Jump to content
Форум - Замок
Sign in to follow this  
Алесь

Хай-Тек новости из России...

Recommended Posts

4 часа назад, Алесь сказал:

До конца текущего года в Тольятти начнется массовое прозводство электромобилей. Речь идет о модели под названием Zetta, которую будет выпускать одноименная группа компаний.

Ожидается, что Zetta будет доступна в версиях с передним или полным приводом. Информации о технической начинке пока нет, но прототип оснащен четырьмя асинхронными мотор-колесами Дуюнова суммарной мощностью 98 лошадиных сил и батареей емкостью 10 киловатт-часов. Дальность пробега без необходимости подзарядки составляет примерно 200 километров, пишет Motor.ru.

Как отмечает издание, мощность производственной площадки в Тольятти составит не более 10 тысяч электромобилей в год. Половину машин планируется продавать в России, половина пойдет на экспорт.

Цена Zetta пока не называется.

Надеюсь у них получится и они будут базой в России...Было б бабло я бы в них инвестировал ...

Share this post


Link to post
Share on other sites

МТС и Huawei подписали соглашение о развитии 5G в России

Дата публикации: 05 июня 2019, 22:43

 

 

 

Сегодня, 5 июня, в Кремле прошла торжественная церемония подписания соглашения о развитии технологий 5G и пилотных запусках в России сетей связи пятого поколения в 2019-2020 годах, между крупнейшим российским сотовым оператором МТС и китайским производителем телеком-оборудования Huawei.

3bab425f82aeea97686b29ae530f7c2d.png

Церемония подписания прошла на межправительственном уровне в присутствии президента России Владимира Путина и председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина в преддверии Петербургского международного экономического форума.

Сообщается, что в рамках соглашения компании разработали план действий на 2019-2020 годы, предусматривающий внедрение технологий и решений 5G и интернета вещей (IoT) на действующей инфраструктуре МТС, развитие коммерческой сети LTE оператора до уровня 5G-ready, запуск тестовых зон и пилотных сетей 5G для различных сценариев использования, в том числе и на инфраструктурных объектах.

«Сегодня с подписанием соглашения о развитии 5G наше партнерство выходит на новый уровень – мы не только придаем импульс стратегическому сотрудничеству двух компаний в сфере высоких технологий, создавая основу для коммерческого использования сетей 5G в России в самом ближайшем будущем, но и способствуем дальнейшему развитию торгово-экономических отношений между Россией и Китаем», — заявил президент МТС Алексей Корня.

В свою очередь генеральный директор Huawei Эйден У отметил, что тот факт, что на церемонии присутствовали президент России и председатель КНР, еще раз доказывает, насколько важно для России и Китая партнерство в технологических сферах.

«Мы надеемся, что наши совместные c МТС усилия приблизят эпоху 5G в России», – констатировал Эйден У.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Успехи России в разработке газовых турбин заставили Siemens понервничать

 

Последние десять лет попытки российских инженеров создать собственную газовую турбину были не слишком успешными.

Приходилось довольствоваться совместным производством с немецким концерном Siemens, разместившим в России 52% производственных мощностей за исключением самых сложных и высокотехнологичных.

И всё было хорошо, пока в июле 2017 не разгорелся скандал с поставкой этих турбин на строящиеся электростанции Крыма. Подрядчик заявил, что турбины производства ООО «Сименс технологии газовых турбин» были куплены на вторичном рынке.

Однако в Siemens все равно посчитали, что имеет место нарушение санкционного режима, пригрозили уйти с российского рынка и потребовали вернуть турбины в Краснодар. Дело дошло до суда, который Siemens благополучно проиграл.

На данный момент конфликт полностью исчерпан, в концерне тему считают закрытой и говорят о намерении и дальше развивать бизнес в России. Но, как говорится, осадочек остался. Стало очевидно, что Россия должна сама производить подобные турбины, чтобы не зависеть от зарубежных партнеров и действовать без оглядки на санкции.

Работа над проектом продолжилась, и уже к середине июля 2019 в «Роснано» заявили об успешном испытании собственной газовой турбины большой мощности «ГТД-110М». Теперь нужно лишь обкатать новинку в промышленных условиях и найти площадку для серийного производства.

