Jump to content
Форум - Замок

КОЛЯДНАЯ ЁЛКА


Настя
 Share

Recommended Posts

Ни для кого не секрет, что новогодняя, она же – рождественская елка не имеет отношения к славянской традиции и была занесена к восточным славянам довольно поздно, только после указа Петра I, повелевшего 1 января считать днем Нового года и «украсить дома от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Еще в начале ХХ в. во множестве крестьянских домов этого обыкновения знать не знали: «в крестьянском быту восточных славян ни рождественское, ни новогоднее украшение домов еловыми ветками и срубленными деревцами в XIX в. привиться не успело» (Агапкина 1997, С. 4). И тем не менее елка в доме на Коляду традиционно присутствовала, пусть и не вез-де… Парадокс, согласен. Дело в том, что любой обряд всегда многовариативен, народ ищет возможные способы его воспроизведения, экспериментируя в разных направлениях. Это не миновало и колядных украшений: вместо соломы, которую и так использовали в изрядном объеме, стали использовать дерево, зеленое даже зимой, что сильно выделяло его в символическом плане из прочих пород – ель (реже сосну): «В отличие от разнообразных пород деревьев и кустарников, используемых для других видов обрядового деревца, рождественское почти всегда изготовлялось именно из хвойных пород и прежде всего – ели, что нашло отражение в его названиях, ср. укр. «ёлка», «ялыночка», поль. диал. jeglijka, словац. jedlička, chvojka, морав. сhvůja,chvůjka» (Агапкина 1997, С. 4). 
Так, «подлазник» мог быть хвойной веткой: «Местами после расстилания на столе овса или сена хозяин приносит несколько веток смереки или, если может иметь, ели и, омочив ее в воде, окропляет избу и затыкает по ветке за образами, над окнами и дверями избы и в хлеву. Те ветки тоже называют «подлазниками»», «В некоторых домах /…/ делают «подлазнички» из нескольких еловых веток, на которые подвешивают яблоки, груши и орехи. Во время изготовления этих «подлазничков» поют колядки» (Богатырев, С. 162, 164), «В ряде мест пихтовую ветку называют polazňička, ее затыкают в сочельник за образа» (Усачева 1977, С. 54). 
Или же цельным деревцем: в Польше ««подлазник» – елочка, повешенная у потолка на Рождество» (Богатырев, С. 167), «Ель в виде срубленного деревца, его верхушки, веток, венка или гирлянды из еловых веток устанавливали (вешали) на весь период от Рождества до Крещения, втыкали за образа в доме, подвешивали к потолку, ставили в красном углу на лавке или даже на столе» (Агапкина 1997, С. 4). В разных регионах Польши подлазник могли называть sądem, rajskim drzewem, bożym drzewkiem (Strycka, s. 14). 
Помещали его в разных местах дома, в частности, в районе домашнего святилища: елочка-подлазник «убирается кружками, вырезанными из разноцветных облаток, которые нитками привязывают кругом на ветвях и всегда верхушкой вниз вешают в горнице. Она вешается также у балки, в углу под образами, которые обычно двойным рядом заполняют одну стену избы. /…/ Временами также имеют кружки или донца величиной с тарелку, сплетенные из соломы или прутиков, которые украшают колечками из разноцветных облаток по краям, а в самой середине прикрепляют «świat», то есть ажурный шар, весьма мастерски склеенный из облаток. Такой кружок также служит в качестве «подлазнички» и вешается в горнице, а тогда «подлазничка» из елки отходит на второй план и, бывает, переносится на дальнюю балку или затыкается в стену около икон» (Богатырев, С. 155). 
«Подлазник» обычно украшали самыми разнообразными предметами: «В Юрчицах (Краковское воеводство) «подлазник» означает елочку, увешанную сластями, которую девушка красиво убрала и которая повсеместно в Краковском воеводстве называется «сад»» (Богатырев, С. 158); у словаков «в сочельник дети ставят деревце («полазница»- верхушка), на нее вешают груши, яблоки, орехи, также и бумажные розы, цепочки из бумаги» (Богатырев, С. 144), «Деревце украшали выпеченными из теста фигурками – нового года (в виде спеленатого младенца-Христа), зверей и птиц, яркими ленточками, конфетами, бумажными цветами, а под деревцем прятали подарки для детей. Некоторые из этих украшений напоминали и о хозяйственных интересах крестьянства. Так, словаки вешали на еловую ветку веночек из льна, в надежде, что от этого лен уродится богаче» (Агапкина 1997, С. 4); у хорват аналогичную функцию выполняет рождественское деревце božic – «Его вешают над серединой стола. На ветку сосны привязывают разные фрукты /…/. Из бумаги делают корзиночки, в них кладут грецкие орехи и яблоки и привязывают к ветке. Все это оплетают бумажными цепями. /…/ Утром в день Богоявления детям раздают все, что украшало дерево» (Усачева 1978, С. 33). При этом наблюдается сочетание «подлазника»-елки и одного из соломенных украшений: ««Подлазник», «подлазница», «сад» – это верхушка молодой, нетолстой, стройной сосенки, чаще всего елочки, а где ее нет поблизости – смеречки (Picea Dietr.), украшенная навешенными на нее яблоками, орехами, вырезанными облатками, обрезками цветной бумаги; на самом конце прикреплен «świat» из (разноцветных) облаток, и повешенная концом вниз у потолочной балки над столом или лавкой, на которой стоит рождественский ужин» (Богатырев, С. 160-161). 
А вот почему перевернутая, ответить легко. Перевернутым корнями вверх описывалось Мировое Древо, опора мироздания: «На море на Окияне, на острове на Кургане стоит белая береза, вниз ветвями, вверх корнями» (Майков, № 149), «на этом Буяне стоит дуб вверх корнями» (Москвина, № 371), «Наверху (ее) корень, внизу ветви, это вечная смоковница» (Упанишады 2 — 110).

