Перейти к публикации
Форум - Замок

Персонажи Германо-скандинавской мифологии


Рекомендованные сообщения

Скандинавские боги 
Один, Тор, Локи, Фрейя и т.д. Список главных богов викингов. 
 
Сначала необходимо представить главных героев мифологических сказаний - скандинавских богов. Они являются центральными для нас лицами, значимыми фигурами в этом древнем мире. 
 
В разное время в Древней Скандинавии (в прочем как и мнения в настоящем) существовали различные предпочтения к тем или иным богам. Однако можно выделить главную тройку божественного пантеона, как по интересу, так и по значимости: Один, Тор и Локи. 
 
Один – верховный Бог в скандинавской мифологии. Центральная фигура. Кроме главного, имеет ещё несколько имён. Вот некоторые из них: Всеотец, Херран (Херьян), Никар (Хникар), Никуц (Хникунд), Фёльнир, Оски, Оми, Бивлиди (Бивлинди), Свидар, Свирдир, Видрир, Яльг (Яльк). 
 
Одно из самых мудрых существ. За это свойство отдал свой левый глаз – тогда он испил знаний у источника Мимира. Но и этих знаний ему не хватало. Тогда он повесил себя на суку мирового древа Иггдрасиля и проткнул себя копьём. Провисев 9 дней, он прошёл через смерть и познал бесконечную мудрость. После этого он получил ещё одно имя: бог повешанных. 
 
На голове тёмная шляпа. На плечах сидят два ворона: Хугин и Мунин (Думающий и Помнящий). Они летают по миру, а затем возвращаются и рассказывают обо всех новостях своему хозяину. В ногах у Одина две собаки: Гери и Фреки (Жадный и Прожорливый). Имеет личный артифакт: копьё Гунгнир выкованное карликами. Семиногий конь Слейпнир быстро доставляет своего бога куда только Один не пожелает. 
 
Практически ни одно событие не происходит без этого бога. Он либо источник появления каждого эпизода, события, либо непосредственный участник. Глобально роль неоднозначна. Он коварен, умён. Великий волшебник. Способен превращаться в любое существо. 
 
Тор – главный защитник Асгарда, Мидгарда (см. мифический мир), сын Одина. Самый сильный из богов. Прямой и добродушный. Участвует во всех грандиозных сражениях. Повергает самых грозных существ. Главный артифакт: Мьёллнир – молот, оружие выкованное карликами. Иногда он разогревается до бела. Поэтому Тор носит перчатки. Во лбу торчат осколки большого камня-точила - напоминание о битве с великаном Хрунгниром. Бог молний. Разъезжает по небу в колеснице, запряжённой козлами. 
 
Локи – само олицетворение двойственности. Являясь всё-таки асом, умудряется натворить столько же бед своим сожителям, сколько и врагам. Существует предположение, что он является самим многоликим злом под различными масками. Многие бедствия совершаются по его инициативе. Волшебник, способный менять обличья. Однако всё же он остаётся асом, высшим богом. Может это указание, что корень зла всегда внутри самих нас? 
 
У Локи жена Сигюн и сыновья Нари и Наври. От великанши Ангрбода (Сулящая горе) у него дети: ужасный волк Фенрир (Лунный пёс), мировой змей Йормунганд и правительница царства мёртвых Хель. Будучи кобылой (скандинавская мифология пестрит сказочными событиями и невообразимыми поворотами событий) породил коня Слейпнира. 
 
Хеймдалль или Риг – сын Одина. «Белый Ас». Охраняет мост Биврёст - вход во Вальхаллу, жилище асов. Путешествовал по земле и помогал людям – самый близкий к ним бог. У него есть конь Золотая чёлка и рог Гьяллархорн – его слышно во всех девяти мирах. Риг – родоначальник сословий людей: коннунгов, бондов и треллей (рабов). 
 
Фрейя – самая красивая богиня – богиня любви. Дочь Ньёрда. Ездит в колеснице, запряжённой двумя кошками. Часто ездит вместе с Одином на поля сражений. Половину павших забирает себе Один, а половину – Фрейя. Владеет орлиным опереньем, позволяющим владельцу обратиться птицей. Брисингамен – её чудодейственное ожерелье-пояс выкованное карликами. 
 
Фрейр – бог плодородия, природы. Брат Фрейи. Ездит на вепре Золотая Щетина. Владеет самым быстрым и искусным кораблём Скидбладнир сделанным карликами. 
 
Сив – жена Тора. Сыновья – Моди и Магни. В семеь есть многообещающий пасынок Улль. У неё золотые волосы, сделанные карликами после того, как Локи обрезал настоящие. 
 
Браги – сын Одина. Бог скалдического икусства. Первый скальд. 
 
Бальдр – сын Одина. Светлый бог плодородия, мира и красоты. 
 
Хед – сын Одина, слепой бог. Убил своего брата Бальдра по наставлениям Локи. 
 
Видар – сын Одина. Бог войны. 
 
Хенир – простодушный брат Одина. 
 
Улль – пасынок Тора и Сив. Бог охоты и стрельбы из лука. 
 
Форсети – сын Бальдра. Бог справедливости и правосудия. 
 
Вали – сын Одина. Мститель. 
 
Велунд – кузнец. Покровитель путников. Также считается верховным богом цвергов, карликов, выковываюующих прекрасные вещи. 
 
Фригг – жена Одина. Покровительница брака и супружеской верности. 
 
Сага – богиня прорицания. 
 
Эйр заведует врачеванием. 
 
Гевьон – богиня целомудрия. 
 
Фулла – богиня изобилия. Символизирует девственность. 
 
Съевн – богиня любви. 
 
Ловн – богиня милосердия. 
 
Вар – богиня верности и любовных клятв. 
 
Хлин – богиня-покровительница. 
 
Снотра – богиня сдержанности-рассудительности. 
 
Гна – богиня-вестница. 
 
Соль – богиня солнца. 
 
Биль – богиня луны. 
 
Йорд (Фьергюн) – богиня земли, мать Тора. 
 
Ринд – мать Вали. 
 
Скади – богиня охоты. Лучше всех ездит на лыжах. 
 
Идунн – жена Браги. Хранит молодильные яблоки. 
 
Нанна – жена Бальюра. 
 
Сигрюн – супруга Локи. 
 
Хермот – брат Бальдра. 
 
Вилли и Ве – братья Одина. Вместе с братом создавали мир. 
 
Од – супруг Фрейи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

Лаувейя. 

В горах ётунхейма, возвышающихся над Железным Лесом, стоит каменный дом с башней, в котором обитает Лаувейя — мать Локи и жена Фарбаути(«жестоко ударяющий»), вождя клана Молнии.Лаувейя давно живет одна, хотя её муж и дети часто её навещают. У неё трое сыновей и все они являются странниками. Хельблинди – островной великан, он любит океан и всегда живет на островах, в том числе и на родине его матери. Бюлейст пошел в отца - он грозовой великан. Как и все йотуны он часто бывает во дворце короля Йотунхейма, в Трюмхейме. Самым знаменитым сыном Лаувейи является Локи. Все её дети очень любят и почитают свою мать, они часто навещают её и пожалуй только у неё дома, они по-настоящему счастливы. 

Лаувейю асы знали под именем Наль, что значит «игла». Наль принесла маленького Локи в Асгард после смерти Фарбаути и вскоре умерла сама, надо думать – от горя. 

Лаувейя взрослая женщина, несмотря на возраст, она сохраняет миловидность. Она покровительница деревьев и питает материнскую любовь к небольшим деревцам подлеска. Её гостеприимность известна во всех Девяти Мирах, но чтобы быть учтивым гостем обязательно постучитесь в дверь и дождитесь приглашения, а также обязательно захватите небольшой подарок. Лучшим презентом для Лаувейи будет, если вы посадите дерево. За столом она всегда вас угостит своим фирменным супом и расскажет пару поучительных историй . 

Рассказ о Лаувейе можно найти в Книге Йотунов, в главе Островные Великаны. Ее имя означает «Госпожа Лиственного Острова», где она и жила, пока Фарбаути не уговорил ее переселиться в горы. И она сохранила утонченность, свойственную островным йотунам: она не только покровительствует молодым деревьям, но и, в отличие от пышнотелой Йорд, сама похожа на тонкое, стройное деревце. 

В себе самой она поддерживает — по крайней мере, символически — неугасимый огонь и способность порождать все новые и новые перемены. Из стихий Лаувейя связана, как мне это видится, с землей, огнем и лесом. 

