Перейти к публикации
Форум - Замок

Рагнарёк - Рок/судьба/гибель Богов


Рекомендованные сообщения

Рагнарёк - Рок/судьба/гибель Богов

 

Уже не первый год был прикован к скале бог огня, уже скорбь по светлому Бальдру начала стихать в сердцах Асов, уже великанша Ярнсакса родила Тору второго сына, по имени Моди, почти не уступавшего в силе своему брату Магни, уже побежденные богом грома великаны забыли дорогу в Асгард, уже люди заселили все самые дальние уголки Митгарда.

 

Асы много столетий подряд по-прежнему правят миром, с годами растут их богатства и слава. Люди поклоняются им, а великаны боятся их. Но собираются над ними черные тучи и с каждым днем приближаются сумерки богов.

 

Снег падал на четыре стороны света. Ледяные ветры носились по земле. Солнце и луну заволокло мглой. Не наступала весна, не приходило лето, осень не приносила ни плодов, ни злаков, и зима опять перерастала в зиму.

 

Было три зимы, длившиеся три года. Первая называлась Зимой Ветров: ураганы свирепствовали, снег валил не переставая, и мороз стоял лютый. Много детей человеческих погибло в ту страшную зиму.

 

Вторая зима называлась Зимой Меча: оставшиеся в живых принялись грабить и убивать ради крохи пищи; брат поднимал руку на брата, и по всему миру кипели великие войны.

 

А третья зима называлась Зимой Волка. Тогда древняя колдунья, обитавшая в Ярнвиде, железном лесу, вскормила волка Манагарма трупами павших в бою и непогребенных людей. Огромным и могучим вырос волк. И настал день, когда эйнхерии, пирующие в Вальхалле, увидели, что их скамьи забрызганы кровью, капавшей с его клыков. Это был знак богам, что близок час последней битвы. Спадают оковы с бога огня, и он встает, полный злобы и мести.

 

И вот глубоко в недрах земли прокричал петух, ржаво-красный кочет владычицы Хель, и крик его всколыхнул нижние миры. В Ётунхейме прокричал багряный кочет Фьялар, и по его крику поднялись великаны. Высоко в Асгарде тоже прокричал петух, золотой кочет Гуллинкамби, и крик его пробудил воинов в Вальхалле.

 

Из-под земли донесся лай. Это в пещере Гнипахеллир лаял Гарм, пес с окровавленной пастью. Карлики, услышав его, застонали в своих каменных темницах. Древо Иггдрасиль заскрипело всеми своими ветвями. Раздался скрежет: то великаны сдвинули свой корабль; и раздался конский топот: то собиралось воинство Муспелльсхейма.

 

Но Ётунхейм, и Муспелльсхейм, и Хель напряженно ждали. А вдруг волк Фенрир не сумеет порвать узы, которыми связали его обитатели Асгарда? Без него победа над богами невозможна. И вот затрещала скала - Фенрир вырвался на свободу. Во второй раз пролаял пес Гарм в пещере Гнипахеллир.

 

Тут земля задрожала под копытами конницы Муспелльсхейма, и хохот Локи потряс воздух, и затрубил рог Хеймдалля, и с грохотом распахнулись пятьсот сорок дверей, чтобы выпустить по восемьсот готовых к бою героев.

 

Тем временем Один держал совет с головою Мимира. Он поднял ее из глубин источника мудрости и с помощью известных ему чар заставил говорить с ним. Где асам, ванам и эйнхериям, героям Мидгарда, лучше всего встретиться с ратями Муспелльсхейма, Ётунхейма и Хель и как лучше сразиться с ними? Голова Мимира посоветовала Одину сойтись с ними в долине Вигрид и биться так, чтобы силы зла были уничтожены навеки, пусть даже ценой гибели его собственного мира.

 

Всадники Муспелльсхейма достигли Биврёста, радужного моста. Вот-вот они ворвутся в селение богов и предадут его огню. Но Биврёст подломился под тяжестью воинов Муспелльсхейма, и они не добрались до Асгарда.

 

Ёрмунганд, опоясывающий мир змей, восстал из моря. Воды хлынули на землю и смыли ее последних обитателей. Мощная волна подхватила два корабля - Нагльфар, который так долго строили из ногтей великаны, и ладью царицы мертвых Хель. Направляемый великаном Хрюмом, Нагльфар со всем воинством Ётунхейма на борту поплыл к месту последней битвы. Туда же Локи повел ладью из царства Хель, на которой находился Фенрир.

 

Поскольку Биврёст рухнул, асы и ваны, асини и дочери ванов, эйнхерии и валькирии двинулись к долине Вигрид через реку Тунд. Предводительствовал ими Один в золотом шлеме на голове и с копьем Гунгнир в руке. Тор и Тюр ехали бок о бок с ним.

 

В Мюрквиде, темном лесу, ваны сшиблись с полчищами Муспелльсхейма. С обломанного конца Биврёста сыпались на них всадники в горящих латах, дышашие огнем. Там был Ньёрд со Скади, своей воинственной женой-великаншей, закованной в броню. Там была Фрейя. Рядом с Фрейром была Гёрд в боевых доспехах Ослепительно сверкал меч Сурта. Столь же ярко сверкал только один меч в мире тот, что Фрейр уступил Скирниру. Фрейр и Сурт схватились, и Фрейр пал в этой схватке, чего не случилось бы, будь у него в руке его собственный чудесный булат.

 

И в третий раз залаял Гарм, пес с окровавленной пастью. Он вырвался на свет и свирепыми прыжками помчался к долине Вигрид, куда боги стягивали свои силы. Громко лаял Гарм. На краю небес клекотал орел Хресвельг. И вот небо раскололось, и древо Иггдрасиль потряслось до самых основ.

 

Туда, где боги выстроили свои рати, приплыли корабли из Ётунхейма и из царства Хель, прискакали всадники Муспелльсхейма и прибежал Гарм, пес с окровавленной пастью. А из моря, подступившего к долине Вигрид, выполз змей Ёрмунганд.

 

Что же сказал Один богам и героям, сплотившимся вокруг него?

- Мы отдадим наши жизни и позволим уничтожить наш мир, но будем сражаться так, что злые силы сгинут вместе с нами.

