем овладели: одежды были порваны и выброшены, золото и серебро сброшено в реку, воинские панцири изрублены, конские фалеры искорежены, сами кони низвергнуты в пучину вод, а люди повешены на деревьях – в результате ни победитель не насладился ничем из захваченного, ни побежденный не увидел никакого милосердия. 
Речь идёт об одной из первых неудачных попыток экспансии кимвров, тевтонов и амбронов на территорию Империи в 120—101 гг. до н.э., что тогда ещё было явлением эпизодическим. О связанных с войной человеческих жертвоприношениях у кимвров так же рассказывает отрывок из «Географии» Страбона, датируемый приблизительно началом нашей эры, т.е. более близкий к описываемым событиям (кн.VII,II,3): 
Рассказывают о следующем обычае кимвров: их жен, следовавших с ними в поход, сопровождали жрицы-предсказательницы, седовласые, в белых одеждах, в полотняных, застегнутых [фибулами], мантиях, в медных поясах и босые. Они выходили навстречу пленным с обнаженными мечами, надевали на них венки и вели их к медному кратеру вместимостью в 20 амфор. Там была лестница; по ней всходила [одна из них] и, распростершись над котлом, перерезала горло каждому из них, подняв его на воздух. По натекавшей в кратер крови они совершали какое-то гадание. 
В описаниях легко узнаются два постоянных мотива германского и скандинавского язычества: в первом — смерть военнопленных через повешение (на основании позднейших материалов связываемая с культом Водана), во втором — особое отношение к жертвенной крови. 
Период более тесных контактов, военных и мирных, германских племён с Римом получил название римского железного века (I—IV вв. н.э.). В это время, в века войн и наёмничества, возрастает и значение в жизни племён божеств войны. Соответственно, увеличивается число свидетельств о дарах высшим силам в виде оружия. Таковы находки в болотах Дании (в Нюдаме, Торсбьёрге, Крагехуле и Вимозе) и в Шлезвинг-Гольштейне. Причем находки эти содержат огромное количество римского материала, и могли быть как вооружением легионеров вспомогательных римских войск, так и трофейным или контрабандным оружием . Как пишет М.Тодд (Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура) : 
В одном лишь Нюдаме было обнаружено около 100 мечей и более 500 наконечников копий, в том числе и много римских. Этого хватило бы, чтобы вооружить большую дружину, и, судя по всему, значительная часть этого оружия оказалась в болоте одновременно, а не скапливалась там на протяжении многих лет. 
В то же время торфянники Торсбьерга были местом проведения многочисленных обрядов в течении длительного времени. В случае с Эртебелле, было установлено, что вооружение топили в болоте дважды на протяжении достаточно короткого срока. Крупнейшие из таких вотивных кладов относятся к позднеримской эпохе. 
По понятным причинам основные письменные источники античности также относятся к периоду усиления контактов варварских племён с Империей и, в целом, подтверждают общую картину адресного дара Силам, в том числе и военного. При этом стоит учитывать, конечно, что, «просвещённых» авторов привлекало в варварской жизни либо всё необычное и вызывающее эмоциональный отклик, либо то, что можно было использовать в целях назидания соотечественникам. 
Вновь мы сталкиваемся, как и в доримском железном веке, с обычаем посвящать плоды победы божеству, победу даровавшему, в данном случае Водану (для римлян — Меркурию) и Тивазу (соответственно, Марсу). Корнелий Тацит в своих «Анналах» (книга XIII, гл.57) пишет: 
В то же лето (58 г. н. э.) произошло большое сражение гермундуров с хаттами из-за богатой солью пограничной реки, которую каждое из этих племен стремилось силою отвести [на свою территорию]. Кроме склонности решать все споры оружием, тут действовала и другая причина — верование, что подобные места ближе всего к небу и что боги ниоткуда так хорошо не внемлют молитвам смертных, как именно отсюда. Поэтому по милости богов в этой реке и в этих лесах родится соль не так, как у других народов, в результате испарения морской воды, а из сочетания враждебных стихий, огня и воды; ибо для добывания соли здесь льют воду на горящие деревья. Война была удачна для гермундуров, но для хаттов она оказалась тем более пагубной, что [обе стороны] на случай победы посвятили вражеское войско Марсу и Меркурию, а в силу этого обета [победители гермундуры] должны были истребить воинов и лошадей и вообще все живое [в племени хаттов]. 
В тех же «Анналах» (книга I, гл. 61) Тацит рассказывает о картине, представшей перед Германиком на месте разгрома римлян в Тевтобургском лесу (9 г. н. э, т.е. события несколько более ранние по сравнению с предыдущей записью), где мы видим вновь жертвоприношения пленных на алтарях и через повешение (а также встречаем упоминание германских священных рощ): 
Тут же валялись обломки оружия и скелеты лошадей, а к стволам деревьев были прикреплены человеческие черепа. В соседних рощах (lucis) находились алтари варваров, на которых они заклали трибунов и центурионов первого ранга. Участники битвы, пережившие её, убежавшие во время самого сражения или из плена, рассказывали, где пали легаты, где были похищены орлы, где Вар получил первую рану, где он нашел смерть от злополучного удара своей собственной руки; с какого возвышения Арминий держал речь к своему народу, сколько было устроено виселиц и вырыто могил для пленных, и как он высокомерно издевался над римскими знаками отличия и орлами. 
Как выяснили ученые, из приносимых в жертву животных вынимали сердце, печень, легкие и сжигали на костре, а кровь собирали и ею окропляли (обрызгивали с ритуальными целями) народ. Мясо делили между присутствующими. Позже стали строить богам капища (языческие храмы), где устанавливали фигурки Одина, Тора, Фрейра. Такой храм целых пять веков стоял в Упсале (Швеция). И тогда уже около храма убивали жертвенный скот, кровь собирали, ею кропили храм изнутри и снаружи, а также людей. Мясо варили: жертвенный огонь разводили на полу храма, ставили котлы. Потом еду благословляли.

