Перейти к публикации
Форум - Замок

Бог Эгир и Богиня Ран


Рекомендованные сообщения

ЭГИР

Помимо морских божеств Ньёрда и Мимира, первый из которых представлял морское побережье, а второй - первичный океан, из которого родились все вещи, народы Северной Европы признавали еще одного властелина морской стихии, Эгира или Хлера, который проживал то в своих ледяных чертогах, то на острове Лесе (Хлесе) в районе пролива Каттегат. 

Под водным покровом. 
Прозрачный и чудесный, 
Сияющий в своем величии, 
Простирается чертог морского бога. 
Пески у его подножия, 
Более ослепительные, чем пенистые волны, 
Сверкали в глубоких пещерах, 
Отражаясь в прозрачной спокойной воде. 
(Дж. Джонс. Вальхалла) 

Эгир , вероятно, принадлежал к более ранней династии богов, так как он не упоминается ни с асами, ни с ванами, ни с великанами, ни с карликами или эльфами. Однако в его владениях власть его безгранична. 

По преданиям, он вызывал и усмирял страшные бури в морской пучине. Его обычно изображали в виде иссохшего седого старика с длинной бородой, с судорожно сцепленными руками с острыми когтями, будто бы он хочет все удержать в своей власти. Появляясь из морской пучины, он преследовал перевернувшиеся суда, а затем с жадностью увлекал их за собой на дно моря. Считали, что в этом занятии он находил дьявольское наслаждение. 

Эгир сочетался браком со своей сестрой богиней Ран. Она была так же груба, алчна и ненасытна, как и ее муж. Ее любимым занятием было прятаться за опасными скалами, куда она заманивала мореплавателей и где была натянута ее сеть - самое дорогое, что у нее было. Затянув мужчин в сети и разбив их суда об острые скалы, она спокойно увлекала их вниз в свое унылое царство. 

В глубоких морских пещерах 
у берега, 
в бурных волнах. 
Когда бушует дикий шторм, 
Прячется она и смотрит сердито 
Из своих зеленых палат 
В северных фьордах. 
Готовит она для своей добычи 
Большую сеть. 
(Дж. Джонс. Вальхалла) 

Ран считалась богиней смерти всех тех, кто погибал в море, и северные народы верили, что она увлекала утонувших в свои коралловые пещеры, где для них уже были готовы постели и где мёд был в таком же изобилии, как и в Вальхалле. 
Приятен блеск золота, 
Обладающего властью большой. 
Никто не спускается с пустыми руками 
К богине синего моря Ран. 
Ледяные ее поцелуи, 
Коротки ее объятия, 
Но золото наше проложит путь нам, 
И станет богиня моря невестой нашей. 
(Р. Б. Андерсен. Сказания викингов Севера) 

У Эгира и Ран было девять дочерей, или дев-волн, чьи белоснежные руки и груди, длинные золотые волосы, темно-синие глаза и гибкие чувственные формы были невыразимо пленительны. Эти девы, облаченные в прозрачные синие, белые или зеленые накидки, резвились в огромных владениях отца. Однако они были очень изменчивы и капризны, становясь то игривыми, то угрюмыми и равнодушными, а временами вступали в схватки друг с другом, вырывая друг у друга волосы, разрывая одежды, отчаянно бросаясь на свои жесткие постели - скалы, неистово гоняясь друг за другом, крича то ли от радости, то ли от боли. Однако они редко появлялись на поверхности для своих игр, и только если их брата Ветра не было поблизости, а в зависимости от его настроения они могли быть либо нежными и игривыми, либо шумными и жестокими.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

БОГИ СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ: ДОЧЕРИ ЭГИРА

Дочери Эгира (др.-сканд. Ægisdoettra) — в древнескандинавской поэзии наименование морских волн. Согласно «Языку поэзии», 33 и 76, девять дочерей морского великана Эгира и его жены Ран носят следующие имена: 
Химинглёва (Himinglæva, «небесно-сияющая» = волна),
Блодугхадда (Blóðughadda, «кровавовласая»), 
Хефринг (Hefring, «вздымающаяся»), 
Дуфа (Dúfa), 
Уд (Uðr), 
Хрённ (Hrönn), 
Бюльгья (Bylgja), 
Бара (Bara) (все это — синонимы волны)
Кольга (Kolga, «холодная»). 