 

С ладьи Хель соскочил волк Фенрир. Его пасть была так широко разинута, что нижняя челюсть мела землю, а верхняя скребла небо. На бой с волком вышел Один Всеотец. Тор не мог подсобить ему, ибо должен был схватиться с Ёрмунгандом, мировым змеем.

 

Волк Фенрир растерзал Одина. Но тут подоспели более молодые боги. Молчаливый ас Видар спрыгнул со своего коня прямо перед носом Фенрира. Поставив ногу в сандалии, сшитой из обрезков кожи, которую припасали для него башмачники, на нижнюю челюсть волка и, упершись руками в его верхнюю челюсть, он порвал ему глотку. Так был убит Фенрир, самый ярый из всех врагов Асгарда.

 

Чудовищный змей Ёрмунганд затопил бы все вокруг своим ядом, который он уже приготовился изрыгнуть, если бы Тор не размахнулся и не сокрушил его Мьёлльниром. Нанеся удар, Тор отскочил на девять шагов, но змей успел плюнуть на него, и, ослепленный, задыхающийся и обожженный, защитник мира погиб. Но Магнии и Моди поднимают молот своего отца и тоже вступают в бой, а Ульр без промаха стреляет из своего лука и поражает множество великанов.

 

Локи сцепился с Хеймдаллем, стражем радужного моста и хранителем богов. Он сразил Хеймдалля, но и сам был сражен им.

 

Храбро бился Тюр, ас, пожертвовавший своей правой кистью, чтобы пленить Фенрира. Храбро бился он, и много исчадий зла приняли смерть от его левой руки. Но Гарм, пес с окровавленной пастью, загрыз Тюра и погиб вместе с ним.

 

И тут в вихре пламени, сверкая латами и мечами, в долину ворвались всадники Муспелльсхейма. Сурт, повелитель Муспельхейма убивает Фригг и других богинь, сражавшихся рука об руку со своими мужьями. Но сам погибает под ударом Мйольнира. Великаны побеждены, но огненный меч повелителя Муспельхейма упал на ясень Игдрасиль, и могучее дерево вспыхнуло. Его корни, источенные драконом Нидгёгом, не в силах больше держать ствол, и он падает. Вместе с ним рушится небесный свод, а земля погружается в мировое море.

 

Волк Скель догнал солнце - Соль, а волк Гети луну - Мани. И исчезли Соль и Мани в их утробе. Звезды попадали с неба. Мир погрузился во тьму.

 

Море накрыло сожженную и опустошенную землю, и над ним нависло черное небо, потому что не было больше Соль и Мани. Но в конце концов воды схлынули, а дым рассеялся и вновь явилась земля, зеленая и прекрасная. Новое солнце и новая луна засияли на небе еще ярче и красивее. Это дочь Соль и дочь Мани. И за ними не гнались кровожадные волки.

 

Асгарда, Митгарда, Йотунхейма и Муспельхейма больше нет, нет и страны гномов и страны эльфов. Но высоко-высоко в небе, там, где раньше был Асгард, но только еще выше его стояли младшие боги. Это были молчаливый Видара, храбрый Вали, могучие Магни и Моди и меткий Ульр - они остались живы. Вместе с ними Бальдр и Ход, которым удалось вырваться из царства Хель. За поясом у Магни молот его знаменитого отца. Молодые боги разговаривают друг с другом, вспоминая дела и подвиги минувших веков, и строят для себя новую страну, а под ними из мирового моря опять подымается земля. Она вся зеленая, она покрыта чудесными лесами, садами, пастбищами и нивами.

 

Видар и Вали нашли в траве послание старших богов - золотые дощечки с рунами мудрости. Там говорилось о небесах над Асгардом, не тронутых огнем Сурта, где правили Вили и Be, Воля и Святость.

 

Двое людей пережили Рагнарёк. Огонь Сурта не коснулся их. Они спали далеко в глухом лесу, а когда пробудились, мир вновь был зелен и прекрасен. Питались они утренними росами. Это были женщина и мужчина, Лив и Ливтрасир. Они вышли из леса и народили детей, которые, тоже народив детей, заселили землю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...
ПОСЛЕ РАГНАРЕКА

Пророчество о Рагнарёке было произнесено мёртвой провидицей вельвой, которую специально для этого на время вызвал из могилы Один. Согласно ему, в день Рагнарёка чудовищный волк Фенрир проглотит Солнце, погрузив мир во тьму, а когда из глубин всплывёт мировой змей Ёрмунганд, море выйдет из берегов. К ним примкнёт и огненный великан Сурт с пылающим мечом, который выжжет землю, повелительница загробного царства Хель и коварный бог огня Локи вместе с инеистыми великанами - гримтурсенами и ётунами. Из Хельхейма приплывает корабль мертвецов Нагльфар. Войско сынов Муспельхейма проскачет по мосту Биврёст, который при этом разрушится.

Против них выступят все асы во главе с Одином и все эйнхерии, которых призывает страж богов Хеймдалль, трубя в Гьяллархорн. Перед битвой Один отправится к Мимиру, хозяину источника мудрости, испрашивая у него совета.

В итоге, видя, что никто победить, великан Сурт соберёт всю убийственную мощь подвластного ему огня и обрушит её на землю, закончив таким образом битву.

Но за гибелью мира последует его возрождение. Ведь время циклично. Скоро уже появится новая земля, которая вновь поднимется из моря.

Также в великой битве выжили сыновья Тора и некоторые другие боги, вернулся в мир Бальдр, а с ним вернулись времена года. А в великой роще укрылись два человека – Лив ("жизнь") и Ливтрасир ("пышащий жизнью"), которые и дадут начало поколению новых людей. Но лучше в данном случае обратиться к тексту "Пророчества Вельвы", чтобы лучше узнать о том, каков будет мир после Рагнарёка:

59

Видит она:
вздымается снова
из моря земля,
зеленея, как прежде;
падают воды,
орел пролетает,
рыбу из волн
хочет он выловить.

60

Встречаются асы
на Идавёлль-поле,
о поясе мира
могучем беседуют
и вспоминают
о славных событьях
и рунах древних
великого бога.

61

Снова найтись
должны на лугу
в высокой траве
тавлеи золотые,
что им для игры
служили когда-то.

