Jump to content
Форум - Замок

И еще раз о Вере и Религии...вместе и порознь...


Recommended Posts

Пойдет, Настюш...

 

Если что - переименовать тему - можно еще не раз...

Если есть время - буду благодарен...

 

Я сегодня с попой в мыле)))

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 266
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Зачем к ним прикасаться?

А зачем нам дышать тогда, Хая?))

Для себя прикоснуться к святыням, не для Него. Чтобы постичь непостижимое. Жалко, не правда ли?..

Link to comment
Share on other sites

А знаете, что интересно...

 

Я достаточно сильно ощущаю энергетику места...

и естественную(места силы) и намоленную...

 

Так вот...

Не все храмы в Иерусалиме - намолены совсем не одинаково...

Например - Троицкий Собор - в месте силы...но намолен темненько...

А Александро-Невский - не в месте силы - а намолен очень светло...

как и Храм Успения...

 

А Храм Гроба Господня - не очень светлый...

Link to comment
Share on other sites

Все зависит, мне думается, от личного видения своего места в мироздании.

Вне всяких сомнений, Алесь, я ж не проповедую, лишь делюсь нажитым. Потому набиваю не ленясь "на мой взгляд" и "по-моему"...

А там каждому свое, все одно от истины далече...))

Link to comment
Share on other sites

Чтобы постичь непостижимое.

Постижение непостижимого... Путем прикосновения к чему-то, наделенного нашим же воображением святостью...

Ну ладно. Чё уж. Кому-то наверно и это помогает. Лишь бы не заплохело.

Link to comment
Share on other sites

А Храм Гроба Господня - не очень светлый...

Я бы сказала не то слово не очень. Я там вообще с трудом могу находиться. Только в армянской части еще туда - сюда, без марева в глазах.
Link to comment
Share on other sites

Постижение непостижимого... Путем прикосновения к чему-то, наделенного нашим же воображением святостью...

Ну ладно. Чё уж. Кому-то наверно и это помогает. Лишь бы не заплохело.

Мысль хорошая...)

По аналогии, люди среднего уровня начинают интересоваться личной жизнью людей необычных, неординарных, потому что не в силах постичь их напрямую - им нужен мостик...

И хотя этот мостик и не приведет к их истиному пониманию но создаст иллюзию сопричастности...

Link to comment
Share on other sites

Постижение непостижимого... Путем прикосновения к чему-то, наделенного нашим же воображением святостью...

Ну ладно. Чё уж. Кому-то наверно и это помогает. Лишь бы не заплохело.

Здеся понимаете ли различия в восприятии: кому-то прикоснуться, кому-то облизнуть. Да, вынужден с сожалением констатировать, что далек я от уровня восприятия на медитативном плане... :(
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Япония. Как оно с религией там? ))))

 

Самое светское общество мира.

 

У Японии в мире имидж очень светского общества. Это, в общем-то, верно, но здесь нужна некоторая оговорка: японская светскость все же отличается от европейской. В Европе статистика показывает последовательное и поспешное отступление религии по всем фронтам, и светскость по факту становится равной атеизму. В Японии же социологические опросы на тему религиозных верований способны поставить неподготовленного читателя в тупик: 90% респондентов исповедуют традиционную японскую религию синто (神道, «путь богов»), и еще 90% исповедуют буддизм всех возможных деноминаций. Итого в Японии живут 180% населения (Чуров ни при чем), и эти 180% чего-то исповедуют. Светское общество?

 

В «светском» японском обществе открытие нового бизнес-центра редко проходит без религиозной церемонии со жрецами синто. Храмы спокойно соседствуют с вопиюще светскими учреждениями (например, небольшой синтоистский храм в токийском районе Тораномон с трех сторон окружен небоскребами), зачастую они прямо в них располагаются (в башне Tokyo Tower есть синтоистское святилище).

 

Добавим последние штрихи к картине. Еще 90% японцев (итого и уже 270%) на полном серьезе верят в юрэй (幽霊, «мрачные души»; сложно однозначно перевести этот термин, что-то вроде духов, привидений и монстров в одном флаконе). Во многих больницах нет четвертого этажа: иероглиф 四, «четыре», читается так же как иероглиф 死, [си], «смерть». На улицах по ночам по-прежнему сидят за своими столиками при свечах (зрелище жутковатое) знатоки японского искусства гадания по руке – тэсо. Как ни посмотри, воинствующих безбожников и материалистов из этих людей не получается. В Японии даже есть по сути религиозная партия – «Комэйто» (公明党, «Партия справедливости»). Она была создана как политическое крыло буддистской секты Сока Гаккай (創価学会, «Общество создания ценностей»), и сейчас является ни много ни мало третьей по величине партией в парламенте. Еще по мелочи: император в стране, где церковь отделена от государства – верховный жрец синто.

