Перейти к публикации
Форум - Замок

Руническая психология - Э. Торссон


Рекомендованные сообщения

Руническая психология 

 

Автор: Эдред Торссон. 

 

Наука о душе — психология — сложный, но осново­полагающий аспект рунических (эзотерических) иссле­дований. Познания о душе, которыми обладали древние германские народы, были не менее развитыми и точными, чем у любых других народов в истории, и во многом превосходили по сложности те, что, как правило, доступ­ны нам сегодня. Значительная часть этого чудесного мира может быть восстановлена путем изучения слов, которы­ми люди древности описывали различные связанные с душой концепции и психофизические процессы. Очевид­но, что если некая группа обладает высокоспециализиро­ванной или разработанной терминологией в какой-либо сфере деятельности, это значит, что, во-первых, члены этой группы в деталях представляют себе происходящие про­цессы и нуждаются в терминах, позволяющих различать разнообразные известные им аспекты; а во-вторых, — то, что эта сфера обладает для них значительной важностью. Помимо идеи «души», умы германцев занимает концеп­ция «судьбы» — Wyrd, К ее пониманию невозможно прийти в отрыве от знания о душе; она, в свою очередь, поможет объяснить, как происходит деятельность души в каждом из нас.

 

Формы души: 

 

Обсуждать понятие души в отрыве от тела в рунической традиции было бы идеологически неверно. Тело и душа тончайшим образом связаны, но, как это ни парадоксально, могут быть сознательно отделены друг от друга посредством работы с рунами. Естественным путем этот же процесс происходит при счерти. Говоря о «человеке в целом», аккуратнее всего, возможно, было бы использовать не­сколько громоздкий термин «психофизический (или психо­соматический) комплекс» (душа/тело). В любом случае, душу составляют несколько различных аспектов — сущно­сти и/или субстанции, которые могут дремать в отдельном индивидууме, но у работающего с рунами пробуждаются к жизни. Неудивительно, что вскоре после того, как народ теряет терминологию, описывающую некое явление, само это явление вскоре исчезает из народной памяти. Изучение рун и работа с ними пробуждает эту память вновь. 

Поскольку скандинавы приняли христианство последни­ми из германских народов, и поскольку в Исландии ранние стадии распространения христианства отличались большой терпимостью, древнеисландский язык и культура сохраняют элементы рунической психологии в наиболее нетронутом виде. На этих знаниях и основан настоящий анализ. Тем не менее, у всех остальных германских народов — у англосак­сов, готов и других, по всей видимости, были аналогичные системы. 

«Человека в целом» составляют девять психологических структур (каждая из которых, в свою очередь, более или менее составная): 

 

1. Физическое тело состоит из нескольких элементов. Собственно тело (др.-исл. lík) — продукт взаимодействия разных субстанций (др.-исл. efni), таких, как «внешность» (специальный др.-исл. термин lá, относящийся и к воло­сам; также др.-исл. sjón, см. ниже hamingja) и «движение» (др.-исл. læti), здоровье или хорошее сложение (др.-исл. litr). Все это — дары бога Лодура. «Субстанции» тела служат воротами в другие измерения личности и они же являются объектами магических действий. Таким обра­зом, определенные тонкие субстанции тела становятся центрами развития личности, или человека полного осоз­нания — человека, осознающего все аспекты в состоянии экзальтированного эго. 

 

2. Субстанция формы (др.-исл. hamr), прочно связанная с «телом». Она составляет гибкую основу, или тонкую матрицу, физической реальности. Тем не менее, она может, будучи подчинена воле (в сознании, др.-исл. hugr) вызывать к жизни сначала тонкие, затем все более вещественные формы в соответствии с волей. Эго — сила воображения. Б своих крайних формах она может вызывать «материали­зацию» воображаемых существ (природных и сверхъесте­ственных), на которые может быть спроецировано созна­ние. Древнеисландская литература полна описаний подоб­ных явлений. Как правило, при этом маг-vitki лежит, словно мертвый или спящий, в то время как в другом месте он материализуется в образе животного и таким образом может сражаться с врагом либо скрыться от него. Если животное ранить, сам vitki также получает повреждения. 

 

3. Вдохновение (др.-исл. ódhr) — дар бога Хёнира. Это такой же чувственный опыт, состояние сознания, как и все остальные. Это состояние — на уровне эмоций ощущаемое почти физически — подъема из обыденного состояния сознания на высший уровень энергии и вдохновения. Слово ódhr имеет тот же корень, что и имя Одииа; это сила, которой Один управляет, активная сущность, движимая волей. 

