Перейти к публикации
Форум - Замок

Сурт и Синмара


Рекомендованные сообщения

Синмара: супруга Сурта 

 
Синмара, или Синмора, — королева Муспелльхейма, мать огненных великанов. Ее имени предлагали множество самых разных толкований — от «тлеющих углей» до «бледной ночной кобылы». Некоторые утверждают, что на самом деле Синмара — это сам Сурт в женском обличье, и даже если вам удастся застать их вдвоем, говорить с вами все равно будет лишь кто-то один из них, потому что в магическом смысле они — единая сущность. Другие говорят, что Сурт разделился на две ипостаси, чтобы породить племя огненных великанов. Третьи рассматривают их как две совершенно отдельные сущности, полагая, что происхождение Синмары попросту неизвестно. 
 
Синмара — подруга Менглёд, богини-целительницы, обитающей на горе Лювьяберг. В своей горной крепости Менглёд хранит в особых «жарких покоях», в сундуке, запертом на девять замков, магический огненный посох или меч Лэватайн. Менглёд приняла его на хранение по просьбе Синмары, но и ей самой этот меч приносит пользу, излучая целительное тепло для тех, кто в нем нуждается. Синмара — плясунья, вытанцовывающая энергии огня. Призвание к работе с ней чувствуют лишь немногие, и большинство из них — танцоры или представители других творческих профессий. 

Автор: Рейвен Кальдера (c) 
Перевод: Анна Блейз (с) 
Источник: "Книга йотунов: работа с великанами Северной традиции"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

СИНМАРА 
 
О Синмаре очень мало информации. Единственный источник в котором она упоминается, это Песнь о Свипдагре. 
 
Синмара, или Синмора, — королева Муспелльхейма, мать огненных великанов. Ее имени предлагали множество самых разных толкований — от «тлеющих углей» до «бледной ночной кобылы». Некоторые утверждают, что на самом деле Синмара — это сам Сурт в женском обличье, и даже если вам удастся застать их вдвоем, говорить с вами все равно будет лишь кто-то один из них, потому что в магическом смысле они — единая сущность. Другие говорят, что Сурт разделился на две ипостаси, чтобы породить племя огненных великанов. Третьи рассматривают их как две совершенно отдельные сущности, полагая, что происхождение Синмары попросту неизвестно. 
 
Синмара — подруга Менглёд, богини-целительницы, обитающей на горе Лювьяберг. В своей горной крепости Менглёд хранит в особых «жарких покоях», в сундуке, запертом на девять замков, магический огненный посох или меч Лэватайн. Его можно обменять на золотой Серп — перо птицы Видофнира. Менглёд приняла меч на хранение по просьбе Синмары, но и ей самой этот меч приносит пользу, излучая целительное тепло для тех, кто в нем нуждается. 
 
Синмара — плясунья, вытанцовывающая энергии огня. Призвание к работе с ней чувствуют лишь немногие, и большинство из них — танцоры или представители других творческих профессий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 месяца спустя...

СУРТ.

Сурт — Король Огня в скандинавской мифологии, Владыка Муспелльхейма, мира огненных великанов. Вначале не было ничего, кроме зияющей черной бездны Гиннунгагап, но затем из тьмы явился Сурт со своим пламенным мечом. Этим мечом он коснулся темной земли, и та озарилась и превратилась в Мир Огня. Затем огненный мир сблизился с первозданным Миром Льда, Нифльхеймом. Когда огонь Муспелльхейма согрел промерзшую землю Нифльхейма и растопил лед, из-подо льда вышел первозданный инеистый великан Имир, а с ним — Великая Корова, Аудумла. Так, согласно скандинавскому мифу, все живое родилось от союза огня и льда.

Дети Сурта — огненные великаны — в конце концов встретились с детьми Имира и стали вступать с ними в браки. Наследие Сурта дает о себе знать во многих огненных великанах младших поколений — таких, как Фарбаути и его сын Локи. Сурт — самый древний из ныне живущих обитателей Девяти миров. Он стоял у истока миров, озаряя тьму своим огромным мечом (или, быть может, посохом) из огня и света. Имя этому мечу — Лэватайн. Сам Сурт редко соглашается говорить о том, откуда он взялся или что привело его в этот мир; и, по правде сказать, это еще один из вопросов, задавать которые ему было бы глупо. Он весьма вспыльчив, и если вы его рассердите, то обеспечите себе неприятности с огнем на несколько недель вперед.