Кроме этих девяти, Снорри по примеру скальдов приводит и много других имен. Таким образом, количество имен у дочерей Эгира (так же, как, например, и у валькирий) неопределенно велико, и в этом качестве в поэзии могут использоваться любые синонимы слова «волна». Все эти наименования волн настолько красноречивы, что едва ли они могли возникнуть задолго до конца языческого периода. Перечень из «Языка поэзии», вероятно, составлен самим Снорри и лишь отчасти опирается на строфу Эйнара Скуласона, которая цитируется в качестве источника[1]. 

[1] Имена «Химинглёва», «Уд», «Дуфа», «Блодугхадда», «Кольга» и «Хефринг» приведены в висе Эйнара Скуласона, частично цитируемой в «Языке поэзии», 76; имена «Хрённ», «Бюльгья» и «Бара» — в полустрофах Вальгарда, Оттара Черного и Торлейка Красивого, цитируемых там же. В этой же главе «Языка поэзии» приводятся другие имена дочерей Эгира, встречающиеся в скальдической поэзии: Дрёвн (Dröfn, «вал, волна» у Орма), Ла (Lá, «прибрежные волны», «барашки», «волна, вал» или «море» у Эйнара), Фюлль (Fyllr, «глубь» у Рэва), Боди (Boði, «бурун», «водоворот» или «подводная скала» у Рэва), Бреки (Breki, «крушащая волна» или «волнение на море» у Оттара), Сунд (Sund, «пролив»), Фьорд (Fjörðr, собственно, «фьорд», у Эйнара), Сэг (Saegr, «брызжущая влага» или «шум» у Маркуса). — Примеч. перев. 

(c) Rudolf Simek

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Ран. 
Ран штормовое божество моря, свирепая морская богиня, сестра и жена Эгира, чье имя означает «грабительница». Она так же груба, алчна и ненасытна, как и ее муж. 
Вот её примерное описание- глаза цвета морской волны полностью совпадали со стихией, которой повелевала богиня. Рыжие-рыжие волосы, как буйство огня, но цвет приглушенный, словно огонь горит в дождливую погоду. Бледная кожа и строгость придавали виду девушке грозности, хотя сами по себе черты лица и фигура говорили о полной мягкости. Противоречивая внешность манила своей необычностью. Фигура отличалась своей особенностью. Хоть Ран и являлась грозной богиней шторма, но тело хрупкое и миниатюрное могло только и указать, что на внешность богини ручейка, не более. Тонкая талия, узкие плечи и бедра, довольно пышная грудь - все это не совпадало с властью Ран.Девушка красива и необычна в своей внешности, огненные волосы у богини Шторма, аккуратная фигура о богини непогоды, как все не совпадает, как все притягивает. Именно такой предстает Ран, когда выходит из морской пучины и утягивает в морскую пучину бедных моряков. 
Ран обладательница очень сложного характера. Она богиня Шторма и это уже о многом говорит. Непреклонна и чаще всего жестока в своем выборе. Очень четко представляет, что хочет. Сложно переубедить, так как имеет свое мнение и никогда не склоняется не перед кем другим, конечно существуют исключения, но очень редки те, перед кем склонит голову Ран. Богиня довольно мстительна, поэтому нет тех, на кого затаила зло Ран, так как они уже давно покоятся в морской пучине. Падка на лесть, обожает украшения и золото, поэтому когда моряки отправляются в плавание они берут с собой немного золото, дабы гнев Раны не обрушился на них морской волной. Девушка иногда делает необдуманные поступки, за что часто карается судьбой. Мудра, но отнюдь не умна, очень легко попадается на уловки. Мудрость богини заключается в взаимодействии со стихией моря, такой сильный и мягкой, обтекаемой и резкой. Море наделило Ран всеми худшими качествами девушку, не позабыв и о неких положительных чертах характера. 
Ран родилась и это стало началом конца для моряков и для тех, кто ходил по морям. С самого рождения была наделена Ран властью на бурями и штормами в морях и океанах. Боялись гневную богиню свободные моряки и кораблеходцы. Не было тех, кто не попадал под гнев богини шторма. Все почувствовали на ней свой гнев. Ран и Локи навечно связанны. Она подчиняется ему, как трава солнцу, как воды берегам. Ран - богиня кораблекрушения. Она потопила множество кораблей и с воинственными войнами, и с прекрасными девами, и с мудрыми стариками, но никогда она не топила те корабли, где были беременные девушки или дети. Кто говорит, что богиня не испытывает жалости, тот глубоко заблуждается, так как и это чувство ведомом своенравной Богине. 
Во владениях Ран находилась волшебная сеть, которую она могла набрасывать на мореходов для того чтобы можно было утаскивать их на самое дно. Супруги проживали в коралловых чертогах, которые были освещены настоящим блеском золота. Раи очень сильно любила золото, которое в то время северные народы прозвали морским огнем. Моряки для того чтобы избежать какой либо опасности и заручится поддержкой богини Ран, когда отправлялись в плавание брали с собой множество золотых изделии. 
Ее любимым занятием было прятаться за опасными скалами, куда она заманивала мореплавателей и где была натянута ее сеть – самое дорогое, что у нее было. Затянув мужчин в сети и разбив их суда об острые скалы, она спокойно увлекала их вниз в свое унылое царство. 
 