Тевтобургский Лес 
Священный характер битвы для германцев, требующий посвящать божеству победу и её плоды угадывается и в скупом замечании Тацита в его работе «О происхождении германцев и местоположении Германии» (написанной примерно в 98 г.н.э.): 
Однако казнить, заключать в оковы и подвергать телесному наказанию не позволяется никому кроме жрецов, да и то не в виде наказания и по приказу вождя, но как бы по повелению бога, который, как они верят, присутствует среди сражающихся: в битву они приносят взятые из рощ священные изображения и значки. 
Из приведённого отрывка следует и священный характер германского правосудия, о чём вспоминают значительно реже. В том же тексте Тацит упоминает, что именно жрецы поддерживают порядок на народных собраниях-тингах, и что осуждённых на таком собрании за не связанное с трусостью преступление, вроде перехода на сторону врага, казнят повешением, трусов же и «обесчестивших своё тело» — утоплением в болоте. Всё это наводит на мысль о том, что приговаривать могли к принесению в жертву, отдавая виновного богам: храбрых — Водану, остальных — силам земли. 
Разумеется, далеко не все интересы германцев были связаны с войной. О жертвоприношениях в мирное время говорит другая известная цитата из того же источника: 
Из богов германцы больше всего почитают Меркурия [Водана], которому в известные дни разрешается приносить также и человеческие жертвы. Геркулеса [Тунраса] и Марса [Тиваза] они умилостивляют назначенными для этого животными. Часть свевов приносит жертвы также Изиде…. 
… 
В установленный день представители всех связанных с ними [семионами] по крови народностей сходятся в лес, почитаемый ими священным, поскольку в нем их предкам были даны прорицания и он издревле внушает им благочестивый трепет, и, начав с заклания человеческой жертвы, от имени всего племени торжественно отправляют жуткие таинства своего варварского обряда. 
При этом продолжение текста — рассказ о благоговении перед священной рощей, куда можно входить лишь в оковах, перекликается с темой божества, чью власть человек признаёт полностью, посвящая ему свою жизнь («благоговение перед этою рощей проявляется у них и по-другому: никто не входит в нее иначе, как в оковах, чем подчеркивается его приниженность и бессилие перед всемогуществом божества»). Эхо древности мы потом услышим и в посвящении человека богу, и в имени валькирии Херфьётур (Путы войска) и магии боевых оков Одина в «Речах Высокого»… 

