Перейти к публикации
Форум - Замок

Упражнения на сосредоточение


Anuta

Рекомендованные сообщения

Эрнест Вуд:

Уупражнения на сосредоточение

 

 

Упражнение 1. Сядьте в своей комнате и осмотрите ее внимательно, примечая все мелкие предметы, находящиеся в ней. После этого закройте глаза и заставляйте все эти предметы мысленно пройти перед вашим умом, пока не пройдет вся процессия. Если вам знакомы азбуки иностранных языков, как например, деванагари, арабская или русская, заставьте буквы проходить одну за другой перед вашим умом, пока не пройдет вся серия. Вы, может быть, скажете, что это легко; и, действительно, это легко.

 

Теперь сядьте снова и совершите мысленно прогулку вдоль знакомой вам дороги или улицы, обращая внимание на все подробности, которые можете припомнить, когда вы в мыслях будете медленно проходить мимо них, и затем возвращайтесь обратно тем же путем, пока не дойдете до места отправления. Совершайте таким образом новую прогулку каждый день в течение недели, и всякий раз, как рыбка захочет удалиться с пути, который вы избрали для этой прогулки, заставьте ее вернуться и начните прогулку с самого начала. Таким образом, вы будете ее учить следовать по намеченной линии или по ряду определенных образов, избранных не ею самой, а вами.

 

Упражнение 2. Перейдите от этого упражнения к другому, в котором вы предпримете еще одно путешествие, но на этот раз вместо прогулки вдоль знакомой улицы или аллеи, пройдите через какое-нибудь бывшее у вас переживание и дайте ему вновь совершиться в виде проходящей перед вашими глазами панорамы. Представьте себе, например, что вы встали однажды утром, позавтракали, поехали на станцию, поговорили с г-ном Брауном в поезде, который доставил вас в город, приехали в свою контору, прочли свою утреннюю корреспонденцию и т. д., пройдите таким образом через все главные случайности обыденного дня. Постарайтесь пережить все это снова насколько возможно отчетливее, а какую-нибудь одну часть воспоминания даже и в подробностях. Если маленькая рыбка удалится, приведите ее обратно и заставьте начать все сначала. Делайте это каждый день в течение недели.

 

Упражнение 3. Затем перейдите к третьей стадии упражнений и старайтесь сохранить ваши мысли в определенном направлении. Наметьте какой-либо предмет или звук около себя, например, тиканье часов. Спросите себя: какая причина этого звука? Он происходит от качания маятника и от движения пружины и колес. Но что производит все это? Постарайтесь теперь пройти обратный путь вдоль ряда образов, следя за часами в их странствованиях, представьте себе, каким образом они были поставлены на свое место, как они доехали до своего назначения, откуда они, как их составные части были собраны и сделаны, где и кем, как были добыты нужные материалы, вообще все, что содействовало их возникновению и их теперешней форме. Совсем не существенно, если ваше представление в этом упражнении будет не вполне верно, но очень важно, чтобы ваш ум прошел по длинному ряду последовательных представлений, ни разу не выпуская из виду цели. Каждый день, в течение недели, следите в вашем воображении за течением жизни чего-либо из окружающего вас, не дозволяя рыбке ни разу удаляться к другим предметам.

 