В глубоких морских пещерах у берега,в бурных волнах, 
Когда бушует дикий шторм, 
Прячется она и смотрит сердито 
Из своих зеленых палат. 
В северных фьордах. 
Готовит она для своей добычи 
Большую сеть.Док. Джонс. Вальхалла 
 
Ран считалась богиней смерти всех тех, кто погибал в море, и северные народы верили, что она увлекала утонувших в свои коралловые пещеры, где для них уже были готовы постели и где мед был в таком же изобилии, как и в Вальхалле. 
 
Приятен блеск золота, 
Обладающего властью большой. 
Никто не спускается с пустыми руками 
К богине синего моря Ран. 
Ледяные ее поцелуи, 
Коротки ее объятия, 
Но золото наше проложит путь нам, 
И станет богиня моря невестой нашей.Р.Б. Андерсен. Сказания викингов Севера

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Ран- штормовое божество моря, свирепая морская богиня, сестра и жена Эгира, чье имя означает "грабительница". 
Богиня шторма и морской бури Ран владела волшебной сетью, которую набрасывала на мореходов, чтобы утащить их на дно. 
Обитали супруги Эгир и Ран в коралловых чертогах, освещаемых блеском золота. Ран любила золото, которое северные народы называли "морским огнем". Желая избежать опасности и заручиться поддержкой Ран, древние викинги, а в дальнейшем просто предусмотрительные моряки северных европейских стран брали в плавание золотые изделия. 

Она была так же груба, алчна и ненасытна, как и ее муж. Ее любимым занятием было прятаться за опасными скалами, куда она заманивала мореплавателей и где была натянута ее сеть - самое дорогое, что у нее было. 
В глубоких морских пещерах 
у берега, 
в бурных волнах. 
Когда бушует дикий шторм, 
Прячется она и смотрит сердито 
Из своих зеленых палат 
В северных фьордах. 
Готовит она для своей добычи 
Большую сеть. 
(Дж. Джонс. Вальхалла) 
Ран считалась богиней смерти всех тех, кто погибал в море, и северные народы верили, что она увлекала утонувших в свои коралловые пещеры, где для них уже были готовы постели и где мёд был в таком же изобилии, как и в Вальхалле. 
Приятен блеск золота, 
Обладающего властью большой. 
Никто не спускается с пустыми руками 
К богине синего моря Ран. 
Ледяные ее поцелуи, 
Коротки ее объятия, 
Но золото наше проложит путь нам, 
И станет богиня моря невестой нашей. 
(Р. Б. Андерсен. Сказания викингов Севера)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 месяца спустя...

