Перейти к публикации
Форум - Замок

11 февраля - Велесов День


Рекомендованные сообщения

Великий праздник славян - Велесов день - приходится на 11 февраля. Этот день считается серединой Зимы-матушки, когда природа ещё не готова пробуждаться от зимнего сна и находится в сладкой полудрёме. Вот в этот период и ходит славянский могучий бог Велес по лесам, по горам, не давая людям вместе с природой спать, тормоша обещанием начала славянского праздника.
Он играет на своей волшебной дудочке, согревая чудесным звуком замёрзшую матушку-Землю. 
 
Почитают Велеса как великого и мудрого славянского бога, бога-чародея и покровителя тайн. По древней легенде, именно он познал все стихии и сокровенные тайны – побывал как в тёмных, так и в светлых мирах. Он путешествовал во всех измерениях, поэтому смог открыть людям базовые законы жизни и мироздания. В традициях русской культуры его день считается особым.

Велес был рождён как светлый бог и воспитан тёмными творцами Нави. В его появлении на свет скрыта тайна судьбы, известная лишь Роду – предку. Он одновременно и свой, и чужой среди славянских богов. Велес – сын таинственной Земун, которая в сказаниях представлена особым созданием из иного мира. Велес является неоднозначным, загадочным и одним из самых сильных богов славянского пантеона.
Власть Велеса является практически неограниченной. Он покровительствует певцам, поэтам и великим колдунам. Также Велеса считают Скотьим богом, так как родила его богиня-корова Земнун. Считается, что этот бог часто представал перед народом в обличии огромного дикого медведя, являвшегося в то время бесспорным хозяином леса. По этой причине знаком Велеса долгое время считалась лапа медведя, изображаемая на различных талисманах, рукоятях кинжалов и прочей мистической атрибутике. 
Существует множество историй о рождении и появлении Велеса, различаются и представления об этом боге разных людей. Некоторые представляют его огромным медведем, иногда выходящим из леса, чтобы попугать людей, научить их уважать природный мир. Другие представляют Велеса путником с длинным посохом, не перестающим покорять мир и узнавать вселенскую мудрость. Третьи уверены, что Велес является босым юношей, весело бегающим от одного селения к другому, даря людям радость и помогая в трудную минуту. Если же говорить об более классическом определении Велеса как бога, его найти просто невозможно из-за огромного разнообразия его ипостасей и воплощений. 
 
Единственное, в чем сходятся все мнения является то, что Велес является самым сильным богом. Его сила заключается не в физической форме или умении побеждать противников, а в понимании мелочности материальных благ перед настоящими чувствами. Только великий и могучий бог знает, насколько важно иметь крепкую семью, верных друзей и хороших знакомых. В это время деньги и украшения постоянно приходят и уходят, не оставляя в сердце приятных воспоминаний или ценного опыта. Также ценится и мудрость Велеса, ведь он давно понял: ошибки не являются грехом, ведь помогают принимать правильные решения в будущем и следовать по правильному направлению в жизни. 
 
Удивительным умением, доступным Велесу, является и способность смотреть в души людей, видеть обман, ложь и самые заветные тайны. Считается, что Велес может даже завладеть человеком, совершить какие-то поступки в его жизни для резкой перемены курса жизни. Впрочем, перемены бывают и нехорошими, ведь бог может вселяться как в хороших людей, направляя их к успехам, достатку и процветанию, так и завладевать дурными людьми, совершая поступки, требующие наказания свыше. 

Велес в природе будит чувство любви, ощущение сверхсильного, но сладостного смятения души. И в мире всё просыпается для этой любви! Не зря этого бога называют чародеем – кто испытал на себе его чары, устоять не смог. Не только губительной была сила его для тех, над кем он властвовал, но и целебной. Ведь кто, кроме Велеса, может помочь толковыми советами и наставить на путь верный? 
 
У него имеется своя история любви. Это сказание о вечном чувстве, в котором есть и самопожертвование, и нежность, и созидающая сила, соединяющая на все времена. Встретил свою избранницу он случайно и сразу назвал своею. Очень любили друг друга Велес и Ягиня – пожалуй, в славянском эпосе это единственная история о вечной силе сердечных дел. Те, кому покровительствует этот бог, находят свою любовь страстной, мечтательной, романтичной, чувственной, и всеми силами её добиваются. Велесова Стреча – волшебный праздник славян, когда зима свирепствует, а весна несмело прячется, но дарит людям именно это ощущение сил, любви, надежды.

День Бога Велеса – святой день, посвящённый Велесу Зимнему (Сивому Яру). В эту пору он «сшибает Зиме рог», в сёлах празднуют Коровий праздник (так как Велес является не только богом мудрости, но ещё и скотьим богом – владыкой любого живота), мастерят обереги на двор и скот, просят у Велеса защиты и покровительства, а добру всякому и скоту – приплоду. Буйные скоморохи, вещие волхвы, воодушевлённые сказители чтут своего Вышнего покровителя, премудрого бога особо: воспеваниями да волхованиями, прорицаниями да расхваливаниями, а паче того – получаемыми в радениях вышними прозрениями…

