Jump to content
Форум - Замок

Те, кто видит сквозь горы и холмы


Настя
 Share

Recommended Posts

Те, кто видит сквозь горы и холмы 
Þeir sem sjá í gegnum holt oc hola 
 
В рукописи AM 413 fol. “Runologia” (XVIII в.) написано “Если ты хочешь увидеть Одина (или по-другому Предводителя Воинств) – тогда погляди ты вперед из-под подмышки моей. Но сделай прежде знак победы пред своими глазами…” [стр. 63] 
 
Подобная практика дважды упоминается в более ранних исландских источниках в Stjörnu-Odda draumur (конец X в.?) и Örvar-Odds saga (середина XIII в.): 
 
“Затем Дагфинн показал конунгу то место, где находилась Хлегунн, так что конунг смог ее увидеть. Ибо колдовство сделало ее невидимой…. Дагфинн велел конунгу посмотреть из-под его левой руки, и когда он сие исполнил, он смог увидеть Хлегунн.” [“Сон Звездного Одди”, гл. 8] 
 
“…До сих пор я его не вижу, — сказал Одд. 
 
Тогда человек поднял руку над головой Одда и сказал: 
 
- Сейчас посмотри из-под моей руки. 
 
Тотчас Одд смог увидеть Аульва… Одд сказал человеку: 
 
- Подержи так свою руку еще некоторое время.” [“Сага об Одде-Стреле”, гл. 29] 
 
В последнем из указанных источников идет речь о неком конунге Аульве Бьяльки. Так впервые в записанных источниках дар ясновидения связывается с эльфами (ср. др.-исл. álfr “эльф”). 
 
В предисловии к “Íslenzkar þjóðsögur og ævintýri” его составитель Йоун Ауртна-сон пишет: 
 
“Те люди, что обладают силой видеть духов и события, скрытые от других, называются Skyggnirmenn – ясновидящие люди. Тот ребенок, чьих глаз коснулась вода крещения, теряет силу когда-либо стать ясновидящим и наоборот. 
 
…Ясновидящие могут видеть эльфов и прочих духовных созданий без их позволения и их нельзя застать врасплох… Любой, кто обладает даром духовиденья, может передать его другому, если тот сунет свою голову ясновидящему под левую подмышку….. Когда же он убирает голову – он тотчас лишается дара ясновиденья. Духовидцы не боятся ни живых мертвецов, ни призраков.” [т.I, стр. 405] 
 
В трактате на латинском языке, который сочинил в XVII в. пастор þorsteinn Björnsson из Сетберга мы читаем: 
 
“Ясновидящий может позволить другим видеть то, что он видит. “Если ты пойдешь вперед прежде, чем ясновидящий уберет руку, которую он держал над твоей головой – ты должен беречься тех духов, которых хотел увидеть. Человек увидит все, как ясновидящий, если он выйдет вперед из-под вытянутых рук [ясновидящего] и тогда ему постоянно будут мерещиться духи, но ежели он попятится назад с того места, где он стоял – более он их не увидит… 
 
Однажды один подмастерий плотника, обладающего даром ясновиденья, прошел под вытянутыми руками плотника – тогда он увидел призрака, закричал и заметался взад-вперед. И так обрел он дар духовиденья. Часто он боялся, когда видел призраков, а позже, когда стал пастором, они ему не давали покоя. Тогда его ясновиденье стало его второй натурой, и он смог без страха видеть эльфийский народ и рядом с ним и в дали, как они счастливо забавлялись в прекрасных одеждах и стройные станом… 
 
В древности дар видеть духов назывался ófreski… 
 
Лошади и собаки также могут обладать даром эльфовиденья.” 
 