Призывание Эгира, Ран и девяти морских дев.

О Властитель Пучины и ты, Госпожа Глубин!

Хранители стад и стай,

Что резвятся без счета

В зеленых ваших волнах!

О владычица Ран, твои сети – морские травы,

Струятся твои власы во всех Девяти мирах.

Эгир, ты – господин могучих течений

И волн, несущих корабль;

Щедрый в дарах,

Своенравный в любви,

Ты – пивовар богов и погибших душ.

Храните же нас от беды, о бог и богиня морей,

Пока мы плывем через ваши владенья —

Наяву ли, во снах или в таинствах нашей души.

О Девять Сестер-Ундин, Священные Девы Волн,

Рыбохвостые дочери Эгира, дочери Ран!

Кровь – на ваших руках, красота – в ваших песнях.

Мы поем вам хвалу с берегов, из пучин,

С высоты прибрежных утесов.

Кольга, Холодная, Дева плавучих льдин и ледяных дворцов.

Дуфа, Сокрытая, ты, что хранишь острова сокровищ.

Блодугхадда, Кровавоволосая, радость акул.

Хрённ, Водоворот, дочь угря и владычица страха.

Хефринг, Волна на подъеме, владычица скорби.

Бюльгья, могучий Прибой, всадница и плясунья.

Бара, Большая волна, хозяйка китов, неустанно бьющая в берег.

Унн, нарастающий Вал приливной волны, Дева лунного ритма.

Химинглёва, Прозрачная Дева, владычица ясной погоды.

Научите нас Силам Воды,

Помогите нам путь отыскать к нашим собственным душам.

Если вы живете вдали от моря, но все-таки желаете воздавать почести морским божествам, можете поставить для них на алтаре большую чашу с морской водой (попросив кого-нибудь из друзей, живущих на побережье, прислать вам бутылку с водой по почте) и раковинами. Можно, конечно, взять обычную воду и добавить в нее морской соли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Эгир, Отец Моря 
Автор: Рейвен Кальдера (c) 
Перевод: Анна Блейз (с) 
 
Старейший (и, вероятно, самый древний) из северных морских божеств — Эгир, владыка морей. Эгир повелевает почти всеми океанами Девяти миров и вхож во все моря и океаны нашего мира, хотя, как и вся его семья, отдает предпочтение холодным северным водам. Номинально он считается союзником асов (небесных богов) — в той мере, в какой его это устраивает, — и радушно принимает их на пирах в своем подводном дворце. Дружеский союз связывает Эгира и с ванами (земледельческими богами), граница мира которых проходит неподалеку от его дворца. Первоначально Эгир, судя по всему, носил имя «Хлер», которое ученые переводят либо как «укрывающий» («дающий пристанище»), либо как «скрывающий». Он — третий, младший сын Форньота от некоей островной великанши. Когда морские йотуны возросли в числе, Эгир стал их предводителем и принял это имя, означающее просто «море». Кое-где имя Эгира поминают, прежде чем выйти в море, и по сей день, а штормовая волна особого типа именуется «эг» (aeg). 
Обычно Эгира изображают как йотуна в расцвете лет с голубовато-зеленой кожей, зелеными волосами и бородой и в венке из водорослей. Он вооружен копьем (одно из древнеанглийских поэтических наименовений моря — garecg, что в буквальном переводе означает «копьеносец») и, в целом, напоминает Посейдона — тот выглядит и действует схожим образом, хотя копье ему заменяет трезубец. Эгир жизнерадостен и радушен. Он варит лучшее пиво во всех Девяти Мирах, которое покупают повсюду и ценят очень высоко; и в его чертогах всегда накрыт пиршественный стол для гостей. Пиво Эгир варит в волшебном котле глубиной в целую версту, который Тор и Тюр отобрали у Хюмира, отца Тюра. 