62

Заколосятся
хлеба без посева,
зло станет благом,
Бальдр вернется,
жить будет с Хёдом
у Хрофта в чертогах,
в жилище богов -
довольно ли вам этого?

63

Хёнир берет
прут жеребьевый,
братьев обоих
живут сыновья
в доме ветров -
довольно ли вам этого?

64

Чертог она видит
солнца чудесней,
на Гимле стоит он,
сияя золотом:
там будут жить
дружины верные,
вечное счастье
там суждено им.

65

Нисходит тогда
мира владыка,
правящий всем
властелин могучий.

66

Вот прилетает
черный дракон,
сверкающий змей
с Темных Вершин;
Нидхёгг несет,
над полем летя,
под крыльями трупы
пора ей исчезнуть.

Таким образом, можно заключить, что германо-скандинавская мифология включает в себя представления о цикличности мира и его грядущем возрождении после Рагнарёка.
WSnzkW6dLEU.jpg
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

РАГНАРЁК - ПОСЛЕДНИЕ ДНИ МИРА 

Рагнарёк (нем. Ragnarök), в германо-скандинавской мифологии — гибель богов (судьба богов) и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами. Также общепринятым считается другой вариант транскрипции – Рагнарок, в этом нет никакой ошибки, потому что адекватно отразить на письме звук «ø» из древнескандинавского языка попросту невозможно (это нечто среднее между русскими «о» и «ё»). Этимологически слово «Ragnarøkr» восходит к древнескандинавским словам «ragna», это родительный падеж словоформы «regin», которую на русский можно перевести как «владыки», и «røk», что в буквальном смысле переводится как «рок» или «судьба». То есть дословно Рагнарек (Рагнарок) означает «судьба владык». Тем не менее, в каноническом переводе А.И. Корсуна понятие «frá ragnarökum» из «Видения Гюльви» переведено, как «гибель богов», что, вероятно, навеяно древнеисландским словом «røkkr», которое переводится как «закат» или «упадок». 

Грубо говоря, Рагнарек – это древнескандинавский конец света, который известен нам по «Прорицанию Вёльвы» из «Старшей Эдды» и «Видению Гюльви» из Эдды Стурлусона. Вёльва пророчествует, будучи вызвана из мира мертвых магией Одина. Однако, в скандинавской мифологии Рагнарок – обширное понятие, которое включает в себя не только пророчество, описывающее собственно битву, но и множество предшествующих и последующих событий. 

Согласно скандинавской мифологии, Рагнареку предшествует гибель Бальдра, любимого сына Одина. Бальдру начинаются сниться кошмарные сны (песнь «Сны Бальдра»), и Фригг, чтобы защитить его, берет клятву со всех существ на Земле, живых и мертвых, что они никогда не причинят вреда ее сыну. Но Локи в образе женщины выведывает у Фригг тайну о том, что она не взяла клятву с омелы, посчитав ее безобидной. Локи вручает слепому богу судьбы Хёду стрелу из омелы. И когда асы развлекались метанием в Бальдра различного оружия, которое все равно не могло нанести ему вреда, Локи направил лук Хёда в «нужную» сторону. Тот выстрелил и сразил Бальдра. 

Хель, владычица мира мертвых, отказалась возвращать Бальдра, потому что Локи, обратившись великаншей, не стал плакать по сыну Фригг. По уговору Хель должна была вернуть Бальдра в мир живых, если бы каждое существо плакало о нем. Так фактически завершается Золотой Век асов и начинается мифологический Рагнарек. 

Хронология событий: 

После гибели Бальдра в Мидгарде воцарился хаос. Кровавые войны, распри между родичами, упадок культуры – все это стало предвестьем Рагнарока. Скандинавский конец света начинается с приходом Фимбульвинтер (перевод с древнескандинавского – «великанская зима»). Это лютая зима, которая накроет весь Мидгард на три долгих года. 

В это же время Фенрир (сын Локи и Ангрбоды), огромный чудовищный пес, вырывается из своих оков и пожирает Луну и Солнце (по другой версии светила пожирает Гарм, который, однако, вполне вероятно является воплощением Фенрира). Мир погружается во мрак. Мировой Океан выходит из берегов, потому что из него поднимается Мировой Змей Ёрмунганд (также сын Локи и Ангрбоды). Все это предвестья Рагнарека, которые вынуждают асов готовиться к войне. Один идет к забальзамированной голове мудрейшего из ётунов, Мимира, и просит у нее совета. 

Во время мифологического Рагнарока к Ёрмунганду и Фенриру присоединиться третий ребенок Локи – Хель. Она поведет в бой армию мертвых. Вместе с ней на корабле мертвецов Нагльфар будет находиться огненный великан Сурт, предводитель пламенных великанов Муспельхейма, которые также выступят на стороне «плохих ребят». Кстати, по одной из легенд Нагльфар сможет попасть в Мидгард только благодаря тому, что в результате «великанской зимы» все моря застынут в ледяных оковах. Нагльфар поставят на полозья и он будет катиться подобно саням. 

Биврест (с древнескандинавского – «дрожащий путь») будет разрушен во время мифологического Рагнарока, потому что по нему пройдет войско Муспельхейма. Хеймдаль, хранитель Бивреста и защитник Асгарда, протрубит в Гъяллархорн («золотой рог»), призывая на битву асов и эйнхериев. Битва (собственно сам Рагнарек) состоится на равнине Вигридр. Во время сражения Один сойдется в поединке с Фенриром и будет убит им, но Видар (сын Одина, бог мщения) пронзит волка мечом (в «Младшей Эдде» сказано также, что Видар порвет Фенриру пасть). Тор победит Ёрмунганда, но сам погибнет от его ядовитого укуса. Тюр и Гарм сразят друг друга, из поединка между Хеймдалем и Локи также никто не выйдет живым. 

В разгар Рагнарека великан Сурт, сразив Фрейра, увидит, насколько чудовищно происходящее и насколько жесток мир, созданный асами. Он соберет в своих руках всю силу Муспельхейма и испепелит Вселенную. На этом завершается скандинавский конец света, мифологический Рагнарок. Но на этом не завершается история мира! Рагнарек переживут два человека – Лив («жизнь») и Ливтрасир («пышущий жизнью»), а также несколько асов – Вали, Видар, Моди и Магни, они унаследуют Мьельнир. Кроме того, выживет Хёд, а из Хельхейма (которого не станет) вернется Бальдр, и братья помирятся. Все они соберутся в долине Идаволл, что располагалась в центре Асгарда, и начнут строить новый мир. 