Приблизительно то же самое мы находим в трактате того же времени, сочиненном шотландским пастором Робертом Кирком: 
 
“…Обычный метод для любопытного получить мимолетное виденье сей иначе невидимой компании духов […] заключается в том, чтоб поместить левую ногу под правую ногу ведуна, а рука ясновидящего должна быть помещена на голову любопытного, который, в свою очередь, должен смотреть через правое плечо ведуна. […] Тогда он узрит полчище духов подобно яростным дерзким людям, стекающимся к нему поспешно со всех сторон, также плотно, как атомы в воздухе, и это не плод воображения или фантазмы, создания, происходящие от страха, обморока или безумия, но реальность, появляющаяся здравому человеку наяву и переживающему рациональное испытание самим их существованием. Они, посредством страха, (на время) лишают его дыхания и речи.” [ч.II, стр.21-22] 
 
Еще два источника об эльфовидении, созданные в начале XX в. заслуживают особого внимания. Один из них опубликован пастором Йоунасом Йоунас-соном в книге “Íslenzkir þjoðhættir”: 
 
“Возможно сделать каждого человека ясновидящим (skyggnan) на время, если рожденный ясновидящим поместит лицо обычного человека себе под подмышку и позволит ему поглядеть из-под руки. Одна ясновидящая предложила моей [т.е. пастора Йоунаса Йоунас-сона] жене увидеть подобные виденья равно таким образом. Но жена тогда была ребенком и не рискнула поместить голову под подмышку старухи… “ [стр. 414] 
 
Второй источник записан оксфордским профессором Дж. Р.Р. Толкином: 
 
“Эльфвине обладал, в определенной мере, даром эльфовиденья (elfin-sight) (который не был дан всем людям в те дни исчезающих эльфов и еще менее встречается сейчас) и народ Lúthien был менее развоплощен в те дни, так что множество их прекрасных отрядов [Эльфвине] видел во время скитаний…” [L.T.II, стр. 314] 
 
Недавно исландским фольклористом Вальдимаром Тр. Хавстейном также опубликована статья о современном исландском эльфовидении под названием “Komdu í handarkrika minn…1998”. 
 
Не все, конечно же, имеют врожденный дар ясновиденья или эльфовиденья. В книге Evans-Wentz’a “The Fairy Faith in Celtic Countries” написано: 
 
“Существует примечательный случай касательно покойного отца Аллена Макдональда, который в течение проживания 20 лет на крошечном изолированном острове Эрисгей на Западных Гебридах обрел [дар] ясновиденья и мог несколько лет до своей смерти (в 1905 г.) пользоваться им также свободно, словно бы он был урожденный ясновидящий.” [стр. 91] 
 
Также существуют два магических рецепта, чтоб видеть эльфов: 
 
“Исландский рецепт, чтоб видеть сокрытые вещи заключается в том, чтоб носить на себе орлиные глаза или же помазать их жидкостью вокруг своих глаз.” [Йоунас Йоунас-сон, стр. 414] 
 
“Более причудливый и интересный (английский) рецепт XVII века для составления мази для эльфовиденья: Мазь, чтоб наносить под веки и на веки вечером и утром… пинта оливкового масла и помести ее в склянку. Но сначала промой сие розовой водой и водой с ноготков. Цветы надо срывать к востоку. Отмывай, покуда масло не побелеет. Затем помести в склянку, как сказано выше. И затем прибавь к тому почки штокрозы (мальвы), цветы ноготков, цветы или же верхушки дикого тимьяна, почки молодого орешника. И тимьян нужно собирать поблизости от холма, где живут (появляются) Fayries: и возьми траву волшебного трона (т.е. из эльфийского круга) там. Все это помести в масло и в склянку. И поставь растворяться на 3 дня на солнце и затем используй, как сказано выше. Затем следует определенный заговор.” [J.&C. Matthews, “A Fairy Tale Reader”, стр. 152] 
 
Более сложный и опасный рецепт, чтоб видеть “сквозь горы или землю” (sjá gegnum fjöllin eður jörðina) дан в трактате XVII века (Tíðfordríf) исландцем Йоуном Гвюдмундс-соном Ученым.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...