Из всех народов Девяти миров Эгир наиболее тесно связан с ванами. Его союз с асами носит в основном деловой и не сказать, чтобы особо взаимовыгодный характер. В «Песни о Хюмире» асы откровенно и беззастенчиво требуют от Эгира устроить им «обильный пир»; именно таким образом они каждую зиму устраивают набеги на его кладовую. Впрочем, Эгир и сам по себе гостеприимен и щедр. Попасть в его подводный чертог можно с острова Хлесей, лежащего у берегов Ванахейма. Здесь слуги Эгира встречают званых гостей и препровождают их в пиршественный зал своего господина — есть, пить и веселиться. За столом прислуживают соблазнительные никсы и русалки. Каждый опустевший кубок тотчас же волшебным образом вновь наполняется пивом. Развести огонь во дворце Эгира невозможно, однако в центре его пиршественного зала возвышается груда колдовского золота, дающего свет и тепло; отсюда происходит один из кеннингов золота — «Огонь Эгира». 

Однако в характере Эгира есть и оборотная сторона, напоминающая нам о том, что он — божество могучей стихии. О корабле, погибшем в море, говорят, что он «угодил в зубы Эгира». Эгир вызывает бури и штормы — иногда для того, чтобы покарать неблагодарных, а иногда и просто потому, что ему так заблагорассудилось. Моряки любили его, но и боялись и часто приносили ему жертвы. Саксы в V веке традиционно отдавали Эгиру десятую часть пленников, прежде чем отправиться в плавание из очередной завоеванной страны. «Разломало род мой море, — сетует исландский скальд X века Эгиль Скаллагримссон в траурной песни “Утрата сыновей”, сочиненной после того, как его младший сын погиб в море. — Когда б я мести меч мог несть, то Пивовар не сдобровал бы»[1]. Итак, под личиной радушного добряка скрывается безжалостное божество, всегда требующее жертв того или иного рода. Длинные когти на пальцах Эгира — напоминание об этой стороне его натуры. 
Его прекрасный чертог украшен кораллами и жемчугами, но в нем же хранятся несметные богатства со всех кораблей, когда-либо затонувших в море. Если Эгир останется вами доволен, он может подарить вам что-нибудь из своих сокровищ, однако такое случается редко: он так же жаден до материальной добычи, как его супруга — до душ утопленников. 
Как подношения Эгиру годятся хлеб и отполированные камни, а также все, что ему трудно добыть без посторонней помощи. Если вы живете вдали от моря, бросьте угощение для Эгира в большой таз соленой воды. Только не пытайтесь подносить ему «фирменное» пиво: его собственное — все равно лучше, да и современные сорта, битком набитые химикатами, ему не по вкусу. На алтаре Эгира можно размещать любые морские предметы и любые вещи цвета морской волны. 
 
________________________________________ 
[1] Пер. С.В. Петрова. 
Raven Kaldera (c) 
Перевод: Анна Блейз (с) 
 
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Эгир – владыка морей 

В скандинавской мифологии Эгир – бог моря. Причем Эгир не является ни асом, ни ваном, его происхождение неизвестно, а расовая принадлежность достаточно туманна. К примеру, в «Младшей Эдде» Снории Стурлусона Эгир периодически упоминается и как йотун, и как человек, а в «Старшей Эдде» он именуется морским великаном. Подобное разнообразие в определении сущности Эгира позволяет предположить, что средневековые скальды в действительности не знали об истинном генезисе этого мифологического персонажа. 
 
Многие исследователи полагают, что Эгир – это персонификация (воплощение) спокойного моря. Эгир посещает пиры асов и сам приглашает их в свой чертог, он достойный гость и добродушный хозяин, и никогда не участвует ни в каких распрях или битвах. Именно поэтому Эгира часто ассоциируют именно со спокойным морем, тогда как его супруга, Ран, по всей видимости, олицетворяет бурную, опасную воду («Rán»с древнескандинавского переводится как «грабить» или «красть»). С другой стороны, в скальдической поэзии встречается оборот «корабль угодил в зубы Эгира», что значит «разбился, потерпел крушение». С этой точки зрения Эгир – божество двойственное, по большей части положительное, но вполне способное проявлять воинственные, губительные черты. 
 