Злопыхатели могут сказать «рано радуетесь», но вот реакция в Siemens говорит сама за себя.

Едва прознав об успехе «Роснано», в концерне недолго думая предложили не ограничиваться 52%, а полностью перенести производство газовых турбин в Россию. Очевидно, что немцы испугались развития конкурента и теперь готовы на любые уступки, чтобы ему помешать.

Предложение и лестное, и заманчивое, и мы его, конечно, примем. Но это отнюдь не означает, что производство «ГТД-110М» будет остановлено. Раз уж наш успех так напугал западных гигантов, останавливаться на достигнутом просто не имеем права.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Изобретение на основе обученной нейронной сети — российский школьник выиграл всемирный конкурс (ФОТО)

Изобретение на основе обученной нейронной сети — российский школьник выиграл всемирный конкурс (ФОТО) | Русская весна

Екатеринбургский школьник вошел в список победителей Google Science Fair-2019. Мальчик изобрел устройство, помогающее глухонемым людям излагать свои мысли без помощи сурдопереводчиков. Устройство распознает язык жестов и переводит его в слова, сообщает ГТРК «Южный Урал» со ссылкой на пресс-службу «Google Россия». За это юного изобретателя наградили грантом на обучение. 

В основе изобретения лежит специально обученная нейронная сеть. При этом устройство не требует специальной подготовки, и его сможет использовать абсолютно любой человек.

На научном конкурсе Google Science Fair-2019 школьнику вручили премию за полезную идею. Он получил сертификат на 15 тысяч долларов. Эту сумму молодой уралец сможет потратить на обучение. Кроме того, мальчику предоставили возможность посетить головной офис компании Lego в Дании.

Как рассказал изобретатель, идею создания такого «переводчика» для гулухонемых посетила его после того, как он прочел новость о матери, у которой отобрали детей. Социальные службы решили, что женщина не может полноценно заниматься воспитанием малышей из-за проблем со слухом. Тогда школьник решил, что благодаря современной науке таким людям можно помочь.

 

Изобретение на основе обученной нейронной сети — российский школьник выиграл всемирный конкурс (ФОТО) | Русская весна
 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Первый в мире плавучий промышленный атомный энергоблок отправится из Мурманска на Чукотку (ВИДЕО)

Первый в мире плавучий промышленный атомный энергоблок отправится из Мурманска на Чукотку (ВИДЕО) | Русская весна

Одно из наиболее важных событий не только в российской, но и международной атомной энергетике произойдет в пятницу: в Мурманске состоится торжественная церемония отправки на место работы на Чукотку первого в мире промышленного плавучего атомного энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов». 

Тем самым выходит на финишную прямую проект строительства плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), опыт эксплуатации которой затем планируется тиражировать применительно к различным районам, в том числе за рубежом. Весной нынешнего года завершились все испытания, подтвердившие проектные показатели плавучего энергоблока.

«Академик Ломоносов» отправится от причала «Росатомфлота» (предприятие госкорпорации «Росатом») в чукотский порт Певек с помощью буксиров, которые будут вести его словно на натянутой струне. Один буксир будет тянуть энергоблок, а другой — одерживать его, обеспечивая торможение. Рядом будет следовать третий, запасной буксир. 

По расчетам специалистов, средняя скорость следования буксирного каравана по запланированному маршруту при благоприятных условиях составит порядка 4–5 узлов (7–9 километров в час). Планируется, что переход в Певек займет порядка трех недель, то есть на Чукотке «Академика Ломоносова» будут ждать во второй половине сентября. 

В июле нынешнего года петербургский Балтийский завод, где строился плавучий атомный энергоблок, официально передал ПЭБ заказчику — концерну «Росэнергоатом», входящему в электроэнергетический дивизион госкорпорации «Росатом» и управляющий всеми АЭС в России.
 
До конца года в Певеке планируется завершить работы по сооружению береговых и гидротехнических сооружений для ПАТЭС, а также инфраструктуры, которая обеспечит передачу электроэнергии в сети «Чукотэнерго» и тепла в теплосети города. Ожидается, что ПАТЭС начнет работать в декабре нынешнего года, и заменит выбывающие мощности Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ.

Плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов» проекта 20870 — это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. «Академик Ломоносов» представляет собой новый класс энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения. Это уникальный проект мобильного транспортабельного несамоходного энергоблока малой мощности. Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, его основная цель — обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море.

Длина судна составляет около 140 метров, ширина — 30 метров, водоизмещение — более 20 тысяч тонн. Назначенный срок эксплуатации «Академика Ломоносова» — 40 лет. На ПЭБ предусматривается размещение около 70 человек обслуживающего персонала. Для них предусмотрены жилые каюты, столовая, спортивный комплекс.

ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для обеспечения энергопотребления города с населением около 100 тысяч человек. Кроме того, такие энергоблоки могут работать в островных государствах, на их базе может быть создана мощная опреснительная установка. 

В России уже разработан обликовый проект оптимизированного плавучего атомного энергоблока (ОПЭБ). В частности, вместо реакторов КЛТ-40С на блоке спроектированы две модернизированные установки РИТМ-200М. Это увеличивает мощность ПАТЭС до 100 МВт, а также срок работы на одной загрузке ядерного топлива до десяти лет. Последнее позволяет исключить из состава плавучего энергоблока перегрузочный комплекс, хранилище отработавшего ядерного топлива и ряд других помещений. В результате по сравнению «Академиком Ломоносовым» сокращены габариты блока, на 9 тысяч тонн уменьшилось водоизмещение, на 30% выросла мощность и в 3,7 раза — энергоресурс.

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

В Крыму внезапно создали и испытали автомобиль (фото)

Произведенный на полуострове электрический грузовик может перевозить тонну груза в кузове и до 5 тонн в прицепных тележках
 

Площадкой для испытаний грузового электромобиля, разработанного и изготовленного на крымском научно-производственном предприятии «Эльтавр», стал аэропорт Симферополя. В течение десяти дней электрокар тестировался в качестве тягача для перевозки багажа и грузов по аэродрому. В ходе испытаний автомобиль подтвердил заявленные характеристики.

Произведенный в Крыму грузовик может перевозить тонну груза в кузове и до 5 тонн в прицепных тележках. Запас хода на одном заряде достигает 150 км. При этом электрокар полностью заряжается за 3,5 часа. Машина рассчитана на эксплуатацию, в том числе, и в зимний период.
840x0
 

Электрокар изготавливается преимущественно из комплектующих отечественного производства. Стальная рама и кузов из стеклопластика производится в Симферополе. Также на мощностях крымского предприятия специально для автомобиля глубоко модернизируются российские общепромышленные двигатели, а литиево-железо-фосфатные аккумуляторы, рассчитанные на ежедневную эксплуатацию в течение 15 лет, поставляет предприятие «Лиотех» (входит в группу «РОСНАНО»).

840x0
 

В перспективе крымский электрокар планируется сделать беспилотным. Опытный образец беспилотного варианта электромобиля уже прошел испытания на полигоне в Сколково. В декабре он примет участие в соревнованиях беспилотных автомобилей.

 

Ранее о намерении создать свой собственный электрокар заявляли власти дагестанского Дербента. Освоить выпуск машин планируют уже в следующем году на мощностях машиностроительного завода «Дагдизель». Первый электромобиль должен появиться в Дербенте уже в мае 2020 года.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В "Росатоме" анонсировали получение лицензии на строительство АЭС "Пакш-2"

сегодня в 23:27, просмотров: 133
 

 
 

Генеральный директор государственной корпорации "Росатом" Алексей Лихачев сообщил журналистам, что в марте 2020 года компания планирует подать пакет документов на получение лицензии на строительство АЭС "Пакш-2" в Венгрии.

По словам Лихачева, ожидается, что уже во второй половине 2021 года лицензия будет выдана.

