Перейти к публикации
Форум - Замок

Аск и Эмбла


Рекомендованные сообщения

АСК И ЭМБЛА 
 
Аск и Эмбла - в скандинавской мифологии первые люди, которых ещё в виде древесных прообразов, бездыханных и «лишённых судьбы», нашли на берегу моря боги (в «Старшей Эдде» — в песне «Прорицание вёльвы» — три аса — Один, который дал людям душу, Лодур, что дал людям чувства и Хёнир, который дал им разум. В «Младшей Эдде» первых людей, ещё неживых нашли «сыны Бора», то есть Один, Вили и Ве. Они их и оживили, то есть, можно так выразиться, доделали. Что примечательно, представления о первых людях как незавершенных существах, которых приходится «доделывать» богам, широко распространены в мифологии многих народов. 
 
В своем исследовании о происхождения человечества от деревьев в индо-европейской мифологии Андерс Хультгард отмечает, что мифы о происхождении людей от деревьев или дерева особенно связаны с древней Европой и индо-европейско-язычными народами Малой Азии и Ирана. В отличие от культуры Ближнего Востока данные мифы показывают почти исключительный тип антропогонических историй о происхождении человека из глины, земли, дерева или крови с помощью божественного творения. 
 
Что немаловажно, древнескандинавское Askr буквально означает "ясень", однако этимология имени "Эмбла" является неопределенной. Существуют две версии значениия данного слова. Первое возможное значение - "ива", второе - "виноградная лоза". Стоит обратить внимание и на то, что греческий термин Ampelos, тоже означает "виноградная лоза", и ученые склоняются больше ко второму варианту.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 7 месяцев спустя...

Аск и Эмбла – первые люди Мидгарда 

 

Аск и Эмбла – первые люди в древнескандинавской мифологии, созданные асами Одином, Вили и Вё (или Одином, Хёниром и Лодуром). Аск и Эмбла (мужчина и женщина соответственно) упоминаются в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона, а также в более раннем поэтическом сборнике – «Старшая Эдда». Акт сотворения Аска и Эмблы разнится в зависимости от источника. В прозаической Эдде асы создали людей из деревьев, в поэтической – встретили их на берегу моря. Дары, преподнесенные согласно тексту «Старшей Эдды» Одином, Хёниром и Лодуром первым людям, являются предметом культурологических диспутов. 

 

Этимология имен Аск и Эмбла С древнескандинавского Аск («Askr») переводится как «ясень», перевод имени Эмбла («Embla») не столь однозначен. Есть две наиболее распространенные интерпретации. Согласно первой «Embla» выступает производной формой от «Elm-la» или «Almilōn», обе происходят от «almr», что значит «вяз» («elm» в современном английском). Согласно другой версии, изначальной формой является «ambilō», что переводится как «виноградная лоза». 

 

Теоретически слово может быть связано с греческим «ἄμπελος» («ámpelos»), что в переводе также означает «лоза» или «лиана». Обе версии подробно рассмотрены в монографии Р. Симека «Словарь северной мифологии». Б. Торп в своем анализе «Старшей Эдды», ссылаясь на Я. Гримма, утверждает, что имя Эмбла происходит от форм «amr», «ambr», «aml», «ambl», которые в любом контексте могут быть переведены как «усердный труд». Слово «Embla» таким образом может быть переведено как «занятая женщина». Там же Б. Торп проводит аналогию с Машьей и Машьяной из персидской мифологии, где первые люди также были созданы из деревьев.