И, наконец, о культе Нерты, богини, несомненно, связанной с землёй и плодородием, супруге, сестре или праобразу Ньёрда, Тацит пишет: 
…они все вместе поклоняются матери-земле Нерте, считая, что она вмешивается в дела человеческие и навещает их племена. Есть на острове среди Океана священная роща и в ней предназначенная для этой богини и скрытая под покровом из тканей повозка; касаться её разрешено только жрецу. Ощутив, что богиня прибыла и находится у себя в святилище, он с величайшей почтительностью сопровождает её, влекомую впряженными в повозку коровами. Тогда наступают дни всеобщего ликования, празднично убираются местности, которые она удостоила своим прибытием и пребыванием. В эти дни они не затевают походов, не берут в руки оружия; все изделия из железа у них на запоре; тогда им ведомы только мир и покой, только тогда они им по душе, и так продолжается, пока тот же жрец не возвратит в капище насытившуюся общением с родом людским богиню. После этого и повозка, и покров, и, если угодно поверить, само божество очищаются омовением в уединенном и укрытом ото всех озере. Выполняют это рабы, которых тотчас поглощает то же самое озеро.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (БЛОТ).

В Асатру (Троте/Forn átrúnaðr) существует принцип равнозначного обмена, как между людьми, так и во взаимоотношениях “бог-человек”: любое действие должно иметь ответное действие, любая услуга, помощь или подарок должны быть отплачены. Люди обмениваются ценностями или услугами между собой. Отплата за блага, даруемые богами, происходит в виде жертвы. 
 
Жертвоприношение (блот) является одним из основных элементов крупнейших (в частности календарных) обрядов: само исконное название обряда - блот - совпадает со значением “жертвоприношение”. Принося жертву, верный отдает то, что является ценностью для него самого, в надежде получить от богов ответный дар - благосклонность или помощь, или же в качестве благодарности за уже полученное (например, жертвование части урожая). Основное требование к жертвуемому - ценность для жертвователя. Процесс принесения жертвы заключается в ее физическом уничтожении с верой в то, что она отходит богам в своей нематериальной сущности (сожжение, утопление, закапывание и т.п.). 
 
В жертву приносят материальные ценности: деньги, драгоценности, предметы, являющиеся собственностью жертвователя (в том числе сделанные собственноручно и специально с целью пожертвования). Также могут быть пожертвованы нематериальные ценности: например, стихи и музыка собственного сочинения (исполняются первый и последний раз специально для богов), заранее обещанные поступки или достижения. Продукты и напитки, приносимые в жертву, могут быть как уничтожены, так и употреблены на жертвенном пиру. Существует также практика принесения в жертву сельскохозяйственных животных (рекомендуется делать это так, чтобы причинить жертве как можно меньше страданий), с дальнейшим употреблением их мяса на жертвенном пиру. 

Взято с сайта Содружество Асатру. 
========================================================= 
 
Блот (др.-сканд. blót) — принятый в скандинавском язычестве обряд жертвоприношения. Как правило, заключался в ритуальном вкушении мяса и хмельного мёда. Последний могли заменять пивом и (на пирах вельмож) вином. 
 
Скандинавское существительное blót (от прагерм. *ƀlōtan) связано с глаголом blóta (от прагерм. *ƀlōtanan), что значит «приносить жертву, предлагать, поклоняться». Таже основа с различными именительными аффиксами встречается в прагерм. *ƀlōstran — жертвоприношение. Считается, что эта основа связана с глаголом прагерм. *ƀlōanan — дуть, цвести, расцветать, как и слова «кровь» (прагерм. *ƀlōđan) и «цветение» (прагерм. *ƀlōmōn). Норвежский филолог Софус Бугге был первым, кто связал блот и фламинов, слова восходящие к праиндоевропейскому корню *bhlād- (пузыриться наружу; бормотать, шептать, болтать). Современное английское слово «благословлять» (англ. bless), также имеет общий корень со словом блот в значении «делать священным через жертвоприношение; помечать кровью». 
 
Своими корнями блот уходит в праиндоевропейскую религию. Блот совершался осенью (праздник сбора урожая) и в день зимнего солнцестояния. Со слов Адама Бременского, великий блот в храме Старой Уппсалы совершался в честь побед конунга, а также в связи с гаданиями по поводу грядущего урожая. Титмар Мерзебургский упоминает датский блот, который совершался в Лайре. Также существовал семейный блот, которым руководил глава семьи и его жена. 
 
С принятием христианства практика блота ушла в прошлое, так как церкви старались строить на тех местах, где отправляли этот обряд. В дремучем Тиведенском лесу, как считается, обычай справлять блот сохранялся до конца XIX века. В последние десятилетия практику совершения блота возобновили неоязычники. 
 