"Венгерская сторона утвердила технический проект АЭС "Пакш-2". Это позволило нам начать готовить документы на строительную лицензию", - уточнил он.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Первые разработки технополиса «Эра» представлены военному руководству

сегодня в 18:28, просмотров: 454
 

 
 

В военном инновационном технополисе «Эра» представлены первые разработки дизайн-центра. С ними ознакомились первый замминистра обороны Руслан Цаликов, заместитель министра обороны генерал армии Павел Попов и президент Курчатовского института, научный руководитель технополиса «Эра», член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук. Как сообщили «МК» в военном ведомстве, в частности, продемонстрированы результаты работы по проекту «Радиочастотная маркировка». Она позволяет считывать сигналы с радиометок и передавать данные о них на компьютер. Разработка проходит апробацию. Это первая отечественная система, способная успешно заменить импортное оборудование. Кроме того, представлены разработки в области робототехники, программного обеспечения, микроэлектроники, биотехнических систем и технологий, включая выявление генетических нарушений в геноме человека. Всего в созданном в Анапе технополисе «Эра» ведутся работы по 14 научным направлениям.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Президент России Владимир Путин одобрил проект создания «Арктик Палладий»

Дата публикации: 19 ноября 2019, 00:23

 

 

 

Высокую оценку получил от президента России Владимира Путина проект по добычи палладия в АрктикеDepositphotos_136948316_xl-2015-300x169.

Проект на рассмотрение Владимиру Путину представил глава компании «Русская платина» Муса Бажаев. Его компания совместно с «Норильским никелем» создаст совместное предприятие «Арктик Палладий». Запуск добычи палладия планируется начать в 2024 году. По словам главы компании новое предприятие позволит выйти Российской федерации на первое место в мире по добыче платины и металлов этой группы. Президент России высоко оценил  разработку этого проекта.

«Потенциал добычи платины в Арктике будет достигать 120 тонн в год, и позволит создать почти 6 тысяч рабочих мест. А также позволит увеличить налоговые поступления в регионе на 40 миллиардов рублей в год.»— рассказал о перспективах «Арктик палладий» Муса Бажаев.

По мнению президента Российской федерации Владимира Путина окупаемость этого проекта очень высока и поможет в социально-экономическом развитии  Арктики.

На данный момент рынок палладия является дефицитным и цены на этот металл постоянно растут. В 2017 году цена палладия смогла обогнать стоимость платины и составила 1700 долларов за тройскую унцию.

Share this post


Link to post
Share on other sites
 
image40509550_6934c1192bfe82681b8a8f1431
Источник: AP 2020

Доказана гипотеза Пуанкаре

В 2002 году российский математик Григорий Перельман решил одну из семи «задач тысячелетия» из списка Математического института Клэя. Он доказал гипотезу Пуанкаре, сформулированную еще в 1904 году.

Суть задачи сводится к тому, что трехмерный объект без сквозных отверстий топологически эквивалентен сфере.

Графен

В 2004 году выходцы из России Андрей Гейм и Константин Новоселов изобрели способ получения двумерного графена — слоя углерода толщиной в один атом. Графен надеются использовать в электронике будущего.

В 2010 году за свое открытие ученые стали лауреатами Нобелевской премии по физике.

Экзаваттные лазеры

В 2006 году в Институте прикладной физики РАН в Нижнем Новгороде построили установку PEtawatt pARametric Laser. Она основана на технологии параметрического усиления света в нелинейно-оптических кристаллах.

Лазер выдал импульс мощностью 0,56 петаватта. Это в сотни раз превосходит мощность всех электростанций Земли. Изобретение российских ученых поможет исследовать экстремальные физические процессы, инициировать термоядерные реакции в мишенях и др.

Сверхтяжелые элементы

В первое десятилетие XXI века российские физики из лаборатории имени Флерова в Объединенном институте ядерных исследований синтезировали шесть сверхтяжелых элементов с атомными номерами со 113, 114, 115, 116, 117 и 118.

Два из них уже официально признаны Международным союзом чистой и прикладной химии (ИЮПАК). Они получили названия флеровий (114) и ливерморий (116).

Денисовский человек

В 2008 году российские археологи под руководством академика Анатолия Деревянко обнаружили в Денисовой пещере на Алтае фрагменты костей и зубов первобытных людей.

Ученые из лейпцигского Института эволюционной антропологии общества Макса Планка провели анализ извлеченной из этих останков ДНК. Оказалось, что в прошлом, кроме кроманьонцев и неандертальцев, существовал еще один вымерший вид или подвид людей — денисовцы (Homo denisovensis).

Радиоастрон

«Радиоастрон» — это международный космический проект с ведущим российским участием. Его цель — фундаментальные астрофизические исследования, в том числе изучение звездообразования, нейтронных звезд и черных дыр.