 

Дух ее озаряет уголки, где царят тишина и безлюдье. Ее прикосновение чувствуется в легчайших сетях паутинки, в сухой листве, хрустящей под ногами, и в травах, напоенных росой. Ее огонь — это тихое пламя, подобное солнечным лучам, мелькающим среди ветвей, и тайной жизненной силе, струящейся в стволах и глубоких корнях деревьев. Вот такие образы приходят на ум при мысли об этой богине. Она немногословна и очень целеустремленна; каждое ее движение исполнено чистого, почти лирического изящества. Несмотря на некоторые черты сходства с Локи (светло-рыжие волосы, острый нос, бледную, как алебастр, кожу), во внешности Лаувейи есть какая-то основательность, которой я никогда не замечала в ее сыне, — не столько отсутствие изменчивости, сколько ее полная противоположность. Эта богиня не «тяжела» в том смысле, в каком мне кажутся «тяжелыми» многие богини, связанные с землей; вернее будет сказать, что она всеобъемлюща: она присутствует не только в почве, но и во всем, что есть в лесу. 

На основании того, что она позволила мне заметить, я бы добавила еще, что Лаувейя может научить осознанности. В ее исключительном внимании к мелочам есть что-то дзен-буддийское. И несмотря на всю нежную заботу, которой она меня окутала, я ничуть не сомневаюсь в том, что на любой вызов она ответит с яростной мощью. Силы и свирепости ей не занимать — просто она не демонстрирует их без причины. 

Книга ётунов.Рейвен Кальдера.Перевод Анны Блэйз. 

 

О Лаувейя премудрая, славься! 

Ты, породившая Локи, вскормившая пламя, — 

Слава тебе и хвала! 

Ты — сокрытая древняя мудрость, 

Ты — сила деревьев, чьи корни уходят под землю, 

В глубокую щедрую тьму; 

Сила смены сезонов, 

Одиноких раздумий, 

Растворенья и претворенья. 

Ты — нерушимая стойкость, 

Ткачиха нитей судьбы, 

Равновесие и исцеленье. 

Великих воителей мать, 

Закрома твои — кладезь удачи; 

Ты свирепа в защите, 

Искусна во врачеванье; 

Ты даруешь детям твоим 

Терпеливую силу леса, 

Проворство огня 

И стремительность света. 

Ты — Остров Листвы и его госпожа, 

Не Фарбаути дом озаряешь своей красотой, 

Но только свои чертоги. 

Везде, где увижу твой свет, буду петь тебе славу! 

Славься, о Лаувейя! 

 

Софи Оберландер

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кари — древний скандинавский бог северного ветра. В скандинавской мифологии он — старший сын Мистблинди, древнего инеистого великана, известного также под именем Форньот, и первой его жены, которая тоже была из рода инеистых великанов. Этот грозовой великан, повелитель ветра и снега, родился еще до Потопа. После Потопа он сопровождал своего отца Мистблинди во всех его долгих странствиях, а затем вернулся с ним в Нифльхейм и после смерти Мистблинди унаследовал его титул и племя. У него есть два брата: Логи, древний бог огня, и Эгир, Владыка Моря. 

 

Кари — могущественный дух ветра, снега и мороза, метелей и бурь. У него имеется одна интересная особенность: когда работаешь с ним, можно наблюдать, как он то молодеет, то снова становится старше. Весной он принимает облик тонкого и стройного андрогинного юноши, а на протяжении года стареет и к зиме превращается в седого бородатого старика. Эти метаморфозы — отражение природного цикла: весной Северный ветер овевает землю прохладным бризом, а зимой приносит свирепые метели. В молодой фазе Кари обычно любвеобилен; он принимает облик ветра, чтобы ласкать своих возлюбленных, и, говорят, ему нравится проказничать, раздувая женские юбки. В облике старика он более склонен к уединению (когда не выполняет свою работу как Северный ветер) и проводит большую часть времени дома, в одной из пещер Нифльхейма (мира морозов и туманов), со своими правнучками. 

 

У Кари двое сыновей — Фрости (Мороз) и Йокуль (Сосулька); сын последнего — Снер (Снег) Старый, вождь еще одного из племен Нифльхейма. У Снера, в свою очередь, родились сын по имени Торри (Смерзшийся снег) и три дочери: Фённ (Снегопад), Дрива (Сугроб) и Мьёлль (Пороша). Последняя дочь — могущественная нифльхеймская колдунья и прорицательница, способная летать по воздуху. Что касается Фрости, то он, по-видимому, взял себе жену из альвов; его сын, полуальв Раум Старый, в свою очередь родил сына Финнальва (или просто Альва), кторый стал одним из королей Альвхейма. Племянница Финнальва вышла замуж за смертного потомка Логи (брата Кари), названного в честь этого огненного этина. 

 

Северный ветер любит северных оленей: это его символические животные. Маленькое подвесное святилище Кари можно устроить из елочных игрушек в виде северных оленей; я для этой цели собрал коллекцию игрушечных белых оленей Санта-Клауса. 

 

Кари — певец, но певческий дар его очень своеобразен. Северный ветер учит работать с энергетическими потоками, направлять энергию ци при помощи голоса примерно так же, как мастер боевых искусств направляет ее руками и ногами. Небольшое виртуальное святилище Кари я устроил в первую очередь для тех, кто желает обучаться этому искусству у Духа Северного ветра. Кари может взять голос певца под свою защиту и придать ему большую звучность и объем. Он помогает излечить легкие от повреждений, вызванных курением или другими разрушительными процессами. Кроме того, этот бог Северного ветра может защищать дом от метелей и зимних бурь; если вас пугают суровые холода, идущие с севера, предложите Кари какую-нибудь услугу или дар, и он, быть может, предотвратит непогоду. 

 

Автор: Рейвен Кальдера 

Перевод: Анна Блейз

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Призывание Магни

 

Автор: Гленн Берген (c)

Перевод: Анна Блейз (с)

 

Могучий воин, к тебе взываю — о Магни, услышь мой зов! 

Приди на помощь ко мне, о Магни, сильнейший из всех богов!

Ты тело Хрунгнира-исполина когда-то поднял шутя, —

Три дня от роду тебе сравнялось: отца превзошло дитя.

Ты уцелеешь в последней битве и примешь молот отца,

И новый защитник над миром встанет, и дрогнут врагов сердца.

Прошу тебя, Магни, даруй мне силу, которой владеешь сам,

Чтоб рос я в мощи, крепчал в победах: не по дням — по часам!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 месяца спустя...

ПОКЛОНЕНИЕ ОГНЮ.

 

Я поклоняюсь тебе, о Древнейший Предок.

 

Я поклоняюсь тебе, Муспеля Сердце.

 

Я поклоняюсь тебе, пылающий бог.

 

Я поклоняюсь тебе, первый свет.

 

Я поклоняюсь тебе, последний тлеющий уголь.

 

Я поклоняюсь тебе, обращающий в пепел.

 

Я поклоняюсь тебе, несущий тепло.

 

Я поклоняюсь тебе, кипятящий воду.

 

Я поклоняюсь тебе, топящий льды.

 

Я поклоняюсь тебе, возжигающий жертвы.

 

Я поклоняюсь тебе, танцующий в темноте.

 

Я поклоняюсь тебе, раскрывающий семена.

 

Я поклоняюсь тебе, кто Танцем своим озаряет миры.

 

Я поклоняюсь тебе, танцующий в чаще лесной, и в гнилье, и в траве, и в бензине.

 

Я поклоняюсь тебе, танцующий в битве, и в спальне, и в ране, и жилах бойца.

 

Я поклоняюсь тебе, обжигающий прикосновеньем.

 

Я поклоняюсь тебе, пожирающий травы и землю.

 

Я поклоняюсь тебе, поглощающий тело.

 

Я поклоняюсь тебе, расщепляющий кости.

 

Я поклоняюсь тебе, истребитель деревьев.

 

Я поклоняюсь тебе, миротворец.

 

Я поклоняюсь тебе, бушующий сотнями красок.

 

Я поклоняюсь тебе, открывший нам Первых Предков.

 

Я поклоняюсь тебе, предков моих согревавший.

 

Я поклоняюсь тебе, предков моих защищавший.

 

Я поклоняюсь тебе, предкам моим даровавший сытную пищу.

 

Я поклоняюсь тебе, научивший предков моих ковать орудья труда.

 

Я поклоняюсь тебе, научивший предков моих ковать оружья войны.

 

Я поклоняюсь тебе, научивший предков моих таинствам пара и пота.

 

Я поклоняюсь тебе, передавший предкам моим свою чистоту.

 

Я поклоняюсь тебе, научивший предков моих всем искусствам.

 

Я поклоняюсь тебе, одарявший предков моих светом денно и нощно.

 

Я поклоняюсь тебе, и меня одаряющий светом денно и нощно.

 

Я поклоняюсь тебе, изгоняющий страхи.

 

Я поклоняюсь тебе, чья пища — дрова.

 

Я поклоняюсь тебе, чье пиршество — все, что горит.

 

Я поклоняюсь тебе, очищающий кости от плоти.

 

Я поклоняюсь тебе, ослепительно яркий.

 

Я поклоняюсь тебе, питающий новую поросль.

 

Я поклоняюсь тебе, согревающий Бездну.