 

Eppur si muove, «и все-таки она вертится». Несмотря на то, что количество верующих хоть во что-нибудь почти в три раза превосходит ее население, Япония – вопиюще светская страна. И именно эти неувязки с процентами все и объясняют. Средний японец «венчается» в синтоистском или христианском храме, хоронит родственников в буддистском, отмечает Рождество 25 декабря, не будучи христианином, и не испытывает ни малейших угрызений того места, где у остальных людей совесть. Короче говоря, японцы – религиозные пофигисты. Им не только все равно, во что верит другой. Им абсолютно параллельно, во что верят они сами.

 

Иллюстрацией японского подхода к религии служит мой друг-японец, однажды решивший меня одарить нашейной цепочкой. С крестом. Мои возражения в духе «слушай, но ведь ни я не христианин, ни ты» были встречены невозмутимым «И что?».

 

В буддистских храмах в Японии спокойно торгуют (с кассовыми аппаратами, что, разумеется, бездуховность), носятся и орут дети, устраиваются рок-концерты (это вообще ни в какие ворота). Вековые устои стоят себе, не падают. Сейсмоустойчивые они.

 

 

Либеральное язычество

Как они до такой жизни докатились? Один мой знакомый востоковед как-то сравнил Японию с актинией. Сидит она себе тихо на дне моря, видит – проплывает мимо из Китая какое-нибудь конфуцианство. Она это конфуцианство хвать – и присвоила. Проплывает дальше буддизм. Она и его скушала. Приплыл из Испании святой (впоследствии; тогда еще не очень святой) Франсиско Ксавьер с христианством в XVI веке – Япония и его присвоила с потрохами. С христианством дело пошло особенно быстро, принимали его все подряд. Сложился даже класс христиан-самураев; более десятка даймё (大名, владетельные князья) приняли новую религию и поместили распятие на свои фамильные печати.

 

Но вот именно с христианством японская веротерпимость и дала, в конце концов, сбой. Во-первых, сёгуны (将軍, «военачальники»; что-то вроде великих князей, боровшихся за право объединить страну под своим началом) не без оснований воспринимали христиан как проводников политики растленного Запада. Европейские миссионеры прибывали в «варварские» земли с увесистой политической платформой. На дворе была эпоха активной колонизации, а становиться колонией японцам не очень хотелось. Во-вторых, даймё-христиане вели себя чересчур независимо, а в период Сэнгоку (戦国, «сражающиеся царства»; местная феодальная раздробленность) лояльность феодалов была вопросом выживания в кровопролитных войнах. В-третьих (и в главных), христианство быстро распространялось, и делало это в лучших традициях тогдашнего миссионерства. Крестили скопом, целыми деревнями, подчас насильственно. Врывались в буддистские и синтоистские храмы, опрокидывали «идолищ поганых» и глумились над святынями (привет Pussy Riot), чем причиняли моральные страдания верующим и подрывали духовные основы. Христиане ставили под вопрос авторитет сёгунов («чтобы христиане подчинялись этим многобожникам?») и просто всячески вредили дзэн-буддизму, самодержавию и народности. Такого в Японии еще не видывали.

 

Свирепый сёгун Ода Нобунага терпел, а его преемнику Тоётоми Хидэёси это надоело, и он христиан вырезал к чертовой бабушке. Самых неистовых служителей культа распяли (все-таки Россия далеко ушла от средневековой Японии в плане гуманизации правосудия), множество простых верующих покрошили в капусту, остальных заставили плюнуть на распятие и вернуться в лоно родной веры.

 

Этот кровавый эпизод был даже в суровой Японии скорее исключением из правила. Все-таки христиане изрядно лезли на рожон. Впоследствии новая Япония мирно впитала христианство чуть ли не всех деноминаций (вплоть до российского православия, последователей которого в Японии сейчас около 30 000 человек), были и премьер-министры, исповедующие эту религию (это пока в Америке линчуют негров и всерьез интересуются религиозными предпочтениями Обамы), открывались христианские университеты.