С этой целью в 2011 году на орбиту вывели крупнейший в мире космический радиотелескоп, смонтированный на российском космическом аппарате «Спектр-Р». Он изучал космос с беспрецедентным разрешением до миллионных долей угловой секунды, пока не вышел из строя в январе 2019 года. Ему на смену пришла обсерватория «Спектр-РГ», построенная в НПО имени Лавочкина.

Высокотемпературные сверхпроводники

В 2003 году физики Алексей Абрикосов, Виталий Гинзбург и Энтони Леггетт получили Нобелевскую премию по физике за «основополагающие работы по теории сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей».

При проверке теории Гинзбурга — Ландау Абрикосов обнаружил новый класс сверхпроводников — сверхпроводники II рода. Этот новый тип сверхпроводников, в отличие от сверхпроводников I рода, сохраняет свои свойства даже в присутствии сильного магнитного поля (до 25 Тл).

Поиски этих ученых продолжили физики Михаил Еремец и Александр Дроздов. В 2015 году они открыли, что сверхпроводником может стать сероводород.

Лекарство от лихорадки Эбола

В 2017 году российские ученые зарегистрировали (пока только внутри страны) лекарство от лихорадки Эбола (GamEvac-Combi). После тестов оно показывает более высокую эффективность, чем те препараты, которые применяются в мире. После завершения третьей фазы клинических испытаний планируется начать регистрацию в ВОЗ.

Гравитационные волны

Физики МГУ имени М. В. Ломоносова и нижегородского Института прикладной физики РАН внесли немалый вклад в обнаружение гравитационных волн, предсказанных еще общей теорией относительности Альберта Эйнштейна.

Российские ученые подключились к их поиску на детекторе LIGO еще в 1993 году.

LIGO (лазерно-интерферометрическая гравитационно-волновая обсерватория) обнаружил гравитационные волны в августе 2017 года. Они были вызваны столкновением двух нейтронных звезд в галактике NGC 4993 созвездия Гидры.

Квантовый блокчейн

В 2017 году физики из Российского квантового центра разработали первый в мире «квантовый блокчейн». Это теоретически невзламываемая система распределенного хранения данных, защищённая при помощи методов квантовой криптографии.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Глубоководный аппарат «Витязь-Д» в День Победы покорил Марианскую впадину

сегодня в 10:59, просмотров: 310
 

Российский автономный необитаемый подводный аппарат «Витязь-Д» погрузился в Марианскую впадину. Марианский жёлоб или Марианская впадина – самая глубокая точка в Тихом океане. Максимальная глубина – почти 11 километров. Давление на дне впадины – почти тысяча атмосфер. Протяженность желоба - 340 километров.

Глубоководный аппарат «Витязь-Д» в День Победы покорил Марианскую впадину
 
 
 

Исследователи посвятили погружение 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Достижение разработчиков беспилотных подводных аппаратов прокомментировал курирующий оборонно-промышленный комплекс вице-премьер РФ Юрий Борисов.

«Создание и успешное испытание комплекса автономного необитаемого подводного аппарата «Витязь-Д» - выдающееся достижение нашей оборонной промышленности и науки. Впервые за столь короткие сроки создана техника такого класса сложности», - сказал Юрий Борисов.

Разработчик аппарата – петербургское Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин». Испытания обеспечивает Военно-морской флот.

Юрий Борисов, который является председателем коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, отметил, что аппарат создан в условиях формирования «принципиально нового подхода к созданию научно-технического задела и коллективов, способных решать самые сложные задачи». По словам вице-премьера, «Витязь-Д» создан уникальным коллективом молодых инженеров и конструкторов ЦКБ МТ «Рубин».

Юрий Борисов добавил также, что «это не единственная наша прорывная разработка – их целый ряд». «Впереди много работы и, уверен, новые достижения», заключил он.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Россия ввела в эксплуатацию первую в мире плавучую АЭС

сегодня в 15:16, просмотров: 684
 

Lomonosov2.jpg
 

На Чукотке введена в промышленную эксплуатацию первая плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», говорится в сообщении «Росэнергоатома».

