Перейти к публикации
Форум - Замок

Рекомендованные сообщения

ГЕРД

Герд (Gerðr) - жена Фрейера, дева ётунов, была завоёвана магической силой слуги бога Скирнира (Skírnir, Сияющий/Яркий/Чистый). “Поездка Скирнира”l сообщает нам, что она не желала вступать в брак с Фрейром: Скирнир пытался подкупать её золотыми яблоками и кольцом Драупнир (Draupnir, Капатель), и угрожал ей мечом Фрейра, но она не сдавалась пока он не принес волшебный прут с тремя вырезанными турс-рунами (Thurisaz), направленными против неё, угрожая, что если она не будет с Фрейром, то он проклянёт её порочностью и сладострастием, обрекая её стать невестой трехглавого тролля. Затем она приветствовала Скирнира кубком мёда, и сказала, что она станет женою Фрейра через девять ночей в роще Барри (Barri, прим. возможно, к Barr, что значит как Хвоя, так и Ячмень). 
 
Самое распространённое чтение этого мифа - как мифа природного. Герд – замёрзшая зимняя земля, чей жесткий покров должен быть разбит “сияющим” Скирниром, так, что бы она могла быть засеяна и стать плодородной. Имя Хримгерд (Hrímgerðr, Герд Инея) – “Ледяная Герд” – принадлежит трольше в “Песне о Хельги сыне Хьёрварда” (Helgakviða Hjörvarðssonar), предполагая контраст между ледяной и плодородной Герд. Её имя связано со словом”garth” (прим. в переводе с английского - огороженное место, ограда, двор и т.д., старосеверный аналог garðr), огороженное пространство, отсюда делается вывод, что она имеет отношение к земле, что занята и огорожена. Название рощи, где Фрейр и Герд вступают в брак - Барри, что может означать или “ячменное поле” или “хвойное дерево/лес”, первый вариант лучше соответствует пониманию рассказа как мифа плодородия, второй - описанием места как рощи (lundr) поэмой. В последнем случае плодородие Фрейра и Герд – не только плодородие полей, но всей земли, и дикой, и окультуренной. 

Поездка Скирнира является одной из эддических поэм, которые подходят в качестве сценария для ритуальной драмы. Как предлагает Берта Филпоттс (Bertha Philpotts) это может происходить каждый год во время пахоты, отражающей мощь богини и бога, подобную плугу, что взламывает земную твердь. 

Пол Бибайр (Paul Bibire) рассматривает проклятье Скирнира Герд как коренящееся в её собственной природе: всё, чем он ей угрожает, является характерным для тролльш. Как воплощение сил земли, она может стать плодородной в качестве жены Фрейра, или она может решить стать бесплодной и, как следствие, заселённой троллями и ещё худшими существами. 

Герд не встречается в любых других мифах, даже после своей свадьбы, она, кажется, имеет мало общего с другими богами и богиням. Никаких признаков её культа не сохранилось, как воплощение земли, она является богиней, особенно чествуемой в Дистинг, когда год начинается вновь пред дверью лета и мир воссоздает миф сватовства к ней, но, как правило, её не призывают иначе, чем вместе с другими богинями плодородия. 

(с) Кведульв Гундарссон 
(c) перевод Традис

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Герд. 
 
О Герд нам известно очень мало, не считая того, что она — жена Фрейра и двоюродная сестра Скади и что имя ее связано со словом, означающим ограду. Родители Герд — великаны Гюмир и Ангрбода, а саму ее как супругу Фрейра причисляли к асиньям. Многие ученые интерпретируют бракосочетание Герд и Фрейра как священный брак — символ таяния снегов и пробуждения земли под лучами солнца. Но это, по-видимому, слишком упрощенное толкование. Рудольф Зимек указывает, что этимология имени Герд подразумевает не огражденный участок земли как таковой, а сам процесс огораживания. Герд и впрямь может олицетворять бесплодную землю, оживленную соблазнами солнца, но этим ее природа не исчерпывается. В ней есть нечто неумолимое и неприступное; она замкнута, сдержанна и таинственна. Она открывается неохотно и только тем, кого сочтет достойными. Она понимает, что источник святости — в ней самой. И, как мне кажется, именно в этом заключается смысл ее имени. Герд обрела в самой себе священный храм, врата которого отворяются далеко для каждого. Эта богиня умеет хранить себя. 
 