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

ПРО ВОЛХВА И КОЛЯДОВЩИКОВ 

(ИЗ «ПОБРЕХУШЕК») 

 

Настала в Запаршугиной слободе Коляда! Народ медовуху с пивом попивает, веселится всяко, с песнями, с плясками. Колядовщики по дворам ходят, колядками своими хозяев славят, счастья им да здоровья желают, и подарки в мешок собирают. Вот одни ребята-колядовщики тут порешили начать колядовать с дальнего храма, где служил Богам волхв Терпигор. Колядовщики волхва на улочку выкликали, спросили дозволения колядку спеть. Все как водится. Волхв Терпигор отказу от двора давать не стал. Ну, колядовщики и затянули песню свою: 

 

Как ходила Коляда 

По святым вечерам… 

 

Всю колядку до конца спели, волхву в ноги поклонились. Стоят колядовщики, ждут, когда волхв гостинцев им в мешок подаст. А волхв о том и не думает. Поклонился Терпигор колядовщикам в ответ и молвил: 

- Благослови вас Сварог-Батюшка! 

Колядовщики меж собой переглянулись, мол, чего это волхв, обычаев не знает, что ли? Отдарки-гостинцы ж давать надо! Решили колядовщики еще колядку исполнить. Снова в кружок встали, песню завели: 

 

Как пришла Коляда 

Из-за Нова Города… 

 

Под песню отплясывают, головами с харями ряженными потряхивают, колокольцами позвякивают. Всю песню спели, волхву поклонились. Мехоноша уже и мешок для гостинцев наготове держит. Улыбаются все. Волхв Терпигор тоже улыбается, колядовщикам поклонился за песнь и молвит: 

- Ох, молодцы, ребяты! Благослови вас Лада-Матушка! 