С подъёмом романтического национализма у шведов проявился интерес к таким национальным традициям, как блот. Свидетельство этого интереса — монументальная (640 × 1,360 см) картина «Жертвоприношение в середине зимы» (швед. Midvinterblot) Карла Улофа Ларссона. Написанная в 1911—1915 годах специально для Национального музея Швеции, картина изображает легенду о принесении в жертву короля Швеции Домальди (Domalde) с целью прекращения трехлетнего неурожая и голода, ради своего народа. Эта легенда отражена в саге об Инглингах. Эксперты Национального музея, где картина была впервые выставлена только в 1992 году, называют её самой спорной художественной работой Швеции.

Источник намеренно не указываю, так как там публикуют статьи без указания авторства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 месяца спустя...

Вопрос о жертвоприношениях является ещё одним увлекательным вызовом для современного язычества. И ещё одним свидетельством того, что без обращения к древней традиции, без анализа и примерки на себя миропонимания наших предшественников язычество остаётся лишь интеллектуальной игрой. Ведь с точки зрения человека эпохи «рационализма» и товарно-денежных отношений, сам факт отдачи чего-то в жертву божеству (как и проведение ритуалов в целом, сезонных или окказиональных) воспринимается либо как постановочное действо из соображений «общепринятого этикета» при контакте с сакральным, либо как сделка в стиле «я — тебе, ты — мне». В первом случае возникают мысли об условности и необязательности обряда, во втором — что те, к кому мы обращаемся, от нас в чём-то зависят: мы ж им платим, практически нанимаем! 

Наверное, любой человек, серьёзно следующий какой-либо языческой традиции, согласится, что такой подход — грубейшее упрощение. Однако в вопросе, какой же смысл вкладывается в жертвенную обрядность сегодня и какой вкладывался некогда, нет единства. Возможно, потому, что таких смыслов существенно больше одно одного, и в разных культурах, более того, в различных обстоятельствах в одной культуре, делался акцент на разные их комбинации. 

жертвы дара и обмена: умилостивительная; жертвы-кормление; долю божества или умерших; жертвы, пробуждающие внимание богов; искупительные; благодарственные; жертвы, совершаемая как акт благочестия, дар как установление связи с высшей силой; 

жертвы, воспроизводящие миф, космогонию, сотворение мира (например, при ритуалах смены времён года); 

безадресные и не связанные непосредственно с мифом жертвы-посланники, жертвы-сопроводители или транспорт в иной мир; сюда же относят жертвы типа строительной (речь о распространённом по всей Европе обычае замуровывать человека или животное в основание строящегося сооружения). 

Что касается третьей группы жертвоприношений, то жертва-посланник или спутник не является самоцелью, но лишь способом осуществления задач первой группы (почтить умершего, помочь предкам или попросить у них помощи, отвести беду от рода и т.д.), а строительная жертва по мнению Д. К. Зеленина, например, изначально была предназначена для умилостивления духа деревьев, самовольно задействованных человеком, т.е. восходит к жертве-выкупу.

 

Ритуальная сторона религиозной жизни древних скандинавов известна русскоязычному читателю крайне плохо. Большинство переведенных текстов саг и Эдд содержит очень мало описаний, способных пролить свет на этот вопрос. В связи с этими бесспорный интерес представляет маленький фрагмент из саги о людях с Килевого Мыса (Kjalnesinga saga). 

Этот же фрагмент будет небезынтересен тем, кто ведет споры о том, приносили ли древние скандинавы человеческие жертвы. 

Целиком сага о людях с Килевого Мыса на русском языке не публиковалась и даже не переводилась. 

 

Автор перевода данного фрагмента с древнеисландского Hrafn V. © 

 

 

...[Торгрим] был очень набожен; велел построить большое капище внутри ограды; храмина была ста футов в длину и шестидесяти в ширину; все должны были выплачивать храмовый взнос. 

Тор там почитался более всего. Внутри храмина была круглой, куполом; были окна, а стены завешаны тканью. Тор стоял посредине и другие боги по обе стороны. 

Перед Тором стоял алтарь, сделанный с большим искусством, покрытый наверху железом; там было место для огня, который никогда не угасал; они это называли священным огнём. 