Способность хранить и оберегать себя — один из самых ценных даров, какие она может уделить человеку. Величайший дар, какой мы, в свою очередь, можем поднести богам, — это мы сами, но для этого необходимо точно знать, кто мы такие и в чем наша опора. Духовные практики, работа с измененными состояниями сознания, визионерские путешествия — все это таит в себе огромную опасность для несведущей души. В подобных обстоятельствах человек учится лишь склоняться перед тем ветром, который дует сильнее, — но именно от этого и защищает Герд. Она непоколебимо верна себе; она защищает себя от любых посягательств и смело бросает вызов любому, кто пытается вторгнуться на ее территорию. В этом, по моему личному мнению, и заключается ответ на вопрос, почему она так упорно противилась Фрейру. Герд не терпит тех, кто не может настоять на своем. Всякого, кто приходит к ней, она подвергает испытаниям, и это — признак ее мудрости. Герд не зря окружила свое сердце терновой изгородью: эти острые шипы хранят ее от недостойных. Она не угождает никому ради лести; она не стремится понравиться во что бы то ни стало. Она внимательно присматривается, подмечает всё и очень тщательно выбирает тех, с кем поделиться своей энергией. Немногие из нас могут похвастаться столь благоразумным подходом. Чаще всего мы стремимся общаться хоть с кем-нибудь — неважно, с кем. А Герд вполне довольствуется собственным обществом. 
 
Что касается значения ее имени, то под огражденным пространством здесь следует понимать пространство священное. Это ве (древнескандинавское слово, означающее «алтарь»), на который возлагают все подношения. Это место поклонения, место, которое надлежит защищать, как великую драгоценность. То, что Герд — великанша, говорит о том, что потенциально она способна проявлять силу хаоса и разрушения — невероятно мощную, стихийную, первозданную силу. Однако она держит эти энергии в узде, подчиняя их строжайшему самоконтролю. Она ценит свои могучие страсти, но не идет у них на поводу. Она помнит о том, что всему — свое место и всему — свое время. 
 
Герд помогает хранить и беречь те нити, которые связывают нас с родными и близкими, накапливать хаминью — силу удачи — и делиться ею с другими. Она учит нас почитать прошлое, укреплять его связи с настоящим и заботиться о настоящем ради достижения будущих целей. 
 
Герд и Фрейр во многих отношениях прекрасно дополняют друг друга. Они принимают друг друга и уважают свои различия. Но, несмотря на ее тесную связь с Фрейром, мне представляется, что в душе Герд довольно одинока. Это богиня всех тайных и незримых утрат. Я обращалась к ней за помощью, когда консультировала женщин, перенесших выкидыш. Герд — это тень света Фрейра; он дарует жизнь, а она покровительствует той жизни, которая так и не достигла расцвета. Герд самодостаточна и может научить самодостаточности тех, кто ее об этом попросит. Ее ученики не торгуют собой, не променивают себя на минутные удовольствия или удобства. Они непоколебимы и бескомпромиссны; они стойко защищают святилище своей души. Герд учит нас, что лучше пострадать, чем поддаться тому, что противно нашей истинной сути. А еще она учит терпеливо ждать, наслаждаться внутренним безмолвием и искать в себе это безмолвное средоточие, в котором рано или поздно вызреет прекрасный плод нашей души. 
 
Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги, обычаи, обряды и праздники"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Кто такая Герд?