Ко дню Велеса начинают готовиться заранее – с вечера предыдущего дня. По дому расстилают шкуры, на которые кладут очищенные и высушенные коровьи рога, по освящённым кувшинам разливают молоко. 
На капище начинают возводить жертвенник, заранее подготавливают шкуры, окуривая территорию дымом бычьего горящего волоса. Порой на шестах, размещённых вдоль сакральной ограды храма, экспонируются коровьи и бычьи черепа, воплощающие собой связь с миром иным, а также являющиеся сильными оберегами от злых сил.
Волхвы в одиночестве идут туда ночью и вершат там особые богослужения, дабы выяснить волю мудрого бога. Девушки в то самое время гадают, расчёсывая бычий волос гребешками. Перед тем как лечь спать, читают наговор-амулет на сон предстоящий. Сновидения, ниспосланные в эту ночь Велесом, рассматриваются как вещие, и, по преданиям, всегда исполняются. Еда В день торжества хозяйки в каждом доме готовят обрядную еду – кашу, обильно приправленную маслом. Об этом в народе говорят: «У Власия (Велеса) – борода в масле!» А ещё бабы ставят на столы предварительно сваренные медовые напитки. Лишь телятину и говядину запрещено употреблять в этот день. Приготовленные яства освящаются на жертвеннике, после чего их расставляют на столе. Рядом с капищем, в специально приготовленной избе, организовывается совместная трапеза членов общины. 

В этот день можно было поглядеть и на Велесову боротьбу, именуемую Медвежьей (так как медведь, по преданиям, в образе Хозяина Леса олицетворяет один из ликов скотьего бога, а также является одним из божественных зверей, предназначенных Велесу). Схватка борцов Велесовой боротьбы не похожа на яростные воинские поединки, творимые в Перунов день. Она не изобилует большим количеством приёмов, представляя собой благодушное любование той силой, которую дарит человеку матушка-Земля не для уничтожения своих сородичей, но ради творческого труда на честном поприще. 
Как правило, перед Чуром Велеса на круг выходят два здоровенных мужика, нагих по пояс, друг друга охватывают руками и, изо всех сил упираясь и кряхтя, стремятся завалить соперника на снег. Волхвы при этом произносят наговор на волотову силу: «Велесе-боже! До ны сниди, Волотову силу (имярек) дажди! Гой!» 
Зрители в это время вспоминают стародавнюю быль о борцах, в которой рассказывается об одном мужичке, живущем в соседней деревне. Он был хил с виду, но перед каждым боем ложился на землю, в снег лицом, и просил Мать-Сыру Землю подарить ему немного силушки её неодолимой, после чего любого богатыря побеждал. Этим он и вызывал ликование всего честного народа, наблюдавшего за состязанием. 
Победившего борца чествуют всем миром и, угощая пивом, называют «Велесовым ставленником» - во славу неиссякаемой силы земли, могучего бога и только начинающей просыпаться, ещё незримой воочию солнечной весенней яри…

Ночь, которая следует за Велесовым днём, считается подходящей для зачатия сильных духом и телом малышей. Перед тем как расположиться на супружеской постели из настланных шкур, женщины своим мужьям расчёсывают волосы заговорёнными гребешками. Это действие должно уберечь мужчин от разных недугов в течение года и наделить их мудростью и силой самого Велеса. Волхвы же уходят одни в ночь, глазеющую на них яркими звёздами – глазами пращуров, в чащу леса, где устанавливают шест с бычьими рогами, водружёнными на него, и до самого утра радеют, бьют в звонкие бубны, воспевая вещего бога. 
В эту пору в берлоге Лесной Хозяин на другой бок поворачивается, Весна-Дева на погранзоне Мироколицы встречается со Зимой-Старухой и даёт ей первый бой.

Раньше на Велесов День женщинам молодого возраста следовало употреблять густой мед. Это делало имеющихся коров более ласковыми. Также женщинам нужно было бить своих супругов досками для пряжи льна, чтобы привить им недостающую послушность. В жертву приносилось масло из коровьего молока, а по окончанию зачина женщине следовало совершить ритуал «опахивания», чтобы прогнать или отпугнуть «смерть коров». С этой целью выбиралась женщина для выполнения специальных обязанностей. Подобных женщин звали «повещалками». Они должны были с воплями «Ай-яй!» бить по сковородам и выбегать за пределы села. Перед выходом из села повещалки, соблюдая ритуал, строгим тоном запрещали всем представителям мужского пола оставлять свои жилища. 
За повещалками за пределы селения выходили другие деревенские женщины, вооруженные метлами и дубинами. За селом повещалка начинала активно рвать свою рубашку, произнесила очень громко клятву, прогоняющую «коровью смерть». 
Далее на шею повещалкам надевали хомут и впрягали в соху. Женщины зажигали лучины и опахивали ими все селение не менее трех раз. Очень плохой приметой считалось встретить подобное шествие. Оно предвещало много горя как встретившимся по пути людям, так и животным. Кроме этого, всех встречающихся на пути живых существ женщины сильно били палками. Это делалось для борьбы с «коровьей смертью», притаившейся в обличии встретившегося животного или человека. 
 
Очень давно все, кто попадался повещалке и сельским женщинам в процессе этого ритуала и вовсе забивали насмерть. Но это было не единственной жестокостью, считавшейся нормой в Велесов День. Всех женщин, обвиняемых или подозреваемых в злых поступках или умыслах, садили в мешок с петухом и кошкой, а далее топили или зарывали в землю. Выбраться из этого мешка у женщины не было ни единого шанса. Окончанием обряда служил традиционный «бой» Марены и Велеса. Люди призывали Велеса сбить рог Зимы, а ряженый человек, игравший роль этого бога, выполнял ожидаемое действие, что вызывало восторг публики и служило началом больших гуляний. На подобных торжествах строго запрещалось употреблять мясо коров. Веселое застолье всегда сопровождалось традиционными игрищами, имеющими обрядовый характер. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...