Jump to content
Форум - Замок

Recommended Posts

Описание этой темы - фраза, сказанная знаменитым Оннагата* Японского Театра Кабуки - Тамасабуро Бандо.

 

Итак,

 

"Если вы не умеете танцевать, то и не умеете играть".

 

Тамасабуро Бандо

 

Опубликованное фото

 

* Оннагата (ояма) - актерское амплуа актеров-мужчин, исполняющих женские роли, в японском театре кабуки.

Link to post
Share on other sites

Перед тем, как ознакомиться непосредственно с этой древней традицией театрального искусства, предлагаю сначала узнать, что из себя представляют Японские танцы, ибо традиционное танцевальное искусство Японии, возникшее в древности как элемент религиозных ритуалов, на протяжении столетий развивалось в тесном контакте с различными жанрами музыкального и театрального искусства.

 

Опубликованное фото

 

Японские танцы традиционно разделяются на «май», отличающиеся ритуальной сдержанностью, и «одори», для которых характерны более грубые, приближенные к повседневной реальности, движения.

 

Опубликованное фото

Link to post
Share on other sites

Происхождение

 

Считается, что направление «май», которое буквально обозначает «вращение», берет свое начало в движениях храмовых прислужниц, которые кружились в ритуальных танцах с ветвями священного дерева «сакаки» и бамбука в руках, приносивших, согласно преданию, плодородие и спокойствие земле. Со временем движения и жесты, которым служительницы храма придавали религиозное значение, были формализованы, и ритуальный танец стал исполняться на сцене жрицами с веерами в руках. В дальнейшем он развился в хореографическое искусство театра «но». Как и древние ритуалы, от которых они произошли, танцы но и май исполняются обычно одним или двумя актерами, кружащими по сцене с веерами или подобными предметами в руках.

 

Опубликованное фото

 

Источник: http://www.idance.ru/show.php?id_a=173

Link to post
Share on other sites

«Одори», что буквально означает «прыжок», возникло под влиянием определенных сект «дзёдо» — буддийской секты, широко распространенной в средние века среди простого народа. Секта дзёдо делала основной акцент на повторяющемся пении простых молитв («нэнбуцу») группами верующих, которые иногда подпрыгивали в ритме аккомпанировавших колоколов в примитивном танце, называвшемся «нэнбуцу одори». Вплоть до возникновения театра «кабуки» в период Эдо одори оставались именно такими видами танца, исполнители которых уделяют максимум внимания музыке, а не символическому значению жестов. Этот тип танцев существует в каждом районе Японии в виде народного танца «бон одори».

 

Опубликованное фото

 

 

Обон - Японский фестиваль поминовения усопших. Согласно традиции считается, что в это время года души усопших возвращаются к живым и посещают своих родных. Нередко его называют Праздником Фонарей, потому что с наступлением темноты они вывешиваются родными — дабы души усопших могли найти дорогу домой. В современном Обоне сплетаются исконные традиции и буддийские обычаи, складывающие его истоки.

 

Обон — один из важнейших буддийских праздников. В храмах в это время происходит чтение священных книг, родственники кладут свои подношения к алтарям. К вечеру в парках можно увидеть специальный исполняющийся под звуки фольклорной музыки и пения танец — бон одори — призванный успокоить души предков. Многие одевают юката для исполнения этого танца. Закрывается праздник торжественным торо нагаси — красочные бумажные фонарики со свечами пускаются по реке или морю, указывая душам безопасный путь в царство мертвых.

 

Опубликованное фото

 

Танец берет начало из история про Мокурэна, ученика Будды, который использовал свои сверхспособности чтобы приглядывать за своей умершей матерью. Он обнаружил, что она попала в Мир голодных духов и сильно страдала. Взволнованный он пошел к Будде и спросил как он мог бы вызволить свою мать из той реальности. Будда посоветовал ему сделать приношения множеству священников, которые вернулись из летнего уединения, на пятнадцатый день седьмого месяца. Ученик сделал это и его мать была освобождена. Он также стал замечать её прошлую бескорыстность и жертвы на которые она пошла для него. Ученик от счастья, что его мать свободна, и в благодарность за её доброту стал танцевать. От этого танца и пошел Бон одори, танец памяти предков и благодарность за их жертвы.

 

Опубликованное фото

 

Каждый регион Японии имеет собственную музыку и движения. Музыкой могут быть песнопения, имеющие отношения к общению с духами или к местному фольклору. Вследствие этого бон одори может существенно различаться в зависимости от места проведения. Северная часть Японии, Хоккайдо, известна своей песнью Соран буси. Песнь Токё Ондо происходит от Токио.Токисима на Сикоку известна за танец ава одори (танец дураков) и далеко на юге, на Кагосиме, поют охара буси.