Автор: Рейвен Кальдера (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Герд — дочь Гюмира и Аурбоды, двух горных великанов. Однако сама она с юных лет вела себя как великанша земли и больше всего на свете любила свой укромный, надежно отгороженный от внешнего мира сад, полный целебных трав, цветов, овощей и съедобных кореньев. Само ее имя означает стену, границу, замкнутое пространство; она — богиня огражденного сада и самих стен, в которые замкнут этот сад — окультуренный плодородный участок земли. Однако Герд связана и с дикой природой, окружающей этот сад. Будучи великаншей, она олицетворяет не антитезу между огражденным, «цивилизованным» домашним мирком и «нецивилизованной» дикой местностью, а, скорее, ухоженный уголок земли, гармонично вписанный в более широкий природный контекст. Стены надежно оберегают ее сад от чужаков, но не ставят преград на пути семян и спор растений. В этом один из уроков Герд: некоторые вещи нуждаются в особом уходе и отдельном пространстве для роста, но при этом не следует отделять их от окружающего мира наглухо. С точки зрения йотунов, все, что неспособно выжить само по себе после того, как было выращено с должной заботой, должно быть безжалостно отбраковано.

Подобно многим другим божествам земледелия и садоводства, встречающимся в Северной традиции, Герд владеет магией плодородия растений, однако в ее случае акцент несколько иной. Фрейр — владыка злаков; Фрейя покровительствует, среди прочего, цветам и ягодам; Идунн — госпожа плодового сада, способствующая также росту зеленых овощей. Герд же — владычица лечебных и съедобных трав. Это она бережно отбирает семена диких растений, которые могут пригодиться для кулинарии и медицины или как благовония, и проращивает их в своем саду, выводя все более и более полезные их разновидности. И она же отпускает семена окультуренных растений обратно на волю — в надежде, что они укрепят род своих диких собратьев. Некоторые травы не могут прижиться в ее огражденном саду — они нуждаются в лесном гумусе или влажной почве речных берегов. Герд уважает эти свободолюбивые растения и лишь собирает их в чаще леса, не пытаясь принудить к жизни в неволе. Из овощей ей ближе всего корнеплоды — они олицетворяют благо, вырастающее под землей и извлекаемое затем на свет из подземной тьмы. Корни ее силы тоже уходят глубоко под землю и неразрывно связаны с дикой природой.
Облик Герд — тихая, бледная темноволосая дева, отчужденная и замкнутая в себе. Ее душа ограждена высокими стенами — и все же ни на миг не теряет из виду внешнего мира, полного опасностей. За ее тихой отрешенностью чувствуется затаившаяся тигрица, готовая с неожиданной яростью ринуться на любого, в ком почует угрозу своему личному пространству. Герд — бесценная защитница и наставница для всех, кто испытывает трудности с поддержанием личных границ, — как для тех, кому сложно защитить свое пространство от внешних вторжений, так и для тех, кто слишком часто позволяет своему внутреннему зверю вырываться вовне. С помощью Герд мы учимся контролировать самих себя и свою территорию, а также ценить себя достаточно высоко, чтобы защищать это личное пространство без лишних усилий и без напрасного расхода энергии.
Сказания повествуют о том, как Фрейр, Золотой Ван, однажды украдкой проник на вершину высокой башни Одина, чтобы заглянуть в его волшебное окно, сквозь которое можно было увидать самые дальние земли. Он надеялся увидеть свою сестру Фрейю, скитавшуюся в далеких краях в поисках пропавшего мужа. Но окно показало ему какой-то незнакомый чертог в Йотунхейме, окруженный стеной огня. Затем на пороге показалась великанша — всего лишь на миг, но Фрейр безумно влюбился в нее с одного взгляда. Он отправил послание Гюмиру, отцу Герд, но тот вернул его, даже не прочитав. Тогда Фрейр попросил своего друга Скирнира выступить сватом, и тому в конце концов удалось — хотя и не без труда — устроить свадьбу.