 

Я поклоняюсь тебе, кто, смешавшись со Льдом, наделил нас Водой.

 

Я поклоняюсь тебе, кто, смешавшись со Льдом, вывел Аска и Эмблу к богам.

 

Я поклоняюсь тебе, кто, смешавшись с Землей, в дыме своем возносит молитвы Священным.

 

Я поклоняюсь тебе, кто, смешавшись с Землей, сотворил континенты Мидгарда.

 

Я поклоняюсь тебе, кто, смешавшись с Водой, нам дарует кофе и чай.

 

Я поклоняюсь тебе, кто, смешавшись с Водой, посылает нам дождь.

 

Я поклоняюсь тебе, кто, смешавшись с Воздушной стихией, дарует нам пламя печи.

 

Я поклоняюсь тебе, кто, смешавшись с Воздушной стихией, дает нам ковать металлы.

 

Я поклоняюсь тебе, обитатель Души и Солнца.

 

Я поклоняюсь тебе, выжигающий скверну.

 

Я поклоняюсь тебе, вдохновляющий барда.

 

Я поклоняюсь тебе, дающий сказителю голос.

 

Я поклоняюсь тебе, дарующий храбрость бойцу.

 

Я поклоняюсь тебе: искры твои танцуют в помыслах наших.

 

Я поклоняюсь тебе: искры твои рождают в нас речь и толкают нас в пляс.

 

Я поклоняюсь тебе: искры твои даруют нам счастье, отчаянье, боль и усладу.

 

Я поклоняюсь тебе: искры твои несут благодать освященья.

 

Я поклоняюсь тебе, указующий путь своим танцем.

 

Я поклоняюсь тебе, изобретший меч и ружье.

 

Я поклоняюсь тебе, уносящий тело в Хельхейм.

 

Я поклоняюсь тебе, освящающий трупы.

 

Я поклоняюсь тебе, поглощающий жертвы.

 

Я поклоняюсь тебе, сжигающий дом дотла.

 

Я поклоняюсь тебе, выжигающий землю для нового роста.

 

Я поклоняюсь тебе, танцующий над свечой.

 

Я поклоняюсь тебе, отгоняющий холод.

 

Я поклоняюсь тебе, возвращающий холод.

 

Я поклоняюсь тебе, освещающий все миры.

 

Я поклоняюсь тебе, чье пламя пылает в Сердце Мидгарда.

 

Я поклоняюсь тебе, чья сила идет от начала Творенья.

 

Я поклоняюсь тебе, чья сила разлита в Вирде.

 

От Изначальных Искр до Последнего Пепла —

 

Я поклоняюсь тебе, Огонь.

 

Сарент (с)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Трюм 

Raven Kaldera (c) 

Перевод: Анна Блейз (с) 

 

Трюм Старый, как его называют великаны Йотунхейма, — инеистый турс, родившийся в Нифльхейме и избранный верховным королем и вождем всех йотунов. Он — один из немногих турсов, переживших Потоп. Его чертог Трюмхейм высится в снегах северо-восточных гор Йотунхейма: даже покинув родные края, Трюм остался инеистым великаном и предпочитает холод. 

 

По литературным источникам Трюм известен прежде всего как персонаж мифа, в котором с помощью своих слуг он похищает молот Тора, Мьольнир, и соглашается вернуть его лишь при условии, что ему отдадут в жены Фрейю, прекрасную богиню из ванов. За этим следует почти комическое приключение: Тор переодевается в женское платье, чтобы под видом Фрейи попасть в Трюмхейм. После свадебного пира великаны кладут на колени этой мнимой Фрейе Мьольнир, чтобы она произнесла на нем брачные клятвы, и Тор, почувствовав под рукой рукоять любимого оружия, тотчас начинает крушить все кругом и разносит пиршественный зал в щепки. Трюм не пострадал — если не считать уязвленного самолюбия и беспорядка, который оставил за собой Тор в его доме, — но затаил обиду, которая гложет его по сей день. Так что лучше не расспрашивать его об этой истории, если вы пытаетесь установить с ним контакт. 

 

Как король Йотунхейм он исполняет в основном церемониальные функции, хотя иногда его призывают как посредника в спорах между вождями племен, а также для принятия решений по вопросам, которые касаются слишком многих или могут повлечь за собой слишком серьезные последствия. (Что это за вопросы такие, которые Утгарда-Локи или Сурт не могут решить для себя самостоятельно, я не представляю, но допускаю, что подобное все же случается.) Трюм — жизнерадостный белобородый великан, славящийся своим гостеприимством и нередко закатывающий щедрые пирушки. Лучшее, что вы можете принести к его столу, — это дары, способные повеселить или развлечь: песни, сказки, фокусы и так далее. Если вы прямо с порога объявите, что пришли развлекать Трюма и его гостей, скорее всего вас впустят немедленно. Выбирайте такие песни и сказки, которых они еще не слышали, но которые будут им понятны: составляйте свой репертуар обдуманно. Когда самому Трюму вздумается пошутить — смейтесь; когда он примется сам рассказывать какую-нибудь историю — кивайте; не говорите о политике и не напивайтесь, чтобы не сболтнуть лишнего. Если Трюм или какой-нибудь другой йотун предложит вам состязаться, кто кого перепьет, отклоните вызов под каким-нибудь благовидным предлогом — скажите, например, что вам все равно не устоять против такого могучего соперника. Кстати, эточистаяправда. 

 

Имея дело с Трюмом, не забывайте, что под маской добродушного весельчака скрывается суровое сердце, гораздо более холодное и жестокое, чем может показаться на первый взгляд. Трюм ненавидит асов, и если вы служите кому-то из них, лучше об этом не упоминать. Избегайте этой темы и не гневите его попусту. Даже если у вас на шее будет висеть знак молота Тора, Трюм все равно может впустить вас в свой зал — при условии, что сочтет вас забавным; но всю политику оставьте за дверью и говорите только на нейтральные темы. Это — еще одна из причин не напиваться у него в гостях допьяна. 

 

Между прочим, пиво в Трюмхейме — едва ли не лучшее во всех Девяти мирах, и чрезвычайно крепкое. Первым такое пиво стал варить Ольвальди (см. ниже посвященный ему раздел); двое его сыновей все еще живы и продолжают отцовское дело. Будьте очень осторожны с этим напитком: у смертных от него случается ужасное похмелье. 

 

 

 

Гимн Трюму 

Славься, Трюм, отец ледяной, 

Владыка и вождь великанов, 

Хранитель снежных вершин, 

Щедрый хозяин, лютый буран, 

Отважный и дерзкий воин! 

Направь нас искусной рукою 

Сквозь белую мглу метели, 

По перевалам снежным — 

Туда, где пред нами нежданно 

Встанет чертог твой высокий, 

Обитель тепла и света. 

Славься, Трюм, отец ледяной, 

Белобородый воин, муж крепкорукий! 

Пожелай нам удачи в пути 

И прими нас без гнева.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Нидхёгг: Исследования 

Нидхёгг 

Автор: Эбби Хеласдоттир (c) 

Перевод: Анна Блейз (с) 

 

Глубоко в недрах земли, в туманном царстве Нифльхейма, скрывается великий дракон Нидхёгг. Он обвивается кольцами вокруг источника Хвергельмир, из которого вытекают все реки Девяти миров, и подтачивает корни Мирового Древа, чтобы оно постоянно умирало и возрождалось вновь. За всю свою жизнь он лишь однажды отвлекся от поглощения останков (ибо имя его означает «пожиратель трупов» или «обитатель нижнего мира»[1]), чтобы выслушать пророчество о грядущем Вирда, провозглашенное вёльвой. 

 

Нидхёгг — хтонический эквивалент водяного змея, Иормунганда, но, в отличие от последнего, да и от всех остальных рёкков, происхождение его окутано непроницаемой тайной. Создается впечатление, что этот дракон, как и само Мировое Древо, которое он грызет, возник из самого Вирда без помощи каких-либо создателей или родителей. Оба они появились в таком отдаленном прошлом, что их можно принимать как данность, не нуждающуюся в объяснениях. К тому же, никакие объяснения здесь все равно не помогут. Нельзя даже сказать, какого он пола, — и не в том смысле, в каком этого нельзя сказать о Хеле с ее недифференцированной лунной природой, или о Локи с его андрогинной солярностью. Просто Нидхёгг настолько непостижим и хаотичен, что к нему не применимы никакие подобные определения. Из стихий ему можно поставить в соответствие Хаос, а из планетных сфер — Сатурн. Его звездный символ — традиционное созвездие Дракона, вьющееся вокруг Северного полюса, точь-в-точь как Нидхёгг — вокруг оси Мирового Древа. 