 

Опубликованное фото

 

Типичный бон одори представляет из себя хоровод вокруг высокой деревянной постройки ягура, возведенной специально для праздника. Ягура так же служит помостом для музыкантов и певцов. Танцоры могут двигаться как по, так и против часовой стрелки вокруг ягура. В некоторых танцах направление может меняться, хотя обычно оно постоянно. Время от времени, танцоры перестают кружить и двигаются к и от ягура. Также некоторые танцы, как охара буси и ава одори, проводятся в виде процессии по улицам города.

 

Опубликованное фото

 

Танец отдельного региона может изображать историю данного региона и его специализацию. Например, движения танца танко буси (песня добычи угля) старой шахты Микэ на Кюсю демонстрируют движения шахтёров добывающих уголь (копание, погрузка, развешивание фонарей…). Все танцоры исполняют эти движения в унисон.

 

Так же во время танца могут использоваться специальные предметы: веера, полотенца тэнугуи, деревянные трещотки кати-кати. Например ханагаса одори префектуры Ямагата исполняется с украшенной цветами соломенной шляпой.

 

Опубликованное фото

 

Музыка может не ограничиваться фольклорной музыкой. Некоторые современные энка (японские баллады) и мелодии с ритмом для марша также используются для Бон одори, например покэмон ондо, завершающая серии популярного в Японии аниме Покемон.

 

Опубликованное фото

 

Традиция бон одори была заложена в конце периода Муромати как публичное развлечение. Со временем изначальная религиозность танца спала и он стал просто символизироваться с летом.

 

Опубликованное фото

Link to post
Share on other sites

Опубликованное фото

 

При упоминании танцев Японии многие думают о гейшах. Но японская танцевальная культура намного более разнообразна.

 

Выражение чувств в танце во многих культурах приводит к использованию танца в молитвах. В древней Японии танец называли ками асоби (танец богов). В японской мифологии богиня солнца Аматэрасу Омиками рассердилась, спряталась в пещере и не выходила до тех пор, пока несколько девушек не исполнили для нее танец.

 

Опубликованное фото

 

Источник: http://www.divadance.ru/reports/reporto_na...ance23japan.htm

 

Опубликованное фото

 

В 13-ом веке из Китая в Японию попали два танца: бугаку и сангаку. Сангаку - живой, активный, акробатический танец, а бугаку - более пластичный и возвышенный, создающий впечатление невозмутимости и обширности. Затем сангаку был изгнан из Императорского дворца, но, трансформируясь в другие стили, этот танец породил известное течение - "Но" - драматургия с элементами декламации и хореографии. Маски и техника танца "Но" скорее сдерживают движения, чем выставляют их напоказ.

 

Опубликованное фото

 

Японский танец испытал влияние буддизма. Исполнители некоторых танцев утешают души мертвых. Исполнители фурю-одори надевали броские и пышные наряды. Позже этот танец в начале 17го века породил кабуки-одори - театр танца кабуки.

 

Итак, танец Кабуки первоначально считался разновидностью «одори», так как происходит от «нэнбуцу одори» и исполнялся под аккомпанемент популярных песен. Этот вид танца впервые исполнялся предположительно в начале VII в. в Киото труппой танцовщиц под руководством настоятеля храма Идзумо. Однако после 1629 г. правительственным указом, направленным на сохранение общественной морали участие женщин в кабуки было запрещено. После этого в кабуки играли мальчики, а когда и это было запрещено правительством - совершеннолетние актеры мужского пола. С развитием танца кабуки эта форма танца одори в значительной степени обогащалась элементами таких жанров «май», как «кусэмаи» — танец с речитативом, разнообразными формами «но» и «кёгэн». В то же время танец кабуки все теснее сплетался с драматическим сюжетом, превращаясь в театральную форму, дошедшую до наших дней.

 

Опубликованное фото

Link to post
Share on other sites

Опубликованное фото

 

Термин «нихон буе», или классический японский танец, скорее относится к хореографическому искусству кабуки и его производным, чем к древним и средневековым жанрам. Сегодня более 150 школ классического танца передают из поколения в поколение художественные стили лучших актеров и танцоров кабуки, живших в разные эпохи.

 

Опубликованное фото

 

Несмотря на то, что танец Кабуки был придуман служительницей храма Ицумо – О-куни, со временем женщинам запретили выступать на сцене. Причина, которая вызвала этот запрет со стороны правительства, происходит из глубинных смыслов чувственных жестов танца. Но главным образом, это жёсткое решение было вызвано возникшей в среде проституцией. Поэтому главная особенность Кабуки, которая существует и по сей день, традиция исполнения всех ролей пьесы только актёрами-мужчинами.