У Фрейра и Герд нет детей. Одна из способностей Герд — избавлять женщин от нежеланного плода и помогать тем, кто кому пришлось пойти на такой шаг. Кроме того, она утешает женщин, пострадавших от выкидыша или родивших мертвое дитя; ей понятна боль жизни, прервавшейся слишком рано и не получившей возможности расцвести, и она не судит о причинах, по которым это случилось. Во многих отношениях Фрейр и Герд — взаимодополняющие противоположности: мужчина и женщина, жизнерадостный экстраверт и тихий интроверт, поклонник солнца и любительница ночных прогулок; свет во тьме и тень на свету; пасторальность и дикая природа; цивилизация и варварство; окультуренные злаки, выращиваемые на безопасных, хотя и открытых полях, и полудикие травы в огражденном саду посреди леса; растения, тянущиеся к солнцу, и растения, прячущиеся под землей; жизнь, цветущая пышным цветом, и мертворожденная, пресекшаяся до срока жизнь… Как союз дополняющих друг друга противоположностей их брак архетипичен, однако все же необычен — в том отношении, что против него выступали почти все: и йотуны, и асы, и альвы, и, возможно, даже ваны. Поэтому Фрейр и Герд покровительствуют брачным союзам, но в несколько ином смысле, чем Фригг, богиня брака из асов, известная своей непоколебимой верностью Одину. Если Фригг символизирует и благословляет браки, одобренные обществом, то Фрейр и Герд благословляют тех, чьи союзы вызывают осуждение, и тех, кто становится изгоями из-за своей любви. Поскольку Фрейр известен своей благосклонностью к тем, кто не придерживается одобряемых обществом стандартов гетеросексуальности или традиционных гендерных ролей, и поскольку йотуны, будучи оборотнями, вообще относятся к подобным вещам гораздо легче, чем асы, в последние годы Фрейра и Герд довольно часто призывают для благословения негетеросексуальных союзов, а также браков между представителями разных и слишком несхожих между собой культур, наций или вероисповеданий. То, что эти двое все же обрели любовь вопреки всем препятствиям, дает надежду и другим влюбленным, родившимся под несчастливой звездой.

По-своему Герд неумолима. Она твердо держится своих границ и своих правил и не отступает от них даже ради любви. Но подобное уважение к себе и своей чести означает, что она с таким же уважением будет относиться и к любви, которую для себя изберет. В этом заключен урок, для многих людей непростой: обычно мы впадаем или в одну, или в другую крайность. Одни окружают себя глухой, неприступной стеной, другие слишком свободолюбивы и не способны на верность. Герд же искусно уравновешивает эти две противоположности, олицетворяя компромисс между свободой дикой природы и замкнутым личным пространством. Подобно всем йотунам, она делает то, что лучше всего согласуется с окружающим миром. Ей близок дух земли в весеннюю пору, когда семена пробуждаются ото сна и устремляются не только вверх, но и вниз, в темные глубины земли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 месяца спустя...

Молитвенные четки для Герд

Рейвен Кальдера (c)

Перевод: Анна Блейз (с)

 

Эти четки были задуманы как небольшое дополнение к четкам Фрейра. У него четки в целом золотистые и сверкающие, а у нее — под цвет земли. И в основе их лежит не смена времен года, а последовательность месяцев древнеанглийского календаря.

 

(Большая унакитовая бусина). Славься, Герд, Госпожа Огражденного Сада!

 

(Черно-зеленая ореховая бусина). Прошу, береги мое сердце от всякого зла.

 

(Черно-зеленая ореховая бусина). Прошу, береги мои руки от всякой скверны.

 

(Черно-зеленая ореховая бусина). Прошу, береги мой очаг от всякого горя.

 

(Обсидиановая бусина со снежинкой). В месяц Волка ты укрываешь дом от хищных зверей.

 

(Пестрая агатовая бусина). В месяц снегов ты лелеешь под снегом спящее семя.

 

(Коричневая керамическая китайская бусина с бабочками). В месяц великих ветров ты блуждаешь в нагих полях, не касаясь земли.