Сурт — приемный отец Локи, вырастивший его как собственного сына. Говорят, что когда Лаувейе, матери Локи, настал срок разродиться, она пришла в Муспелльхейм и легла в самый большой очаг в доме Сурта. Сурт тесно общается с Хелой (и относится к ней с большим уважением). Их объединяет, так сказать, совместный проект: строительство великого Корабля Рагнарёка — Нагльфара. Хотя Сурт гораздо старше Хелы, он, подобно многим другим этинам, величает ее Госпожой.

Сурт знает все о свойствах огня любого рода и в особенности (хотя об этом мало кто с ним говорит) — о том первозданном огне, из которого сделаны звезды. Глубина его познаний о солнцах и звездах за пределами Девяти миров не просто изумляет, но и заставляет всерьез задуматься о его происхождении. Разумеется, он сведущ и во всем, что касается тепловой тяги и энергии.

Как утверждается в «Прорицании вёльвы», если настанет Рагнарёк, то Сурт и его дети объединятся с легионами мертвецов из мира Хелы и выступят сообща против сил Асгарда. Предсказано, что, если это случится, то Сурт убьет бога Фрейра: когда-то Фрейр отдал свой меч в качестве выкупа за невесту, и из оружия у него остался только олений рог. В завершение Рагнарёка пламя пожрет весь мир, но Сурт возродит его вновь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

ДАРЫ ДЛЯ СУРТА

 

Сурт дарует энергию и отвагу, разжигает внутренний огонь. Он — та сила, которая раздувает в нас искру стремления к цели, когда мы теряем мотивацию к действию. Танцоры и музыканты особенно милы его сердцу и могут обращаться к нему с просьбами о вдохновении. Кроме того, Сурт учит врачевать при помощи огня.

 

Цвета: красный, оранжевый.

 

Символы: огонь.

 

Убранство алтаря: большие красные свечи или, еще лучше, жаровня. Куски лавы, кремень и кресало, пепел, обгоревшие ветки, медные сферы. Из растений — утесник, хрен, крапива, ясенец белый. Руна Квеорт.

 

Пища и напитки: любые продукты, обжаренные до черноты. Свежие фрукты, лучше всего — цитрусовые.

 

Служение: сжигайте старые вещи, в которых больше нет необходимости. Научитесь разводить огонь при помощи кремня и кресала или каким-нибудь другим «первобытным» способом. Учитесь работать со стихией Огня.

 

Чего делать нельзя: помещать на алтарь зеленые растения; располагать алтарь поблизости от алтарей асов, в особенности Одина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

УРОК СУРТА: ОГОНЬ 

Корби Петуленгро

 

Сурт невероятно стар и по-своему довольно капризен. Во многих других пантеонах и культурах Первозданный Светоносец представляется в ангельском и безукоризненно благом обличье, но у нас, в Девяти мирах, роль Первозданного Светоносца отведена угрюмому и вздорному огненному великану. В одной из своих ипостасей Сурт близок к стереотипному образу огненного великана (хотя, если учесть, что все огненные йотуны — его потомки, он не столько стереотип, сколько прототип), который мерзостно хохочет и швыряется огненными шарами во все, что подвернется под руку, словно сам процесс разрушения доставляет ему удовольствие. Но есть и другая ипостась, в которой он может долго мерить вас надменным взглядом, а потом внезапно, безо всякого перехода, с ослепительной щедростью метнуть вам прямо в руки клубок дармовой творческой энергии — вжик! И вы останетесь стоять, перебрасывая с руки на руку этот раскаленный мяч и спешно прикидывая, для какой бы высокой цели его использовать, пока он вас не спалил или не прогорел. Сурт прямолинеен, речи его просты и почти грубы, и поначалу я чуть было не совершила ошибку, недооценив мрачные глубины его ума. Но все-таки я одумалась вовремя.

 

Есть у Сурта и еще одна ипостась, более древняя. Эта его сторона открывается в те мгновения, когда он внезапно умолкает посреди разговора и темнеет, как будто покрываясь черной копотью, а взгляд его глаз, невероятно древних, теряет сосредоточенность и устремляется куда-то вдаль, сквозь меня. И тогда он может сказать нечто такое, от чего я вспоминаю, что эти его другие, более поверхностные ипостаси — не более чем маски, под которыми таится непостижимая сущность, рожденная из тьмы, пробившая первую брешь в бездне Гиннунгагап и сотворившая Муспелльхейм, от тепла которого произошла вся жизнь в Девяти мирах. Еще я вспоминаю, что он старше Урд — самой древней из ныне живущих инеистых великанов: ее рождение он наблюдал издалека, из своего мира. Как-то раз Сурт рассказал мне, что после того, как Урд сошлась с двумя братьями и родила двух дочерей, он отправил к ней одного из собственных сыновей, чтобы тот стал отцом ее первого сына, а потом, со временем, вывел инеистых турсов в новые миры. И еще я вспоминаю, что он не только породил жизнь в Девяти мирах, но и положит ей конец. Именно от Сурта и ни от кого иного зависит, когда разразится Рагнарёк. Именно на нем лежит ужасный долг завершителя всего сущего.