Упражнение 4. Теперь прогуляйтесь опять в вашем воображении, как вы это делали раньше, вдоль знакомой дороги, но дойдя до избранного здания или до знакомого вида, остановитесь и рассмотрите их. Постарайтесь представить себе намеченное во всех подробностях, не отвлекаясь и не продолжая вашего пути. Сначала это покажется трудноисполнимым, и если вы найдете, что ум ваш начинает сильно порываться, чтобы уйти, попробуйте через короткие промежутки переменять положение и постарайтесь представить себе знакомый виде этих новых точек; когда же вы почувствуете усталость, вернитесь к своему первоначальному месту. Вы, вероятно, найдете к своему удивлению, что вы в сущности ничего не знаете о подробностях тех зданий или тех видов, которые по вашему представлению были прекрасно знакомы вам. Вследствие этого вам нужно упражнение в мысленном рисовании. Посмотрите внимательно на стену комнаты, в которой вы сидите, заметьте все знаки на ней, все предметы, прикрепленные или прислоненные к ней, форму, величину и размер всего, связанного с ней. Теперь закройте глаза и постарайтесь себе представить все сразу. Вы найдете свое изображение туманным и неопределенным. Представьте себе тогда поочередно каждую мелкую часть в отдельности и вы увидите, насколько они станут отчетливее. Представьте себе фигуру человека. Вы найдете ее несколько туманной, но если вы будете смотреть на какую-нибудь отдельную часть изображения, эта часть станет отчетливой, в то время как остальная будет стремиться исчезнуть Если вы будете видеть отчетливо руки или ноги, голова исчезнет, если голова будет отчетлива, нижняя часть тела исчезнет. Какое бы изображение вы не исследовали таким образом, некоторые части его будут ускользать от вас, и пока вы рассматриваете одну из них, остальные станут бледнеть и даже совсем исчезнут.

 

Это явление имеет свою причину. Ваше внимание подобно лампе. Если оно светит над малым пространством, оно осветит это пространство отчетливо; если же оно распространяется над большим полем наблюдения, все предметы окажутся сравнительно тусклыми. Мы можем вследствие этого говорить о напряженности и растяжимости, когда имеем ввиду нашу способность к вниманию. Если вниманию позволить распространяться над обширным полем, напряженность его сразу уменьшается, между тем как при уменьшенном поле напряженность увеличивается. Нам, следовательно, нужны два ряда упражнений: одни, в которых внимание ограничено и поэтому напряжено, и другие, при которых делается усилие удержать эту увеличенную напряженность в то время, как само внимание постепенно распространяется над более обширным полем. Даже ограниченный ум может сделать одну какую-нибудь вещь хорошо; даже животное может довести одну определенную добродетель до высокой степени совершенства, как, например, в случае собачьей верности; но нам нужно развить обширный ум, могущий охватить много вещей сразу, и в то же время видеть отчетливо все целое. Таким образом, мы приобретем со временем могучий контроль над большим полем разнородных интересов. Но лучше не приступать к большому расширению, пока ум не умеет овладевать еще мелкими подробностями. Именно в этом и кроется причина неудачи почти каждого человека, "образование" которого перешло за пределы его сил: он теряет способность видеть вещи ясно своими собственными глазами и действовать решительно при неожиданных обстоятельствах, хотя он, может быть, и приобрел известную долю поверхностного знания и шлифовки, которые так ценятся светским обществом. На коротком своем поприще школьного учителя я видел многих мальчиков, "образование" которых перешагнуло за пределы их сил, и при страшном гнете нашей жестокой воспитательной системы некоторые из этих непосильных студентов погибли на всю жизнь. Если бы мы только могли вырастать, сохраняя ту ясность ума и яркость мысли, которыми мы обладали в детстве, как бы мы могли быть счастливы! Совершенно верно, что университет "шлифует булыжники и делает тусклыми алмазы", как сказал однажды один из великих писателей.

 

Затем продолжайте ваши упражнения следующим образом. Возьмите портрет великого и хорошего человека, которым вы искренне восхищаетесь, поставьте его перед собой и смотрите на один из штрихов карандаша или кисти художника в середине лица, например, на точку между глазами. Закройте глаза и нарисуйте этот штрих отчетливо в своем уме. Повторите это несколько раз, пока вы не сможете вызвать его сразу совершенно отчетливо. Затем возьмите другой штрих вблизи от первого, удержите и его так же отчетливо в своем воображении. Затем представьте себе оба штриха разом. Сравнивайте ваш воображаемый рисунок с оригиналом при каждом новом штрихе и так подвигайтесь вперед терпеливо, пока вы не будете в состоянии представить вполне совершенно, скажем, один глаз или нос. Продолжайте таким образом, прибавляя штрих за штрихом, пока все лицо не получится настолько отчетливо в вашем уме, что вы сможете нарисовать его ясно и без особых усилий со всеми мельчайшими подробностями. Это — работа многих часов, так как каждый штрих должен быть представлен с точностью. За один прием вам, может быть, удастся воспроизвести лишь одну черту и понадобится по крайней мере неделя для запечатления всего портрета. Если вы таким образом воспроизведете в совершенстве только один портрет, вы увидите, как много выиграет ваша умственная сила. Упражняйтесь в этом методе умственного рисования в течение двух недель на одном и том же портрете.