4. Тесно связано с даром вдохновения дыхание жизни (др.-исл. önd), дар Одина. (Следует помнить, что триада Один-Хёнир-Лодур представляет собой три сущности Оди­на). Önd — «божественная искра», всепроникающая жизненная энергия, основа всей жизни и основной прин­цип действия рун. Это понятие близко к индийской концепции праны, а само слово родственно санскритскому атман (дух, самость). Это — мост к высшим уровням бытия. 

 

5. Разум (др.-исл. hugr) — воистину сложная сущность. Он состоит из трех частей: 1) волевого акта, 2) восприятия и 3) познания. Это вотчина боли и, как таковая, обладает способностью ассимилировать другие составляющие пси­хофизического комплекса, делая их частью себя. Поэтому в древнескандинавской литературе термин hugr часто используется тогда, когда следовало бы ожидать упомина­ния других составляющих. Ом замещает собой личности продвинутых повелителей рун, поскольку их эволюция вес дальше заходит под контроль осознания. Благодаря этому свойству психики осуществляется сознательное аналити­ческое мышление. Оно синонимично функциям левого полушария мозга. 

 

6. «Память» (др.-исл. minni) тесно связана с «разумом». Эги два психических аспекта представлены двумя ворона­ми Одина: Хугином и Мунином («Разумом» и «Памятью»). Это понятие — действительно память, однако суть его значительно шире, нежели то, что мы обычно связываем с этим термином. Это нечто большее, чем просто воспо­минание о прошлых событиях; это — кладовая всех тайн, великое вместилище рун. Поэтому в «Речах Гримнира» Один говорит о соотносительной важности Хугина и Мунина следующее:

 

Хугин и Мунин 

над миром все время 

 летают без устали; 

мне за Хугина страшно, 

страшней за Мунина, — 

вернутся ли вороны! 

 

Слаженная работа разума и памяти составляет то, что называется умом. Разум обрабатывает внешние стимулы (включая те, что поступают от памяти), тогда как память (minni) рефлексирует, пользуясь собственными бесконеч­ными запасами. Minni соответствует правому полушарию. 

 

7. Душа (др.-исл. sát) обычно вступает в игру только после смерти. Это тень — тонкое тело, в котором психические сущности (или некоторые из них) фокусируются после гибели физических составляющих. В жизни это та часть психики, которая пассивно принимает последовательность человеческих поступков и остается отрицательным простран­ством, за счет которого личность расширяется. Она аналогич­на юнгианской концепции «тени» как суммы непроявленных аспектов психики, обсуждаемых в следующем разделе. 

 

8. «Двойник» (др.-исл. fylgja) во многих отношениях представляет собой противоположно, светлую сторону тени. Для мужчин он — женского пола, для женщин — мужского. На самом деле «двойников», или «духов-союзников», три — в человеческой, животной и геометрической формах. У каждого из этих образов своя функция. Челове­ческая форма сопровождает человека в течение всей жизни и может передаваться из поколения в поколение — либо от родителей к потомкам, либо путем осознанного проециро­вания. «Двойник» в образе животного обычно выглядит как зверь, соответствующий характеру человека, с которым он связан, — волк, орел, лошадь, лиса, мышь и т.д. Посредством магических действий маг-vitki может отделять от себя «двойника» и может также спроецировать на него свою волю для осуществления магических операций. Те, кто обладает так называемым «вторым зрением», часто видят геометрические фигуры спереди от людей, наделенных великой силой. «Двойник» помнит действия всех личностей, к которым ранее был прикреплен. Это — источник великой силы, но также и громадной ответственности и даже значительных трудностей. Эта сущность — вместилище örlóg — может защитить, но может и подписать приговор. Сущность «двойника» весьма близка, а в некоторых случаях совпадает с сущностями валькирий и дис. 

 

9. «Удача» (др.-исл. hamingja) человека — понятие очень сложное и во многом тесно связанное с «двойни­ком». Лингвистически — это производное от слова hamr (напр., ham-gengja, «тот, кто ходит, приняв иную фор­му»). Hamingja — это концепция силы, аналогичная полинезийской мана, ирокезской оренда и др. Ей также соответствуют несколько антропоморфных символов; со­ставляют ее: 1) «удача» (личная сила), 2) дух-хранитель (символически — производное этой удачи) и 3) способ­ность к перемене обличья (исходное значение этого поня­тия). Широкий спектр сознательно желаемых действий развивает эту магическую способность. Она может пере­даваться от одного человека к другому (хотя действие ее кратковременно, если только она не прикреплена к супруге-«двойнику»). Hamingja — это коллективная сила (и основная в отдельном человеке). Она питается и питает жену-«двойника» силой, так что мы можем считать, что на время жизни человека образуется комплекс hamingja-fylgju, действующий в согласии.

