Jump to content
Форум - Замок

О религиозном диктате в Израиле...


Recommended Posts

В очередной раз дискуссия по поводу поправки к закону в Кнессете скатилось к обсуждению уровня владения ивритом русскоязычными депутатами. На этот раз представителю "Ликуда" Шломо Караи не понравилась оговорка Юлии Малиновской.

Скандал разгорелся во время обсуждения предложения Шломо Караи отменить пункт закона о паспортах, который позволяет репатриантам сразу после приезда в Израиль получить загранпаспорт, на заседании комиссии по делам Кнессета. Идея этой поправки возникла по следам провокационной программы Равива Друкера, вышедшей на телеканале "Решет-13" в конце октября.

Во время обсуждения Малиновская оговорилась. В ответ на эту оговорку Шломо Кари закричал: "Те, кто приезжают из России, никогда не выучат иврит!". Пресс-служба НДИ отмечает, что потребовалось вмешательство председателя комиссии, чтобы призвать Шломо Караи к порядку.

 

Комментируя скандал на заседании парламентской комиссии, Авигдор Либерман в своем Facebook написал: "К сведению Шломо Караи: Саша Аргов, Шауль Черниховский, Александр Пэн, Хана Ровина, Аба Ахимеир, Зеэв Жаботинский, а также Элиэзер Бен-Иегуда - все они они родились в Российской империи и, как видим, выучили иврит".

Пресс-служба партии НДИ отмечает, что кроме поправки к закону о паспортах на комиссии обсуждалось еще одно предложение, которое может негативно сказаться на жизни светского населения. Комиссия утвердила поправку депутата от "Ямины" Бецалеля Смотрича, разрешающая работникам пограничного контроля не работать по субботам.

Одобренные комиссией по делам Кнессета законопроекты поступят на рассмотрение профильных парламентских комиссией.

Link to post
Share on other sites
  • 3 weeks later...
  • Replies 407
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Posted Images

Несколько сотен ультра-ортодоксов «Эда харедит» устроили беспорядки в районе перекрестка Бар-Илан в знак протеста против строительства «зеленой» линии трамвая, которая по плану должна пройти через религиозные кварталы.

Протестующие на несколько часов перекрыли движение наперекрестке Бар-Илан, жгли мусорные баки, ломали ограждения вокруг стройки и поджигали строительную технику. Лидеры «Иерусалимской фракции» призвали членов общины «ясно и недвусмысленно заявить, что трамвай ни в коем случае не пройдет через религиозные кварталы». Раввины «Эда харедит» объявили, что трамвай «осквернит святость еврейских кварталов и породит духовные проблемы».

По сообщению «Хадашот 13», демонстранты причинили большой ущерб имуществу. Полиция применила водомет для разгона толпы, 25 демонстрантов арестованы. У одного из задержанных, по сообщению полиции, нашли дубинку, нож и баллончик с перечным газом.

Link to post
Share on other sites

Во вторник, 15 декабря, в Кнессете состоялось первое заседание лобби, деятельность которого будет посвящена поискам решений проблем во взаимоотношениях религии и государства. "Религия и государство – тихая революция" - такова была тема этой встречи. Лобби возглавила депутат Кнессета от партии "Наш дом Израиль" Юлия Малиновская.

В этой встрече приняли участие представители местной власти, ортодоксальные и консервативные раввины, организации гражданского общества, представители исследовательских институтов, депутаты Кнессета.

Открывая заседание, Юлия Малиновская сказала, что цель этого заседания – показать, как обстоят дела в этой сфере сейчас и как будет развиваться процесс отношений государства и религии.

 

"Необходимо добиться, чтобы больше прав в этой сфере было передано органам местной власти, которые лучше знают нужды жителей своих городов. Важно искать решение проблемы для тех пар, кто не могут заключить брак в своей стране, что с особой остротой проявилось в период коронавируса, когда границы государств закрыты, и невозможно заключить брак на Кипре, в Чехии или в других государствах. К сожалению, предложение законопроекта о временном разрешении заключать браки в иностранных посольствах не получило поддержку в кнессете. Также остается острой проблема субботнего транспорта. Юлия Малиновская представила участникам заседания некоторые данные. Так, в 2018 году вне раввината было проведено 29000 свадеб из них 8000 за границей. По данным социологических исследований, 80% населения не доверяют главному раввинату, и лишь у 9% светских граждан главный раввинат пользуется доверием. Очень важная проблема – вовлечение ультраортодоксального населения в рынок труда. Среди женщин этого сектора работают 76%, в то время как среди светских – 83%. Куда хуже выглядит положение с занятостью мужчин в ультраортодоксальном секторе. Лишь 51% мужчин-ультраортодоксов работают. У светских процент работающих мужчин составляет 87%. При этом, процент работающих мужчин-харедим в последние годы неуклонно снижается. Это будет иметь еще более драматические последствия для страны в будущем, когда, по демографическим прогнозам, процент ультраортодксального населения вырастет от сегодняшних 12% до 30% через 30 лет".