На том алтаре лежало большое кольцо из серебра; храмовый годи носил его на руке на каждом собрании; на нём должны были приносить клятвы при всех свидетельствах. 

Ещё на том алтаре полагалось быть большой медной чаше; в ней собиралась вся кровь от животных или людей, что бывали отданы Тору; это они называли жертвенной кровью и жертвенной чашей. 

Этой кровью окропляли людей или животных, а те животные, что принесены в жертву, употреблялись для угощения людей во время жертвенных пиров. 

Людей, принесённых в жертву, топили в болоте снаружи недалеко от входа; оно называлось «жертвенный колодезь»...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 месяцев спустя...

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИЛИ ДАР БОГАМ? 

 

Для каких целей современные язычники создают алтари Богам? Прошли тысячелетия, а причины остались теми же - защита и покровительство Высших Сил, получение Силы и Удачи. В современном язычестве жертвоприношения остались в прошлом, уступив место приношению Даров. Мы живем в Новое Время высоких вибраций и осознанности. Это новая эпоха взаимодействия с Богами, с новыми ценностями и способами обмена энергиями. Теперь вместо жертвоприношений мы приносим Дары Богам, потому что осознанность современного человека намного выше. Именно осознанность, способность понимать мельчайшие нюансы сакральности происходящего, следование традиции в самых высоких аспектах духовности дают нам возможность сохранять древние алгоритмы общения с Северными Богами. Это общение происходит теперь на тонких, можно сказать, энергетических уровнях, заменяя жертвоприношение на Дар без потери «качества связи» с Богами. Давайте вместе разберемся в этом важном вопросе. 

 

Исторические памятники литературы и археологические раскопки подтверждают факт того, что древние германцы и скандинавы, как и многие язычники по всему миру, приносили в жертву своим Богам не только животных, но и человеческие жизни. Такая культура взаимодействия с Богами была распространена много веков и на достаточно большой территории, чтобы мы могли говорить об устойчивой традиции жертвоприношений в северном язычестве. Хочу заметить, что привожу эти данные в статье сугубо для ознакомления, напоминая, что мы с вами ведем исследование — как в язычестве наших дней трансформировалась сама идея жертвоприношений в идею Даров Богам. Вот некоторые из многочисленных литературных памятников: 

 

«На этом алтаре должна была также стоять большая чаша из меди. Туда нужно было собирать всю кровь, что получалась от скота, которого посвящали Тору, или людей. Они называли это жертвенной кровью или кубком с жертвенной кровью. Этой кровью нужно было брызгать на людей или скот; тот скот, что приносился в жертву, использовался в пищу, когда наступал жертвенный пир. Людей же, которых приносили в жертву, бросали в болото, что было снаружи у дверей. Они называли его Жертвенным Болотом». «Сага о людях с Килевого Мыса», гл.2 

 

«Ко всем их богам приставлены жрецы, ведающие племенными жертвоприношениями. Если грозит голод или мор, они приносят жертву идолу Тора, если война — Водану, если предстоит справлять свадьбы — Фриккону». Адам Бременский, «Деяния архиепископов Гамбургской церкви», книга IV 

 

«На жертвеннике также должна была стоять жертвенная чаша с прутом наподобие кропила. Им следовало разбрызгивать из чаши ту кровь, что звалась «долей», — то была кровь умерщвленных животных, принесенных в жертву богам». «Сага о людях с Песчаного Берега» 

 