 

Бывает так, что я захожу в тупик в своей творческой работе и чувствую, что не могу продвинуться дальше ни на шаг, сколько бы ни кляла себя и ни рвала на себе волосы. В подобных случаях Сурт иногда приходит мне на помощь. Он подбрасывает мне крошечную искру того первозданного творящего огня, который некогда озарил бездну Гиннунгагап. Точнее, она кажется крошечной, когда срывается с его пальцев, но пока летит ко мне, успевает превратиться в полыхающий огненный шар. Чтобы принять такой подарок, приходится реагировать с бешеной скоростью: в какую-то долю секунды я должна успеть раскрыть нараспашку все чакры, и остается только молиться, чтобы этот огонь меня не спалил. Дожидаться, пока я подготовлюсь, Сурту недосуг: либо я открываюсь сразу, снося к чертовой матери все блоки, либо так и остаюсь сидеть в своем промерзшем тупике и страдать. А разница в размерах, о которой я упомянула выше, — это на самом деле обман зрения. В действительности та искра вовсе не разрастается по дороге от его пальцев до моего живота. Штука в том, что Сурт и впрямь огромен, а я — всего лишь простая смертная.

 

Вы, наверное, скажете, что с его стороны это слишком жестоко — вот так швырять кому-нибудь искру, не заботясь о том, сожжет она человека или нет. И да, я отдаю себе отчет, что его это действительно не волнует. Его устраивает любой исход. Мне

 

встречались люди, сгоравшие от таких искр, поглощенные своей творческой работой до такой степени, что все остальное — и собственное тело, и здоровье, и близкие люди — теряли для них всякое значение. Но Сурт только пожимает плечами: те из них, кому все же удается довести свою работу до конца, оставляют такой прекрасный след во вселенной! А там хоть трава не расти. Сострадание Сурту чуждо. В его задачи оно не входит.

 

Но когда я все-таки открываюсь этой искре, я на мгновение превращаюсь в истинную дочь Синмары, горящую жаждой претворять непроявленное в жизнь. Огонь рвется с кончиков моих пальцев в музыку, в живопись, в слова, пылающие на бумаге. Поначалу мне было привычнее думать о сыновьях Сурта как о разрушительных сторонах Огня, а о дочерях Синмары — как о созидательных. Но потом Сурт решил, что я слишком долго цеплялась за эту иллюзию, и испепелил ее на месте. «Дура!» — сказал он мне и преподал такой урок, что мне стало стыдно. Я-то думала, что понимаю суть творения и творчества, а оказалось, что я не знаю ровным счетом ничего. Огонь Муспелльхейма, с которым я уже так давно работала, на самом деле нельзя разделять подобным образом. И в этом — по словам Сурта — заключается первая Тайна Огня, которая кажется самой простой из всех, но постичь которую по-настоящему очень трудно.

 

(И несколько слов о гальдре Сурта: тот вариант, который я прилагаю, состоит из одной начальной строки, первой строфы, рунического пения и заключительной строки, повторяющей начальную. Если вы работаете с Суртом и получите его разрешение, вы сможете петь эту песню, и учтите, что это — самый минимум условий, необходимых для того, чтобы ее петь… но если вы все будете делать правильно, то между строфой и рунами появится еще один раздел. Он будет срываться с ваших губ сам по себе и всякий раз будет другим, новым. Он будет идти напрямую от Огня Сурта. Ах да, и еще: когда вы будете петь эту песню, обязательно нужно смотреть на какой-нибудь огонь — хоть бы даже на обычную свечу.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

СУРТ И ВРАЧЕВАНИЕ

 

Впервые я встретилась с Суртом довольно неожиданно. Прежде я никогда не пыталась обращаться к Нему и не искала Его внимания, хотя и не питала к Нему никакой неприязни. Просто у меня не возникало потребности с Ним познакомиться. Но несколько месяцев назад я лечила одну свою подругу, и она попросила провести для нее сеанс рэйки. Вообще я не очень люблю рэйки, но умею работать по этой методике: я прошла обучение и получила третью ступень. И вот я кладу руки ей на бедро (а оно у нее очень болело), и тут передо мной внезапно появляется Сурт и спрашивает: «Тебе помочь?»