 

Схематическое изображение психофизичекого комп­лекса (на рисунке), возможно, поможет создать более ясную картину того, как эти различные концепции соотносятся и взаимодействуют друг с другом. Тем не менее, поскольку на самом деле реальность этой модели, как и Иггдрасиля многомерна (или даже вообще вне измерений), двух- или даже трехмерная модель будет не вполне адекватной. 

 

Прочие структуры на рисунке включают эго, или поня­тие «я», и магическое «эго» (или личность). «Я» (др.-исл. ek) связано, или совпадает, с именем или именами челове­ка. Следуя пути Одина, мастер рун, развив прочные связи с «двойником» и усилив другие аспекты души, образует сущности магических «я», сотрудничающих с « двойником». Эти альтернативные личности обычно того же пола, что и «физическое тело». У каждой из этих личностей есть имя, и ее можно вызвать применением соответствующей фор­мулы. В этих магических формах мастер рун производит действия с рунами. Магические личности могут быть весьма многочисленны, но каждая занимает свою часть психофи­зического комплекса; каждая из них — сверхсознательная сущность. Именно в этих понятиях следует видеть сущ­ность одинизма. В этом также сокрыт ключ к пониманию германской героической мифологии, и каждая из рун отвечает, как минимум, за один аспект этого мира.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

"ДУХ" И "ДУША" В МЛАДШЕРУНИЧЕСКИХ НАДПИСЯХ.

 

Со временем по мере распространения христианства люди продолжали устанавливать камни. Однако тексты надписей изменились, а отсылки к христианской вере, например, в форме молитвы за душу покойного, стали стандартным элементом надписи.

 

В Хаделане на церковном кладбище между двумя сестринскими церквями стоит рунический камень в стиле Рингерике. Камень стоит там с незапамятных времён. Надпись проходит по краям одной поверхности камня и обрамлено двумя линиями. Вершина камня отколота вместе с фрагментом надписи. Оставшаяся часть может быть прочитана как:

 

• synir : aunar : rykiu : risþu

[f]tir : aufa : bruþur : sin : hialbi : kuþ • sol • aufa

Synir Aunar rykiu reistu eptir Aufa, bróður sinn. Hjalpi Guð sál Aufa.

 

«Сыновья Ауна Р… установили [этот камень] в память об Ауви, их брате. Да поможет Бог душе Ауви».

 

В этом примере какие-то братья, называемые себя сыновьями Ауна, устанавливают этот камень в память об их брате Ауви. … Камень датируется второй половиной XI века.

 

Слово sál «душа», появляющееся в этой надписи, … — это заимствование из др.-англ. sāwol или sāwl, которое развилось в современное английское soul. Как многие другие слова, относящиеся к церкви и христианской жизни, оно было принесено в Норвегию английскими миссионерами. Согласно историку религий Гро Стейнланд, духовное понималось в дохристианских северных религиях и христианстве по-разному. Человек воспринимался как единство тела и разума, — концепт, который проявлялся в погребальных обрядах и инвентаре, помещаемым вместе с покойным в могилу. С христианством пришёл концепт души как более высокого элемента, требующего спасения, и отделения от тела в конце. Скандинавы заимствовали из древнеанглийского слово для обозначения христианской души в форме sál или sála. В дохристианских контекстах это слово не встречается.

 

Впервые мы встречаем sál или sálaв поэзии знаменитого исландского скальда Олава Трюггвасона Халльфреда по прозвищу vandræðaskáld, означающему «причиняющий беспокойство скальд» от vandræði«сложность, проблема». В день, когда умер Олав, Халльфред сочинил строфу, где он говорит: «Вскоре умер бы я беззаботно, знал бы я, что моя душа спасена», ef vissa ek borgit sálu minni. Эта строфа должна была быть сочинена в 1007 году.