 

Упражнение 5. Теперь вы можете с пользой обратиться к упражнению расширения внимания. Сначала возьмите изображение чего-нибудь прекрасного. В Индии мы имеем много прелестных изображений разных видов божества, которые употребляются в разных формах медитации. Например, есть прелестная маленькая картина Шри Кришны, Господа Любви, в образе мальчика, сидящего на скале и играющего на своей флейте, в то время как на заднем плане стадо коров пасется на берегу тихой реки, за которой тянется цепь покрытых деревьями гор, как бы защищающих эту кроткую сцену. Возьмите картину подобную этой, рассмотрите ее внимательно; закройте глаза и воспроизведите ее в своем воображении. Затем начните сужать ее и обратите внимание, насколько вся сцена становится отчетливее по мере того, как вы уменьшаете ее объем. Сначала выпустите из вида облака и горы заднего плана, потом деревья и реку, потом коров, пасущихся на ее берегу и т. д., до тех пор, пока у вас ничего не останется, кроме фигуры мальчика. Продолжайте медленно сужать поле вашего внутреннего зрения, делая изображение все более и более отчетливым по мере того, как оно уменьшается, пока не исчезнет из виду скала, и пока у вас не останется лишь верхняя часть тела, голова и лицо и, наконец, одно только лицо с его удивительными глазами.

 

Удержите это отчетливое изображение на минуту, а затем начните расширять его опять, стараясь сохранить целое настолько же отчетливым, как это лицо, ив то время, как вы будете созидать целую картину, штрих за штрихом, напрягите все усилия, чтобы сохранить ту же ясность для сложной картины, какую вы достигли для малой доли ее. Когда вы проделаете это упражнение в течение недели, перейдите к следующему.

 

***

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Эрнест Вуд:

ПЕРВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ МЫСЛИ.

 

Первое, что надо сделать, это остановиться на том настроении, которое вы избрали, и затем исключить все то, что может каким-либо образом волновать ум. Для этого вы должны стараться освободить себя от малейшего следа гнева, раздражения, беспокойства, нерешительности и страха.

 

Если подобные состояния могут проникнуть в ум, не может быть ни настоящего упражнения воли, ни постоянства в настроении. Упражнения в контроле над умом могут быть только тогда успешны, когда настроение устойчиво; если же вы настолько еще юны, что можете подпадать под влияние гнева, беспокойства или страха в зависимости от так называемых случайностей жизни, вы не можете, пока не приобретете самообладания, подняться над изменчивым настроением и блуждающим умом. Лишь то, что чисто, благо, доброжелательно и спокойно, может быть устойчиво; гнев же, страх и все сродное им, по самой сущности своей изменчивы и непостоянны. Поэтому настроение, которое вы изберете, должно соответствовать самому лучшему и самому бескорыстному из ваших идеалов, бескорыстному не только по отношению к вам самим, но и к другим.

 

Вы уже не можете смотреть на жизнь, как на борьбу с другими или ради нескольких других, и не можете желать управлять другими; цель ваша должна заключаться в постепенном приобретении власти над собой и в развитии ваших собственных сил; и единственно возможное для вас отношение к другим, всегда и ко всем без исключения, должно быть доброжелательное намерение разделить с ними ту свободу и власть, которые вы приобретаете для себя.

 

Запомните первый вопрос. Отважитесь ли вы преодолеть то умственное и душевное сопротивление, которое встретит вашу решимость принять факты жизни таковыми, как они есть, и не желать, чтобы природа или Великий Закон поставили иные возможности на вашем пути? По крайней мере каждый раз, как явится подобное желание, следует сказать себе: "Перестань! Я этого не хочу!"