На заседании выступил председатель партии "Наш дом Израиль" Авигдор Либерман. Он, в частности, сказал: "Отношения религии и государства – одна из главных общественных тем со дня образования Государства Израиль, начиная с соглашений Бен-Гуриона с "Агудат Исраэль". Уже в 1950 году была образована Лига против религиозного диктата, и среди первых записавшихся туда были раввин Цви-Иегуда Кук, сын основоположника религиозного сионизма, и Ари Жаботинский, сын основоположника ревизионизма.

Мне жаль, что в деятельности лобби, которое занимается отношениями религии и государства, не принимают участия депутаты от ультраортодоксальных партий и от блока Ямина. Важно подчеркнуть, что депутаты от НДИ не воюют с религией и Галахой. Мы противостоим попыткам использовать религию и еврейскую традицию в политических целях. Ярчайший пример – гиюр, который всегда был в ведении городских раввинов, а сейчас право проводить гиюр у них отобрано. И это связано не с Галахой, а с тем, что религиозный истеблишмент боится раввинов из организации "Цохар", то есть с политической борьбой. Здесь была бы уместна помощь религиозных сионистов от Ямина, но они почему-то избегают этих тем.


Другой пример – изучение базовых предметов в ортодоксальных школах. Как изучение математики и английского противоречит Галахе? Мы – единственная страна, которая финансирует систему образования, запрещающую изучение базовых предметов. Религиозные советы в городах превратились в партийные штабы, нужно вместо них создать отделы религиозных услуг в муниципалитетах. К этому выводу пришли еще в 70-е годы, во времена первого правительства Рабина.

Можно привести еще много примеров того, как дельцы от религии из ШАС и Яхадут ха-Тора превратили ее в инструмент политической борьбы. Этой практике необходимо положить конец".

Раввин Шауль Фарбер, основатель и председатель организации "Итид", заметил, что в этом году исполняется сто лет со дня создания Главного раввината.

"Сегодня Главный раввинат не выполняет свою историческую функцию. Мы – за иудаизм, за религию и за раввинат, но не в той форме, в какой он сейчас функционирует. Мы должны отделить религию от политики".

Мэр Гиватаима Ран Куник отметил, что во время коронавирусного кризиса роль муниципалитета возросла.

"Людей больше, чем раньше, волнует, какова ситуация в их городе, что в нем происходит. Мы видим свое влияние в сфере отношений с религией в двух важных моментах. Во-первых, вопреки пресловутому закону о запрете работы минимаркетов в шабат, в нашем городе минимаркеты в шабат могут работать. Также в шабат открыты кафе и рестораны, разумеется, речь не идет о периоде коронавируса. Во-вторых: мы пустили по субботам бесплатные минибусы. Наши жители могут ездить на море, в места традиционного отдыха. Также мы начали выдавать "теудат зугиют" - удостоверения живущим вместе парам, которые не могут или не хотят регистрировать свои отношения в раввинате. Пары – обладатели таких удостоверений получают все права и льготы, полагающиеся от муниципалитета семейным парам.


Депутат Кнессета Одед Форер (НДИ) заметил, что вмешательство раввинов в политику только мешает им самим, потому что отталкивает от них людей, возмущенных их политическими интригами, раздачей выгодных должностей, другими далеко не духовными делами.

Он отметил важность призыва на армейскую и национальную службы ультраортодоксальной молодежи.

"Если уклонение харедим от долга перед государством будет продолжаться, это может привести к тому, что через несколько лет только 50% израильтян будут служить в армии. Такое положение не только угрожает безопасности страны, но и вызывает растущую неприязнь светских к уклонистам. Огромная проблема в стране также со школьным образованием. 50% школьников, поступивших в этом году в первый класс, не будут учить в дальнейшем математику и естественные науки. Таки образом мы теряем будущее поколение израильских граждан. Между тем, великие раввины прошлого были сильны не только в знании Торы и Талмуда, но занимались и естественными науками, что только углубляло и развивало их понимание религии".

Депутат Кнессета Алекс Кушнир (НДИ) сказал: "Нам нужно прийти к взаимоуважению ценностей друг друга. Я не хочу делать религиозного светским, и я также не хочу, чтобы кто-то пытался навязать мне религиозный образ жизни. Иудаизм - это не только религия, но и культура, и то, что нам хотят показать, будто иудаизм - это только отртодоксальная религия, наносит ущерб всем нам. Чтобы мы могли жить вместе, нам нужно добиться того, чтобы ультраортодоксальные политики будут отделены от давления раввинов".