 

Есть интересное объяснение японской религиозной терпимости. Японцы – язычники. Они верят в «ками», богов-духов, по сути – одушевленные силы природы. Ками очень много, чуть ли ни в каждом камне и деревце есть свой. В таких условиях воевать с другими за «верховенство» своего (или своих) ками – чистое безумие. Они ведь друг другу не мешают, их «профессиональные интересы» не пересекаются.

 

Древние римляне, когда, наслушавшись Катона Цензора, пошли-таки завоевывать Карфаген, на полном серьезе молились карфагенским богам. Они их заманивали. Предлагали дезертировать и поддержать Рим в войне. Судя по тому, что Карфаген пал, местные боги поддались искушению и переехали в Рим. Ну и римляне в долгу не остались. Хотя уже позднее были отдельные граждане вроде поэта Ювенала, жаловавшиеся на то, что в Рим понаехала прорва чужих богов, Митры всякие с Изидами.

 

Если Гомер нам не врет, Зевс и Гера в Троянской войне болели за разные команды, но ни пышнокудрым данаям, ни конеборным троянцам не пришло в голову нестись из окопа в атаку «за Зевса, за правильную греческую мифологию».

 

 

Общество без греха

Японские отношения с божествами очень сильно напоминают древнеримские верования. И тут и там – чисто договорные отношения: я тебе быка в жертву, ты мне урожай по осени. В Японии на статуи бодхисаттв-дзидзо надевают шапочки, чтобы не замерзли. Потому что в обмен на это дзидзо защитят путников в дальней дороге. Если ты богов регулярно умасливаешь, живи себе спокойно, они помогут. Большего боги не требуют. Ни круглосуточного поклонения, ни нравственного совершенства.

 

Это рождает совершенно особую мораль. Например, в японскую культуру очень трудно внедрялось христианское понятие греха. В ней есть только категории «должно – не должно», и конкретное действие оценивается в этих рамках по обстоятельствам.

 

Скажем, в нашей парадигме пьянство – грех, нечто универсально плохое. А вот пример из Японии. На лекции 3 января (лекция 3 января, оцените) наш профессор рассказывает, как он под Новый год доблестно напился с коллегами до беспамятства и добрался до дома в буквальном смысле на двух лаборантках с кафедры. Вопрос знатокам: чем встретит жена в стельку пьяного мужа, приехавшего домой на двух девицах? Неправильно, она его уложит спать и утром будет жалеть и лечить от похмелья. Новый год же, время расслабиться. Такие обстоятельства.

 

В пятницу вечером на улицах Токио выпадают пьяные в стельку сарариманы (офисные работники), возвращающиеся с бесконечных номикаев (попоек с коллегами). Полицейские бережно придают им вертикальное положение и отправляют домой. Пятница, время отдыха. Можно и выпить. И даже напиться.

А вот придешь ты с бодуна на работу – нет тебе прощения. Совершил недолжное, стыдись. Санкцией за проступки работает именно стыд, а не обещания геенны огненной и гнева богов. И хорошо, кстати, работает – в Японии (очень пьющей стране) почти нет проблемы алкоголизма. Пить – не грех. Стыдно пить, когда не положено.

 

Другой пример – сексуальная мораль. Думаю, нет нужды говорить, что западное ханжество здесь и не ночевало. Аристократы эпохи Хэйан тысячу лет назад обменивались любовными стихами, не особо интересуясь полом своих корреспондентов. Пропаганда гомосексуализма и транссексуальности стояла такая, что никакого депутата Милонова не хватило бы ее искоренить. Между тем, моральные устои и семья от этого не страдали: у нормального самурая была жена для дома и продолжения рода, гейша для духовных потребностей, и женщины (али мужчины) легкого поведения для легкого поведения. Называть естественные потребности грехом японцы не додумались, но дождь из серы на них за это не пролился. Гуляй сколько хочешь, но помни о долге: перед семьей, кланом и государством. Выполнил долг – свободен.

 

Я сознательно упрощаю картину, но общая идея, думаю, понятна. При всеобщей религиозности в Японии нет религиозной нетерпимости. В условиях примата общественного над частным, частная жизнь индивида весьма и весьма свободна. Никто не говорит про главенствующую роль синто в становлении японской государственности. Никто не думает, что современная молодежь разложилась и мало ходит в храмы. Молодежь, и правда, ходит редко, в основном – помолиться об успешной сдаче экзаменов. Чисто договорные отношения, как и было сказано. Общество из-за этого не падает. Я постоянно работаю с криминальной статистикой, и вот что можно констатировать: число насильственных преступлений на 10 000 населения в Японии одно из самых низких в мире. Намного ниже, чем в насквозь религиозной Америке. Когда у нас в России (сопоставимой по населению с Японией) будет 600 убийств в год на всю страну?