 

Он держался дружески и участливо и ничего не попросил взамен. Я удивилась, но приняла Его помощь. Позже подруга сказала, что во время сеансов рэйки с ней еще никогда такого не бывало: оказывается, руки у меня стали невероятно ГОРЯЧИМИ (но не обжигали, а только грели), а боль ушла почти мгновенно. Я объяснила ей, Кому именно следует сказать спасибо. После этого случая Сурт еще несколько раз предлагал свою помощь в лечении, и мы с Ним неплохо сдружились. Он со мной откровенен, говорит очень просто и понятно и уже научил меня лучше управлять моими внутренними энергиями.

 

Похоже, Ему пришлась по нраву моя йотунская часть — тот свирепый дикий зверь, которого я надежно держу взаперти. Сурт учит меня разным способам общения с огненными этинами и отдает должное моему танцевальному прошлому (я посвятила танцам тринадцать лет своей жизни). Он показал мне, как связаны между собой энергия и ритм, тепло и движение, и в конце концов с помощью этих новых знаний я исцелилась от последствий тяжелого астрального ранения («стрелу» удалось вытащить, но мои энергетические структуры пострадали и нуждались в долгом лечении). Он даже предложил мне погостить в Муспелльхейме. Подозреваю, что Он заинтересовался мной в основном из-за моей дружбы с Его приемным сыном, Локи.

 

Галина Красскова

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

УРОК СУРТА: ТВОРЯЩАЯ ИСКРА И РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ПЛАМЯ

 

Хочешь узнать секрет Огня? Сунь в него руку. Но, впрочем, где гарантия, что это тебя чему-то научит? Если простого наблюдения за природой Огня (а, значит, и за солнцем, за светом и за всем, из чего слагается зрение, за теплом своего тела, согретого огнем химических процессов, за солнечным светом, которым питаются листья и травы, за подземной магмой и так далее) тебе недостаточно, то ничего не попишешь… придется мне сказать это прямо. У Огня (в отличие от Воды, Земли или даже непостоянного Воздуха) нет никаких секретов, никаких глубоких тайн. Огонь ни от кого ничего не скрывает. Свою тайну он пишет огромными буквами повсюду, куда дотянется, — на всем Творении, на всем Разрушении: «Я здесь был. Я это сделал». И ты не замечаешь этого лишь потому, что не смотришь как следует.

 

Вот и весь секрет. Вы, смертные, вечно пытаетесь отделить творение от разрушения. Это, говорите вы, две разные силы; они, мол, противоположны друг другу и не могут действовать одновременно в одном и том же месте. Но вы это говорите только потому, что на самом деле вам очень этого хочется — отделить одно от другого. Вам даже кажется, что вы это можете. Но если бы даже и смогли, это была бы катастрофа. На самом деле эти силы — не противоположности. И даже не две стороны одной медали. Эти две силы — одно и то же.

 

Вот чему учит огонь. Если он может созидать, то может — и будет — разрушать, и не попеременно, а одновременно. Каждый совершенный выбор кладет начало чему-то новому, но в то же время уничтожает все остальные, не выбранные варианты. То, что излучает свет и тепло, непременно должно для этого поглощать что-то другое. Та жизнь, которую ты проживаешь, могла бы оказаться жизнью какого-то другого существа, которое так и не родилось из-за того, что родилась ты. Но даже если и нет, твоя жизнь все равно неизбежно приведет к смерти — твоей собственной. Одного без другого не бывает, потому что все это — одно и то же. Вам, смертным, не понять этого нутром; вам кажется, что мир линеен. Это простительно — ваши жизни и сами по себе слишком коротки, и, вдобавок, перемежаются забытьем смертей. Я спорил об этом с Урд, но она, похоже, думает, что это важно — чтобы вы постоянно забывали и начинали все с начала. Так что приходится всякий раз учить вас заново. Может, хоть ты уже запомнишь на этот раз окончательно?

 

Так вот, когда станешь петь эту песню, которую я через тебя передал, помни о том, что всякий акт творения, в который ты вложишь эту искру, одновременно будет и актом разрушения, и все это — под твою ответственность. И помни: тому, кто отказывается использовать этот огонь, нет никаких оправданий! Не забывай, это ведь я породил все эти миры, — ну и ты знаешь, что мне придется сделать, если все это состарится, устанет и окончательно разладится. Но разве это значит, что лучше было бы и не начинать? Вот еще! Да с чего бы это? Не о чем тут жалеть. Полыхнет-то так, что оно того стоит.

 

 Корби Петуленгро

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

МОЛИТВА СУРТУ О ДАРОВАНИИ ОТВАГИ.