 

В древнегреческих астральных мифах созвездие Дракона связывается с Ладоном, драконом, сторожившим золотые яблоки Гесперид. Древо бессмертия, дававшее эти плоды, росло на крайнем западе в саду богини Геры, и Ладон обвивался вокруг его ствола, как библейский змей — вокруг древа познания в саду Эдема. Небесный Дракон, в свою очередь, обвивается вокруг созвездия «Повозка Госпожи» (Малая Медведица), символизирующего богиню в ее материнской ипостаси. Созвездие Дракона — околополярное: оно состоит из незаходящих звезд, в чем можно усмотреть намек на связь великого дракона с вечностью. 

 

Нидхёгг ведет постоянную перебранку с орлом, восседающим на самых высоких ветвях Древа Жизни. Белка Рататоск («Грызозуб») снует вверх-вниз по стволу Древа, перенося дракону и орлу оскорбления, которыми те осыпают друг друга, и подливая масла в огонь их взаимной неприязни. В космическом масштабе Рататоск играет такую же роль, как Локи — среди богов: с одной стороны, она возмущает спокойствие и раздувает вражду между могущественными силами, с другой — служит посредником между небесным и подземным мирами, тем самым способствуя беспрепятственному течению Вирда. 

 

Несмотря на то, что Нидхёгг в конце концов подгрызет корни Древа и в день Рагнарёк оно рухнет, и несмотря на то, что в образе его воплощен абсолютный хаос, он все же играет исключительно важную роль и в скандинавской магии вообще, и в магии рёкков в частности. Этот дракон — олицетворение энергетических «жил» и центров самой Земли: лей-линий и сакральных мегалитов, в таком изобилии встречающихся в Западной и Северной Европе. Энергии Земли нередко так и называют — энергиями дракона: подобно этому подземному дракону, они могущественны, почти непостижимы и заключены в недоступных глубинах земли и камня. Одна из самых знаменитых лей-линий — линия святого Михаила (названная так в честь горы в Корнуолле, от которой она начинается) — проходит прямиком через множество таких «драконьих» мест на территории Южной Англии. 

 

Известные также под названием «wouivre» (галльское слово, означающее «дух земли» или «сила земли»), эти энергии связаны с Богиней в Ее драконьей ипостаси. В масштабах Земли их можно уподобить энергии кундалини, которая преображает материю, энергию и дух, составляющие человека, когда устремляется вверх по телу от основания позвоночника. Образ лабиринта — не что иное, как физическое отражение, зеркало подземных акаузальных полей лабиринтообразной энергии дракона, пронизывающих всю Землю. Путешествие по микрокосмическому лабиринту в медитативном состоянии пробуждает соответствующие макрокосмические энергии и может вызывать глубокие изменения в сознании и восприятии. Чтобы призвать таким образом «wouivre», не обязательно пользоваться каким-то старинным, традиционным лабиринтом, хотя само осознание древности подобной постройки помогает настроиться на ощущение Вечности. Где бы вы ни построили новый лабиринт, «wouivre» притянутся к нему естественным образом, и онд и Вирд этого места обогатятся и усилятся. 

 

Исполинская ось Мирового Древа — это макрокосмический образ и подобие человеческого позвоночника. Как Нидхёгг, грызущий корни, распространяет отзвуки своих энергий по всему Древу, вплоть до каждого его листа и семени, так и энергии «wouivre», пробудившиеся у основания позвоночника, поднимаются и распространяются по всему телу, оказывая влияние на каждую его часть. 

 

Пожалуй, одним из лучших описаний природы Нидхёгга может послужить алхимическая аллегория из трактата «Aurelia Occulta»: «Я — древний дракон, сущий повсюду на шаре земном, отец и мать, юный и старый, пресильный и преслабый, смерть и воскресение, зримый и незримый, твердый и мягкий; я спустился на землю и взошел в небеса, я наивысший и наинизший, самый легкий и самый тяжелый; нередко природный порядок цвета, числа, веса и меры во мне обращается вспять; я заключаю в себе свет природы; я темный и светлый; я рожден от небес и земли; я всем известен, но меня не существует вовсе; силою солнечных лучей во мне сияют все цвета и все металлы».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Клятва Волков 

 

Слава Асам богам, что создали людей 

Всех, кто жил на земле и кто ныне живёт! 

Слава Вегтаму, что по дороге ведёт 

Тех, кого хочет видеть в дружине своей! 

 

Слава Тору — защитнику древних Богов, 

Что над Мидгардом мчится в чужие края! 

Славным Мьёлльниром он сокрушает врагов 

Род людской защищая — тебя и меня. 

 

Слава Тюру, что волку осмелился в пасть, 

Положить свою руку как чести залог! 

Слава тем, кому суждено в битве пасть 

И увидеть покрытый щитами чертог! 

 

Древний род наш идёт с незапамятных дней 

Когда золото лилось отвсюду рекой. 

И сегодня, священною клятвой своей 

Свяжешь ты себя с теми, кто уж за чертой. 

 

Мы клянёмся семьёю единою быть! 

И за брата кровавую виру лишь брать! 

За любого из рода клянёмся мы мстить! 

И погибших друзей детей воспитать! 

 

Мы клянёмся в бою не покажем спины 

И пойдём на врага с криком «Волки — вперёд!» 

Хоть и силою с ним будем мы не равны 

И не каждый из нас вновь увидит восход! 

 

О Владыка Богов! Будь свидетелем наших речей! 

Пусть рассыплется щит и не выдержит борт на ладье, 

Руки пусть никогда не сожмут рукояти мечей 

Если клятву нарушим, что дали сегодня тебе! 

 

(по материалам Gunnar lagmann Haraldsson "Norravind")

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Ольвальди, Тьяцци, Иди и Ганг 

Источник: Книга Йотунов

перевод: Анна Блейз

 

Ольвальди, инеистый великан, имя которого означает «Повелитель пива», жил в Трюмхейме и служил Трюму как придворный пивовар. Помимо этого известно лишь то, что у него было трое сыновей — Тьяцци, Иди и Ганг, по смерти своего отца устроившие грандиозные поминки, на которых было выпито почти все наваренное им пиво. Иди и Ганг, двое младших братьев, почти не упоминаются вне сюжета о поминках по их отцу; скорее всего, они остались при дворе Трюма. Но старший сын Ольвальди, великан Тьяцци (чье имя, предположительно, означает «Вода») прославился своей гибелью при попытке похитить богиню Идунн. Однажды Один, Хёнир и Локи отправились в путешествие и, остановившись в лесу на привал, стали разводить костер, но разжечь огонь все никак не удавалось. Наконец Один заметил, что в траве рядом с костром лежит какой-то посох, и заподозрил неладное; оглядевшись по сторонам, он увидел великана Тьяцци, сидящего на дереве в облике огромного орла. Тьяцци согласился снять заклятие с огня, при условии что путники поделятся с ним мясом. Один согласился. Но когда 

мясо зажарилось, Тьяцци слетел вниз и схватил самый большой кусок. 

Возмущенный Локи вскочил и ударил великана тем самым посохом, который не случайно так насторожил Одина. Пальцы Локи тотчас приросли к посоху, а Тьяцци схватил его в когти, взлетел и битый час таскал за собой злополучного трикстера по колючим кустам, пока тот, наконец, не взмолился о пощаде. Тьяцци согласился отпустить его, но взамен потребовал, чтобы Локи выманил для него из Асгарда богиню Идунн с ее золотыми яблоками. Локи не сразу принял это условие: как побратим Одина он и сам привык к бессмертию, которое даровали обитателям Асгарда золотые яблоки Идунн. Но Тьяцци полетел в горы и принялся волочить его по острым камням, и в конце концов Локи сдался. Великан отпустил его под честное слово, и Локи пришлось исполнять обещанное. Чтобы выманить Идунн из Асгарда, он сказал ей, будто видел точно такие же золотые яблоки, как у нее, в лесах за потоком Тунда, и предложил пойти туда со своей корзиной яблок и сравнить. Идунн поспешила к месту, указанному Локи; и Тьяцци, поджидавший ее там (по-прежнему в образе орла), схватил богиню 

и унес в свою горную крепость на северо-востоке Йотунхейма. 

Но вскоре Тьяцци обнаружил, что сами по себе яблоки — без магии Идунн — бесполезны, а Идунн отказывалась ему помогать, даже после того как он запер ее в тесной пещере на вершине горы. Между тем асы пришли в ужас, обнаружив, что Идунн пропала, и впервые стали замечать друг за другом признаки старения. В конце концов они заподозрили, что тут не обошлось без Локи, и призвали его к 

ответу; тот сознался, но сразу же предложил все исправить, если Фрейя одолжил ему свое волшебное соколиное оперение. Асам пришлось довериться ему — ничего другого не оставалось. 