 

Однако на кресте Гаута с острова Мэн, где он хвастается тем, что «сделал этот крест и все кресты на Мэне», встречается слово salu «душа». Эта надпись может датироваться десятым веком. В этом случае это была бы древнейшим упоминанием слова «душа» в древнесеверном. В Норвегии слово sála появляется впервые на камне из Eik, также мы встречаем sál в приведённой выше надписи.

 

Вариантом просьбы молиться за «душу» человека является молитва за его «дух», önd (мн.ч. andar). Другой вариант этого слова — andi (мн.ч. andar). Наиболее часто встречается формулировка Guð hjalpi önd. В Швеции такую формулировку используют около 190 надписей, в норвежских надписях она встречается только однажды, но таковая включает в себя молитву и за önd, и за sál. Надпись вырезана на большом фрагменте рунического камня, обнаруженном в 1982 г. во время копания нового коровника на ферме Эрвика близ Харстада (А222). Части этой надписи читаются и толкуются с большим трудом. Аслак Листэль предложил своё толкования части текста: Kolr reisti stein þenna fyr önd ok sálu Þóris «Кол установил этот камень за önd и sál Торира». Предполагается, что надпись датируется первой половиной XI века. Она может быть старше надписи из Eik, и в таком случае данная надпись была бы самым ранним свидетельством слова sála в Норвегии.

 

В отличие от sál и sála и önd, и andiбыли частью дохристианского словаря. В то время, однако, значением этого слова было «дыхание», а не «дух». Эддическая поэма «Прорицание вёльвы» в строфе 18 упоминает, что у первой пары, Аска и Эмблы, «не было дыхания» — önd þau ne áttu — но Один дал им дыхание: önd gaf Óðinn. Есть основание полагать, что люди видели неразрывную связь между дыханием и жизнью: дыхание было необходимым условием жизни, а дыхание или его отсутствие было верным знаком, жив ли человек или мёртв. В итоге, «дыхание» со временем стало пониматься как выражение внутреннего, нематериального аспекта жизни, а в рамках христианства приобрело значение «духа» или «души».

 

Andi и önd соответствуют греческому pneuma и латинскому spiritus. Sál и sálu соответствуют греческому psyche и латинским animus и anima. Описание творения в Книге Бытия 2:7 изложено так: formavit igitur Dominus Deus de limo terrae et inspiravit in faciem eius spiraculum vitae et factus est homo in animam viventem «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Схожесть между мифом о творении в «Прорицании вёльвы» и библейским изложением очевидна. Аск и Эмбла созданы из деревьев и обретают жизнь, когда Один «даёт им дыхание». Господь Бог сделал тело человека из пыли и дал ему жизнь, вдохнув её в ноздри. Одно различие между отрывками заключается в том, что Библия связывает буквальное дыхание с его использованием в качестве метафоры «души».

 

Христианская мысль часто проводит трёхчастное деление между духом, телом и душой. Однако, не так просто отличить «дух» и «душу». Слова зачастую употребляются в схожих контекстах. В Евангелии от Луки 1:46–47 Мария вздыхает: Magnificat anima mea Dominum et exultavit spiritus meus in Deo salutari meo «И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался духМой о Боге, Спасителе Моем». Нелегко обнаружить здесь разницу между «душой» и «духом». Соответственно, если мы читаем надпись Guð hjalpi sál(u)или Guð hjalpi önd, эти прочтения должны восприниматься как означающие одно и то же по-разному. А сочетание Guð hjalpi önd ok sál(u) или, как в Эрвике, где Кол установил камень fyr önd ok sálu Þóris, становится некой усиливающей тавтологией. Такое сочетание «духа и души» встречается в рунических надписях нечасто. Кроме одного норвежского примера из Эрвика, оно появляется в 18 шведских надписях.

 

Источник: Terje Spurkland. Norwegian Runes and Runic Inscriptions. Woodbridge: The Boydell Press, 2005. Pp. 133–137.

 

Технический момент. Буква «ö» в слове önd в оригинале пишется как «о с хвостиком», но её использование в сообществе невозможно, т.к. эта буква до сих пор не включена в стандарты ЮНИКОДа, поэтому не будет корректно отображаться во всех браузерах с различными шрифтами.

 

Справочный момент. Языческие боги и христианский Бог обозначаются по-разному: языческие боги обозначались посредством др.-исл. goð, словом среднего рода и употреблявшемся изначально исключительно во множественном числе (Стеблин-Каменский М.И. Миф //Труды по филологии. СПб., 2003. С. 269). Христианский бог обозначался посредством др.-исл. guð, м. р.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...