 

 

Эпоха безразличия

Был в новейшей истории Японии один характерный эпизод, при котором духовные устои не просто пошатнулись, они были сожжены. В 1950 году 22-летний монах Хаяси Ёкэн сжег храм Кинкакудзи (он же – Рокуондзи, он же – Золотой храм из романа Мисимы) в Киото. Парня посадили. Но не за экстремизм, покушение на вековые устои или оскорбление чувств верующих. За поджог. Правда, в итоге выпустили, признали душевнобольным.

 

Был и эксперимент с «особой ролью» религии в государственном строительстве: в эпоху милитаристского угара синто провозгласили государственной религией. Кончился этот угар, как известно, очень трагично для Японии. Люди этого не забыли, и ныне принцип отделения государства от «церкви» соблюдается безукоризненно.

 

Может, главный урок японской светскости вот в чем. Люди уважают частное пространство друг друга (как мой редактор в «Слоне» предлагает поступать и в России). Через эту призму панк-молебен в Храме Христа Спасителя кажется той же инквизицией, только в профиль. Идея о том, что можно ворваться в частное пространство другого с требованием неприкосновенности своего частного пространства, кажется попросту абсурдной.

 

Чтобы быть толерантным, общество не должно состоять из атеистов. Толерантность не отрицает религиозности и не разлагает общественную мораль. Первый шаг к мирному сосуществованию, как это ни парадоксально, – безразличие к тому, что делает сосед за стеной. Вот такая история.

 

Блог токийца.

Link to comment
Share on other sites

Ндя...

Странный текстик...

 

Автор не видит разницы между Верой и Религией...

Этот текстик в чем-то созвучен оказался с тем, что мне давеча рассказывал индийский путешественник. Его впечатления об Индии, индийских религиозных устоях, верованиях и прочем из этой области. Мы вот с нашим европейским менталитетом определили - вера и религия суть вещи разные. А вероятно существуют варианты.
Link to comment
Share on other sites

Понимаешь.

 

Попытка применить термин "религия" к Ведам...или к Синто,

как к их разновидности,...или к любому из вариантов Индуизма,

Буддизма или Конфуцианства или других пост-ведических культов

- не правомерна...

 

По сути - религия есть только одна - христианская...

Некоторые признаки религии - можно найти в иудаизме и исламе...

 

Главный признак религии - системность и стремление взять на себя

как можно больше функций в управлении народом/страной.

 

Но в чем ты права - так в необходимости отказа от каких-то стандартных

т.с. "европейских" взглядов на философию и культуру чужих народов...

Link to comment
Share on other sites

Автор не видит разницы между Верой и Религией...

Дело вовсе не в этой разнице в данном случае.

Меня всегда привлекала и очень радовала религиозная толерантность Японии. Человек имеет право верить и верит в то, что ему ближе и находит отклик в душе. Он исповедует ту религию, какую считает нужной (хоть две, хоть три) и ни у кого это не вызывает ни раздражения, ни осуждения. По-моему это прекрасно и вызывает восхищение!

Link to comment
Share on other sites

  • 5 months later...

Фильм - "Белый викинг"

Год: 1991

Страна: Дания, Швеция, Норвегия

Норвегия в 10-ом столетии. Аскур, сын правителя Исландии женится на Эмбле, дочери одного из землевладельцев в Норвегии, на языческой церемонии.

Король Олав, безжалостный христианин, хочет уничтожить все следы нехристианских верований и захватил невесту прямо во время церемонии.

Чтобы освободить Эмбл, Аскур должен пойти в Исландию и преобразовать там мечом или словом языческую веру соплеменников в христианскую.

Но оскорбленный Аскур приготовил свой меч и для короля Олава.

 

Молодцы потомки викингов...

Не побоялись показать(в отличие от славян) - как огнем и мечем крестили...

http://sovietcinema.ru/history/1209-belyy-viking.html

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

На все вопросы есть ответы. В рамках религии. А вот такого нет :" На все вопросы рассмеюсь я тихо, на все вопросы не будет ответа..." - такой подход мне лично ближе. Ну или тапком по голове от Учителя. Чтоб просветление наступило. По-нашенски, по дзенски.