Приняв облик сокола, Локи полетел в горы Тьяцци и увидел, что Идунн все еще не сдалась. Он превратил ее в орех, и зажав его в одной лапе, а другой подхватив корзину с золотыми яблоками, помчался обратно в Асгард. Но, на беду, Тьяцци, возвращавшийся домой с охоты, заметил их и по золотому блеску яблок в солнечных лучах понял, что происходит. Он бросился вслед за Локи; как орел, он был крупнее и сильнее сокола и едва не настиг его, но Локи в последний миг успел укрыться за стенами Асгарда, на кторых асы к тому времени сложили огромный костер. Как только Тьяцци оказался над стеной, огонь вспыхнул и великан сгорел 

заживо. Асы решили было, что на этом дело и кончено,но вскоре после смерти Тьяцци его дочь Скади пришла в Асгард и потребовала виру за отца. В качестве выкупа ей дали в мужья одного из заложников-ванов и голос — единственный йотунский голос! — в совете асов. Таким образом Скади в некотором смысле унаследовала тот самый дар бессмертия, который ее отец пытался заполучить силой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Менглёд 

Книга Йотунов

перевод: Анна Блейз

 

Менглёд, о которой рассказывается в саге «Речи Многомудрого», — йотунская богиня-врачевательница, подобная Эйр — богине-целительнице асов. (Эйр упоминается также в числе «дев», окружающих Менглёд; подозреваю, что это — другая Эйр или же эти две богини врачевания иногда встречаются и учатся друг у друга.) Менглёд живет на горе Лювьяберг в Йотунхейме. Она замужем за Свипдагом — странствующим героем, сыном Аурвандиля и Гроа. Полная 

родословная самой Менглёд нам неизвестна, но в «Речах Многомудрого» упоминается ее дед по отцу — некто Сваврторин; а то, что она обитает в уединенном чертоге на вершине горы, позволяет классифицировать ее как горную великаншу. Духовидец Ари пишет: «Я работал с Менглёд на ее горе, в чертоге Гастропнир. Мне было сказано, что я должен стать целителем, и я начал (естественно!) молиться Эйр, 

но она лишь велела мне идти в горы Йотунхейма — навестить ее подругу. Так я оказался на горе Менглёд и обучился йотунскому врачеванию. Менглёд повсеместно славится своим целительским даром. Среди своего народа она пользуется таким же почтением, как Эйр — среди асов. Эйр и Менглёд считают друг друга равными в мастерстве и нередко обмениваются пациентами и учениками, с которыми у них возникают трудности. Йотунская система врачевания — шаманская 

и очень сложная, ничего общего с тем грубым, варварским костоправством, которое я себе навоображал. Йотуны на свой лад очень мудры и сведущи». Ари также отмечает: «Читая сказания о Менглёд и наблюдая за всякими умниками, которые с ней никогда не встречались, но спорили между собой, богиня она или “просто” великанша, я понял, что никто из нас, смертных, не может провести в отношении могущественных духов по-настоящему четкую границу между 

“божеством” и “просто” духом. Кто мы такие, чтобы это решать? Я думаю, что люди, позволяющие себе свысока рассуждать на подобные темы, попросту никогда не встречались с духами. Лично я с любым, кто гораздо больше, старше и мудрее, чем я смогу когда-либо стать, обращаюсь как с божеством и оказываю ему соответствующее уважение. И это — правильный подход». Менглёд можно молиться об исцелении; предполагается, что она особенно сведуща в женских болезнях. В выборе учеников она весьма разборчива и предпочитает брать тех, кого направили к ней другие божества, которым она 

доверяет, — такие, как Эйр, Хела или Сурт/Синмара. Ее имя означает «Радующаяся ожерелью», и ей всегда приятно получить в подарок какое-нибудь драгоценное украшение, особенно если оно для нее необычно, то есть изготовлено из таких материалов, которые не добыть в рудниках Йотунхейма или Свартальвхейма. Иными словами, кристаллов и отполированных камней у нее в сокровищнице предостаточно, но вот, например, бусы из раковин, редкие камни или ограненных 

самоцветы для Менглёд — настоящая экзотика. Полезным подарком может стать лен для повязок: из всех Девяти миров лен выращивают только в Ванахейме. Именно к Менглёд следует обратиться за помощью, если вы хотите изучить йотунскую систему врачевания. Но знайте, что она не станет делиться своей мудростью с первым встречным. Скорее всего, она захочет узнать, как вы собираетесь использовать ее науку (если она согласится преподать ее) и кого именно вы намерены лечить. Если это не пойдет на пользу никому из тех, кого она 

считает важными особами (и не надейтесь угадать, кто для нее важен!), она запросто может отказать вам. Если вы обращаетесь к Менглёд за исцелением или обучением, будьте готовы заплатить за ее помощь — и отнеситесь к этому со всей серьезностью. Не случайно ее крепость стоит на вершине горы, обнесена высокими стенами и окружена множеством стражников (а имя этой крепости, между прочим, означает «Сокрушитель гостей»). Менглёд — не из тех, кто позволяет садиться себе на шею. Гастропнир располагается на крайнем западе Йотунхейма — неподалеку от берега океана, отделяющего этот мир от Ванахейма, — и высится на самой вершине горы Лювьяберг. Этот горный пик – самый высокий во всех западных горах; он хорошо виден и с побережья, и с горной гряды, окружающей Утгард. От подножия к вершине Лювьяберга ведет извилистая тропа, опоясывающая гору кругами; этот путь полон опасностей и препятствий. Сам чертог, по преданию, был создан из костей великана Лейрбримира; но местная легенда гласит, что 

Лейрбримир, горный йотун, сам превратился в часть горного склона и остался таким навсегда, а впоследствии скальный выступ, некогда бывший его телом, использовали под фундамент для крепости Гастропнир. Ворота этой крепости, именуемые «Трюмгьёлль» («Громко лязгающие»), огромны; прутья кованого железа тесно переплетены между собой, как виноградные лозы. Говорят, их выковали трое сыновей карлика Сольблинди. С внешней стороны ворота 

бдительно охраняют двое псов — Гиф и Гери. Пытаться подкупить их съестным бесполезно: один возьмет подачку и примется есть, но второй по-прежнему будет стеречь проход. (Весьма вероятно, что это не обычные псы, а йотуны, сменившие облик.) Привратника и главного распорядителя этого чертога зовут Фьёльсвинн («Многомудрый»). Это довольно крупный и грозный на вид великан, но при этом весьма разговорчивый: обычно он не прочь поболтать с мимохожими путниками. Однако это не значит, что он готов пропустить внутрь любого, кто остановится с ним побеседовать. Лучше сначала отправить послание самой Менглёд с просьбой об аудиенции. 

История сватовства Свипдага (чье имя означает «Быстроденный») к Менглёд приводится в заключительном разделе этой книги. Менглёд прислуживают девы Хлив и Хливтраса («Дыхание помощи»), Тьодварта («Хранительница людей»), Бьёрта («Сияющая»), Блидра («Белая») и сёстры-близнецы Блида («Кроткая») и Фрида («Миловидная»), которые в действительности ваны и младшие сёстры Фрейи, родные или двоюродные. Также ей помогает Аурбода («Дарительница золота») — 

мать Герд, жены Фрейра. Наконец, в числе служанок Менглёд упомянута дева по имени Эйр (в вольном переводе — собственно, «врачевание»); одни предполагают, что это — та самая богиня врачевания Эйр, которая служит Фригг, царице асов, другие — что речь идет о ее тезке. Хотя с Эйр — прислужницей Менглёд лично я не встречался, но имел дело со служанкой Фригг и с ней самой и могу предположить, что асинья Эйр иногда посещает Менглёд: очевидно, что последние две относятся 

друг к другу с уважением и, скорее всего, даже дружат. Если вам удастся проникнуть в Гастропнир, вы увидите множество залов, 

окружающих открытый двор. Одно из этих помещений как будто создано из пламени или жидкой лавы: стены его переливаются огнем. Это Хюр, Палата Жара, которую построил специально для Синмары (владычицы Муспелльхейма, часто навещающей Менглёд) ее приемный сын Локи с помощью искусных мастеров- цвергов. Не пытайтесь туда зайти: там невероятно жарко. Пол в этой палате — из раскаленного, а кое-где даже расплавленного золота. Иногда в палату Хюр 

ненадолго помещают больных для прогревания; иногда на пол плещут водой — и вся эта раскаленная постройка временно превращается в целебную, очистительную сауну. Но главное ее предназначение — служить хранилищем для Лэватайна, огненного меча-посоха Сурта и Синмары, выкованного Локи в подарок своим приемным родителям. Именно от этого посоха и исходит весь жар. Он хранится в железном чашевидном ларе под девятью замками. Если вам взбредет в 

голову украсть его — забудьте и думать: без изрядной доли крови огненных йотунов к нему невозможно даже прикоснуться, не говоря уже о том, что стражи Гастропнира не спускают с него глаз. 