 

Опубликованное фото

 

Актёры, которые исполняют женские роли, называются Оннагата (onna+kata – «манера» или «образ женщины»).

 

Опубликованное фото

Link to post
Share on other sites

Мужчина рисует женщину

 

Именно так я представляю себе игру Оннагата. Это неповторимое действо! Когда я впервые увидела Тамасабуро Бандо, я была абсолютно уверена, что эта прекрасная женщина - актриса, которая мастерски изображает своих героинь. Но когда я узнала, что это мужчина, я была потрясена! Теперь я уверила в то, что передо мной гений, который, следуя традиции своего искусства, живёт на сцене в образе, теле, мыслях и чувствах прекрасной дамы.

 

Опубликованное фото

 

Опубликованное фото

 

Самый знаменитый исполнитель Оннагата в Японии, Тамасабуро Бандо, начал свою театральную карьеру в шестилетнем возрасте, когда стал постигать искусство Кабуки у Каниа Морита. Оннагата – мужчины, которые исполняют женские роли, их цель не столько играть женщину, сколько передать сущность женственности в своём представлении на сцене.

 

Опубликованное фото

 

Опубликованное фото

 

Не преувеличивая, будет сказано, что это искусство требует от актёра посвящения всей его жизни. Бандо знаменит тем, что применил технику Оннагата к исполнению классических западных театральных ролей, таких как Дездемона, Леди Макбет, Медея. Также он один из немногих представителей своей профессии, который постоянно работает в кино, как в качестве актёра, так и режиссёра.

 

Тамасабуро мастерски исполняет роли в спектапклях Кабуки и из репертуара национальной Китайской оперы.

 

Опубликованное фото

 

Опубликованное фото

 

Опубликованное фото

 

Опубликованное фото

Link to post
Share on other sites

Тамасабуро Бандо в позе Белого Льва. Традиционно в этой пьесе один и тот же актёр исполняет роли девушки и духа белого льва.

 

Опубликованное фото

 

Опубликованное фото

 

Опубликованное фото

 

Опубликованное фото

Link to post
Share on other sites
  • 8 years later...

Кабуки и Укие-э.

В 1603 году на гастроли в Киото приехала синтоистская жрица О-Куни. Ее удивительные танцы, демонстрировавшие религиозную обрядность, но исполненные откровенного эротизма, произвели фурор. 
В ту пору словом «кабуки» называли все диковинное и странное — и не совсем приличные танцы О-Куни были прозваны именно так (это уже позже были найдены три иероглифа, обозначающие песню, танцы, и мастерство). 

О-Куни быстро обрела популярность, набрала труппу из красивых девушек и стала гастролировать с песнями, танцами и сценками эротического характера. Свои выступления девушки совмещали с проституцией, оба эти занятия взаимовыгодно дополняли и рекламировали друг друга. Успех О-Куни-кабуки, привел к тому, что держатели публичных домов сами начали создавать подобные коллективы, называя их — «Кабуки», «Юдзе-кабуки» — кабуки куртизанок. 

Эта волна разврата по всей стране привела к тому, что правительство запретило женщинам выступать в театре Кабуки, запретить же сам театр, завладевший сердцами зрителей по всей Японии, правительство не отваживалось. Но предприимчивые дельцы набрали вместо женщин в труппы кабуки молодых мальчиков, и эти труппы стали называться вакашю-кабуки, то есть кабуки юнцов. Отсюда происходит традиция исполнения мужчинами женских ролей — оннагата. 

На Укие-э можно увидеть запечатленных актеров кабуки в героических ролях, в гриме — куромэ, и женоподобных мужчин в женских одеяниях — оннагата. 
Однако это отнюдь не стало избавлением от порока, вакашю-кабуки положил начало открытой гомосексуальности. Юноши из Кабуки отнюдь не собирались отказываться от второй части заработка — от проституции. И если раньше гомосексуализм был присущ разве что аристократическим кругам и высшему воинскому сословию, то сейчас это стало явлением массовым. 

Отдельным указом в 1652 году юношам запретили играть в Кабуки, и исполнителями всех ролей отныне стали мужчины. Оказалось, что они настолько органично изображают женщин, что попытки впоследствии вывести вновь на сцену женщин потерпели крах. То, что женские роли исполнялись мужчинами, было проявлением чего-то глубинно театрального, предавало демократическому на тот период театру некоей условности, необходимой для высокого искусства. Актеры считались наиболее низким сословием в обществе, но на деле имели очень большую популярность и любовь народа, знатные войны, даймэ и дамы, украдкой пробирались, переодевшись посмотреть на зрелище Кабуки. Сначала Кабуки использовал драматический материал театра Ноо, но позже перешел на репертуар кукольного театра Дзерури, более сюжетного, социального и понятного массам. 

