Перейти к публикации
Форум - Замок

«Не-вполне-боги»: духи, предки и души вещей


Настя

Рекомендованные сообщения

«Не-вполне-боги»: духи, предки и души вещей. 
Говорят, что древнейшая в мире религия — это культ предков, а отношения с богами начали развиваться несколько позже. И по сей день в неоязычестве и во многих политеистических религиях по всему миру предкам воздают почести. Предков восхваляют, ритуальным образом возвращают им долги, приносят им жертвы и так далее. Кроме того, некоторые группы почитают и окружают умилостивительными ритуалами (иными словами, находят достойными поклонения) духов земли, растений, животных и других областей жизни. К ним могут обращаться со словами, свидетельствующими о поклонении: «Как ты прекрасен!», или «Пожалуйста, помоги мне!», или «Будь ко мне благосклонен: я знаю, что твои добрые пожелания имеют силу». Но это не подразумевает веры в то, что сущности такого рода божественны. За подобными словами стоит лишь убеждение в том, что эти духи достойны и обладают такими возможностями, которых у человека нет. Таким образом, благоговение перед незримыми, но нежно любимыми сущностями не сводится к поклонению одним только богам, хотя человеку с монотеистическим складом ума это может показаться диким: если его смущает даже служение нескольким богам, помимо Высшего из Высших, то что уж говорить о почитании сущностей, которых и богами-то назвать нельзя! И, тем не менее, мир буквально кишит духами, многие из которых жаждут с нами общаться, даже если мы не можем их видеть и слышать. Вот лишь некоторые из них: 
 
* Предки. Когда мы слышим слово «предки», то первым делом на ум приходят кровные родственники старших поколений, умершие до нас. Действительно, это и есть души предков в самом основном и обыденном понимании. Но существуют и предки иного рода. Это предки не по крови, а по духу — люди, которые вдохновляют вас своими книгами, или отважными поступками, или каким-нибудь другим похвальным примером. Чтить их как предков за те или иные выдающиеся деяния — совершенно приемлемо и уместно. Если вы принадлежите к какой-нибудь религиозной традиции, ордену, деноминации или же профессии или ремеслу, секреты которого передаются из поколения в поколение, то вашим предшественникам по этой линии тоже можно воздавать почести как предкам и обращаться к ним за помощью и поддержкой. Аналогичное правило работает и в том случае, если вы относитесь к какой-нибудь особой демографической группе, существующей в том или ином виде с давних времен, — группе, связь с которой характеризует вас (а возможно, и остальных представителей этой группы) гораздо более полно и значимо, чем принадлежность к вашему биологическому роду. 
 
* Духи местности. У древних римлян было понятие «genusloci», то есть «дух места». В скандинавской и германской традиции подобные сущности называются «landvaettir» — «духи местности». «Маленький народец» кельтской традиции — это тоже скорее ландветтир, а не эльфы. Синтоисты же верят, что духи-ками обитают буквально в каждом камешке, в каждом дереве и каждой травинки. У каждой местности есть свой дух (в том числе и у городов, хотя здесь, как правило, роль духа местности исполняет дух самого города). Телом такому духу служит сама плоть земли — почва и ее скальное ложе. Этот дух чувствует все, что происходит на его участке, — или, точнее, может чувствовать, если захочет: некоторые из ландветтир просто игнорируют то, что считают неважным, а некоторые большую часть времени проводят в спячке. Одни охотно идут на контакт с людьми, если те пытаются с ними общаться; другие, наоборот, не обращают на людей ни малейшего внимания. Поскольку в наши дни мало кто проживает всю свою жизнь на одном месте, отношения с ландветтир у нас зачастую оказываются недолговечными, и тех из них, кто любит общаться с людьми, это печалит, потому что они гораздо древнее нас и еще помнят, как обстояло дело в былые времена. Если вы сумеете подружиться с духами своей земли, даря им любовь, действуя целеустремленно и настойчиво и проявляя щедрость в подношениях, они станут защищать вашу собственность, предупреждать о вторжениях посторонних и обеспечивать плодородие почвы, а вдобавок дадут вам возможность испытать подлинное единение с Землей. К этой же категории можно отнести и сущностей, действующих в более мелких масштабах, — духов старых зданий, а также домовых, известных в разных традициях под самыми разными именами (от римских ларов до кельтских брауни). Домовые в целом доброжелательны; как правило, они хранят и защищают дом и всех его обитателей… но только при условии, что с ними считаются и оказывают им почтение тем или иным способом. 
 