вы буддист? а на счёт вопросов и ответов в религиях - это спорный вопрос. Ответить можно всегда и на всё, но если человек не раб религии и голова работает, возникают сомнения. во многих религиях сомнения считаются грехом. а я считаю сомнения неотъемлимой частью мыслительного процесса.

правильно вы сказали про рамки - рамки, как и сам закон, это ограничение в познании и разделение истины на добро и зло.

Link to comment
Share on other sites

вы буддист? а на счёт вопросов и ответов в религиях - это спорный вопрос. Ответить можно всегда и на всё, но если человек не раб религии и голова работает, возникают сомнения. во многих религиях сомнения считаются грехом. а я считаю сомнения неотъемлимой частью мыслительного процесса.

правильно вы сказали про рамки - рамки, как и сам закон, это ограничение в познании и разделение истины на добро и зло.

Несколько странно - "во многих религиях"...

Их по сути - всего 2 - христианство и ислам...и в какой-то мере - иудаизм...

И грехом - являются сомнения в религиозных постлатах - только в христианстве

и исламе...как впрочем - и рамки, о которых вы пишите...

Link to comment
Share on other sites

А шо такое? Вам не нравится философия? Или евреи(не дай Бог) ?

ну философия существует сама по себе и у всех разная, а на вкус и цвет...

на счёт евреев как нации у меня нет никаких предубеждений, если они конечно сами не считают себя выше всех людей. есть конечно некоторые национальные особенности, с детства у меня с ними общение, сейчас клиенты. им трудно сказать прямо, если что-то не нравится, начинают искать тонкие политические ходы, которые им же и мешают в последствии.

Link to comment
Share on other sites

Несколько странно - "во многих религиях"...

Их по сути - всего 2 - христианство и ислам...и в какой-то мере - иудаизм...

И грехом - являются сомнения в религиозных постлатах - только в христианстве

и исламе...как впрочем - и рамки, о которых вы пишите...

ну да, ели упростить и не вдаваться в подробности, в авраамических религиях сомнения - это грех.
Link to comment
Share on other sites

ну да, ели упростить и не вдаваться в подробности, в авраамических религиях сомнения - это грех.

А если не упрощать?

 

И взять самую сложную - иудаизм - выяснится, что сомнения

- не просто норма...но даже и приветствуются ...

Link to comment
Share on other sites

ну философия существует сама по себе и у всех разная, а на вкус и цвет...

на счёт евреев как нации у меня нет никаких предубеждений, если они конечно сами не считают себя выше всех людей. есть конечно некоторые национальные особенности, с детства у меня с ними общение, сейчас клиенты. им трудно сказать прямо, если что-то не нравится, начинают искать тонкие политические ходы, которые им же и мешают в последствии.

Я конечно не знаю, поняли Вы или нет,

но на данном Форуме наверно 1/4 евреи.

Ну или просто израильтяне...

Link to comment
Share on other sites

А если не упрощать?

 

И взять самую сложную - иудаизм - выяснится, что сомнения

- не просто норма...но даже и приветствуются ...

иудаизм и каббала это одно и тоже? там ведь основа танах? или я ошибаюсь?
Link to comment
Share on other sites

иудаизм и каббала это одно и тоже? там ведь основа танах? или я ошибаюсь?

ТаНаХ - это основа иудаизма...

 

А Каббала - эзотерическая часть иудаизма...

Link to comment
Share on other sites

Я конечно не знаю, поняли Вы или нет,

но на данном Форуме наверно 1/4 евреи.

Ну или просто израильтяне...

Настя, мне честно говоря всё равно какой человек нации, лишь бы был человек хороший. И если люди не относятся к другим нациям с предвзятостью. Я русская, из России, Челябинск, это где метеорит упал в феврале. В детстве у меня была подруга еврейка, мы с ней не знали тогда ещё о различии наций, а её мама запрещала ей со мной дружить, была предвзятость. Они уже давно в Израиль уехали, а она потом в Канаду перебралась, там замуж вышла, сейчас переписываемся.
Link to comment
Share on other sites

ТаНаХ - это основа иудаизма...

 

А Каббала - эзотерическая часть иудаизма...

т.е. иудеи и каббалисты - это разные религии? или религия и учение? как правильнее?
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share


×
×
  • Create New...