Перейти к публикации
Форум - Замок

Карма/Судьба - как ее воспринимали древние...


Алесь

Рекомендованные сообщения

Древние скандинавы и германцы.

 

Cхема мироустройства древних германцев включала Мировое Древо Судьбы, Yggdrasill, на вершине которого сидел орёл, символ Одина, корни Древа грыз змей, листву поедал олень, белка бегущая по стволу, связывала все уровни Древа. Согласно «Прорицанию вёльвы» Vjoluspб, наиболее знаменитой песни «Старшей Эдды», у подножия мирового древа три норны сторожат «колодец судьбы» Urdarbrunnr. Этимология имен мудрых норн — Urd, Verdandi и Skuld — весьма выразительна: имя первой указывает на судьбу и смерть, имя второй связано с настоящим временем, имя третьей означает «будущее», «необходимость», «долженствующее». Норны вырезают на дощечках рунические письмена, определяя продолжительность жизни каждого человека. Есть версия, где норны не пишут, а прядут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Древняя Греция.

 

В Древней Греции (VIII-V вв. до н.э.) судьба тоже предстает в виде трех сестер. Это мойры (moira (греч.) - "часть", "доля") Лахесис - "дающая жребий", Клото - "прядущая") и Антропос - "неотвратимая". Согласно Платону они дочери богини Необходимости Ананке. Лахесис назначает жребий человеку еще до его рождения, Клото - прядет нить его жизни, а Антропос её обрезает. В образах мойр воплотилась идея судьбы как случая (Лахесис), искусства выстраивать жизнь (Клото) и неизбежности (Антропос). Идея, предполагающая, что судьба это доля, часть очень глубока. Проследите этимологию слова счастье, ведь добуквенно это означает того, кто «с частью», т.е. вместе с судьбой-мойрой. Синоним «несчастливого» человека – «обездоленный», т.е. не имеющий мойры-судьбы.

 

Тоже мойры.

 

Относительно мойр существует два мнения, одни считают, что они были властны над всем, в том числе над Юпитером, главой древнегреческого пантеона богов, другие считают, что Юпитер властен над ними. Остановите, пожалуйста, здесь своё внимание, именно здесь и происходит водораздел между возможностью и невозможностью изменить свою судьбу! Кто-то очень не хочет, чтобы у Человека была вера в малейшую возможность изменения судьбы. Цепочка следов этого «кого-то» вьётся и в Древней Греции, и в Древнем Риме, грубо наследил этот «некто» и у славян.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Древний Рим.

 

Аналогом греческих мойр в римской мифологии являются богини судьбы парки. Римские парки первоначально были богинями рождения с именами Нона и Децима (имена по девятому и десятому месяцу после зачатия), однако под греческим влиянием на римских парок была распространена тройственность, был добавлен третий персонаж - Морта, богиня смерти. Зловещая прибавка, не правда ли? Следы таинственного незнакомца, большого любителя искажать историю, сходны с древнегреческими.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Древние славяне.

 

Трудно согласиться с тем, когда главнейшее значение судьбы в русском языке отыскивается в однокоренном слове «суд», хотя без сомнения они взаимосвязаны. Дело в том, что мрачное понимание темы суда привнесено в русский язык из радикальных течений некоторых религий возникших извне. Читаем, к примеру, в «Слове о полку Игореве»: "Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божия не минути". Совершенно ясно откуда проистекает эта безысходность. У древних же славян не было страха, боязни предопределённости в отношении к судьбе. Вот авторитетное свидетельство Прокопия Кесарийского*: «Предопределения же они [славяне] не знают и вообще не признают, что оно имеет какое-то значение, по крайней мере в отношении людей, но когда смерть уже у них в ногах, охвачены ли они болезнью или выступают на войну, они дают обет, если избегнут ее, сейчас же совершить богу жертву за свою жизнь; а избежав [смерти], жертвуют, что пообещали, и думают, что этой-то жертвой купили себе спасение". Мы видим, что в отличии от древних греков, веривших в человеческую предопределенность, славяне считали, что вопрос судьбы можно перерешить. Живое обращение к Богу, искренняя просьба могли изменить судьбу согласно миропониманию древних славян. Тем не менее, божественные персонажи, имеющие отношение к судьбе и предопределению, у славян имелись. Это божества-рожаницы, часто символизируемые лосихами или оленихами, дело в том, что они соотносились с двумя северными созвездиями - Большой Медведицей, званою на Руси Лосём и Малой. Позднее рожаницы упомянаются только совместно с верховным Богом Родом, что, опираясь на мнение авторитетнейшего исследователя по древнему славянству Рыбакова Б.А, можно считать наслоением патриархата. По мнению древних славян, жизнь, со всеми ее радостями и бедами, уже наперед определялась при рождении младенца. На такую связь Рода и рожаниц с судьбою указывает народная поговорка: Так ему на роду написано. С течением времени так же, по-видимому, как это произошло с римскими Ноной и Децимой, роженицы вытеснились из первоочередного отношения к судьбе. Появляется знакомый женский образ пряхи, богини Макоши, к которой некоторые неоисторики, уже успели приставить божества Долю и Недолю - так, чтобы русский триумвират "мойр" бодро отрапортавал греческому и римскому. Ох, уж этот невидимый прохвост-незнакомец, что не уничтожит, то понадкусывает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 10 лет спустя...

Странно вы как-то тексты воспринимаете...

Речь совсем не об обычном человеческом суде...а о Высшем...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...