Колядовщики опять в непонятии. Переглядываются, плечами пожимают: чего делать-то? Решили еще одну песню запеть – неужто и это не проймет? В полкруг встали, колядку завели: 

 

Мы ходили, мы искали, 

Мы святую Коляду… 

 

На едином духу всю песню пропели! Опять плясали, в ладоши били. Мехоноша свой мешок поширше растопырил, волхву чуть ли не под самый нос подсовывает, на подарки намекает. Спели-сплясали, пот утерли, волхву в ноги опять поклонились. Терпигор аж крякнул от удовольствия: 

- Ну, ей-Боги, хороши колядовщики! Благодарствую вам многажды и благослови вас Перуне Грозен! 

Колядовщики на то и вовсе оторопели. Вот вам и нате! Вместо подарков-гостинцев одни только «спасибочки»! Хотели уже было волхву этому всяких ругательств пообидней в отместку напожелать и уйти, да чегой-то не решились. Оно ведь и понятно, волхв-то - человек Божий, обижать не гоже! Да и поди обидь волхва, коли он, верно, и сам не мало всяких проклятьев знает. Меж собой колядовщики тихонько перемолвились: 

- Может, он ко старости все позабыл уже. Про подарки там всякие, про колядовщиков? Может, как младенец радуется, а разуму и нет?! 

Решили колядку спеть да такую, чтоб там про подарки-гостницы ясными словами говорилось, чтоб даже волхву понятно стало. Старшой рукой махнул и начали петь погромче (а ну как, волхв еще и глуховат?): 

 

Ходят-ходят колядовщики, 

Ходят-ходят, люди добрые… 

 

А как до самых важных то слов дошли, совсем уж громко петь стали: 

 

Подай хлеба с дырочкой, 

Пирожка с начиночкой, 

Поросячью ножку, 

Жарену лепешку! 

 

Ну и все. Поклонились волхву в ноги, шапки позаломали. Мехоноша мешок так растопырил, что вся ватага туда влезть смогла бы. Волхв слезу украдкой утер: 

- Ну, спасибо ж вам, ребятушки, растрогали волхва старенького! Благослови вас за то своими тремя благословеньями сам Велес-Соломистый! 

Колядовщики вконец приуныли: волхв, видать, вовсе беспонятный попался. Тут, значит, старшой колядовщик вышел, шапку в руках мнет да и говорит волхву Терпигору: 

- А вот, владыко, волхв Божий, пожаловал бы ты нам за труды наши чего-нибудь… 

Махнул рукой волхв: 

- Эх! И впрямь, любо-дорого спели, можно пожаловать вас еще и с прибавкой, сверх положенного. Ну, благослови вас Хорс-Зимодар! 

Этакого колядовщики снесть не смогли, голосами охрипшими засипели, руками замерзшими затеребили: 

- Владыко волхв, да как же… Нам бы за песни… Мы ж старались… Столько колядок… Голоса охрипли, все померзли до косточек… Нам бы за труды пожаловать… 

Терпигор уже и с досадой в голосе: 

- Экие, - говорит, - настырные колядовщики пошли! Неужто я вас мало благословил?! 

Старшой колядовщик сипит в ответ: 

- Так ведь четыре колядки спели! 

А волхв ему: 

- А я, - дайте посчитать, - аж пять раз пожаловал вас благословением Именами Божиими! 

Старшой еле губами на морозе шевелит: 

- Ну мы же пели, старались для тебя, владыко волхв. Все окоченели на морозе… 

Волхв задумался малость, ну, и спрашивает: 

- А еще песни колядовочные знаете какие? 

Унылые колядовщики протянули: 

- Знаем еще три песни. 

Волхв поплотнее в шубу закутался и так промолвил: 

- Вижу, совсем вы тут со мной закоченели. Ладно уж, можете не петь эти свои три песенки. Будем считать, что вы мне их спели и сплясали, и что мне все понравилось. А за эти три колядки я вас трижды благословляю именами Мокоши-Судьбинушки, Ярилы Пенного и Трояна Браниборича! 

На том волхв Терпигор распрощался наскоро и скрылся за дверями храма. А унылые и замерзшие колядовщики поплелись обратно в свою Запаршугину слободу, неся с собой совершенно пустой мешок, доверху набитый благословлениями.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...