 

Подумайте, что могла бы означать перемена в вашем сознании? Что означала бы она для вас каждый раз, когда вы утром встаете, когда вы едите, когда вы ложитесь спать? Что бы она означала для вас при встречах с вашими товарищами, с вашими друзьями, с вашими так называемыми врагами? Что бы она означала для вас, если бы вы лишились своего места, своих денег, если бы вы заболели и ваша семья должна была бы пострадать? Сядьте спокойно и переберите мысленно все те неприятности, которые могли бы случиться с вами в течение будущей недели и разберите, что каждый из данных случаев мог бы означать для вас.

 

Совершившаяся перемена в вашем сознании означала бы, что вы не захотите ничего изменять и что вы каждому из предположенных случаев зададите вопрос: какова твоя цель, какую пользу могу я извлечь из тебя? Эта перемена означала бы, что вы не опуститесь беспомощно и не скажете: "мне очень жаль", — или "я желал бы", а бодро встанете и скажете: "я хочу" — или "я не хочу". В этом настроении вы руководствуетесь не надеждой, а уверенностью, не ожиданием, а знанием, не страхом перед неизвестным, а доверием к Великому Закону внутри вас и вне вас.

 

Каждое утро, перед тем как начать свой день, посвятите пять минут размышлению над этим бодрым взглядом на жизнь. Каждый вечер, перед отходом ко сну, употребите пять минут на то, чтобы просмотреть, насколько вы исполнили в течение прожитого дня принятое решение. Не оглядывайтесь назад для того, чтобы останавливаться на том, в чем вы ошиблись; оглядывайтесь главным образом на то, в чем вы имели успех. И каждый день будет говорить вам о ваших достижениях. Не желайте ничего; не жалейте ни о чем; не надейтесь ни на что. Но когда вы засыпаете, засыпайте с мыслью: я хочу. И когда вы бодрствуете, говорите потихоньку внутри себя: я хочу.

 

Вашей дальнейшей задачей будет в течение некоторого времени следить за всеми мелкими надобностями, сберегать все ваши силы, не тратить их на пустые мысли, пустые эмоции или пустые дела.

 

В течение дня не делайте ни одного дела, думая о другом. Мысль и действие должны быть приведены к единству; не следует допускать ни одной мысли, не имеющей отношения к совершаемому или предполагаемому действию: и ни один поступок не должен совершаться без предварительного намерения. Благодаря соблюдению этого правила в продолжении целого дня, ум и тело научатся совместно действовать без лишней траты физической и умственной энергии. И таким образом вы подавите всякое праздное действие и всякую праздную мысль.

 

Что касается праздных действий, избегайте всех мелких ненужностей и пустых условностей, которым люди предаются полусознательно, как-то: трясение коленом или перебрасывание ноги через колено, или произнесение бесполезных фраз вроде: "вот видите ли, нужно вам сказать" или закручивание усов, почесывание, кусание ногтей, подергивание пуговиц или часовых цепочек, бесцельные разговоры и т. д. Всякий поступок или слово должны бы иметь свою цель. Более значительные бесполезные действия должны быть также изгнаны, как, например, позднее лежание в постели утром, трата времени ночью, еда ненужной пищи, стремление приобрести вещи на самом деле ненужные. Точно так же ненужное телесное возбуждение и нервные и мускульные напряжения должны быть избегаемы по возможности. Эти бесполезные привычки трудно изменить сразу и лучше следить за их упразднением в продолжение одного часа ежедневно, постепенно удлиняя время, чем стараться изменить каждую бесполезную привычку сразу и не справиться с выполнением принятого решения.