Депутат кнессета Евгений Сова (НДИ) рассказал, что две его дочери учатся в системе религиозного образования, и я рад, что они воспринимают еврейские ценности. "Как журналист, я всегда пытался убедить человека, считающего себя правильным евреем, полагающего, что только он понимает иудаизм, посмотреть кругом и увидеть других евреев вокруг себя. Я говорю ультраортодоксальным депутатам Кнессета, что если они построят забор между ними и нашими сыновьями, это не решит проблем".


Заместитель мэра Тель-Авива-Яффо Мейталь Лахави рассказала о достижениях городских властей в укреплении светского характера города.

Представительница организации "Свободный Израиль" Шакед Хасон представила индекс свободы в городах, оценивающий по разным параметрам действия муниципалитетов для свободы своих жителей. Самые "свободные" города Израиля – Тель-Авив и Герцлия. Не удивительно, что на последнем 24 месте среди еврейских городов – Бней-Брак.

Мэр Рамат-Гана Кармель Шама ха-Коэн также рассказал о решениях муниципалитета по субботнему транспорту. Некоторые выступающие говорили, что у местных властей могут закончиться деньги на субботний транспорт. Многие вопросы все-таки требуют решения на общенациональном уровне. К сожалению, ультрарелигиозные партии блокируют все компромиссные решения проблем религии и государства.

Завершая заседание, Юлия Малиновская отметила, что это только первая встреча нового лобби.

Речь идет о революции снизу – на уровне местных властей, организаций гражданского общества, раввинов ортодоксального и прогрессивного направлений, понимающих необходимость перемен. И такое давление снизу может привести и к переменам наверху, в высших эшелонах власти.

Link to post
Share on other sites
  • 3 weeks later...

Согласно ежегодному отчету о состоянии ультраортодоксальной еврейской общине Израиля, публикуемому Израильским институтом демократии, в 2020 году ультраортодоксы ("харедим") составляли 12,6% населения страны или 1.175.000 человек. Демографы прогнозируют рост общины до 16% населения страны к 2030 году. Отметим, что в 2009 году "харедим" составляли 10% населения, в 2015 году – 11% населения.

Темпы прироста ультраортодоксального населения в Израиле составляют 4% в год, 60% "харедим" – младше 20 лет, что вдвое выше общеизраильского показателя. Уровень фертильности в последнее десятилетие немного снизился с 7,5 детей до 6,6 детей в период детородного возраста женщины, однако этот показатель все еще заметно выше, чем в любой другой группе населения в Израиле.

 

44% ультраортодоксального населения проживает в двух городах – Иерусалиме и Бней-Браке. Еще 22% харедим живут в городах Модиин-Илит, Бейтар-Илит, Эльад и Бейт-Шемеш.

Только 3% из 347 тысяч учеников ультрарелигиозных школ относятся к системе государственного ульраортодоксального образования. 74,5% учеников учатся в признаваемых государством негосударственных школах, остальные 22,5% учатся в школах, в которых не преподаются базовые предметы (иврит, английский, математика). В то же время в последние годы рост количества учеников в ультрарелигиозной системе образования заметно снизился из-за существенного перехода ультраортодоксальных школьников в государственную религиозную систему образования. В последние годы продолжается тенденция роста участия девочек ультраортодоксального сектора в экзаменах на аттестат зрелости с 31% в 2008/2009 году до 55% в 2017/2018 году, тогда как среди мальчиков отмечено сокращение участия с 16% до 14%. В 2013-2014 годах число взрослых учеников йешив снизилось до 95-96 тысяч человек из-за сокращения государственного финансирования. Однако после возвращения ультраортодоксальных партий в правящую коалицию наметился стремительный рост, и в 2019 году их количество превысило 139 тысяч человек, из которых 90,5 тысяч – женатые мужчины.

В 2020 году, после нескольких лет стагнации, возобновился рост количества студентов-"харедим" в высших учебных заведениях. Количество студенток выросло на 12%, количество студентов – на 3%. Количество "харедим", обучающихся на вторую и третью степени выросло в 2020 году на 17%. Однако в абсолютных числах речь все еще идет об очень маленькой группе населения – 13.100 студентов в целом, из которых 1630 – на вторую и третью степени. К этому следует добавить 4400 харедим, учившихся на курсах технологической профессиональной подготовки, проводимых государством.