Многие люди, не путешествующие по Девяти мирам и способные увидеть их только через закопченное стекло письменной традиции, утверждают, будто Менглёд — это не отдельная самостоятельная сущность, а всего лишь хейти (ритуальное имя) Фригг или Фрейи. Поскольку я имел честь общаться со всеми этим тремя дамами, 

могу вас заверить, что Менглёд — совершенно отдельная личность. Это высокая великанша, обожающая украшения и обычно увешанная связками бусин, многие из которых, по-видимому, представляют собой лекарские амулеты. (И, честно говоря, сама мысль о том, чтобы асинья или заложница из ванов стала хранительницей того самого магического жезла, который Сурту в день Рагнарёка предначертано обратить против асов, кажется мне совершенно нелепой.) По-видимому, во всех недоразумениях, возникающих по этому поводу, следует 

винить людей, которым хотелось бы, чтобы богов и богинь было как можно меньше, и которых беспокоит строчка из «Речей многомудрого», где упоминаются женщины, приносящие Менглёд дары в благодарность за исцеление, — потому что, дескать, «общеизвестно, что наши предки никогда не поклонялись никому из йотунов». Этот, с позволения сказать, аргумент используют чуть ли не в истерическом тоне практически всякий раз, когда кто-нибудь ссылается на какое-нибудь из нескольких 

известных упоминаний о подношениях йотунским божествам. Так что Менглёд — в своем роде противоречивая богиня.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Боги Северной традиции как всадники.

 

Каждый из богов и духов Северной традиции отличается особым характером, но между многими из них есть нечто общее. В целом это божества стоические, независимые, воинственные, грубоватые, кровожадные, бесцеремонные, практичные и страстные. Если их оскорбить, в гневе они бывают страшны, но почести и церемонии интересуют их меньше, чем то, что вы готовы ради них сделать. Они не видят смысла возиться с человеком безвозмездно, если тот не представляет для них интереса или не служит им на постоянной основе.

 

Некоторые духовидцы, работающие также с божествами других традиций и имеющие возможность сравнить различные пантеоны, отмечают, что боги Северной традиции имеют обыкновение обращаться к своим служителям за некоторое время до ритуала, чтобы уведомить их о своих желаниях, и это весьма удобно. Кроме того, говорят, что наши боги, за исключением Локи, чуждого подобным условностям, предпочитают получать подношения предварительно — до того, как к ним обратятся за помощью или советом.

 

При этом, разумеется, все боги разные. В Северной традиции существует целых три пантеона — асы, ваны и рёкки, и в каждом из них — своя иерархия, простирающаяся от верховных божеств до разнообразных мелких духов. Для того, чтобы работать с этими тремя группами как следует, нужно почувствовать присущий каждой из них особый «вкус».

 

Рёкки составляют древнейший из трех пантеонов, и по натуре своей они ближе всех к каменному веку. Я не понимал до конца, что это значит, пока не поговорил с несколькими духовидцами-язычниками, работающими с неолитическими божествами кельтов. Боги евразийских охотников и собирателей в целом первобытны, кровожадны и близки к животным — и более многочисленны. В данной серии книг им уделяется гораздо больше внимания, чем остальным божествам, и это не случайно: большинство описанных здесь методов возникли еще до индоевропейского завоевания и до утверждения остальных двух пантеонов. Если вы работаете в Северной традиции и начинаете открывать для себя древние шаманские практики, то рано или поздно непременно столкнетесь с рёкками. Даже если ваш бог-покровитель принадлежит к другому пантеону, он наверняка отправит вас к одному из рёкков на обучение. И тем, кто идет Путем Коня, следует иметь в виду, что некоторых рёкков носить на себе очень трудно, а некоторые способны перепугать присутствующих до полусмерти.

 

Ваны появились с распространением земледелия: это классические сельскохозяйственные божества. В центре их обрядов стоит тема плодородия — иначе говоря, секс и смерть. Они питают почву кровью, и в этом — часть их мудрости. По сравнению с рёкками они могут показаться более кроткими и «ручными», но это лишь видимость. Они требуют не меньших жертв и тоже тесно взаимодействуют с тьмой, хотя и кажутся более «светлыми».

 

Асы, пришедшие в Скандинавию с конными завоевателями, олицетворяют силы цивилизации. Среди современных реконструкторов скандинавской религии этот пантеон — самый популярный, но к практике северного шаманизма асы не имеют почти никакого отношения… за исключением Одина, архетипического короля-шамана. Однако и он перенял свое искусство у более древних сущностей, хотя и придал ему собственный особый стиль, а также привнес в упорядоченную вселенную кое-какую новую магию — например, руническую. Впрочем, поскольку большинство современных последователей Северной традиции служат в первую очередь асам, а не богам других пантеонов, именно  асы чаще всего седлают духовидцев как на открытых церемониях, так и для людей, приходящих поговорить через духовидца со своими богами. Для работы с асами следует использовать только бубен, но ваны и рёкки не возражают и против глиняных барабанов типа думбека.

 

Итак, учитывая все эти различия, приведем список северных богов и богинь, которых нам доводилось на себе носить, и расскажем о том, что им нравилось, а что доставляло недовольство во время пребывания в теле современного человека. Предпочтения их всегда во многом зависят от того, с какой именно целью они приходят, поэтому прежде, чем принять любого божественного всадника, постарайтесь поработать с ним, пообщаться и понять, ради чего он собирается оседлать вас. В следующий далее список вошли не все божества Северной традиции, потому служить конями нам доводилось не всем — по крайней мере, пока что. Торопиться перезнакомиться этим способом со всеми подряд не стоит: помните, что вы делаете лишь первые шаги по пути нашей религии. При подаче материала мы руководствовались заботой о том, чтобы группы, располагающие лошадками и желающие испытать наш метод божественной одержимости на практике, ничем не оскорбили богов, которых они приглашают. Одних только благих намерений недостаточно: необходимы еще и знания, здравый смысл и учтивость.

 

Рейвен Кальдера

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Образы богов в скандинавских мифологических текстах. 

 

Скандинавская мифологическая традиция, зафиксированная в 13 веке, дает нам довольно полный перечень богов, хорошо отождествляющихся с аналогичными образами параллельных мифологических традиций. Вместе с тем, специфика данной мифологии проявляется в чрезвычайном разрастании образа Героя и несколько “новеллистическим” подходом к изложению многих мифов. 

 

Бог Ясного Неба (законодательная функция) – это Тюр. По древнегермански его имя звучало “Тиу”, что соответствует греческому Зевс, индийскому Дьяус, балтскому Диевас, славянскому Дий, хеттскому Тиват, этрусскому Тин, галльскому Тевтат. Однако Тюр (подобно своему ирландскому двойнику Нуаду) не трактуется в литературных источниках как небесный бог. Он сохранил (да и то не полностью) роль покровителя племенного коллектива. Поскольку у древних германцев полноправным членом племени был мужчина-воин, Тюр приобрел дополнительную функцию бога войны. Он являлся также покровителем воинского права, связанного с судебными тяжбами на тинге (собрании членов племени). 

 

Богом Грома, осуществляющим силовую функцию, в скандинавской мифологии, безусловно, является Тор. Ему соответствует древнегерманский Донар. В обеих “Эддах” Тор ведет себя как могучий богатырь, борец с великанами и чудовищами, противник Мирового Змея. Обращает на себя его дружественное отношение к людям, что не совсем типично для Громовержца. 

 

Богом Земных Сил у скандинавских народов был Фрейр, олицетворявший растительность, урожай, богатство, мир. Его изображения несли черты фаллического культа. В древности Фрейр был очень значительным божеством, однако, в “Эдде” он не играет самостоятельной роли. Многие характеристики Бога Земных Сил вобрал в себя Один, что подтверждается на примере сравнения с кельтской традицией. Известнейший эпитет Одина – “Всеотец” соответствует прозвищу Дагда – “Отец всех”. Цернунн окружен зверями. Один также, согласно “Эдде” связан с животными: конем, оленями, воронами. Эзусу посвящались жертвы, повешенные на дереве. Один также принимал подобные жертвы, но он пошел дальше и сам себя принес в жертву “себе же”, провисев девять дней и ночей на Мировом Ясене. У Фрейра остались лишь рудиментарные черты: упоминание о том, как он убил оленьим рогом великана Бели (ср. историю с Мерлином), а также статуэтка Фрейра из Реллинге (Rellinge) – безрогая, но со скрещенными ногами (в позе Цернунна) и с большим фаллосом (ил. 25.). 

 

Верховное положение в скандинавском пантеоне занял Культурный Герой – Один (германский Вотан, англосаксонский Воден). Его сложный образ трактовался различно. Самая простая трактовка – “верховный бог”, посложнее – “бог войны”, еще глубже – “По-видимому, Водан в генезисе – хтонический демон, покровитель воинских союзов и воинских инициаций и бог-колдун (шаман).” (Мифы народов мира, 1998. т. 2, 241). 