Археологические раскопки также подтверждают факты жертвоприношений. В 1990-м году датские археологи раскопали резиденцию вождя на окраине Тиссо в округе Западная Зеландия. Среди прочих находок они обнаружили остатки большого «длинного дома» или дворца, который использовался в VI — XI вв. н.э. В здании был большой центральный зал, в котором было обнаружено множество костей животных. Небольшое здание было обнаружено в ходе раскопок в Борге, который находится в провинции Эстерготланд. В дальнем от входа конце коридора в фундамент был встроен камень, интерпретированный как Хёрг — алтарный камень. На нем, по предположению исследователей, должны были располагаться статуэтки богов. Рядом с ним было найдено 75 кг несгоревших костей животных, в том числе многочисленные черепа и челюсти. Они были найдены в мощеной площадке перед входом, что говорит об использовании здания для ритуальных целей. Еще один объект впервые был раскопан Даниэлем Брууном в 1908 году в Хофстаддире, Исландия. В центре главного зала был очаг, и два очага поменьше в обоих концах зала. На всем пространстве главного зала было найдено множество костей животных, и меньшее число — в маленькой комнате. Повторные раскопки выявили еще больше костных фрагментов. Их анализ показал, что по крайней мере 23 головы крупного рогатого скота были принесены здесь в жертву. Найден также скелет овцы, убитой таким же образом, как быки. Найденные кости подтверждают, что этот дом использовался для религиозных церемоний. Раскопки в 2000-2004 годах в Уппокре (Швеция), к югу от Лунда, показали, что языческий храм (Хоф) находился там в течение нескольких сотен лет. В северной части здания найдено большое количество оружия (в основном наконечники копий), в большинстве своем сознательно сломанного, подобно жертвенному оружию, найденному в датских болотах. Также среди оружия встречаются фрагменты щитов и шлемов. Они располагались в верхних слоях вместе с костями нескольких людей, что говорит о практике человеческих жертвоприношений в этом месте. Прямо у западной стены храма лежало множество камней, потрескавшихся от огня, и костей животных: видимо, они выносились туда после обрядов. 

 