 

(Светло-зеленая яшмовая бусина). В месяц начала весны ты приветствуешь первую зелень.

 

(Темно-зеленая яшмовая бусина). В месяц молочных коров травы в твоем саду уже высоки.

 

(Бусина из мохового агата). В месяц высокого солнца ты ждешь своего супруга.

 

(Большая унакитовая бусина). Славься, Герд, Госпожа Огражденного Сада!

 

(Черно-зеленая ореховая бусина). Прошу, береги мое сердце от всякого зла.

 

(Черно-зеленая ореховая бусина). Прошу, береги мои руки от всякой скверны.

 

(Черно-зеленая ореховая бусина). Прошу, береги мой очаг от всякого горя.

 

(Коричневая яшмовая бусина). В месяц покоса ты очищаешь мир от всего, что уже не нужно.

 

(Граненая стеклянная бусина янтарного цвета). В месяц жатвы ты смотришь, как твой супруг ложится под нож.

 

(Граненая стеклянная бусина зеленого цвета). В месяц меда ты снова встречаешь его — Золотого, прошедшего тьму.

 

(Коричнево-красная обсидиановая бусина). В месяц предзимних ветров ты извлекаешь корни из-под земли.

 

(Кроваво-красная стеклянная бусина). В месяц крови ты славишь жизнь, не принесшую плода.

 

(Зелено-белая яшмовая бусина). В месяц темного солнца приносишь ты мир и покой в чужие дома.

 

(Большая унакитовая бусина). Славься, Герд, Госпожа Огражденного Сада!

 

(Черно-зеленая ореховая бусина). Прошу, береги мое сердце от всякого зла.

 

(Черно-зеленая ореховая бусина). Прошу, береги мои руки от всякой скверны.

 

(Черно-зеленая ореховая бусина). Прошу, береги мой очаг от всякого горя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Герд

 

Великанша Герд, супруга Фрейра, гораздо более замкнута и сдержанна, чем Золотой Ван. Она недолюбливает толпу и на большое собрание придет только при условии, что там будет и ее муж, да и то лишь ради него. При этом она будет держаться к нему поближе; обычно они даже едят с одной тарелки. Герд скромна и предпочитает платья с глухим вырезом, длинными рукавами и юбкой в пол, темно-коричневых «земляных» тонов, серые или пыльно-фиолетовые. Она не любит слишком яркого солнечного света, так что стоит приготовить для нее покрывало, которое она при необходимости сможет опустить на лицо. Герд серьезна, погружена в себя и говорит негромко. На столике перед ней лучше положить не цветы, а свежесрезанные лечебные травы. Есть она будет все то же, что и Фрейр, но сама по себе предпочтет корнеплоды. Как и все йотуны, Герд предпочитает напитки покрепче; однажды кто-то поднес ей водку «Серый гусь», и она осталась очень довольна.

 

Без мужа Герд приходит лишь для небольших групп и отдельных людей, нуждающихся в ее помощи или совете. В прошлом ее призывали для проведения очистительных обрядов над женщинами, перенесшими аборт или выкидыш. Если ее помощь понадобится в подобном случае, то перед ритуалом женщине надо будет принять ванну с соленой водой и, возможно, с травами, которые укажет Герд. Кроме того, заварите чай из тех же трав, чтобы Герд смогла сама поднести его женщине, проходящей очищение, и поставьте емкость с чистой соленой водой, чтобы богиня ее благословила. Прислужницы Герд — обязательно женщины — должны стоять молча и держаться незаметно, пока их не позовут.

 

При всей своей замкнутости и скромности Герд не полезет за словом в карман, если ее рассердить: в гневе ее слова язвят и режут до кости. Она великанша; не забывайте об этом и обращайтесь с ней почтительно. Не прикасайтесь к ней, но если она сама пожелает дотронуться до вас, не отстраняйтесь. (Обычно она прикасается только к женщинам — и только к тем, которые нуждаются в утешении.) В лошадки ей годятся только женщины.

 

Рейвен Кальдера

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...