 

Очень важно для нас свидетельство древних римлян, отождествляющих Вотана с Гермесом/Меркурием. Что же послужило причиной подобной идентификации? Гермес в греческой мифологии был вестником богов, покровитель странников, проводник душ умерших. В своем последнем качестве, он, по словам Тахо-Годи “”...выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид, “психопомпа” или помощника на пути в царство мертвых (Hom. Od. 24 1 – 5). Г. одинаково вхож в оба мира – жизни и смерти; он посредник между тем и другим, также как и посредник между богами и людьми.<...> Водительство Г. на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям.<...> В период поздней античности возник образ Г. Трисмегиста (“трижды величайшего”) в связи с близостью Г. потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и т. н. герметические (тайные, закрытые, доступные только посвященным) сочинения” (Мифы народов мира, 1998. т. 1, 292 – 293). Гермес обладает и функцией покровителя стад, умножающего приплод. Данный образ вошел и в мифологию этрусков, где существовали сразу близких персонажа – Херме и Турмс. Что же касается римского Меркурия, то считается, что он первоначально являлся богом торговли и обогатил свою символику после слияния своего культа с культом Гермеса. 

 

Одной из важнейших функций Одина было собирание душ умерших (но исключительно героев, павших в битве) в своем призрачном дворце Вальгалла. Он покровительствовал храбрым воинам еще при их жизни. Но и хитростью и коварством скандинавский бог обладает в не меньшей степени, чем Гермес. Один явился причиной гибели многих героев, которым помогал прежде (Сигмунда, Хельги, Гейрреда). “Датский король Харальд получил от бога план военных действий и обещание многочисленных побед. Однако во время решающей битвы, Один занял место его колесничего и погубил Харальда. В ответ на вопрос, почему он отобрал обещанную удачу, Один ответил, что “серый волк наблюдает за чертогами богов” (Котерелл, 1997, 215). Слова эти отчасти объясняют вероломство скандинавского бога. Предвидя грядущую битву с чудовищными силами хаоса, он стремился любыми средствами собрать в Вальгалле как можно больше славных героев. Из мифов мы знаем об Одине и как о медиаторе. Он добыл в мире теней тайные руны и забрал у великанов мед поэзии. Он спускается в подземный мир и пробуждает от смертного сна вельву – пророчицу, дабы она поведала о судьбах мира (“Старшая Эдда”, “Прорицание вельвы”). Важным является и образ Одина-странника, который даже по описанию (плащ, посох, широкополая шляпа) подобен Гермесу. 

 

Сопоставление Одина с греческим богом несет в себе большой смысл. Ведь к Гермесу/Меркурию римляне приравнивали и кельтского Луга. Значит, уместно сравнение Луга и скандинавского хозяина Вальгаллы. Ж. Дюмезиль обратил внимание на сходство ирландской пары: Нуаду – Луг и скандинавской – Тюр – Один. В первом случае король Племен Богини Дану Нуаду в бою лишился руки и вынужден был уступить престол Лугу (ибо священная особа монарха не должна иметь физических недостатков). Во втором – Тюр потерял в пасти Мирового Волка правую руку “И потому Тюр однорукий, и не зовут его миротворцем” (Младшая Эдда, 1970, 45). Совпадение обе традиции имеют и в военных атрибутах рассматриваемых персонажей. Оружием Нуаду и Тюра был меч, оружием Луга и Одина – копье. 

 

Один, будучи создателем языческих рун и покровителем поэтов близок также и Огме. А это показывает, что можно с большой долей уверенности сопоставить Одина с древним Смертриусом. Их сходством объясняется наличие у скандинавского бога военной функции, отсутствующей у Гермеса. Фактически, можно говорить о двух разновидностях Культурного Героя: посреднике между мирами и легендарного героя. Вероятно, в генезисе оба они есть следствие расщепления единого образа первопредка. Качества предка и воина Гермес не удержал (у греков имелся Геракл, герой и основатель многих династий и народов, в доклассическую и римскую эпохи почитавшийся как бог). Тем не менее, изначально имя Гермеса переводилось как “фаллос” (отсюда понятно изображение Гермеса с бараноголовым фаллосом, змеи как его символ и присутствие греческого бога рядом с Цернунном на монументе из Реймса). Один же в своем многостороннем культе сочетал основную часть символики Культурного Героя. В пользу общности происхождения Одина и Смертриуса/Огмы говорит и вражда к ним обоим чудовищных волков. Смертриус победил своего противника. Но Один в финальной битве был проглочен Мировым Волком Фенриром. По мнению Атта, хозяином человековолка, изображенного на котле из Гундеструпа являлся Громовержец (Таранис). Однако, в скандинавском пантеоне роль Одина чрезвычайно выросла. Этому могла отчасти способствовать трактовка владыки Вальгаллы как предка ряда германских народов и вождей. (Эддический Один сотворил перволюдей – Аска и Эмблю. Саксонский историк Видукинд сообщал, что бог саксов Ирмин, связанный с мировым столпом Ирминсуль, слыл прародителем гермионов. Возможно, это локальный вариант Одина и Мирового Ясеня Иггдрасиля. Далее, Гальфрид Монмутский писал в “Истории бриттов”, что Воден был предком саксонских вождей Хенгиста и Хорса. К Одину возводила свою генеалогию и датская королевская династия Скьельдунгов. Наконец, он же считался основателем легендарного рода Вельсунгов (и предком величайшего героя Сигурда – как Луг был отцом Кухулина). 

 

Поскольку, Один стал главой скандинавского пантеона, Тор превратился в его сына. Но, несмотря на это, глухой отголосок враждебности между ними сохранился, в частности, в эддической “Перебранке Харбарда” Один умно и зло издевается над Тором, стоящим на другом берегу реки (здесь также важна концепция владыки Вальгаллы, как перевозчика-лодочника – вспомним греческого Харона). Быть может, волк Фенрир – убийца Одина, в первоначальном варианте германо-скандинавских мифов, также принадлежал Громовержцу? 

 

Фанталов Алексей

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Океанские глубины. Морские великаны.