 

Что касается праздных мыслей, избегайте лежать в постели, обдумывая разные вопросы перед отходом ко сну; или лежать в полусонном состоянии проснувшись; или снова и снова останавливаться на одной и той же мысли или рассуждении. Если нужно что-либо обдумать, выдвиньте вперед и разберите все, что относится к данному вопросу и придите к какому-либо заключению, после этого удалите совсем этот вопрос из своего ума и не разбирайте его снова, пока не найдете новых фактов, относящихся к нему. Если доводы "за" и "против" определенного хода действия одинаковы, и не может иметь большого значения в какую сторону повернет ваше решение, бросьте жребий и покончите с колебаниями, не позволяйте своему уму снова и снова обдумывать тот же вопрос. Если представляется затруднение, не откладывайте в долгий ящик, действуйте сейчас же и отгоните дальнейшее размышление или же отложите его на определенный срок; ни в коем случае не дозволяйте беспокойству, страху или отчаянию блуждать в вашем уме, отравляя и ослабляя его. Избегайте слишком много думать о том, что вы будете делать — действуйте. Не думайте о том, что другие говорят о вас, кроме как с целью извлечь ту долю правды, которая всегда найдется в чужих словах. Ни в коем случае не делайте несовершенства других предметом ваших размышлений. Если у вас неподвижный ум, не ешьте после наступления темноты и не спите после восхода солнца, а проделывайте умеренные физические упражнения и дышите свежим воздухом.

 

Остается еще устранение праздных эмоций. Искание мелких удовольствий, которые не дают отдыха, и потворствование эмоциям, которые не в соответствии с вашей деятельностью и мыслями, ослабляет волю. Ваша главная цель должна быть и вашим главным удовольствием; если это не так, то или цель, или удовольствие — не из здоровых. Все это касается сосредоточения, желательного в течение повседневной жизни. Теперь мы перейдем к ежедневным упражнениям в области контроля над умом.

 

 

 

(продолжение следует)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Устранение праздных эмоций.

 

Искание мелких удовольствий, которые не дают отдыха, и потворствование эмоциям, которые не в соответствии с вашей деятельностью и мыслями, ослабляет волю. Ваша главная цель должна быть и вашим главным удовольствием; если это не так, то или цель, или удовольствие — не из здоровых. Все это касается сосредоточения, желательного в течение повседневной жизни. Теперь мы перейдем к ежедневным упражнениям в области контроля над умом.

 

Упражнение. Выберите подходящее время, сядьте спокойно и обратите свой ум к какой-нибудь приятной мысли. Положите перед собой часы с секундной стрелкой, заметьте точно время и, закрыв глаза, думайте об избранном предмете, стараясь не упускать его из виду. Спустя некоторое время вы заметите, что забыли о нем и думаете о другом. Тогда отметьте в записной книжке: 1) На чем вы сосредоточивались, 2) продолжительность времени и 3) на чем вы поймали свою мысль. Это упражнение можно повторить несколько раз, но если заболит голова, следует немедленно прекратить его. Для первоначальных упражнений должен быть избран простой и сравнительно неинтересный предмет, как, например, монета или часы, или ручка от пера и упражнение должно повторяться недолго, но ежедневно в течение, скажем, недели, с занесением подробных пометок в записную книжку.

 

Вы найдете, что ваше сосредоточение на данном предмете прекращается обыкновенно по одной из следующих причин: нетерпение, тревога о чем-либо, скука, физическое беспокойство, головная боль, задержка дыхания, различные помехи. Это часто передается выражением, что "ум беспокоен". Заметим пока лишь то, что внимание легко поддается помехам и, по какой-то причине, внутренней или внешней, побуждается к уклонению от избранного предмета.

 

Как преодолеть это уклонение? Создайте привычку возвращения мысли. Как это сделать? Если вы исполните следующие указания так, как они здесь изложены, вы достигнете успеха.

 

Обыкновенно делают так: приняв обычное положение, устремляют внимание на определенный предмет и затем возвращают его обратно к исходной точке всякий раз, как оно чем-либо отвлекается. Упражняющийся занят, главным образом, усилием удержать мысль в своем уме и отчасти старанием не дать ей ускользнуть и обратиться на другие предметы: и ему постоянно нужно возвращать свое блуждающее внимание. Сделайте вместо этого следующее упражнение. Изберите тот предмет, на котором вы хотите сосредоточить свое внимание, и затем думайте обо всем, о чем хотите, но не теряйте из виду избранный предмет.