 

 Упоминания в эддических источниках Аск и Эмбла упоминаются в части «Прорицание вёльвы» из «Старшей Эдды», где пророчица рассказывает, как Один, Хёнир и Лодур вышли к берегу моря и увидели там людей, «судьбы не имевших». Они были холодны, не умели дышать и говорить, в них не было духа. Дух им даровал Хёнир, дыхание – Один, а Лодур сделал их теплыми и люди обрели нормальный цвет кожи (в оригинале использовано слово «румянец»). В «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона вместо Хёнира и Лодура с Одином путешествуют Вили и Вё. На морском берегу они встречают не людей, а два дерева, из которых создают две «заготовки». Асы наделяют их формой, которая присуща людскому роду с тех пор, потом вдыхают в них жизнь, дают им «движение и разум», а затем восприятие – речь, слух и зрение. Далее люди получают одежду и имена – Аск и Эмбла. Они селятся в Мидгарде и дают начало человеческому роду.

 

 Стоит отметить, что в «Песне о Риге», которая в фрагментарном виде присутствует лишь в одном списке «Старшей Эдды» (Codex Wormianus или манускрипт AM 242 fol), присутствует альтернативная версия создания человечества. Там людей создает Риг (Хеймдаль). Интерпретации и аналогии Р. Симек в образе Аска и Эмблы видит общий для всех индоевропейских народов архетип добывания огня в первобытном обществе – трение мягкой древесины (виноградная лоза) о более твердую (ясень). Аналогичные образы исследователь демонстрирует в различных культурах по всей территории Древней Европы, включая Античную Грецию. При этом акт добывания огня в контексте вращения деревянной палочки в углублении на продольно расположенном куске древесины в протоиндоевропейских культурах ассоциировался с половым актом. Р. Симек находит подтверждение своей теории в изображениях, обнаруженных в так называемом «Королевском погребении» в Кивике (Швеция), которое датируется XV веком до нашей эры (эпоха бронзы). 

 

Я. Пухвель в «Сравнительной мифологии» говорит о том, что всем древним культурам свойственен миф о паре (мужчине и женщине), которых создали боги и которые положили начало людскому роду. Помимо скандинавских Аска и Эмблы он упоминает персидских Машью и Машьяну, индуистских Яму и Йами и даже семитских Адама и Еву. А. Хультгард в противоположность Я. Пухвелю говорит о том, что индоевропейские и азиатские мотивы о первородных парах кардинально отличаются. В индоевропейских культурах людей создают из деревьев, тогда как в семитских – из глины, земли или крови. Хульгард видит в этом принципиальную разницу двух культурных истоков. В торфяном болоте возле города Браак (Шлезвиг, Германия) в 1947 году были обнаружены так называемые «Болотные Фигуры» («Bog Figures»). Они датируются III-II веками до нашей эры, изготовлены из дуба и изображают мужчину и женщину. 

 

Подобные фигуры, датируемые различными эпохами от неолита до средневековья, находят по всей Германии. Х. Дэвидсон предполагает, что это образы «господина и госпожи» Ванов – пантеона древних северных богов, предшествовавших асам. Х. Дэвидсон пишет, что именно от этой пары Ванов мог впоследствии произойти образ Аска и Эмблы. Имя Аск («Æsc») фигурирует в англосаксонской генеалогии королей Кента, там Аск – сын легендарного Хенгиста (который вместе со своим братом Хорсой вторгся на Британские острова в V веке). В монографии «Словарь норвежских мифов и легенд» Э. Орчард говорит о том, что образы Аска и Эмблы могу быть не сугубо мифологическим, а основанным на неких германских и протогерманских источниках, вполне вероятно – реально исторических. В «Origo Gentis Langobardorum» Павла Дьякона (VII век нашей эры) упоминаются король и королева вандалов Асси и Амбри. Р. Симек видит здесь очевидную лингвистическую аналогию с именами Аск и Эмбла. Теорию подтверждает тот факт, что у П. Дьякона Асси и Амбри обращаются к Одину (который упомянут как Годан), чтобы тот даровал им победу. Аск и Эмбла прочно вошли в культуру северных народов. К примеру, эта мифическая пара изображена на почтовой марке Фарерских островов, а в Сёльвесборге (Швеция) есть скульптура, изображающая Аска и Эмблу. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...