Настя Posted January 26, 2018 Share Posted January 26, 2018 Блот – ритуал северной традиции. В скандинавской традиции блот – особый ритуал, который иногда ошибочно называют жертвоприношением. Блот представлял собой обряд с употреблением в пищу жареного мяса и меда (медового напитка), славлением богов и вспоминанием предков. Традиционно блот проводился дважды в год – на зимнее солнцестояние и на праздник сбора урожая (конец октября). Однако блот мог быть не только всеобщим, но и частным – семейным или родовым праздником. Общественный блот проводил годи (жрец), частный – глава семьи или рода. Древнескандинавское слово «blót» и его вероятный прагерманский вариант «ƀlōtan» предположительно восходит к глаголу «blóta» («ƀlōtanan» на прагерманском), который можно перевести как «предлагать», но в некоторых контекстах его вероятным переводом также могут быть глаголы «поклоняться» или «приносить жертву». Слово «blóta» представлено в прагерманском языке обширным перечнем словоформ с различными именительными аффиксами, включая форму «ƀlōstran», которую действительно можно перевести как «жертвоприношение». Скандинавская первооснова формы «blóta» не известна, однако предположительно ее прагерманская альтернатива «ƀlōtanan» может восходить к слову «ƀlōanan», что значит «расцветать», причем лингвисты полагают, что эта же словоформа образовала такие слова как «ƀlōđan» («кровь») и «ƀlōmōn» («цветение»). Но это лишь гипотеза, и таких предположений немало. К примеру, С. Бугге полагает, что древнескандинавская форма «blót» и прагерманское слово «ƀlōtan» являются производными индоевропейской формы «bhlād», что в зависимости от контекста можно перевести как «шептать» или «пузыриться». По мнению К. Роберта слово «bless» («благословлять»), используемое в современном английском языке, может являться результатом трансформации древнескандинавского «blót», которое изначально могло означать примерно следующее – «делать священным через жертвоприношение» или «помечать кровью». При этом под кровью в данном случае могло подразумеваться вино, которое также широко применялось в качестве священного напитка во время проведения блота. Северогерманский хронист Адам Бременский в своей работе «Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum» упоминает, что ритуал блот проводился не только на зимнее равноденствие и сбор урожая, но также в честь великих побед конунга. В частности, он пишет, что такие блоты регулярно проводились в знаменитом храмовом комплексе Старой Уппсалы. Также Адам Бременский пишет о том, что нередко целью блотов становилось гадание – о грядущем урожае и судьбах народа. «Хроника Титмара Мерзебургского», написанная известным немецким хронистом (собственно Титмаром Мерзебургским) в начале XI века, упоминает о том, что блоты проводились в Лайре (Дания), однако подробного описания ритуала в этой работе нет. С принятием христианства практика блота повсеместно искоренялась. А когда христианские миссионеры поняли, что вытравить блот из северной традиции обычными методами не получится, они поступили хитрее – начали строить церкви в местах проведения ритуалов. Однако некоторые места проведения блота сохранились нетронутыми до сих пор. К примеру, в лесном массиве национального парка Тиведен (Швеция) ритуал блот совершался вплоть до XIX века. Известно, что некоторые неоязывческие общества, возрождающие асатру, до сих пор проводят блот в этом месте. Романтический национализм начала XX столетья возродил интерес к блоту. Ярчайшим примером этой тенденции является эпохальное полотно К. Ларрсона «Жертвоприношение в середине зимы», причем в оригинале на шведском языке картина называется «Midvinterblot». Тем не менее, полотно считается довольно спорным в плане соответствия историческим реалиями и самому понятию блота. К. Ларрсон изображает мифологический эпизод с принесением в жертву Домальди, короля Швеции, который сам вызвался для участия в ритуале, чтобы прекратить трехлетний голод, вызванный неурожаями. Великая жертва мифического Домальди, принесенная ради его народа, достойна восхищения, однако у нас нет никаких, даже косвенных свидетельств о том, что во время блота приносились жертвоприношения (животные или людские). То есть объективно нам известно, что блот мог быть традиционным празднеством (блот зимнего солнцестояния и блот сбора урожая), либо носил важное социальное или даже эзотерическое значение (блот в честь победы в битве или с целью гадания). Также, согласно упоминаниям Адама Бременского, известно, что во время блота вкушали мясо и мед, славили богов и вспоминали предков. Больше никаких точных сведений о блоте не сохранилось, включая его ритуальную часть и этимологию слова. Поэтому все современные ритуалы неоязыческих обществ едва ли можно причислить хотя бы к категории реконструкций. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.