 

Если это упражнение проделывается полностью и в положенное время, оно порождает привычку возвращения мысли, заменяющую привычку блуждания, и, таким образом, получается склонность ума возвращаться к центральной мысли, и внимание может быть задержано в продолжении долгого времени на одном и том же предмете. В то же время такое упражнение оживляет ум, заставляя его при обдумывании какого-либо вопроса быстро схватывать все имеющие значение точки, связанные с этим вопросом.

 

Сравнение, которое может помочь нам, даст путешествие по железной дороге по богатой равнине с горой, виднеющейся вдали. Сидя в поезде, мы можем заметить разнообразные предметы, несущиеся мимо нас на близком расстоянии: изгороди, кусты, деревья, дома при дороге, за ними — деревня, поле, река, лес, озеро и вся постоянно изменяющаяся местность, лежащая между ними и горой; в то же время мы не перестаем сознавать присутствия горы, стоящей подобно оси, вокруг которой словно вращаются все эти предметы. Это предварительное упражнение сосредоточения должно бы походить на такое путешествие, во время которого мы смотрим на мелькающие виды, но центральный предмет сосредоточения продолжает возвышаться над всем.

 

Делайте такие упражнения по полчаса в день в течение приблизительно двух недель, прежде чем приступить к дальнейшему. Внимательно записывайте предмет, о котором вы думали, время, когда вы заметили, что потеряли его из виду, и те мысли, которые вы нашли на месте утерянного объекта сосредоточения.

 

Не имеет большого значения, какой предмет избирается для сосредоточения, хотя сначала лучше избегать чего-либо обширного или сложного, или связанного с неприятными воспоминаниями. Вполне возможно брать картину или символ. Объект может быть заменен другим через несколько дней.

 

(продолжение следует)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВТОРГАЮЩИХСЯ МЫСЛЕЙ

 

Иногда, в то время как мы усиленно заняты чем-нибудь, является гость, который может быть желанным во всякое другое время, но в данную минуту он докучлив. Совершенно так же в то время, когда мы заняты попыткой сосредоточиться, "посетители" толпятся около нас, иные — желанные, другие — неприятные. Что приводит их сюда столь несвоевременно, и какими способами можем мы заставить их удалиться?

 

Даже беглое изучение этих вторгающихся мыслей покажет, что они заняты почти всегда нашим "я" и связаны с каким-либо волнением или личным воспоминанием. У нас замечается постоянная наклонность смотреть на вещи и на людей, которых мы встречаем, с точки зрения того, как они влияют на наши собственные жизни; пока эта наклонность существует, невольно появляющиеся по отношению к ним чувства будут завладевать нашим умом тогда, когда мы менее всего этого желаем. Каждая вещь имеет свои приятные и неприятные стороны, и последние исчезнут для вас лишь тогда, когда вы научитесь смотреть на людей и на встречающиеся явления сверхлично.

 

Пока вы будете смотреть на них исключительно с точки зрения их влияния на вашу собственную ежедневную жизнь и на ваши чувства, ум ваш будет уноситься во все стороны, гонимый дующими отовсюду ветрами. Он будет окружен мыслями, вызывающими чаще всего эмоции беспокойства, сожаления или обиды. Эти мысли остаются по большей части скрытыми, когда вы поглощены какой-либо физической работой или какой-либо умственной деятельностью, имеющей физическую основу, вроде писания или чтения книги, или же во время разговора с другими. Но лишь только вы освободитесь от активной деятельности и захотите отдаться сосредоточению, особенно если это сосредоточение отвлеченное, без видимого изображения или определенной формы, — вы чувствуете это воздействие непрошенных мыслей, которые бывают в таком случае совсем неприятны. Поэтому чрезвычайно желательно ослабить и разрушить эти ассоциации, влекущие за собой столько внутреннего волнения, достигнуть же этого можно тем, чтобы люди и вещи рассматривались нами не по отношению к нашей личной жизни, а сами по себе, как создатели своей собственной судьбы, в которой мы можем сыграть благую или отрицательную роль, смотря по желанию. В применении к жизни это значит, что вы должны приучить себя смотреть на поступки, побуждения, слова и поведение другого человека не с точки зрения ваших интересов и вашей жизни, а с точки зрения его жизни и его интересов. При подобном взгляде на человека вы будете способствовать и вашему собственному совершенствованию, ибо единство человеческой жизни делает то, что каждый выигрывает, делая добро другому. Если же вы будете рассматривать людей с точки зрения своей выгоды, вы пойдете против Великого Закона, и результатом будут раздражение и недовольство, которые подорвут вашу силу и ваш покой.