Девять Морских Дев 
Их имена — настоящая литания силам Океана. КольгаХолодная и Дуфа-Скрытая — близнецы, старшие из всех сестер и очень замкнутые. Следующая по старшинству, Блодугхадда, не только «кровавовласа», но и кровожадна. За ней идут Бара с огромным животом и БюльгьяСокрушительница; за ними — еще одна пара близнецов, 
ужасная Хрённ-Водоворот и вечно плачущая и тоскующая Хефринг. За ними — Унн, морская дева приливов, и, наконец, младшая из всех и самая непостоянная — Химинглёва, дева ясной погоды. 
— Из йотунской легенды «Рождение Хеймдалля» 
Девять дочерей Эгира и Ран — дружные и неразлучные сестры. Они могут брать себе любовников, но сама мысль о том, что какой-то любовник может оказаться важнее, чем изначальные узы сестринства, показалась бы им нелепой. Если кто-то влюбится в одну из них (скорее всего, в одну из более молодых и привлекательных — Унн или Химинглёву), ему придется разделить свои ласки между всеми сестрами, включая и самых страшных — Хрённ, Хефринг и Блодугхадду: только так он сможет доказать искренность своих чувств. Если же он не исполнит этого требования, то будет отвергнут. Более того, не следует забывать, что связь с любой из Девяти Сестер чревата смертельной опасностью. И  если вы оскорбите хотя бы одну из них, то навлечете на себе не только гнев остальных восьми, но и ярость Эгира и Ран: они заботятся о счастье своих дочерей и никому не позволят играть их сердцами. Все Девять Морских Дев любят кровавые жертвы — но достаточно просто уронить каплю крови в океан или в чашу с соленой водой. 
Я познакомился с Девятью Сестрами на девяти отмелях между Кейп-Кодом и центральной частью штата Мэн. В то время я изучал стихии, и самой трудной для понимания оказалась Вода. Я попросил Морских Сестер о помощи — и они открыли мне девять тайн воды. А попутно я узнал кое-что и о самих Девяти Девах. 
Когда они предстали передо мною в волнах прибоя (не раньше, чем я проколол себе палец и уронил для них в воду каплю крови), меня поразило, насколько же они непохожи на прекрасных русалок из народных сказок и современных мультфильмов. Когтистые пальцы и длинные острые зубы; мускулистые плечи; лица странной формы с причудливо скошенными глазами, постоянно меняющими цвет, подобно самому морю… У некоторых были украшения — грубо сработанные ожерелья и серьги из раковин и осколков кости. Первой из всех мне явилась Блодугхадда («Кровавовласая») — с длинными красными волосами и акульим хвостом. Я узнал, что она властвует над тайнами крови и над реками, впадающими в море, — кровеносной системой Земли. 
Среди Девяти Сестер есть две пары близнецов. Старшие из них — Кольга (Холодная) и Дуфа (Скрытая). Беловолосая, бледнокожая Кольга — хозяйка ледяных арктических вод и плавучих льдин; ее сила — Холод. В ней сильна кровь инеистых турсов. Дуфа — хранительница островов, морских туманов и драгоценных кладов; лицо ее обычно скрыто прядями длинных светлых волос. 
Младшая пара близнецов — грозные Хрённ и Хефринг. Хрённ ( Водоворот) безобразна; у нее хвост, как у угря, и, в отличие от всех остальных Сестер, короткие волосы. Как явствует из имени, она — владычица водоворотов и всех вертикальных течений. Ее сила — Страх; и к ней взывают с просьбой о даровании силы перед лицом ужасных событий. Черноволосая Хефринг ( Вздымающаяся волна) носит ожерелья из медуз и почти  постоянно плачет. Она — госпожа поверхностных течений, а сила ее — Скорбь. 
Бюльгья (Сокрушительница) — хозяйка тюленей и легендарных морских коней, а также прибрежных течений, увлекающих пловцов в открытое море. Волосы ее — бурые, словно шкура тюленя, а сила ее — сила прилива. 
Унн ( Вал) — госпожа ритма приливов и отливов. Она заплетает свои светлокаштановые волосы во множество тонких кос, украшенных раковинами, и, кроме того, носит на шее связки раковин для счета. Унн управляет связями между морем и небом; ее питомцы — морские птицы. Она способна перемещаться во времени с помощью приливов и отливов и тесно связана с Мани, богом луны. 
Бара (Большая волна) — настоящая великанша: исполинская русалка с огромным брюхом. Обычно она носит при себе палицу и бьет ею о берег. У нее длинные темные волосы; она часто смеется; хвост у нее — как у кита, а сила ее — разрушительное действие моря на сушу. 
Химинглёва (Прозрачная для небесного света) — русалка с дельфиньим хвостом и каштановыми волосами, владычица ясной погоды, самая младшая и самая красивая из Девяти Сестер. Она непостоянна, но может призывать солнечные лучи, которые пробьются сквозь сгустившиеся грозовые тучи. Эльдир и Фимафенг 
Эльдир, чье имя означает «Разжигатель огня», — привратник и дворецкий Эгира. Он — морской великан, но по какой-то причине предпочитает находиться либо в человекоподобном образе, либо в обличье огромного, великолепного чернозеленого петуха. Он впускает гостей в пиршественный зал и рассаживает их за столом, а также  предотвращает назревающие стычки, перебранки и все, что может нарушить мир и спокойствие на пиру. Он никогда не забывает имен и лиц и может попытаться выставить вас вон, если вы покажетесь ему неблагонадежным. Эгир относится к своему хлопотливому слуге с большим уважением и, как правило, верит ему на слово, так что обращение к высшей инстанции в данном случае может и не помочь. 
Еще один слуга Эгира, Фимафенг, — более молодой и жизнерадостный. Его имя означает «скорый на услуги» или «расторопный». Он всегда точно знает, где что находится и как это найти; никакие просьбы, даже самые необычные, его не смущают, и поэтому он — хороший проводник по Эгирхейму. Ему можно задавать неудобные вопросы и рассчитывать, что он ответит на них гораздо лучше, нежели Эльдир, скованный требованиями этикета. 
 
[1] Рус. пер. А.И. Корсуна. 
[2] В рус. пер. О.А. Смирницкой: «Какие есть кеннинги моря? Называют его "кровью Имира", "гостем богов", "мужем Ран", "отцом дочерей Эгира", а их зовут "Небесный Блеск", " Голубка", "Кровавые Волосы", "Прибой", " Волна", " Всплеск", " Вал", " Бурун", "Рябь". Еще море называют "землею Ран и дочерей Эгира", "землею кораблей", а также "землею киля, носа, борта или шва корабля", "землею рыб и льдин", "путем и дорогою морских конунгов", а кроме этого " кольцом островов", "домом песка, водорослей и шхер", "страною рыболовных снастей, морских птиц и попутного ветра"». 
[3] Рус. пер. С.В. Петрова. 

Кальдера Р.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 11 месяцев спустя...

Фенья и Менья: две гигантские сестры, волшебная мельница и почему море солёное

 

Автор hostage 

 

В скандинавских легендах Фенья и ее сестра Менья были двумя гигантскими девами, которые добывали золото в Гротте (или "Мировая мельница"). Это была легендарная, волшебная мельница с двумя жерновами, настолько массивными, что ни у одного человека не было достаточно сил, чтобы работать на ней.

 

Магическая мельница могла перемолоть все: и хорошие вещи, включая золото, мир, счастье, и такие ужасные вещи, как война, трагедия и разруха.

Более того, магия мельницы заключалась в том, что она могла понять, о чем пели мельники, но, как гласит легенда, никто не был достаточно силен, чтобы управлять мельницей.

 

Изначально Фенья и Менья служили королю Фьолнеру, который жил с 1-го века до н.э. до начала 1-го века нашей эры и был сыном Фрея и великанши Герды, как говориться в "Саге об Инглинге". Их история также упоминается в "Песне о Гротти" (Grottasöngr), древнескандинавской поэме, найденной в "Поэтической Эдде" и сохранившейся в одной из рукописей "Младшей Эдды" Снорри Стурлусона.

 

Однажды Фьолнер посетил датский король Фрод из Зеландии, остров, который - как сказано в Gylfaginning - был создан Гефьоной. Мы помним, что Гефьона была богиней плодородия, плуга и сельского хозяйства среди асов, которая хитро обманула Гильфи, короля Швеции, убрав кусок земли и доставив его в Данию, которая стала Зеландией.

Король Фроде воспользовался возможностью, чтобы купить рабынь Фенью и Менью, чтобы позаботиться о его мощной мельнице Гротти с магическими свойствами. Говорят, что он получил ее от самого бога Одина.

Он очень хотел заставить женщин работать, когда вернулся домой. Возможно, правление короля Фрода было процветающим и принесло очень мирное время для его народа, но это не было то же самое для гигантов. Фрод был жестоким, бессердечным и жадным человеком.

Он привязал Фенью и Менью к мельнице и приказал им добывать для него золото, мир, счастье и процветание. В своей безжалостной жадности он не давал гигантам спать больше минуты. Сестры не могли отдохнуть больше времени, которое потребовалось для исполнения песни.

 

Хотя смертные поработили Фенью и Менью, они, к счастью, знали, что рано или поздно они смогут отомстить.

Когда сестры работали с мельницей, они вскоре обнаружили ее сверхъестественные способности и научились управлять ими. Таким образом, они создали мощную песню, которую мы знаем сегодня как "Песнь Гротте". Прежде чем они закончили песню, они основали вражескую армию через волшебную мельницу. Эту армию возглавлял король Мисинг "из-за моря", который был достаточно силен, чтобы свергнуть Фрода, и он так и сделал.Король Мисинг быстро убил Фрода и взял с собой рабынь и мельницу Гротте на свой корабль.

К сожалению, и в этот раз девушкам не повезло, потому что Мисинг была не лучше Фрода. Фрод хотел иметь неограниченное количество золота, что напоминает нам о царе Мидасе, который был богат и жаден и любил золото больше всего на свете.

Король Мисинг, с другой стороны, хотел обладать неограниченным количеством соли; он заставил сестер молоть еще сильнее, совсем не отдыхая.

Около полуночи они спросили, не было ли соли достаточно, но ее не было. Мисинг хотела большего и приказала женщинам продолжать молоть. В отместку за их бесконечные страдания две гигантские женщины начали петь "Песню Гротти", которая принесла несчастье Фроду. Однако на этот раз сестры не собирались расставаться со своей судьбой, а сражались до конца.

Они работали недолго, прежде чем произошла катастрофа.

В море появился гигантский вихрь, известный как Водоворот (Мельничный поток), образованный морем, спирально проникающим через отверстие в жернове Гротта. Корабль Мисинга сломался и был разрушен через это мощное отверстие и затонул. Все корабли Мисинга погибли, а волшебные жернова также утонули с ними.

Море начало превращаться в соль. С тех пор море соленое, как говорится в мифе.

 

Где сейчас Фенья и Менья?

Согласно некоторым старым историям, две несчастные девушки все еще работают на мельнице. Одна из версий мифа гласит, что две сестры, которых больше никто не угнетал и не унижал, с радостью вернулись в Йотунхейм вместе с Гротте, которую они использовали для измельчения золотой пыли и вывозили ее во многие места по всему миру. Их дом, покрытый золотой пылью, часто посещали люди, которые хотели украсть магическую мельницу или богатство сестер. Ни один из тех посетителей еще не выжил, чтобы рассказать нам об этом.

Другая легенда гласит, что Строма, остров у северного побережья материка Шотландии, как известно, имеет опасный водоворот со скандинавским названием Свелки ("морская мельница"). Легенда гласит, что две гигантские женщины, Фенья и Менья, живут под морским дном и создают опасные водовороты — неизбежную угрозу для проходящих моряков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...