Это 11-я по счету АЭС в России. После вывода из эксплуатации Билибинской АЭС ПАТЭС станет основным источником энергии для Чукотки. Электрическая мощность первой в мире плавучей АЭС - 70 МВт, тепловая - 50 Гкал/ ч.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Энергия для Арктики: зачем России плавучие атомные электростанции (ФОТО, ВИДЕО)

Энергия для Арктики: зачем России плавучие атомные электростанции (ФОТО, ВИДЕО) | Русская весна

В России введена в эксплуатацию единственная в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС). Как сообщили в компании «Росэнергоатом», ПАТЭС предназначена для круглогодичного электроснабжения удалённых районов Арктики и Дальнего Востока.

По словам экспертов, такие атомные электростанции (АЭС) являются безопасными и экологически чистыми источниками энергии, что делает их идеальным вариантом для северных труднодоступных регионов.

Аналитики отмечают, что ввод в эксплуатацию подобных станций позволит ускорить развитие Северного морского пути и повысит благосостояние населения, проживающего на прилегающих к нему территориях.

Российская ПАТЭС официально введена в промышленную эксплуатацию. Соответствующее распоряжение подписал генеральный директор АО «Концерн Росэнергоатом» (входит в госкорпорацию «Росатом») Андрей Петров.

ПАТЭС состоит из береговой инфраструктуры и плавучего энергетического блока (ПЭБ) «Академик Ломоносов».

«С сегодняшнего дня проект по сооружению ПАТЭС в городе Певеке Чукотского АО можно считать успешно завершённым.

Теперь она полноправно стала 11-й промышленно эксплуатируемой АЭС в России и самой северной в мире», — приводит слова Петрова пресс-служба «Росэнергоатома».

В четверг, 21 мая, комиссия Дальневосточного управления Ростехнадзора подвела итоги проверки станции, передав «Росэнергоатому» свидетельство, подтверждающее, что ПАТЭС построена в соответствии с требованиями проектной документации.

Помимо этого, компания получила положительное заключение и от Росприроднадзора. Согласно выводу проверяющих органов, станция полностью отвечает действующим нормам и правилам, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим и пожарным.

«Это первая такая АЭС в мире. Она способна снабжать электричеством город с населением около 100 тыс. человек. Я был на этой станции — она поражает воображение.

Ввод её в эксплуатацию — это знаковый прорыв. Никто ничего подобного раньше не делал», — рассказал в интервью RT полярник кандидат физико-математических наук Виктор Боярский.

По его словам, такие установки являются безопасным и экологически чистым источником энергии.

5ec7ee07ae5ac9511768a5e3.jpg
Плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов» / © Павел Львов/РИА Новости

«Атомная энергия — самая экологически чистая, для Арктики она больше всего подходит. Насчёт безопасности могу сказать, что у нас такие реакторы работают на ледоколах и подводных лодках не один десяток лет. Это проверенная технология, система безопасности отработана с большим запасом», — пояснил эксперт.

«На базе российских технологий»

Плавучий энергоблок был заложен в 2007-м на ПО «Севмаш» (Северодвинск), однако через год контракт был передан ООО «Балтийский завод — Судостроение», расположенному в Санкт-Петербурге. Заказчиком выступил АО «Концерн Росэнергоатом».

ПАТЭС предназначена для круглогодичного электроснабжения удалённых районов Арктики и Дальнего Востока, обеспечения энергией населённых пунктов, крупных промышленных предприятий, в том числе горнодобывающих компаний, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей.

Как отмечают в компании, ПАТЭС заменит действующую с 1974 года Билибинскую АЭС и построенную в 1944 году Чаунскую ТЭЦ. Их вывод из эксплуатации будет синхронизирован с началом работы плавучей станции.

ПЭБ «Академик Ломоносов» оснащён двумя реакторами типа КЛТ-40С электрической мощностью 35 МВт каждый. Разработана эта силовая установка в ОКБМ имени И. И. Африкантова. Ранее она хорошо себя зарекомендовала на атомных ледоколах в Арктике.

Длина плавучего энергоблока достигает 140 м, ширина — 30 м, водоизмещение — 21,5 тыс. т. Как отмечают создатели станции, срок её службы рассчитан минимум на 40 лет.