 

Будь славен, Дед Огня,

 

Владыка дымных черных побережий,

 

Владыка выжженных пустынь,

 

Владыка мрака, жгущего глаза,

 

Владыка пляшущих гигантов,

 

Которых вижу я в лесном пожаре,

 

Когда трещат и рушатся стволы.

 

Деревья говорили мне (ты знаешь?),

 

Что их мечта — благая смерть в огне,

 

Что это их священный, высший миг,

 

Валгалла их: сгореть, и стать золой,

 

И усладить поля, сплясав последний

 

Прекрасный танец. Сурт, Господь Огня,

 

Даруй отвагу мне для этой пляски!

 

Дай мне раскрыться настежь этой силе,

 

В которой все сгорает, что отжило

 

И близится к концу; и если надо

 

Пожертвовать еще живой частицей,

 

То помоги мне боль принять с восторгом

 

И знать, что этот пепел прошлой жизни —

 

Мой дар Земле, и всем ее созданьям,

 

И силам, возрождающим из пепла.

 

О Дед Огня, ты любишь мать мою

 

Как собственную внучку, — улыбнись мне

 

И направляй меня на том пути,

 

Что мне сужден.

 

Рейвен Кальдера

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Настя изменил заголовок на Сурт и Синмара
  • 4 недели спустя...

СУРТ.

 Эбби Хеласдоттир «shadowlight.gydja.com»

Сурт скачет первым,

 

а впереди и позади него полыхает пламя.

 

Славный у него меч:

 

ярче свет от того меча, чем от солнца.

 

В космологии рёкков планетной сферой Марса и стихией Духа управляет Сурт Черный. Происхождение Сурта теряется во тьме времен: уже на заре всего сущего он обитал среди первозданных огней Муспелльхейма. Первородство Сурта иногда толкуют как указание на то, что в древности, до того, как появились пантеоны асов и ванов, он почитался как один из важнейших богов — возможно, наряду с Хелой. Он был живым воплощением огней Муспелльхейма, а Хела — льдов Нифльхейма.

 

В более поздних мифах Сурт предстает как правитель Муспелльхейма, владыка его глубоких долин. И он же — страж этой безводной земли, стоящий у врат ее со своим огненным мечом, свет которого затмевает сияние самой богини солнца. «Великий Суртур с огненным мечом, / Страж Муспеля, у южных врат стоял, / Он рассыпал вокруг небесный свет, / Живительное пламя исторгал» (Джулия Клинтон Джонс, «Вальгалла»).

 

Муспелльхейм — это царство созидания и разрушения. Искры, вылетевшие из него когда-то, были укреплены на небе и стали звездами; и из него же были взяты и впряжены в две колесницы два огненных диска, поныне странствующие по небу как солнце и луна. Таким образом, Сурт обладает силой творца; ему принадлежит не только огонь, положивший начало многим изобретениям, но и, что гораздо важнее, сам огненный дух созидания и новых открытий. В космологии рёкков со стихией Огня отождествляется Локи. Сурт — могущественное огненное создания, но из стихий ему лучше соответствует не Огонь, а Дух, лежащий в основе всего бытия. Сурт — квинтэссенция духа рёкков; самая суть его — это суть творения и разрушения. Он существует от начала времен, и его мир породил звезды, солнце и луну. Из его владений вырвался первозданный огонь, смешавшийся с первозданным льдом Нифльхейма в бездне Гиннунгагап. Но он же в конце концов и уничтожит все, что сотворила Природа. В завершение Рагнарёка, последней битвы на поле Вигрид, Сурт осыпает своими огненными факелами небеса, землю и все Девять миров — и мироздание сгорает дотла: «…пламя бушует / питателя жизни, / жар нестерпимый / до неба доходит». Так гибнет все живое, кроме тех немногих, кому удалось спрятаться под корнями Мирового Древа, и еще нескольких сущностей, в которых Вирд обрел самое чистое выражение. Сурт тоже выживает, ибо он сам — огонь, а потому не может погибнуть от огня. Этот рёкк — дух творения и разрушения — переходит в новый мир как олицетворение космического закона.

 

Некоторые ассоциируют огненные факелы Сурта и самого Сурта с кометами. В описании Рагнарёка из «Видения Гюльви» говорится: «В этом грохоте раскалывается небо, и несутся сверху сыны Муспелля. Сурт скачет первым, а впереди и позади него полыхает пламя. Славный у него меч: ярче свет от того меча, чем от солнца». Этот эффектный образ и впрямь напоминает пылающую комету. Как и Сурт, комета — сила одновременно и разрушительная, и созидательная. Кроме того, Сурт связан с вулканами; в честь него получил свое название один из самых молодых в мире вулканических островов — остров Суртсей у побережья Исландии.