Таким образом, хотя сегодня в общественном сознании мифологический Рагнарек ассоциируется с гибелью мироздания, в действительности, это лишь начало нового витка развития цивилизации. Согласно воззрениям древних скандинавов Золотой Век не будет длиться вечно, на смену радости и счастью придут злоба и ненависть. И когда тьму уже нельзя будет изгнать из сердец людей и богов, наступит Рагнарок, справедливое очищение и еще один шанс для Вселенной. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 месяца спустя...

ПРОРОЧЕСТВО О ГИБЕЛИ АСОВ 
 
Слушайте, все люди, сумрачные песни. 
Те из вас, кто мудры, пусть оценят пенье. 
Я пою про ужас, я пою про горе, 
Я пою, что будет в роковые годы. 
 
Почернеет солнце, сушу скроют воды, 
Упадут на землю золотые звезды, 
Взвеет дым высоко из земного недра, 
И оближет пламя тучи в твердом небе. 
 
Змей Нидгад из ада вылетит на крыльях, 
Закружит, когтистый, над дворцовой крышей. 
У него на крыльях трупы всех умерших, 
С ними вместе канет в глубине безмерной. 
 
Будет лаять Гарум пред священным входом, 
Но в лесу железном будет вторить хохот, 
И Фенрир промчится, волк с кровавым глазом, 
По гранитной лестнице в чертоги азов. 
 
Один! Один! Один! горе! горе! горе! 
Я пою, что будет в роковые годы. 
Азы! вижу гибель вашей светлой власти: 
Волк Фенрир терзает грозного владыку. 
 
Альфы скорбно плачут у недвижной двери, 
Азы громко стонут, внемля страшной вести, 
Великаны сильны, истребленья люты. 
Что теперь осталось? где теперь вы, люди? 
 
Вот пылает с треском Игдразил высокий, 
Мировые ветви корчатся и сохнут, 
И, когда на землю с громом рухнет древо, 
В пламени с ним вместе мир погибнет древний. 
 
Но из черной бездны встанет черный Локи, 
Повезет безумцев он на черной лодке, 
Чтоб дворец воздвигнуть, страшный, черный, новый, 
И царить сурово над страной полночной. 
 
Слушайте, все люди, сумрачные песни. 
Те из вас, кто мудры, пусть оценят пенье. 
Я пою про ужас, я пою про горе, 
Я пою, что будет в роковые годы. 
 
В. Ю. Брюсов

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

"День гибели Богов" 
Пророчество о Рагнароке было произнесено мёртвой провидицей Вельвой, которую специально для этого на время вызвал из могилы Один. 
Прорицательница заглянула в будущее... Её глаза оставались немигающими и широко открытыми. На несколько минут Вельва застыла и стояла в оцепенении и только старческие потрескавшиеся губы шептали слова, которые изредка срывались в скрипучий и пронзительный крик... 
 
Я там!... В небе птицы замерзают налету и падают вниз! 
 
Бреду босиком по холодной, земле: 
Люди редки... Смотрят мимо меня... 
Три года - мир отдан на откуп зиме: 
Под снегом покоятся радости дня! 
 
Хаос и грех правят нашей страной. 
Бесчестье народ, как благо узнал! 
Прокляты все, кто нарушил устой 
И связь родовую в семье разорвал! 
 
Несчастье! И ветер доносит мне зло... 
В селеньях не слышу я плача детей. 
И вот, искупленье на землю пришло! 
Тьма, чудищ позвала из мира теней. 
 
Как холодно! Но там, вдали, уже загорелся новый рассвет. 
 
Я вижу... как умер Бальдр, твой сын!!! 
Знай, - его сердце пронзила стрела. 
Убийца... Конечно, не простолюдин. 
Послана смерть, рукой брата была! 
 
Бог убил Бога!!! Так это - есть знак! 
Вот небо темнеет... Звенит тишина... 
Из бездны, стеной надвигается мрак... 
Óдин, ты слышишь? Будет - война!!! 
 
Страшный рёв... Земля дрожит и с гор сходит лавина! 
 
На гребне скалы - огромнейший Волк, 
Это - Фернир* - он свободен теперь... 
Глотает он солнце и луч жизни смолк! 
В царстве загробном не заперта дверь... 
 
Из чёрных глубин - выползает всё то, 
Что силы копило бесчисленно лет... 
Вы, Боги, пошли... побеждать это зло, 
Ведь выбор у вас не велик... Его нет! 
 
Повсюду кровь... Всё смешалось: моря, небо, земля и огонь! 
 
Я вижу!!! Просторы долины Вигридр... 
Сражение Асов с ужасным врагом! 
Но, Óдин... Тебя убивает - Фернир!!! 
Кто ранее мог и помыслить о том?! 
 
Отмщение рядом... и сын твой, Видар, 
В гневе своём разорвал Волку пасть... 
Но в небо с земли распростёрся пожар 
Это Свет, это Тьма - воюют за власть! 
 
Не сможет ничья из сторон победить! 
Сурт-великан не рискнул ждать ещё... 
Чтоб свыше исход этой битвы решить - 
Обрушил огонь уничтоживший ВСЁ!!! 
 
Прорицательница открыла глаза, в них отражался страх и безумие... Невидящим взглядом она посмотрела на Óдина... Шёпотом произнесла: 
- И вот теперь, ты либо должен это исправить, либо попросту забыть. Решай..."
Александр Гусарин

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Когда небеса и земля будут сожжены, когда боги и эйнхерии погибнут, тогда из моря восстанет новый мир. Незасеянные поля заколосятся. Бальдр (свет) возвращается из Хель и встречает Хёда (тьму) на Идаволль, где боги держали тинг. Здесь два брата снова обнимутся. Хёнир (развившаяся созидающая сила) снова может гадать при помощи прута, использующегося для выбора жребия: он снова может определять, по какому пути пойдёт развитие, и сыновья богов, Видар (бессмертная сила дикой природы) и Вали (естественный отбор), Моди (храбрость попробовать заново) и Магни (сила справиться заново), садятся на места своих отцов, и с ними молот Тора. Они сидят и говорят о всём том, что было и что случилось — о змее в море, волке Фенризе и рунах Одина. Тогда они находят в траве золотые тавлеи, в самом начале времён принадлежавшие Одину. 
 
