Рассмотрение начального периода второй мировой войны в духе так называемой «альтернативной истории» не дает ни одного повода считать поведение Советского Союза в то время предосудительным

0hhP2nH_jxk.jpg

Помните пиявку из знаменитого российского мультика, которая все время заполошно вопила «Все плохо, плохо, плохо!»?

Так вот, такие пиявки своим доходящим до абсурда тотальным негативизмом, могут даже приносить некую пользу. Потому что способны довести до рафинированного  идиотизма практически любую ситуацию. Чем существенно облегчают движение к истине.   Например, одна такая особь, которую не прошибешь никакими фактами и логическими аргументами, походя «опровергла» мою вчерашнюю статью, в которой вполне предметно и конкретно разоблачался миф о «совместном советско-германском военном параде в Польше» осенью 1939 года:

Piotr Nikolski

Согласен товарищ замполит! Просто договорились, кто что возьмет, это же ни разу не сговор! Немцы с разбегу Белосток заняли, потом отошли, чтобы советы могли войти, сразу видно не было никакой координации. Браво.

У меня, разумеется, нет ни малейших иллюзий относительно возможности  воздействовать логикой и неопровержимыми историческими документами на головной мозг (или что там его заменяет) этого   Piotr Nikolski, оказавшегося  выпускником Сhrześcijańska Akademia Teologiczna w Warszawie, окучивающего свою паству в   Parafia Prawosławna pw. Świętego Mikołaja w Świdnicy.

Тем не менее, я даже благодарен ему за то поистине ослиное упрямство, с которым он во всем видит только плохое. И, в частности, расценивает действия Советского Союза в 1939 году в стиле той самой пиявки «Все плохо, плохо, плохо!».

Ну что же, прекрасно!  Теперь у нас есть законный повод задаться вопросом  — что же такое «хорошо» с точки зрения этой пиявки, а заодно и её  единомышленников из числа нынешних правителей Польши, которые также считают, что все тогда было, не просто плохо, а хуже некуда. Значит, они точно знают, что для Польши могло быть все по-другому и далеко не так плохо?! Или даже вообще прекрасно?

Итак, давайте немножко займемся тем, что называется «альтернативной историей». Допустим, что Советский Союз, не поступил бы так, как он поступил и  что в Варшаве считают поводом обвинять нашу страну в равной с Германией ответственности за развязывание второй мировой войны. То есть 17 сентября 1939 года наши войска не вступили бы на польскую территорию и Москва, тем  самым, полностью самоустранилась бы от развития событий в Европе.

И что бы в этом случае изменилось?

Гитлер не стал бы нападать на Польшу? С какого такого перепугу? Цель Третьего рейха была совершенно определенной и официально неоднократно  подтвержденной. Гитлер ставил своей главной задачей возвращение Германии всех территорий, которые, как он считал, были незаконно отторгнуты у его страны по итогам проигранной немцами первой мировой войны.  В том числе и территорий, переданных новообразованному тогда польскому государству.

У Гитлера не было ни одной причины не напасть на Польшу, причем независимо от позиции СССР. Который, во-первых, отнюдь не собирался помогать ему громить польскую армию – что мы видели и в реальной истории.  А во-вторых, сил германского вермахта было вполне достаточно, чтобы укатать поляков в хлам без посторонней помощи. Именно так и случилось. Что мы также знаем из учебников истории.

То есть, при участии СССР или без него, Польша была все равно обречена.

Но с одним весьма существенным отличием. Гитлеровцы захватили бы в этом случае всю её территорию. И вышли бы непосредственно к старой советской границе, находившейся гораздо ближе к Москве и к другим жизненно важным центрам страны.

В самой Польше в это время начался бы кровавый фашистский кошмар по всей ее территории. И если в реальной истории сотни тысяч польских евреев, оказавшихся на территориях, куда вступила Красная армия, или  сбежавших туда из захваченных немцами областей, были фактически спасены от уничтожения нацистами, то в этом альтернативном варианте все эти люди оказались бы в безвыходной ловушке. И  могли «выйти на свободу», как говорили сами нацисты,  только через трубу крематория. А за евреями, несомненно, наступила бы и очередь всех прочих «унтерменшей», в том числе самих поляков,  чья территория была нужна Гитлеру для расселения арийской расы. Не зря же он сразу отменил Польшу, как таковую и переименовал её в генерал-губернаторство Третьего рейха.

Поэтому те польские деятели, которые сегодня твердят, что события осени 1939 года развивались для Польши по наихудшему варианту, обвиняя в этом Советский Союз, то ли просто не понимают, что ждало их страну в том случае, если бы Красная армия не двинулась с места. Либо наоборот – все прекрасно понимают, но втихаря сожалеют о том, что это встречное движение РККА помешало «окончательному решению» нацистами  еврейского вопроса.   На что, чего греха таить, многие в Польше тогда очень рассчитывали. И даже активно помогали нацистам уничтожать своих еврейских сограждан. А тут, понимаешь, Красная армия пришла и помешала им закончить такое «полезное» дело. Действительно  — «Все плохо, плохо, плохо!»

Но пойдем дальше на нашему альтернативному пути. Быть может, реши тогда  Москва не вмешиваться в польско-германскую драку,  ситуация в Европе кардинально бы изменилось? Англия и Франция не объявили бы Гитлеру войну и вторая  мировая не началась?

Отвечаю сразу – черта с два! Все было бы в тот исторический момент, по большому счету, точно так же, как и в реальной истории. Англо-французы были бы вынуждены объявить войну Германии просто потому, что это было предусмотрено их договорными, официальными обязательствами перед Польшей.  Другое дело, что воевать с Гитлером на полном серьезе они, разумеется, не собирались. А зачем?