* Духи стихий. Земля, Вода, Воздух и Огонь — основные четыре «стихии» в неоязычестве. Можно истолковать их, в частности, как три состояния материи (твердое, жидкое, газообразное) и энергию. Им приписывается множество различных соответствий или понятий, символами которых они служат. И у каждой из этих стихий есть свои духи. Духам стихий трудно подолгу удерживать внимание на одном предмете, и от человека они отстоят дальше, чем боги или другие духи, более антропоморфные; устроены они проще, однако далеко не глупы. Они могут принимать самые разнообразные формы. Например, среди духов Воды встречаются озерные и речные, болотные и морские. Некоторые стихийные духи очень маленькие и живут недолго, другие, напротив, так велики и могущественны, что их можно не без оснований принять за богов. Некоторые родственны духам местности (кстати говоря, духов местности иногда рассматривают как одну из разновидностей стихийных духов Земли), и кое-где местные жители приносили дары их физическим «телам» и просят у них благословения. Один из примеров тому — римский бог реки Тибр, которому поклонялись люди, жившие по ее берегам. Еще примеры — боги озера Байкал, самого глубокого озера на планете, которое местные жители издавна почитали как священное; гавайская богиня Пеле, домом которой считался вулкан Килауэа; и Ганга, богиня священной индийской реки. Поддерживая отношения с духами стихий, можно глубже понять природу соответствующей стихии и получить помощь в работе и с ней самой, и с качествами, которые с ней связаны. (Например, дух Огня может ускорять ваш обмен веществ, защищать ваше жилище от огня или помогать вам обрести храбрость.) 
 
*Духи растений и животных. Здесь нужно провести различие между жизненной силой и личностью какого-либо определенного растения или животного (вот этой конкретной собаки, вон того дуба или этого конкретного кустика подорожника), с одной стороны, и великим духом-прародителем целого биологического вида (Дедушкой Волком, Бабушкой Полынью) — с другой. Духи-прародители — очень старые и мудрые, и об их необыкновенных силах нередко упоминается в мифах и народных сказках (вспомним, например, Бузинную Матушку из сказки Ганса Христиана Андерсена). Если они согласятся с вами общаться, то окажутся полезными во многих разных областях — от укрепления физического здоровья до обретения духовной мудрости. Кроме того, они обычно сами по себе поддерживают отношения с богами, а потому могут выступать посредниками между человеком и божеством. Следует помнить, что некоторые духи-прародители животных и растений добровольно посвятили себя человечеству и обеспечивают его пищей — отчасти из собственных интересов, но в основном из любви к людям. К этой категории относятся духи домашнего скота и продовольственных растений. В нашей традиции их называют Праотцами и Праматерями. Мы по сей день зависим от их доброй воли, хотя отчасти и нарушаем негласный договор с ними, используя экологически вредные сельскохозяйственные методы. Многие люди, работающие с духами животных и растений, сообщают, что те выше всего ценят не вещественные подношения, а действия, посвященные их благополучию. Так, например, эти духи могут потребовать, чтобы вы более осознанно относились к своему питанию и к природе вообще — и соответствующим образом изменили свои привычки. Тот факт, что люди едят растения и животных, их обычно не смущает: таков естественный порядок вещей. Однако они требуют, чтобы люди проявляли доброту и уважение к тем существам, которые обеспечивают нам пропитание. 
 
*Полубоги и «почти боги». К этой группе можно отнести родичей и слуг богов, уступающих им в могуществе, но, тем не менее, наделенных великой силой и мудростью и достойных почтения. Однако здесь мы снова вступаем на зыбкую почву вопроса о том, где проходит граница между богами и теми, кого богом назвать нельзя. Как уже говорилось, четко провести эту границу невозможно, — и это чистая правда. Есть сущности, однозначно божественные, а есть такие, которых определенно нельзя причислить к богам, но между ними пролегает до обидного обширная «серая зона». Поэтому я обычно называю «духами» всех бестелесных сущностей, от божества и далее вниз по всей иерархической лестнице. Многие бытовые языческие определения, разграничивающие «богов» и «не богов», опираются не столько на продуманную систему, сколько на личную практику: «богами» признаются только те, кому считает нужным поклоняться данный конкретный человек, а остальные отходят в категорию «не богов». Но я стараюсь не проводить таких четких различий и руководствуюсь критерием одного моего друга: «Если кто-то больше, старше и мудрее меня настолько, что я никогда с ним не сравнюсь, то я обращаюсь с ним как с божеством». 
Raven Kaldera (c) 
Перевод: Анна Блейз (с) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 года спустя...

💢КТО ТАКИЕ НАВЬИ ?💢

Навьи — это бывшие люди, которые при жизни занимались тёмными делами, например, чёрной магией, были прокляты близкими, покончили с собой, умерли «неправильной смертью» (слишком молодыми, в результате преступления, от пьянства или от действия злых сил), были при этом неправильно похоронены (на общем кладбище, например). На том свете покоя им нет, Мать — сыра Земля их не принимает, вот и приходится бродить по миру живых, покуда не наступит день их «естественной» смерти, пугать и вредить их. 
Опасны также и люди слишком уж старые. Их подозревали в колдовстве. Обычно считалось, что продлевают они жизнь за счет сил других людей. 