Варг Викернес - Скандинавская мифология и мировоззрение

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Фимбулвинтер (также Фимбульветр, норв. , дат. и швед. Fimbulvinter, нем. Fimbulwinter; дословно — «великанская зима») — апокалиптическая трёхлетняя зима, предшествующая рагнарёку в германо-скандинавской мифологии. 
Зима Фимбулвинтер наступила после смерти Бальдра и длилась до самой битвы в конце света. 
Солнце померкло, 
земля тонет в море, 
срываются с неба 
светлые звезды, 
пламя бушует 
питателя жизни, 
жар нестерпимый 
до неба доходит.
Сначала наступит трёхгодичная «великанская зима» Фимбульветр с жестокими морозами и свирепыми ветрами. Один волк проглотит солнце, другой похитит месяц. Звёзды упадут с неба. От землетрясений загудит и задрожит ясень Иггдрасиль. Вода зальёт землю, потому что перевернётся в море Мировой змей Ёрмунганд. Расколется небо, и появится войско сынов Муспелля. Во главе этого войска великан Сурт со своим мечом, свет от которого ярче, чем от солнца. Поскачут они по мосту Биврёст, и мост под ними провалится… 
— В. И. Щербаков, «Асгард — город богов». 
 Братья начнут 
биться друг с другом, 
родичи близкие 
в распрях погибнут; 
тягостно в мире, 
великий блуд, 
век мечей и секир, 
треснут щиты, 
век бурь и волков 
до гибели мира; 
щадить человек 
человека не станет.
Увидев, что преступность принимает угрожающие размеры и на земле уже не осталось добра, боги поняли, что старые пророчества сбываются и недалек уже час Рагнарёка, сумерек богов. Соль (Солнце) и Мани побледнели от ужаса и дрожащей рукой правили своими колесницами, с опаской оглядываясь на преследующих их волков, готовых поглотить их. Когда же с лиц их сошла улыбка, то на земле стало мрачно и холодно, и началась суровая «великанская зима» Фимбульветер. Снег валил со всех сторон, злые ветры дули с севера, и вся земля была под толстым слоем льда. 
Эта суровая зима длилась три года, а затем еще три года, и не осталось на земле ничего радостного, а преступлений становилось все больше, пока в борьбе за жизнь люди совсем не разучились сострадать.

Несмотря на то, что Фимбульвинтер иногда упоминается в скальдических песнях, в Эддах больше нет ни слова о «великанской зиме». Однако лишь очень малая часть исследователей полагает, что Фимбульвинтер – эффектный образ, созданный скальдами, и он не несет никакой смысловой нагрузки. Большинство же склонно думать, что речь в данном случае идет о коротком ледниковом периоде или масштабном похолодании. По мнению некоторых исследователей, образом Фимбульвинтера древние скандинавы могли описать похолодание, которое произошло в V веке до нашей эры, положив конец бронзовому веку на севере Европы. Разумеется, это лишь гипотеза, хотя, надо признать, достаточно реалистичная. С другой стороны, Фимбульвинтер, как часть Рагнарека, представляет собой явление, которое должно случиться в будущем. И в этом смысле поэтический образ может быть указанием на результат парникового эффекта, который, согласно общепринятой теории, сначала вызовет резкое похолодание, затем – напротив, резкое потепление. Ведь после Фимбульвинтера в миры людей и асов вторгаются «сыны Муспелля», огненные великаны, а Сурт в финале великой битвы сжигает Вселенную. Хотя в большей степени подобное описание похоже на последствие ядерной войны, когда после тотального уничтожения наступает сначала так называемая «ядерная зима» (похолодание), а потом «ультрафиолетовая весна» (потепление). Тем не менее, ни одна из этих гипотез не доказана. Кто знает, быть может, Фимбульвинтер действительно является предупреждением народам далекого будущего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В древнескандинавской мифологии Вигрид – это равнина, на которой произойдет последняя битва асов с воинством Хель и Сурта во время Рагнарека. Упоминания о равнине Вигрид встречаются в Младшей Эдде Снорри Стурлусона, а также в более древнем источнике – Старшей Эдде. При этом если в поэтическом варианте (Старшая Эдда) Вигрид лишь упоминается, как место битвы двух воинств, то Стурлусон дает более развернутое описание, говоря о том, что на этом поле погибнут многие асы и их враги, и именно там разгорится пламя Сурта, которое впоследствии поглотит весь мир для его перерождения. 
 
Вигрид – распространенный, но неверный вариант транскрипции оригинального древнескандинавского слова «Vígríðr», которое следует произносить как Вигридр. На русский «Vígríðr» дословно переводится как «всплеск битвы» или «место, где произойдет всплеск битвы». При этом в англоязычной литературе можно встретить целый ряд вариантов – Vigrid, Vigrith и Wigrid. 
 
Важно отметить, что в Старшей Эдде поле Вигридр в одном из эпизодов именуется словом «Óskópnir», этимология которого является предметом споров в среде лингвистов-скандинавоведов. На данный момент доминирующей является версия, выдвинутая историком и филологом Р. Симеком, который ссылается на К. Ларрингтон. По мнению Симека, «Óskópnir» означает «еще не созданный», «несотворенный». 
 
В эпизоде поэтической Эдды, где Один под именем Гагнрад сражается с Вафтрудниром в «битве умов», мудрый ётун задает правителю Асгарда вопрос о том, как называется равнина, на которой асы встретятся в битве с Суртом. Всеотец отвечает, что равнина та зовется Вигрид и размер ее – сто лиг в каждую сторону. Один из первых переводчиков Старшей Эдды, Г. Беллоус отмечает, что фраза «сто лиг» не обозначает конкретную величину, это метафорическое указание на открытое пространство большой площади. 
 