Немцы и так все делали, с их точки зрения, правильно – продвигались на восток. Готовили плацдармы для атаки против главного врага – коммунистической России. И если бы они захватили по ходу не часть Польши, а всю её целиком, то это бы только приблизило их к советским границам, что Западу, по большому счету и требовалось. Именно поэтому, кстати, ни Лондон, ни Париж не объявили войну Советскому Союзу вместе с объявлением  ими войны Германии. А зачем, если воевать с русскими должны были немцы!

Вот и случилась бы в этом альтернативном варианте точно такая же «странная война» на Западном фронте, какая и была в действительности. И эта война, точно так же, где-нибудь к середине сорокового года, перешла бы в стадию «окончательного решения» Гитлером французского вопроса.

По той простой и очевидной причине, что немецкий фюрер был не настолько дурак, чтобы нападать на СССР, имея в своем тылу вооруженные до зубов англо-французские полчища. Которая наверняка нанесли бы Германии удар в спину, сразу же после того, как та  выполнила бы свою главную задачу на Востоке – уничтожила, как они надеялись,  Советский Союз.

Поэтому вторая мировая в альтернативной версии покатилась бы и дальше по тем же рельсам, что и в реале, вплоть до покорения нацистами Франции и всей Западной Европы. Ну и в чем же тогда «роковая роль Советского Союза» в ее развязывании?  Да нет её, от слова совсем!

А вот что касается войны на Востоке, то здесь все могло пойти по куда более худшему варианту, чем нынешние польские домыслы в стиле «хуже некуда». Еще как могло быть куда хуже! В том числе для той же ныне чрезмерно  самонадеянной Польши.

Как мы уже отмечали выше, после захвата всей Польши, а вслед за ней и территорий Прибалтийских государств (а почему бы и нет, если бы СССР занял позицию невмешательства?), германская армия очень существенно  продвинулась бы на восток,  даже без прямого конфликта с Советским Союзом. И потеря  этой «буферной зоны», глубиной в сотни километров, в случае ее добровольной уступки потенциальному противнику, могла бы самым роковым образом сказаться на ходе и исходе нацистской агрессии в 1941 году.

Не вдаваясь в детали, скажу только,  что вермахт потерял свою пробивную силу и полностью выдохся, когда ему оставалось до Москвы всего лишь несколько километров. И кто знает, куда бы дошла линия фронта, если бы немцам не пришлось ценой огромных усилий и потерь прогрызать летом 1941 года ту самую «буферную зону», которую Советский Союз заблаговременно создал на своих западных границах в 1939-40 годах!

И тогда в рамках нашего альтернативного исторического сценария, есть все основания предполагать куда более плохие варианты дальнейшего развития событий, чем те, которые имели место в реальной действительности. Причем не только для СССР, но и для Польши!

Конечно, мы бы все равно победили. Но изгнание немцев вряд ли стало бы более легким делом в случае их еще  большего вклинения в глубину нашей территории. И времени на это потребовалось бы значительно больше.

Между тем, фактор времени играл тогда колоссальную роль. И любая существенная задержка с разгромом Третьего рейха, могла привести к очень тяжелым последствиям. Не является секретом то, что немцы в конце войны бешеными темпами и не без успеха  создавали всевозможное «чудо-оружие». Есть основания считать, что им не хватило всего нескольких месяцев для создания первых атомных бомб.

И если бы Советский Союз в 1939 году предпочел отсидеться, вместо того выдвинуть свои рубежи обороны как можно дальше на Запад, потеряв на этом уже в ходе войны несколько лишних месяцев, то немцы вполне могли получить для реализации своего атомно-ракетного проекта то время, которого им в реальности не хватило.

Вряд ли это бы кардинально изменило весь ход второй мировой войны. Но свою агонию  нацистская Германия наверняка бы продлила. И в этом заключается, на мой взгляд,  сама плохая новость для Польши. К тому времени, именно польская территория стала бы линией фронта и  местом решающих сражений на Востоке. И, в этом качестве, она наверняка оказалась бы первой мишенью для  нацистских атомных бомб.  То есть, проще говоря, в альтернативном историческом случае, от Польши и проживавших на этой территории остатков польского населения остался бы только радиоактивный пепел.

Такой могла бы стать полная и вполне реальная цена за то фатальное промедление и бездействие, которых Советский Союз в реальной действительности, Слава Богу, не допустил. А тем проживающим ныне в Польше упоротым антироссийским пиявкам, не устающим долдонить про то, что все было в 1939 году по вине СССР хуже некуда, не следует гневить Бога, безосновательно утверждая, что хуже быть не могло. Еще как могло! И тогда сегодня на эту тему просто бы некому было болтать.

Кстати в той же польской Свиднице, где обретается ныне та самая всепропальская пиявка, стоит памятник папе римскому Иоанну Павлу второму, в миру — поляку Каролю Войтыле. Возле которого можно увидеть его знаменитое изречение: «Будущее начинается не завтра, а сегодня».

0hhP2nH_jxk-1.jpg

И  никто полякам не виноват, что в Москве, уже тогда думали так, как папа римский сильно потом. Благодаря чему намного  лучше видели грозное будущее и готовились к нему всеми возможными способами. И, в конечном счете, оказались правы.  Такая вот альтернативная история для недалеких умом пиявок, которым всегда кажется, что хуже быть уже не может. Еще как может!

Юрий Селиванов, специально для News Front