 

Астрологическое соответствие Сурта — созвездие Волопаса и, в особенности, ярчайшая звезда этого созвездия, Арктур. Плиний называл ее «horridum sidus» («ужасная звезда», «косматая звезда» или «звезда, несущая бури»), а Гиппократ утверждал, что на восходе она пагубно влияет на всякого, кто имел несчастье заболеть в это время.

 

Неблагоприятный характер носит эта звезда и в мифах лапландцев, играя роль, схожую с той, которая отведена Сурту в Рагнарёке: «Когда Арктур собьет своей стрелой Северный Гвоздь в последний день, небо рухнет и раздавит землю, и от него загорится весь мир». В этом пророчестве присутствует мотив, общий для многих астральных мифов, — мотив лука и стрел как орудий некоей космической катастрофы или перемены. Но что самое замечательное здесь — так это тесная параллель между ролью Арктура и ролью, которая отводится Сурту в скандинавском мифе о Рагнарёке. К тому же, в астрологии созвездие Волопаса наделяется теми же характеристиками, что и Марс, планета Сурта.

 

Сурт и его многочисленные отпрыски, сыны Муспеля, постоянно враждовали с асами. Это вполне понятно: ведь они в глубокой древности сами были богами, пока асы их не вытеснили. После того, как утвердился культ асов, огненных великанов стали демонизировать, как это происходит при смене мифологических и религиозных парадигм. Этот переход из одной духовной парадигмы в другую можно проиллюстрировать матриархальным толкованием имен «Муспель» и «Муспелльхейм». Согласно одной из интерпретации, «Муспель» — это искаженное «Mut-spell», «материнское проклятие»: огненный мир и его обитатели исполняют вирд богини, разрушая и тем самым обновляя мир. В греческой мифологии материнское проклятие предстает в образе Эриний, олицетворяющих закон матриархата и наказание тем, кто его преступает. Считалось, что человек, проливший кровь своего родича и, в особенности, кровь матери, навлекает на себя гнев Эриний, и те начинают яростно преследовать преступника. Эсхил называет Эриний «детьми Ночи», а Софокл — «дочерьми Земли и Тени», и в этом очевидны пережитки матриархальной религии, предшествовавшей культу богов-олимпийцев. Точно так и же и Сурт — ключевой персонаж матрицентричной религии рёкков, предшествовавшей культам асов и ванов. Любопытна тесная связь Эриний с кровью, если учесть не только красный цвет, ассоциирующийся с Суртом и Муспелльхеймом, но и символику крови, связанную с Марсом, красной планетой.

 

В скандинавской мифологии есть один сюжет, в котором все эти элементы сводятся воедино: Сурт и Муспелльхейм связываются с кровью богини и с материнским проклятием. В одной из горных крепостей Муспелльхейма хранился лунный мед. Единственный путь в эту крепость вел через необъятную бездну, а вход в нее охранял свирепый карлик. В свое время альв Ивальди принес этот мед в Муспелльхейм и отдал великану Суттунгу, а тот, в свою очередь, поставил свою дочь Гуннлёд сторожить его. В обмен на мед Суттунг пообещал отдать Гуннлёд в жены Ивальди. Это пример того, что в алхимии называется иерогамией, или священным браком; в тех или иных формах этот магический обряд восходит еще к доисторическим временам. Однако святость его нарушает Один, тайком проникший во владения Суттунга и похитивший мед. Приняв обличье Ивальди, Один пробрался в хранилище и, если воспользоваться вежливым эвфемизмом, «соблазнил» Гуннлёд, после чего бежал из Муспелльхейма, прихватив с собой мед. За это деяние его прозвали Бёльверком, то есть Злодеем.

 

Здесь мы видим, что Ивальди проявляет почтение и уважение к таинству иерогамии, тогда как Один действует хитростью и стремится только к собственной выгоде. При этом он проливает кровь богини, и последствия этого ужасны: на поле Вигрид, в битве Рагнарёка, сыны Муспеля обрушат на него материнское проклятие. Древние законы Эриний распространялись не только на самого преступника, пролившего кровь богини, но и на тех, кто помогал и способствовал ему. Поэтому в день Рагнарёка за деяния Одина расплатятся и все прочие асы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

СУРТ.