Также в Старшей Эдде поле Вигрид упоминается в эпизоде, где Сигурд побеждает одного из трех сыновей колдуна Хрейдмара – дракона Фафнира. Герой спрашивает у сраженного чудовища, как называется остров, на котором Сурт сразится с асами в последней битве. Фафнир отвечает, что остров тот называется Оскопнир. Несмотря на то, что речь здесь идет об острове, а не о равнине, очевидно, что характеристика места («где Сурт будет биться с асами») указывает на Вигридр, хотя не ясно, почему все-таки здесь использовано другое название. В прозаической Эдде равнина Вигрид упоминается в связи с началом последней битвы, когда Хеймдаль трубит в золотой рог Гьяллархорн, чтобы призвать асов и их союзников. В это же время к равнине движутся воинства Сурта и Хель. Во время сражения Тор и Йормунганд убьют друг друга, также как Тюр и Гарм. Фенрир загрызет Одина, но будет убит Видаром, а Сурт убьет Фрейра. После того, как Локи и Хеймдаль убьют друг друга, Сурт высвободит силу стихии огня и уничтожит все миры древа Иггдрасиль.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Согласно эддическому описанию Рагнарёк, выжить не удаётся почти никому из участников последней битвы. Из богов упомянут только Ньёрд, который после битвы возвращается к ванам. Можно предположить, что выжили и богини. В ходе Рагнарёк каждому из богов противостоит свой особый противник. Противник Тора — змей Ёрмунганд, Червь Мидгарда. Это не первая их встреча: однажды Тор уже схватился со своим заклятым врагом. Отправившись на рыбалку, он поймал Мирового Змея на удочку и нанёс ему могучий удар своим молотом. Не удивительно, что, вырвавшись на свободу, Ёрмунганд сразу же устремляется на своего обидчика. Аналогичным образом встречаются в последней битве Хеймдалль и Локи — ещё одна пара заклятых врагов, и прежде сталкивавшихся друг с другом по различным поводам (к примеру, в борьбе за ожерелье Фрейи, Брисингамен). Против Фрейра выступает Сурт, вооружённый мечом Фрейра — единственным в мире мечом, который способен сокрушать великанов и который Фрейр отдал как выкуп за невесту отцу Герд, родичу Сурта. Один же, согласно мифу, сражается с волком Фенриром, который его и пожирает. Однако Один — не главный противник Фенрира. Главный враг волка — Тюр, некогда нарушивший данную ему клятву, чтобы боги смогли связать его. И, по логике вещей, в день Рагнарёк Фенрир должен броситься в первую очередь на Тюра. 
Однако Тюр, как явствует из описания последней битвы, вступает в схватку с псом Гармом. Это нелогично: ведь Гарм, страж Гнипахеллира, предупреждает своим лаем о том, что Фенрир вырвался из оков. Это означает, что Гарм служит асам и причин нападать на кого-либо из них у него нет. С моей точки зрения, в первоначальном мифе именно Тюр был противником Фенрира и погибал в последней битве, тогда как Один не мог умереть вторично: ведь он уже претерпел смерть в испытании на ветвях Иггдрасиля и стал проводником умерших.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

Сыны Муспелля 

Настоящая статья посвящена определению основных мировых сил, действующих в древнескандинавских эсхатологических мифах и характеристике восприятия этих сил древними исландцами в контексте противопоставления благо — зло. 

В современной литературе принято выделять две основные участвующие в Последней битве силы. Первая сила — это боги (асы) и люди — сила Асгарда (небесного града богов) и Мидгарда (земного мира людей). Люди, населяющие Мидгард, были сотворены асами в начале мира и выступают в битве как их союзники. Считается, что эта сила воспринималась древними исландцами как выражение сакрального, благого начала, а также выражение мира культуры. 

Противостоят Небу и Срединному миру силы Периферии и Подземного мира: живущие на краю земли великаны и хтонические чудовища. Великаны — древнейшие жители мира, они мудры, холодны и жестоки. Они — олицетворенная стихия холода и тьмы. Хтонические чудовища — Мировой змей Ёрмунганд и Мировой волк Фенрир. Мировой змей плавает в океане, обнимающем срединный мир. Охватывающий землю океан как символ стихии хаоса известен во многих мифологиях мира. 

Наряду с хтоническими чудовищами противниками асов в Последней битве выступают и сыны Муспелля — «огненные демоны», как их называют в литературе [1, с. 281]; разрушители мироздания. Все противники асов выступают, согласно современным представлениям, как выражение злого, неупорядоченного, враждебного культуре начала. Последняя битва — Рагнарёк — рассматривается, таким образом, с позиции противопоставления Центра и Периферии мира [2, с. 45–47]. 

Однако анализ древнеисландских текстов позволяет утверждать, что сами древние исландцы по-иному относились к мифологическим образам мировых сил, участвующих в Последней битве. Современная дуалистическая трактовка не оставляет места для силы, представленной Суртом и сынами Муспелля. 

Характеристика, которую дают сынам Муспелля мифы, разительно отличается от характеристики прочих противостоящих богам сил. Описывая войска, готовящиеся к битве с богами, Младшая Эдда отмечает: «Но сыны Муспелля стоят особым войском, и на диво светло то войско» [3, с. 90]. 

Ни один противник асов из числа хтонических чудовищ не был объектом культа, не существовало и культа аса Локи, который выступает в Последней битве на стороне чудовищ. Однако до нас дошли свидетельства о культе Сурта, что показывает принципиальное отличие Сурта от всех прочих сил, сражающихся против богов в Последней битве. С именем Сурта связана самая большая пещера в Исландии — Surtshellir («Пещера Сурта») — так она зовется издревле. В исландской «Книге заселения страны» рассказывается, что Торвальд Волчья Пасть однажды осенью отправился в эту пещеру, чтобы исполнить там хвалебную песню, которую он сочинил в честь Сурта [4, с. 61]. Никто более из противников богов никогда не удостаивался хвалебной песни. 

Есть еще одно важное отличие сынов Муспелля от всех прочих противников богов. По «Прорицанию вёльвы» мы видим, что все чудовищные порождения тьмы движутся на Последнюю Битву с востока. Восток и Север — «отрицательные» направления в северной мифологии, в отличие от Юга и Запада — «положительных», сакральных направлений. 