 

Бескорыстное отношение к людям препятствует накоплению личных мыслей, и истинное сосредоточение не может быть достигнуто, пока вы не разовьете в себе такого отношения к другим. Состояние ума во время сосредоточения и состояние его в остальное время дня взаимно влияют друг на друга, и если вы можете в значительной степени потушить в себе беспокойство, жадность, зависть, ревность, гнев, страх, гордость и раздражительность, вы в такой же степени облегчите ваше сосредоточение.

 

Если вы сумели сказать: я хочу, вы достигнете успеха, и ваше сосредоточение не будет нарушено докучливыми мыслями и эмоциями, которые населяют окружающие вас пространства. Если вы сказали: я хочу, вы не можете более быть рабом своих желаний; если же вы поймаете себя на таком рабстве, это будет означать, что на самом деле вы еще не хотели.

 

Разберитесь в фактах вашей жизни и решите:

 

1) какая главная цель вашей жизни,

 

2) какие у вас второстепенные цели, вызванные вашим долгом, вашими законными радостями и развлечениями, вашими слабостями или наклонностями, для подавления которых вы еще не чувствуете себя достаточно сильным,

 

3) какие вещи в вашей власти и до какой степени; и какие вне вашей власти; и подумайте, каким образом те вещи, которые в вашей власти могут быть изменены, чтобы соответствовать главной цели вашей жизни, и как другие вещи (которые вне вашей власти) могут также быть использованы для той же цели.

 

Первое должно быть предметом вашего сосредоточенного размышления или медитации; второе составляет главную часть вашей повседневной жизни; третье должно помогать выполнять первое и второе спокойно и разумно, чтобы, с одной стороны, не напрягаться под непосильной тяжестью, а с другой стороны, — не впадать в уныние от препятствий, которые можно или преодолеть, или обойти. Возьмите привычку каждое утро посидеть спокойно и подумать: с какими вещами или явлениями вы можете встретиться в течение дня. Составьте мысленно их список и относительно каждой из них задайте себе следующие вопросы: Не мешает ли она моей главной цели? Соответствует ли она моим второстепенным целям? Насколько в моей власти изменить ее или воспользоваться ею? Какую пользу я могу извлечь из нее? А когда день будет закончен, проверьте снова тот же список и спросите себя относительно каждой вещи и каждого явления: воспользовался ли я им для моей главной цели или для одной из второстепенных? Насколько это было в моей власти? Какую пользу я извлек из этой вещи или из этого явления?

 

Итак, когда вы садитесь для медитации, прежде всего спросите себя: "Что я буду делать?" И отвечайте по очереди с полной точностью: "Я буду делать то-то и то-то". Затем задайте себе вопрос: "Почему я буду делать то-то и то-то?" И отвечайте: "Для такой-то цели". А затем задайте себе вопрос: "Каковы обязанности моей повседневной жизни?" Перечислите их вкратце и затем ясно формулируйте мысль: "Мне нет до них дела во время моего сосредоточения". И, наконец, подумайте: "Какие мысли могут помещать мне в это время?"Дайте всем этим мыслям выступить на смотр. Не прогоняйте их поспешно и резко, а скажите спокойно каждой поочередно: "Здравствуй, несомненно, твое дело очень спешное. Я займусь им серьезно и основательно позднее и постараюсь дать тебе полное удовлетворение; а теперь я занят другим, и потому — до свидания". При таком обхождении посетители будут вынуждены молча откланяться. Они увидят, что вы отвели им подобающее место в распорядке вашей жизни и на ту малую дозу мысли, которую вы им уделите в течение дня, они мирно просуществуют, пока не умрут.

 

 

 

(продолжение следует)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...