 Эбби Хеласдоттир

«shadowlight.gydja.com»

 

Сурт — не только первое и последнее действующее лицо в разрушении миропорядка асов: он еще и занимает важное место в утверждении нового, возрожденного мира. От эпохи поклонения Одину и до наших дней почти все авторы, ориентированные на культ асов, намеренно игнорируют эту роль Сурта, но намек на нее содержится в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона — правда, только в одной версии, известной как Упсальская рукопись. В ней сказано, что «есть много хороших чертогов и много дурных;

 

но лучше всего — жить в Гимле у Сурта». Как говорится в «Прорицании вёльвы», Гимле — это чертог, крытый золотом и сияющий светлее солнца; стоит он у южного края неба. Именно здесь возникает новый космический порядок; здесь возрождается человечество от двух новых прародителей — Лива и Ливтрасир. Хозяин Гимле — Сурт, которого называют королем вечного блаженства и владыкой южного предела небес. Предполагалось даже, что Сурт и есть тот таинственный «могучий властелин», который придет править миром после Рагнарёка. Но обычно упоминание о нем считается позднейшей христианской вставкой, связанной с мессианским мифом.

 

Еще один важный аспект Сурта — его роль скандинавского Сатаны. Образ Сатаны тяжело пострадал в ходе истории, и виноваты в этом не только христиане (которые, вполне естественно, его ненавидят), но и современные язычники, которые в своих попытках освободиться от ассоциаций с сатанизмом называют Сатану христианской выдумкой и заявляют, что в языческой мифологии такого персонажа нет. Но в действительности архетип Сатаны встречается почти во всех мифологических системах, и отвергать этот факт — значит, отстаивать столь же нездоровое мировоззрение, как и та грубо поляризованная картина мира, которой придерживаются христиане. Отрицать роль Сатаны только из-за того, что христиане выставили его в неприглядном виде, — это все равно что игнорировать архетип жертвенного царя только из-за того, что христиане воспользовались им для создания образа Иисуса.

 

Сатана предстает в двух различных ипостасях. Первая из них — Люцифер или, по-гречески, Фосфор, то есть Светоносец. Люцифер — юная и амбисексуальная сущность, несущая человечеству искру божественного разума и мудрости. Он известен и под другими именами — как Прометей, как всевозможные боги-трикстеры и, в скандинавском контексте, как Локи. Вторая ипостась — это, собственно, Сатана. Если Люцифер-Локи — сущность светлая, утонченная, разумная и относительно доступная пониманию, то Сатана — более первобытный, темный и непостижимый. Можно даже сказать, что Люцифер — это женская ипостась Сатаны, а собственно Сатана — мужская. Впрочем, обратное тоже верно: Люцифера-Локи можно отождествить с силами света, ассоциирующимися с мужским путем правой руки, а Сатану-Сурта — с силами тьмы, силами матери-земли.

 

Сатана традиционно именуется «князем мира сего», то есть владыкой земли, а Сурт — правитель Муспелльхейма, мира сухой земли. Но это лишь одна из множества параллелей, какие можно провести между ними. Оба они символически связаны с красным цветом и, что еще важнее, с черным. Ассоциация между Сатаной и черным цветом почти шаблонна, но и Сурт носит эпитет «Черный». Схожим образом имя древнеегипетского бога Сета означает «черный» или «обожженный». Как и Сурт, Сет ассоциировался с вулканами; один из многих его титулов — «бог вулканов». Этим объясняется, почему обоих богов называли «черными»: когда ярко-красная вулканическая магма или лава застывает и отвердевает, она становится черной и блестящей, как гагат. В связи с толкованием огней Муспелльхейма как созидательной и животворной силы интересно замечание Марии Гимбутас о том, что в древние времена в Европе черный цвет считался символом жизни. Черный был цветом плодородной почвы, а белый — цветом смерти. Чернота Сурта и застывшей лавы в определенном смысле тоже символизирует жизнь, а красное пламя того же Сурта можно истолковать как символ плодородной крови богини. Таким образом Сурта, равно как и Сатана, если рассматривать последнего в верном контексте, могут пониматься как олицетворения силы богини, созидающей жизнь.

 

Схожие ассоциации с черным цветом обнаруживаются в индийской мифологии, в образе космического змея-разрушителя Санкаршаны, или Ананты. Этот змей тоже уничтожает мир огнем и, подобно Сурту, именует «тамаси» («черным»). Правда, самого Сурта никогда не представляли в образе змея, но дочь его приемного сына — змея Иормунганд. Что касается Сета, то его отождествляли со змеем Сата, который считался его одной из его ипостасей. Сата, супруг богини-лучницы Сатис (о которой мы уже говорили в связи с кораблем мертвецов), именовался великим змеем земли. Он ежедневно

 

возрождался из чрева богини, и считалось, что человек может обрести ту же способность, если будет читать молитву: «Я — змей Сата, чьи годы многочисленны. Я умираю и рождаюсь день за днем. Я — змей Сата, что обитает на краю земли. Я умираю, я рождаюсь, я обновляюсь, я молодею день за днем». Змей Сата, разумеется, тождествен змею Апопу (которого, в свою очередь, можно отождествить с Иормунганд или Нидхёггом), а также Тифону, как греки называли Сета. Сет в образе змеи, точно так же как и пламенный Сурт, скачущий в небесах, ассоциировался с кометами. Как Бог Льда и Владыка Бесплодных Пустошей Сет отождествлялся с кометой, которая когда-то врезалась (или когда-нибудь врежется) в Землю и которую в различных мифологических традициях называли Тифоном, Фаэтоном, Тиамат, Та-Ви, Тиштрьей или Звездой Полынью.