Средний доход ультраортодоксального домохозяйства составлял в 2018 году 14,7 тысяч шекелей в месяц брутто, тогда как еврейского не ультраортодоксального домохозяйства – 23,2 тысячи шекелей в месяц брутто. Расходы ультраортодоксального хозяйства составляли 14.6 тысяч шекелей в месяц, расходы не ультраортодоксального хозяйства – 16,9 тысяч шекелей в месяц.

Однако общие цифры не учитывают количества детей в ультраортодоксальных семьях. Доход нетто (после вычета налогов и сборов) на душу населения в ультраортодоксальной семье – 3,9 тысячи шекелей, в не ультраортодоксальной – 7,5 тысячи шекелей, расходы на душу населения, составляют, соответственно, 2,2 тысячи и 4,7 тысячи шекелей в месяц.

В средней ультраортодоксальной семье доходы от пособий и дотаций составляют 3577 шекелей в месяц и на них приходится 24% семейного дохода. В не ультраортодоксальной семье доходы от пособий и дотаций составляют 2157 шекелей, которые составляют только 9% семейного дохода. Расходы на уплату налогов в ультраортодоксальной семье – 1500 шекелей в месяц, в не ультраортодоксальной семье – 4,5 тысячи шекелей в месяц.

Начавшийся в 2003 году рост занятости среди ультраортодоксальных мужчин застопорился в 2015 году, после возвращения ультраортодоксальных партий в правяющую коалицию, и составляет около 53%. В то же время уровень занятости ультраортодоксальных женщин продолжил расти и достиг 77%.

Несмотря на сопротивление духовных лидеров, продолжается быстрое проникновение компьютеров и доступа в интернет в ультраортодоксальные дома. За первые три месяца эпидемии доля харедим, имеющих доступ к интернету, выросла на 5% до 66%. Такой же рост был зафиксирован за весь 2019 год.

Link to post
Share on other sites

В субботу, 2 января, вечером, наряд полиции был вызван на улицу Бар-Илан в Иерусалиме, где десятки местных жителей окружили частный автомобиль и швыряли в него камни. Некоторые из камнеметателей были задержаны.

Также некий металлический предмет был брошен в сторону полицейских и попал в шею одному из офицеров полиции. Помощь ему была оказана на месте.

Поиск лиц, подозреваемых в причастности к "камнепаду", продолжается.

 

Улица Бар-Илан проходит через квартал, большинство жителей которого принадлежат к ультраортодоксальной общине; в субботу часть этой улицы закрыта для движения транспорта.

Link to post
Share on other sites
  • 3 weeks later...

Полицейские подверглись нападению в ходе операции по прекращению массового мероприятия в ультраортодоксальном квартале Эзрат Тора.

Местные жители бросали в сторону полицейских камни и тяжелые предметы. Один из камней попал в окно автомобиля и осколками был ранен полицейский. Ему оказана медицинская помощь.

Link to post
Share on other sites

Пресс-служба правоохранительных органов сообщила, что в Эльаде во инспекции полицейские обнаружили открытую йешиву.

Вопреки запрету министерства здравоохранения и правительства в учебном заведении находились около сотни студентов.

Полицейские потребовали от студентов разойтись по домам. Штраф в размере 5 тысяч шекелей был выписал директору йешивы за нарушение карантийных постановлений.

Link to post
Share on other sites

Верховный суд отклонил требование главного раввината, который хотел законодательно запретить «пронос» квасного в больницы на Песах. После этого Ассоциация за свободу религии ХАДУШ пытается добиться аналогичного и в армии.

Известно, что в ЦАХАЛ соблюдается кашрут в принципе, поэтому на Песах запрещено употребление хлеба на закваске и других продуктов, которые подходят под определение «хамец».

В обращении ассоциации сказано: «Запрещение употреблять пищу в ЦАХАЛе некошерную пищу на Песах и в другое время года  — это нарушение свободы выбора, свободы действий и свободы религии несоблюдающими евреями, солдатами-неевреями и гражданскими лицами. Также очевидно, что эта политика представляет собой религиозное принуждение».

В письме сказано, что употребление некошерной пищи никак не влияет на кошерность посуды или еду в общих столовых, но солдат имеет право есть все, что он хочет на своей частной территории и из своей посуды.

От солдат поступают жалобы, что при входе на базу у них обыскивают сумки, некошерное отбирают и уничтожают.

Генеральный директор ХАДУШ, раввин иадвокат Ури Регев, сказал: «Мы успешно справились с этим в области воинских захоронений, и теперь мы считаем, что внесем изменения в область грубых нарушений религиозной свободы в отношении кашрута. Мы гордимся своей способностью внести свой вклад в укрепление идентичности Израиля как еврейского и демократического государства, в котором демократия не менее важна, чем иудаизм».

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

×
×
  • Create New...