Вышеперечисленные исторические факты приведены исключительно в целях ознакомления с древней, низковибрационной, потерявшей актуальность в наши дни, традицией. В чем сакральность жертвоприношения для древнего скандинава с точки зрения современного язычника? Во-первых, нам нужно помнить, что верования древних германцев о том, как был создан мир, изначально связаны с жертвоприношением. Иными словами, для того, чтобы на Земле появилась жизнь, на Небе кто-то должен был умереть. Этим существом стал великан Имир, олицетворявший силы хаоса Вселенной. Из тела первичного вселенского существа Имира Боги сотворили всю существующую Вселенную. Таким образом, можно предположить, что человеческая жертва — это каждый раз в сакральном смысле творение нового мира или новой реальности, в которую заложен определенный смысл, например, реальность с хорошим урожаем или реальность победы над врагами. Во-вторых, хочется отметить важность жертвенной крови в ритуале жертвоприношения. «Для пира закалывали всякого рода скот, а также лошадей. Вся кровь от жертв называлась жертвенной кровью, а чаши, в которых она стояла, — жертвенными чашами, а жертвенные веники были наподобие кропил. Ими окропляли все жертвенники, а также стены капища снаружи и внутри. Жертвенной кровью окропляли также людей. А мясо варили и вкушали на пиру». «Сага о Хаконе Добром». Кровь — это субстанция, которая несет в себе сам принцип жизни. В Старшей Эдде повествуется о том, как Боги наделили человека дыханьем, духом, а также «теплом и румянцем», что может напрямую указывать на кровь. Кровь воспринималась как дар Богов. Кровь «оживляла» человека, а сама жизнь являлась самым ценным даром, над которым человек не властен. Другими словами, кровь — это самая дорогая «валюта», которой можно заплатить Богам за защиту, покровительство или выразить свою благодарность. При этом эта «валюта» легко конвертировалась и принималась Небесами, потому что по сути представляла энергию жизненности, заключенную в материальный носитель — кровь. Исходя из осознанного понимания возможных причин человеческих жертвоприношений, а также жертвоприношений большого количества животных в северной традиции, можно сделать вывод, что совершались эти ритуальные действия для того, чтобы: 1) стать со-творцом новой реальности через «инсценировку» мифа о происхождении мира. Из сложившегося хаоса нежелательной реальности годи (жрец в северной традиции) упорядочивал реальность — создавал реальность с желаемым исходом ситуации и конкретным результатом, полезным для человека и общины в целом; 2) преподнести самый ценный и нерукотворный дар Богам в благодарность за их покровительство. Все, что создано человеком, не могло сравниться с творением Богов, поэтому кровь, а точнее, жизненная энергия, заключавшаяся в ней, являлась лучшим подношением для умилостивления Богов. Как стать со-творцом собственной жизни и изменить хаос на порядок? С точки зрения современного практикующего язычника, мы совершенно равноценно можем заменить жестокое и устаревшее духовно жертвоприношение на Дар Богам, в котором будем концентрировать силу своего намерения и жизненную энергию. Для этого при общении с Богами нам нужен не только правильно созданный алтарь (о создании алтаря мы поговорим с вами в следующий раз), но и оптимальное обращение к Высшим Силам и верно подобранные Дары. Это означает, что современный язычник должен овладеть навыком концентрации внимания на своем намерении. Просьба к Богам уже не является случайными словами, а является четко сформулированным намерением, с пониманием собственной роли в со-творении желаемой реальности. Мы осознаем, что миф сотворения мира — это закодированная информация о том, как из хаоса создать порядок. Много веков назад это можно было объяснить только через метафору жертвоприношения ( Боги принесли в жертву Имира). Сейчас у нас достаточно осознанности, чтобы понять главный принцип — силой мысли мы способны управлять своей реальностью, упорядочивать ее по собственному желанию, изменяя хаос на порядок. Поэтому очень важно при обращении к Богам четко представлять, визуализировать результат вашего взаимодействия. Отдайте на волю Богов способы реализации, а вот сам результат сотворяйте вместе — визуализируйте и действуйте, делайте шаги навстречу своим желаниям! Так вы будете из хаоса огромного количества возможностей создавать собственную упорядоченную реальность. Например, вы обращаетесь к Фрейе за тем, чтобы найти свою любовь. Создайте образ вашего партнера, продумайте, какие качества желательны, а с какими вы не сможете смириться. Пропишите портрет вашего будущего возлюбленного на бумаге — в позитивном ключе и в настоящем времени. Осознайте, что, прописывая свое намерение в определенной стиле, например, в стиле позитивного ключа, вы «наводите порядок» в своей внутренней реальности. А внешняя реальность через волю Богов отражает вашу внутреннюю структуру. Поэтому очень важно, чтобы ваше намерение было четким и сконцентрированным — вы превращаете «броуновское движение» в новую отлаженную систему. Как только вы создали четкое намерение, начинайте действовать — пусть знакомые знают, что вы готовы к новым отношениям, выходите на прогулки в парк и рестораны, посещайте тренинги и психологические игры. Выполните свою часть сделки — начните идти навстречу своему желанию. И тогда Фрейя предоставит вам на этом пути множество возможностей и шансов для создания счастливых и верных отношений! Что же касается непосредственно Даров — подумайте, что заключает в себе жизненный принцип? Развитый духовно человек ответит однозначно — всё! Всё вокруг пронизано сознанием и жизненной энергией. Например, кристаллы и растения — это хороший вариант для приношения Даров, потому что в них изначально заложен принцип новой жизни и нового мира (по легенде, они образовались из тела Имира в новом, созданном Богами, мире). Хотите добавить в кристаллы жизненной энергии для усиления Дара? Просто отдайте часть вашего времени — на поиск этого кристалла, на зарабатывание денег, чтобы купить этот кристалл, на оформление его в драгоценный металл. Время является эквивалентом жизненной энергии человека. Чем больше времени мы посвящаем подготовке Дара, тем более наполненный жизненным принципом становится наш Дар. Богам не нужна просто красивая вещица или свежее пиво. Им нужна энергия, как катализатор канала связи с человеком. Если эта красивая вещица была случайно найдена при генеральной уборке под шкафом, то в ней нет энергии. Если вы наливаете Богам пиво, которое уже три дня стоит в холодильнике, потому что осталось после вечеринки с друзьями, то в этом напитке нет энергии. Создайте красивую вещь своими руками или потратьте время, чтобы найти ее в продаже, — это уже совсем другой уровень энергии. Задумайте себе конкретный день и время, чтобы сходить в маркет за определенной маркой пива, тогда вы вложите свое время, а значит, и энергию в этот Дар. А можно и вовсе обойтись без материального носителя, совершив доброе дело для людей в честь Бога, к которому вопрошаете за помощью и покровительством. Создание самого алтаря вы можете из обычного действия превратить в Дар Богам, осознанно посвящая время этому процессу — выбрать дату создания (обычно современные язычники выбирают значимые даты Колеса Года), собирать различные артефакты для будущего алтаря, подбирать изображения Богов. Но об этом мы поговорим в следующей статье и разберем такие важные вопросы в создании алтаря в духе северной традиции, как: — местоположение современного алтаря; — ориентирование алтаря в пространстве; — основные элементы алтаря: изображение Богов, дары, священные числа, магические арфтефакты; — создание и активация современного языческого алтаря, посвященного Одину. 

 

Автор: Бьярка (Елена Кисюра)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...