В сентябре 2019 года «Росэнергоатом» сообщил, что «Академик Ломоносов» успешно пришвартовался в месте своего основного базирования — городе Певеке Чукотского автономного округа. Для этого ему пришлось преодолеть путь из Мурманска протяжённостью 9 тыс. км. По случаю прибытия энергоблока в Певеке состоялась торжественная церемония.

«Особо хочу отметить, что плавучий энергоблок построен на базе российских технологий атомного судостроения с учётом многолетнего опыта эксплуатации энергетических ядерных установок атомных ледоколов в суровых условиях севера», — заявил во время церемонии глава дирекции Северного морского пути «Росатома» Вячеслав Рукша.

По его словам, плавучий энергоблок — это уникальный энергоисточник, который способен обеспечить энергией промышленные предприятия, портовые города, комплексы по добыче и переработке нефти и газа на Северном морском пути.

«Стабильное и экологически чистое энергообеспечение северных территорий — одна из важнейших составляющих успешного развития Северного морского пути», — подчеркнул Рукша.

О том, что подобные ПАТЭС в перспективе будут способствовать развитию Севморпути, рассказал и Виктор Боярский.

«Это пилотный проект, потом появятся и другие подобные станции. Они будут использоваться на трассе Северного морского пути в тех местах, где необходимо обеспечить население теплом и светом. ПАТЭС заменят существующие угольные ТЭЦ, которые уже не соответствуют современным параметрам. А новые атомные установки будут способствовать улучшению качества жизни нашего народа», — считает он.

Аналогичной точки зрения придерживается и заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Перед нашей страной стоит стратегическая задача — освоение Северного морского пути и арктических природных богатств, в первую очередь углеводородного сырья. Такие АЭС могут оказаться незаменимыми для реализации этих планов», — заявил он в интервью RT.

В декабре 2019 года в компании сообщили, что с ПАТЭС в изолированную сеть Чаун-Билибинского энергоузла Чукотки стала поступать электроэнергия. С тех пор станция уже выработала свыше 47,3 млн кВт/ч электроэнергии. В настоящее время она обеспечивает 20% потребностей Чаун-Билибинского энергоузла, отмечается в пресс-релизе «Росэнергоатома». По мере вывода Билибинской АЭС из эксплуатации этот показатель будет увеличиваться.

Кроме того, в госкорпорации сообщили, что сейчас в компании занимаются разработкой нового поколения ПАТЭС, которые будут меньше по размеру, чем их предшественница, но при этом существенно мощнее.

Экспортные перспективы

В «Росатоме» рассматривают и возможность поставок ПАТЭС зарубежным заказчикам. По данным корпорации, в мире наблюдается высокий интерес к российской разработке: такие станции могут обеспечить надёжным энергоснабжением островные и береговые государства в различных регионах планеты.

«Большой интерес к такой компетенции демонстрируют все островные государства, где нельзя по определённым причинам создать мощную инфраструктуру передачи электроэнергии», — рассказал журналистам в мае 2018 года генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачёв.

5ec7ee7102e8bd12113a6c5f.jpg
Плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов» / © Павел Львов/РИА Новости

В октябре 2019 года он сообщил, что президент России Владимир Путин предложил лидеру Филиппин Родриго Дутерте проект плавучей АЭС. По его словам, в этом островном государстве существует два варианта развития атомной энергетики: запуск существующей в провинции Батаан законсервированной АЭС или строительство более мощного объекта. Россия может предложить Маниле третий вариант — мобильные плавучие АЭС.

Как отмечают эксперты, Россия сегодня является единственным государством в мире, которое располагает подобными технологиями, и в обозримом будущем она сохранит за собой этой статус.

Такого положения РФ удалось добиться благодаря многолетним инвестициям в эту отрасль и пристальному вниманию руководства страны.

«Плавучая АЭС фактически является одной из вершин развития нашего судостроения. То, что началось когда-то с атомного ледокола „Ленин“, дошло наконец до плавучей АЭС. Такие установки будут снабжать энергией большие группы людей и способствовать развитию промышленности. Это инновационный вид энергетической инфраструктуры, и мы в полной мере можем гордиться этим достижением», — заключил Александр Фролов.

 

Алексей Латышев, Елизавета Комарова

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...