 

Соответствия Сурта

 

Руна: Совило

 

Трава: омела

 

Дерево: можжевельник

 

Камень: кровавик

 

Животное: медведь

 

Цвет: оранжевый

 

Стихия: Дух

 

Планета: Марс

 

Сторона света: центр

 

Область тела: сердце

 

Созвездие: Волопас

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

Сурт Черный 

Эбби Хеласдоттир 

 

Сурт скачет первым, 

а впереди и позади него полыхает пламя. 

Славный у него меч: 

ярче свет от того меча, чем от солнца 

 

Происхождение Сурта теряется во тьме времен: уже на заре всего сущего он обитал среди первозданных огней Муспелльхейма. Первородство Сурта иногда толкуют как указание на то, что в древности, до того, как появились пантеоны асов и ванов, он почитался как один из важнейших богов — возможно, наряду с Хелой. Он был живым воплощением огней Муспелльхейма, а Хела — льдов Нифльхейма. В более поздних мифах Сурт предстает как правитель Муспелльхейма, владыка его глубоких долин. И он же — страж этой безводной земли, стоящий у врат ее со своим огненным мечом, свет которого затмевает сияние самой богини солнца. 

Муспелльхейм — это царство созидания и разрушения. Искры, вылетевшие из него когда-то, были укреплены на небе и стали звездами; и из него же были взяты и впряжены в две колесницы два огненных диска, поныне странствующие по небу как солнце и луна. Таким образом, Сурт обладает силой творца; ему принадлежит не только огонь, положивший начало многим изобретениям, но и, что гораздо важнее, сам огненный дух созидания и новых открытий. Именно из его владений вырвался первозданный огонь, смешавшийся с первозданным льдом Нифльхейма в бездне Гиннунгагап. Но он же в конце концов и уничтожит все, что сотворила Природа. В завершение Рагнарёка, последней битвы на поле Вигрид, Сурт осыпает своими огненными факелами небеса, землю и все Девять миров — и мироздание сгорает дотла: 

 

Дыханье огня объяло 

древо, питавшее мир, 

высокое пламя бушует, 

вздымаясь до самых небес. 

 

Так гибнет все живое, кроме тех немногих, кому удалось спрятаться под корнями Мирового Древа, и еще нескольких сущностей, в которых Вирд обрел самое чистое выражение. Сурт тоже выживает, ибо он сам — огонь, а потому не может погибнуть от огня. Этот рёкк — дух творения и разрушения — переходит в новый мир как олицетворение космического закона. 

Некоторые ассоциируют огненные факелы Сурта и самого Сурта с кометами. В описании Рагнарёка из «Видения Гюльви» говорится: «В этом грохоте раскалывается небо, и несутся сверху сыны Муспелля. Сурт скачет первым, а впереди и позади него полыхает пламя. Славный у него меч: ярче свет от того меча, чем от солнца». Этот эффектный образ и впрямь напоминает пылающую комету. Как и Сурт, комета — сила одновременно и разрушительная, и созидательная. Кроме того, Сурт связан с вулканами; в честь него получил свое название один из самых молодых в мире вулканических островов — остров Суртсей у побережья Исландии. 

 

Астрологическое соответствие Сурта — созвездие Волопаса и, в особенности, ярчайшая звезда этого созвездия, Арктур. Плиний называл ее «horridum sidus», а Гиппократ утверждал, что на восходе она пагубно влияет на всякого, кто имел несчастье заболеть в это время. Неблагоприятный характер носит эта звезда и в мифах лапландцев, играя роль, схожую с той, которая отведена Сурту в Рагнарёке: «Когда Арктур собьет своей стрелой Северный Гвоздь в последний день, небо рухнет и раздавит землю, и от него загорится весь мир». В этом пророчестве присутствует мотив, общий для многих астральных мифов, — мотив лука и стрел как орудий некоей космической катастрофы или перемены. Но что самое замечательное здесь — так это тесная параллель между ролью Арктура и ролью, которая отводится Сурту в скандинавском мифе о Рагнарёке. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...