В «Прорицании вёльвы» сказано, что Сурт едет к полю Последней битвы с юга. Про сынов Муспелля в песне «Перебранка Локи» говорится, что они поскачут в бой через лес Мюрквид. Этот лес находится на юге и противопоставлен в скандинавской мифологии «Железному лесу» Ярнвиду — расположенной на востоке обители колдунов, где был рожден Фенрир-волк. Таким образом сыны Муспелля прибудут на бой с, «позитивной», священной стороны света. 

Великая сила сынов Муспелля неоднократно подчеркивается в текстах. В «Видении Гюльви» конунг Гюльви под именем Ганглери спрашивает Высокого (Одина) о радуге, которая есть мост Биврёст, ведущий с земли на небо. Высокий говорит: «Но как ни прочен этот мост, и он подломится, когда поедут по нему на своих конях сыны Муспелля, и переплывут их кони великие реки и помчатся дальше». Тогда молвил Ганглери: «Думается мне, не по совести сделали боги тот мост, если может он подломиться; ведь они могут сделать все, что ни пожелают». Отвечал Высокий: «Нельзя хулить богов за эту работу. Добрый мост Биврёст, но ничто не устоит в этом мире, когда пойдут войною сыны Муспелля» [3, с. 29–30]. Именно Сурт и сыны Муспелля оказываются победителями в Последней битве. Боги и чудовища взаимно уничтожают друг друга. «Тогда Сурт мечет огонь на землю и сжигает весь мир» [3, с. 91]. 

Пониманию того, что сыны Муспелля мыслились древними исландцами как важнейшая сила, участвующая в Последней Битве, способствует тот факт, что в немецких раннесредневековых христианских поэмах «Муспилли» и «Хелианд» термин «Муспелль» употребляется в смысле Конца мира и Страшного суда. 

В мифологических песнях Старшей Эдды неоднократно упоминаются те чудовища, с которыми людям и асам предстоит сразиться в Последней битве: Фенрир, Ёрмунганд, великаны. С ними связано множество историй о похождениях и приключениях богов. У них есть четкое место в структуре мира — на его окраине, в Утгарде. 

Однако никогда в мифах, повествующих о жизни и деяниях асов, мы не встречаем упоминаний о Сурте или сынах Муспелля. В конце времен они являются в мир как посланцы иной, высшей реальности, что проявляет себя в полную силу только при возникновении и гибели мира. 

Конфликт между Центром и Периферией с появлением сынов Муспелля переходит в новую плоскость: это уже не мировая, а надмировая битва. 

Для понимания сущности силы, представленной Суртом и сынами Муспелля, необходимо обратиться к моменту возникновения мира. Сразу следует оговориться, что исландские мифы не знают термина «мир» в значении «вселенная». Древнеисландский мир — это та реальность, в которой живут люди сейчас. Она конечна во времени и пространстве. В текстах неоднократно говорится о множественности миров. 

Мир, в котором живут люди, возникает от взаимодействия двух изначальных миров — Муспелльсхейма и Нифльхейма. Нифльхейм — царство холода и тьмы. Муспелльсхейм — царство света и огня. «Это светлая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем, кто там не живет и не ведет оттуда род. Суртом называют того, кто сидит на краю Муспелля и его защищает. В руках у него пылающий меч, и, когда настанет конец мира, он пойдет войною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир» [3, с. 20–21]. 

Наш мир возникает от взаимодействия между этими двумя силами. Так говорится об этом в «Видении Гюльви»: «Мировая Бездна на севере вся заполнилась тяжестью льда и инея, южнее царили дожди и ветры, самая же южная часть Мировой Бездны была свободна от них, ибо туда залетали искры из Муспелльсхейма. <…> И если из Нифльхейма шел холод и свирепая непогода, то близ Муспелльсхейма всегда царили тепло и свет. И Мировая Бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день. Когда же повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир» [3, с. 20–21]. Из тела Имира и был сотворен мир. Первопредок богов Бури также появился в Мировой Бездне, заполненной смешением двух первоначал. Небесные светила были созданы богами из искр, вырвавшихся из Муспелльсхейма. 

Таким образом, в скандинавской мифологии выделяется две изначальные мировые силы, воплощающие качественно противоположные начала. Это сила тьмы и холода и сила огня и света. От взаимодействия между ними возникает наш мир. В конце времен огонь сожжет мир, но после гибели он возродится. 

Грядущий мир мыслится более совершенным, чем мир нынешний. В новом мире «поднимается из моря земля, зелёная и прекрасная» [3, с. 94]. Возродится человеческий род — из одной оставшейся в живых пары. Возвращаются сыновья Одина и Тора, «ибо не погубили их море и пламя Сурта» [3, с. 94]. Люди, участвовавшие в битве на стороне богов, получат вечную счастливую жизнь. 

Согласно общепринятым в современной литературе представлениям, Последняя битва в мифологии древних исландцев — это битва между силами Центра мира — асами и эйнхериями, представляющими сакральное, культурное, светлое начало в мире и хтоническими существами Периферии, к числу которых относятся великаны, чудовища и огненные демоны — сыны Муспелля, предводитель которых Сурт сожжет в пламени весь мир. Эта сила олицетворяет, согласно существующим представлениям, враждебное культуре начало хаоса. 

Однако анализ древних текстов позволяет сделать вывод, что изложенная концепция не вполне соответствует пониманию Последней битвы самими древними исландцами. 

Хтонические чудовища Последней битвы действительно предстают в текстах как темное и враждебное человеку начало. Однако, несмотря на то, что сыны Муспелля в битве противостоят асам, их восприятие древними исландцами в корне отличалось от восприятия других враждебных асам сил. Сыны Муспелля и Сурт — сила огня древнеисландской космогонии и эсхатологии — воспринимались как представители светлого, сакрального надмирового начала. Гибель, которую Сурт приносит миру — это очищение мира огнем, необходимое условие рождения нового мира, который будет лучше и светлее, чем мир нынешний.

Ф. Н. Петров

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

Ragnarök — основы 

 

Для тех, кто заглянул сюда за краткой информацией. 

 

Рагнарёк — это конец света. Заключительный этап скандинавской мифологии. Противостояние света и тьмы. 

Главное событие Рагнарёка — это битва богов и древних чудовищ на равнине Вигридр. 