Существуют упоминания о том, что в III-V веках саксы прежде, чем выйти в море, приносили в жертву Эгиру десятую часть пленников. И хотя имя Эгира в этих источниках не упоминается, речь в них идет о некоем морском божестве, которого древние германцы почитали и боялись. Вполне возможно, это был не Эгир, а его вышеупомянутая супруга, или совсем другое божество. Тем более, что ранний вариант наименования Эгира звучит как «Хлер», что в переводе с древнескандинавского означает «дающий пристанище», «скрывающий». Очевидно, подобные эпитеты не получится соотнести с морем бушующим, скорее – со спокойным. С другой стороны, здесь может иметься ввиду «пристанище» для утонувших кораблей и соответственно утопленников. Но это лишь одна из версий, некоторые скандинавоведы полагают, что слово «Hler», как и слово «Ægir», означает просто «море». В частности, именно так искомые имена определяет М.И. Стеблин-Каменский, чей перевод обеих Эдд на русский язык считается каноническим. 
 
Генезис образа, семантика и аналогия 
Также стоит упомянуть, что в знаменитой саге «О Форньоте и его родичах» говорится, что некий Хлер (он же – Эгир) был сыном человека по имени Форньот. Кем был Форньот – не известно, однако в той же саге упоминается, что помимо Хлера у Форньота было два других сына – Логи («Logi» с древнескандинавского переводится как «пламя», к Локи из Асгарда этот образ не имеет никакого отношения) и Кари («Kari» переводится как «ветер»). Далее по тексту говорится о том, как потомки сыновей Форньота дали начало народам Швеции, Дании и Норвегии. Вместе с тем, очевидно, что Хлер, Логи и Кари – это эпические воплощения стихий. Кстати, многие исследователи полагают, что именно Логи стал прообразом Сурта, владыки Муспельхейма. 
 
Любопытно, что до сих пор в исландском языке сохранилась словоформа «aeg», которая используется для обозначения штормовой волны. Лингвисты полагают, что слово «aeg» произошло как раз от древнескандинавского «Ægir» (в современном варианте «Aegir»). Также в позднесредневековых английских текстах море поэтически именуется словом «garecg», что буквально переводится как «копьеносец». Эту словоформу также связывают с именем Эгира, предполагается, что неизменным атрибутом морского бога было копье. Этот факт вполне очевидно сближает образ Эгира с образом античного Нептуна. 
 
У Эгира и его супруги Ран было девять дочерей, которых звали Бара («волна»), Блудухадда («с кровавыми волосами», вероятно, имеется ввиду цвет воды после кровопролитного морского сражения), Бюлгья («морской вал»), Дуфа («мятежная волна» или «мучающаяся волна»), Хефринг («пульсирующая волна»), Химинглэва («волна, в которой отражается небо»), Хрэнн («цепкая волна»), Кулга («ужасная волна»), Унн (просто «волна»). Перевод оригинальных имен дан с древнескандинавского языка по версии М.И. Стеблин-Каменского. Некоторые скандинавоведы полагают, что девять дочерей Эгира – это девять матерей Хеймдаля. И хотя в «Младшей Эдде» имена матерей «Белого Бога» (Хеймдаля) не соответствуют именам эгировских дочек, в древнескандинавских сагах нет других девяти сестер. Еще одна любопытная параллель данного образа очевидна для любого славянина. В легендарной «Песне о Садко» сказочный герой посещает владения Морского Царя, у которого также девять дочерей. 
 
Таким образом, Эгир предстает перед нами как достаточно интересный, но неоднозначный персонаж. Все, что о нем известно, это лишь несколько строк в эддических текстах, остальное – косвенные указания. Тем не менее, очевидно, что Эгир был одним из наиболее почитаемых богов у раннесредневековых скандинавов, а также, вероятно, у древних германцев. По всей видимости, с течением времени Эгира заменил Ньерд, который принадлежал роду ванов. Культ ванов предшествовал культу асов, однако на основе различных мифологических сюжетов и героев (таких как Эгир) можно предположить, что ваны – отнюдь не древнейшая династия богов европейского севера.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Настя изменил заголовок на Бог Эгир и Богиня Ран

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...