Изредка бывало, что навьей может стать человек с незаконченным при жизни делом. Рассказывали истории, как покойные люди до определенного срока возвращались к себе домой и занимались своими повседневными делами (например, умершая женщина убиралась дома по ночам, кормила детей, варила пищу). Это самые мирные «заложные покойники», они могли поручить закончить их дело, которое прервала преждевременная смерть, живому человеку, а также указать, где лежит клад.

Ожившие мертвецы могли выбираться из своих могил, бродить по округе, наводя ужас на живых людей. Это те, кто не нашел покоя после своей кончины, кого не принял загробный мир.

Как ими становятся? Существует несколько причин, почему после смерти человек окончательно не уходит в иное измерение. Навьи получаются из:

•колдунов, совершивших так много зла, что их тела отвергает сама Мать-земля;
людей, проклятых при жизни своими родными;
•самоубийц;
умерших внезапной преждевременной смертью;
•долгожителей, которые искусственно продлевали отпущенные им годы с помощью магии;
•лиц, похороненных в неподходящем месте и без соблюдения всех необходимых ритуалов;
•тех, у кого в жизни осталось важное незавершённое дело.

Иногда навьи не вредили людям, они просто никак не могли осознать факт своей кончины. Рассказывали о женщинах, которые вставали из могил, услышав плач своих детей. Или кузнец мог вернуться в мастерскую и выковать меч, обещанный при жизни местному князю. Для защиты от таких навий достаточно было произнести лишь «Чур меня!» или носить специальный оберег. Но большинство навий причиняли вред. Они насылали на людей болезни, безумие и мысли о самоубийстве, губили скотину. Именно ходячих мертвецов жители Руси винили в плохом урожае или неблагоприятных погодных условиях. Считалось, например, что засуху вызывают навьи-утопленники, которые никак не могут утолить свою жажду на том свете.

Навьи вредят живым и тогда, когда их похоронили на обычном кладбище, без соблюдения должных ритуалов. Навьи-черти могут наталкивать людей на мысль о самоубийстве, губить пьяниц, доводя их до безумия или заставляя их засыпать на морозе.

Иногда беспокойные мертвецы стремились извести своих супругов и детей, чтобы поскорее воссоединиться с ними в загробном мире. Поэтому усопших не принято было много оплакивать и сильно тосковать по ним. Люди считали, что не стоит тревожить их вечный сон.

Как от них избавиться? Избавиться от навий было возможно, обратившись к знахарю или ведуну. Он проводил магический ритуал, позволяющий мёртвому обрести покой. А если человека не отпускало на тот свет какое-то незаконченное дело или невыплаченный долг, то ему можно было помочь завершить все земные заботы. Например, кузнец навсегда уходил обратно в могилу, выковав меч. А женщина больше не тревожилась о детях, если видела, что о малышах заботится кто-то из родственников.

Еще один способ избавления от ходячих мертвецов — это уничтожение так называемой «навьей косточки». Нужно было разрыть могилу покойного, и если истлевший труп находится там, следовало найти единственную нетронутую тлением кость. Считалось, что именно в ней заключается мистическая сила навьи. Уничтожив косточку любым возможным способом, можно было больше не волноваться: душа мертвеца ушла в загробный мир навсегда.

По народным поверьям, традиционный кол в сердце, которым избавлялись от упырей и вурдалаков, тоже помогает. На могилах рассыпали маковые или любые другие зерна, чтобы мертвецы увлеклись их сбором и забыли тревожить живых. Для защиты домов использовались металлические предметы: в косяки дверей втыкали иглы. Люди верили, что такая магия спасет их от ходячих покойников.

( Боевая магия)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Медведь

Медведь считался очень похожим на человека, умершие люди превращались в медведей. У ханты и манси был обычай снимать шкуру с убитого медведя так же, как люди снимают одежду. Медведю клали на брюхо пять, а медведице - четыре веточки и, разрезая их, изображали расстёгивание шубы.
Медведя называли: "горный человек", "царь-человек", "старик", "братишка", "дедушка", "дядя". Правда, медведь-шатун родственником не считался. Про него думали, что он не такой, как человек. По убитому шатуну не устраивался медвежий праздник, его тушу обычно сжигали, даже не снимая шкуру.
Несмотря на сходство и даже родство с человеком, медведь оставался существом, близким к духам. Он понимал не только речь, но и мысли людей. Медведь был всеведущ, видел и слышал даже после смерти. Обычно он считался сыном или младшим братом Торума (верховного бога), но его прогнали с неба за провинность.
Медведь наказывал обманщиков и неугодных Торуму людей. Поэтому принято было клясться на шкуре или лапе медведя. Верили, что нарушивший клятву человек будет задран медведем. Считали, что медведь, раскапывающий могилу, возвращал к жизни рано умерших людей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...