Пророчество о Рагнарёке рассказывает мёртвая провидица Вёльва. Которую поднял из могилы Один. 

Все события скандинавской мифологии ведут к Рагнарёку. 

Финал Рагнарёка — это уничтожение всех девяти миров огненным великаном Суртом. 

После Рагнарёка начнётся великое возрождение — жизнь начнётся сначала. 

 

События Рагнарёка 

 

Трёхлетняя зима Фимбулвинтер 

Фенрир разорвёт свои цепи 

Ёрмунганд выползет из моря 

Хель двинется из царства мёртвых 

Локи сбросит оковы 

Нагльфар восстанет из глубин 

Сурт поведёт войско на Асгард 

Хеймдалль позовёт богов на бой 

Великая битва на равнине Вигридр 

Сурт уничтожит все миры 

 

Фимбулвинтер 

 

Начнётся всё с великой зимы Фимбулвинтер. Великанской зимой, называла её моя бабка. Потому что в у великанов в Ётунхейме всегда холодно и снег лежит круглый год. Три года будет длиться Фимбулвинтер. Погибнут поля и не будет урожая. Погибнут от холода домашние животные и не будет ни молока ни мяса ни шерсти.

 

Маленькие деревушки замерзнут вместе со своими жителями. А спрятавшиеся в больших и теплых городах люди, сойдут с ума от голода. Настанет время великих войн. Брат пойдёт на брата. Матери начнут поедать своих новорождённых детей, а дети санут убивать своих родителей. Безумны станут люди и предадутся разврату и нескончаемым убийствам. Настанет время великого блуда и позора. Погибнут традиции предков и вера в богов языческих. 

 

Чудовища Рагнарёка 

 

После великаньей зимы, начнётся великий потоп. Небо расколется на части и звезды начнут падать на землю. От великих землетрясений затрещит ствол мирового древа — Иггдрасиль и опадать начнут его старые листья. Проснутся древние чудовища и земля застонет под их тяжестью. 

 

Фенрир — сбросит свои древние оковы волк ужаса, лопнут звенья цепи Глейпнир. Освободится преданный богами. Пожрёт он солнце и луну и настанет вечная тьма. Двинется волк на последнюю битву — мстить богам за своё пленение.

 

Ёрмунганд — из великого моря выползет исполинский змей. Отравит он все реки и озёра, погубит поля и леса своим ядом.

 

Хель — прямиком из мира мёртвых, направит богиня смерти полчища мертвецов на последнюю битву с богами. Пополнят войско мертвецов, жители тех деревень через которые пойдёт царица Хельхейма.

 

Локи — освободиться из плена бог огня и коварства. Встанет он у руля Нагльфара — корабля из ногтей мертвецов. И повезёт войско жестоких великанов прямиком на Асгард.

 

Сурт — с выжженных пустошей Муспельхейма, двинет своё войско на Асгард огненный великан. И разрушится радужный мост Биврёст под копытами их коней пламенных.

 

Протрубит Хеймдалль в свой рог — Гьяллархорн. Созовёт на последнюю битву всех богов. Тяжело и долго будут биться боги против чудовищ. Схлестнутся эйнхерии — воины Одина, с сыновьями Сурта и мертвецами чёрными. Но на равных держаться будут свет и тьма. 

 

Волк Фенрир пожрёт Одина, но сам будет убит его сыном Видаром. Видар порвет пасть волку наступив на нижнюю челюсть большим кожаным башмаком, а в верхнюю уперевшись руками. У скандинавов существует поверье, выбрасывать обрезки обувной кожи, чтобы Видар смог укрепить ими свой башмак.

 

Фрейр будет убит огненным великаном Суртом. Потому что не будет с Фрейром его волшебного меча, ибо подарил он его своему слуге Скирниру. За то, что тот привёз для него возлюбленную Герд.

 

Тор громовержец расколет череп змея Ёрмунганда и сделав девять шагов, утонет в реках яда изливающихся из тела убитого чудища.

 

Однорукий Тюр — бог воинской храбрости, сразится с псом Гармом и погибнут они оба от ран смертельных.

 

Хеймдалль и Локи убьют друг друга, завершая своё сражение.

 

Одинаковы будут потери богов и чудовищ. Ни одна сторона не сможет взять верх в этой битве. Тогда великан Сурт соберёт всю свою мощь и похоронит миры под яростным огнём. Так закончится Рагнарёк — гибель богов.

 

После того как стихнут реки пламени и небеса посветлеют. Соберутся оставшиеся боги в самом сердце павшего Асгарда и начнут возрождать жизнь. Сыновья Одина Видар и Вали займут место погибшего Всеотца. А сыновья Тора Моди и Магни поднимут с земли сохранившийся молот отца — Мьёльнир и встанут на защиту нового мира. 

 

Из разрушенного Хельхейма вернётся к жизни славный Бальдр со своим братом Хёдом. А из священной рощи Ходдмимир выйдут два выживших человека. Красавица Лив и умелец Ливтрасир и возродят они род человеческий в новом светлом мире. Так жизнь начнётся с начала.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 месяца спустя...

Фимбулвинтер (Fimbulvinter, «великанская зима») - апокалиптическая трёхлетняя зима, предшествующая рагнарёку. Она наступит после смерти Бальдра и будет длиться до самой битвы конца света. 

Фимбулвинтер состоит из трех зим: 

Первая — Зима Ветров. 

Снег будет падать на четыре стороны света и от ледяных ветров нельзя будет укрыться. Солнце и луна спрячутся за ледяною мглою. Не наступит весна, не прийдет лето, люди забудут что такое осень с ее урожаями. И зима опять перерастет в зиму. 

Вторая — Зима Меча. 

Те кто останутся в живых будут грабить и убивать ради крохи пищи. Брат поднимет руку на брата, сын на отца и по всему миру будут кипеть великие войны. Много детей человеческих погибнет в эту страшную зиму. 

Третья — Зима Волка. 

Колдунья из железного леса, вскормит волка Манагарма трупами павших в бою и непогребенных людей. Огромным и могучим вырастет волк. И настанет день, когда Эйнхерии, пирующие в Вальхалле, увидят, что их скамьи забрызганы кровью, капавшей с его клыков. Это будет знак богам, что близок час последней битвы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...