В 16 веке в Японии активно развивались города, ремесленничество и искусства, Кабуки и Укие-э знаменуют начало мирной эпохи созидания, пришедшей на смену беспрерывных войн. Театр Кабуки зарождается в противовес заумному, тяжеловесному и аристократическому Ноо, становясь частью городской культуры. 
Параллельно ему развивается искусство Укие-э — ксилографическая живопись — которая постепенно вытесняет дорогие, но тематически скучные картины придворных живописцев. Если дословно переводить значение иероглифов, то Укие-э означает «картинки изменяющегося мира». Укие-э были доступны горожанам по цене, но главное — их сюжеты били чрезвычайно близки. Сначала это были порнографические картинки — шунга, их сменили изображения известных и самых красивых проституток из квартала развлечений — биджинга. Также художники изображали известных воинов, или даймэ, борцов сумо, пейзажи, и городские сценки. 
Одним из самых известных на Западе мастеров Укие-э был Хокусай, именно его ксилографии после открытия Японии попали в Европу и стали объектом восхищения Клода Монэ (в доме у которого была собрана целая коллекция укие-э), Тулуз Лотрека, Ван Гога, которые и писали под воздействием японской живописи. Хокусай первым начал рисовать забавные картинки из городской жизни, где изображал по десять и больше сценок, которые размещались рядами друг над другом — Манга. 
 
Укие-э становится частью Кабуки в 1687 году, когда молодой оннагата Тории Киемото покидает Осаку и переселяется с семьей в Эдо, где играет в театре и параллельно рисует листовки и афиши для театра Кабуки. Удача пришла незаметно в 1691 году, когда он внезапно стал популярным художником, с этого момента начинается развитие и традиция художественной школы Тории, художники которой до 20 века оставались официальными оформителями театра Кабуки. 

Так зародилось отдельное направления живописи, которому подражали все, кто брался изображать актеров. Наиболее известные художники этого течения: Киенобу, Киемасу, Сюнсе, Бунтэ, Киенага, Сяраку, Тоекуни, Кунисада и другие. Одним из самых известных и загадочных художников Укие-э был Сяраку. Он появился внезапно на художественной сцене в 1794 году, стремительно достиг апогея славы и бесследно исчез. Шяряку стал известен тем, что его, неизвестного автора, тут же издали «Э-хоном» — в книге картинок, состоящей из портретов актеров Кабуки. Он прославился своей манерой изображения: смело, дерзко, даже нагловато он воспроизводил мимику и внешность актеров. Такие разнообразные лица, лица людей, знающих себе цену, можно встретить только на портретах О-куби (крупный портрет лица) Шяряку. 
Именно его оннагата сохраняют на картинах некое странное ощущение некого третьего пола, в то время как другие художники считали нужным изображать оннагата как полноценных женщин, хотя те так, безусловно, не выглядели.

1 - Киенобу - "Актер Уэмура Китисабуро в роли Несан но Мия „Третья принцесса“", 1700 г;
2 - Масаннобу - "Зрительный зал театра Накамурадза";
3 - Сюнсе - "Актер Сегава Кикунодзе III", 1770–1780гг;
4 - Сюньэй - "Актер Сэгава Кикунодзе третий", 1796;
5 - Бунте - "Актеры Итикава Комадзо в роли Ханаморо Кисаку и Ямасита Кинсаку второй в роли О-Умэ, жены Кисаку", 1770 г;
6 - Киенага - "Актер Сэгава Кикунодзе третий исполняет танец Сякке", 1789;
7 - Сяраку - "Актер Санагава Итимацу третий в роли Онаэ, жрицы любви квартала Гион-мати", 1794 г;
8 - Сяраку - "Актер Танимура Торадзо в роли рассерженного Васидзука Яхэйдзи", 1794;
9 - Сяраку - "Портрет руководителя труппы Миякодза, который читает объявление".

wtXrv9zNHr0.jpg

8TDQhA0g1Pc.jpg

PCuNRttBzEc.jpg

LA0oZrKi_7I.jpg

3kwYHUizgsI.jpg

XDjrNq_ekbE.jpg

A9mrRg6rt3Y.jpg

bMigWnTJY3A.jpg

XPJ4pfgt1gU.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...